ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ТУРИЗМА И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Буров М.П.
БУРОВ Михаил Петрович - заведующий кафедрой экономики и финансов Российской международной академии туризма, Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлена туристская деятельность как приоритетное направление устойчивого развития российских регионов. Рассматриваются основные тенденции развития агротуризма в России с учетом отечественного и зарубежного опыта. Акцентируется внимание на проблемы по развитию социального, промышленного и экологического туризма, особенности участия госструктур в регулировании туристской деятельности в будущем, приводятся рекомендации.
Ключевые слова: туристская деятельность, приоритетное направление, устойчивое развитие регионов, сельский туризм, экотуризм, агротуризм.
Для цитирования: Буров М.П. Экологизация туризма и приоритетные направления государственного управления развитием туристских территорий // Экономические системы. 2018. Том 11. № 1 (40). С. 19-29. DOI 10/29030/2309-2076-2018-11-1-19-29
Повышение уровня жизни людей, обусловленное достигнутой степенью зрелости экономики, предопределяет существенный рост спроса на услуги. Особенно быстро растет сфера услуг в странах с развитой рыночной экономикой. Находящиеся на рынке услуги разнообразны и распадаются на отдельные узкие рынки. В развитых странах на долю услуг приходится 70 и более процентов ВВП, в России - около 60%. Численность работников, занятых в этой сфере, составляет соответственно 80 и 60%.
По данным МВФ, самый большой вклад в международную торговлю услугами вносит туризм, который обеспечивает почти 10% общего объема мирового ВВП, уступая только двум отраслям: нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Международный туризм как одна из форм внешнеэкономической деятельности приобрел огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические, экологические и культурные связи между странами.
Эксперты предсказывают, что в недалеком будущем основным видом потребления услуг останется туризм. Усилится тенденция к персонализации оказываемых услуг, продвижению ценностей здорового образа жизни, социального равенства и уважения, социально-экологической ответственности.
Туристы будущего простое лежание на пляже и купание в море променяют на подводные путешествия, экстремальный отдых в горах Алтая или Сибири, прогулки по старым горным тропам, исследование пещер, катание на горных вело-
сипедах, на экзотику поездки на Северный полюс и даже на космические путешествия.
По данным Всемирной организации туризма ООН (иЫ^О), в 2017 г размер международного туризма увеличился более чем на 4% и составил 1,3 млрд туристов. Иными словами, международные границы пересекает каждый шестой житель Земли, а туристская деятельность (ее доля в валовом внутреннем продукте - 10%), создает каждое 11-е рабочее место в мире. Туризм составляет 7% мирового экспорта и 30% экспорта услуг.
Ежегодно увеличивается туристский поток из Китая, Индии, Японии, из стран Латинской Америки. В мире доходы от международного туризма в 2017 г. составили более 1,2 трлн долл. США, в России - всего 8,5 млрд долл.
На долю России, которая входит в Топ-10 стран - лидеров по количеству объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, приходится всего лишь менее 1% от общемировых туристских доходов. Вклад отрасли в ВВП страны в 2017 г. составил 3,49%. Для сравнения: на долю туризма на Мальте, Кипре, в Греции, США, Испании, Австрии, Великобритании, Франции, Италии, Турции, Мексике приходится 10% ВВП и более. Вклад туристской отрасли в ВВП России к 2025 г. должен достичь 5,93% [1].
Ясно, что эти резервы необходимо задействовать именно сейчас, когда президент РФ поручил правительству «поддержать и ускорить тенденции роста экономики, чтобы к 2020 г. выйти на опережающие темпы роста, которые превысят мировые».
