Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНОМ ВУЗЕ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)'

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНОМ ВУЗЕ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
аграрный вуз / природная среда / экологическая культура / экологическое образование / экологическое поведение / экологическая психология / экологическое сознание. / agricultural university / natural environment / ecological culture / ecological education / ecological behavior / ecological psychology / ecological consciousness.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стожко Дмитрий Константинович, Стожко Константин Петрович, Шиловцев Андрей Владимирович, Сорокина Наталья Ивановна, Синько Вера Николаевна

В условиях современного экологического кризиса крайне важным является формирование экологической культуры человека. Переход к новому технологическому укладу предполагает существенное изменение ценностных ориентаций и характера отношения человека к природной среде. В этой связи экологическая проблематика выходит на новый уровень, соответствующий современной гносеологической парадигме, суть которой состоит в переформатировании сложившихся в эпоху индустриализма отношений в системе «человек – природа», в преодолении потребительского и экстенсивного отношения к ней. Целью исследования является выявление особенностей и перспектив экологического образования в аграрном вузе. Задачи исследования состоят в выяснении недостатков сложившейся системы экологического образования и их причин; определении приоритетов дальнейшего развития российского экологического образования в аграрном вузе; корректировке предмета и объекта экологического образования; обосновании необходимости сочетания междисциплинарного и проблемного подходов в сфере экологического образования; совершенствовании институциональной, прежде всего – нормативно-правовой – базы экологического образования; корректировке категориального аппарата экологических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стожко Дмитрий Константинович, Стожко Константин Петрович, Шиловцев Андрей Владимирович, Сорокина Наталья Ивановна, Синько Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGIZATION OF EDUCATION IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY (THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS)

In the conditions of the modern ecological crisis, it is extremely important to form an ecological culture of a person. The transition to a new technological order implies a significant change in value orientations and the nature of a person’s attitude to the natural environment. In this regard, environmental issues are reaching a new level, corresponding to the modern epistemological paradigm, the essence of which is to reformat the relations that developed in the era of industrialism in the “man – nature” system, to overcome the consumer and extensive attitude to it. The purpose of the study is to identify the features and prospects of environmental education in an agricultural university. The objectives of the study are to clarify the shortcomings of the existing system of environmental education and their causes; to determine the priorities for the further development of Russian environmental education in an agrarian university; to adjust the subject and object of environmental education; to substantiate the need for a combination of interdisciplinary and problem-based approaches in the field of environmental education; improvement of the institutional, first of all – regulatory–legal base of environmental education; adjustment of the categorical apparatus of environmental disciplines.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНОМ ВУЗЕ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)»

СТОЖКО Дмитрий Константинович,

кандидат философских наук, доцент кафедры креативного управления и гуманитарных наук, Уральский государственный экономический университет, e-mail: [email protected]

СТОЖКО Константин Петрович,

доктор исторических наук, профессор кафедры философии, главный научный сотрудник Института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет,

e-mail: [email protected]

ШИЛОВЦЕВ Андрей Владимирович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, Уральский государственный аграрный университет, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления,

Уральский федеральный университет, e-mail: а[email protected]

СОРОКИНА Наталья Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Уральский государственный аграрный университет,

e-mail: [email protected]

СИНЬКО Вера Николаевна,

старший преподаватель кафедры философии, Уральский государственный аграрный университет,

e-mail: [email protected]

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АГРАРНОМ ВУЗЕ (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

Аннотация. В условиях современного экологического кризиса крайне важным является формирование экологической культуры человека. Переход к новому технологическому укладу предполагает существенное изменение ценностных ориентаций и характера отношения человека к природной среде. В этой связи экологическая проблематика выходит на новый уровень, соответствующий современной гносеологической парадигме, суть которой состоит в переформатировании сложившихся в эпоху индустриализма отношений в системе «человек - природа», в преодолении потребительского и экстенсивного отношения к ней.

Целью исследования является выявление особенностей и перспектив экологического образования в аграрном вузе. Задачи исследования состоят в выяснении недостатков сложившейся системы экологического образования и их причин; определении приоритетов дальнейшего развития российского экологического образования в аграрном вузе; корректировке предмета и объекта экологического образования; обосновании необходимости сочетания междисциплинарного и проблемного подходов в сфере экологического образования; совершенствовании институциональной, прежде всего - нормативно-правовой - базы экологического образования; корректировке категориального аппарата экологических дисциплин.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-525-534 NIION: 2018-0076-11/23-944 MOSURED: 77/27-023-2023-11-944

Ключевые слова: аграрный вуз, природная среда, экологическая культура, экологическое образование, экологическое поведение, экологическая психология, экологическое сознание.

STOZHKO Dmitry K.,

PhD (Philosophy), Associate Professor, Department of Creative Management and Humanities, Ural State University of Economics

STOZHKO Konstantin P.,

Dr. Sci. (History), Professor of the Department of Philosophy, Chief Researcher, Institute of Agro-Environmental Problems

and Agricultural Management, Ural State Agrarian University

SHILOVTSEVAndту V.,

PhD (History), Associate Professor, Department of Philosophy, Ural State Agrarian University; Associate Professor, Department of Theory, Methodology and Legal Support of State and Municipal Administration, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

SOROKINA Natalia I.,

PhD (Pedagogy), Associate Professor Department of Foreign Languages, Ural State Agrarian University

SINKO Vera N.,

Senior Lecturer, Department of Philosophy, Ural State Agrarian University

ECOLOGIZATION OF EDUCATION IN AN AGRICULTURAL UNIVERSITY (THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS)

Annotation. In the conditions of the modern ecological crisis, it is extremely important to form an ecological culture of a person. The transition to a new technological order implies a significant change in value orientations and the nature of a person's attitude to the natural environment. In this regard, environmental issues are reaching a new level, corresponding to the modern epistemological paradigm, the essence of which is to reformat the relations that developed in the era of industrialism in the "man - nature" system, to overcome the consumer and extensive attitude to it.

