УДК 113
ББК Ю623 ГСНТИ 15.01.07 Код ВАК 19.00.01
Шлюндт Светлана Александровна,
кандидат географических наук, доцент, кафедра туризма и гостеприимства, Факультет туризма и гостиничного сервиса, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
ЭКОЛОГО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аксиология; ценностные основания развития личности; аксиосфера экологии; система ценностей; эколого-аксиологическая модель; континуальность.
АННОТАЦИЯ. Проведен анализ влияния биологических факторов на личностное развитие человека в современном обществе. Выявлена роль природной составляющей. Обозначены противоречия в системе «Природа - человек - общество». Обосновывается актуальность разработки модели систем ценностей личности в современном обществе.
Shlyundt Svetlana Aleksandrovna,
Candidate of Geography, Associate Professor of Department of Tourism, Faculty of Tourism and Hotel Service, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
ECOLOGICAL AND AXIOLOGICAL FOUNDATION OF PERSONALITY DEVELOPMENT IN MODERN SOCIETY
KEY WORDS: axiology; value foundations of personality development; axiosphere of ecology; eco-axiological model; system of values; continuality.
ABSTRACT. The article analyzes the influence of biological factors on the personal development of the individual in modern society. It reveals the role of the natural component and marks the contradictions in system «Nature-Man-Society». This research substantiates the relevance of developing a model the system of personal values in modern society.
Процессы, происходящие в современном обществе, свидетельствуют о том, что экологические проблемы сегодня являются важнейшими глобальными мировыми проблемами, которые выявляют противоречия между социумом и природой.
Они обусловлены избыточным антропогенным воздействием на окружающую природную среду.
Поведение человека в окружающем его мире является основным фактором, определяющим как существование планеты Земля в целом, так и условий жизни на ней человека.
С одной стороны, природообразующая деятельность человека часто становится причиной необратимых негативных изменений, приводящих к возникновению опасных экологических ситуаций, таких как экологический кризис или экологическая катастрофа.
С другой стороны, человек за время своего существования на планете Земля создает свой мир идей и вещей, важнейшей частью которого является система ценностей как неотъемлемая часть духовной культуры.
Опираясь на базу именно духовного богатства культуры, человек способен привести в равновесие мир природы и мир культуры. В результате взаимодействия окружающей природной среды и социума в общечеловеческой духовной культуре появляется новая составляющая - экологическая культура, которая представляет собой систему индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы [4, с. 113].
С ее помощью появится возможность изменить условия жизни на Земле к лучшему.
Человек - результат эволюции природы, так как имеет естественное происхождение и неразрывно связан с окружающей природной средой, живет и действует как любое другое живое существо. Он является созидателем, носителем и потребителем духовных ценностей, которые природа без участия людей создать не может. Поэтому сущность каждого индивида включает качества и свойства как природные (биолого-физиологические), так и духовные (интеллектуальные). Таким образом, выделившись из животного мира, человек выступает как строитель и житель природного мира, важнейшей частью которого является экологическая культура (как часть духовной). Формирование человеческого общества является причиной и одновременно результатом развития культуры. Каждая личность в нем вбирает в себя важнейшие проявления экологической культуры общества и формирует свои эколого-культурные ценности. Эти ценности неотъемлемы от человеческого бытия и обусловлены сущностными качествами каждого человека, поэтому можно говорить о том, что происходит «включение» экологических ценностей в структуру сознания каждого индивида. Благодаря этому каждый житель планеты Земля воспринимает окружающий мир природы через призму сформированных у него эколого-аксиологи-ческих оснований.
Особенностью развития современного общества является отношение личности к
© Шлюндт С. А., 2014
действительности. В сложившейся критической экологической обстановке каждый человек понимает, что само существование общества напрямую зависит от личностных качеств каждого.