Однако по итогам 2017 г. согласно прогнозу Минэкономразвития РФ ожидался прирост ВВП страны на 2,1%, фактически же он составил приблизительно 1,5% [2]. Вместе с тем с учетом сокращения ВВП на 3,9% в 2015-2016 гг. по сравнению с 2014 г. наш ВВП в 2017 г. оказался даже ниже уровня 2011 г. В принятых в начале 2013 г. Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2018 г. отмечалось, что для устойчивого развития нам необходим годовой прирост ВВП не ниже 5%, а 2-3% - это критический уровень, при котором невозможно обеспечить баланс экономических и социальных показателей. Однако в базовом варианте прогноза Минэкономразвития РФ прирост ВВП даже на 2020 г. установлен лишь в 2,3%, а в целевом - 3,1%. Такие темпы не могут гарантировать устойчивого развития, и «замерзнуть» на них - крайне опасно. При росте ВВП менее 2% в год Россия станет неинтересна партнерам, даже партнерам по ЕАЭС.
Международный туризм развит крайне неравномерно, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов. Наибольшее развитие он получил в западноевропейских странах. Для того чтобы позиционировать страну привлекательной для иностранного туризма, необходимо разрабатывать инновационную политику и инвестиционные стратегии развития территорий, развивать туристскую индустрию, создавать производственные, транспортные и торговые предприятия, производящие и реализующие туристские услуги и товары туристского спроса.
По оценке The World Tourism Organization, по своему турпотенциалу Россия занимает 5-е место в мире; по данным Всемирной торговой организации, потенциальные возможности России позволяют принимать 40 млн иностранных туристов в год. Однако Россия вкладывает в привлечение одного туриста в десять раз меньше, чем в среднем другие страны мира, и за последние десятилетия эти возможности использует лишь частично.
Большие резервы наращивания доходов от туризма есть и в России, и в ближнем зарубежье. Можно получить синергический эффект, если эти рекреационные возможности использовать совместно по схеме «Россия+». Так, например, популярный туристский веб-портал Skyscanner с ежемесячной аудиторией 60 млн человек, работающий на 30 языках, выбрал десятку любимых стран, в которых осенью можно не только посмотреть достопримечательности, но и спуститься в старинные винные погреба, принять участие в сборе урожая винограда, повеселиться на красочных фестивалях и даже самим приготовить вино. Вместе со странами, наиболее интересными для осенних винных путешествий 2017 г., чьи винодельческие традиции, по мнению Scyscanner, в представлении не нуждаются (Францией, Италией, Грузией, Португалией, Венгрией, Чехией, Кипром, Молдовой, Испанией) к посещению в плане знакомства с культурой виноделия была рекомендована и Россия.
Санкт-Петербург третий год подряд стал лауреатом международной премии World Travel Awards в номинации «Лучшее европейское городское направление» и «Лидирующее культурно-туристическое направление мира». Американская медиагруппа Lonely Planet выпустила ежегодник Best of Travel 2018, в котором лучшей местами для посещения в 2018 г. из бывших советских республик были рекомендованы Грузия, занявшая седьмое место в разделе «Страны», и Таллин (столица Эстонии), который возглавил список территорий, наиболее удачных по соотношению цены и качества [3].
Не вызывает сомнения, что устойчивый и растущий турпоток - залог развития экономики страны в целом. Туризм тесно связан с транспортом, связью, торговлей, питанием, строительством, сельским хозяйством и многими другими отраслями. По данным Всемирной туристской организации, эта сфера дает импульс развитию 53 отраслям народного хозяйства, малого и среднего бизнеса. Устойчивое развитие туризма снижает масштаб миграции из сельских регионов. Туризм содействует росту объема местной сельскохозяйственной продукции в туристских местах и сокращает приток импортных товаров. Параллельно росту туристских потоков государство осуществляет эффективную защиту культурного наследия и охрану природных лечебных ресурсов в туристских местах от загрязнения, истощения и уничтожения, чтобы миновать экологическую угрозу любого рода.
На фоне ухудшения отношений с Западом, падения реальных доходов населения поток въездного и выездного туризма нестабилен. Кроме этого, ситуация в экономике вынуждает государство более чем вдвое сокращать расходы на федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в
Российской Федерации (2011-2018 годы)», которая должна была поднять привлекательность туризма в России на принципиально новый уровень. В новой готовящейся концепции федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма на период до 2025 г., представленной Ростуризмом, предусмотрен рост объемов сферы туризма темпами, в два раза опережающими рост экономики России.
