Научная статья на тему 'Государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения как стратегическое направление развития России'

Государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения как стратегическое направление развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1944
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермолаева А. Е.

В данной статье рассматриваются основные законодательно установленные требования в сфере энергосбережения и энерго-эффективности, определены их основные направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY FOR ENERGY EFFICIENCY AND ENERGY CONSERVATION AS A STRATEGIC DIRECTION OF DEVELOPMENT OF RUSSIA

This article discusses the basic statutory requirements in the field of energy conservation and energy efficiency. The main directions of development of energy conservation and energy efficiency are defined.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения как стратегическое направление развития России»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

УДК 620.4

А.Е. Ермолаева*

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

РАЗВИТИЯ РОССИИ

В данной статье рассматриваются основные законодательно установленные требования в сфере энергосбережения и энергоэффективности, определены их основные направления развития.

Ключевые слова: энергосбережение, энергетическая эффективность, возобновляемые источники энергии.

В настоящее время первостепенными энергетическими ресурсами являются нефть, природный газ, уголь, и их запасы ограничены. При этом увеличение их добычи, даже при совершенствовании технологий, и сжигание являются причиной нарастающего экологического кризиса. В результате этого основные меры направлены на развитие энергосбережения и энергоэффективности, а также разработку и использование возобновляемых и экологически чистых источников энергии.

Россия обладает огромными запасами природных энергетических ресурсов, при этом является одной из самых энергоемких в мире, такая ситуация ведет к увеличению стоимости конечного продукта, обостряет проблему энергообеспечения и приводит к ухудшению экологической ситуации.

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности являются на сегодняшний день одной из приоритетных стратегических задач, поставленных Президентом РФ, которые должны обеспечить сокращение энергоемкости отечественной экономики на 40 % к 2020 году [1].

Повышение энергоэффективности и энергосбережения является комплексной проблемой, так как энергопотребление затрагивает все сферы экономики и жизни общества. Опыт европейских стран по повышению энергоэффективности показывает, что важнейшей движущейся силой в развитии этого вопроса является вовлечение в него всех экономических субъектов и практически всего населения.

* © Ермолаева А.Е., 2012

Ермолаева Александра Евгеньевна ([email protected]), главный специалист Министерства управления финансами Самарской области, 443006, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 210.

Для решения указанной проблемы необходимо проведение эффективной энергетической политики в стране с участием государства, бизнеса и населения. При этом потребуется системный подход из экономических, научно-технических и организационных мер.

Высокие энергетические затраты снижают конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность экономики страны, способствуют постоянному росту цен на энергоносители и все виды товарной продукции и ухудшают экологию окружающей среды. Проведение энергоэффективной политики, использование энергосберегающих технологий в производстве являются основными направлениями повышения конкурентоспособности отечественной экономики, увеличения инвестиционной привлекательности производственных объектов, а также решения экологических вопросов.

Отдельно необходимо отметить, что отсутствие четкой и результативной системы контроля потребления энергии и стимулов, прежде всего экономических, к повышению энергоэффективности и энергосбережения существенным образом влияет на экологическую обстановку в России, в том числе влечет практически нерегулируемое мощное истощение запасов сырья, загрязнение окружающей природной среды и иные негативные последствия для жизнедеятельности человека.

В настоящее время в сфере энергосбережения и энергетической эффективности существует три основополагающих базовых документа:

1. «Энергетическая стратегия на период до 2030 года», которая определяет цели и задачи долгосрочного развития энергетического сектора страны на предстоящий период, приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной энергетической политики, обеспечивающие достижение намеченных целей. Энергетическая политика России направлена на максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для развития устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций [2].

2. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», основные положения которого связаны с энергосбережением и повышением энергетической эффективности в России, регулируют отношения в этой сфере и распространяются на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов. Целью закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности [3].

3. Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», которая включает девять подпрограмм по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в основных видах деятельности, среди которых промышленность, сельское хозяйство, транспорт, жилищный фонд и др. В результате реализации программы планируется снизить энергоемкость ВВП Российской Федерации на 13,5 %, что в совокупности с другими факторами позволит обеспечить решение задачи по снижению энергоемкости ВВП на 40 % в 2007—2020 гг., сформировать в России энергоэффективное общество [4].

Таким образом, в настоящее время в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности нормативно установлен ряд требований, основополагающими из которых являются следующие:

— сокращение объема потребляемых энергоресурсов;

— учет используемых энергетических ресурсов;

114

Вестник СамГУ. 2012. № 7 (98)

— проведение обязательного энергетического обследования;

— обеспечение энергетической эффективности товаров (работ, услуг), закупаемых для государственных (муниципальных) нужд;

— установление программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Следует отметить, что в действующем законодательстве нормативно установлена обязанность разработки программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности для регионов и муниципалитетов. В каждом регионе, в каждом муниципальном образовании должна быть установлена соответствующая программа энергосбережения.

Так, на территории Самарской области действует областная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Самарской области на 2010—2013 годы и на период до 2020 года», которая направлена на обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов на территории Самарской области за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышение энергетической эффективности и снижение энергоемкости валового регионального продукта, а также внедрение инновационных технологий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности [5].