The purpose of the study is to identify the features and prospects of environmental education in an agricultural university. The objectives of the study are to clarify the shortcomings of the existing system of environmental education and their causes; to determine the priorities for the further development of Russian environmental education in an agrarian university; to adjust the subject and object of environmental education; to substantiate the need for a combination of interdisciplinary and problem-based approaches in the field of environmental education; improvement of the institutional, first of all - regulatory-legal - base of environmental education; adjustment of the categorical apparatus of environmental disciplines.

Key words: agricultural university, natural environment, ecological culture, ecological education, ecological behavior, ecological psychology, ecological consciousness.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Введение (Introduction)

Экологическое образование является непременным условием формирования экологической культуры человека, его экологического сознания и экологического поведения. В условиях новой реальности, формирующейся буквально у нас на глазах, роль экологического образования кардинально меняется: оно становится ключевым фактором выживания и сохранения человеческого рода.

Особое значение экологическое образование приобретает в аграрном вузе, где готовятся кадры для работы в сельском хозяйстве. Это обусловлено самим характером аграрного производства и непосредственным взаимодействием между сельскохозяйственным работником и природной средой.

Методология и методы (Materials and Methods)

В статье использованы диалектический, структурно-функциональный, программно-целевой и герменевтический методы исследования. Предметом изучения являются особенности и перспективы развития экологического образования в аграрном вузе, объектом исследования -существующая система экологического образования в аграрных вузах Российской Федерации.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

При экономическом кризисе, который, в сущности, парализовал страну в 1990-е - начале 2000-х гг. были сокращены расходы на образование, и, как следствие этого - снизился спрос на дипломированных специалистов [1]. Вопросам организации экологического образования в российской высшей школе в настоящее время уделяется повышенное внимание. Это объясняется тем экологическим кризисом, которое переживает современное общество, и, соответственно, необходимостью поиска средств его преодоления [2]. Всеобщее и комплексное экологическое образование установлено в нашей стране в соответствии со ст. 71 ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». Однако необходимо заметить, что до сих пор не принят ФЗ «Об экологической культуре», проект которого был вынесен на рассмотрение в Государственную Думу еще в 2000 г., а также «Экологический кодекс» Российской Федерации, разработка которого также имеет свою долгую историю. Существуют отдельные его проекты, например, «Экологический кодекс Российской Федерации (в части промышленной экологии)», а также отдельные региональные экологические кодексы (Башкортостан, Татарстан и др.).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Если говорить о самом экологическом кризисе, то он имеет несколько форм своего проявления: это и угроза продовольственного кризиса, и изменение климата, и ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в целом и др. Поэтому в современных публикациях рассматриваются конкретные проблемы экологического образования и воспитания в разных высших учебных заведениях страны: педагогических [3], технических [4], медицинских [5], аграрных [6], физкультурных [7] и т. д. Вместе с тем, при детальном ознакомлении с современными публикациями обнаруживаются определенные проблемы в области экологического образования в аграрных вузах нашей страны.

Во-первых, это проблема категориальной нечеткости и неясности в конкретных понятиях и категориях, используемых педагогами в процессе экологического образования. Так, понятие «экологическая культура» вообще отсутствует в российской законодательной базе, регулирующей экологические вопросы. Его нет в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», в которой дается определение всех других экологических понятий и терминов. Отсюда - разночтения в представлении о смысле и содержании данного понятия и трудности его переформатирования в научную категорию.

Кроме того, в силу своей нечеткой кодификации вызывает вопросы понятие «экологическое мировоззрение». Наряду с ним употребляются такие понятия, как «мировосприятие», «миросозерцание», «мироощущение», «миропонимание» и др. Известно, что мировоззрение - это система взглядов на природу и общество. Но существуют разные типы мировоззрения. Если речь идет о новом его типе - экологическом, то необходимо, как минимум, определиться с иерархией ценностей в его структуре.

Представляется более корректным в качестве задачи экологического образования в высшем учебном заведении говорить не об экологическом мировоззрении, которое формируется и в системе дошкольного воспитания, и в средней школе, и в частном пространстве жизни личности, и тем самым, выступает как общий вектор ее развития на протяжении всего ее существования, а об экологическом сознании и экологическом поведении. А также об экологической культуре, для чего следует четко определить ее на нормативно-законодательном уровне.