Сегодня даже такие крупные страны - экспортеры энергоресурсов, как Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, рассматривают туризм как приоритетное направление своих национальных экономик. Более того, по прогнозу Всемирного совета путешествий и туризма, к 2027 г. общая доля сектора туризма в Азербайджане в ВВП составит 20,6%, то есть пятую часть экономики. А показатель Грузии, которая такими ресурсами не владеет - 35,5% [4].
Российские эксперты считают, что массовое привлечение малого и среднего бизнеса в туристскую отрасль может позволить этой сфере национальной экономики стать привлекательной для инвестиций, добиться ценовой конкурентоспособности, доступности инфраструктуры и турпродукта в целом, восполнить нехватку отелей туристского класса и комфортабельного транспорта, ресторанной и развлекательной инфраструктуры. Частный бизнес, партнер ту-риндустрии, как никто будет заинтересован в повышении качества обслуживания в общественном питании и в гостиницах, развитии транспортной сети и его ценовой доступности и т.п.
В настоящее время малый гостиничный бизнес развивается преимущественно в форме экоагротуризма: сельские гостиницы и отели, гостевые дома с прекрасно оборудованными ванными комнатами, бассейнами, теннисными кортами, турдеревни, усадебные комплексы, экоагротуристские центры и др. Наибольшее распространение экоагротуризм получил в Германии, Болгарии, Греции, Италии, Республике Беларусь, на Кипре.
По данным агентства ТурСтат, в 2017 г. Россию посетило более 32 млн иностранных туристов, что на 1,8% больше, чем в предыдущем году. Из них 22,8 млн (71,25%) поездок совершили граждане стран СНГ и других стран ближнего зарубежья. Сейчас лидерами по посещению России остаются китайцы, немцы и американцы. В 2017 г. нашу страну посетили 1,5 млн туристов из КНР.
Кроме этого, количество внутренних туристов выросло до 60 миллионов. Согласитесь, что для громадной территории страны такое количество гостей не так уж и велико. Но с учетом того, что основная масса приезжих посещает ограниченные территории туристского кластера, преимущественно в туристский сезон, антропогенное воздействие на данные регионы весьма значительно. (Так, например, Москву в 2017 г. посетили более 21 млн туристов, Кубань - 16 млн, Московскую область - 14 млн, Санкт-Петербург и Сочи 8 и 7,5 млн туристов соответственно). И эту нагрузку на окружающую среду необходимо учитывать при планировании развития внутреннего и въездного туризма на перспективу, если
мы хотим не только заработать на турбизнесе сейчас, но и оставить такую возможность будущим поколениям россиян.
От масштаба и вида туристской деятельности зависит воздействие туризма на природную среду и туристские ресурсы. Наиболее высокую степень влияния на окружающую среду оказывает массовый спортивно-оздоровительный туризм. Далее идут виды туризма, связанные с рекреационным и туристским использованием гор; прогулочный и промыслово-прогулочный туризм, связанный с использованием рекреационных ресурсов леса. Наиболее экологически чистые виды туристской деятельности - лечебно-курортная рекреация и познавательный туризм.
При резком увеличении числа туристов и изменении интенсивности использования ресурсов появляются проблемы. Выделяются возможные вредные воздействия на флору и фауну, дикую природу и экосистемы, почву, геологическое строение горных ландшафтов, минералы и ископаемые, водные ресурсы, санитарное состояние территории, эстетическое воздействие на ландшафт, культурную среду региона, памятники природы и архитектуры, на местную, региональную и национальную экономику. В конечном итоге такая ситуация может отрицательно повлиять и на продовольственную безопасность страны.
