ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИМПЕРАТИВА ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
К. К. Колин
Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» РАН, Москва, Россия
Ecologization of Consciousness — a Necessary Condition of The Imperative Global Security
K. K. Kolin
Federal Research Center «Computer Science and Control» of the Russian Academy ofSciences, Moscow, Russia
Рассмотрена проблема экологизации сознания современного общества, решение которой является необходимым условием обеспечения глобальной безопасности развития цивилизации в XXI веке. Показано, эта проблема становится ключевой в условиях нарастания комплекса глобальных угроз, которые сегодня проявляют себя в природной, экономической, социальной и гуманитарной сферах, а также в области международных отношений. Их дальнейшее развитие может привести к исчезновению человечества как биологического вида уже во второй половине XXI века. Для противодействия этим угрозам необходимо формирование нового научного направления — экологии сознания. Приведены структура предметной области этого направления и содержание приоритетных задач.
Ключевые слова-, глобальная безопасность, императив безопасности., кризис цивилизации, экология сознания.
The article considers the problem of ecologization of the consciousness of modern society, the solution of which is a necessary condition for ensuring the global security of the development of civilization in the XXI century. It is shown that this problem is becoming a key one in the context of the growing complex of global threats that are currently manifesting themselves in the natural, economic, social and humanitarian spheres, as well as in the field of international relations. Their further development may lead to the extinction of humanity as a biological species in the second half of the XXI century. To counteract these threats, it is necessary to form a new scientific direction — the ecology of consciousness. The structure of the subject area of this direction and the content of priority tasks are given.
Keywords- global security, security imperative, crisis of civilization, ecology ofconsciousness.
Актуальность проблемы
Современная цивилизация переживает глубокий кризис. Он имеет системный характер и охватывает практически все сферы жизнедеятельности общества. Многочисленные проявления этого кризиса все более явно и настойчиво проявляют себя в процессах взаимодействия между различными странами, в отношениях между людьми, в семейной и личной жизни, а также в состоянии науки, образования и культуры, которые стремительно деградируют [1—4].
Историки утверждают, что глубокие кризисы в развитии цивилизации бывали и ранее. Однако тот, с которым мы имеем дело сегодня, является беспрецедентным. Причем, не только по своим масштабам и радикальности происходящих перемен, но, главным образом, по ожидаемым последствиям дальнейшего развития этого кризиса. Исследования показывают, что сегодня ситуация в мире развивается таким образом, что ставит под сомнение возможность дальнейшего существования человечества, как биологического вида, уже во второй половине XXI века.
Эта глобальная опасность является вполне реальной. При этом, она обусловлена не только такими объективными и давно известными причинами, как истощение природных ресурсов, быстрый рост численности населения планеты и ухудшением среды обитания человека. Главная причина заключается в другом — в состоянии сознания современного человека, в системе его базовых духовных ценностей и приоритетов, а также в принятых им для себя морально-нравственных ограничениях практической деятельности [4].
Ниже будет показано, что одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема экологизации сознания человека. Именно от того, как будет решена эта проблема и зависит сегодня будущее цивилизации.
Содержание термина «экология сознания»
Термин «экология сознания» в научной литературе появился сравнительно недавно. Поэтому общепринятое представление о его содержании в научно-образо-
Необходимая структура тезауруса экологических знаний в сознании человека и общества
Виды знаний Краткое содержание экологических знаний
Понятийные Содержание основных терминов и понятий современной системы экологических знаний, принятых
экологические в научно-образовательном сообществе и нормативных документах в области проблем экологии и права. знания
Фундаментальные Структура и содержание основных экологических проблем, вызовов и угроз, тенденций их развития
экологические и возможных последствий. Взаимосвязь экологических проблем с деятельностью человека
знания и его отношения к природе, к себе и другим людям.
Правовые Основные положения национальных и международных документов по охране окружающей среды
экологические и решению экологических проблем.
знания Ответственность физических и юридических лиц за нарушение экологического законодательства.
Конструктивные Современные концепции, методы и средства решения экологических проблем на муниципальном,
экологические региональном, национальном и международном уровнях. Современные и перспективные технологии
знания для решения экологических проблем. Опыт передовых стран в области экологической науки и практики, образования и воспитания населения.
вательном сообществе еще не установилось. Напомним, что базовый компонент этого составного термина, слово «экология», происходит от греческого слова o' iros — жилище, водоучение. Оно обозначает науку, которая изучает взаимоотношение и взаимодействие живых организмов друг с другом и со средой их обитания.
В истории науки считается, что термин «экология» был впервые введен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1886 году.
Применительно к человеческому обществу, экология, как наука, изучает отношения людей между собой, а также их отношение ко всей живой и неживой природе, входящей в состав среды их обитания. В современных условиях нарастания комплекса глобальных проблем, которое происходит на фоне деградации общества и самого человека, стратегическая значимость этой науки объективно возрастает.
В данной работе под экологией сознания мы предлагаем понимать такое новое направление исследований в области экологии, в котором изучаются ментальные аспекты этой науки, связанные с изучением формирования и практического использования экологически ориентированного сознания человека и общества.
Нам представляется, что проведение таких исследований следует начинать с определения структуры комплекса экологических знаний, которые и должны составлять основу экологически ориентированного сознания, его базовый тезаурус. Попытка в укрупненном виде определить эту структуру делается, по-видимому, впервые, а ее результаты представлены в таблице.
Экология сознания как научная дисциплина
В настоящей работе мы предлагаем рассматривать экологию сознания как научную дисциплину, которая должна изучать цели, проблемы, методы и закономерности формирования экологической ориентации сознания человека и общества в интересах решения экологических проблем развития цивилизации и обеспечения глобальной безопасности этого развития.
Нам представляется, что такое определение объекта и предмета исследований этой новой науки является адекватным сложившейся в настоящее время достаточно тревожной и все более опасной ситуации в жизнедеятельности человека. Его главное достоинство заключается в ориентации исследований на решение следующих двух наиболее важных сегодня задач:
1. Определения причин возникновения современных экологических проблем и роли в этом сознания человека и общества.
2. Поиска путей преодоления глобального экологического кризиса на основе адекватного изменения в сознании людей базовых ценностей и приоритетов, понимания ими реальности и возможных последствий дальнейшего развития этой глобальной опасности и ответственности человека за сохранение жизни на нашей планете.
