Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
5. Шнипер Р.И. Регион. Диагностика и прогнозирование. - Новосибирск: Знание, 1996.
6. Янкевич В.С.,БезруковаН.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. - М.: Финансы и статистика, 2002.
ПОЛЯКОВА Т.В.
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ ГОРОДОВ
Строительная отрасль в целом и градостроительный комплекс, в частности, являются основополагающими элементами национальной экономики, от надежного и эффективного функционирования которых непосредственно зависит уровень жизни граждан России.
Развитие городских поселений тесно связано с поступательным развитием производительных сил, углублением общественного разделения труда, в том числе его пространственной формы, что приводит к чрезвычайному усложнению территориальной структуры городского хозяйства и расселения. Современный город с одной стороны представляет собой наиболее динамично развивающийся социально-экономический комплекс, а с другой - фокус наиболее острых проблем, важнейшее место среди которых занимает постоянно усиливающееся загрязнение окружающей среды. Спектр воздействия современных городов на компоненты окружающей среды оказывается чрезвычайно широким, в отдельных случаях превышая их собственный радиус в 50 раз.
Совокупность этих и других факторов приводит к снижению инвестиционной активности и как следствие - к снижению эффективности использования средств в области градостроительной деятельности. Даже при наличии достаточной ресурсной базы и технологической инфраструктуры эффективное развитие городов предполагает дальнейшее совершенствование организационно-экономического сопровождения проектно-строительной деятельности, важной составной частью которого выступает генеральный план города.
Генеральный план является единственным превентивным инструментом управления взаимосвязанным комплексом экономических, социальных и экологических процессов, определяющих тенденции, перспективы и эффективность развития городских территорий на ранних этапах инвестиционного процесса.
Однако принятие управленческих решений по средне- и долгосрочному планированию градостроительной деятельности связано со значительным количеством неопределенностей, совокупность которых, с одной стороны, не позволяет в полной степени использовать накопленный научный и практический потенциалы в области градостроительства, а с другой - определяет инвестиционный климат, а следовательно, условия эффективной реализации градостроительной деятельности. Принятие планировочных и инвестиционных градостроительных решений в условиях неопределенности сопряжено с различного рода рисками и необходимостью управления ими. В связи с этим, разработка эколого-экономи-ческого механизма инвестиционной политики развития городов с целью принятия обоснованных градостроительных решений на ранних этапах инвестиционного цикла является актуальной научно-практической проблемой, реализация которой возможна при решении следующих задач:
- определения роли и места генерального плана развития городской территории в инвестиционном процессе.
- оценки экологической ситуации в городской среде и экологических принципов разработки генеральных планов городских поселений.
- анализа экономических аспектов и уточнения концепции эколого-экономического механизма инвестиционной политики в градостроительстве.
- обобщения методов управления рисками различной природы как инструмента реализации инвестиционной политики в градостроительстве.
- разработки эколого-экономического механизма инвестиционной политики в градостроительстве, учитывающего многообразие и взаимосвязь экономических, экологических, территориальных и социальных факторов.
Состояние окружающей среды городов вызывает огромную тревогу, существуют различные точки зрения на содержание экологических проблем города. Односторонними можно считать их сведение только к санитарно-гигиеническим вопросам, проблемам рационального формирования городской среды или к борьбе за биологическое равновесие в городской среде.
Поступательное развитие производительных сил города создает специфическую высоко урбанизированную среду, где сосредоточена большая часть городского населения. На урбанизированных территориях происходит интенсивное замещение естественных биогеоценозов урбоценозами, появляются новые взаимосвязи между природными и антропогенными компонентами, образовавшимися в результате градостроительной деятельности, формируются новые качества. На территории городов формируется множество антропогенных геологических процессов и явлений, сильнейшие изменения претерпевают гидрографическая сеть и подземные воды. Основным негативным последствием хозяйственной деятельности и главной экологической проблемой остается материальное и физическое (энергетическое) загрязнение компонентов городской среды и вызываемое этим ухудшение здоровья населения. Весьма актуальной аспектом экологической ситуации в городской среде остается проблема рационального использования территорий.