Во-вторых, это неадекватность в определении экологической ответственности субъектов, нарушающих экологическое законодательство и наносящих ущерб природной среде, тем вызовам и угрозам, которые несет в себе нарушение экологического законодательства. Так, в ст. 16 ФЗ «Об

охране окружающей среды» отсутствует определение размеров платы за негативное воздействие на окружающую среду, а размеры за ее невнесение явно не способствуют повышению экологической дисциплины: от 3 до 6 тыс. руб. для должностных лиц, от 50 до 100 тыс. руб. для юридических лиц. Само понятие экологической ответственности сегодня связано в большей степени не с состоянием окружающей среды, а с платой за пользование природными ресурсами и нарушениями в этой сфере. Иначе говоря, по факту - загрязнять природную среду можно, только за это нужно платить предусмотренные платежи (штрафные санкции). И хотя в крайне редких случаях, как например, в случае с ТЭЦ-3 в г. Норильске в 2020 г. они могут составлять огромные суммы (суд взыскал с виновника более 146 млрд. руб.), это не дает никакой гарантии того, что загрязнение окружающей среды прекратится.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 1.03.2022 г. № 274 «О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» ставка платы за выбросы пыли каменного угля в атмосферу стационарными источниками составила 67,12 руб. за тонну [8]. Вряд ли такая ставка стимулирует предприятия соблюдать требования российского экологического законодательства. Потому что гарантией этому могут быть только жесткая система административной и уголовной ответственности за экологические преступления и правонарушения, а также экологическая ответственность самого человека, которая является элементом экологического сознания, экологической культуры и экологичного поведения.

В-третьих, в большинстве публикаций по вопросам экологического образования справедливо отмечается, что оно носит и должно носить междисциплинарный характер и осуществляться на основе синтеза таких наук, как философия, социология, экономика, психология, правоведение, биология, география и т. д. Но возникает вопрос о том, что должен представлять собой такой синтез, ведь можно синтезировать столько и так, что вместо экологического образования получится прямо противоположное. Примером такого «инновационного» эколого-экономического «синтеза» может служить феномен «циркулярной экономики», который трактуется как система безотходного производства или система полной переработки и дальнейшего использования промышленных отходов и отходов человеческой жизнедеятельности. Привлекательность этой идеи очевидна, но сама идея, к сожалению, слабо связана с экологической безопасностью и экологической культурой, поскольку в ней нет главного: сокращения глобальной экономики до разумных пределов, отказа от обслуживания «ложных

потребностей» (термин Г. Маркузе) и прекращения погони за максимальной прибылью с экстенсивным и все более растущим объемом используемых природных ресурсов. Это все равно, что обжорство, которое еще Аристотель называл болезнью. В рамках циркулярного подхода можно было бы посоветовать обжоре не оставлять недоеденной пищи, но это никак не спасает его от обжорства как такового, поскольку речь идет всего лишь о безотходном потреблении, но не об его ограничении, какой-то специальной диете или здоровом питании.

Дело в том, что в сложившемся на текущий момент общественном сознании природа воспринимается как экономический ресурс, как объект (предмет) потребления, а не как дом, в котором живет человек. В современном обществе - «обществе потребления» (Ж. Бодрийяр), в котором потребности становятся предметом культа, а «эра потребления, будучи историческим завершением всего процесса ускоренного производства под знаком капитала, является также эрой глубокого отчуждения» [9, с. 363], такое отчуждение носит уже не только социальный, но и экологический характер. Смысл экологического отчуждения в системе «человек - природа» состоит в том, что в результате антропогенных воздействий на природную среду она оказалась уже не в состоянии осуществлять саморегуляцию и самовоспроизводство. А тем самым, во многих случаях она становится уже не средой обитания, а средой отчуждения для человека. Яркое тому свидетельство -лесные пожары, из-за которых местные органы власти закрывают или ограничивают доступ населения «на природу». По официальным данным, в 2022 г. в Российской Федерации произошло 12528 лесных пожаров, которые охватили территорию в 3,4 млн. га., и ущерб от которых оценивается в 7 млрд руб. Другой факт - загрязнение водоемов в нашей стране. В 2022 г. зафиксировано 2470 случаев такого загрязнения, связанного с многократным превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ. Как результат, например, в Свердловской области произошло 647 случаев такого загрязнения (из них 514 -высокого загрязнения), в силу чего в регионе не оказалось ни одного водоема, безопасного (пригодного) для купания и отдыха.

Потому требования о необходимости сохранения и воспроизводства природной среды должны быть переведены в плоскость практической реализации. А это, в свою очередь, требует использования в экологическом образовании проблемного подхода. Иначе говоря, перед учащимися необходимо ставить и решать конкретные экологические проблемы, знать и осваивать конкретные технологии экологического поведения, начиная от осуществления экологического мони-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

торинга окружающей среды, и заканчивая конкретными способами и методами предупреждения и купирования экологических рисков.

В-четвертых, экологическое образование может быть социально эффективным лишь в том случае, если оно осуществляется на основе правильной кадровой политики вуза. Иными словами, такой политики, когда вуз сам обеспечен соответствующими профессиональными кадрами, и когда он обеспечивает сельское хозяйство такими специалистами. А это означает, что в аграрном вузе недостаточно осуществлять экологическое образование вообще, необходимо учитывать специфику аграрного вуза. Сегодня в Российской Федерации специалистов для АПК выпускают 59 вузов, 25 учреждений дополнительного профессионального образования и 162 учреждения среднего профессионального образования. Однако, к сожалению, «сегодня на земле трудятся в основном полупрофессиональные кадры, получившие умения и навыки на рабочем месте, не имеющие основ научных знаний по профессии» [10], а «количество дипломированных специалистов в сельском хозяйстве неуклонно снижается» [11, с. 191]. Кроме того, отметим серьезный отток сельского населения в города, старение кадрового состава сельскохозяйственной отрасли, разрыв между городом и селом по уровню доходов, отсутствие налаженной и эффективной системы мониторинга потребностей села в специалистах, недостаточное финансирование аграрных вузов, растущую бюрократизацию в управлении ими, не включенность ряда высокотехнологичных сельскохозяйственных специальностей в число приоритетных, существующие ограничения по прохождению студентами производственной практики и некоторые другие обстоятельства.

