ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
УДК 378.1 + 37.013.73 ББК 74.480.4+74.13
ГСНТИ 02.15.61
Код ВАК 09.00.01
Беляева Людмила Александровна,
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
Шлюндт Светлана Александровна,
кандидат географических наук, доцент кафедры туризма, факультет туризма и гостиничного сервиса, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
ЭКОЛОГО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аксиология; ценностные основания образования; аксиосфера экологии; современная образовательная среда вуза.
АННОТАЦИЯ. Обоснована необходимость формирования новой образовательной среды вуза на основе идей глубинной экологии, которая в отличие от классической экологии рассматривается как наука о глубинных внутренних связях социального и духовного бытия человека со всем происходящим на Земле. Важнейшим направлением ее является экологическая аксиология, охватывающая систему ценностей в экологической перспективе - от антропоцентризма к биоцентризму и далее к экоцентризму. С опорой на эти идеи предложена современная модель образовательной среды вуза, ядром которой является аксиосфера экологии.
Belyaeva Lyudmila Aleksandrovna,
Doctor of Philosophy, Professor, Head of Department of Philosophy; Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg. Shlyundt Svetlana Aleksandrovna,
Candidate of Geography, Associate Professor of Department of Tourism, Faculty of Tourism and Hotel Service, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
ECOLOGICAL AND AXIOLOGICAL FOUNDATIONS OF MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER SCHOOL
KEY WORDS: axiology; basic values of education; axiosphere of ecologies; modern educational environment of high school.
ABSTRACT. The article is devoted to the necessity of formation of new educational environment of higher school on the basis of ideas of deep ecology. Deep ecology is a science about deep internal connections of social and spiritual life of man with what is happening on the Earth. An important part of it is ecological axiology, covering the system of values in ecological prospect - from anthropocentrism to biocentrism and further to ecocentrism.
В
ходе модернизации современной системы высшего образования появилась необходимость формирования новой образовательной среды в вузах. Это продиктовано не только новым законом об образовании, в котором указано на необходимость формирования гуманистического характера высшего образования и в качестве приоритетного направления отмечено воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде (3). Одной из объективных причин модернизации высшего образования является обострение глобальных проблем человеческого сообщества, связанных с неумением людей договариваться между собой и вести диалог с природой. Именно образование служит важнейшим средством их решения. Оно влияет на изменение сознания людей, их личностных качеств и отношений к окружающему миру (1, с. 3).
В XXI в. экологическая ситуация на планете свидетельствует о несостоятельности всех проведенных реформ в области регулирования отношений природы и цивилизации. Поэтому в культурном пространстве современного глобализирующегося общества быстрыми темпами возрастает роль экологии как науки, в рамках которой возникло новое направление - глубинная экология, представляющая собой философскую концептуализацию глубинных связей разных сфер жизни человека и областей знаний с экологической проблематикой. В настоящее время уже практически нет ни одной «чистой» науки, все научное знание пронизано и преобразовано экологией. Экология становится ядром формирования современной научной картины мира. По этой причине особое значение приобретает экологическая грамотность выпускников
© Беляева Л. А., Шлюндт С. А., 2014
вузов всех направлений. Возникает объективная потребность в профессионалах с высоким уровнем понимания экологических проблем и знанием технологии решения разнообразных экологических задач. Подготовка таких выпускников требует прежде всего определенных изменений в образовательной среде вузов. Образовательную среду можно рассматривать как набор связанных между собой условий в образовательном учреждении, которые обеспечивают образование человека (5, с. 108). Образовательная среда, основанная на ценностном потенциале экологии, несет в себе огромные возможности, позволяющие раскрыть сущность проблем взаимодействия человека и природы и научить выпускников вузов бережному отношению к ней.
Вопросы формирования современной образовательной среды в высших учебных заведениях рассмотрены в ряде работ Д. Н. Замятина, А. Г. Дружинина, А. Г. Ма-накова, И. Н. Корнева, В. Д. Сухорукова, В. А. Ясвина и др., но, к сожалению, авторы не рассматривают экологическую составляющую как важнейший элемент современной образовательной среды. Цель статьи - предложить модель образовательной среды вуза, ядром которой является аксио-сфера экологии, которая позволила бы подготовить выпускника вуза, владеющего экологическими компетенциями, так необходимыми в условиях постоянного ухудшения экологической ситуации.
