Научная статья на тему 'Современный мир и Актуальные задачи научного просвещения российского общества'

Современный мир и Актуальные задачи научного просвещения российского общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1509
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПРОБЛЕМЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КУЛЬТУРА / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / GLOBAL CHALLENGES AND CONCERNS / INTELLECTUAL SECURITY / CULTURE / SCIENCE / EDUCATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колин К. К.

Рассматриваются актуальные задачи научного просвещения российского общества на современном этапе его модернизации в условиях системного кризиса развития цивилизации. Анализируются глобальные вызовы и угрозы этому развитию в 21 веке, а также роль науки и образования как стратегических факторов обеспечения интеллектуальной безопасности человека и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN WORLD AND CURRENT PROBLEMS OF SCIENTIFIC EDUCATION OF RUSSIAN SOCIETY

Topical problems of the scientific education of the Russian society at the present stage of its modernization in a systemic crisis of civilization. Analyzes the global challenges and threats to this development in the 21st century and the role of Science and Education as a strategic factor in ensuring human security and intellectual society.

Текст научной работы на тему «Современный мир и Актуальные задачи научного просвещения российского общества»

К.К. Колин

д-р техн. наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник Института проблем информатики Российской академии наук, действительный член Международной академии наук (Русское отделение), Российской академии естественных наук и Международной академии наук высшей школы, председатель Международного общества по изучению информации (Вена, Австрия)

e-mail: [email protected], [email protected]

СОВРЕМЕННЫЙ МИР И АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. Рассматриваются актуальные задачи научного просвещения российского общества на современном этапе его модернизации в условиях системного кризиса развития цивилизации. Анализируются глобальные вызовы и угрозы этому развитию в 21-м веке, а также роль науки и образования как стратегических факторов обеспечения интеллектуальной безопасности человека и общества.

Ключевые слова: глобальные вызовы и проблемы, интеллектуальная безопасность, культура, наука, образование, устойчивое развитие.

K.K. Kolin, Institute of Informatics Problems of Russian Academy of Science

MODERN WORLD AND CURRENT PROBLEMS OF SCIENTIFIC EDUCATION OF RUSSIAN

SOCIETY

Abstract. Topical problems of the scientific education of the Russian society at the present stage of its modernization in a systemic crisis of civilization. Analyzes the global challenges and threats to this development in the 21st century and the role of Science and Education as a strategic factor in ensuring human security and intellectual society.

Keywords: global challenges and concerns, intellectual security, Culture, Science, Education, Sustainable Development.

Актуальность проблемы. Древняя китайская мудрость гласит: «Не дай Вам бог жить в эпоху перемен!». Смысл этого изречения заключается в том, что именно в эпоху перемен люди испытывают наиболее сильные материальные и духовные потрясения, которые во многих случаях кардинальным образом изменяют привычный образ их жизни и деятельности, накладывают существенный отпечаток на всю их дальнейшую личную судьбу. В этом плане нам, жителям планеты Земля, в начале третьего тысячелетия новой эры «крупно повезло» - окружающий нас мир непрерывно и стремительно изменяется. Причем масштабы этих изменений столь значительны, а темпы происходящих перемен столь высоки, что сегодня уже можно вполне обоснованно говорить о новой глобальной проблеме современности - проблеме человека в изменяющемся мире.

В составе этой проблемы можно выделить три наиболее важных задачи:

1. Осознание человеком и обществом причин и сущности происходящих в мире радикальных перемен, а также их возможных дальнейших глобальных и локальных последствий.

2. Разработка основных принципов и практических методов адаптации людей в современном быстро изменяющемся мире.

3. Практическое внедрение методов адаптации человека через систему образования и воспитания, а также путем соответствующего изменения массового общественного сознания.

Необходимо отметить, что актуальность осмысления проблемы человека в изменяющемся мире была отмечена в нашей стране еще в начале 70-х годов ХХ-го века, когда в российских журналах начали печататься отрывки из монографии Элвина Тоф-флера «Шок будущего» [1]. Этим термином известный американский футуролог и публицист определил состояние человека, испытывающего безотчетный страх перед будущим, которое приближается слишком быстро, не оставляя ему времени для того, чтобы он смог психологически адаптироваться в принципиально новых условиях своего существования.

В этой книге было впервые показано, что человечество охватывает новое, неведомое ранее психологическое состояние, адекватное массовому заболеванию, которому автор дал название - футуршок. Это состояние характеризуется утратой человеком чувства реальности и умения ориентироваться в жизни, появлением растерянности и страха перед ближайшим будущим. Э. Тоффлер предупреждал, что человечество может погибнуть не только от истощения природных ресурсов и потери контроля над ядерным оружием, но также и от того, что люди не выдержат тех психологических перегрузок, которые создает у них стремительно наступающее будущее. Ведь психологические ресурсы человека не безграничны.