Можно согласиться с рекомендациями специалистов, которые предлагают рассчитывать рекреационную нагрузку на территорию в зависимости от количества отдыхающих на единицу площади (от плотности посещения):
• до 10 чел./ч/га: режим пользования территорией - без ограничений;
• от 10 до 50 чел./ч/га: свободный режим пользования только полянами; движение посетителей допускается по дорожкам, аллеям и организованной дорожно-тропиночной сети;
• от 50 до 70 чел./ч/га: свободный режим пользования только полянами с необходимостью их выключения через определенный срок (3-5 лет) из пользования для восстановления травянистого покрова, движение посетителей по организованной дорожно-тропиночной сети;
• от 70 до 100 чел./ч/га: строго ограниченное движение только по организованной дорожно-тропиночной сети.
Привлекают туристов нетронутые природные ландшафты, но последствия нарушения экологического равновесия ради удовлетворения туристами (особенно неорганизованными) сиюминутных потребностей распознаются слишком поздно. Возникают необратимые процессы, разрушающие природную среду при ее неконтролируемом использовании, она становится утерянной для будущих поколений. Природа нуждается в защите от таких пользователей. Экономическая целесообразность диктует вместо коммерческой и финансовой сиюминутной выгоды отдавать предпочтение обеспечению долгосрочного периода туристской деятельности. Ведь исправление нанесённого природе вреда значительно дороже, чем меры по защите окружающей среды.
Именно поэтому на необходимость проведения стратегической экологической оценки проектов и программ развития страны и её регионов, оценки их воз-
действия на среду обитания, «ликвидацию негативных последствий антропогенных факторов на окружающую среду, а также реабилитацию территорий, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности» акцентирует внимание Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 г, утвержденная Указом Президента РФ от 19.04.2017 г. № 176.
Расширение масштабов экотуризма как культурного познавательного путешествия, не наносящего вред окружающей среде, наиболее соответствует принципу устойчивого развития территории, ее защите в условиях нарастающих антропогенных нагрузок на среду обитания. Настоящий экотурист совмещает отдых на природе с заботой о ней: он не только знакомится с местной социокультурной средой, но и вносит вклад в ее сохранение и развитие.
Сельский туризм - это не просто отдых в экологически чистых районах мира, но и ответственное путешествие, содействующее сохранению биологического разнообразия и экологической устойчивости среды, а также способствующее улучшению благосостояния местного населения. Странами, где экологический туризм получил наибольшее развитие, являются: Италия, Кения, Танзания, Эквадор, Коста-Рика, Непал, а также Австралия, Новая Зеландия, ЮАР. В России уже проложены экотуристические маршруты на Байкале, Алтае, Камчатке, Кавказе, Карелии, потенциал других регионов пока недоиспользован.
Ключевой принцип этого вида туризма - свести к минимуму негативное воздействие на экосистему посещаемого региона, в том числе выбросы углекислого газа в атмосферу. В связи с этим экотуристам советуют отказаться, если это возможно, от авиаперелета и воспользоваться более экодружественными средствами передвижения: поездом, в идеале - немоторизованным транспортом (велосипедом, байдаркой и т.п., которые ко всему прочему создают минимум шума). Экотуристам рекомендуется ограничивать потребление энергии, тепла и воды, использовать продукцию, упаковка которой поддается биохимическому разложению и вторичной переработке, по возможности выбирать жилье, построенное с применением экологически чистых и энергосберегающих материалов и оборудованное системой утилизации отходов. Кроме того, им советуют использовать уже существующие кемпинги и туристские тропы, не создавать новых, бережно относиться к местным обитателям (например, наблюдать за животными в их естественной среде обитания, снимать их на фото- или видеокамеру на расстоянии, чтобы не испугать) и т.п.
