Научная статья на тему 'Формирование аксиосферы экологии в современном глобализирующемся пространстве'

Формирование аксиосферы экологии в современном глобализирующемся пространстве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
187
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / АКСИОСФЕРА ЭКОЛОГИИ / ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕЕСЯ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIOCULTURAL SPACE / AXIOSPHERE OF ECOLOGY / GLOBALIZING SPACE / CULTURAL VALUES / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шлюндт Светлана Александровна

На основе ретроспективного анализа образов природы в истории человеческой цивилизации в статье выявлены механизмы формирования и функционирования аксиосферы экологии, определены основные направления ее развития в современном глобализирующемся пространстве. Предложена структура современной аксиосферы экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecology axiosphere formation in modern globalizing space

In the article, on the basis of the retrospective analysis of images of a nature in histories of a human civilization, mechanisms of formation and functioning are revealed. The basic directions of development of axiosphere of ecology in modern globalizing space are shown. The structure of modern axiosphere of ecology is offered.

Текст научной работы на тему «Формирование аксиосферы экологии в современном глобализирующемся пространстве»

УДК 372.857

Шлюндт Светлана Александровна

Уральский государственный педагогический университет

alabay2010@mail. т

ФОРМИРОВАНИЕ АКСИОСФЕРЫ ЭКОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ ПРОСТРАНСТВЕ

На основе ретроспективного анализа образов природы в истории человеческой цивилизации в статье выявлены механизмы формирования и функционирования аксиосферы экологии, определены основные направления ее развития в современном глобализирующемся пространстве. Предложена структура современной аксиосферы экологии.

Ключевые слова: социокультурное пространство, аксиосфера экологии, глобализирующееся пространство, культурные ценности, экологическая культура, экологическое образование.

В период активизации глобальных процессов в современном мире происходит смена ценностных основ бытия человека. В таких условиях насущной проблемой современности становится поиск новых базисных ценностей. В связи с этим в культурологическом познании непрерывно возрастает интерес к существующим учениям об отношениях общества и природы. Рассматривать данные взгляды необходимо через призму аксиологии - науки о ценностях бытия. В такой ситуации одним из важнейших вопросов современного научного знания становится вопрос о культурном пространстве современного общества, об акси-осфере как части этого пространства. Актуальной проблемой современного глобализирующегося пространства является вопрос о сохранении жизни на Земле, поэтому и выделение аксиосферы экологии, ее структуры и механизмов функционирования является важным аспектом современной науки.

В последние десятилетия проблема выделения аксиосферы экологии неоднократно рассматривалась учеными. Можно назвать работы Н.Ф. Рей-мерса, Н. Кокшарова, С.Н. Глазачева, Е.В. Асафо-ва, С.В. Павлова, В.Н. Майстренко, Н.К. Кураме-линой. В этих работах дается трактовка понятий «экологическая культура», «экологическое сознание», «экологическое мировоззрение», «экологическая картина мира», «аксиологическое пространство», рассматриваются различные модели познания отношений общества и природы, а также раскрываются теоретико-методологические основы формирования новой модели познания, ориентированной на путь устойчивого развития человечества в условиях глобализирующегося пространства.

Цель статьи - выявить механизмы формирования и функционирования аксиосферы экологии в современном глобализирующемся пространстве. Для этого необходимо рассмотреть динамику взаимоотношений человека с природой от античности до современности, чтобы воссоздать поэтапную картину поступательного хода эволюции экологических воззрений и проанализировать состояние аксиосферы экологии на данном этапе развития общества, что позволит выстроить переход к устойчивому развитию природы и общества в современном пространстве. Во все времена взаимоотноше-

ния между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющим статус цивилизации в истории человечества, духовный климат эпохи. И каждая эпоха оставляла свой след в интерпретации экологической проблемы, в попытках выявления и использования эффективных путей ее разрешения.