Прошло уже более 40 лет с момента публикации монографии Тоффлера. Насколько подтвердились его прогнозы сегодня, в начале второго десятилетия ХХ1-го века? К сожалению, следует признать, что они оказались весьма реалистичными. Современный мир продолжает стремительно изменяться. Он становится все более динамичным, непредсказуемым и опасным. Практически все страны сотрясает финансово-экономический кризис, неуклонно возрастает социальное и экономическое неравенство, не прекращаются социальные конфликты, нарастает волна «цветных революций», становится все более реальной угроза применения оружия массового поражения, учащаются природные катаклизмы, основной причиной которых ученые считают техногенную деятельность человека.

В этих условиях практически перед каждым человеком, способным к самостоятельному логическому мышлению, возникают три главных вопроса:

1. Что я должен знать?

2. Как я должен поступать?

3. На что я могу надеяться?

Эти вопросы были сформулированы известным немецким философом Иоганном Кантом еще в начале прошлого века. Однако именно они сегодня являются актуальными как никогда ранее, и каждый человек вынужден сам искать ответы на эти вопросы. Ведь от ответов на них зависит его дальнейшая судьба, ближайшие и перспективные планы, т.е. вся линия жизни.

Нам представляется, что правильные ответы на эти вопросы многим людям, особенно из числа молодого поколения, сегодня трудно найти самостоятельно. Един-

ственной надежной опорой здесь могут служить лишь современнее научные знания. Поэтому научное просвещение общества становиться актуальной практической задачей современности, которая уже начинает осознаваться и в нашей стране, но на должном уровне еще практически не решается.

Цели и задачи научного просвещения. Основной целью научного просвещения, по мнению автора данной работы, является своевременное информирование общества о наиболее важных и социально значимых достижениях и тенденциях развития научно-технического прогресса, а также о тех новых опасностях и угрозах, которые связаны с современным этапом развития цивилизации.

Научное просвещение должно стать неотъемлемой частью гражданского образования, которое, в свою очередь, должно стать приоритетным направлением государственной системы образования и воспитания граждан, направленной на формирование их мировоззрения.

При этом предполагается, что научные компоненты этого мировоззрения должны сделать его более адекватным реалиям и основным тенденциям развития современного мира. Именно такое мировоззрение необходимо сегодня каждому человеку для того, чтобы он мог рационально и обоснованно принимать ответственные решения, которые могут касаться не только его личной судьбы, но также и интересов других людей, с которыми он взаимодействует в обществе. Ведь мир становится все более тесно взаимосвязанным, и поступки одних людей могут иметь важные последствия для других.

Современное научное мировоззрение необходимо также и для формирования ключевых ценностных установок личности, которые определяют отношение человека к своей стране, другим людям, живой и неживой природе. Перед российским образованием стоит жизненно важная цель - готовить людей к жизни и деятельности в гражданском обществе и правовом государстве, сознавать национальные приоритеты своей страны, активно участвовать в реализации национальных проектов социально-экономического и культурного развития России

Нам представляется, что основными целевыми группами для научного просвещения в современной России должны стать:

• руководители политических партий и общественных объединений, деятельность которых оказывает существенное влияние на стратегию дальнейшего развития общества;

• государственные и муниципальные служащие всех рангов;

• руководители, преподаватели и учащиеся образовательных учреждений, студенты и аспиранты ВУЗов;

• журналисты и другие работники средств массовой информации, в особенности, телевидения;

• работники библиотек и издательств общественной, научно-технической, учебной и художественной литературы;

• руководители и специалисты силовых структур.

Методология научного просвещения. По мнению ряда специалистов, для достижения основных целей гражданского образования и научного просвещения необходимо использовать аксиологический подход, который может быть эффективно реализован

лишь на основе взаимной адаптации общепризнанных ценностей отечественной и мировой культуры. При этом необходимость гармонизации национальных и общечеловеческих ценностей обусловлена обострением глобальных проблем человечества, а также перспективами его выживания и развития как планетарного сообщества.

Необходимо отметить, что гражданское образование и воспитание, политическое просвещение и обучение основам демократии является сегодня важным направлением развития образования во многих государствах мира и активно поддерживается международными организациями. В частности, гражданское образование провозглашено общей целью образовательных реформ во всей Европе. Важность повсеместного включения в системы образования философских знаний была подтверждена Генеральной конференцией ЮНЕСКО и рассматривалась на ней как важный фактор, способствующий формированию мировоззрения современного гражданина.

