Научная статья на тему 'Экономический механизм формирования земельных участков в городских условиях, как основной компоненты налогооблагаемой базы'

Экономический механизм формирования земельных участков в городских условиях, как основной компоненты налогооблагаемой базы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ВОДООХРАННАЯ ЗОНА / ГОРОДСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корогод В. А.

Предлагается комплексная модель экономической оценки формирования земельных участков в городских условиях, как основной компоненты налогооблагаемой базы, учитывающей качество окружающей природной среды и интересы хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический механизм формирования земельных участков в городских условиях, как основной компоненты налогооблагаемой базы»

Для облегчения принятия объективных управленческих решений на основе внутренней отчетности следует:

- дополнять фактические показатели плановыми, а также данными предшествующих периодов, что позволяет видеть развитие событий во времени, их динамику, а также выявлять существенные отклонения от плана для последующей «работы» с ними (выявление причин отклонений, виновников, принятие соответствующих решений);

- дополнять отчетные формы текстовыми пояснениями (например, о причинах отклонений);

- осуществлять классификацию информации в отчетных формах (например, в порядке возрастания или убывания показателей, благоприятные и неблагоприятные изменения и т.п.);

- осуществлять расчет соответствующих аналитических показателей, (например, маржинального дохода, рентабельности, безубыточности, отклонений в натуральных единицах и процентах и т.д.).

В тоже время, если учет выступает основным поставщиком информации, то пригодной для принятия эффективных управленческих решений она становится в результате управленческого анализа, который позволяет уменьшить неопределенность исходной ситуации и риск, связанный с выбором правильного решения, выявить внутренние резервы предприятия, его стратегические проблемы.

Являясь исключительно внутренним, управленческий анализ дает возможность определить конкурентоспособность продукции, результаты и возможности увеличения объемов производства и продаж за счет лучшего использования средств и предметов труда, трудовых ресурсов, выработать политику ценообразования и стратегию управления затратами по центрам ответственности и отклонениям, оценить ассортимент и качество продукции, взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли.

Реализация всех вышерассмотренных мероприятий, на наш взгляд, позволит максимально приблизить используемую сейчас методологию отечественного бухгалтерского учета в сельском хозяйстве к рыночной действительности, стандартизировать процедуры внедрения управленческого учета, обозначить пути его дальнейшего совершенствования и развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет / М.А. Вахрушина. 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИКФ Омега-Л, 2005. 448 с.

2. Кузьмина М.С. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отраслях производственной сферы: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. 208 с.

3. Управленческий учет: Учебное пособие / Под редакцией А.Д. Шеремета. М.: ФКБ-ПРЕСС, 1999. 512 с.

4. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ. /Под ред. Я.В. Соколова. М.:Финансы и статистика, 2002. 416 с.

5. Хоружий Л.И. Проблемы теории, методологии, методики и организации управленческого учета в сельском хозяйстве. М.: Финансы и статистика, 2004. 496 с.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ, КАК ОСНОВНОЙ КОМПОНЕНТЫ

НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ

КОРОГОД В.А.

Ростовский государственный строительный университет, аспирант, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162.

Предлагается комплексная модель экономической оценки формирования земельных участков в городских условиях, как основной компоненты налогооблагаемой базы, учитывающей качество окружающей природной среды и интересы хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: земельный участок; налогообложение; водоохранная зона; городские территории; экономическая эффективность

Коды классификатора JEL: H 21

С переходом на рыночные отношения в важнейших секторах экономики оценка земли и её налогообложение становится важнейшим элементом системы управления городом. Об этом свидетельствует принятие целого ряда нормативных документов, касающихся системы налогообложения и платежей за использование земельных ресурсов.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Под экономическим эффектом использования земельных ресурсов г. Ростова-на-Дону при совершенствовании мероприятий по охране окружающей среды, понимается результативность характеризующаяся получением взаимно - организационной системы землепользования, налоговой и инвестиционной политикой управления территории региона и достижение наибольших объемов производства.

Важным экономическим ресурсом муниципального хозяйства является территория города и расположенные на ней природные ресурсы. Их сохранение, рациональное использование и воспроизводство являются прямой задачей органов местного самоуправления. В то же время территория города является объектом собственности (частной, муниципальной или федеральной), в отношении которой муниципалитеты имеют право на получение платы (налога или арендной платы) за пользование территорией и природными ресурсами.

Одной из приоритетных задач политики и стратегии развития городов является уменьшение негативного влияния на окружающую среду и обеспечение перехода к эффективно - устойчивому развитию, при котором сбалансировано решаются проблемы эколого-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей природной среды.

Основными составляющими этой стратегии являются:

• повышение эффективности использования земли, путем всестороннего анализа ценности территории;

• экологическое совершенствование действующих инженерных коммуникаций и вновь возводимых сооружений;

• экологическое совершенствование природоохранного законодательства;

• активное вовлечение в энергетическую систему возобновляемых источников энергии;

• утилизация, переработка и рециркуляция отходов в качестве вторичного сырья;

• развитие комплексного подхода к решению проблем развития поселений[11];

• создание системы рекультивации земель, нарушенных в процессе строительства и освоения новых территорий;

• перевод городского транспорта на экологические виды топлива;

• формирование единого информационного комплекса для анализа воздействия на окружающую природную среду и его влияния на здоровье населения;

• создание комплексной системы механизмов, которая бы регулировала взаимоотношения хозяйствующих субъектов и муниципалитетов.

