Научная статья на тему 'Нормирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и обеспечение энергоэффективности (на примере республики Татарстан)'

Нормирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и обеспечение энергоэффективности (на примере республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1821
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ / AIR POLLUTION / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ENERGY EFFICIENCY / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ENERGY CONSERVATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Игонин Е.И., Игонин М.Е.

В статье проведен анализ состояния системы управления выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от техногенных источников промышленных предприятий и обеспечения энергоэффективности. Сформулированы предложения по нормированию (ограничению) выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в целях стимулирования применения наилучших доступных технологий при выдаче природоохранного разрешения на эксплуатацию промышленного объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Игонин Е.И., Игонин М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rationing of harmful (polluting) substances emissions in the atmosphere and energy efficiency providing (on the example of Tatarstan Republic)

The article analyzes the system for control of emissions of harmful substances (pollutants) into the atmosphere from anthropogenic sources of industrial enterprises and energy efficiency providing. Proposals for standardization (restriction) of harmful substances (pollutants) emissions in the atmosphere in order to promote the use of the best available technologies when issuing environmental permissions for production facility operation are formulated.

Текст научной работы на тему «Нормирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и обеспечение энергоэффективности (на примере республики Татарстан)»

УДК 504.062

1Е.И. Игонин, 2М.Е. Игонин

'Институт проблем экологии и недропользования АН РТ, e.i.igonin@mail.ru 2Газпром Нефть Мидл Ист Б.В., igonin.me@me.gazprom-neft.ru

нормирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и обеспечение энергоэффективности

(на примере республики татарстан)

В статье проведен анализ состояния системы управления выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу от техногенных источников промышленных предприятий и обеспечения энергоэффективности. Сформулированы предложения по нормированию (ограничению) выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в целях стимулирования применения наилучших доступных технологий при выдаче природоохранного разрешения на эксплуатацию промышленного объекта.

Ключевые слова: загрязнение атмосферы; энергосбережение; энергоэффективность.

Введение

Международная комиссия по окружающей среде и развитию (WCED) одним из важнейших направлений достижения устойчивого развития признает интеграцию экологических и экономических аспектов в процессе принятия управленческих решений.

Повышение энергетической эффективности тесно связано с процессами экологизации экономики. Эта связь очевидна при рассмотрении прогрессивных тенденций в развитии мировой экономики. Необходимость экологизации экономического развития получила в последнее время свое отражение и в концептуальных документах развития России, в частности в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.». Для обозначения процесса экологизации в мире все чаще используют понятие «зеленый рост» (green growth). Начиная с 2009 г. этот термин все более активно входит в основные документы и терминологию международных организаций. В качестве ключевого термина для дальнейшего развития человечества и отдельных стран особенно комплексно он рассматривается в документах Организации экономического сотрудничества и развития и структур ООН. Наряду с понятием «зеленый рост» в международных документах также широко используются термины «зеленая экономика» (green economy), «зеленая промышленность» (green industry), «зеленые рынки» (green markets), «зеленая занятость» (green jobs) и другие термины с прилагательным «зеленый». Зеленый рост часто рассматривается в контексте борьбы с глобальным изменением климата и перспективного направления выхода из финансово-

экономического кризиса. Приоритетной чертой такого роста является радикальное повышение энергоэффективности (Бобылев и др., 2010).

По данным Министерства энергетики РФ, энергоемкость ВВП России примерно в 2.5 раза выше среднемирового уровня и в 2.5-3.5 раза выше, чем во многих других странах. Сохранение высокой энергоемкости экономики приводит к сдерживанию экономического роста. В условиях сложной экономической ситуации энергосбережение и повышение энергоэффективности становится значимой точкой экономического роста Республики Татарстан (РТ), которая также способствует решению задач социально-экономического развития.

По оценкам специалистов, с момента принятия Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», несмотря на принятые меры по поддержке энергоэффективного производства, как со стороны государства, так и со стороны местных органов власти, полученные результаты весьма незначительны. К причинам сложившейся ситуации относят непривычность концепции энергосбережения для менталитета финансового менеджмента отечественных организаций и, как следствие, отсутствие устойчивого спроса на энергосервисные услуги; несистемность и неорганичность проводимой в регионах политики повышения энергоэффективности; высокую степень монополизации формирующегося рынка энергоуслуг; недостаточную проработку системы мотивации персонала по повышению энергоэффективности и энергосбережению и др., есть и такая причина, как отсутствие наработанных финансовых ин-

струментов в сфере реализации энергосберегающих мероприятий.