Среди более конкретных проблем, отражающих специфику современного вузовского аграрного образования в Российской Федерации, необходимо также назвать сохранение прежней конфигурации высшего аграрного образования в двух группах («Сельское, лесное и рыбное хозяйство» и «Ветеринария и зоотехния»). Формально ни «Экологическое право», ни «Экологическая культура», ни иные экологические предметы по большей части не относятся к высшему аграрному образованию. В аграрных вузах нашей страны практически нет таких предметов, как «Экологическое законодательство в лесном хозяйстве», «Экологическое право в ветеринарии», «Экологическая культура и современные зоотехнологии», «Экологический реинжиниринг» и т. д. В лучшем случае студенты аграрных вузов изучают гражданское и административное право, но при этом мало что знают о насущных проблемах правового регулирования вопросов охраны окружающей среды, о биосферной оптимизации земледелия, о

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

климатической повестке государства, о сложностях в области развития специализированного агрохимического обслуживания в сельском хозяйстве и о ряде других важных проблем. Этому отчасти способствует и то обстоятельство, что «некоторые требования по охране окружающей среды от применения агрохимических веществ в сельском хозяйстве встречаются в совершенно неожиданных, трудно сопоставимых нормативных актах» [12, с. 280].

В-пятых, в условиях современного геополитического, экологического и макроэкономического кризисов, а также вынужденного курса на импор-тозамещение, аграрные вузы нашей страны столкнулись с вопросами, связанными с использованием зарубежного опыта и зарубежных технологий подготовки специалистов для сельского хозяйства. Система аграрного образования за рубежом «характеризуется гибкостью, демократичностью, многофункциональностью, а также децентрализацией и высокой степенью автономности учебных заведений» [13, с. 205]. Кроме того, ей присущи такие свойства, как получение учащимися права на работу во время обучения, особая корпоративная и государственная поддержка студентов аграрных вузов (например, предоставление грантов на обучение с последующим трудоустройством), возможность получения высокой стипендии за высокие показатели в учебе, высокое качество обучения с использованием новейших достижений в области науки и техники, конвертируемость дипломов аграрных вузов как в странах Евросоюза, так и странах АСЕАН, НАФТА и др.

В-шестых, особое значение для развития современного вузовского аграрного образования в Российской Федерации имеет стратегический аспект, связанный с определением долгосрочных приоритетов и задач. Одной из таких задач является привлечение молодежи к АПК. Однако, по данным Росстата, если в 2000 г. замещение пожилого возраста сельской молодежью составляло 238%, то в 2010 г. оно снизилось до 86%, а в 2020 г. - составило только 15%. При этом акцент в развитии аграрного образования смещается с высшего образования на среднее специальное образование [14], что, на наш взгляд, не вполне отвечает требованиям нового технологического уклада процессов цифровизации, роботизации, автоматизации и компьютеризации аграрной экономики.

Кроме того, современное российское образование в аграрных вузах в экологическом отношении все еще слабо практико-ориентировано. Многие исследователи и представители бизнеса отмечают существующую оторванность процесса обучения в аграрном вузе от реального (аграрного) сектора экономики и экологической обстановки в регионе (отрасли). Об этом свидетельствуют тематика и качество выпускных квалифи-

кационных работ бакалавров, и магистерские диссертации, в которых, по большому счету, нет даже раздела, посвященного экологической оценке предмета (объекта) исследования. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Россия - это единственная страна среди топ-десятки производителей продукции АПК в мире, чьи аграрные вузы традиционно не входят в основной международный рейтинг высших учебных заведений (CWUR). Правда, в 2022 г. ведущий российский аграрный вуз, а именно РГАУ - МСХА им. К. А. Тимирязева, все-таки попала в этот рейтинг, но заняла скромное 1201 место среди 1300 участников.

За последнее время аграрные вузы Российской Федерации поправляют такие показатели, как «количество иностранных студентов» и «цитирование», но существенной доработки требуют такие ключевые показатели, как «академическая репутация», «репутация работодателя», «соотношение преподавателей и студентов». Последний показатель, в частности, определен Министерством образования в пропорции 1:12. Но отдельные вузы имеют специальные нормативы. Так, в Санкт-Петербургском государственном университете он составляет 1:8. Для сравнения: в большинстве западноевропейских стран среднее соотношение студент / преподаватель составляет 1: 14, в вузах Северной Америки 1:17. В связи с этим складывается мнение, согласно которому существующая методика установления соотношения числа студентов и преподавателей «не отражает изменений, произошедших при организации новых видов образовательных учреждений, в работе вузов, динамики развития образования России в целом» [15, с. 41].

Оставляет желать лучшего и уровень такого показателя, как «качество преподавания», которое порой подменяется «количеством» бюрократизированного документооборота и формализованной успеваемостью. В современных условиях можно выделить несколько факторов относительно низкого уровня аграрного образования:

-отставание в области распространения и использования цифровых технологий в сельском хозяйстве и в системе аграрного образования от передовых отраслей и вузов;

-непрестижность сельскохозяйственных профессий и низкая мотивация по их освоению;

-архаичная и консервативная система сельскохозяйственного образования, направленная на выпуск специалистов - универсалов, создающая для работодателя необходимость дополнительного обучения выпускников аграрных вузов узкопрофильным компетенциям [16, с. 396].

