УДК 372.857
Шлюндт Светлана Александровна
Уральский государственный педагогический университет
alabay2010@mail. т
ФОРМИРОВАНИЕ АКСИОСФЕРЫ ЭКОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ ПРОСТРАНСТВЕ
На основе ретроспективного анализа образов природы в истории человеческой цивилизации в статье выявлены механизмы формирования и функционирования аксиосферы экологии, определены основные направления ее развития в современном глобализирующемся пространстве. Предложена структура современной аксиосферы экологии.
Ключевые слова: социокультурное пространство, аксиосфера экологии, глобализирующееся пространство, культурные ценности, экологическая культура, экологическое образование.
В период активизации глобальных процессов в современном мире происходит смена ценностных основ бытия человека. В таких условиях насущной проблемой современности становится поиск новых базисных ценностей. В связи с этим в культурологическом познании непрерывно возрастает интерес к существующим учениям об отношениях общества и природы. Рассматривать данные взгляды необходимо через призму аксиологии - науки о ценностях бытия. В такой ситуации одним из важнейших вопросов современного научного знания становится вопрос о культурном пространстве современного общества, об акси-осфере как части этого пространства. Актуальной проблемой современного глобализирующегося пространства является вопрос о сохранении жизни на Земле, поэтому и выделение аксиосферы экологии, ее структуры и механизмов функционирования является важным аспектом современной науки.
В последние десятилетия проблема выделения аксиосферы экологии неоднократно рассматривалась учеными. Можно назвать работы Н.Ф. Рей-мерса, Н. Кокшарова, С.Н. Глазачева, Е.В. Асафо-ва, С.В. Павлова, В.Н. Майстренко, Н.К. Кураме-линой. В этих работах дается трактовка понятий «экологическая культура», «экологическое сознание», «экологическое мировоззрение», «экологическая картина мира», «аксиологическое пространство», рассматриваются различные модели познания отношений общества и природы, а также раскрываются теоретико-методологические основы формирования новой модели познания, ориентированной на путь устойчивого развития человечества в условиях глобализирующегося пространства.
Цель статьи - выявить механизмы формирования и функционирования аксиосферы экологии в современном глобализирующемся пространстве. Для этого необходимо рассмотреть динамику взаимоотношений человека с природой от античности до современности, чтобы воссоздать поэтапную картину поступательного хода эволюции экологических воззрений и проанализировать состояние аксиосферы экологии на данном этапе развития общества, что позволит выстроить переход к устойчивому развитию природы и общества в современном пространстве. Во все времена взаимоотноше-
ния между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющим статус цивилизации в истории человечества, духовный климат эпохи. И каждая эпоха оставляла свой след в интерпретации экологической проблемы, в попытках выявления и использования эффективных путей ее разрешения.
Согласно научным данным о происхождении человека, с момента своего выделения из животного мира он предпринимал попытки осмыслить и оценить окружающую действительность. Ценностное отношение человека к миру и природе нашло отражение в трудах Аристотеля (384-322 до н.э.), Плиния Старшего (23-79 н.э.), Р. Бойля (16271691) [5, с. 297]. В настоящее время философы выделяют две основные группы ценностных установок по отношению к природе, которые доминировали в общественном сознании в отдельные исторические периоды [2, с. 69].
Первая система ценностей была характерна для культур древнего мира. Она рассматривала человека в единстве с природой. В основе мировоззрения людей древнего мира был космоцентризм, согласно которому человек должен был жить в гармонии и согласии с природой, не нарушая ее законов. Природа рассматривалась как главный абсолют.
Процесс формирования ценностного отношения к природе посредством воспитания и обучения мы находим также в религиозно-философских учениях Древнего Востока. Древнекитайский философ, основатель даосизма, Лао-Цзы (У1-У вв. до н.э.) считал, что человек не должен нарушать естественный ход событий, он должен жить в согласии с природой, следовать пути дао. Природа ставилась выше человека. В конфуцианстве, другой ведущей религии Древнего Китая, также обосновывается мысль гармонизации отношений человека с обществом и природой.
В древней Индии нравственный потенциал для формирования экологического поведения заложен в экологической этике буддизма. В частности, в таких понятиях, как «карма» - выражение экологической ответственности человека, «ахимса» -принцип ненасилия, «бодхичитта» - доброта и сострадание ко всем живым существам. Джайнизм вообще запрещает убивать любое живое существо,
© Шлюндт С.А., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 5, 2012
35
вплоть до насекомого, т.е. в древних культурах природа была объектом поклонения, почитания, обожествления [4, с. 201]. Значительное внимание природным ресурсам уделено в Ветхом Завете, где четко прослеживается понимание самоценности всего живого.