Агротуризм, сочетающий туризм и сельское хозяйство и наименее отрицательно влияющий на природную среду, успешно развивается в Европе и США для желающих ознакомиться с прелестями сельской жизни. Как правило, в сельской местности агротуристов ждет уютный гостевой домик на ферме, вкусная еда из натуральных продуктов, свежий воздух, близость к живой природе и, при желании, посильное участие в сельхозработах. Например, наиболее креативные фермеры Латвии привлекают туристов из других стран не только отдыхом на природе, но и частным жилым фондом с классическим деревенским интерьером, каминами и деревянной мебелью, использованием естествен-
ных оздоровительных факторов, аттрактивными ландшафтами, привлекательными историко-архитектурными объектами и др. В конкурсе журнала National Geographic «Traveler Awards» в номинации «Открытие года» победила Грузия. Она же заняла второе место в номинации «Лучший гастрономический туризм».
Таким образом, развитие агротуристской деятельности представлено следующими тенденциями: природоориентированная, диверсифицирующая, историческая, политическая, геополитическая, ценообразующая и потребительская. Ряд стран включил агротуризм в список приоритетных направлений развития народного хозяйства, что свидетельствует о значимости агротуристской деятельности в решении макроэкономических задач национальных экономик.
Сельский туризм в России можно развивать на базе существующего фермерского хозяйства, где все в порядке с сельхозпроизводством, надо лишь позаботиться об уровне бытового сервиса. Иностранцев чаще всего отпугивает отсутствие приемлемой инфраструктуры. Московская, Ленинградская, Калининградская, Калужская области, Карелия, Алтай, Бурятия, Краснодарский и Ставропольский края - вот те регионы, где туризм в сельскую местность постепенно набирает обороты. Кроме всего прочего, это источник дополнительного финансирования фермерской деятельности: фермер сможет продавать свою продукцию (мясо, молоко, фрукты, овощи, мед) клиенту, который сам за ней приехал; зарабатывать за предоставление таких различных дополнительных услуг, как русская баня, прогулки на лошадях, катание на велосипедах, угощение блюдами по старинным рецептам, сбор лекарственных трав, ягод и грибов, рыбалка, охота и т.п. Агротуризм мог бы замедлить, а в перспективе, возможно, обратить вспять миграцию населения из деревни в город, способствовать подготовке кадров для работы в фермерских хозяйствах, то есть работать на возрождение села.
Следует иметь в виду, что максимального эффекта можно добиться, если сельский туризм будет развиваться не спонтанно, а в рамках программ федерального, межрегионального и регионального значения. Не случайно политика поддержки сельского туризма в Европе до сих пор ориентирована на экономически отсталые регионы и носит в основном социальный характер.
В настоящее время социальный туризм стал потребностью человечества, широко вовлекая в процесс рекреации граждан с ограниченными физическими и материальными возможностями, пенсионеров и молодежь. Среди российских специалистов ширится понимание того, что без всестороннего развития социального туризма высоких процентов доли туризма в ВВП страны не достичь. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» сказано, что «туризм социальный - это туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».
В России отсутствует целостная система поддержки и развития социального туризма. Российские регионы пущены на самотек, они сами определяют меры
социальной поддержки незащищенных слоев населения, хотя среди них есть и свои лидеры. При этом по-прежнему низкими остаются качество обслуживания туристов и подчас неоправданная дороговизна.
Определенный интерес в свете устойчивого развития регионов представляет промышленный туризм, т.е. экскурсии на различные действующие или когда-то действовавшие производственные объекты. Так, например, в КНР сейчас действуют 20 образцовых баз промышленного туризма, где людям показывают производство фарфора, шелка, лекарств, косметики, водки, вина и молочной продукции. В ближайшие годы на государственном уровне будут поддерживаться уже 100 таких баз. При этом уже сейчас разработаны единые стандарты, регламентирующие данный вид туризма. Планируется, что в 2020 г. посещать фабрики и заводы будут уже 240 млн чел., а ежегодные доходы от такого туризма достигнут 4,5 млрд долл. США.