Глобальные процессы и проблемы современности и структура знаний, необходимых для формирования научного мировоззрения. Современный период развития цивилизации многими исследователями вполне обоснованно квалифицируется как глобальный кризис. Его содержание обоснованно тем, что уже в начале третьего тысячелетия человечество совершенно неожиданно для массового общественного сознания оказалось перед лицом целого ряда взаимосвязанных глобальных проблем. Причем, таких проблем, дальнейшее развитие которых реально угрожает самому существованию человечества как биологического вида.

Конечно же, эти проблемы возникли не сразу. Многие из них наблюдались и ранее, особенно во второй половине ХХ-го века. Поэтому и попытки их осмыслить и проанализировать предпринимались учеными неоднократно. Однако никогда ранее так не ощущалась стремительная динамика развития этих проблем, их взаимосвязанность и взаимообусловленность, а также их роль и значение для будущего развития цивилизации.

Главная отличительная особенность своевременного глобального кризиса цивилизации заключается в том, что его глубинные корни находятся не в экономической, геополитической или социальной сфере, а, главным образом, в гуманитарной сфере. Суть проблемы состоит в том, что сознание современного общества существенным образом отстает от темпов развития науки и техники, не вполне адекватно отражает существующую реальность развития цивилизации и, самое главное, не соответствует необходимой ориентации вектора этого развития в направлении сохранения биосферы планеты и перехода человечества на принципы устойчивого и безопасного развития. Поэтому именно эта проблема и является сегодня самой важной и актуальной для науки, государственной и международной политики, системы образования и просвещения. По мнению ряда российских ученых, она должна получить наивысший приоритет в системе образования и воспитания людей нового поколения, в сфере культуры, а также в деятельности средств массовой информации [2].

Глобальная информатизация общества, стремительное развитие телевидения, радиовещания, систем связи и компьютерных информационно-телекоммуникационных сетей, а также создание и распространение новых высокоэффективных средств информатики и информационных технологий создают для решения этой стратегически важной проблемы совершенно новые возможности. Уже сегодня эти возможности таковы, что можно вполне обоснованно говорить о начале принципиально новой эпохи в

развитии человеческого общества - информационной эпохи [3].

Так, например, уже существующие сегодня новые информационные технологии позволяют не только экономить многие виды природных ресурсов, энергию и социальное время общества, но также активно развивать способности самого человека. Они дают возможность целенаправленно формировать индивидуальное и коллективное сознание многих миллионов людей, т.е. открывают возможность перехода человеческого общества на принципиально новую ступень своего развития, когда станет возможной практическая реализация идей направляемой ментальной эволюции. А ведь именно это и должно создать необходимые предпосылки для объединения усилий мирового сообщества в решении общих проблем и преодоления глобального кризиса цивилизации.

К сожалению, эти новые возможности еще очень мало используются в системе образования и научного просвещения. Сегодня они все более широко применяются в целях рекламы различных товаров и услуг, а также для информационного противоборства между различными политическими и экономическими группировками, транснациональными компаниями и даже между отдельными странами. В то же время исследования показывают, что активное использование новых средств информатики и информационных технологий в системе образования открывает принципиально новые возможности для повышения его качества и доступности для широких слоев населения, развития мыслительных и творческих способностей человека [4].

Именно поэтому одной из главных проблем современности является формирование новой философии, концепции, структуры и содержания всей системы образования и научного просвещения, которые, с одной стороны были бы адекватными глобальным вызовам ХХ1-го века, а с другой, соответствовали бы тем новым возможностям, которые открываются в связи с быстрым прогрессом информационной техники, новых информационных технологий и достижений фундаментальной науки [5].

Основные противоречия человека в современном мире и важнейшие задачи перспективной системы образования и научного просвещения. Корни современного кризиса цивилизации находятся в гуманитарной сфере и тесным образом связаны с образованностью, воспитанием и мировоззрением человека, то есть с его отношением к самому себе, другим людям и окружающему миру. Поэтому прежде, чем говорить о важнейших задачах системы образования и научного просвещения в новых условиях существования человека в ХХ1-м веке, необходимо рассмотреть главные противоречия человека в современном мире, которые и являются гуманитарными первопричинами всех его остальных проблем.