Таким образом, в культуре Древнего мира начинается формирование основ экологической культуры, разрабатываются представления об идеалах и ценностях поведения человека в природе, о многосторонней ценности природы, складывается система эмпирических знаний о природе и ее компонентах, эмоциональная отзывчивость личности к природе. А вместе с экологической культурой начинается и формирование аксиосферы экологии в культурном пространстве Древнего мира.
В средневековой христианской культуре природа рассматривалась как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек. Но в XIII веке святой Франциск Ассизский выработал учение, согласно которому природные явления важны сами по себе: все объекты материального мира славят Господа по-своему, как и люди. Это новое представление открыло дверь естественным наукам. В период с 1250 по 1600 годы каждый крупный ученый считал себя в первую очередь теологом. Лейбниц и Ньютон - самые яркие тому примеры. Все, кто внес вклад в науку в этот период, были глубоко религиозными людьми [5, с. 300-301].
Отношения человека и природы могут быть рассмотрены только через прогресс науки. Переход от античной науки к современной подготавливался именно в эпоху Средневековья, когда были сформулированы основные научные принципы, ставшие важнейшей ступенью к научному объяснению природных явлений. Следовательно, в Средние века наблюдалась своеобразная теологическая редукция ценности природы, но природа продолжала оставаться важнейшей ценностью для общества, т.е. происходило дальнейшее формирование аксиологического компонента экологической культуры общества. Кроме того, именно в период средневековья начинается формирование системы научных знаний о природе, а также о человеке как составной части природы.
Вторая группа ценностных установок противопоставляет человека природе. Она возникла в период эпохи Возрождения, когда философия приобретала антропоцентрическую направленность, т.е. происходило возвышение человека, формирование представлений о нем как о высшей ценности [2, с. 291-293]. Именно в эпоху Возрождения была выдвинута идея о подчинении природы человеку. Взгляды Ф. Бэкона о покорении природы человеком, а также мысли Р. Декарта о полном подчинении всего живого человеку являются одновременно шагом на пути к науке и дисгармонии в отношениях человека и природы.
Антропоцентрическое мировоззрение становится доминирующим в Новое время благодаря развитию капитализма и утверждению индустриальной цивилизации. Антропоцентризм сыграл важную роль в развитии культуры, предпринимательства и деловой активности. Он способствовал раскрытию творческих способностей человека, укреплял его веру в себя. Однако в настоящее время прежний антропоцентризм исчерпал себя, стал помехой на пути преодоления экологических трудностей. В отношениях между человеком и природой, человеком и культурой возникли экологические проблемы. В этот период учеными формулируются основные законы, правила и принципы всех естественных наук, первые экологические проблемы, формируется система практических умений и навыков взаимодействия с природой, гуманное отношение к природе, осознанное поведение и деятельность в природе [1, с. 89-91].
Значимый вклад в вопрос формирования современной аксиосферы экологии внесли наши отечественные философы. Актуальность философского наследия русских космистов определяется аксиологическим экофильным характером их взглядов, обращенностью к человеку, свободе, творчеству. Они тесно связывали философию с человеческим существованием, поисками смысла жизни, с нравственным возвышением человека и мира, в котором он живет и который формирует его сознание, устремления и надежды. В это время закладывались глубина и системность экологических воззрений, экологических ценностей в культуре общества.
Важную роль в формировании аксиосферы экологии в современном культурном пространстве сыграла экологическая этика, которая является неотъемлемым элементом экологической культуры. Проблемами экологической этики занимались крупнейшие гуманисты ХХ века: А. Швейцер, Э. Ласло, О.Лео-польд, Р. Аттфильд, Л. Уайт [1, с. 131-133].
Термин «экология» происходит от греческого слова «oikos» - дом, родина. Человек является на планете единственным живым существом, у которого два дома, две «родины» - породившая его природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей. Поэтому в XX веке термин «экология» был распространен и на духовную сферу, и в настоящее время можно говорить об аксиосфере экологии в современном обществе, под которой мы понимаем интегральную систему ценностных отношений человека к миру природы. Она несет в себе многовековой опыт взаимодействия общества и природы, в котором представлена сложившаяся система регулятивов взаимодействия общества и природы. Структуру аксиосферы всегда определяет социокультурное пространство, поэтому она изменяется вместе с историческим временем. В современном глобализирующемся пространстве структура аксиосферы экологии может быть представлена в следующем виде (рис. 1).
36
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 5, 2012
АКСИОСФЕРА ЭКОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
I '
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА +
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
+ ~
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
I
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
I
ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СЕБЯ ЧАСТЬЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Рис. 1. Структура аксиосферы экологии
Ретроспективный анализ позволяет сделать следующие выводы: во-первых, процесс формирования аксиосферы экологии происходил на всех этапах исторического развития общества; во-вторых, аксиосферу экологии можно рассматривать как в онтологическом, так и в гносеологическом аспектах.