Последняя из указанных выше задач является самой сложной, так как для ее решения требуется осуществить кардинальные изменения в сознании многих миллионов людей на нашей планете и, прежде всего, изменить сознание интеллектуальной элиты общества. Сегодня эта проблема представляется практически неразрешимой, тем более, что времени для ее решения остается все меньше, а сама эта задача на необходимом уровне в обществе еще не осознана, что отмечают в своем докладе также и руководители Римского клуба [5].
К сожалению, альтернативы этому не просматривается. Поэтому вопрос стоит ребром: «или-или». Некоторые специалисты считают, что время для решения этой задачи уже упущено, так как необратимые изменения во многих жизненно важных для человека экосистемах планеты уже наступили, и поэтому предотвратить глобальную экологическую катастрофу, которая прогнозируется на середину XXI века, уже не удастся. Тем более, что никаких достаточно масштабных и эффективных мер не предпринимается, ни на национальном, ни на международном уровне [6].
Мало того, геополитическая борьба на международной арене за сырьевые и энергетические ресурсы, а также региональные войны и социальные конфликты,
происходящие во многих странах, только усугубляют эту ситуацию. Ведь уже давно и хорошо известно, что войны между людьми всегда сопровождаются разрушением природы.
Таким образом, мы видим, что корень зла — в сознании людей, в современном состоянии этого сознания, которое и определяет всю стратегию их жизнедеятельности.
В структуре предметной области этой новой научной дисциплины представляется целесообразным выделить следующие основные направления исследований:
1. Формирование экологических знаний. Речь здесь идет не обо всех знаниях в области экологии, а лишь о той их части, которая должна постоянно присутствовать в сознании современного человека. Эти знания должны быть структурированы как по сферам проявления экологических проблем (природные ресурсы, природопользование, промышленное и аграрное производство, утилизация отходов и т.п.), так и по их назначению для практического использования в деятельности человека (государственное управление, хозяйственная или общественная деятельность, наука, образование и воспитание и т. п.). Формирование таких знаний представляет собой весьма серьезную научно-методологическую и социальную проблему, которая в настоящее время на необходимом уровне еще не поставлена, ни в России, ни в других странах, и поэтому практически не решается. Причина этого все та же — непонимание актуальности и стратегической важности этой проблемы.
2. Формирование экологически ориентированного мировоззрения. Мировоззрение — это система взглядов человека на окружающий его мир, которая зависит от состояния его сознания и подсознания, определяет его отношение к этому мир и проявляется в практической деятельности. Основой мировоззрения является понимание человеком сущности, причин и возможных последствий происходящих событий. Наиболее ценным является научное мировоззрение, которое должна формировать качественная система образования и воспитания. Ключевая проблема здесь — это понимание основных законов глобальной эволюции природы и общества и роли человеческого разума в процессах этой эволюции. Научную основу для такого понимания создают современные достижения в области эволюционной глобалистики, где мировое лидерство принадлежит российским ученым. Однако, для того, чтобы такое понимание стало массовым, необходима радикальная перестройка содержания современного образования на всех его уровнях [7—11]. А этого в настоящее время, к сожалению, не происходит, да и не планируется.
3. Методология формирования умений и навыков использования экологических знаний. Главная цель этого направления исследований состоит в том, чтобы сформировать активную деятельную жизненную позицию человека. Она должна быть основана не только на знаниях и понимании важности экологических проблем.
Человек должен уметь применять свои знания на практике, верить в свои силы и осознавать полезность своей экологической деятельности. Эта задача является самой сложной и социально значимой. Ведь, хорошо известно, что любые достижения науки и технологий оказываются бесполезными до тех пор, пока они не приникнут достаточно глубоко в сознание человека и не станут атрибутами культуры общества. Таким образом, и здесь экологизация сознания является ключевым фактором успешного решения проблемы.
Экология сознания и возможные сценарии грядущего апокалипсиса
По прогнозам аналитиков, есть три наиболее вероятных сценария гибели современной цивилизации. Первый из них — это самоуничтожение человечества в результате ядерной войны. Опасность такого сценария в последние годы быстро нарастает и, по оценкам компетентных специалистов, становится все более реальной и угрожающей [3]. Наглядным примером здесь может служить пограничный инцидент у побережья Крыма, который произошел в июне 2021 г. из-за преднамеренного нарушения военным кораблем Великобритании российских границ в прибрежных водах. Только предупредительная стрельба патрульного российского катера и прицельное бомбометание по курсу нарушителя, которое блестяще выполнил пилот российского истребителя-бомбардировщика, заставили этот корабль изменить курс и уйти в нейтральные воды. А если бы этого не было сделано, то английский корабль пришлось бы уничтожить. Но ведь это уже боевое столкновение с вооруженными силами стран блока НАТО, который сегодня открыто готовится к войне с Россией.
Военные аналитики прогнозируют, что аналогичные провокации в ближайшие годы будут происходить неоднократно с целью разведки боеготовности наших войск. В этих условиях возникает резонный вопрос: «Как далеко до ядерной войны?». Ведь предупредить ее может только понимание колоссальных масштабов ее разрушительных последствий.
Оценка этих последствий методом компьютерного моделирования была сделана в 2017 г. специалистами Массачусетского университета США. При этом моделировался сценарий ядерной войны НАТО с Россией для предотвращения якобы планируемой ею оккупации одной из стран Балтики. Результаты моделирования показали, что будет уничтожена не только вся Западная Европа и Европейская часть России, но также США и Канада. Достанется и нейтральному Китаю, где погибнет не менее 600 млн. человек. Вот что такое региональная ядерная война сегодня!
Однако есть и другие результаты моделирования последствий ядерной войны, которые показывают, что эти последствия могут быть губительными для всего человечества, даже в случае развязывания региональных войн гораздо меньшего масштаба. Так, например, моде-
лирование ядерной войны между Индией и Пакистаном, которая могла произойти в результате вооруженного столкновения между этими странами в 2020 году, показало, что для гибели человечества достаточно, чтобы было взорвано всего 50—60 ядерных зарядов средней мощности, которыми эти страны сегодня располагают. После этого, с высокой степенью вероятности, на планете наступает «ядерная зима», о последствиях которой предупреждал в своих работах академик Н. Н. Моисеев. В данном случае она может продлиться около двух лет, и тогда все человечество просто погибнет от голода, а жизнь останется только в глубинах мирового океана.