Изучением вопросов, раскрывающих аксиологические основы поведения личности во взаимосвязи с окружающей природной средой, посвящены многочисленные исследования: В. И. Вернадского, Б. С. Гершунско-го, А. Печчеи, Н. Б. Крылова, В. Н. Сластени-на, И. П. Миронова, Н. П. Худяковой, Е. В. Бондаревской.
Однако анализ литературы на данную тему позволяет сделать вывод о том, что наряду с определенными достижениями сохраняется немало спорных, нерешенных вопросов. Это обусловливает необходимость дальнейшей разработки направления. Поэтому цель статьи раскрыть основы формирования эколого-аксиологических аспектов личности в современном обществе.
Анализ осмысления условий личностного бытия человека позволяет в качестве ключевого понятия назвать ценностное отношение к окружающей природе, без которого существование и развитие личности невозможно [5, с. 47]. Взаимозависимость и взаимосвязь мира природы и человеческой личности выражается в том, что жизнь индивида определяется его развитием в окружающем мире природы, а существование биосферы определяется способностью личности реализовываться во всех сферах общественного бытия и нести ответственность за сохранение и развитие живой оболочки Земли. В современных условиях эта взаимозависимость усиливается, а проблема нравственного развития личности для сохранения человека, духовной культуры и природы в мировом пространстве становится все более актуальной [2, с. 95]. Наиболее важное воздействие на формирование ценностей личности и сохранение ее целостности оказывают природные (биологические) корни, той местности, в которой родился и вырос человек. Так как именно в пространстве природы происходит синтез экологических знаний в экологические ценности, в которых отражена сущность наиболее общих взаимосвязей и процессов в системе «Природа - человек - общество» [2, с. 98].
В настоящее время наблюдается крайнее обострение противоречий в системе «Природа - человек - общество». Важнейшими среди них являются:
• противоречие между развитием духовной сущности человека, благодаря которой происходит осознание ограниченности природных ресурсов, и постоянно растущими потребностями личности на достойную жизнь;
• противоречие между ценностью природы и высокими темпами экономического развития большинства стран мира, влияющими на экологическую безопасность на Земле (между экологической обстановкой и экономическим ростом);
• противоречие между теорией обучения и воспитания экологических ценностей и практикой в повседневном поведении и на производстве;
• противоречие между антропоцентрической основой образовательной системы и становлением экоцентрических отношений в современном обществе.
Разрешение этих противоречий предполагает формирование личности, ориентированной на природосообразную деятельность и воспринимающей окружающую нас действительность как вечную ценность.
На основе проведенного анализа выявления эколого-аксиологических оснований, влияющих на формирование и развитие личности в современном обществе, в его структуре могут быть выделены три пространственных уровня систем ценностей.
Первый уровень - пространство природы, которое является основой для формирования новых ценностей в процессе познания биосферы. На этом уровне происходит наблюдение процессов и явлений окружающей действительности, которые позволяют показать взаимосвязь человеческой деятельности и природных явлений. Раскрываются региональные экологические проблемы. Важнейшую роль в пространстве природы играют ценности, определяющие поведение каждого человека в природной среде. Это, прежде всего, ценности-цели и ценности-средства. Цели отражают основные направления воздействия на живую оболочку Земли, а средства определяют степень воздействия и уровень его необратимости.
Второй уровень - пространство человека. В рамках этого уровня каждый человек рассматривается как часть природы, и предполагается воспитание личности в единстве с природой. Отношения между живой природой и человеком выстраиваются на личной ответственности каждого человека. Основную роль на этом уровне будут определять ценности-взаимодействия, которые регулируют поведение каждой личности в биосфере.
Третий уровень - пространство социума. На этом уровне взаимоотношения между личностями выстраиваются на основании принципа гармонизации коэволюционного развития, генетически исходящего из принципа «благоговения перед жизнью» и принципа социальной ответственности каждого субъекта социума за решение возникающих экологических проблем любого уровня. Ос-
нову пространства социума составляют ценности, обеспечивающие необходимый уровень профессиональной и общественной деятельности. На этом же уровне происходит формирование еще одной подсистемы - подсистемы ценности знаний. Именно ценности экологического знания позволяют грамотно ориентироваться в окружающей информации, решать возникающие задачи на уровне современных научных знаний и технологий.