Здесь следует выделить следующие пять основных противоречий [6]:

1. Противоречие человека с природой. Его причиной является низкий уровень экологического образования и недостаточность экологических знаний у большинства жителей нашей планеты. Многие люди просто не понимают взаимосвязи и взаимозависимости между результатами своей деятельности и состоянием окружающей их природы. А то небольшое количество людей, которое этими знаниями обладает, как правило, ими не пользуется. Причиной здесь является антропоцентрическое мировоззрение, когда человек считает своей главной задачей покорение природы, а не гармоничное сосуществование вместе с нею.

Закономерным следствием этого противоречия является все возрастающее разрушение природы, варварское уничтожение флоры и фауны, загрязнение атмосферы, рек, озер и мирового океана. Поэтому угроза глобальной экологической катастрофы в ближайшие десятилетия становится все более реальной. В настоящее время эта угроза более опасна для человечества, чем угроза термоядерной войны.

К сожалению, эта угроза большинством населения нашей планеты еще не осознана, и это ставит перед системой образования и научного просвещения исключительно важную и актуальную новую проблему - проблему экологического образования и экологического воспитания всего населения.

Сегодня мы еще не знаем, как решить экологическую проблему в глобальном масштабе, что и как для этого нужно сделать. Но ведь уже понятно многое из того, чего нельзя делать, чтобы не оказаться потом в безвыходном положении. Это и составляет суть экологического императива, который должен быть безотлагательно сформирован и внедрен в общественное сознание и о котором так хорошо писал в своих работах академик Н.Н. Моисеев [7].

2. Противоречие человека с другими людьми. Причина этого противоречия заключается в недостаточном уровне гуманитарного образования и гуманистического воспитания людей, что самым тесным образом связано с уровнем общей культуры социума. Значение гуманитарного образования во второй половине ХХ-го века было неоправданно принижено во многих странах мирового сообщества. В том числе, и в тех из них, которые сегодня лидируют в области развития экономики и технологий. А ведь именно гуманитарное образование и, особенно, гуманистическое воспитание, играют решающую роль при формировании убеждений и ценностных установок личности, содействуют ее бесконфликтной социализации, позволяют человеку лучше понимать интересы и убеждения других людей, с которыми ему приходится взаимодействовать.

Логическим следствием данного противоречия являются те многочисленные национальные, этнические, религиозные и политические конфликты, которые мы наблюдаем в нашем все более сложном и противоречивым мире. Эти конфликты в последние годы становятся все более частыми и проявляются как на «макроуровне», т.е. на уровне стран, народов, религиозных этнических и политических группировок, так и на «микроуровне», т.е. в ближайшем окружении человека - в его семье, в трудовом коллективе, в общении с друзьями и соседями.

Поэтому второй важнейшей задачей системы образования и научного просвещения является воспитание толерантности, т.е. терпимости человека по отношению к другим людям, имеющим иные жизненные установки и ценности, другую религию, расу, культуру. Мы должны не только научиться жить в новом, быстро изменяющемся мире, но и научиться жить вместе, жить бесконфликтно, проявляя уважение и терпимость друг к другу. Это условие становится особенно важным сегодня, когда общая численность населения нашей планеты уже превысила 7 млрд человек и продолжает быстро возрастать, а истощение природных ресурсов все больше обостряет проблемы их распределения и использования.

3. Противоречие человека с самим собой. Это противоречие обусловлено недостаточной физической и психологической культурой многих наших современников,

непониманием ими закономерностей и особенностей своего физического и психического развития, пренебрежением основами физической и психологической культуры. В результате этого многие люди неадекватно оценивают уровни своих возможностей и притязаний, испытывают чувства неуверенности в себе и страха перед будущим. Эти чувства в значительной степени и являются причинами все более широкого распространения в современном мире алкоголизма и наркомании, а также сектантства и религиозного фанатизма.

Очень многие люди имеют сегодня также и серьезные проблемы со здоровьем. Причем эти проблемы часто обусловлены не только низким уровнем жизни и недостатком качественных продуктов питания, но и невыполнением элементарных правил личной гигиены, низкой культурой питания и организации своей жизнедеятельности. Дать людям необходимые знания и умения в этой области также является одной из важнейших задач перспективной системы образования и научного просвещения.

4. Противоречие человека с новой информационной средой. Эта проблема начала особенно сильно проявлять себя в последнее десятилетие в связи с беспрецедентным в истории человечества взрывообразным развитием и модернизацией всей информационной сферы общества. Она обусловлена все более интенсивными потоками информации, которые ежедневно обрушиваются на людей в современном мире. У многих из них это вызывает чувства дискомфорта, беспомощности и психологической перегрузки.