Вместе с тем экологическое образование в высшей школе развивается, студенты российских вузов объединяются в экологические клубы, ини-

циируют разные экологические проекты, занимаются практической и научной работой. Довольно широк перечень научных разработок российских студентов в области экологии, внедренных на практике. К сожалению, в этом перечне, представленном Министерством образования и науки Российской Федерации, не оказалось ни одного аграрного вуза [17]. Проведенные за последние годы социологические исследования (опросы) [18-20] выявили определенный рост экологических компетенций студентов высших учебных заведений нашей страны, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.

Названные особенности экологизации современного вузовского аграрного образования в Российской Федерации ставят перед системой высшего аграрного образования ряд первоочередных задач. Важнейшей из них является преодоление разрыва между образованием и производством. Этого можно достичь в рамках формирования и развития аграрных инновационных, образовательных кластеров и кластерно-сетевого подхода. В современных исследованиях, посвященных этой тематике, анализируются региональный характер и перспективы такого подхода к вузовскому аграрному образованию [21, с. 81], преимущества, которые получают образовательные учреждения, входящие в кластеры [22], возможности повышения конкурентоспособности специалистов, выпускаемых аграрными вузами [23]. Однако в этом вопросе есть свои трудности. Само понятие «образовательный кластер» в нашей стране пока законодательно не закреплено. Соответственно, не отрегулирован вопрос о соотношении образовательного кластера с инновационными кластерами. В одних случаях (в методических рекомендациях, разработанных Министерством экономического развития) указывается, что ключевым участником инновационных кластеров должны выступать высшие учебные заведения, в других случаях (в рекомендациях Министерства промышленности и торговли) -промышленные предприятия. Кроме того, при добровольном взаимодействии участников кластера далеко не все принципы их организации могут быть реализованы в силу разного интереса партнеров и неравенства экономического и производственного потенциала [24, с. 68].

На сегодняшний день в Российской Федерации лишь отдельные аграрные вузы интегрированы в такие кластеры. Например, в составе Алтайского биофармацевтического кластера представлен Алтайский государственный аграрный университет, в структуре Архангельского Инновационного лесопромышленного кластера -Северный университет лесного хозяйства, в состав Омского Агро-биотехнологического промышленного кластера входит Омский государ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ственный аграрный университет им. П. А. Столыпина, в состав Белгородского кластера биофармацевтики - Белгородский государственный аграрный университет им. В. Я. Горина, в состав кластера по производству и переработке молочной продукции «Донские молочные продукты» -Донской государственный аграрный университет и т. д.

Но есть и примеры неудачных кластерных проектов. Так, Уральский аграрный университет еще в 2011 г. первым на Среднем Урале презентовал проект образовательного кластера в Екатеринбурге, для чего ему была выделена территория в 30 га, но в 2016 г. этот земельный участок у вуза отобрали, а о проекте «забыли». Ничем закончилась и другая попытка формирования на Урале образовательного кластера под названием «Большой Евразийский университетский комплекс». Так что процессы кластеризации в сфере образования хотя и идут, но сложностей в них более чем достаточно. Но, какой-либо перспективной альтернативы здесь нет. Тем более, что кластеры (инновационные или образовательные), имеют неоспоримое конкурентное преимущество перед другими форматами системы образования: они является адекватным отражением объективной тенденции к интеграции и социализации современной экономики.

Другой задачей развития современной системы вузовского аграрного образования в экологическом плане является распространение и практическое использование уже имеющегося опыта экологизации аграрного образования в стране. В частности, расширение спектра дисциплин, имеющих экологический контент, изучение таких интегрированных дисциплин, как «Безопасность жизнедеятельности человека», «Охрана труда», «Основы энергосбережения» и др. Важным элементом экологизации аграрного образования является сочетание естественнонаучного и гуманитарного знания, расширение образовательного поля в аграрном вузе за счет преподавания различных концепций естествознания. В том числе, космологических, химических, биологических, геологических и антропологических концепций, знание которых позволяет учащимся, во-первых, понять смысл и значение многих процессов, происходящих в природе, и, во-вторых, выработать личное осмысленное отношение к ним. Особую роль в экологизации аграрного образования призваны сыграть интегральные концепции, такие как концепции синергетики, современной этики, космизма и др. Важным аспектом экологизации аграрного образования является понимание взаимосвязи гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, их гуманизации. Этому могут послужить такие учебные предметы, как «Философия природы», «Философия естествознания», «Фило-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

софия и история науки», «Историософия» и др. В процессе их изучения учащиеся получают мощный аксиологический заряд, своеобразный духовный импульс (термин И. Фихте), который создает у человека объективно верный душевный настрой, открывает ему возможность созерцания природы как воплощенной красоты мира, пробуждает чувства заботы, ответственности, восхищения, служащие эмоциональной основой экологической культуры, экологического сознания и экологического поведения.

Еще одной актуальной задачей в системе экологического образования в аграрном вузе является формирование экологической психологии учащихся. Экологическая психология - относительно «молодая» часть психологии, охватывающая взаимоотношения в системе «человек -природа», а точнее - взаимоотношения между материально-физическим и социокультурным внешним миром и человеческими переживаниями, эмоциями и поведением [25, с. 8]. В мировой науке накоплен определенный опыт в развитии и преподавании экологической психологии. В российских аграрных вузах экологическая психология не изучается и не преподается, что является серьезным упущением в контексте экологического образования. А ведь определенный материал для формирования и преподавания таких курсов по экологической психологии в аграрных вузах имеется. Например, в Уральском аграрном университете осуществляется образовательный интенсив «Экология и Я», в котором студенты непосредственно осуществляют свое самоопределение и вырабатывают сценарии экологического поведения в конкретных природных условиях (с выездом на оз. Таватуй). В практике других российских аграрных вузов также можно выявить подобные интенсивы и тренинги, в процессе которых педагоги используют методы экологической лабилиза-ции, экологической идентификации, художественной репрезентации, экологической эмпатии, экологической экспектации и др.