Все рассмотренные выше уровни являются частью аксиосферы экологии, которая представляет собой сферу общественной жизни, где происходит интеграция всей системы ценностных отношений к миру природы. В ней нашел отражение многовековой опыт взаимодействия людей с окружающей природной средой [6, с. 50].
Таким образом, названные группы ценностей взаимодействуют друг с другом и образуют своеобразную эколого-аксиологичес-кую модель, имеющую континуальный характер, так как выделенные пространства дополняют друг друга, обеспечивая реализацию выделенных ценностей и функционирование аксиосферы экологии в целом. Континуальность модели проявляется также в том, что ценности, сформированные в пространстве природы, определяют ценности пространства человека, которые в свою очередь формируют аксиосферу экологии в современном пространстве общества. Предполагается, что данная модель может стать критерием принятия или непринятия вновь создаваемых ценностей взаимодействия как личности с окружающей природой, так и общества в целом.
Все системы ценностей, представленные в модели, находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. При этом систему ценностей личности и систему общечеловеческих ценностей можно рассматривать как критерии сложной саморазвивающейся системы - всего общества.
Границы всех систем ценностей являются открытыми, т. е. ценности отдельных социальных субъектов могут оказывать влияние на ценностные системы на любом уровне. И наоборот, ценностные системы
социального уровня влияют на ценностные системы остальных уровней.
Показано, что в основе каждого пространственного уровня модели лежит эко-лого-аксиологическое основание, и системообразующим элементом каждой ступени является аксиосфера экологии как основа современного общества.
Анализируя основные составляющие эколого-аксиологическое моделирование в контексте личностного развития необходимо отметить, что расширять и укреплять ак-сиосферу экологии в современном культурном пространстве необходимо в двух основных направлениях, без которых невозможно ее существование и функционирование:
• создание новых ценностей в процессе познания окружающей природы и постоянного взаимодействия со всеми ее компонентами;
• процесс передачи наследия экологических ценностей от поколения к поколению.
Рассматривая концепцию эколого-акси-ологического моделирования в контексте личностного развития, необходимо выделить важнейшую составляющую этого процесса - это усвоение ценностей, которое происходит в ходе обучения [3, с. 132]. В связи с этим необходимо создавать новую образовательную среду в каждом учебном заведении, которая позволит формировать у всех обучающихся в ходе образовательного процесса представление о включенности каждого как объекта природы, во все процессы, происходящие в биосфере и, как следствие, ценностное отношение к природе.
Таким образом, эколого-аксиологичес-кие основания развития личности в современном обществе представляют ее много-аспектность и многоуровневость. Они проявляются на всех этапах развития личности и на всех ступенях, выделенных в структуре современного общества. В современной кризисной экологической обстановке они определяют не только возможность и условия жизни на Земле всех живых организмов, но и само существование планеты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гершунский Б. С. Философия образования : учеб. пос. для вузов. М. : Флинта, 1998.
2. Коротун А. В. Педагогические условия реализации модели формирования правовой компетенции у будущих социальных педагогов // Педагогическое образование в России. 2012. №4.
3. Ларионова И. А. Проблемы интеграции в профессиональной подготовке социальных педагогов и социальных работников // Педагогическое образование и наука. 2008. №2.
4. Михеева Н. А., Жуков П. В. К вопросу об управлении процессом экосоциализации населения России // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 1.
5. Худякова Н. Л. Аксиологические основы поведения : учеб. пос. для вузов. ЧГУ, 2011.
6. Шлюндт С. А. Основные направления функционирования аксиосферы экологии в современном гео-культурном пространстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 4.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.