Согласно научным данным о происхождении человека, с момента своего выделения из животного мира он предпринимал попытки осмыслить и оценить окружающую действительность. Ценностное отношение человека к миру и природе нашло отражение в трудах Аристотеля (384-322 до н.э.), Плиния Старшего (23-79 н.э.), Р. Бойля (16271691) [5, с. 297]. В настоящее время философы выделяют две основные группы ценностных установок по отношению к природе, которые доминировали в общественном сознании в отдельные исторические периоды [2, с. 69].

Первая система ценностей была характерна для культур древнего мира. Она рассматривала человека в единстве с природой. В основе мировоззрения людей древнего мира был космоцентризм, согласно которому человек должен был жить в гармонии и согласии с природой, не нарушая ее законов. Природа рассматривалась как главный абсолют.

Процесс формирования ценностного отношения к природе посредством воспитания и обучения мы находим также в религиозно-философских учениях Древнего Востока. Древнекитайский философ, основатель даосизма, Лао-Цзы (У1-У вв. до н.э.) считал, что человек не должен нарушать естественный ход событий, он должен жить в согласии с природой, следовать пути дао. Природа ставилась выше человека. В конфуцианстве, другой ведущей религии Древнего Китая, также обосновывается мысль гармонизации отношений человека с обществом и природой.

В древней Индии нравственный потенциал для формирования экологического поведения заложен в экологической этике буддизма. В частности, в таких понятиях, как «карма» - выражение экологической ответственности человека, «ахимса» -принцип ненасилия, «бодхичитта» - доброта и сострадание ко всем живым существам. Джайнизм вообще запрещает убивать любое живое существо,

© Шлюндт С.А., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ №» 5, 2012

35

вплоть до насекомого, т.е. в древних культурах природа была объектом поклонения, почитания, обожествления [4, с. 201]. Значительное внимание природным ресурсам уделено в Ветхом Завете, где четко прослеживается понимание самоценности всего живого.

Таким образом, в культуре Древнего мира начинается формирование основ экологической культуры, разрабатываются представления об идеалах и ценностях поведения человека в природе, о многосторонней ценности природы, складывается система эмпирических знаний о природе и ее компонентах, эмоциональная отзывчивость личности к природе. А вместе с экологической культурой начинается и формирование аксиосферы экологии в культурном пространстве Древнего мира.

В средневековой христианской культуре природа рассматривалась как нечто сотворенное Богом и более низкое, чем сам человек. Но в XIII веке святой Франциск Ассизский выработал учение, согласно которому природные явления важны сами по себе: все объекты материального мира славят Господа по-своему, как и люди. Это новое представление открыло дверь естественным наукам. В период с 1250 по 1600 годы каждый крупный ученый считал себя в первую очередь теологом. Лейбниц и Ньютон - самые яркие тому примеры. Все, кто внес вклад в науку в этот период, были глубоко религиозными людьми [5, с. 300-301].

Отношения человека и природы могут быть рассмотрены только через прогресс науки. Переход от античной науки к современной подготавливался именно в эпоху Средневековья, когда были сформулированы основные научные принципы, ставшие важнейшей ступенью к научному объяснению природных явлений. Следовательно, в Средние века наблюдалась своеобразная теологическая редукция ценности природы, но природа продолжала оставаться важнейшей ценностью для общества, т.е. происходило дальнейшее формирование аксиологического компонента экологической культуры общества. Кроме того, именно в период средневековья начинается формирование системы научных знаний о природе, а также о человеке как составной части природы.

Вторая группа ценностных установок противопоставляет человека природе. Она возникла в период эпохи Возрождения, когда философия приобретала антропоцентрическую направленность, т.е. происходило возвышение человека, формирование представлений о нем как о высшей ценности [2, с. 291-293]. Именно в эпоху Возрождения была выдвинута идея о подчинении природы человеку. Взгляды Ф. Бэкона о покорении природы человеком, а также мысли Р. Декарта о полном подчинении всего живого человеку являются одновременно шагом на пути к науке и дисгармонии в отношениях человека и природы.