Комплексная экологическая оценка должна охватывать все основные компоненты окружающей среды, включая пофакторную и интегральную оценки. Классическая школа градостроительства всегда рассматривала систему «город-среда». При этом сосуществуют два противоположных подхода. Согласно первому урбанизация наносит невосполнимый ущерб окружающей городской среде, разрывая веками сложившиеся связи человека с природой. Второй подход, наоборот, утверждает, что окружающую среду можно сохранить не вопреки урбанизации, а только благодаря ей, посредством последовательной реализации экологических принципов при разработке генеральных планов городов. В тоже время анализ концепций развития современных городов показывает, что реализация экологических целей при разработке генпланов в основном ограничивается средствами планировочной организации и связана с широко распространившейся теорией и практикой «планировочного зонирования».
При разработке генеральных планов экологическая оценка должна дополняться социально-экономической, направленной на выявление значимости последствий изменения окружающей среды для производственной и непроизводственной сфер экономики, а также внеэкономической сферы жизни общества. Чем выше уровень загрязнений окружающей среды, тем больше затраты на их предотвращение (до 40% от стоимости основного строительства). Рост этих затрат может сделать убыточным дальнейшее развитие городского поселения. С другой стороны, чем ниже затраты на охрану городской среды, тем больше ущерб от загрязнения и других нарушений. Именно совокупность этих показателей должна быть положена в основу принятия обоснованных решений в области градостроительной деятельности.
В условиях, когда на первый план выдвигается задача не только создания новых городов, но и интенсивного развития пространственных и социально- организационных характеристик жизни населения в уже созданных городских поселениях проектирование генеральных планов, как и любое другое долгосрочное проектирование, связано со значительным количеством неопределенностей, совокупность которых определяет инвестиционный климат, а следовательно, условия эффективной реализации градостроительной деятельности. Принятие планировочных и инвестиционных решений в условиях неопределенности сопряжено с рисками и соответствующими методами их управления [1].
Обобщая различные подходы к определению природы риска, можно сформулировать её основные моменты: неопределенность - объективное условие существования риска; толерантность - субъективная составляющая риска; необходимость принятия решения - субъективная причина существования риска; будущее - источник риска; величина потерь - основная угроза от риска; возможность потерь - степень угрозы от риска; взаимосвязь «риск-доходность» - стимулирующий фактор принятия решений в условиях неопределенности. Приме-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
нительно к градостроительной деятельности и инвестиционной политике в данной сфере наиболее полно категорию риска можно охарактеризовать как уровень недополучения экономического, социального, градостроительного и экологического результатов, что требует управления соответствующими видами риска. При этом только экономические риски имеют экономическую и нормативно-правовую обоснованность. Факторы, обусловливающие другие виды риска при перспективном планировании городских поселений до настоящего времени не имеют ни того, ни другого. В результате этого их влияние на градостроительный инвестиционный цикл до сих пор если и учитывалось, то косвенно, даже несмотря на большую вероятностью значительных экономических потерь в будущем, которые могут резко снизить рентабельность градостроительной деятельности.
Градостроительство как экономический процесс представляет собой непрерывную инвестиционную деятельность. Поэтому в современных рыночных условиях узкая трактовка генерального плана как базового документа, определяющего лишь формы, структуру, последовательность и сроки градостроительной деятельности, устарела. Генеральный план должен разрабатываться в рамках обоснования инвестиций в хозяйственный комплекс города при различных стратегиях его развития. Исходя из этого, основной целью выработки нового подхода к разработке генерального плана города является создание единого градостроительного документа, комплексно охватывающего архитектурно- планировочные, социально-экономические и экологические аспекты жизнедеятельности города и направленного на создание благоприятной среды обитания с учетом складывающегося рынка инвестиций, проектирования, строительства и продаж. Генеральный план должен стать базовым долгосрочным градорегулирующим документом, определяющим условия и стратегию реализации различных инвестиционных программ и проектов, обеспечивающих поступательное развитие рынка труда, капиталов, ресурсов, рациональное использование которых обеспечит получение прибыли инвесторами и городом, а также достижение эффективного и устойчивого развития рассматриваемой территории на заданный период времени. С учетом этого предлагаемая нами концепция эколого-экономического механизма инвестиционной политики в градостроительстве может быть сформулирована следующим образом: достижение требуемых показателей производственно-экономического и эколого-социального развития города возможно достичь путем рассмотрения его генплана как долгосрочного инвестиционного проекта с адаптацией к его особенностям методологии риск-менеджмента, что предполагает принятие комплексных управленческих решений, объективно лучших по своим характеристикам на любом этапе и в любых эколого-экономических условиях развития застроенной территории.