Кроме того, на территории региона действует государственное автономное учреждение Самарской области «Региональное агентство по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

Основной функцией работы указанного учреждения является проведение организационных, координационных, информационных мероприятий на территории Самарской области по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Следующий важный аспект — отношение между государством и бизнесом. Для стимулирования перехода бизнеса на энергоэффективную политику установлены экономические рычаги, в том числе предоставление налоговых льгот, а также возмещение процентов по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Банки разработали и запустили кредитные продукты по финансированию энергоэффективных проектов. С помощью целевых кредитных линий и консультационной поддержки было профинансировано большое количество энергоэффективных проектов. На 01.01.11 портфель кредитов банка «Центр-инвест» по энергоэффективным проектам на юге России достиг 2,2 млрд рублей. Всего реализовано 220 таких проектов. В 2010 г. банк «Центр-инвест» выдал предприятиям и жителям юга России 90 кредитов на сумму 840 млн рублей на реализацию и внедрение энергоэффективных проектов и технологий.

Программа Внешэкономбанка по целевому финансированию проектов энергоэффективности в России предполагает привлечение займа от Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в размере 300 млн долларов США на срок до 18 лет под полную суверенную гарантию Российской Федерации. Одним из условий участия Внешэкономбанка в программе является предоставление со-финансирования в размере, сопоставимом с заемными ресурсами [6].

До недавнего времени по целому ряду причин, прежде всего из-за огромных запасов традиционного энергетического сырья, вопросу развития использования возобновляемых источников энергии в энергетической политике России уделялось сравнительно мало внимания. В настоящее время в целях улучшения экологии, повышения качества жизни людей, участия в мировом развитии прогрессивных технологий, повышения

энергоэффективности экономического развития активно развивается направление по созданию более «зеленой» энергетики, движению к низкоуглеродной экономике.

Технический потенциал возобновляемой энергии в пять раз превышает годовое потребление первичных энергоресурсов в России, а экономический способен обеспечить ежегодные энергетические потребности российской экономики на треть. До последнего времени этот потенциал практически не использовался [7].

Несмотря на обеспеченность традиционными энергоносителями, Россия заинтересована в использовании нетрадиционных возобновляемых источников энергии (далее — ВИЭ). Для этого есть ряд причин:

1. Энергообеспечение северных и других труднодоступных и удаленных районов, не подключенных к общим сетям. Зачастую это является единственным способом их снабжения. В число потенциальных потребителей нетрадиционных ВИЭ входят предприятия лесной и рыбной промышленности, метеорологические, коммуникационные, археологические и геологические станции, радары, маяки, морские нефтяные и газовые платформы.

2. Снижение экологической нагрузки и улучшение экологической обстановки за счет широкого внедрения нетрадиционных ВИЭ (солнечных коллекторов, биогенераторов, тепловых насосов, ветроустановок и т. п.). В России около 85 % парниковых выбросов антропогенного происхождения приходится на энергетический сектор, включая энергетику, транспорт, промышленность и коммунальное хозяйство.

3. Диверсификация топливно-энергетического баланса, в котором в равных долях будут участвовать тепловая, газовая и угольная генерация, альтернативные и возобновляемые источники энергии. Такая диверсификация должна стать элементом Концепции энергетической безопасности на долгосрочную перспективу.

Следует отметить, что внедрение ВИЭ является перспективным ресурсом для растущего рынка с мощным мультипликативным эффектом в сфере образования, науки и производства.

Таким образом, в настоящее время перед государством и регионами стоит новая задача — оптимизация топливно-энергетического баланса с одновременным улучшением качества жизни населения. Эта задача может быть решена за счет комплексного внедрения в жизнь реальных мер энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также широкого использования ВИЭ. При этом для развития возобновляемой энергетики необходимо принятие законодательной базы, которая на данный момент фактически отсутствует.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 04.06.2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

2. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р.

3. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 г. № 2446-р.

5. Постановление Правительства Самарской области от 30.07.2010 г. № 355 «Об утверждении областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Самарской области на 2010 — 2013 годы и на период до 2020 года».

116

Вестник СамГУ. 2012. № 7 (9S)

6. Тематическое сообщество «Энергоэффективность и энергосбережение», раздел «Цифры и факты». URL: http://solex-un.ru/energo/reviews/finansirovanie-energoefiektivnosti/ cifry-i-fakty.

7. Евланов А. Возобновляемая энергетика ждет своего звездного часа // Российская газета. Спецвыпуск «Технологии». № 5634 (258). URL: http://rg.ru/2011/11/17/ energetika.html.

A.E. Ermolaeva*

STATE POLICY FOR ENERGY EFFICIENCY AND ENERGY CONSERVATION AS A STRATEGIC DIRECTION OF DEVELOPMENT OF RUSSIA

This article discusses the basic statutory requirements in the field of energy conservation and energy efficiency. The main directions of development of energy conservation and energy efficiency are defined.

Key words: energy conservation, energy efficiency, renewable energy sources.

* Ermolaeva Alexandra Evgenievna ([email protected]), Ministry of Financial Management of Samara region, Samara, 443006, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.