Научная статья на тему 'Экологизация - основное направление государственной политики'

Экологизация - основное направление государственной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1719
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ЭКОЛОГИЯ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермолаева Александра Евгеньевна

Статья посвящена рассмотрению отдельных аспектов экологизации промышленного комплекса, среди которых изменение системы мышления и формирование так называемого экологического сознания, переход к инновационной модели экономики, в которой ресурсои энергосбережение являются ключевыми элементами, а также реальное обеспечение государством прав граждан на благоприятную окружающую среду с применением правовых, административно-организационных, технологических и иных методов повышения качества жизни населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологизация - основное направление государственной политики»

УДК 338.23

А.Е. Ермолаева*

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ - ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Статья посвящена рассмотрению отдельных аспектов экологизации промышленного комплекса, среди которых изменение системы мышления и формирование так называемого экологического сознания, переход к инновационной модели экономики, в которой ресурсо- и энергосбережение являются ключевыми элементами, а также реальное обеспечение государством прав граждан на благоприятную окружающую среду с применением правовых, административноорганизационных, технологических и иных методов повышения качества жизни населения.

Ключевые слова: окружающая среда, экология, энергоэффективность, экономика.

Ежегодно в бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию уделяется особое внимание вопросам экологии, в том числе механизмам и правилам финансирования природоохранных мероприятий, которые должны быть четкими и понятными, содержать экономические стимулы для осуществления этих мероприятий.

В настоящее время существует ряд проблем в сфере поддержания экологического равновесия, в частности это отсутствие действенных как правовых (международно-правовых), так и технологических механизмов по обеспечению безопасности промышленных объектов и обеспечению экологической безопасности.

В этой связи полагаю возможным остановиться на нескольких аспектах экологизации промышленного комплекса, под которой предлагаю понимать систему мер, направленных на снижение экологических рисков, повышение уровня безопасности и энергоэффективности и обеспечение устойчивого развития (удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности).

Следует согласиться с мнением о том, что решение экологических проблем должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации критериев ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения по отношению к окружающей среде, в том числе через развитие экологического мышления и формирование экологической культуры [1]. Между тем до сих пор широко распространен ресурсный подход к взаимодействию человека и природы.

Соответственно, одним из основных условий осуществления вышеуказанных действий является изменение системы мышления и формирование так называемого экологического сознания, что при исключении всех психологических аспектов и общих рассуждений на философские темы в итоге должно привести к ясному осознанию необходимости при осуществлении любых действий учиты-

* © Ермолаева А.Е., 2011

Ермолаева Александра Евгеньевна (sasha_ermolaeva@inbox.ru), Министерство управления финансами Самарской области, 443006, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 210.

вать их последствия для экологии и окружающей среды, причем как в макроэкономике и промышленности, так и в повседневной жизни.

К сожалению, в России, да и во многих других странах мира отсутствует именно системный подход к реализации соответствующих мероприятий, конкретные меры по охране экологии носят во многом эпизодический и локальный характер, а влияние общественных и иных негосударственных организаций в данной сфере крайне невелико.

Наглядным примером в данном случае служит резонансная ситуация со строительством скоростной автодороги, часть которой должна была пройти через лесные насаждения в Московской области (Химкинский лес). Развитие этой ситуации показало, что эффективное решение вопросов ограничения воздействия на окружающую среду может осуществляться исключительно в рамках волевых политических решений отдельных должностных лиц в отсутствие четкой и понятной, а главное, действенной системы защиты экологии.

Достаточно занимательным является результат прошедших 27.03.2011 в Германии выборов в Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце. И хотя результаты этих выборов были отчасти предсказуемы, они все равно стали довольно неожиданными ввиду получения немецкими «Зелеными» большинства голосов избирателей, в результате чего данная партия впервые за всю послевоенную историю сможет сформировать собственное правительство в отдельно взятом административно-территориальном образовании.

С другой стороны, успех «Зеленых» был ожидаем. Основная политическая борьба, развернувшаяся в Баден-Вюртемберге, шла между «Зелеными» и ХДС, причем не в пользу последней. Поворотным моментом стал конфликт вокруг строительства современного подземного вокзала «Штутгарт-21». Кроме того, после аварии на японской АЭС «Фукусима 1» в Германии активизировались проте-стные настроения против атомной энергетики. В итоге правительство спешно ввело трехмесячный мораторий на принятый в 2010 г. закон о продлении срока действия 17 немецких АЭС. Кроме того, была приостановлена работа семи наиболее старых АЭС — среди них АЭС «Некарвестхайм» и «Филиппсхайм» в Баден- Вюртемберге.

Безусловно, все вышеуказанные события носят во многом политическую окраску, однако явно свидетельствуют об актуальности экологических проблем во многих странах мира и имеющейся заинтересованности населения в их решении или хотя бы минимизации негативных последствий от воздействия промышленности и иных объектов на природу.

Традиционно экологический аспект рассматривается как фактор ограничения экономического роста, ввиду чего в рамках национальных экономик экономический фактор принимается в качестве единственно важного. В связи с этим в настоящее время официально признанными общемировыми экологическими проблемами называются, например, изменение климата и ослабление озонового экрана Земли; загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков, сильно ядовитых и пагубно действующих веществ; загрязнение океана, захоронение в нем ядовитых радиоактивных веществ, поступление в него антропогенных нефтепродуктов, тяжелых металлов и сложных органических соединений; истощение и загрязнение поверхностных вод суши, континентальных водоемов и водостоков, подземных вод; радиоактивное загрязнение локальных участков и некоторых регионов; сокращение площади лесов.