Градостроительные риски характеризуют возможность социальных и экономических потерь в городе вследствие принятия инвестиционных решений в условиях неопределенности, обусловленной развитием неблагоприятных гидрологических (гидрологический риск) и геологических (геологический риск) процессов. Эти факторы являются взаимосвязанными, а их совокупность определяет стабильность функционирования и долговечность жилой и промышленной застройки, транспортных магистралей, инженерной инфраструктуры, зеленых насаждений и других объектов городской среды.
При разработке инвестиционной политики в области градостроительства ними выявлена взаимосвязь в системе архитектурно-планировочных, социально-экономических и экологических аспектов, совокупность которых обеспечивает развитие градостроительного процесса на рассматриваемой территории.
Архитектурно-планировочная программа, призвана определить фактические объемы капитальных вложений на проектно-изыскательские работы, возведение зданий и сооружений различного назначения, а так же на реконструкцию, модернизацию, переоборудование и перепрофилирование уже существующих на рассматриваемой территории объектов в соответствии со структурой и содержанием генерального плана ее развития. Основными принципами планирования городских поселений традиционно выступают зонирование городской территории как способ экономико-правового регулирования использования земель и связанных с ними объектов недвижимости; транспортная доступность, структурирующая экономическое пространство города и принцип «оптимизации» проектных решений.
Социально-экономическая программа направлена на учет интересов потребителей, производителей, органов государственной и муниципальной власти, сосредоточенных на эко-
номически активной территории города, выступающей в роли «многопрофильного предприятия», осуществляющего свою деятельность на рыночных принципах, в резуль-тате которой формируются расходы и доходы и ведется перераспределение вновь созданных материальных благ. Определению стратегии развития города предшествует моделирование ее «физических» форм на основе сопоставления концепций «концентрация» - «рассредоточение», диалектическое единство и противоположность которых стимулирует рост деловой активности, влияет на деконцентрацию населения, обеспечивает рациональное использование всех видов ресурсов и поддержание сбалансированного социально направленного развития городских поселений.
Экологическая программа направлена на предупреждение негативных воздействий урбанизированной территории на компоненты окружающей среды и создание хорошо отлаженной системы функционирования городского поселения, способной поддерживать экологическое равновесие, под которым понимают такое динамическое состояние городской среды, при котором обеспечиваются саморегуляция и воспроизводство атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвенного покрова, растительности и животного мира.
Институциональный анализ призван обеспечить возможность успешного выполнения инвестиционной программы с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки.
Из изложенного выше следует, что инвестиции в градостроительство подвержены более широкому спектру рисков, чем другие вложения. Инвесторы покупают не только объекты недвижимости, но и определенный набор внешних условий и ограничений, на которые необходимо вносить определенные поправки, т.е. учитывать факторы риска. При этом критерий принятия инвестиционных решений можно сформулировать следующим образом: инвестиционная политика в градостроительстве может считаться эффективной, если ее «доходность» и «риск» сбалансированы в приемлемой для участников пропорции.
Под «доходностью» инвестиционной политики следует понимать одну из общепринятых экономических категорий, характеризующую соотношение результатов и затрат. При этом определение термина «доходность» не противоречит понятию «эффективность», определение которой, как правило, дается для случая полной определенности, т.е. когда Риск =0 [2, 3].