Российские ученые в своих оценках также подтверждают глобальную опасность региональных ядерных конфликтов [12]. Однако их результаты, также, как и указанные выше результаты американских специалистов, широкой общественности практически не известны. Ведь их не обсуждали ни в Совете Безопасности ООН, ни на крупных международных научных форумах. Не снято ни одного художественного фильма по этому сюжету. Все это наглядно и убедительно свидетельствует о неадекватности сознания современного общества тем глобальным угрозам, которые нарастают и становятся глобальными опасностями для всего человечества.
Второй сценарий апокалипсиса — это развитие глобального экологического кризиса. Прогнозируется, что он может достигнуть своего апогея уже в середине XXI века. Динамика развития этого кризиса нарастает, а состояние некоторых жизненно важных экосистем планеты становится угрожающим, и в некоторых из них оно уже достигло критического уровня. Так, например, к 2030 году количество пластмассы в мировом океане по своему объему может превысить массу всех содержащихся в нем сегодня биологических ресурсов. А загрязнение поверхности океана нефтью приводит к гибели планктона, что нарушает кислородный состав атмосферы планеты и становится еще одной угрозой для ее биосферы, разнообразие которой быстро сокращается и без этого. Особенно опасной является массовая гибель пчел — основных опылителей многих растений и сельскохозяйственных культур.
Глобальные изменения климата, таяние льдов в Арктике и Антарктике, а также вечной мерзлоты в северных районах России, опустынивание больших пространств в экваториальной части планеты, масштабные лесные пожары в Сибири, Австралии и Южной Америке — все это грозные свидетельства того экологического бедствия, которое переживает современная цивилизация. Уже треть населения планеты сегодня испытывает дефицит чистой питьевой воды, которая, по прогнозам специалистов, в ближайшие десятилетия может стать дороже нефти. Но ведь никаких действенных мер по противодействию этим разрушительным и опасным процессам не предпринимается!
ООН и другие международные организации, которые были специально созданы для решения проблем глобальной безопасности, показали свою полную несо-
стоятельность и беспомощность перед лицом современных глобальных угроз. Практически все принятые ими международные документы в этой области не имеют необходимого финансирования и действенных механизмов для своего осуществления. По существу, это декларации о благих намерениях, которые национальными правительствами не исполняются. А время идет, и мир уже подошел к той «красной черте», за которой у человечества нет будущего.
Почему же это все так; происходит? Ответ однозначен — общественное сознание занято совсем другими проблемами. Геополитическая борьба, финансовые спекуляции на мировых рынках, реклама и шоу-бизнес — все это отвлекает людей, включая элиту общества, от главных проблем — обеспечения глобальной безопасности. При этом, проблема экологического кризиса не рассматривается в качестве приоритетной, так как его опасность на необходимом уровне не воспринимается. И эта ситуация становится все более опасной.
Деградация современного общества: новое средневековье
Третий сценарий гибели человечества обусловлен быстрой деградацией интеллектуального потенциала современного общества, а также таким уровнем разрушения его культуры, который российский философ и композитор В. С. Дашкевич назвал великим культурным одичанием. В своей фундаментальной монографии [13] он на конкретных примерах убедительно показал, что все те проявления аномальной агрессивности и жестокости, которые сегодня наблюдаются повсеместно и уже становятся обыденными, обусловлены паталогическими изменениями деятельности сознания и подсознания людей.
При этом, роль подсознания оказывается существенно более важной, чем это считалось ранее. Ведь именно подсознание определяет стратегию поведения человека, всю его «линию жизни» и отношение к окружающему миру. А состояние подсознания, в свою очередь, определяется информационной средой обитания человека, в том числе, музыкальной культурой общества, которая в последние годы становится все более агрессивной.
И результат воздействия этой среды налицо — сегодня, даже в экономически развитых странах Запада, которые всегда гордились выдающимися достижениями своей культуры, мы наблюдаем массовое нарушение ранее принятых моральных норм и ограничений, включая основные заповеди христианства. Убийство и воровство, коррупция и казнокрадство, откровенная публичная ложь государственных и политических деятелей, сексуальная распущенность и однополые браки — все это стало обыденным и уже не вызывает общественного осуждения. Нас всех к этому очень настойчиво приучают.
Современное потребительское общество морально разлагается и поэтому утрачивает свой жизнен-
ный потенциал. Свидетельством этого может служить создание в двух новых министерств в правительстве Великобритании в 2018 году. Одно из них будет заниматься проблемой одиночества, а другое — проблемой самоубийств. Дело в том, что сегодня в этой стране половина людей старше 75 лет проживает в одиночестве, и это стало новой социальной проблемой, которая требует от правительства адекватной реакции.
Вторая проблема оказалась еще более серьезной. В Англии ежегодно кончают жизнь самоубийством 4,5 тысячи человек, и это стало главной причиной смертности мужчин в возрасте до 45 лет. Причем, осуществляют самоубийства не обездоленные люди с низким уровнем благосостояния, а вполне успешные мужчины в расцвете сил.
Почему это происходит? Социологи утверждают, что главная причина здесь — это утрата цели и смысла жизни. Английские психологи этот феномен называют «синдромом Мартина Идена» — по названию известного романа Джека Лондона. Его главный герой, выходец из нижних слоев общества, благодаря своей настойчивости и способностям, пробился в общество обеспеченных людей. Но, на пике своей карьеры и накануне женитьбы на дочери богатого аристократа, он неожиданно для всех покончил с собой.
Сегодня эта трагическая история повторяется многократно и становится для Великобритании национальным бедствием. Именно поэтому в этой стране и было создано министерство по предотвращению самоубийств, руководителем которого назначена Жаклин Дойл-Прайс и уже выделено 1,8 млн. фунтов стерлингов. Поможет ли это решить данную проблему? Скорее всего, нет, так как главная ее причина остается, и для ее устранения требуются гораздо более серьезные перемены, прежде всего, в сознании современного потребительского общества.
Как при этом не вспомнить пророческую монографию американского социолога Патрика Бьюкеннена «Смерть запада» [14], которая была опубликована еще 15 лет назад? Сегодня в Западной Европе все идет именно так, как он прогнозировал. А именно: уже в 2010 г. англичане в Лондоне стали этническим меньшинством, а в самом центре Европы, в Бельгии, правит бал исламская полиция, т.е., по существу, формируется исламское государство, которое будет жить по законам шариата.
