Научная статья на тему 'Загрязнение почв г. Абакана нефтепродуктами вдоль железнодорожных путей'

Загрязнение почв г. Абакана нефтепродуктами вдоль железнодорожных путей Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
144
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПРОДУКТЫ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПОЧВА / УЧАСТОК / ЭКСПРЕСС МЕТОД / ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Сайфуллин В. Р.

В работе представлен результат исследования почв вдоль железнодорожных путей на предмет загрязнения их нефтепродуктами. Оценен вклад железнодорожного транспорта в загрязнение почвы рядом расположенной селитебной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Загрязнение почв г. Абакана нефтепродуктами вдоль железнодорожных путей»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

Таблица

Сравнение технических характеристик крупноразмерных плит на основе древесины

№ п/п Расход материалов Масса, кг Расчетная

Конструкция Древесина, м3 Фанера, м3 Асбестоцемент-ные листы,м3 Утеплитель, м3 нагрузка, кН/м2

1 Плита

коробчатого сечения с 2мя 0,99 0,288 0,41 708,8 3

фанерными обшивками

2 Плита с 2мя

основными продольными ребрами 0,98 0,18 0,156 0,936 722,2 2,4

Из полученных результатов можно сделать вывод, что первый вариант конструирования плиты является во всех аспектах выгоднее второго. Во-первых плита коробчатого сечения проще в изготовлении и состоит из меньшего состава материалов; во-вторых, при заданных размерах выдерживает нагрузку больше, чем плита с двумя ребрами; в третьих, она меньше в массе и объем используемых материалов у нее меньше. Список использованной литературы:

1. СП 64.13330.2011 Деревянные конструкции, М.2011 г.

2. Рахматуллин А.Р. Аспекты объемно-планировочных и конструктивных решений производственных зданий, определяющие эффективность их ревитализации в городе Белгороде// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015.№ 5. С. 58-62.

3. Страхова А. С. , Унежева В. А. Инновационные технологии в строительстве как ресурс экономического развития и фактор модернизации экономики строительства // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. 2016. № 6. С. 263-272.

© Попкова О.А., Абакумов Р.Г., 2016

УДК 504.054

В.Р. Сайфуллин

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова студент 4 курса Института информационных технологий и инженерного образования

Научный руководитель: Е.В. Шанина Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

кандидат технических наук, доцент г. Абакан, Российская Федерация

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВ Г. АБАКАНА НЕФТЕПРОДУКТАМИ ВДОЛЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ

Аннотация

В работе представлен результат исследования почв вдоль железнодорожных путей на предмет загрязнения их нефтепродуктами. Оценен вклад железнодорожного транспорта в загрязнение почвы рядом расположенной селитебной территории.

Ключевые слова

Нефтепродукты, железнодорожный транспорт, загрязнение, окружающая среда, почва, участок, экспресс - метод, железная дорога.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

Железная дорога представляет собой отчужденную у природной среды полосу, искусственно приспособленную к движению поездов. На долю железнодорожного транспорта приходится 80% грузооборота и 40% пассажирооборота транспорта общего пользования России. В связи с этим потребляется большое количество природных ресурсов и большое количество загрязняющих веществ с выбросами попадает в атмосферу [1].

В работе проводилось исследование почв на наличие нефтепродуктов в непосредственной близости от железнодорожных путей. На выбранном участке железная дорога проходит в непосредственной близости от частного сектора, жители которого напрямую испытывают все негативные воздействия железнодорожного транспорта.

Отбор проб почвы проводился методом конверта с глубины 10 и 20 см. в точках A; B; C; D; E; находящихся в пределах санитарно-защитной зоны и точке Х (фоновая точка) расположенной за границей санитарно-защитной зоной. Точки A; B; C расположены в 25 метрах друг от друга, а точки A; D; E на расстоянии 10 метров, точка X рассоложена на расстоянии 150 метров от железнодорожных путей и является фоновой, расположение точек указано на карте (рисунок 1).