В связи с этим еще одной крайне важной задачей экологического образования в аграрном вузе является сочетание образования и воспитания учащихся. Не смотря на достаточно взрослый контингент студентов, воспитательные инструменты могут и должны применяться для формирования у них экологического сознания и экологического поведения. К числу таких инструментов относятся эколого-психологические тренинги, групповые игры, экологические практикумы и т. д. В этой области также накоплен определенный опыт, но почему-то экологическое воспитание в большей степени относят к дошкольному (С. А. Веретенникова, Е.Н. Казакова, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. Н. Подъяков, П. Г. Сумару-кова, Е. Ф. Терентьева и др.) и школьному образо-

ванию (С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, В. И. Панов, В. А. Ясин и др.), хотя в рамках концепции непрерывности образования эти инструменты вполне логично использовать для закрепления экологического мышления и экологической культуры именно на стадии получения высшего аграрного образования. Поскольку аграрные вузы выпускают специалистов, которым предстоит трудиться непосредственно «на природе», постольку экологическое воспитание здесь приобретает дополнительное значение, оно профессионализируется. От общих экологических установок, которые прививаются детям и подросткам, студенческая молодежь переходит к профессиональному их усвоению и адаптированию. Экологическое воспитание в аграрном вузе в качестве целей предполагает вовлечение студентов в непосредственную работу по охране природной среды, формирование в них экологической ответственности, развитие социально значимых мотивов личного отношения к природе и, конечно, формирование так называемого экологического восприятия (мировосприятия) - умения чувствовать природу во всей ее естественной гармоничности и эстетической целостности. На текущий момент существует несколько моделей экологического воспитания в вузе [26 - 29], которые могут быть использованы для разработки интегрированной модели специально для аграрного вуза. Это позволит системе аграрного вузовского образования в области экологического образования студентов выйти на позитивный и практико-ориентирован-ный вектор развития.

Выводы (Соnclusions)

Система экологического образования в российском аграрном вузе нуждается в серьезной модернизации, обусловленной характером мирового развития. Превращение «общества потребления» (Ж. Бодрийяр) в «общество риска» (У. Бек) ставит экологические вопросы и необходимость их конструктивного решения в качестве условия выживания человеческого рода на первое место в текущую повестку дня. В связи с этим становится необходимым:

- определение четких приоритетов в системе экологического образования;

- преодоление разрыва между экологическим образованием и производственной деятельностью;

- развитие междисциплинарного и проблемного подходов к экологическому образованию в высшей школе;

- учет специфики экологического образования в аграрном вузе, готовящем кадры для сельского хозяйства;

- совершенствование нормативно-правовой базы аграрного и экологического образования;

- расширение спектра экологических дисциплин и дисциплин с экологическим контентом в высшей школе;

- восстановление и совершенствование воспитательного инструментария в области экологического образования в высшей школе;

- переформатирование стратегии экологического образования с традиционного тезиса о сохранении существующей природной среды на необходимость ее восстановления и рекультивации как более адекватный сложившейся новой реальности.

Список литературы:

[1] Шиловцев А.В., Стожко Д.К. Генезис системы образования и его влияние на состояние национальной безопасности России: попытка философского осмысления.// Проблемы и базовые принципы укрепления суверенитета России. Коллективная монография / под ред. М.А.Арефьева, В.Л. Обухова, М.В. Величко. СПб: СПбГАУ, 2017. 474 с.

[2] Стожко Н. Ю., Стожко Д. К. Новая экономическая реальность и современный экологический кризис // Векторы благополучия: экономика и социум. 2022. № 3 (46). С. 71 - 82.

[3] Кушникова Г. И. Экологическое образование в педагогическом вузе на основе концепции устойчивого развития // Успехи современного естествознания. 2004. № 3. С. 69 - 70.

[4] Допшак В. Н. Экологическое образование в техническом вузе // Вестник КузГТУ, 2009. № 2. С. 226 - 228.

[5] Эсаулова Т. А., Бучин В. Н., Бучина А. В. Экологическое образование в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. 2008. № 6. С. 110 - 111.

[6] Воронин Б. А., Чупина И. П., Воронина Я. В., Зарубина Е. В. К вопросу о формировании экологического мировоззрения у студентов аграрного вуза // Индустриальная экономика. 2021. № 3. С. 43 - 47.

[7] Мыльникова Н. В., Бренч С. В. Экологическое воспитание студентов вуза физической культуры в процессе занятий туризмом // Мир педагогики. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 1. -[Электронный ресурс]: URL -https://docs.google. com/viewemg/viewer?url=https://mimauki.com/ PDF/22PDMN119.pdf&hl=ru (дата обращения 18.10.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Постановление Правительства РФ от 1 марта 2022 г. № 274 «О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду». - [Электронный ресурс]: URL -https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1530327/ (дата обращения 15.10.2023)

[9] Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: АСТ, 2023. 384 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

[10] Кадры для сельского хозяйства. Перспективы развития. - [Электронный ресурс]: URL

- https://akvobr.ru/kadry_dla_sh_perspektivy.html (дата обращения 5.10.2023)

[11] Масалов В. Н. Особенности аграрного образования в России // Вестник аграрной науки, 2021, № 4. С.191 - 194.