Таким образом, территория города может рассматриваться как специфическая налогооблагаемая среда, основным элементом которой выступает городская недвижимость: к которой относится земельный участок с находящимися зданиями и сооружениями.

Основным атрибутом объекта недвижимости в зарубежном [5] и российском законодательстве признается земельный участок.

В соответствии с [10] учет земельных участков как объектов капитального строительства подразумевает проведение мероприятий по описанию и индивидуализации объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Такие меры проводятся с целью изучения состояния планируемых земель к освоению, а также получения информации об их количественном и качественном состоянии для уточнения или установления местоположения объектов городского развития, их границ [4], выявления неиспользуемых или же нерационально используемых земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений определяется как часть поверхности земли (в том числе поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Эффективное использование территорий способно принести городу значительные доходы, так как в рыночной экономике землепользование является платным. Извлечение прибыли из факта владения и распоряжения земельными ресурсами ограничивается необходимостью соблюдения санитарно-гигиенических, противопожарных и градостроительных нормативов [5] .

Главным достоинством налогообложения недвижимости является определенность объекта налогообложения, здание или сооружение практически невозможно скрыть от учета в налоговых органах.

Таким образом, существенно повышаются доходы местного бюджета и снижаются операционные издержки на взимание налога. Реальные налоги на местном уровне также соответствуют большинству других основных принципов налогообложения. При этом экономическая эффективность от организации использования земли может отражаться на разных уровнях. Первичный эффект заключается в увеличении налогооблагаемой базы на земельные участки и повышение расходов городского бюджета на окружающую природную среду и улучшении ее состояния. В первую очередь это проявляется в снижении объема концентрации вредных веществ в почве и в воде.

Для успешного функционирования любой городской территории необходимо хорошо знать все основные свойства и качества каждого конкретного земельного участка с целью разумного его использования, без нарушения природно-экологического равновесия. Это особенно актуально сейчас, когда разработан Генеральный план города и правила землепользования и застройки, а также начато внедрение нормативно - ресурсного метода планирования территории. Рациональное землепользование может осуществляться только системно, с учетом комплекса факторов.

Основными факторами и препятствиями экономически действенного механизма землепользования являются:

- отсутствие действенных стимулов к экономному использованию природных ресурсов и снижению негативного воздействия на окружающую среду;

- отсутствие рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо - и энергосберегающих технологий;

- явная недостаточность платежей за использование земель необходимых для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов;

- размер платежей за использование землями города, как правило, не позволяет развивать экологические мероприятия по охране окружающей среды [6];

- полное отсутствие платежей за использование земель в водоохранных зонах, характеризующееся невозможностью оформить пользование данными земельными участками[3].

Согласно [2] водоохранная зона представляет собой территорию, примыкающую к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной или иных видов деятельности.

Для разработки стратегической эколого-экономической политики муниципалитетов и принятия адекватных решений по поводу использования земельных ресурсов города находящихся в охранных зонах необходима научная разработка существующих проблем в области налогового и земельного законодательства, совершенствование методов определения и прогнозирования воздействия конкретных экологических мероприятий и сценарии развития экономики.

В настоящее время порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается Налоговым кодексом РФ. Налогооблагаемой базой является площадь земельного участка. Облагаемая площадь выражается в гектарах (для сельскохозяйственных угодий) и квадратных метрах (остальные земли). В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также технические и другие зоны.

Налогоплательщики земельного налога и плательщики арендной платы за земли г. Ростова-на-Дону перечисляют указанные платежи на счета Федерального казначейства с последующим перераспределением доходов от их поступлений между уровнями бюджетной системы РФ по следующим нормативам:

- 50% в бюджет Ростовской области;

- 50% в бюджет г. Ростова-на-Дону.

Экологические платежи поступают и распределяются в основном на общие нужды. Деградация же окружающей среды может быть под контролем, путем повышения налогов и сборов на все территории за рестриктивное использование земельных ресурсов по зонам [9].

Налоговые ставки определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом они не должны превышать 0,3% от кадастровой стоимости земли для:

- земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

- земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства[7].

При проведении землеустроительных и других видов кадастровой деятельности в современных условиях оказалось, что части земельных участков попадающие в отводы водоохранных земель невозможно оформить в собственность[4], следовательно данные части земельных участков не - возможно учесть в городском планировании и налообложении.

Политика не полного обложения данных частей и целых земельных участков земельным налогом приводит к существенным потерям денежных масс бюджетом.