Принятая в РТ Программа повышения энергоэффективности сама по себе не даст эффекта из-за отсутствия встроенных эффективных управленческих и экономических механизмов и знаний о том, как лучше решать вопросы повышения энергоэффективности в промышленности и на правительственном уровне, без которых никакие меры и инструменты по энергосбережению работать не будут.

Реализация мероприятий определенных Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности экономики России», которым предусматриваются существенные изменения в природоохранном законодательстве, приведет к переходу на новые принципы нормирования воздействий на окружающую среду, внедрению экономических механизмов стимулирования применения энерго-сберега-ющих и экологически чистых технологий хозяйствующими субъектами, усилению ответственности за несоблюдение технологических нормативов и обеспечит к 2020 году снижение энергоемкости внутреннего валового продукта России на 40% по отношению к 2007 году.

Разработка новых подходов к регулированию качества атмосферного воздуха может создать дополнительные условия к ускорению процессов технологической модернизации в экономике РТ и способствовать повышению энергоэффективности. Повышение энергоэффективности обеспечит снижение выбросов парниковых газов и риска изменения климата.

Целью данной работы является анализ проблемы нормирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и обеспечение энергоэффективности на примере РТ.

Результаты и их обсуждение

Достижению указанной цели должна способствовать государственная система управления выбросами вредных (загрязняющих) веществ (ЗВ) в атмосферу от техногенных источников промышленных предприятий, гарантирующая сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Одним из ключевых элементов этой системы является комплексный подход к экологической оценке объектов загрязнения, а одним из базовых принципов - стимулирование применения наилучших доступных технологий при выдаче природоохранного разрешения на эксплуатацию промышленного объекта.

В РТ реализована система управления выбросами ЗВ в атмосферу от техногенных источников промышленных предприятий, основанная на достижении допустимых пределов уровня загрязнения воздушного бассейна в селитебной зоне населенных мест путем финансового и административного принуждения предприятий к выполнению атмосфероохранных мероприятий.

До настоящего времени система управления качеством атмосферного воздуха в республике осуществляется в основном на уровне отдельного природопользователя (предприятия) в ходе работ по нормированию выбросов ЗВ в атмосферный воздух и установлению нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ). Действующая в республике практика нормирования допустимого воздействия на атмосферный воздух, заключающаяся в разработке для промышленных и иных объектов в форме проектов томов ПДВ, несмотря на наличие двухуровневой системы нормативно-правовой базы (федеральной и региональной), не позволяет реализовать заложенные в ней требования в части защиты атмосферы от негативного воздействия, носит сугубо фискальный характер и во многом не устраивает ни государственные органы, ни промышленные предприятия различных отраслей экономики. Имеется ряд недостатков, снижающих привлекательность устоявшейся в республике практики нормирования допустимого воздействия на атмосферный воздух как инструмента экологической политики (Игонин, 2014). Такой подход к управлению качеством атмосферного воздуха не способствует развитию инновационных процессов. При выдаче разрешения на выброс ЗВ в атмосферный воздух предприятиям сохраняется возможность использовать действующую устаревшую энергоемкую и энер-го-неэффективную технологию. Предприятиям не предъявляются требования по внедрению наилучших доступных технологий и уменьшению использования минерально-сырьевых ресурсов. Не введен в практику учет технических (технологических) нормативов выбросов (ТНВ) и наилучших доступных технологий (НДТ), являющихся характеристиками уровня экологичности технологического оборудования или процесса. В большинстве стран НДТ - признанный современный инструмент повышения энергоэффективности и снижения негативного воздействия предприятий на окружающую среду.

Данные о валовых выбросах ЗВ от стационарных техногенных источников по основным городам и муниципальным районам РТ, приведенные в таблице, подтверждают то, что в последние

Таблица. Динамика выбросов ЗВ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников загрязнения в РТ, тыс. т в год, в период 2005-2013 гг. (Государственный доклад..., 2006-2014)

Город 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Казань 102.4 109.5 120.7 131.3 136.5 93.7 99.9 102.8 106.8

Набережные Челны 75.6 79.5 63.2 68.9 63.9 59.3 52.9 50.4 50.3

Нижнекамск 82.4 103.0 100.0 87.7 89.0 75.6 74.3 76.2 76.2

Заинск 14.6 17.5 12.9 11.9 14.2 16.6 17.0 20.0 18.2

Альметьевск 47.6 34.9 37.9 41.3 42.1 46.5 43.5 51.1 55.7

Зеленодольск 4.6 4.5 11.0 11.8 12.8 9.7 8.6 9.3 9.5

Бугульма 9.6 9.2 14.2 18.3 18.8 12.6 10.3 10.2 10.6

Чистополь 5.2 4.7 6.0 4.9 5.0 4.7 3.8 4.2 4.3

РТ в целом 452.7 472.9 607.0 624.9 631.2 551.2 579.7 605.4 633.4

Примечание. Учет выбросов ЗВ от автотранспортных средств физических лиц в 2005-2006 годах не проводился.