[12] Аграрно-правовая наука России: история и тенденции развития / под ред. Б. А. Воронина. Екатеринбург: ИД «ПироговЪ», 2003. 360 с.

[13] Юстус И. В., Болтунова С. В. Особенности современной системы аграрного образования за рубежом // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 5. С. 204 - 209.

[14] Аграрное образование: между теорией и практикой. - [Электронный ресурс]: URL - https:// milknews.ru/longridy/agrarnoe-obrazovanie-chast-1. Мт1(дата обращения 7.10.2023)

[15] Гераскин Н. И., Зайцев К. С., Крючков Э. Ф. Совершенствование норматива соотношения профессорско-преподавательского состава и студентов в федеральных и национальных исследовательских университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 5. С. 39

- 44.

[16] Польшакова Н. В., Александрова Е. В. Аграрное образование: вчера и сегодня // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11. С. 396 - 401.

[17] Разделяй и сохраняй: экологические проекты студентов. - [Электронный ресурс]: URL

- https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/ novosti-ministerstva/21516/ (дата обращения 27.09.2023)

[18] Дулина Н. В., Икингрин Е. Н. Экологическое сознание студентов вузов России (по итогам прикладного социологического опроса) // Культура и экология - основы устойчивого развития России. Безальтернативность зеленой стратегии. Часть 1. Материалы Международного форума (Екатеринбург, 13-15 апреля 2021 г.). Екатеринбург: Изд-во Уральского федерального университета. 2021. С. 126 - 134.

[19] Гордеева И. В. Анализ экологической компетентности российских студентов (на примере колледжа Уральского государственного экономического университета) // Science Time. 2015. № 7 (19).

[20] Алексеев С. В., Костецкая Г. А. Экологические проблемы городской среды глазами студентов: результаты социологического исследования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2020. № 2. С. 101

- 119.

[21] Корякина М. И. Кластерный подход к агрообразованию (на примере иноязычной деятельности) // Современное педагогическое образование. 2019. № 6. С. 80 - 82.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

[22] Белая Н. В. Кластерный подход в формировании кадров аграрного сектора экономики // Современные технологии управления. 2013. № 8 (32). С. 1 - 10.

[23] Гуляева Х. Я., Балаев Р. А. Роль кластеров в формировании конкурентоспособности сельского хозяйства // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. 2019. № 1. С. 172 - 176.

[24] Воронин Б. А., Воронина Я. В., Головина С.Г. [и др.]. Кластеры в системе АПК: экономико-правовые аспекты. Екатеринбург: Изд-во Уральского ГАУ, 2020. 168 с.

[25] Залевский Г. В. Человек и экология: междисциплинарные исследования (проблемы экологического здоровья) // Сибирский психологический журнал. 2010 № 38. С. 6 - 9.

[26] Зарипова М. Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся // Молодой ученый. 2014. № 1. С. 524 - 525.

[27] Хачикян Е. И., Заборина М. А. Модель экологического воспитания обучающихся в современном образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 216 - 219.

[28] Ахмедов М. А. Модель формирования экологической культуры студента. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 3 (20). С. 94 - 99.

[29] Асафова Е. В. Воспитание экологической культуры студентов в контексте гуманизации университетского образования. - [Электронный ресурс]: URL - https://kpfu.ru/staff_files/F867002696/ EKOLOGIChESKOJ_KULTURY_STUDENTOV_V_ KONTEKSTE_Bolgariya.pdf (дата обращения 14.09.2023)

Spisok literatury:

[1] SHilovcev A.V., Stozhko D.K. Genezis sistemy obrazovaniya i ego vliyanie na sostoyanie nacional'noj bezopasnosti Rossii: popytka filosofsk-ogo osmysleniya.// Problemy i bazovye principy ukre-pleniya suvereniteta Rossii. Kollektivnaya mono-grafiya / pod red. M.A.Aref'eva, V.L. Obuhova, M.V. Velichko. SPb: SPbGAU, 2017. 474 s.

[2] Stozhko N. YU., Stozhko D. K. Novaya eko-nomicheskaya real'nost' i sovremennyj ekologicheskij krizis // Vektory blagopoluchiya: ekonomika i socium. 2022. № 3 (46). S. 71 - 82.

[3] Kushnikova G. I. Ekologicheskoe obra-zovanie v pedagogicheskom vuze na osnove kon-cepcii ustojchivogo razvitiya // Uspekhi sovremen-nogo estestvoznaniya. 2004. № 3. S. 69 - 70.

[4] Dopshak V. N. Ekologicheskoe obrazovanie v tekhnicheskom vuze // Vestnik KuzGTU, 2009. № 2. S. 226 - 228.

[5] Esaulova T. A., Buchin V. N., Buchina A. V. Ekologicheskoe obrazovanie v medicinskom vuze // Fundamental'nye issledovaniya. 2008. № 6. S. 110 - 111.

[6] Voronin B. A., CHupina I. P., Voronina YA. V., Zarubina E. V. K voprosu o formirovanii ekologichesk-ogo mirovozzreniya u studentov agrarnogo vuza // Industrial'naya ekonomika. 2021. № 3. S. 43 - 47.