Рисунок 1 - Карта-схема расположения участков отбора проб

Анализ почвы на наличие нефтепродуктов проводился с помощью комплекта контрольного оборудования «БЖЭ» экспресс - методом, с использованием тест - комплекта «Масло и нефтепродукты» [2].

Предварительно готовили почвенную вытяжку методом экстракции. Далее исследования почвенной вытяжки на наличие в ней нефтепродуктов проводили методом бумажной хроматографии[3]. Расчет концентрация нефтепродуктов в исследуемых пробах проводили по формуле:

г _ Мпр

°нп V ,

где Мнр - масса НП в пробе, определенная по графику (рис. 2), мг; Уп- объем воды, взятой на анализ, л. [3].

I Л 7,0 . 6.0 8 w I 4.0 3,0 2,0 1.0 /

/

t /

/

/

-

0 12345678 Длина пятна НП, мм Зависимость длины пятна от массы нефтепродуктов в пробе

Рисунок 2 - Зависимость длины пятна от массы нефтепродуктов в пробе.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-2/2016 ISSN 2410-6070_

В настоящее время на территории России не разработаны единые критерии оценки уровня загрязнения почвы нефтью и нефтепродуктами [4]. Однако согласно Методическим рекомендациям [5], утвержденным Минприроды России 15.02.95, Роскомземом 28.12.94 и Минсельхозпродом России 26.01.95 ориентировочно допустимая концентрация (ОДК) нефти в почве составляет 1000 мг/кг.

Результаты содержания нефтепродуктов в почве (мг/кг) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Содержание нефтепродуктов в почвах мг/кг

Глубина отбора проб A B C D E Х

10 см 80 12 12 80 56 0

20 см 56 6 12 38 22 0

Из таблицы видно, что допустимая норма содержания нефтепродуктов в почвах не превышена ни в одной из точек. При этом практически во всех точках с двукратным увеличением глубины содержание нефтепродуктов уменьшается в 2 - 2,1 раза. Список использованной литературы:

1. Биржа курсовых и дипломных проектов. [Электронный ресурс] Влияние железнодорожного транспорта на природные ресурсы. URL: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-59167 (дата обращения 01.11.2016).

2. Cristmas-plus.ru [Электронный ресурс] Комплект контрольного оборудования для лаборатории безопасность жизнедеятельности и экология БЖЭ. URL: http://christmas-plus.ru/oemproducts/classkits/bge (дата обращения 01.11.2016).

3. Руководство по анализу воды. Питьевая и природная вода, почвенные вытяжки / Под ред. А.Г.Муравьева. - СПб.: «Крисмас+», 2011.

4. ГН 2.1.7.2041-06. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве. Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 февраля 2006 г. №7470 // КонсультантПлюс.

5. Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель. Письмо Минприроды России от 09.03.1995 № 25/8-34 // КонсультантПлюс.

© Сайфуллин В.Р., 2016

УДК 677.697

Сошенко М. В., к.т.н., доцент, Лебедева М. В., к.ф-м.н., доцент, Кочетов О. С., д.т.н., профессор, Российский государственный социальный университет, (РГСУ)

е-тай: [email protected]

РАСЧЕТ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ С ТЕПЛОУТИЛИЗАТОРОМ КИПЯЩЕГО СЛОЯ

Аннотация

Приведен расчет системы вентиляции с теплоутилизатором кипящего слоя для гребнечесального цеха ОАО «Троицкая камвольная фабрика», находящегося в г. Троицке Московской области.

Ключевые слова

Система вентиляции, теплоутилизатор, кипящий слой, гребнечесальный цех.

Для гребнечесального цеха ОАО «Троицкая камвольная фабрика», находящейся в г. Троицке Московской области сумма теплопоступлений от всех источников для теплого периода года будет равна [1,с. 128]:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.