Исследования показывают, что интеллектуальный потенциал общества в последние годы также быстро сокращается. При этом, в странах Запада он уже сегодня стал ниже, чем в Китае, Южной Корее, Японии и Сингапуре, куда планомерно перемещается основной объем высокотехнологического промышленного производства.
Современный человек — это Homo Sapiens или обезьяна с гранатой?
Если попытаться представить себе обобщенный образ современного человека, то мысленному взору от-
кроется весьма неприглядная картина. Современный человек — это малообразованное и глубоко эгоистичное существо, сосредоточенное на решении своих сиюминутных проблем, главным образом, бытового характера. Ему нет никакого дела не только до проблем других людей, но и, во многих случаях, даже для будущего своего потомства, которому он предоставляет право решать свои проблемы самостоятельно.
Обсуждать с ним национальные и глобальные проблемы бессмысленно, они его не интересуют. Он живет «здесь и сейчас», не задумываясь даже о собственном будущем. И в то же время, он достаточно агрессивен и хладнокровно убивает себе подобных по пустяковому поводу, а иногда и вовсе без всяких причин, тем более, что средств для убийства людей в современном обществе более чем достаточно.
Резонно поставить вопрос: заслуживает ли такой образ названия Homo Sapiens, что переводится с латинского как Человек Разумный? Думается, что здесь гораздо более уместным было бы известное в России выражение «обезьяна с гранатой». Хотя и оно не представляется нам достаточно адекватным. Ведь обезьяны не уничтожают себе подобных, как это постоянно делают современные люди. Поэтому обижать это миролюбивое животное не следует.
Да и вместо гранаты сегодня у человека есть и крылатые ракеты, и беспилотные ударные авиационные комплексы, и оружие массового поражения. А возможность применения этих средств в вооруженных конфликтах уже прописана в военных доктринах многих стран, включая нанесения ими превентивного удара по потенциальному противнику.
Влияние телевидения на сознание современного человека и общества
Исследования российских ученых показывают, что наиболее сильное влияние на сознание современного человека и общества оказывает телевидение. В XXI веке оно стало глобальным и массовым средством информирования общества, влияние которого трудно переоценить. Уже сегодня во многих семьях имеются телевизионные приемники, а прием телепередач по основным каналам осуществляется бесплатно и транслируются они на всех наиболее употребительных языках.
По данным социологических исследований, мировая аудитория телезрителей в последние годы быстро возрастает, а время, которое люди проводят за экранами телевизоров, увеличивается. Именно это оказывает определяющее воздействие на их сознание и подсознание. Дело в том, что видеоинформация поступает не только в сознание человека, но также, одновременно, и в его подсознание. Этот удивительный феномен установил в результате своих исследований российский ученый профессор В. Я. Сергин, который предложил трехконтурную кибернетическую модель функционирования психики человека [15]. Эта модель позволяет понять глубинные ос-
новы тех психико-физиологических процессов, которые происходят в сознании и подсознании людей при просмотре ими телепередач, а также тех методов, которые все более широко используются сегодня для манипуляции общественным сознанием.
Что же наблюдает современный человек по каналам массового общественного телевидения? Социологические исследования показывают, что значительное место здесь занимает реклама различного рода товаров, услуг и лекарственных препаратов. В последние годы она становится все более агрессивной и назойливой. Она буквально зомбирует людей, которые не могут от нее защититься. Дошло то того, что реклама сегодня проникла даже на канал Российской православной церкви «Спас». Мало того, в рекламной деятельности стали принимать активное участие известные артисты России, которые в нашей стране являются довольно обеспеченными людьми.
Конечно, когда народный артист России рекламирует кошачий корм, лотерейные билеты или же аптечные препараты — это жалкое зрелище, на которое стыдно смотреть. Но ведь это сегодня есть и обществом не осуждается, так как бизнес — превыше всего! Ведь даже Президент СССР когда-то лично рекламировал пиццу. А в наши дни реклама распространяется не только по каналам телевидения, но и по сети Интернет и даже по мобильным телефонам. И никакого противодействия это в обществе не встречает. Таково сегодня общественное сознание.
И все же, засилье рекламы в современном информационном пространстве — это еще не самое большое бедствие, хотя, конечно, это не что иное, как психологическое насилие над людьми. Гораздо более опасным является содержание современных телевизионных программ, в которых по всем каналам ежедневно демонстрируются сцены насилия и жестокости, убийства и грабежи, грубое обращение с женщинами, детьми и стариками.
Традиционные понятия благородства, милосердия и чести все далее уходят в прошлое. В этой деструктивной информационной среде уже выросло целое поколение наших современников, которые даже не знают, что может быть иначе [16]. Да и откуда им это знать? Классической художественной литературы они не читают, а в окружающем их информационном пространстве таких понятий практически нет. Здесь доминируют совсем другие понятия: «хочешь жить — умей вертеться», «не пойман, — не вор», «сильный — всегда прав» и т.п.
Поэтому не следует удивляться, когда школьник в упор расстреливает своих учителей и одноклассников, а девочки ногами избивают свою подругу, снимая этот процесс видеокамерами смартфонов. Всему этому их научило наше телевидение. Ведь не зря же известный российский ученый Сергей Петрович Капица, рафинированный интеллигент, воспитанный в академической семье, назвал современное телевидение преступной организацией. Сильно сказано, но ведь не поспоришь!
Одна из попыток как-то изменить эту ситуацию была сделана в России работниками школьных библиотек в 2009 году. Они провели в Москве свой первый общероссийский съезд, участники которого приняли специальное Обращение к Президенту РФ Д. А. Медведеву. В нем содержалась просьба принять Федеральный закон о защите общественной нравственности на телевидении, без которого вся их воспитательная работа со школьниками является бессмысленной и обречена на неудачу.
Как Вы думаете, кто выступил основным противником этой инициативы? В это трудно поверить, но это был профильный комитет Общественной Палаты России! Он усмотрел в ней попытку возврата к существовавшей ранее в СССР цензуре общественной информационной деятельности. А у нас сегодня — полнейшая свобода этой деятельности, которая и обусловила существующую сегодня в стране ситуацию.