[7] Myl'nikova N. V., Brench S. V. Ekologicheskoe vospitanie studentov vuza fizicheskoj kul'tury v processe zanyatij turizmom // Mir pedagogiki. Peda-gogika i psihologiya. 2019. T. 7. № 1. - [Elektronnyj resurs]: URL -https://docs.google.com/viewerng/ viewer?url=https://mirnauki.com/PDF/22PDMN119. pdf&hl=ru (data obrashcheniya 18.10.2023)

[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 marta 2022 g. № 274 «O primenenii v 2022 godu stavok platy za negativnoe vozdejstvie na okruzhayush-chuyu sredu». - [Elektronnyj resurs]: URL - https:// www.garant.ru/hotlaw/federal/1530327/ (data obrashcheniya 15.10.2023)

[9] Bodrijyar ZH. Obshchestvo potrebleniya. M.: AST, 2023. 384 s.

[10] Kadry dlya sel'skogo hozyajstva. Perspe-ktivy razvitiya. - [Elektronnyj resurs]: URL - https:// akvobr.ru/kadry_dla_sh_perspektivy.html (data obrashcheniya 5.10.2023)

[11] Masalov V. N. Osobennosti agrarnogo obrazovaniya v Rossii // Vestnik agrarnoj nauki, 2021, № 4. S.191 - 194.

[12] Agrarno-pravovaya nauka Rossii: istoriya i tendencii razvitiya / pod red. B. A. Voronina. Ekaterinburg: ID «Pirogov"», 2003. 360 s.

[13] YUstus I. V., Boltunova S. V. Osobennosti sovremennoj sistemy agrarnogo obrazovaniya za rubezhom // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2011. № 5. S. 204 - 209.

[14] Agrarnoe obrazovanie: mezhdu teoriej i praktikoj. - [Elektronnyj resurs]: URL - https:// milknews.ru/longridy/agrarnoe-obrazovanie-chast-1. html(data obrashcheniya 7.10.2023)

[15] Geraskin N. I., Zajcev K. S., Kryuchkov E. F. Sovershenstvovanie normativa sootnosheniya pro-fessorsko-prepodavatel'skogo sostava i studentov v federal'nyh i nacional'nyh issledovatel'skih universite-tah // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2008. № 5. S. 39 - 44.

[16] Pol'shakova N. V., Aleksandrova E. V. Agrarnoe obrazovanie: vchera i segodnya // Sovre-mennye naukoemkie tekhnologii. 2021. № 11. S. 396 - 401.

[17] Razdelyaj i sohranyaj: ekologicheskie pro-ekty studentov. - [Elektronnyj resurs]: URL - https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-minis-terstva/21516/ (data obrashcheniya 27.09.2023)

[18] Dulina N. V., Ikingrin E. N. Ekologicheskoe soznanie studentov vuzov Rossii (po itogam priklad-

nogo sociologicheskogo oprosa) // Kul'tura i ekologiya

- osnovy ustojchivogo razvitiya Rossii. Bezal'ternativnost' zelenoj strategii. CHast' 1. Materi-aly Mezhdunarodnogo foruma (Ekaterinburg, 13-15 aprelya 2021 g.). Ekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo federal'nogo universiteta. 2021. S. 126 - 134.

[19] Gordeeva I. V. Analiz ekologicheskoj kom-petentnosti rossijskih studentov (na primere kolledzha Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta) // Science Time. 2015. № 7 (19).

[20] Alekseev S. V., Kosteckaya G. A. Ekologicheskie problemy gorodskoj sredy glazami stu-dentov: rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. 2020. № 2. S. 101 -119.

[21] Koryakina M. I. Klasternyj podhod k agroo-brazovaniyu (na primere inoyazychnoj deyatel'nosti) // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie.

2019. № 6. S. 80 - 82.

[22] Belaya N. V. Klasternyj podhod v formirovanii kadrov agrarnogo sektora ekonomiki // Sovre-mennye tekhnologii upravleniya. 2013. № 8 (32). S. 1 - 10.

[23] Gulyaeva H. YA., Balaev R. A. Rol' klasterov v formirovanii konkurentosposobnosti sel'skogo hozyajstva // Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2019. № 1. S. 172 - 176.

[24] Voronin B. A., Voronina YA. V., Golovina S.G. [i dr.]. Klastery v sisteme APK: ekonomiko-pra-vovye aspekty. Ekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo GAU,

2020. 168 s.

[25] Zalevskij G. V. CHelovek i ekologiya: mezhdisciplinarnye issledovaniya (problemy eko-logicheskogo zdorov'ya) // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2010 № 38. S. 6 - 9.

[26] Zaripova M. D. Formy i metody eko-logicheskogo vospitaniya uchashchihsya // Molodoj uchenyj. 2014. № 1. S. 524 - 525.

[27] Hachikyan E. I., Zaborina M. A. Model' ekologicheskogo vospitaniya obuchayushchihsya v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve // Prob-lemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovaniya. 2018. № 61-2. S. 216 - 219.

[28] Ahmedov M. A. Model' formirovaniya ekologicheskoj kul'tury studenta. // Izvestiya Dagestan-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2012. № 3 (20). S. 94 - 99.

[29] Asafova E. V. Vospitanie ekologicheskoj kul'tury studentov v kontekste gumanizacii univer-sitetskogo obrazovaniya. - [Elektronnyj resurs]: URL

- https://kpfu.ru/staff_files/F867002696/EK0-L0GIChESK0J_KULTURY_STUDENT0V_V_K0N-TEKSTE_Bolgariya.pdf (data obrashcheniya 14.09.2023)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.