Ученые полагают, что эта проблема находится сегодня еще в начальной стадии своего развития, и в ближайшие десятилетия вызываемые ею негативные психологические и социальные последствия будут нарастать. Именно поэтому во многих странах мира сегодня существуют специальные программы обеспечения информационной безопасности человека и общества, в которых учитываются не только инструментально-технологические, но и гуманитарные аспекты этой проблемы [8].

Хотелось бы отметить, что в России еще в 2000-м году была утверждена Доктрина информационной безопасности [9], в которой современные угрозы для человека, общества и государства в данной области рассмотрены достаточно подробно. Однако в системе образования нашей страны проблемы информационной безопасности сегодня практически не изучаются. Поэтому наши сограждане оказываются безоружными перед лицом этих новых и весьма опасных для жизнедеятельности человека и общества угроз.

Необходимо также отметить, что развертывающийся на наших глазах процесс формирования глобального информационного общества породил еще одну новую глобальную проблему - проблему информационного неравенства людей, стран и их отдельных регионов в новой информационной среде общества. Эта среда уже сегодня создает беспрецедентные возможности не только для информационных коммуникаций, но также и для развития человека, более эффективного решения его многих профессиональных, экономических и личных задач. Однако использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями ориентироваться в новом информационном пространстве и использовать его возможности.

Таким образом, сегодня объективно возникает еще одна форма социального

неравенства - информационное неравенство [10]. Эта проблема настолько значима, что уже привлекла к себе внимание таких авторитетных международных организаций, как ООН и ЮНЕСКО. Ей также было уделено особое внимание и в Окинавской хартии глобального информационного общества, которая была принята на встрече руководителей стран «большой восьмерки» в июле 2000 года. Подписавшие этот документ руководители, в том числе и Президент России В.В. Путин, объявили о своем намерении объединить усилия для построения глобального информационного общества и борьбы с информационным неравенством.

Следует подчеркнуть, что проблема информационного неравенства является не только глобальной экономической, геополитической и социальной проблемой. Это также и культурологическая проблема. Ведь возможности использования тех преимуществ, которые дает новая информационная среда общества, зависят не только от уровня развития экономики и современной информационной инфраструктуры той или иной страны. Во многом они определяются уровнем образованности и информационной культуры общества, ее ориентации на информационное направление вектора развития современной цивилизации.

Таким образом, практически все аспекты рассмотренного выше противоречия человека с новой информационной средой общества самым тесным образом связаны с уровнем его образования и научного просвещения. Поэтому четвертая важнейшая задача перспективной системы образования и научного просвещения заключается в том, чтобы обеспечить своевременную и качественную подготовку новых поколений для жизни и профессиональной деятельности в глобализованном мире и в принципиально новом по своим возможностям и проблемам глобальном информационном обществе [11].

К сожалению, современная система образования не ориентирована на решение этой важнейшей проблемы, хотя в последние годы о ней все чаще говорят и пишут не только ученые, но также и общественно-политические лидеры.

5. Противоречие между уровнем развития технологий и уровнем образованности общества. Суть этого противоречия заключается в том, что современный уровень образованности общества все больше отстает от уровня развития передовых технологий, основанных на последних достижениях фундаментальной науки. Такие технологии в последние годы широко применяются в развитых странах мира, так как позволяют существенным образом повысить эффективность промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства, информационных коммуникаций, науки и образования. Они являются основой формирования принципиально нового технологического уклада общества, который кардинальным образом изменяет многие привычные формы его жизнедеятельности и по существу означает начало нового этапа развития цивилизации.

В то же время система образования, которая является существенно более инерционной подсистемой общества, нежели наука и технологии, не успевает перестраивать свое содержание и методологию в соответствии со стремительными темпами развития научно-технического прогресса. Кроме того, быстрый рост численности населения нашей планеты объективно увеличивает долю малограмотного и плохо образованного населения. Мало того, в последние годы количество малограмотных лю-

дей возрастает и в развитых странах, в том числе и в России. Так, например, многие российские школьники сегодня не имеют элементарных астрономических знаний. По данным проведенного в 2011 г. социологического опроса, уже 30% из них убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли, хотя год назад таких школьников было 28%. Комментарии здесь излишни.

Современное состояние, проблемы и перспективы развития научного просвещения в России. Существовавшая в нашей стране советская система научного просвещения в настоящее время практически полностью разрушена и ее необходимо создать заново. Широко известное в доперестроечные времена общество «Знание» не получает сегодня необходимой государственной поддержки и поэтому влачит жалкое существование. А ведь ранее брошюры этого общества, написанные ведущими учеными нашей страны, издавались тиражами порядка 500 тыс. экземпляров и были предметом гордости этих ученых не в меньшей мере, чем их статьи в известных зарубежных журналах или же в Большой Советской Энциклопедии.