Аксиосфера экологии как интегральная система ценностных связей и отношений к миру природы несет в себе многовековой опыт взаимодействия и общения людей с природой, в котором представлена сложившаяся система регулятивов человеческой деятельности (4, с. 38). Модель образовательной среды вуза, ядром которой является аксиосфера экологии, предполагает создание таких образовательных условий, которые будут способствовать формированию ценностного отношения к природе у всех студентов независимо от профиля образования.
Предлагаемая модель образовательной среды вуза включает в себя пять взаимосвязанных блоков. Она представляет собой логически взаимосвязанную систему элементов: концептуальные подходы, цель создания образовательной среды, ее содержание, педагогические условия функционирования среды, предполагаемый результат обучения в новой образовательной среде. Раскроем содержание основных блоков модели.
Концептуальный блок. Основой концептуального блока являются синергетическая концепция коэволюции человека и природы как необходимого условия ус-
пешного существования человека в биосфере, а также концепция ноосферного образования, направленная на формирование ценностного отношения к миру природы и духовно-нравственного развития молодого поколения, которое берет на себя ответственность за развитие природы и общества. В рамках на данных концепциий основными подходами для разработки модели образовательной среды вуза могут быть следующие: аксиологический, природосооб-
разный, системно-синергетический, культурологический, гуманистический.
Аксиологический подход наиболее важен, так как он основан на общечеловеческих ценностях, имеющих непреходящую значимость. Для каждого вида человеческой деятельности характерны свои основания, оценки, критерии и т. д. Только аксиологический подход позволяет выявить ценностные основания, установить их иерархию и определить стратегию и способы разрешения и регуляции аксиологических проблем взаимодействия человека и природы.
Природосообразный подход предполагает необходимость следования объективным законам природы в обучении для создания условий, позволяющих раскрыть потенциал каждого студента. Такой подход способствует эффективному усвоению фундаментальных знаний, особенно естественных наук, и нацеливает на формирование экологического сознания и мышления студентов, благодаря которым они осознают себя частью биосферы и понимают необходимость грамотного взаимодействия с миром природы, что обусловливает также и нравственное совершенствование личности.
Системно-синергетический подход позволяет рассматривать общество и природу как целостную саморазвивающуюся систему, состоящую из комплекса взаимосвязанных элементов. Он позволяет не только выявлять новые проблемы, но и выделять объекты, которые будут в наибольшей степени задействованы в той или иной экологической ситуации. Благодаря данному подходу происходит инициирование поиска новых направлений во взаимодействии человека с окружающей природной средой (2).
Культурологический подход как трансдисциплинарный метод в качестве ведущего положения включает понимание и рассмотрение любого объекта, в том числе и объекта природной среды, как культурного явления, втянутого в контекст повседневной деятельности человека, тем самым укрепляя взаимосвязь мира природы и человека.
Гуманистический подход обусловливает необходимость осмысления новой социально-экологической функции высшего образования, нацеленной на нравственное со-
вершенствование человека, воспитание его в духе любви к природе ради нее самой.
Все подходы взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, обеспечивая реализацию принципов организации образовательной среды вуза на основе аксиосферы экологии. К ним относятся:
• принцип органического единства человека и природы;
• принцип культурно-исторической преемственности ценностного отношения к природе;
• принцип природосообразности, который определяет характер и способ поведения человека в той или иной ситуации при взаимодействии с природой;
• принцип системности, позволяющий рассматривать образовательную среду вуза как сложную многофункциональную систему, являющуюся частью культурного пространства общества, перспектива существования которого зависит от рационально организованного взаимодействия с природой;
• принцип гуманистической направленности, который складывается на основе понимания природы и социума как единой системы, где гуманное отношение к природе является средством сохранения человека;
• принцип сознательности и активности личности в образовательной среде, так как только понимая и осознавая необходимость перемен в поведении человека, активно помогая их осуществлению можно говорить об успешности образовательного процесса.
