Научная статья на тему 'Эколого-экономическое обоснование установки шумозащитных экранов вдоль железнодорожного полотна'

Эколого-экономическое обоснование установки шумозащитных экранов вдоль железнодорожного полотна Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
441
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ШУМОЗАЩИТНЫЙ ЭКРАН / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / УРОВЕНЬ ШУМА / ЗВУК / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ГОРОД

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Сайфуллин В.Р.

В данной работе освещается проблема шумового загрязнение от железнодорожного транспорта, а так же рассматривается актуальность установки шумозащитных экранов, и рассчитывается экономический аспект их установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономическое обоснование установки шумозащитных экранов вдоль железнодорожного полотна»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070

Исходя из расчетов мы, видим, что сумма от загрязнения земель на нашем участке относительно мала, но на всей территории вдоль железной дороги она может оказаться гораздо выше, и превышать сотни тысяч рублей.

Список использованной литературы

1. Химик сайт о химии. [Электронный ресурс] Нефтепродукты. URL: http://www.xumuk.ru/encyklopedia72/2863.html (дата обращения 03.12.2016)

2. Ecolo Desire Возрождение экологии. [Электронный ресурс] Загрязнение земель нефтепродуктами. URL: http://www.ecolodesire.ru/desecs-570-1.html (дата обращения 03.12.2016)

3. Биржа курсовых и дипломных работ. [Электронный ресурс] Влияние железнодорожного транспорта на природные ресурсы. URL: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-59167 (дата обращения 03.12.2016)

4. Diplomba. [Электронный ресурс] Токсичность нефти и нефтепродуктов, опасность обращения с ними. URL: http://diplomba.ru/work/131679 (дата обращения 03.12.2016)

5. StudFiles. [Электронный ресурс] Экономическая оценка экологического ущерба. URL: http://www.studfiles.ru/preview/5788297/page:2/ (дата обращения 03.12.2016)

6. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (утв. Роскомземом 10 ноября 1993 г. и Минприроды РФ 18 ноября 1993 г.).

7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (дата обращения 03.12.2016)

© Сайфуллин В.Р., 2017

УДК 504.055

В.Р. Сайфуллин

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова студент 4 курса Института информационных технологий и инженерного образования

Научный руководитель Е.В. Шанина

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

кандидат технических наук, доцент г. Абакан, Российская Федерация

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УСТАНОВКИ ШУМОЗАЩИТНЫХ ЭКРАНОВ

ВДОЛЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОЛОТНА

Аннотация

В данной работе освещается проблема шумового загрязнение от железнодорожного транспорта, а так же рассматривается актуальность установки шумозащитных экранов, и рассчитывается экономический аспект их установки.

Ключевые слова

железная дорога, шумовое загрязнение, шумозащитный экран, частный сектор, уровень шума, звук,

загрязнение, город.

Одним из факторов оказывающих негативное влияние на человека является шум. Шумом называется нежелательный или тревожный звук. Звук становится нежелательным, если он ухудшает качество жизни человека и мешает его нормальной жизнедеятельности [1].

Раздражающие шумы бывают биотического и абиотического происхождения. Биотические шумы это естественные шумы, не являющиеся шумовым загрязнением. Шумовое загрязнение относится к абиотическим факторам, включающим в себя различные виды транспорта, а так же антропогенную

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

деятельность человека [2]. Главным источником абиотического шумового загрязнения являются транспортные средства — автомобили, поезда и самолёты.

В данной работе рассматривается шумовое загрязнение от железнодорожного транспорта на территории частного сектора, анализируется возможность создания шумозащитных экранов на этом участке и рассчитывается экономический аспект их создания.

Железнодорожный вокзал города Абакан изначально строился на окраине, но в процессе развития города он переместился в центр, с этим и связана его специфика, состоящая в том что, сам вокзал и пути, отходящие от него, на многих участках располагаются непосредственно вблизи жилых домов и дорог. Рассматриваемый нами участок находится в непосредственной близости от железнодорожных путей (Рис. 1), протяженность участка составляет примерно 1 км.