годы наметилась тенденция к увеличению выбросов ЗВ, прежде всего, из-за отсутствия единой системы нормирования допустимого воздействия на атмосферный воздух, увязанной с повышением энергоэффективности производств.

Из приведенных в таблице данных следует, что большая часть выбросов ЗВ приходится на гг. Казань, Нижнекамск, Альметьевск, Набережные Челны, Заинск, где сосредоточен основной промышленный потенциал республики. На долю предприятий, расположенных в восьми муниципальных районах: Азнакаевском, Альметьевском, Елабужском, Заинском, Лениногорском, Нижнекамском, Нурлатском, Сабинском - в 2013 году пришлось 202.092 тыс. т, или 67.7% от всех выбросов ЗВ, а с учетом Казани и Набережных Челнов - 82.6%.

Динамика выбросов ЗВ от стационарных техногенных источников и автотранспорта с 2009 по 2013 г. по РТ, представленная на рисунке, также подтверждает сделанные выше выводы.

Неуправляемый процесс регулирования негативного воздействия техногенных источников энергоемких производств на качество атмосфер-

2009 2010 2011 2012 2013

■ выбросы ЗВ 01 стационарных источников — • — выбросы ЗВ от передвижных источников

Рис. Динамика выбросов ЗВ в атмосферный воздух РТ, тыс. т в год (Государственныйдоклад.,.,2013)

ного воздуха не способствует достижению нормативного качества воздушного бассейна населенных мест. Так, из анализа данных наблюдений, осуществляемых Управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ (УГМС РТ) на государственной сети наблюдений за состоянием окружающей среды, следует, что уровень загрязнения атмосферного воздуха за последние 6 лет (за период 2008-2013 гг.) в г. Казани характеризуется как «высокий», отмечен также рост уровня загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном (Государственный доклад..., 2013). В течение 2013 г. УГМС РТ на стационарных постах в г. Казани зафиксировано 380 случаев превышения максимальных разовых предельно допустимых концентраций (ПДКм.р.) ЗВ.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха г. Набережные Челны не изменился и характеризовался за последние 6 лет как «очень высокий» и «высокий», отмечен также рост уровня загрязнения атмосферного воздуха формальдегидом. В г. Нижнекамске уровень загрязнения атмосферного воздуха за указанный период характеризовался как «очень высокий» и «высокий», отмечено

увеличение концентрации оксида азота и аммиака (Государственный доклад..., 2013).

Концепция нормирования (ограничения) выбросов ЗВ в атмосферу, принятая органами экологического надзора в РТ, ориентирована непосредственно на источник выделения (выброса) ЗВ в атмосферу,

при этом нормируются основные параметры конкретного источника, меры по уменьшению выбросов определяются исходя исключительно из критериев, основанных на параметрах отдельного источника, таких как минимальные (предельные) значения выбросов, стоимость мер по их достижению и т.д. При данном подходе не устанавливается четкой взаимосвязи с экологическими последствиями выбросов ЗВ в атмосферный воздух и наличием энергоемких производств, наличием НДТ.

Недостаток данного подхода к нормированию (ограничению) выбросов ЗВ в атмосферу состоит в том, что тяжесть бремени для разных хозяйствующих субъектов неодинакова (поскольку данный подход не учитывает различий в структуре источников выбросов и вытекающих из этого различий в расходах). Кроме того, в нем не устанавливается связь между природоохранными критериями и мерами по сокращению выбросов, что требуется для определения их необходимости, которая также подтверждается приведенными выше данными.

