Научная статья на тему 'Расчет ущерба окружающей среде от загрязнения почв нефтепродуктами на территории'

Расчет ущерба окружающей среде от загрязнения почв нефтепродуктами на территории Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2032
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / УЩЕРБ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ПОЧВА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сайфуллин В. Р.

В работе представлен результат расчета размера ущерба окружающей среде от загрязнения нефтепродуктами почвы на участке частного сектора прилегающего к железнодорожным путям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет ущерба окружающей среде от загрязнения почв нефтепродуктами на территории»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

функцию от входных данных и передаёт её на выход. Тогда выход всей системы и результаты измерения качества её работы будут, по сути, случайной величиной. Если мы захотим изменить один из модулей и посмотреть, как это повлияет на систему в целом, мы опять же не получим никакой полезной информации. Если в некотором из модулей системы распознавания заложена ошибка алгоритмического характера или ошибка в принятии решений, его поведение будет напоминать поведение рассмотренного выше модуля со случайной функцией внутри. Система распознавания, в которой изначально содержат проблемы не более одного модуля - скорее теоретическая абстракция. Это ещё больше усложняет тестирование подобных систем. При внесении изменений в один из модулей следует протестировать его поведение независимо от других (а все модули, как мы говорили выше, полностью взаимосвязаны).

Список использованной литературы 1. Krizhevsky A., Sutskever I., Hinton G. E. Imagenet classification with deep convolutional neural networks //Advances in neural information processing systems. - 2012. - С. 1097-1105.

© Парасич А.В., Парасич В.А. 2017

УДК 504.054

В.Р. Сайфуллин

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова студент 4 курса Института информационных технологий и инженерного образования

Научный руководитель Е.В. Шанина

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

кандидат технических наук, доцент г. Абакан, Российская Федерация

РАСЧЕТ УЩЕРБА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОЧВ НЕФТЕПРОДУКТАМИ НА ТЕРРИТОРИИ

Аннотация

В работе представлен результат расчета размера ущерба окружающей среде от загрязнения нефтепродуктами почвы на участке частного сектора прилегающего к железнодорожным путям.

Ключевые слова

железнодорожный транспорт, нефтепродукты, ущерб, окружающая среда, железная дорога, загрязнение

земель, почва.

Наиболее распространёнными загрязнителями в железнодорожной отрасли являются нефтепродукты. Нефтепродукты это смеси газообразных, жидких и твердых углеводородов, получаемые из нефти и попутных газов [1]. В состав нефтепродуктов входит смесь углеводородов метанового, нафтенового и ароматического рядов [2].

Среди основных причин загрязнения железнодорожных путей нефтепродуктами выделяют их утечку из цистерн и неисправных котлов, а так же заправку колесных букс [3]. При попадании нефтепродуктов в почву ухудшается ее структура, повышается кислотность, накапливаются патогенные микроорганизмы, происходит деградация и депрессия почвенной микрофлоры и нарушение почвенного микробиоценоза и биоценоза в целом. Оценка общего экономического ущерба в результате этих процессов составляет сотни миллиардов рублей ежегодно [4].

Под загрязнением окружающей среды понимается поступление загрязняющих веществ и энергии в ОС, свойства и количество которых приводит к ухудшению ее состояния [5].

Возможные или фактические экономические, экологические и социальные потери, возникающие в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070_

результате нарушения природоохранного законодательства, аварий и катастроф, а так же при осуществлении хозяйственной и антропогенной деятельности человека, называется эколого-экономическим ущербом, причиняемым окружающей среде. Проявление ущерба происходит в виде потерь природных, трудовых, материальных, и как следствие финансовых ресурсов; ухудшения социально-гигиенических условий проживания населения; изменений экономического потенциала страны.

Ущерб от загрязнения земельных ресурсов выражается в количественном и качественном изменении состава и свойств почвы, снижении сельскохозяйственной значимости и деградации земель [5].

Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды является комплексной величиной и представляет собой общую сумму затрат, возникающих у объектов в пределах загрязненной зоны [5].