Целевой блок модели представлен единством цели и задач образовательной среды. Цель определена социальным заказом: необходимо создать образовательную среду в вузе, обучаясь в котором, каждый студент осознавал бы необходимость сосуществования в мире с природой не только теоретически, но и на практике, через собственную культуру и поведение. Цель конкретизируется в задачах: формирование у студентов ценностей, норм и правил поведения в современном культурном и природном пространстве, расширение возможностей высших образовательных учреждений в подготовке выпускников, владеющих экологическими компетенциями.
Содержательный блок. Главная функция образовательной среды вуза - это профессиональная подготовка студентов. Содержание и уровень профессиональной подготовки зависят не только от соответствующих технологий, но и от ценностей и целей, которые реализуются в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, суть многоуровневого процесса профессиональной подготовки студентов в вузе
можно выразить следующей формулой: «ценности - цели - средства и методы -сфера деятельности». Эта формула наглядно показывает, что любая деятельность в качестве мировоззренческого основания имеет определенную систему ценностей и идеалов, которые определяют меру ее социальной и индивидуальной значимости, а следовательно, ядром любой образовательной среды должно быть ценностное основание. Ценностное основание образования - это не совокупность отдельных ценностей, а мировоззренческий фундамент, т. е. система конкретных форм ценностного отношения человека к окружающему миру. Ценностное основание образовательной среды формирует мотивацию образовательной деятельности личности. В современных условиях общемирового экологического кризиса доминантными становятся экологические ценности. Поэтому в качестве ценностного основания современной образовательной среды можно рассматривать аксиосферу экологии. Она несет в себе особую мировоззренческую нагрузку и является основой формирования современной научной картины мира, в ней сфокусирован огромный потенциал, который может быть рассмотрен через следующие характеристики.
1. Интегративность и многофункциональность аксиосферы экологии обеспечивает концентрацию в образовательной среде знаний и способов деятельности в окружающем мире через реализацию следующих функций:
• познавательная функция - направлена на получение новых знаний об окружающем нас мире;
• адаптивная функция - позволяет пройти процесс адаптации студента к образовательной среде вуза;
• коммуникативная - это функция взаимодействия с миром природы и культуры в системе пространство - время во всем многообразии проявлений;
• идентифицирующая функция - связана с самоопределением индивида в окружающем пространстве - как природном, так и социальном;
• нравственно регулирующая функция - проявляется в установке на культуросообразное и природосообразное поведение как в повседневной жизни, так и при выполнении профессиональных обязанностей;
• прогностическая - выражается в успешном решении экологических задач в процессе обучения;
• мировоззренческая функция - реализует себя в формировании образа современной экологической картины мира у каждого студента.
Каждая из функций по-разному раскрывается в образовательной среде и воздействует на каждого студента.
2. Системная организация содержания образования обусловливает интеграцию научного знания и его трансформацию в аксиологический потенциал, на основе которого осуществляется формирование жизненных ориентиров и мировоззренческих взглядов. Системная организация содержания образования позволяет рассматривать изучаемые явления во всем их многообразии, взаимосвязанности и целостном единстве на основе экологических ценностей.
3. Социокультурная детерминированность образовательной среды вуза на основе аксиосферы экологии. В процессе обучения студенты получают новые знания, приобщаются к национально-культурным явлениям, стремятся соответствовать нормам и правилам, принятым в обществе и во взаимодействии общества с окружающей природной средой. Следовательно, в образовательной среде происходит интеграция личности не только в культурное пространство, но и в пространство взаимодействия с природой. В такой ситуации главная задача аксиосферы экологии - найти свое проявление в разных направлениях образовательной деятельности студентов, которые могут включать в себя:
• экологические исследования - предполагают прежде всего оценку состояния окружающей природной среды по параметрам, наиболее пагубно влияющим на экологическую ситуацию (в районе, городе, области);
• эколого-краеведческая работа - направлена на изучение объектов природного и культурно-исторического наследия района, изучение их генезиса, особенностей, роли в современной инфраструктуре и условий их сохранения;
• эколого-просветительская работа -может быть представлена созданием информационной службы, которая располагает базой данных, где представлены нормативные природоохранные документы, примеры экологически чистых технологий, проведение общественных природоохранных акций, использование наглядной информации в вузах для повышения экологической грамотности;
• эколого-натуралистическая работа, связанная с природоохранной и природовосстановительной деятельностью - направлена на изучение природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала территории, учет которых обеспечит стабильную экологическую обстановку в районе, а также участие в природоохранном волонтер-
ском движении, озеленение пространства вуза (аудиторий, коридоров и т. д.).