В этой связи нормирование (ограничение) выбросов ЗВ в атмосферу должно быть основано на следующих принципах:

- предотвращении загрязнения атмосферного воздуха путем снижения уровня антропогенного воздействия, насколько это технически достижимо и экономически возможно, за счет использования НДТ, не останавливаясь на уровне, необходимом для обеспечения нормативов качества окружающей среды;

- достижении качества атмосферного воздуха не за счет внедрения мероприятий по строительству дорогостоящих сооружений по очистке отходящих газов, а мер по предотвращению возникновения загрязнений на производственных объектах в результате изменения технологий и внедрения энергоэффективного оборудования;

- обеспечении экологической безопасности производства на всех стадиях жизненного цикла производственного объекта, включая этапы проектирования, строительства, нормальной эксплуатации и аварийных режимов, пусков и остановок, вывода из эксплуатации;

- рассмотрении производственного объекта как единого целого и недопущении миграции ЗВ между разными природными средами вследствие принятия неверных подходов к нормированию.

Реализовать предложенные принципы возможно за счет организации системы сводных расчетов загрязнения атмосферы в городах и использования их результатов при нормировании выбросов ЗВ. В городах РФ, где эти системы функционируют, заметно упорядочивается не только систе-

ма нормирования выбросов ЗВ, но и повышается эффективность работы подразделений государственного экологического надзора и экспертизы, в том числе из-за более оперативного принятия решений о возможности размещения новых менее энергоемких производств за счет иностранных инвестиций.

Внедрение системы сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха позволяет обеспечивать определение расчетного фонового загрязнения в целях его использования для повышения эффективности государственного регулирования выбросов ЗВ в атмосферу, а также получать данные для учета при подготовке прогнозов развития городского хозяйства, генпланов городов, разработке мероприятий по снижению уровня загрязнения атмосферы городов, организации регионального мониторинга атмосферного воздуха и подготовке планов государственного экологического надзора.

На основании результатов сводных расчетов появляется возможность ограничивать перечень объектов нормирования, их экологических показателей и сконцентрировать усилия и ресурсы на наиболее значимых направлениях. Наряду с традиционными показателями - массы выбросов ЗВ - представляется возможность введения показателей энергоэффективности и эффективности использования сырья (применение принципа предотвращения загрязнений). Перечень веществ, выбросы которых регламентируются разрешениями, также может быть ограничен.

Однако до настоящего времени в РТ нет подзаконного акта, регламентирующего проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха городов и иных населенных пунктов.

В последние годы в результате структурных изменений в экономике и промышленности республики происходит разукрупнение производственных объектов, перепрофилирование производств, на территориях крупных промышленных предприятий размещаются десятки мелких производств разного профиля. Это приводит к бесконтрольному увеличению как числа источников загрязнения атмосферного воздуха, так и спектра поступающих в атмосферу вредных веществ. Принимая во внимание произошедшие изменения, необходим новый системный подход к организации работ по регулированию выбросов ЗВ в атмосферу, который наряду с оценкой и контролем концентраций вредных примесей в воздухе населенных пунктов, их источников по данным наблюдений, а также с выполняемыми сводными расчетами концентраций на основе теоретиче-

ских исследований представит возможность осуществлять краткосрочные прогнозы загрязнения воздуха и использовать их для регулирования промышленных выбросов.

Актуальность совершенствования системы нормирования (ограничения) выбросов ЗВ в атмосферный воздух обусловлена также необходимостью, с одной стороны, обоснования больших требований, предъявляемых к природопользова-телям, а с другой стороны, необходимостью упрощения системы нормирования выбросов.

В этой связи необходимо, прежде всего, согласно требованиям законодательных и нормативных документов (ГОСТ 17.2.3.02-78, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ, ОНД-86) и Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (ред. от 05.06.2013) установить нормативы ПДВ промышленным предприятиям, имеющим источники выбросов, с учетом совокупности источников загрязнения атмосферного воздуха, расположенных на территории населенного пункта.

В процессе проведения работ по нормированию (ограничению) выбросов ЗВ, следует в соответствии с федеральными законами (Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ; Федеральный Закон «Об охране окружающей среды», 2002; Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) в обязательном порядке учитывать ТНВ и внедрение НДТ, являющихся характеристиками уровня экологичности технологического оборудования или процесса. Наличие таких нормативов позволит существенно упростить контроль за воздухо-охранной деятельностью предприятий и обоснованно разрабатывать стратегию снижения негативного воздействия конкретного объекта на окружающую среду. Следует отметить, что норматив ПДВ устанавливаются с учетом ТНВ, а норматив временно согласованных выбросов может быть установлен только при условии соблюдения ТНВ и внедрения НДТ. Важно отметить, что практическое значение для процесса нормирования имеют именно наилучшие достижимые уровни воздействий, связанные с применением НДТ, а не собственно перечень технологий, признанных НДТ.