Конечно, свобода, демократия и права человека — это важнейшие достижения мировой культуры. Но в гипертрофированном виде они превращаются в зло, которое эту культуру и разрушает. Приведем конкретный пример. Известный европейский нацист Брейвик был осужден за то, что хладнокровно расстрелял из винтовки более 70 человек только за то, что эти люди были другой национальности. Сегодня он отбывает наказание в европейской тюрьме, где живет в двухкомнатной камере, оснащенной холодильником, телевизором и даже персональным компьютером с игровой приставкой. В сети Интернет появилось сообщение, что он обратился к своему тюремному начальству с претензией. Оказывается, ему редко обновляют компьютерные игры! В конце концов, он находится в демократической Европе или же где-нибудь в тоталитарном государстве?! Сколько можно терпеть нарушение прав человека? Ведь в демократической Европе права человека — это святое. Даже если этот человек совершил массовое убийство ни в чем не повинных людей.
Эти примеры приведены для того, чтобы наглядно показать всю глубину той деформации современного общественного сознания, с которой мы имеем дело сегодня. Без исправления этой ситуации, никакой надежды на выживание и безопасное дальнейшее развитие человечества просто не остается.
Психологический климат общества и продолжительность жизни человека
Прямая зависимость продолжительности жизни людей от состояния психологического климата того общества, членами которого они являются, сегодня научно доказана и не вызывает сомнений. Большая заслуга здесь принадлежит российскому ученому доктору медицинских наук, профессору И. А. Гундарову. Длительное время изучая проблемы общественного здоровья, он в своих работах показал, что для сохранения жизни людей исключительно важным фактором является их надежда
на будущее. Этот фактор оказался существенно более значимым, чем их материальное благополучие [17]. Возможно, именно этим и объясняется тот факт, что средняя продолжительность жизни в современном Китае выше, чем в России. Хотя уровень жизни населения Китая сегодня еще ниже, чем в нашей стране.
Таким образом, состояние общественного сознания — это один из ключевых факторов жизнеспособности населения страны, а, следовательно, и ее национальной безопасности. И это необходимо обязательно учитывать при осуществлении государственной информационной и социально-экономической политики [18].
Homo Informaticus — новый вид человека в информационном обществе
Существует еще один сценарий бесславного окончания биологического вида Homo Sapiens, который обусловлен возможным вырождением этого вида в условиях глобального информационного общества. Еще в начале XXI века, когда процесс становления этого общества начал активно развиваться в передовых странах мира, американские специалисты по возрастной психологии обнаружили у детей школьного возраста весьма тревожные признаки изменения их сознания и социального поведения. Оказалось, что эти нарушения были вызваны воздействием тех все более интенсивных потоков информации, которые сегодня обрушиваются на молодое поколение жителей нашей планеты.
Эта информация поступает к ним не только по каналам телевидения и средствам мобильной связи. Ее наибольшее количество дети сегодня получают через компьютеры и смартфоны, подключенные к сети Интернет.
Ученые обнаружили, что в результате этих воздействий, у детей происходят серьезные нарушения нормального процесса формирования нейронной структуры их головного мозга, и это в дальнейшем служит причиной изменения их психики и поведения в обществе.
В числе наиболее характерных признаков таких изменений были отмечены следующие:
— «клиповый характер» процесса мышления и неспособность сосредоточиться для глубокого осмысления какой-либо проблемы, процесса или явления, что существенно снижает возможности адекватного понимания их сущности, причин возникновения и возможных последствий;
— «многозадачность» сознания — желание и способность одновременно осуществлять несколько информационных процессов, например, слушать музыку через наушники смартфона, смотреть телевизор и, в это же время, разговаривать по другому мобильному телефону;
— повышение зависимости детей от использования различного рода гаджетов, которая в ряде случаев оказывается настолько сильной, что они отказываются от нормального общения с близкими людьми и даже от приема пищи;
— утрата интереса к физической жизни, спорту, чтению литературы, традиционным видам развлечений, все это им заменяет компьютерная виртуальная реальность.
Появляются у таких детей также и новые способности. Одна из них — это способность быстро просматривать и сортировать информацию в компьютерных сетях, вести активную переписку с друзьями и новыми знакомыми через сеть Интернет, быстро осваивать новые модели информационной техники и компьютерные приложения.
Все эти особенности оказываются настолько существенными, что детям этого нового поколения уже присвоено название — поколение NEXT.
Монографию с результатами своих исследований американские ученые опубликовали в 2008 году, а в 2011 г. вышел ее перевод в России [19]. В этой книге авторы не рекомендуют детям в возрасте до двух лет вообще смотреть телевизионные передачи, не говоря уже об использовании смартфонов, которые многие родители сегодня дают детям для того, чтобы они не мешали им заниматься собственными делами.
Открытие описанного выше феномена изменения сознания у молодого поколения является очень важным результатом в области изучения природы человека. Сегодня мы знаем, что люди являются гораздо более внушаемыми, чем это считалось ранее. Но тот факт, что в интенсивной информационное среде у них формируется иная нейронная структура головного мозга, — это открытие, значение которого трудно переоценить. Ведь оно показывает, что на наших глазах вырастает не просто новое поколение, а активно формируется новый вид человека — Homo Informaticus, который отличается от современных людей не только психологически, но и физиологически.
К сожалению, это открытие еще не привлекло к себе необходимое внимание со стороны современного общества, хотя некоторые инициативные исследования в этом направлении в России ведутся [20]. Поэтому можно констатировать, что глобальная опасность дальнейшего развития этой новой угрозы развитию цивилизации сегодня еще не осознана, хотя она является вполне реальной и будет быстро нарастать в связи с развитием процессов становления глобального информационного общества.
Проблема сингулярности, eHomo и перспективы формирования
постчеловека
Еще одна глобальная угроза развитию современной цивилизации, которая может стать причиной гибели рода человеческого, связана с развитием искусственного интеллекта. Об этой угрозе в последние годы своей жизни предупреждал всемирно известный физик Стивен Хокинг. Он утверждал, что бесконтрольное развитие средств и методов искусственного интеллекта мо-
жет в будущем привести к такой ситуации, когда он по своим интеллектуальным возможностям превысит интеллект человека («точка сингулярности») и затем подчинит людей своим собственным целям и интересам.