Научно-популярные журналы «Наука и жизнь», «Знания - сила», «Техника молодежи» и др., которые мы выписывали на дом в течение многих лет, сегодня продаются по таким ценам, которые делают их недоступными не только для индивидуальных подписчиков, но и для многих российских библиотек.

На низком уровне находится сегодня и деятельность российской системы научно-технической информации, которая еще 30 лет назад считалась одной из лучших в мире и успешно обеспечивала потребности отечественной отраслевой науки. Сейчас другие времена, и этих потребностей нет, так как нет самой отраслевой науки. А частному бизнесу эта деятельность не нужна потому, что он ориентирован, главным образом, на получение прибыли от использования уже существующих технологий.

Нет в нашей стране и системы музеев науки и техники, которые могли бы, так же, как и библиотеки, стать центрами научного просвещения российского общества. Такие музеи есть сегодня во многих странах. В одном из них, который находится в Париже, мне довелось побывать в середине 90-х годов минувшего века. Это многоэтажный комплекс, в котором можно провести целый день. Там есть все - от муравейника в разрезе до настоящей подводной лодки. Школьники приходят в этот музей целыми классами вместе со своими учителями. Приезжают и посетители из других стран, в том числе из Китая. К сожалению, в России такие музейные комплексы практически отсутствуют. Даже известный на всю страну Политехнический музей в Москве переживает сейчас далеко не лучшие времена.

Конечно, есть и отдельные исключения из этой общей грустной картины российской действительности. Здесь, в первую очередь, нужно отметить многолетнюю просветительскую деятельность Почетного вице-президента РАЕН, доктора физико-математических наук, профессора С.П. Капицы. Вот уже почти 40 лет он ведет на российском телевидении научно-популярную программу «Очевидное - невероятное», а с 1983 года является главным редактором научно-образовательного журнала «В мире науки», который представляет собой русскую версию журнала "Scientific American". В ноябре 2011 г. Российской академией наук была учреждена новая Золотая медаль, которая присуждается раз в пять лет за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. И вполне заслуженно первым лауреатом этой медали стал

С.П. Капица.

Второй год существует на российском телевидении программа академических лекций, которые с целью пропаганды научных знаний читают российские ученые. Но она еще недостаточно популярна.

По инициативе ученых Сибирского федерального университета и Института проблем информатики РАН, начиная с 2010 г., выполняется научно-образовательный проект: «Лекции ведущих ученых России по актуальным проблемам науки, образования, культуры, техники и технологий». В рамках этого проекта уже издано пять академических лекций по проблемам глобализации и информатизации общества, устойчивого развития, глобальной эволюции, изучения природы познания и творчества человека, программной инженерии [11-14].

Каждая из этих лекций представляет собой отдельную брошюру объемом 40-50 стр., содержание которой ориентировано на преподавателей, аспирантов и студентов отечественных и зарубежных университетов и может быть использовано ими как самостоятельно, так и в процессе проведения аудиторных занятий. В настоящее время выполнение этого проекта, предусматривающего подготовку и издание порядка 25 академических лекций, сдерживается по тривиальной причине - отсутствия финансирования.

Перспективы создания системы научного просвещения в России представляются мне сегодня мало обнадеживающими по следующим основным причинам:

1. Социальный заказ на научно-просветительскую деятельность в нашей стране пока не сформирован, так как сама наука еще не получила в современной России необходимого социального статуса и поддержки со стороны государства и бизнеса. По данным Института мировой экономики и международных отношений РАН, сегодня доля расходов на науку от ВВП в России на порядок меньше, чем в США и ЕС. Мало того, она вдвое меньше, чем в Индии, и вчетверо меньше, чем в Китае.

2. Система образования России сегодня также ориентирована на текущие потребности рыночной сырьевой экономики, а не на перспективные задачи инновационного развития страны. До тех пор, пока эта ситуация коренным образом не изменится, научное просвещение будет уделом инициативных одиночек, а не приоритетом государственной образовательной политики. Здесь необходимы не одиночные инициативы, а целенаправленная политика, целостная и разветвленная система.

3. Современная российская культура и искусство, а также средства массовой информации не ориентированы на пропаганду научных знаний и передовых достижений науки и техники. Поэтому они ничего для решения этой стратегически важной задачи не предпринимают.

