Научная статья на тему 'Экологизм как черта национального менталитета башкир'

Экологизм как черта национального менталитета башкир Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
249
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / ПРИРОДА / МЕНТАЛИТЕТ / БАШКИРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Валиуллина З. Р.

Статья посвящена рассмотрению экологизма как одной из черт национального менталитета башкирского этноса и его традиционного экологического опыта, который может быть творчески осмыслен и использован в преодолении экологических проблем современного общества и в воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологизм как черта национального менталитета башкир»

1058

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 1: 316

ЭКОЛОГИЗМ КАК ЧЕРТА НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА БАШКИР

© З. Р. Валиуллина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: unesco73@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению экологизма как одной из черт национального менталитета башкирского этноса и его традиционного экологического опыта, который может быть творчески осмыслен и использован в преодолении экологических проблем современного общества и в воспитательном процессе.

Ключевые слова: экология, культура, природа, менталитет, башкиры.

Экологическая культура любого народа - одна из составляющих его традиционной культуры, в рамках которой оформлялся особый тип культурных связей и отношений между обществом и природой, построенный на своеобразных нравственных и эстетических принципах, признающих ценность и значимость природы как источника материального и духовного бытия человека. Тесное общение с природой сформировало особую психологическую черту, которая легла в основу экологизма, выделяемого нами в качестве одной из особенностей национального менталитета башкир. Основы миро-осмысления, исходящего из понимания нерасторжимого единства мира природы и мира человека, заложены еще в древнейшем духовном памятнике башкир - эпическом сказании об Урал-батыре. Урал-батыр окропляет живой водой из Родника Бессмертия окружающую природу:

«Пусть зеленеют голые чащи,

Пусть цвет бессмертия обретут,

Пусть птицы щебечут звонче и слаще,

Пусть люди веселые песни поют! ...

Пусть эту землю любит народ,

Пусть садом прекрасным она расцветет. » [1, с. 125].

Земную красоту, родную природу, родную землю нужно беречь, любить и охранять. Природа -источник жизни, основа вечности Добра, Истины и Красоты, залог бессмертия Рода Человеческого. Эти жизненные смыслы башкирский народ усвоил еще на заре своей истории.

Основу практического уклада башкира-скотовода составляла та система жизнеобеспечения, которую в отношении к природе можно назвать как преимущественно адаптивную, т. е. как привычку жить в окружении природы, устраивать свой быт и образ жизни в зависимости от особенностей окружающей башкира природной среды. Она диктовала и морально-интимную, т. е. любовь к природе в собственном смысле этого слова и морально-эстетическую форму отношения к природе [2, с. 21]. Поэтому люди вынуждены были постоянно соизмерять свои воздействия на природу с ее репродуктивными возможностями, не выходя за грань экологически возможного, что в противном случае грозило нарушением созданного относительного баланса природ-

ных сил, частью которых осознавали себя башкиры-номады вместе с бесчисленными их стадами.

То, что современному урбанисту кажется невежеством и мистикой, у наших прадедов были глубоко укорененными в их священных архетипах мудростью, созерцательностью, нестяжательной умеренностью. Башкиры не охотились на непромысловых зверей и птиц, строго регулировали добычу исходя из разумных потребностей, объективно необходимых и достаточных для поддержания нормальной жизни, не трогали животных в период размножения и вскармливания потомства, во время нереста избегали шумных работ вблизи водоемов. Строго следили за восстановлением травяного покрова на пастбищах, не рубили и не ломали деревья и кустарники во время сбора плодов без особой нужды и т.д. Только это и могло сохранить ось их коллективного (общинного) бытия, проходившего в самом центре природы. Это - непосредственная основа для возникновения и сохранения у башкирского народа экологических установок и стереотипов, свято охраняемых системой языческих ритуалов, связанных с культом природы, а впоследствии и исламом, наложившим запрет на причинение природе бессмысленного вреда. Природу, землю охраняли от загрязнений, в каждом ауле или на местах кочевок отводили специальные места для мусора, с осторожностью сжигали все то, что можно было сжечь, закапывали глубоко в землю все, что могло портить внешний вид округи, периодически устраивали коллективные мероприятия по очистке поселений и т. д.

«Трава и вода» - извечная формула, определяющая условия бытия любого кочевого общества. Вода для башкир - источник жизни и благополучия, здоровья и силы. С малых лет детей приучали к бережному, заботливому и осторожному обращению с водой, строго следили за тем, чтобы не оскверняли и не загрязняли водные источники. Аксакалы запрещали пасти скот, купаться, стирать и полоскать белье у истоков воды. Родники и колодцы были под особым присмотром, их огораживали и содержали в чистоте. Навоз и хлам вывозили далеко от водных источников, чтобы навозная жижа и продукты гниения не попали в течение, следили за чистотой водозаборов и мест купания, берегли реки

ISSN 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №4

1059

от обмеления: существовал запрет вырубать деревья и кустарники по берегам водоемов, не трогали песок и глину с берегов и т. д.