В результате сложившейся ассоциации экономического развития с природопотребляющей экономикой как страны, так и отдельные предприятия и компании не готовы идти на разумные ограничения своих потребностей и нести ответ-

ственность за экологический вред, последствия которого зачастую имеют общемировые масштабы. Это объективно диктует необходимость перехода от простой реакции на уже происходящие изменения к превентивным мероприятиям по их недопущению, в частности к разработке и развитию новых источников получения энергии, повышению эффективности производства и снижению негативного эффекта промышленного комплекса, то есть перехода к инновационной модели экономики, в которой ресурсо- и энергосбережение являются ключевыми элементами. Следует согласиться с мнением Е. Мелкумова относительно того, что преимущества альтернативной энергетики, построенной на возобновляемых источниках энергии, состоят прежде всего в минимизации либо вовсе отсутствии ее отрицательного влияния на состояние окружающей среды, а также в ее предполагаемой «неисчерпаемости» [2].

В этой связи компания по повышению энергоэффективности, проводимая в России, может быть рассмотрена как частный случай экологизации отраслей российской промышленности, однако формальный подход, используемый при исполнении положений Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об энергосбережении), может свести на нет все положительные стороны данного начинания.

В качестве принципов правового регулирования соответствующих правоотношений называются: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственнотехнологических, экологических и социальных условий (статья 4 Закона об энергосбережении).

Статья 2 Закона об энергосбережении определяет базовые понятия, указывая, что энергосбережение — реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Под энергетической эффективностью законодателем понимаются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Вместе с тем, как уже отмечалось, программы энергоэффективности, принимаемые на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, носят во многом декларативный характер, а положения Закона об энергосбережении в части требований об обеспечении энергетической эффективности при обороте товаров, обеспечении энергетической эффективности зданий, строений, сооружений создают зачастую излишние административные барьеры при осуществлении соответствующей деятельности, реально не влияя на конкретные технические характеристики и потребительские свойства соответствующей продукции, сооружений и т. п.

Еще одним проявлением экологизации является эффективная реализация прав человека на благоприятные условия существования. Эти права закреплены,

например, в статье 42 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье зависит от состояния окружающей среды на 18—20 %, от уровня медицинского обслуживания — на 7—12 %, от экономических факторов и образа жизни — на 50—52 %, от наследственных факторов — на 20—22 %.

Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы, среди них — газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Экологи бьют тревогу и по поводу загрязнения почвы пестицидами и повышения в результате этого ее кислотности, ведущего к распаду экосистемы. Согласно результатам многочисленных исследований, из всего количества токсичных веществ, регулярно поступающих в организм человека, около 70 % приходится на пищу, 20 % — на воздух и 10 % — на воду [3]. При этом в качестве основной многими экспертами называется проблема ухудшения среды жизни в городах и сельской местности, увеличения шумового воздействия, загрязнения воздуха, потери социальных связей между людьми.

Серьезной проблемой оценки воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения является то, что, хотя негативное воздействие того или иного фактора распространяется на большое количество людей, только часть из них чувствительна к данному воздействию.

Соответственно, негативное влияние экологического кризиса испытывает большое количество людей, в то время как реальную компенсацию от его негативных последствий получают граждане, подвергшиеся только существенным воздействиям от техногенных аварий. Это убедительно подтверждается государственной социальной политикой в России, в результате которой компенсационные выплаты носят крайне ограниченный характер и предоставляются при наличии подтвержденных и общепризнанных фактов негативного воздействия на население.

Учитывая изложенное, в качестве одного из основных направлений государственной политики должно стать реальное обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду с применением правовых, административноорганизационных, технологических и иных методов повышения качества жизни населения.

Таким образом, экологизация как наиболее широкое понятие, характеризующее деятельность государственных и общественных институтов в области обеспечения защиты и сохранения окружающей среды, должна осуществляться в рамках комплексного, системного подхода, совмещающего в себе совокупность правовых, организационных, технологических, научных, образовательных и иных методов в целях изменения существующей экономической и социальной модели стран мира.

Библиографический список

1. Ахмедова А.М. Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2008. 17 с. ИЯЬ: http://www.dgpu.ru/f7userfile/file/AVTOREFERAT/arf-115.doc (дата обращения: 05.05.09).

2. Максимов А.А. Организационно-экономическое обоснование развития производства экологически безопасной продукции растениеводства: автореф. дис. ... канд.

эконом. наук. М., 2010. 22 с. URL: http://www.timacad.ru/catalog/disser/referat/ Мякд-mov.pdf.

3. Мелкумов Е. Автотрофно-экологическая эффективность (полезность) и развитие альтернативной энергетики в проектировании экономики нового типа. URL: http://www.mgul.ac.ru/info/science/conf/mms2010/doc/melokumo.

A.E. Yermolaeva*

ECOLOGIZATION IS THE BASIC DIRECTION OF THE STATE POLICY

The article is devoted to some aspects of the ecologization of the industrial complex, among which are the change in the system of thinking and formation of the so-called ecoconsciousness, the transition to the innovative model of economy in which the resource- and energy conservation are the key elements, as well as the real security by the state of the rights of citizens to a healthy environment with the use of legal, administrative-organizational, technological and other methods to improve the quality of life of the population.

Key words: environment, ecology, energy efficiency, economy.

* Ermolaeva Alexandra Evgenievna (sasha_ermolaeva@inbox.ru), Management of Fiscal Relations in the Sphere of Investments, Industry, Building, Transport and Utilities, Ministry of Finance Management of the Samara Region, Samara, 443006, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.