Но существует и другая опасность — целенаправленного изменения природы человека путем медикаментозного воздействия на его организм, а также биологического и кибернетического протезирования различных органов. Эта опасность достаточно подробно описана в монографии известного футуролога Фрэнсиса Фукуямы [21], а также в работах российского ученого А. С. Нариньяни. Сегодня мы видим, что некоторые из прогнозов этих ученых уже сбываются в наши дни. Так, например, многие граждане США постоянно используют медикаменты (так называемые «пилюли счастья») для противодействия депрессии. Они также заставляют школьников принимать фармацевтические препараты для снижения уровня их естественной физической активности, которая в этой стране рассматривается как болезнь, которую нужно лечить.
Искусственное оплодотворение женщин уже становится нормой и даже начинает рассматриваться как перспективный способ продолжения рода. Так, например, лидер сообщества феминисток в Канаде недавно заявила, что всех мужчин нужно кастрировать, так как существующая система сексуальных отношений является насилием над женщиной.
Кстати, сама она является трансгендером, поэтому ее радикальное предложение представляется, по меньшей мере, странным. Но ведь его поддержал руководитель правительства Канады, а это уже — серьезное свидетельство неблагополучия сознания элиты в этой стране.
В настоящее время в некоторых странах проводятся опыты по клонированию человека, в результате которых выращиваются эмбрионы, которые используются для биологического протезирования органов. Уже родился и живет ребенок от трех родителей , который имеет одну мать и двух отцов. И это порождает серьезные проблемы этического характера. Но, все же, наиболее опасными по своим последствиям нам представляются эксперименты по кибернетическому протезированию различных органов человека, которые в ближайшие десятилетия могут привести к созданию киборгов. Уже известны успешные результаты экспериментов по создания искусственных органов зрения для слепых людей. При этом, в ряде случаев эти устройства встраиваются в организм человека и имеют информационный интерфейс с его мозгом.
Находятся добровольцы и среди здоровых людей, которые пытаются повысить свои возможности по восприятию информации из окружающего мира. Один из них ухитрился соединить свой головной мозг с портативной антенной и теперь утверждает, что может «видеть» (физически ощущать) электромагнитные излучения различных устройств современной техники.
Гибридный искусственный супермозг как глобальная угроза
Нам представляется, что наибольшая опасность заключается сегодня в разработках по созданию гибрида человека и компьютера и обеспечения возможности подключения мозга человека к сети Интернет при помощи вживляемого чипа. Такие разработки уже ведутся в нескольких странах, а в июне 2021 г. в интернет появилась информация, что они есть и в России. При этом, указано, что их планируется выполнить в период до 2030 года в рамках специального проекта, на реализацию которого выделяется значительное финансирование.
В чем заключается опасность такого рода исследований и разработок? Нам представляется, что она связана с непредсказуемости их возможных глобальных последствий, а также с достаточно высокой вероятностью получения положительных практических результатов.
Поясним эти опасения более подробно. Представим себе, что мозг человека сможет получать информацию напрямую из сети Интернет, минуя зрительные органы, при помощи встроенного широкополосного интерфейса. Кто сможет тогда запретить такую же операцию с малолетним ребенком, мозг которого еще только формируется? Представляете, какого монстра можно из него будет вырастить через несколько лет, умело отбирая поступающую в этот мозг информацию? Это будет супермозг, способный решать такие задачи, которые сегодня человечеству решить не удается из-за их высокой сложности. Ведь уже известно, что потенциальная информационная мощность мозга человека многократно превышает суммарную мощность всех существующих сегодня компьютеров.
Правда, мы пока не знаем, зачем мудрая Природа создала мозг человека именно таким. Ведь она ничего не создает понапрасну. Вполне возможно, что это именно тот интеллектуальный инструмент, при помощи которого Природа познает себя.
Но вернемся к проблеме гибридного супермозга. Интеграция мозга человека с сетью Интернет открывает такие перспективы, от которых дух захватывает. Казалось бы, что здесь плохого? Ведь с помощью супермозга можно будет решать сложнейшие задачи, которые необходимы для выживания человечества, преодоления системного кризиса, обеспечения глобальной безопасности всего мирового сообщества.
Все это так, но история развития цивилизации убедительно свидетельствует, что все свои лучшие изобретения человек всегда использовал против себя и делал это с завидным постоянством, достойным лучшего применения. Поэтому, вряд ли можно надеяться, что в данном случае все будет по-другому. И главные причины этого — деньги и власть, эти два вечных искушения для человека, противостоять которым ему пока не удается.
Властолюбие и жадность человека границ не имеют. Именно эти два основных качества человеческо-
го сознания всегда были и остаются сегодня главными причинами всех войн на нашей планете, а также того социального неравенства, которое уже превысило критический порог социальной безопасности и вызывает социальные катаклизмы.
Напомним также, что человек — это единственный биологический вид на нашей планете, который постоянно уничтожает себе подобных. Другого такого вида в природе нет. Поэтому можно уверенно прогнозировать, что описанный выше гибридный супермозг, как только он будет создан, обязательно попадет в недобрые руки и будет направлен против других людей с целью захвата и укрепления власти над ними владельцев этого мозга.
В истории человечества так было всегда и, чтобы эта ситуация стала невозможной, надо сформировать в обществе такую систему воспитания, которая сможет обеспечить морально-нравственные ограничения жадности и властолюбия человека на уровне его подсознания. Именно это и должно стать главной целью экологизации его сознания.
Стратегия экологизации сознания и императив безопасности в эпоху антропоцена
Исследования российских ученых убедительно показывают, что экологизация сознания является сегодня ключевой проблемой выживания человечества и обеспечения безопасности жизни на нашей планете. Человек стал самым распространенным биологическим видом, поэтому можно утверждать, что уже началась новая эпоха глобальной эволюции — эпоха антропоцена. Достаточно указать, что биологическая масса человечества сегодня превышает суммарную массу всех других живых существ на Земле, а к середине текущего столетия она вырастет еще, как минимум, в полтора раза.
Вполне естественно, что при этом проблемы дефицита продовольствия и питьевой воды, а также жизненно важных энергетических ресурсов еще более обострятся. Уже сегодня эти проблемы служат главной причиной обострения международной обстановки. Нужно понимать, что в современном мире идет борьба за ресурсы, а вся остальная риторика о демократии и правах человека — это всего лишь «дымовая завеса», которая используется политиками для того, чтобы скрыть от населения реальное положение вещей. При этом, людей специально отвлекают от обсуждения причин глобальных угроз и опасностей.