Предельные величины и параметры выбросов или соответствующие им меры технического характера, указываемые в разрешении, должны определяться «на основе наилучших доступных технологий», без предписания использовать какую-либо определенную технологию или метод, но с учетом технических характеристик соответ-

ствующего объекта, его географического расположения и местных условий окружающей среды. Во всех случаях условиями разрешения устанавливаются требования по сокращению трансграничных загрязнений и обеспечению высокого уровня охраны окружающей среды в целом. Здесь важно отметить, что разрешение должно устанавливать не какую именно технологию следует применять, а ограничивать уровень воздействий на окружающую среду и потребление ресурсов. Органам, выдающим разрешения, предоставлена достаточная свобода действий для определения условий разрешения, и это при том, что отсутствует единый алгоритм определения применимости НДТ. Сокращение количества органов, регулирующих нормирование (ограничение) выбросов ЗВ, является решающим элементом процесса выдачи разрешений.

Еще один важный аспект развития новых принципов нормирования связан с созданием единой электронной информационной базы надзорных органов РТ, действующих в области охраны атмосферного воздуха, включающей в себя нормативы качества воздушного бассейна, параметры выбросов техногенных источников загрязнения атмосферы, климатические параметры территории, данные наблюдений за загрязнение атмосферы, стоимостные показатели и пр. Сбор и использование информации должны базироваться на соответствующих нормативных документах (Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 2005; Методическое пособие по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и автотранспорта города (региона) и их применению при нормировании выбросов, 1999; Методика определения нормированных уровней выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. МРН-87, 1987; СанПиН 2.1.6.1032-01), призванных обеспечить единообразие и сопоставимость данных не только для конкретного города, но и для всей территории республики.

В условиях, когда все уровни государственной власти предпринимают активные действия по снижению избыточного административного воздействия на хозяйствующие субъекты, создание единой информационной базы позволит повысить эффективность экологического контроля и надзора, предоставит возможность сохранить и улучшить качество окружающей среды. Одним из эффективных инструментов государственного экологического контроля должен стать отбор объектов, подлежащих приоритетному инспекционному контролю на основе проведенных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

В качестве модели оптимального пользования атмосферным воздухом предлагается внедрить межведомственную региональную систему сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в РТ, утвердив ее соответствующим подзаконным актом Кабинета Министров РТ.

Подзаконный акт должен конкретизировать требования федеральных законодательных и нормативных актов, инструктивных и методических документов для условий конкретного района, города, регламентировать их проведение и определять:

• конкретные цели проведения работ, связанных со сводными расчетами загрязнения атмосферы;

• состав участников работ, разграничение их функций и сфер ответственности;

• порядок взаимодействия организаций-участников работ между собой, а также с природополь-зователями, федеральными органами и учреждениями, содействие которых необходимо для проведения работ (например, картографические службы), организациями, проводящими инвентаризации выбросов предприятий и других объектов в атмосферу, другими организациями;

• правила подготовки данных, схемы сбора информации, необходимой для проведения расчетов и т.д.

Должен быть установлен порядок сбора и обработки информации, а также содержание и объем информации, необходимой для проведения работ, связанных со сводными расчетами загрязнения атмосферы. Информация должна предоставляться в центр сбора, контроля и обработки информации на бумажных и машинных (магнитных и лазерных) носителях.

Содержание данных о характеристиках выбросов, используемых для проведения сводных расчетов в составе расчетного мониторинга, при определении фоновых концентраций и при определении полей квот концентраций ЗВ для предприятий отличаются друг от друга. Это следует учитывать при сборе данных.

Для обеспечения сводных расчетов должны применяться программные комплексы, удовлетворяющие требованиям к данной работе, как по объему исходной информации, так и по интерпретации и анализу результатов расчетов. Для решения данной задачи необходима разработка алгоритма, позволяющего проводить детальный анализ результатов расчетов, определять предприятия, вносящие наибольший вклад в формирование общегородских зон повышенного загрязнения воздуха, разрабатывать требования к предприятиям города по снижению их вкладов в загрязнение воздушного бассейна.