4. Креативная составляющая образовательной среды вуза на основе аксиосферы экологии нацелена на развитие духовнопрактической направленности личности и определяет ряд образовательных задач:
• самостоятельный перенос естественнонаучных знаний для решения практических задач взаимодействия общества и природы;
• проявление инициативы при самостоятельном решении нестандартных экологических задач, связанных с профессиональной деятельностью;
• профессионально-ориентированная творческая деятельность в сфере охраны окружающей природной среды;
• виртуальное проживание студентов в экологических ситуациях разного типа, которое позволяет сформировать у каждого выпускника вуза необходимые в его дальнейшей профессиональной деятельности экологические компетенции.
Таким образом, образовательная среда вуза, ядром которой является аксиосфера экологии, способствует формированию интеллектуально-творческой активности студентов в решении вопросов сохранения и восстановления окружающей природной среды и своего духовно-нравственного совершенствования.
Технологический блок представлен педагогическим алгоритмом, предполагающим прежде всего создание определенных педагогических условий в рамках образовательной среды вуза. К таким педагогическим условиям могут быть отнесены:
• межпредметная интеграция, которая должна быть направлена на интеграцию содержания основной образовательной программы бакалавриата всех циклов - гуманитарного, социально-экономического, естественнонаучного и профессионального; при изучении как природных, так и социальных явлений необходимо помнить, что в основе любого культурного пространства лежит природная среда, которая и определяет большинство процессов, происходящих в обществе;
• погружение студентов в различные виды эколого-направленной деятельности на всех этапах их профессионального обучения;
• организация активной практической деятельности студентов в профессиональной сфере на основе накопленного опыта решения эколого-профессиональных задач; это условие предполагает разработку специфических заданий для студентов на период их практики;
• преобладание активных форм обучения - в процесс обучения могут быть внедрены такие формы работы, как лекции-конференции, которые позволяют не просто сообщать фактический научный материал, но и формировать критическое мышление, что способствует развитию у студентов креативного подхода к рассматриваемой проблеме;
• развитие профессиональной научноисследовательской самостоятельности на основе разработки проектов, обосновывающих пути решения актуальных экологических проблем и ситуаций, с которыми студенты сталкиваются на практике.
Результативно -диагностический блок. Для определения уровня сформиро-ванности ценностного отношения к природе в профессиональной деятельности могут быть использованы следующие критерии.
1. Мотивационно-ценностная ориентация на профессиональную деятельность, раскрывающаяся через осознание ценностей окружающего мира природы.
2. Рефлексивная саморегуляция, определяемая следующими показателями: готовность адекватно диагностировать свой профессиональный стиль деятельности; гибкость и вариативность; умение адаптировать свои компетенции к реальным условиям.
Таким образом, предложена модель образовательной среды вуза, ядром которой является аксиосфера экологии. Такая среда передает студентам все богатство социального опыта взаимодействия с окружающей природной средой, способствует формированию экологических компетенций, а следовательно, и экосообразного поведения в повседневной и профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляева Л. А. Образование в контексте глобализации: тенденции развития // Образование и наука № 5(17), 2008.
2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М., 1986.
3. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012. Ростов-н/Д. : Легион, 2013.
4. Шлюндт С. А. Формирование аксиосферы экологии в современном глобализирующемся мире // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Т. 18. № 5, 2012.
5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. Г. Синякова.