Онтологический аспект формирования аксиос-феры экологии отражает объективный процесс взаимодействия общества и природы. Основные формы проявления и функционирования аксиосферы экологии в онтологическом плане - это потребности и интересы людей, общества, которые регулируют отношение людей к природе.
Гносеологический аспект рассмотрения аксиос-феры экологии связан с познавательной, практической и оценивающей деятельностью людей по отношению к природной среде и природным ресурсам. С другой стороны, аксиосфера во многом определяет поведение общества и каждого индивида, является регулятором этого поведения. В гносеологическом аспекте заложен высший критерий постижения ценностей - практическая деятельность. Он показывает глубину усвоения ценностей природы социумом.
Таким образом, механизм образования ценностных ориентаций функционирует следующим образом: в ходе онтогенетического развития человек постепенно усваивает определенные ценности, становясь их носителем, а затем эти ценности находят свое отражение в практической деятельности, как отдельного социума, так и общества в целом. Следовательно, ведущим звеном в современной аксиосфере экологии является личность, так как от уровня сформированности системы ценностей у каждого человека зависит уровень сформированности аксиосферы в обществе.
На современном этапе развития общества сфор-мированность аксиосферы экологии проявляется в накопившихся знаниях о ценностях природы и практической деятельности людей по отношению к окружающей природной среде. Поэтому в настоящее время необходимо расширять и укреплять ак-сиосферу экологии в двух основных направлени-
ях, без которых невозможно ее существование и функционирование [1, с. 331-333]:
- создание новых ценностей в процессе познания окружающей природы и постоянного взаимодействия со всеми компонентами природы;
- передача культурного наследия от поколения к поколению.
Под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетические идеалы, а также нормы экологического поведения человека.
Рассматривая формирование аксиосферы экологии на различных уровнях, можно выделить важнейшую составляющую этого процесса - усвоение ценностей, которое происходит в процессе образования индивида. Так, именно через образование совершается постоянная трансляция ценностей в культурном пространстве. Повсеместное включение в образовательный процесс ряда принципов позволит сформировать представления о включенности человека во все природные процессы на всех уровнях (локальном, региональном, глобальном). К этим принципам можно отнести:
1. Фундаментализацию. Она обеспечивает философско-методологические основы экологического знания (гео-, био-, социо-, антропосистем), т.е. получение базовых знаний как естественных, так и гуманитарных наук.
2. Преемственность экологического образования на всех ступенях обучения и на всех этапах жизнедеятельности человека, а также преемственность дисциплин естественнонаучного и гуманитарного цикла.
3. Комплексность. Изучение экологических проблем на глобальном, региональном, локальном уровнях и включенность в них человека.
4. Целостность представления о единстве оболочек Земли, их пространственно-временной дифференциации, диалектики взаимодействия природы и человека, отсутствие фрагментарности сознания у каждого индивида.
5. Междисциплинарность. Взаимосвязь с естественным, социальным и гуманитарным знанием, что позволит показать включенность человека во все процессы на всех уровнях.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 5, 2012
Рис. 2. Механизм функционирования аксиосферы экологии в современном глобализирующемся культурном пространстве
К сожалению, в настоящее время не все принципы в полной мере реализуются в образовательном процессе. Это негативным образом сказывается на состоянии аксиосферы экологии. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы аксиологическое пространство экологии в современных условиях глобализации было распространено в пределах всего глобального социокультурного пространства, т.е. на пространство всей земной цивилизации, так как развитие аксиосферы экологии имеет принципиальное значение для продолжения жизни на Земле. Таким образом, современная аксиосфера экологии - это системное образование, механизм функционирования которого включает в себя ряд компонентов, отраженных на рисунке 2.
Подводя итоги, необходимо отметить, что ядро аксиосферы экологии составляет система ценностей, сложившаяся в ходе истории развития взаимодействия цивилизации с окружающей природной средой. Миссия человека в современном обществе состоит в непрерывном сближении с природой, все более глубоком познании ее законов и внесении в природную стихию разумного созна-
тельного начала. Поэтому процесс формирования аксиосферы экологии в обществе нельзя считать завершенным, он должен продолжаться с учетом всей истории ее формирования. Освоение аксиосферы экологии на глобальном уровне даст возможность каждому человеку принять участие в решении глобальных экологических проблем, позволит на базе аксиосферы экологии построить ноосферу для будущих поколений.
Библиографический список
1. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 152 с.
2. КаганМ.С. Философская теория ценности. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.
3. КиряковаА.В. Аксиология образования: фундаментальные исследования в педагогике. - М.: Дом педагогики, 2008. - 578 с.
4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1986. - 576 с.
5. Шохин В.К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Альфа и Омега. - 1998. - №3. - С. 295-315.
38
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2012