В октябре 2017 г было официально объявлено о создании совета по развитию промышленного туризма в России, в состав которого вошли представители тур-сообщества и крупные промышленники. В Ростуризме обещают подготовить в текущем году интерактивную карту промышленного туризма. Российские турфирмы тоже начали предлагать посещение промпредприятий. Среди предлагаемых экскурсий: посещение Калининградского янтарного комбината, компании «Арктик-уголь» на арктическом архипелаге Шпицберген. В 2018 г. будет доступен для туристов маршрут «Черное золото Сибири», посвященный добыче нефти в Тюменской области. В городе химиков Невинномысске хотят показать, как плавят сталь, обрабатывают шерсть, выпускают удобрения, бытовую химию. Рассматривают возможность экскурсий на промышленные объекты и в Татарстане, Удмуртии.
Туризм - это взаимодействие человека с окружающей средой. С помощью управления туристскими комплексами и территориями, их развитием, четкого планирования и прогнозирования можно уменьшить негативное и увеличить позитивное их воздействие на экосистему. Вопросы охраны природных ресурсов должны решаться до начала эксплуатации рекреационной территории, т.е. еще на стадии туристско-рекреационного проектирования. Обусловлено это тем, что именно природные ресурсы - основа, база развития рекреационного хозяйства.
В настоящее время большинство европейских стран провели паспортизацию природных и исторических ценностей, что позволило наметить приоритетные пути развития туризма и охраны национальных богатств. Принятие в последние годы рядом стран строгих мер, направленных на охрану природы, создание новых национальных парков и заповедников, попытки научного определения допустимых нагрузок на природу и т.п. в значительной степени отразили стремление предельно нейтрализовать негативные стороны бурно развивающегося международного и внутреннего туризма и одновременно создать для него наиболее благоприятные условия и природно-географическую обстановку, сохранить и улучшить среду обитания.
Представляется, что такую работу необходимо провести и в российских регионах, обладающих ресурсным потенциалом развития туристских территорий
и комплексов. Вначале надо урегулировать вопросы, связанные с созданием инфраструктуры в заповедниках и национальных парках, где расположены живописные места, разработать маршруты, привлекательные для путешественников, а затем - новые конкретные проекты туристских троп, где будут учтены все экологические нормы.
Экологический туризм, который стремится сохранить равновесие между окружающей средой, отдыхом и экономическим воспроизводством, должен получить развитие на государственном уровне. Представляется, что для этого необходимо:
1. Выработать научно обоснованную политику туризма и механизмы ее реализации в условиях устойчивого развития территорий, которая должна регулироваться международным, государственным, региональным и муниципальным природоохранным законодательством.
2. Постоянно проводить маркетинг по выбору рынков для въездного туризма. Сегодня для России приоритетным представляется вести маркетинговую кампанию на рынках таких стран, как:
• Германия, Великобритания, Франция и Италия (в Европе);
• Китай, Япония и Южная Корея (в Азии);
• США и Канада (в Северной Америке);
• Аргентина и Бразилия (в Латинской Америке).
Вместе с тем не должны игнорироваться соседние страны Восточной Европы и Ближнего Востока. Надо поощрять создание с ближайшими партнерами единых туристских пакетов «Россия+».
3. Возложить на местные органы власти регулирование и контроль турпо-тока на территориях интенсивного туристского использования. Разработать и установить предельные нормы рекреационных нагрузок. Показать организаторам туристского бизнеса, что отсутствие контроля за негативными последствиями может в короткие сроки разрушить окружающую природную среду и превратить территории с высоким рекреационным потенциалом в места, малопривлекательные для туристов.
4. Шире привлекать местных жителей для создания эффективного и взаимовыгодного менеджмента туризма и управления в сфере гостеприимства. В этом случае, кроме экономических факторов, более заинтересованно будут учитываться культурно-историческое наследие коренного населения и природная уникальность территории.
5. Очень привлекательны для туристов определенные группы людей, аборигены, уникальные представители флоры и фауны, редкие явления природы. Однако ввиду их большой ранимости необходимо предусмотреть комплекс мер по защите от негативного влияния антропогенного фактора, чтобы не переступить некий «порог толерантности», после которого положительное воздействие туризма на окружающую среду сменяется на отрицательное.