О том, насколько сегодня деформировано сознание современного общества, наглядно свидетельствует реакция европейской элиты на убийство исламистами нескольких членов редакции французского издания «Шарли», в котором были опубликованы карикатуры на Пророка Магомета. Протестную демонстрацию по этому поводу, которая прошла по улицам Парижа, возглавлял лично Президент Франции. При этом, многие ее участники несли плакаты с надписью: «Я — Шарли!».
Так демократическая Франция выразила свою приверженность свободе журналистов, их праву выражать свою точку зрения, которая сегодня, практически, не ограничивается никакими моральными нормами.
А теперь обратимся к другим фактам нашей реальности. Статистика утверждает, что ежегодно от голода в мире умирает 12—14 млн. человек, в числе которых много детей. Происходит это, главным образо м, в беднейших странах Азии и Африки. Легко подсчитать, что это бедствие характеризуется количеством смертей порядка 30 тыс. в день. И это происходит ежедневно, но никакой реакции на этот процесс со стороны «цивилизованного» Запада не наблюдается! Вы только сравните — пятеро убитых журналистов и 30 тыс. трупов людей, умерших от голода, ежедневно! Правда, это где-то там, в Африке, далеко от Парижа, одного из центров «просвещенной» Европы.
«Нельзя» и «Надо» — ключевые понятия в стратегии экологизации сознания
При формировании стратегии экологизации сознания современного человека необходимо исходить из того, что для ее реализации необходима принципиально новая система воспитания, которая должна обеспечить прочное закрепление в сознании каждого человека двух ключевых понятий: «Нельзя» и «Надо». Эти понятия должны формироваться с младенческого возраста путем воспитательного процесса в семье, в школе, в высших учебных заведениях, в течение всей жизни человека.
«Нельзя» — это императив безопасности, категорический запрет на такие поступки и действия, которые человек не должен совершать ни при каких обстоятельствах.
Воспитанный в этой парадигме человек должен хорошо понимать смысл и необходимость следующих моральных запретов:
1. Нельзя убивать живое существо. Каждая жизнь священна, она заслуживает благоговения и должна быть сохранена для всеобщего блага. Ведь жизнь на нашей планете — это необходимое условие благополучного существования не только людей, но и всей биосферы. Мало того, жизнь необходима также и для глобальной эволюции планеты в целом, так как она гармонизирует процессы аккумуляции энергии Солнца. Это хорошо показано, например, в работах русского ученого С. А. Падолинского.
2. Нельзя брать чужое, то, что тебе не принадлежит. Ведь это не только наносит вред другим людям, но и разрушает личность самого человека. Давно известно, что на чужом несчастье своего благополучия не построишь, а чужая боль всегда вернется к тебе самому.
3. Нельзя прелюбодействовать. Это не только разрушает семью, но ведет к вырождению человека.
4. Нельзя потреблять сверх меры. Ты не один в этом мире, где еще очень много обездоленных людей, не имеющих самого необходимого для своей жизни.
5. Нельзя обижать слабого и беззащитного, особенно, стариков и детей. Ты сам можешь оказаться в таком же положении и будешь нуждаться в помощи других людей.
6. Нельзя стремиться к власти над другими людьми. Власть разрушает душу человека, делает его черствым. Она еще никому не принесла личного счастья.
7. Нельзя нарушать всеобщий закон социальной справедливости. Суть этого Закона состоит в том, что каждый человек, по праву своего рождения, имеет равные с другими людьми права на доступ ко всем благам Природы, а также к тем новым благам, которые создают для людей достижения научно-технологического прогресса. Содержание этого Закона было очень ясно и аргументированно изложено в известном Послании Папы Римского Иоанна Павла II, с которым он обратился к мировому сообществу в 2001 году по случаю Всемирного Дня Мира.
Совокупность перечисленных выше запретов можно рассматривать как императив глобальной безопасности, который по своему содержанию является более широким понятием по сравнению с экологическим императивом, который был сформулирован академиком Н. Н. Моисеевым [25].
В настоящее время ситуация в мире является настолько тревожной, что именно императив глобальной безопасности становится приоритетной задачей в области адекватного изменения общественного сознания. Ведь экологические проблемы можно решать лишь тогда, когда обеспечена безопасность самой жизни людей на нашей планете.
Ноосферное мировоззрение в стратегии экологизации сознания
Исследования показывают, что одного лишь соблюдения требований императива глобальной безопасности в настоящее время уже недостаточно для решения проблемы выживания человечества в условиях быстрого нарастания комплекса глобальных угроз. Если человек и далее будет оставаться пассивным наблюдателем их развития, то гибель человечества станет неизбежной. Поэтому главная задача современности — активизировать интеллектуальный и деятельный потенциал мирового сообщества для противодействия развитию этого губительного сценария.
С этой целью в Стратегии экологизации сознания общества и каждого отдельного человека необходимо использовать такие средства и методы, которые должны сформировать их активную жизненную позицию, основанную на чувстве личной ответственности за будущее своей семьи, страны, цивилизации, а также биосферы и планеты в целом, на которой мы сегодня живем и которую оставим своим потомкам.
Современный человек должен осознавать себя не только частью Природы, но также понимать и свое особое место, назначение и ответственность в процессе
глобальной эволюции. Такую установку сознания человека можно сравнить с психологией старшего сына в многодетной семье. Ведь именно на него ложится ответственность за будущее всего семейства. Поэтому именно он должен своевременно подготовиться и достойно выполнить эту ответственную миссию продолжения своего рода.
Для практического осуществления этой миссии в глобальном масштабе современному человеку необходимы два важнейших ментальных качества: ноосфер-ное мировоззрение и понимание необходимости безотлагательных и активных действий по предотвращению катастрофических последствий современного процесса развития цивилизации. Это понимание должно быть основано на знании законов синергетики, которая утверждает, что в условиях кризиса сложной системы, даже весьма слабое внешнее информационное воздействие в правильном направлении может вывести эту систему из критического состояния.
Поэтому жизненная позиция человека, которая определяется словами: «А что я здесь один смогу сделать!» — сегодня не только несостоятельна, но и крайне опасна, так как активно действовать нужно именно в период кризиса, который сегодня переживает современная цивилизация.