Центральным звеном в традиционной кочевнической экосистеме башкир выступала лошадь. В тяжелых условиях кочевого быта она была незаменимой в силу исключительной мобильности и выносливости, благодаря которым башкиры свободно кочевали на обширных пространствах и совершали продолжительные и утомительные передислокации, успешно защищались от врагов и совершали набеги на соседние племена. Не последнее место в пищевом рационе башкир занимали конина и кумыс, бодрящий напиток из кобыльего молока. Лошадь была символом богатства, критерием благосостояния и основой благополучного, обеспеченного бытия. Устное поэтическое творчество воспело коня как преданного друга, боевого товарища, бессменного помощника в быту. Башкир берег своего коня, ухаживал за ним, случаи издевательства и антигуманного отношения к животному были крайне редки. В частности, эпическое сказание «Акхак-кола» («Хромая кобыла») свидетельствует о высоком уровне экологического мышления башкир. Народ осуждает жестокое, безжалостное и неблагодарное отношение к животному, которому он обязан благополучием.

«И весною ты ездишь на мне,

Осенью ты тоже ездишь на мне,

К колу привязываешь меня,

Плетью хлещешь вовсю, браня.

И весною спину я гну,

Черный пот свой на землю лью;

От кола голого проку нет,

На ребрах моих мяса нет» [1, с. 192],-

говорит хозяину уставшее и беззащитное существо. Клятва хозяина сбежавшей Акхак-колы, обещание впредь не издеваться над животными, скрепленное поеданием земли, есть не что иное, как установление «экологического императива» на неправильное, жестокое обращение с животными, всецело находящимися во власти человека. Суровая жизненная практика не раз доказывала, что гуманное отношение к доверчивым, беззащитным созданиям облагораживает человека, а жестокость и зло калечат человеческие души, несут гибель. Смерть хозяина, нарушившего клятву и убившего Акхак-колу, символизирует предостережение для потомков.

Основу башкирского исторического процесса составляет отношение человеческого духа к природе и судьба башкира (его духовность) в этих взаимоотношениях с природой. Можно условно выделить несколько периодов в отношении башкир к природе. Первоначальный период - языческий, доисламский, который характеризуется растворенно-стью людей в природной стихии, непосредственным органическим единством с ней. Следующий

этап связан с принятием ислама, который, провозгласив самоценность природы как творения Аллаха, определил конкретные правила поведения человека в ней. В Коране, в частности, говорится, что Бог назначил сотворенных им людей своими преемниками, наместниками на Земле, вменив им в обязанность заботиться о ней и разумно использовать ее богатства. Исламский период также характеризуется органическим, гармоническим единством башкира со средой своего обитания. Как отмечают исследователи, до начала капитализации края «не было оснований говорить о разрушающем влиянии хозяйств башкир на Природу» [3, с. 94]. С индустриализацией начинается новый этап. Идет массированное строительство горных заводов на вотчинных землях башкир, арендованных или скупленных за бесценок. В этот период происходит переход от органического типа отношения человека к природе к «механическому и машинному складу жизни» [4, с. 117]. Начинается процесс отчуждения башкир от природы в результате вхождения в народную жизнь машины, которое вызвало, прежде всего, кризисные явления в гуманистическом познании, гуманистическом искусстве, гуманистической морали, привело, в целом, к ослаблению духовных ценностей.

Ослабление экологизма вылилось сегодня в серьезное экологическое неблагополучие башкирского края. В общих чертах выход из этого состояния можно, как мы считаем, выразить в синтезе духовного человека с природным человеком, в формировании новой этики и философии отношения к природе.

Настоящее и будущее народа, его физическое здоровье и духовная состоятельность обусловлены состоянием его жизненного пространства, природной и культурной среды. Обращение к экологическому опыту прошлого, опыту общения древних предков с природой, сформировавшему во многом их духовно-нравственный образ, творческое переосмысление всего того позитивного, рационального, полезного, природосообразного, что веками выкристаллизовывалось в их взаимоотношениях с природой, может принести реальную пользу в разрешении актуальных культурно-экологических проблем бытия современного человека и стать конкретным наглядным механизмом в организации экологического образования в республике и духовном формировании современной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкирское народное творчество. Т. 1. Уфа: Башк. кн. изд-

во, 1987. -544 с.

2. Тугаринов В. П. Природа, цивилизация, человек. Л.: изд-во

Ленинградского университета, 1978. -128 с.

3. Миркин Б. М., Хазиахметов Р. М., Янтурин С. И. // Ядкяр.

1997. №1. С. 93-97.

4. Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. -175 с.

Поступила в редакцию 01.07.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.