В данной работе рассматривается экономический ущерб от загрязнения земель нефтепродуктами от железнодорожного транспорта. Рассматриваемый участок железной дороги проходит в непосредственной близости от жилой застройки и в связи с этим загрязнение почв несет прямую угрозу здоровью проживающего там населения.

Расчет ущерба от загрязнения земель нефтепродуктами проводился на основе взятых в пяти точках проб почвы, площадь участка расчета равна 50м2. Точки отбора проб указаны на карте.

Рисунок 1 - Карта с расположением участков взятия проб

Согласно, «Порядка определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами» [6], размеры ущерба от загрязнения земель рассчитываются по следующей формуле:

П = !п(Нс х S(i) х Кв х Ка(0 х Кз(0 х Кг) , [7]

где П - размер платы за ущерб от загрязнения земель одним или несколькими химическими веществами, тыс.руб.;

Нс - норматив стоимости сельскохозяйственных земель, тыс.руб./га;

S(i) - площадь земель, загрязненных химическими веществами, га;

Кв - коэффициент пересчета в зависимости от периода времени по восстановлению загрязненных сельскохозяйственных земель;

Ка(^ - коэффициент пересчета в зависимости от степени загрязнения земель химическими веществами;

Кз(0 - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории экономического района;

Кг - коэффициент пересчета в зависимости от глубины загрязнения земель

П = 188 х 0,05 х 5,6 х 0,3 х 1,1 х 1,0 = 17,371 тыс.руб.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-2/2017 ISSN 2410-6070

Исходя из расчетов мы, видим, что сумма от загрязнения земель на нашем участке относительно мала, но на всей территории вдоль железной дороги она может оказаться гораздо выше, и превышать сотни тысяч рублей.

Список использованной литературы

1. Химик сайт о химии. [Электронный ресурс] Нефтепродукты. URL: http://www.xumuk.ru/encyklopedia72/2863.html (дата обращения 03.12.2016)

2. Ecolo Desire Возрождение экологии. [Электронный ресурс] Загрязнение земель нефтепродуктами. URL: http://www.ecolodesire.ru/desecs-570-1.html (дата обращения 03.12.2016)

3. Биржа курсовых и дипломных работ. [Электронный ресурс] Влияние железнодорожного транспорта на природные ресурсы. URL: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-59167 (дата обращения 03.12.2016)

4. Diplomba. [Электронный ресурс] Токсичность нефти и нефтепродуктов, опасность обращения с ними. URL: http://diplomba.ru/work/131679 (дата обращения 03.12.2016)

5. StudFiles. [Электронный ресурс] Экономическая оценка экологического ущерба. URL: http://www.studfiles.ru/preview/5788297/page:2/ (дата обращения 03.12.2016)

6. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (утв. Роскомземом 10 ноября 1993 г. и Минприроды РФ 18 ноября 1993 г.).

7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (дата обращения 03.12.2016)

© Сайфуллин В.Р., 2017

УДК 504.055

В.Р. Сайфуллин

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова студент 4 курса Института информационных технологий и инженерного образования

Научный руководитель Е.В. Шанина

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

кандидат технических наук, доцент г. Абакан, Российская Федерация

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УСТАНОВКИ ШУМОЗАЩИТНЫХ ЭКРАНОВ

ВДОЛЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОЛОТНА

Аннотация

В данной работе освещается проблема шумового загрязнение от железнодорожного транспорта, а так же рассматривается актуальность установки шумозащитных экранов, и рассчитывается экономический аспект их установки.

Ключевые слова

железная дорога, шумовое загрязнение, шумозащитный экран, частный сектор, уровень шума, звук,

загрязнение, город.

Одним из факторов оказывающих негативное влияние на человека является шум. Шумом называется нежелательный или тревожный звук. Звук становится нежелательным, если он ухудшает качество жизни человека и мешает его нормальной жизнедеятельности [1].

Раздражающие шумы бывают биотического и абиотического происхождения. Биотические шумы это естественные шумы, не являющиеся шумовым загрязнением. Шумовое загрязнение относится к абиотическим факторам, включающим в себя различные виды транспорта, а так же антропогенную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.