При проведении сводных расчетов загрязнения атмосферы при решении требуемых задач используются разные совокупности данных о параметрах выбросов ЗВ в атмосферный воздух. Отличаются также некоторые другие данные, используемые в расчетах например, данные, характеризующие метеорологический режим района, для которого рассчитываются приземные концентрации:

• для расчетов с целью нормирования выбросов принимаются характеристики состояния атмосферы, относящиеся к наиболее часто наблюдаемым неблагоприятным метеоусловиям;

• для расчетного мониторинга используются значения характеристик метеосостояния, относящиеся к периоду, для которого производится оценка качества атмосферного воздуха.

Заключение

Таким образом, для решения каждой из задач расчетного мониторинга, определения фоновых концентраций ЗВ должны создаваться и поддерживаться разные базы данных. В случае использования расчетных фоновых концентраций подлежат учету источники выбросов тех предприятий, зоны влияния которых пересекаются с зоной влияния рассматриваемого объекта, при этом размеры зоны определяются по каждому веществу. На перспективу расчет проводится по всем веществам, присутствующим в атмосферном воздухе (с учетом данных утвержденных проектов на реконструкцию, расширение или новое строительство, а также с учетом реализации планируемых мероприятий), в соответствии с пп. 7.4-7.8 ОНД-86.

В процессе создания эффективной системы нормирования (ограничения) ЗВ в атмосферный воздух необходимо решить следующие задачи:

• определить и подготовить перечень нормативных правовых актов для принятия Правительством РТ по созданию организационно-экономического механизма, ориентированного на конечные результаты, имея в виду стимулирование повышения энергоэффективности промышленного сектора и обеспечение экологической безопасности РТ;

• увеличить приток внутренних инвестиций в проекты, направленные на повышение энергоэффективности и обеспечение экологической безопасности;

• повысить эффективность использования финансовых ресурсов, выделяемых государством для инвестиций в энергоэффективные проекты, способствующие уменьшению выбросов ЗВ в атмосферный воздух;

• увеличить доли заемных средств по сравнению с финансированием энергосбережения на безвозмездной основе;

• сформировать систему энергоменеджмента, рынка энергосервисных услуг, энергетического аудита;

• принять меры по стимулированию развития энергетического аудита путем создания специальных проектов, реализуемых в рамках программы поддержки развития малого бизнеса (бизнес-инкубаторы, программы обучения), организации обязательного энергетического аудита организаций (предприятий) всех типов и классов с определенной периодичностью, реализации комплекса информационных и образовательных мероприятий по пропаганде энергосбережения;

• реализовать мероприятия по поглощению и сокращению выбросов парниковых газов;

• организовать систему подготовки специалистов требуемой квалификации с системным мышлением в области энергоэффективности и соответствующих программ обучения;

• подготовить руководство по повышению энергоэффективности для руководителей промышленных предприятий и организаций;

• проводить более активную информационную политику по широкому привлечению всех слоев населения в обсуждение вопросов экономии ресурсов и сохранения окружающей среды, разработать рекламные материалы, наглядно показывающие экономические выгоды энергосбережения для населения.

Список литературы

1. Берлянд М.Е. Прогноз и регулирование загрязнения атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. 272 с.

2. Бобылев С.Н., Аверченков А.А., Соловьева С.В., Ки-рюшин П.А. Энергоэффективность и устойчивое развитие. М., 2010.148 с.

3. Государственные доклады «О состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан» за период 2006-2014 гг.

4. ГОСТ 17.2.3.02-78. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.

5. Игонин Е.И. О состоянии нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Республике Татарстан // Журнал экологии и промышленной безопасности. 2014. № 1-2. С. 113-119.

6. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. СПб.: НИИ Атмосфера МПР РФ, 2005. 166 с.

7. Методическое пособие по выполнению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и автотранспорта города (региона) и их применению при нормировании выбросов. СПб, 1999. 28 с.

8. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ.

10. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

11. ОНД-86. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 93 с.

12. Рекомендации по оценке допустимых выбросов для групп источников. (Методика определения нормированных уровней выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. МРН-87). М., 1987. 30 с.

13. СанПиН 2.1.6.1032-01. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест.

EI. Igonin, M.I. Igonin. Rationing of harmful (polluting) substances emissions in the atmosphere and energy efficiency providing (on the example of Tatarstan Republic)

The article analyzes the system for control of emissions of harmful substances (pollutants) into the atmosphere from anthropogenic sources of industrial enterprises and energy efficiency providing. Proposals for standardization (restriction) of harmful substances (pollutants) emissions in the atmosphere in order to promote the use of the best available technologies when issuing environmental permissions for production facility operation are formulated.

Keywords: air pollution; energy conservation; energy efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.