Поэтому применительно к сфере инвестирования в градостроительство риск рассмотрен нами как возможность потерь, возникающих вследствие необходимости принятия инвестиционных решений в условиях неопределенности. Для удобства идентификации и последующего анализа факторов риска нами разработана классификационная схема рисков, сопутствующих процессу инвестирования в градостроительную деятельность.
Экономические риски характеризуют недополучение финансового результата вследствие необходимости принятия инвестиционных решений в условиях неопределенности, обусловленной возможностью возникновения неблагоприятных производственно-строительных и инвестиционных условий.
Производственно-строительные риски связаны с убытками, вызванными нарушениями проектного и строительного циклов вследствие воздействия различных технологических факторов, определяющих эффективность использования основных и оборотных фондов. Они проявляются, прежде всего, в сознательном или вынужденном невыполнении участниками проекта своих обязательств в рамках инвестиционного цикл.
Инвестиционные риски характеризуют убытки, вызванные недоучетом основных условий вложения капитала.
Экологические риски описывают возможность потерь, возникающую вследствие необходимости принятия инвестиционных решений в условиях неопределенности, обусловленной негативным влиянием различного рода загрязнителей на компоненты окружающей среды и здоровье населения. При этом население испытывает на себе многосредовое негативное воздействие, обусловленное загрязнением всех основных воздействующих сред: атмосферного воздуха, воды, продуктов питания, почвы. Кроме того, необходимо учесть возможность одновременного воздействия факторов экологического риска не только из разных сред, но и различными путями поступления в организм: ингаляционно, перорально, накожно. Интегральная оценка ущерба от набора загрязнителей предполагает аддитивность их воздействия т.е. возможность суммирования порождаемых ими рисков.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2
Комплексной мерой риска, характеризующей городскую территорию, служит потенциальный территориальный риск - пространственное распределение вероятности негативного воздействия определенного уровня, представляющее собой потенциал максимально возможного экологического риска для конкретных объектов воздействия, находящихся в данной точке городской территории.
Как правило, потенциальный территориальный риск оказывается промежуточной мерой опасности, используемой для оценки индивидуального (частота поражения отдельного человека в результате воздействия негативных факторов) и популяционного (коллективного) рисков, когда речь идет о возможности ранжирования экологического риска по различным группам населения.
На этапе определения стратегии управления рисками нами рассмотрены основные группы мероприятий, позволяющих минимизировать риски, сопутствующие инвестиционной деятельности в градостроительстве: диверсификация рисков, позволяющая распределить риски между всеми участниками градостроительной деятельности; увеличение доли отчислений на непредвиденные обстоятельства и управление рисками в рамках генерального плана.
Выработке стратегии управления риском предшествует расчет величины риска (определение численного значения параметра, наиболее полно характеризующего данный вид риска) и шкалирование его уровня величины риска (выделение и обоснование интервальных значений параметров, характеризующих степень опасности данного вида риска).
С учетом принятой ранее классификации процедура расчета рисков выполнена нами отдельно по группам градостроительных, экономических и экологических рисков.
Для количественной оценки и шкалирования градостроительных рисков, характеризующих снижение геологической устойчивости городской территории, нами использована прямая оценка величины поднятия уровня грунтовых вод и тех последствий, которые могут иметь место в результате этого в конкретном типе грунта.
Величина экономического риска, характеризующая уровень финансовых потерь в условиях инвестиционной деятельности, может быть выражена через:
1. Статистические показатели: среднее квадратичное отклонение результата (СКО); вероятность события; размах вариации (разница между максимальным и минимальным значением фактора); дисперсию и др.
2. Монетарные показатели: снижение рентабельности, недополученный доход, величина упущенной выгоды, альтернативные издержки и др. Однако для адекватного описания экономического риска они должны учитывать и его вероятностную характеристику. В силу этого экономический риск инвестиционной деятельности должен определяться как произведение вероятности наступления отрицательного события Р на один из приведенных выше монетарных показателей.