Заключение
Исследования российских ученых показали, что главными целями человечества в XXI веке являются следующие:
— не допустить самоуничтожения человечества в результате новой мировой войны с применением оружия массового поражения;
— сохранить биосферу планеты и восстановить её жизненно важные экосистемы;
— сохранить человеческий облик и остаться людьми подлинном смысле этого слова, в том числе — в свете угрозы всеобщей глобальной информатизации, роботизации и возникновения сильного искусственного интеллекта.
Для достижения этих целей мировому сообществу необходимо:
— обеспечить геополитический паритет и глобальную военную безопасность в международной сфере, демилитаризацию экономики, сокращение армий и вооружений. Хорошим примером здесь является объявленное в 2015 г. Китаем сокращение своих вооружённых сил на 300 тыс. человек, а также досрочное выполнение Россией в 2017 г. обязательств по полному уничтожению запасов химического оружия;
— разработать и принять Международную стратегию глобальной безопасности на период до 2030 года;
— разработать Стратегию глобального развития цивилизации до 2050 года, как это предложил Президент Казахстана Н. А. Назарбаев в 2015 году на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН;
— в массовое общественное сознание императив безопасности как необходимое условие выживания человечества дальнейшего безопасного развития цивилизации.
Сегодня уже совершенно ясно, что причинами многих глобальных проблем современности является разрушительная техногенная деятельность человека, которая, в условиях быстрого роста населения планеты, становится губительной для её биосферы. Поэтому важнейшей задачей обеспечения глобальной безопасности является достижение биосферной совместимости человека и природы. Необходимость решения этой задачи должна стать стимулом для активного сотрудничества различных стран, их научных, политических, деловых и образовательных структур. Она требует адекватных изменений в сознании людей, что выдвигает на первый план проблемы экологии, образования, воспитания и
Литература
1. Колин К.К. Глобальные угрозы развитию цивилизации в XXI веке. Стратегические приоритеты, 2014; 1: 6—30.
2. Колин К.К. Структура и приоритеты глобальной безопасности. Стратегические приоритеты, 2017; 4: 13—33.
3. Колин К.К. Предотвратить новую мировую войну — главная задача человечества в XXI веке. Стратегические приоритеты, 2017; 2: 4—8.
4. Колин К.К Системный кризис культуры: структура и содержание проблемы. Стратегические приоритеты, 2014; 3: 6—38.
5. Wtizaecícer E, Wijkman A.. Come On! Capitalism, Short-termiism, Population and Destruction of the Planet. Springer, 2018. 220 p.
6. Колин К.К Половинчатая стратегия: критический анализ глобальных целей ООН в области устойчивого развития. Партнерство цивилизаций, 2016; 1-2: 33-41.
7. Колин К.К. Концептуальные основы стратегии образования в XXI веке. Стратегические приоритеты, 2018; 2: 119-135.
8. Колин К.К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования. Открытое образование, 2009; 3: 63-72.
9. Колин К.К. Наука для будущего: социальная информатика. Информационные ресурсы России, 1995; 3: 8-15.
10. Колин К.К. Информатика в системе опережающего образования. М.: Академия естественных наук РФ, 1996. 24 с.
11. Соколов И.А, Колин К.К. Новый этап информатизации общества и актуальные проблемы образования. Информатика и ее применения, 2008; 2 (1) 67-76.
12. Тарко А.М.. Моделирование последствий ядерной войны как стратегический фактор сдерживания потенциальных агрессоров. Стратегические приоритеты, 2017; 4: 34-51.
13. Дашкевич В.С. Великое культурное одичание: арт-анализ. М.: Russian Chess House, 2013. 720 с.
14. Бьюкеннен П. Смерть Запада. М.: АСТ, 2003.
15. Серин В.Я.. Психоинформатика: природа познавательных и творческих способностей человека. Красноярск, СФу. 2011. 65 с.
16. Колин К.К. Биосоциология молодежи и проблема интеллектуальной безопасности. Знание. Понимание. Умение. 2012; 1: 156-162.
17. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления. М.: Эудиториал УРСС, 2001. 208 с.
просвещения [23—26]. Значительным потенциалом для решения проблем глобальной безопасности обладает культура как основание человеческой жизнедеятельности. Роль культуры, как стратегического фактора глобальной безопасности, требует более глубокого и всестороннего изучения [27, 28].
В последние годы проблемы глобальной безопасности активно проявляют себя в информационной сфере общества, которая становится новой всеобъемлющей средой обитания человека [29, 30]. Это становится одной из глобальных проблем развития цивилизации, поскольку новая цифровая реальность изменяет не только общество, но и самого человека [31]. И эти изменения нужно обязательно направить в позитивную сторону, с тем, чтобы сохранить для будущего необходимый для глобальной эволюции биологический вид Homo sapiens [32, 33].
18. Колин К.К. Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и глобальной безопасности. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2010; 3: 27—45.
19. Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета. М.: Колибри, 2011. 352 с.
20. Колин К.К. Информационная антропология: поколение NEXT и угроза психологического расслоения человечества в информационном обществе. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2011;
4: 32-36.
21. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. М.: Изд-во АСТ, 2004. 349 с.
22. Колин К.К. Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности. Знание. Понимание. Умение. 2005; 2: 104-111.
23. Колин К.К. Фактор понимания в современном образовании как проблема интеллектуальной безопасности. Знание. Понимание. Умение. 2013; 1: 22-26.
24. Колин К.К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция. Alma mater (Вестник высшей школы), 2002; 8: 3-9.
25. Моисеев Н.Н. Быть или не быть ... человечеству? М.: 1999. 288 с.
26. Колин К.К. Культура и безопасность: стратегические задачи культуры в XXI веке. Вестник культуры и искусств, 2018; 3: 65-84.
27. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. М.: Стратегические приоритеты, 2015. 300 с..
28. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2001. 560 с.
29. Соколов И.А., Колин К.К. Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности. Информационное общество, 2009; 4-5: 98-107.
30. Колин К.К. Информационная антропология: предмет и задачи нового направления в науке и образовании. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2011; 17: 17-76.
31. Астафьева О.Н., Колин К.К. Концептуальные основы государственной политики в области духовной культуры для обеспечения единства российского народа и национальной безопасности Российской Федерации. Челябинск, изд-во ЧГАКИ, 2010. 67 с.
32. Социо-гуманитарные аспекты ситуационных центров развития. М.: Коги-то-Центр, 2017.
Сведения об авторе:
Колин Константин Константинович — доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института проблем информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук.
E-mail: [email protected]