Какие же направления решения этой задачи могут быть в современных российских условиях и реалистичными, и достаточно эффективными? Главными из них мне представляются следующие:

1. Создание сети научно-образовательных центров по актуальным направлениям развития науки в ведущих университетах и академических институтах России с привлечением к их деятельности работников библиотек и издательств соответствующего профиля. Эти центры должны получать финансовую поддержку в рамках федеральных и региональных программ, а их задачей должна стать подготовка кадров и необходимых материалов для целей научного просвещения различных слоев российско-

го общества.

2. Подготовленные материалы должны представляться, главным образом, в виде цифрового контента и быть доступными для широких слоев населения России и стран СНГ. Одним из источников финансирования здесь может стать Подпрограмма «Цифровой контент» Государственной программы «Информационное общество (20122020 годы)».

3. Просветительская деятельность ученых и педагогов по пропаганде научных знаний должна поощряться и стать престижной. Она обязательно должна учитываться при оценке результатов деятельности ученых и педагогов, в том числе - при присвоении почетных званий и назначении пенсионного обеспечения.

Заключение. Современная Россия все еще обладает достаточно мощным научным потенциалом, а большинство российских ученых и педагогов являются патриотами своей страны и готовы активно работать для ее развития и процветания. Россия занимает передовые позиции в мировом сообществе по многим перспективным направлениям развития науки, имеющим принципиальное значение для формирования современного научного мировоззрения. В числе этих направлений общая теория систем, синергетика, теория устойчивого развития, ноосферология, глобалистика, универсальный эволюционизм, философия информации, физическая и социальная информатика, информационная культурология. Некоторые монографии российских ученых по этим направлениям приведены в списке литературы [15-26].

Мы также сохранили определенный интеллектуальный потенциал и в библиотечном сообществе. Многие российские издательства сегодня возглавляют специалисты, имеющие ученые степени и хорошо понимающие значение научных знаний для развития современного общества. Все это позволяет надеяться, что система научного просвещения российского общества будет все-таки воссоздана и станет одним и важных факторов инновационного развития России.

Список литературы:

1. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 560 с.

2. Урсул А.Д., Урсул Т.А., Тупало В.Г., Энгель А.А. Устойчивое развитие, безопасность, ноосферогенез. - М.: РАГС, 2008. - 400 с.

3. Кастельс М. Информационная эпоха. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

4. Колин К. К. Человек в информационном обществе: новые задачи образования, науки и культуры. // Открытое образование, 2007, № 5. - С. 40-46.

5. Кинелев В. Г. Образование для информационного общества. //Открытое образование, 2007, № 5. - С. 46-57.

6. Колин К.К. Вызовы 21-го века и проблемы образования: лекция-доклад. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 53с.

7. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человечеству? - М.: 1999. - 288 с.

8. Колин К.К. Информационная безопасность как гуманитарная проблема. //Открытое образование, 2006, № 1. - С. 86-93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. // Российская газета, 29 сент. 2000 г.

10. Колин К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное нера-

венство. //Alma mater (Вестник высшей школы), 2GGG, № б. - С. 27-3G.

11. Колин К.К. Информатизация общества и глобализация: лекция. - Красноярск, СФУ, 2G11. - 52 с.

12. Урсул А.Д. Глобальное знание и глобальное образование (эволюционный подход): лекция. - Красноярск, СФУ, 2G11. - 71 с.

13. Гринченко С.Н. Системные закономерности развития цивилизации: лекция. -Красноярск, СФУ, 2G11. - 34 с.

14. Сергин В.Я. Нейроинформатика: природа познавательных и творческих способностей человека: лекция. - Красноярск, СФУ, 2G11. - б3 с.

15. Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. -М.: Синтег, 2GGG. - 528 с.

16. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. - СПб.: Алетейя, 2GG2. - 414 с.

17. Кадомцев Б.Б. Динамика и информация. - М.: Ред. журнала «Успехи физических наук», 1997. - 4GG с.

18. Глобальные процессы и устойчивое развитие: Сб. статей. - М.: Изд-во РГТЭУ, 2G11. - 382 с.

19. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Универсальный эволюционизм. - М.: Изд-во РАГС, 2GG7. - 32б с.

2G. Гринченко С.Н. Метаэволюция. - М.: Изд-во ИПИ РАН, 2GG7. - 4бб с.

21. Колин К.К. Философские проблемы информатики. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2G1G. - 2б4 с.

22. Гуревич И.М. Законы информатики - основа строения и познания сложных систем. - М.: ТОРУС ПРЕСС, 2GG7. - 4GG с.

23. Урсул А.Д. Природа информации: философский очерк. - 2-е изд. - Челябинск, 2G1G. - 231 с.