6. Информировать туристов об экологических нормах и правилах посещаемого региона, о социокультурных и исторических особенностях его населения.
Нужно решить проблему с подготовкой и переподготовкой кадров экскурсоводов и егерей, знающих историю и культуру России, любящих родную природу, владеющих иностранными языками; активизировать проведение обучающих семинаров и тренингов для организаторов туризма и госслужащих с участием ученых и международных экспертов в целях большей осведомленности в вопросах эффективного управления в сфере туризма, гостеприимства, развития гостиничных и ресторанных предприятий и недопущения негативного влияния туризма на окружающую природную среду.
7. Развивать кластерную политику в регионах, особенно в такой отрасли, как туризм, поскольку именно территориальные инновационные кластеры - важнейший стимул для создания высокопроизводительных рабочих мест, роста налогов, инвестиций. Эти агломерации должны стать атрибутами оздоровления российской экономики, ее перехода от сырьевой экономики к инновационной; в их развитии ключевая роль отводится государству и местному самоуправлению. Например, кластерные модели развития туризма, и в первую очередь экологические, туристско-рекреационные и автотуристские, включаются практически во все стратегии субъектов РФ, но крайне редко - в схемы территориального планирования и генеральные планы регионов, однако их выявление и включение в проекты территориального планирования - важнейшая задача территориального проектирования туризма для дальнейшего продвижения и развития туристских кластеров. В то же время, в сущности, горизонт планирования, которым располагают муниципальные власти сегодня, практически равен одному году. и сотрудничество с бизнесом в этих условиях представляется очень рискованным мероприятием, так как муниципальная власть может дать слишком мало гарантий.
Источники
1. СычеваЕ. «Руссо туристо» // Полит.ру. 11.03.2018. URL: http://polit.ru/article/2018/03/11/ russo_touristo (дата обращения: 21.03.2018).
2. Медведев призвал к выстраиванию партнерских отношений между бизнесом и государством // Единая Россия. 14.03.2018. URL: http://er.ru/news/165043/ (дата обращения: 21.03.2018).
3. Ночевка Ф. Куда стоит поехать в следующем году // Коммерсантъ. 2017. 28 окт.
4. ГелантияТ. Эффект туризма // Портал «Business Грузия». 21.09.2017. URL: http://bizzone. info/interview/1506017262.php (дата обращения: 21.03.2018).
THE GREENING OF TOURISM AND THE PRIORITY DIRECTIONS OF STATE MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF TOURIST AREAS
Burov M.P.
BUROV Mikhail Petrovich - head. Department of Economics and Finance of the Russian international Academy of tourism, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents tourist activities as a priority direction of sustainable development of Russian regions. The main trends of development of agrotourism in Russia taking into account domestic and foreign experience are considered. The article focuses on the problems of the development of social, industrial and environmental tourism, especially the participation of government agencies regulating tourism activities in the future, provides recommendations.
Keywords: tourist activity, priority direction, sustainable development of regions, rural tourism, ecotourism, agrotourism.
For citation: Burov M.P. The greening of tourism and the priority directions of state management of development of tourist areas. Economic Systems. 2018. Vol. 11. No. 1 (40). P. 19-29. DOI 10/29030/2309-2076-2018-11-1-19-29
References
1. Sycheva E. "Russo turisto" // Polit.ru. 11.03.2018. Available at: http://polit.ru/article/ 2018/03/11/russo_touristo (accessed: 21.03.2018).
2. Medvedev called for building partnerships between business and the state // United Russia. 14.03.2018. Available at: http://er.ru/news/165043 (accessed: 21.03.2018).
3. Nochevka F. Where to go next year // Kommersant. 28.10.2017.
4. Gelantiya T. Effect of tourism // Portal "Business Georgia". 21.09.2017. Available at: http:// bizzone.info/interview/1506017262.php (accessed: 21.03.2018).