Как показывает анализ земельного законодательства такие земельные участки можно использовать на правах аренды у муниципалитета. Однако, практика землепользования в г. Ростове-на-Дону показывает о многочисленных примерах, когда в решениях относительно установления использования земель в условиях ограничительного использования преобладает система отказа арендных прав на данную территорию ил невозможности законно получить участок в аренду [1].

При этом затрудняется определение границ объектов права собственности для правоприменителей и титульных владельцев земельных участков, сопряженных с водными объектами.

Особый смысл в условиях рыночной экономики приобретает проблема формирования экологического ущерба в рамках определенной территории города. Данный ущерб можно рассчитать при помощи удельного территориального ущерба, широко используемого в мировой практике[8]. Сущность этого показателя сводится к экономической оценке ущерба, сформировавшегося на данной территории. Обычно при его определении исходят из совокупного ущерба, нанесенного единице площади.

Данный подход и его методологические инструменты всегда анализируются и рассматриваются как эколого-экономические компоненты, эффективно воздействующие на содержательную сущность эко-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

логического управления земельными ресурсами города.

Для рационального землепользования в процессе планировки новых территорий необходимо рассматривать размеры предоставляемых земельных участков и механизм экономического регулирования земельных отношений. В таких условиях его содержание приобретает особое значение.

Экономический механизм регулирования земельных отношений должен отвечать следующим требованиям: разграничение объективных и субъективных факторов землепользования, использование земельной ренты, взаимодействие рентных регуляторов с другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т. д.); стимулирование рационального размещения. Основным рычагом экономического регулирования земельных отношений является платность землепользования, которая призвана обеспечить определение объективных стоимостных показателей и размеров определяемых земельных участков на территории городского поселения, создающих равные условия для землевладельцев и землепользователей всех форм собственности и хозяйствования в повышении заинтересованности организации рационального и эффективного использования земель.

Экономическим эффектом создания системы предоставления и распределения земельных участков является взаимная организация системы землепользования городским пространством, создание оптимальных пропорций в структуре земельного фонда города, его территориальном размещении, улучшении экономической, налоговой, инвестиционной земельной политике.

Также необходим переход на более совершенные социально -эколого - экономические отношения путем реализации права каждого юридического или физического лица на получение возможности использования земель в охранных зонах в уже сложившихся территориях на правах собственности, но с учетом ограничения хозяйственной и строительной деятельности в целях охраны окружающей среды и установление специального налога на земли, находящиеся в ограниченном использовании. Однако при планировке различных неосвоенных территорий и в условиях массового освоения новых функциональных территорий, данные отношения следует учитывать и препятствовать повсеместному обустройству и застройке охранных зон.

В этой связи необходимо законодательным и исполнительным органам государственной власти усовершенствовать материальные механизмы природопользования с целью расширения перечня видов ресурсов, используемых на платной основе, дифференциации налогов и платежей в зависимости от рентных особенностей объекта на городской территории. Требуется создать эффективную систему льгот при вовлечении в освоение новых загрязненных территорий хозяйствующих субъектов, обеспечивающих комплексное использование земельных ресурсов города в соответствии с их целевым назначением. Должны быть разработаны эффективные экономические механизмы воздействия при нарушении экологического законодательства и степенью негативного воздействия, субъектам хозяйственной деятельности и населению, нанееенного в процессе нерационального и неэффективного использования городских земель.

Только комплексное и всестороннее преобразование градостроительства и землепользования в рыночные формы хозяйствования позволит сбалансировать доходы и расходы муниципальных бюджетов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андросов И.В. Проблема малых территорий больших городов // Земельный вестник России. 2005. №34. С. 32-33.

2. Водный кодекс РФ №74-ФЗ от 03.06.2006 г.

3. Волков С.Н., Варламов А.А., Лойко П.Ф. Новые земельные отношения в Российской Федерации // Земельный вестник России. 2005. № 1-2. С. 2-8.

4. Зубкова Е.Г. Платность водопользования в экономическом стимулировании природоохранной деятельности // Экология Экономика Информатика «Математическое моделирование в проблемах рационального природопользования» Тезисы докладов Ростов-на-Дону 2000 г. С. 85-87.

5. Микель П. Новая градостроительная политика Франции // Управление развитием территории. 2007. № 2.

4. Правила кадастрового деления и присвоения кадастровых номеров документы земельного кадастра. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

5. Симионов Ю.Ф., Титомиров Н.Н. Экономика градостроительства: Учебное пособие для вузов/ под ред. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ» , 2003. 384 с.

6. Федеральный закон № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости».

7. Филамофитская Н.П. Налогообложение земель на основе кадастровой стоимости // Кадастровый вестник. 2006. № 1. С. 41-44.

8. Чапек В.Н. Экономика природопользования. Серия «Высшее образование». Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2003. С. 44.

9. ЩитинскийВ.А. Градостроительный кодекс РФ даже не обозначает суть стратегического планирования // Управление развитием территории. 2007. № 1.

10. Экономика природопользования: учеб./под ред. Папенова К.В. М.: ТЕИС, ТК Велби, 2006. 928с. С.92

11. Development and the Environment. World Development Report. 2005 P.76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.