24. Гуревич И.М., Урсул А.Д. Информация - всеобщее свойство материи: Характеристики, оценки, ограничения, следствия. - М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2G12. - 312 с.

25. Колин К.К. Социальная информатика: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2GG3. - 432 с.

26. Колин К.К., Урсул А.Д. Информационная культурология: : предмет и задачи нового научного направления. - Saarbrucken, Germany. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2G11. - 249 p.

List of references:

1. Toffler E. Shok budushchego: Per. s angl. - M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2001. - 56g p.

2. Ursul A.D., Ursul T.A., Tupalo V.G., Engel' A.A. Ustoychivoe razvitie, bezopasnost', noosfero-genez. - M.: RAGS, 2008. - 400 p.

3. Kastel's M. Informatsionnaya epokha. - M.: GU VShE, 2000. - 608 p.

4. Kolin K.K. Chelovek v informatsionnom obshchestve: novye zadachi obrazovaniya, nauki i kul'tury. // Otkrytoe obrazovanie, 2007, № 5. - P. 40-46.

5. Kinelev V.G. Obrazovanie dlya informatsionnogo obshchestva. //Otkrytoe obrazovanie, 2007, № 5. - P. 46-57.

6. Kolin K.K. Vyzovy 21-go veka i problemy obrazovaniya: lektsiya-doklad. - M.: Issledovatel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2000. - 53 p.

7. Moiseev N.N. Byt' ili ne byt' chelovechestvu? - M.: 1999. - 288 p.

8. Kolin K.K. Informatsionnaya bezopasnost' kak gumanitarnaya problema. //Otkrytoe obrazovanie, 2006, № 1. - P. 86-93.

9. Doktrina informatsionnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. // Rossiyskaya gazeta, 29 sept.

2000.

10. Kolin K.K. Global'nye problemy informatizatsii: informatsionnoe neravenstvo. //Alma mater (Vestnik vysshey shkoly), 2000, № 6. - P. 27-30.

11. Kolin K.K. Informatizatsiya obshchestva i globalizatsiya: lektsiya. - Krasnoyarsk, SFU, 2011. -

52 p.

12. Ursul A.D. Global'noe znanie i global'noe obrazovanie (evolyutsionnyy podkhod): lektsiya. -Krasnoyarsk, SFU, 2011. - 71 p.

13. Grinchenko S.N. Sistemnye zakonomernosti razvitiya tsivilizatsii: lektsiya. - Krasnoyarsk, SFU, 2011. - 34 p.

14. Sergin V. Ya. Neyroinformatika: priroda poznavatel'nykh i tvorcheskikh sposobnostey cheloveka: lektsiya. - Krasnoyarsk, SFU, 2011. - 63 p.

15. Prangishvili I.V. Sistemnyy podkhod i obshchesistemnye zakonomernosti. - M.: Sinteg, 2000. -

528 p.

16. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Osnovaniya sinergetiki. - SPb.: Aleteyya, 2002. - 414 p.

17. Kadomtsev B.B. Dinamika i informatsiya. - M.: Red. zhurnala «Uspekhi fizicheskikh nauk», 1997. - 400 p.

18. Global'nye protsessy i ustoychivoe razvitie: Sb. statey. - M.: Izd-vo RGTEU, 2011. - 382 p.

19. Ursul A.D., Ursul T.A. Universal'nyy evolyutsionizm. - M.: Izd-vo RAGS, 2007. - 326 p.

20. Grinchenko S.N. Metaevolyutsiya. - M.: Izd-vo IPI RAN, 2007. - 456 p.

21. Kolin K.K. Filosofskie problemy informatiki. - M.: BINOM. Laboratoriya znaniy, 2010. - 264 p.

22. Gurevich I.M. Zakony informatiki - osnova stroeniya i poznaniya slozhnykh sistem. - M.: TORUS PRESS, 2007. - 400 p.

23. Ursul A.D. Priroda informatsii: filosofskiy ocherk. - 2-e izd. - Chelyabinsk, 2010. - 231 p.

24. Gurevich I.M., Ursul A.D. Informatsiya - vseobshchee svoystvo materii: Kharakteristiki, otsenki, ogranicheniya, sledstviya. - M.: Kn. dom «LIBROKOM», 2012. - 312 p.

25. Kolin K.K. Sotsial'naya informatika: uchebnoe posobie dlya vuzov. - M.: Akademicheskiy Proekt, 2003. - 432 p.

26. Kolin K.K., Ursul A.D. Informatsionnaya kul'turologiya: : predmet i zadachi novogo nauchnogo napravleniya. - Saarbrucken, Germany. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 249 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.