Антропоцентрическое мировоззрение становится доминирующим в Новое время благодаря развитию капитализма и утверждению индустриальной цивилизации. Антропоцентризм сыграл важную роль в развитии культуры, предпринимательства и деловой активности. Он способствовал раскрытию творческих способностей человека, укреплял его веру в себя. Однако в настоящее время прежний антропоцентризм исчерпал себя, стал помехой на пути преодоления экологических трудностей. В отношениях между человеком и природой, человеком и культурой возникли экологические проблемы. В этот период учеными формулируются основные законы, правила и принципы всех естественных наук, первые экологические проблемы, формируется система практических умений и навыков взаимодействия с природой, гуманное отношение к природе, осознанное поведение и деятельность в природе [1, с. 89-91].

Значимый вклад в вопрос формирования современной аксиосферы экологии внесли наши отечественные философы. Актуальность философского наследия русских космистов определяется аксиологическим экофильным характером их взглядов, обращенностью к человеку, свободе, творчеству. Они тесно связывали философию с человеческим существованием, поисками смысла жизни, с нравственным возвышением человека и мира, в котором он живет и который формирует его сознание, устремления и надежды. В это время закладывались глубина и системность экологических воззрений, экологических ценностей в культуре общества.

Важную роль в формировании аксиосферы экологии в современном культурном пространстве сыграла экологическая этика, которая является неотъемлемым элементом экологической культуры. Проблемами экологической этики занимались крупнейшие гуманисты ХХ века: А. Швейцер, Э. Ласло, О.Лео-польд, Р. Аттфильд, Л. Уайт [1, с. 131-133].

Термин «экология» происходит от греческого слова «oikos» - дом, родина. Человек является на планете единственным живым существом, у которого два дома, две «родины» - породившая его природа и порожденный им самим огромный мир духовных, культурных ценностей. Поэтому в XX веке термин «экология» был распространен и на духовную сферу, и в настоящее время можно говорить об аксиосфере экологии в современном обществе, под которой мы понимаем интегральную систему ценностных отношений человека к миру природы. Она несет в себе многовековой опыт взаимодействия общества и природы, в котором представлена сложившаяся система регулятивов взаимодействия общества и природы. Структуру аксиосферы всегда определяет социокультурное пространство, поэтому она изменяется вместе с историческим временем. В современном глобализирующемся пространстве структура аксиосферы экологии может быть представлена в следующем виде (рис. 1).

36

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 5, 2012

АКСИОСФЕРА ЭКОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

I '

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА +

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

+ ~

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

I

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

I

ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СЕБЯ ЧАСТЬЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Рис. 1. Структура аксиосферы экологии

Ретроспективный анализ позволяет сделать следующие выводы: во-первых, процесс формирования аксиосферы экологии происходил на всех этапах исторического развития общества; во-вторых, аксиосферу экологии можно рассматривать как в онтологическом, так и в гносеологическом аспектах.

Онтологический аспект формирования аксиос-феры экологии отражает объективный процесс взаимодействия общества и природы. Основные формы проявления и функционирования аксиосферы экологии в онтологическом плане - это потребности и интересы людей, общества, которые регулируют отношение людей к природе.

Гносеологический аспект рассмотрения аксиос-феры экологии связан с познавательной, практической и оценивающей деятельностью людей по отношению к природной среде и природным ресурсам. С другой стороны, аксиосфера во многом определяет поведение общества и каждого индивида, является регулятором этого поведения. В гносеологическом аспекте заложен высший критерий постижения ценностей - практическая деятельность. Он показывает глубину усвоения ценностей природы социумом.