Шкалирование экономического риска различно при использовании статистических и монетарных показателей. Так в случае статистических показателей возможно непосредственное ранжирование самого риска, а при монетарном подходе - только его вероятностной компоненты.
Оценка экологических рисков заключается в определении ущерба здоровью с учетом данных о виде и уровне загрязнения, токсических свойствах веществ и путях воздействия на человека. Количественно оцениваются две величины:
- для канцерогенного риска - вероятность получения ракового заболевания в результате воздействия ¡-того загрязнителя. Она представляет собой безразмерную величину, которая характеризует число случаев раковых заболеваний, приходящихся на 1 миллион жителей, проживающих на рассматриваемой городской территории.
- для неканцерогенного риска - индекс опасности получения неракового заболевания в результате воздействия ¡-того загрязнителя.
При выборе стратегии управления рисками были использованы общепринятые подходы, которые в соответствии с предложенными выше шкалами предполагают: сохранение условно безопасных уровней риска; разработку мероприятий по снижению опасных уровней рисков и передачу чрезвычайно опасных рисков третьей стороне, реализуемую посредством механизма страхования.
На этапе финансирования рисков и определения основных показателей градостроительного инвестиционного проекта определены условия финансирования рисков при разработке генерального плана города с учетом снижения нагрузки на бюджет, привлечения внебюджетных источников финансирования, расширения налогооблагаемой базы для выплат и поступлений в бюджет, а также показателей конъюнктуры рынка (соотношения спроса и предложения, условий реализации объектов недвижимости, налоговой, кредитной поддержки и т.п.) [4].
Для определения оптимального сочетания «риск-доходность» нами выделены и рассмотрены три возможных подхода:
1. Подход «максимум выигрыша» - из всех вариантов вложений капитала выбирается вариант, дающий наибольший результат при приемлемом для инвестора риске.
2. Подход «оптимальная вероятность» - из возможных решений выбирается то, при котором вероятность получения финансового результата является приемлемой для инвестора.
3. Подход «минимум риска» - из всех возможных вариантов выбирается тот, который позволяет получить ожидаемый результат при минимальном риске.
При этом выбор наилучшего подхода к финансированию должен определяться всей совокупностью конкретных градостроительных условий и присущих им факторов риска и должен быть ориентированы не столько на финансовое обеспечение желаемого конечного результата, сколько на стимулирование адекватного перетока капитала, в основном частного.
И так, разработанный нами эколого-экономический механизм инвестиционной политики в градостроительстве требует:
- обязательного составления архитектурно-планировочной, социально-экономической и экологической программ развития рассматриваемой территории, а также проведение институционального анализа;
- выявление причин и обоснование критериев оценки рисков, сопутствующих инвестиционному проектированию в области градостроительства, по группам градостроительных, экономических и экологических рисков;
- требует расчета величины градостроительных, экономических и экологических рисков, шкалирование и контроль их уровней с последующим выбором стратегии управления рисками, предусматривающей возможность их сохранения, уменьшения или передачи;
- определение источников финансирования рисков при разработке генерального плана города, определение основных показателей по группам архитектурно-планировочных, социальных, экономических и экологических параметров градостроительного инвестиционного проекта, а также принятие решения об его эффективности
Практическая значимость разработанного механизма инвестирования развития городов заключается в использовании содержащихся в ней теоретических и методологических разработок, выводов и рекомендаций для обоснования принятия экологически обоснованных и экономически эффективных управленческих решений на любых этапах развития городской территории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубров А.М. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: Учеб. пособие / А.М. Дубров, Б.А. Лагоша, Е.Ю. Хрусталев; Под ред. Б.А. Лагоши. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 176 с.
2. Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций М., Дело 1998. - 256 с.
3. ЧернякВ.З. Экономика строительства и коммунального хозяйства. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003.-623 с.
4. Швандар В.А., Базилевич А.И. Управление инвестиционными проектами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №2 Часть 2