Рисунок 1 - Рассматриваемый участок

Шумовое загрязнение на рассматриваемом участке исследовалось на расстоянии 25, 50 и 100 метров от железнодорожных путей, результаты измерения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Значения уровня шума

Расстояние, м Среднее значение шума при прохождении поезда, дБ(А)

25 73,1

50 68,20

100 64,25

Из таблицы видно, что значения уровня шума превышают норму 55 дБ на 10 - 18 дБ и следовательно для этой территории целесообразно будет установить шумозащитные экраны.

Шумозащитные экраны - это специальные сооружения, которые используют для понижения уровня шума различного происхождения, в том числе от автомобильного транспорта, железных дорог, аэропортов

[3].

Шумозащитные экраны изготавливают из следующих материалов: бетон, сталь, алюминий, дерево, полимерные материалы.

На рассматриваемом участке предлагается использовать шумозащитные экраны из профилированных листов метала. Подобные конструкции уже нашли применение на некоторых участках вдоль железной дороги. Уровень снижения шума измеренный, на участке железнодорожных путей при прохождении через металлический экран составил 15 дБ. При установке таких экранов уровень шума в зоне их действия будет

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

снижен с 73,1 до 58,1 дБ [4]. Кроме того, с увеличением расстояния шум будет продолжать падать и его уровень станет благоприятен для местных жителей. Стоимость одного метра металлических экранов составляет примерно 8600руб. Затраты на их приобретение и установку на исследуемом составят 8,6 млн.руб. Список использованной литературы

1. Noise Pollution | Air and Radiation | US ЕРА[Электронный ресурс] URL: http://www.epa.gov/air/noise.html (дата обращения 17.12.2016).

2. Голубничий А.А., Шимкив А.В., Сайфуллин В.Р. Сезонные колебания шумовой нагрузки линейных источников загрязнения урбанизированной среды большого города. // Электронный журнал «Международный студенческий вестник» 2014.

3. Nado-zabor.ru. [ Электронный ресурс] Шумопоглащающие и шумоотражающие экраны для комфорта и тишины. URL: http://nado-zabor.ru/article/printsip-dejstviya-shumopogloshhayushhih-e-kranov (дата обращения 18.12.2016).

4. Шанина Е.В., Сайфоллин В.Р. Определение шумового загрязнения от железнодорожного транспорта на примере города Абакана натурным и расчетным методами // Международный научный журнал «Инновационная наука» № 11/2015 в 3 частях, Ч. 2., Уфа: Аэтерна, 2015. - С.112-114.

© Сайфуллин В.Р., 2017

УДК 628.161.3

Д.Д.Тагибаев

старший преподаватель Южно-казахстанского государственного университета имени М. Ауезова, г.Алматы, Республика Казахстан e-mail: dd_tagibaev@mail. ru

ФИЛЬТРОВАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕРНИСТЫХ ФИЛЬТРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

Аннотация

В статье приведены сравнительные динамические данные пористости зернистых фильтрующих материалов.

Ключевые слова

Фильтрование, динамическая пористость, межзерновое пространство, фильтрующий материал.

Геометрическая структура зернистой пористой среды оказывает значительное влияние на ее гидравлическое сопротивление, как при фильтровании однородных жидкостей, так и при фильтровании суспензий. В последнем случае структура фильтрующей среды влияет не только на темп прироста потери напора, но и на время защитного действия фильтрующей загрузки.

Основной характеристикой геометрической структуры зернистой фильтрующей среды является пористость. Однако при фильтровании через пористую среду из зернистых материалов не все межзерновое пространство участвует в движении очищаемой жидкости вследствии образования жидкой пленки на поверхности зерен фильтрующего материала и застойных зон в местах соприкосновения отдельных зерен загрузки. Следовательно, реальная (динамическая) пористость всегда меньше геометрической величины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.