Таким образом, механизм образования ценностных ориентаций функционирует следующим образом: в ходе онтогенетического развития человек постепенно усваивает определенные ценности, становясь их носителем, а затем эти ценности находят свое отражение в практической деятельности, как отдельного социума, так и общества в целом. Следовательно, ведущим звеном в современной аксиосфере экологии является личность, так как от уровня сформированности системы ценностей у каждого человека зависит уровень сформированности аксиосферы в обществе.

На современном этапе развития общества сфор-мированность аксиосферы экологии проявляется в накопившихся знаниях о ценностях природы и практической деятельности людей по отношению к окружающей природной среде. Поэтому в настоящее время необходимо расширять и укреплять ак-сиосферу экологии в двух основных направлени-

ях, без которых невозможно ее существование и функционирование [1, с. 331-333]:

- создание новых ценностей в процессе познания окружающей природы и постоянного взаимодействия со всеми компонентами природы;

- передача культурного наследия от поколения к поколению.

Под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетические идеалы, а также нормы экологического поведения человека.

Рассматривая формирование аксиосферы экологии на различных уровнях, можно выделить важнейшую составляющую этого процесса - усвоение ценностей, которое происходит в процессе образования индивида. Так, именно через образование совершается постоянная трансляция ценностей в культурном пространстве. Повсеместное включение в образовательный процесс ряда принципов позволит сформировать представления о включенности человека во все природные процессы на всех уровнях (локальном, региональном, глобальном). К этим принципам можно отнести:

1. Фундаментализацию. Она обеспечивает философско-методологические основы экологического знания (гео-, био-, социо-, антропосистем), т.е. получение базовых знаний как естественных, так и гуманитарных наук.

2. Преемственность экологического образования на всех ступенях обучения и на всех этапах жизнедеятельности человека, а также преемственность дисциплин естественнонаучного и гуманитарного цикла.

3. Комплексность. Изучение экологических проблем на глобальном, региональном, локальном уровнях и включенность в них человека.

4. Целостность представления о единстве оболочек Земли, их пространственно-временной дифференциации, диалектики взаимодействия природы и человека, отсутствие фрагментарности сознания у каждого индивида.

5. Междисциплинарность. Взаимосвязь с естественным, социальным и гуманитарным знанием, что позволит показать включенность человека во все процессы на всех уровнях.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ .№ 5, 2012

Рис. 2. Механизм функционирования аксиосферы экологии в современном глобализирующемся культурном пространстве

К сожалению, в настоящее время не все принципы в полной мере реализуются в образовательном процессе. Это негативным образом сказывается на состоянии аксиосферы экологии. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы аксиологическое пространство экологии в современных условиях глобализации было распространено в пределах всего глобального социокультурного пространства, т.е. на пространство всей земной цивилизации, так как развитие аксиосферы экологии имеет принципиальное значение для продолжения жизни на Земле. Таким образом, современная аксиосфера экологии - это системное образование, механизм функционирования которого включает в себя ряд компонентов, отраженных на рисунке 2.

Подводя итоги, необходимо отметить, что ядро аксиосферы экологии составляет система ценностей, сложившаяся в ходе истории развития взаимодействия цивилизации с окружающей природной средой. Миссия человека в современном обществе состоит в непрерывном сближении с природой, все более глубоком познании ее законов и внесении в природную стихию разумного созна-

тельного начала. Поэтому процесс формирования аксиосферы экологии в обществе нельзя считать завершенным, он должен продолжаться с учетом всей истории ее формирования. Освоение аксиосферы экологии на глобальном уровне даст возможность каждому человеку принять участие в решении глобальных экологических проблем, позволит на базе аксиосферы экологии построить ноосферу для будущих поколений.

Библиографический список

1. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 152 с.

2. КаганМ.С. Философская теория ценности. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.

3. КиряковаА.В. Аксиология образования: фундаментальные исследования в педагогике. - М.: Дом педагогики, 2008. - 578 с.

4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М.: Политиздат, 1986. - 576 с.

5. Шохин В.К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Альфа и Омега. - 1998. - №3. - С. 295-315.

38

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.