2014
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА
№ 203
УДК 128
ЭКОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Д.Ю. АНАШКИН, А.В. СМИРНОВ
Статья представлена доктором философских наук, профессором Некрасовым С.И.
Проблемы здоровья рассматриваются как индикатор перехода общества к устойчивому развитию, здоровье анализируется как комплексный критерий оценки качества природной среды и как социальная ценность.
Ключевые слова: социоприродная сущность человека, устойчивое развитие, ценность здоровья, экология человека, эко-гуманистический идеал.
Сегодня понятие «человек» входит в концептуальный аппарат различных научных дисциплин. Философский подход к социоприродной сущности человека тесно связан с проблемами биологии, генетики, медицины, экологии человека и других дисциплин, связанных антропологией человека. Человек -это субъект исторического процесса, развития, биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, генетически связанное с другими формами жизни, который выделяется своей способностью производить орудия труда. На основе этого определения можно сделать вывод, что эволюцию представлений о сущности человека необходимо рассматривать в контексте его социопри-родной целостности. Понимание диалектики биологического и социального, комплексный подход к проблеме социоприродной сущности человека является необходимым для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья, для наиболее полного учета биологических характеристик человека и социальных факторов окружающей среды. Понятие человека содержит в себе биологические, психологические и социальные характеристики. Наличие социальных связей и отношений, в которые вовлечен человек, определяют его отличие от представителей животного мира, т.е. сущность человека.
Для разработки концепции сущности человека особое значение имеет положение о зависимости здоровья от биопсихосоциальной сущности человека. Специфика человека в целом, его социоприродная сущность, влияние социальной среды на возникновение и развитие патологических процессов в организме человека позволяют рассматривать социоприродную сущность человека как объект медицины. Сущность человека проявляется через его особое положение в биосфере при сравнении с другими живыми существами. При этом не игнорируются те общие характеристики жизни, которые связывают человека с миром живого. Понятие «сущность человека» отражает социоприродную сущность человека, его принадлежность к биосфере, их единство и общность.
Изменения экологических условий жизнедеятельности людей, вызванные преобразованием биосферы, ведут к определенным нарушениям здоровья человека. Концепция социоприродной сущности человека важна для понимания проблемы сохранения и укрепления здоровья. Анализ имеющихся в российской литературе подходов к определению здоровья позволяет классифицировать его по следующим критериям:
1) здоровье - это отсутствие болезней;
2) здоровье - единство физиологических и психических констант;
3) здоровье и норма как тождественные понятия;
4) здоровье как способность человека к выполнению своих биосоциальных функций;
5) здоровье как показатель социального благополучия общества;
6) здоровье как социальная ценность и т.д.
Кроме того, здоровье может быть рассмотрено в различных аспектах: социально-политическом, экономическом, морально-эстетическом, психофизиологическом, ценностном и др.
Здоровье мы рассматриваем как естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье представляет собой интегральное явление, детерминируемое множеством факторов и обстоятельств. Оно включает условия взаимодействия социальных групп, характер демографических процессов, тенденции физического развития людей, а также появление патологий, обусловленных влиянием факторов внешней среды. Можно выявить следующие уровни ценности здоровья:
Экология здоровья человека - необходимое условие устойчивого развития
161
- биологический - изначальное здоровье, предполагающее совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов;
- социальный - здоровье как мера социальной активности, деятельностного отношения к миру;
- личностный или психологический - здоровье рассматривается не как отсутствие болезни, а как ее отрицание.
С точки зрения философского анализа наибольшую значимость имеет исследование здоровья человека в контексте его социальной ценности. На основе этого здоровье человека представляется не только как состояние организма, но и как стратегия жизни самого человека. В связи с этим одной из важнейших составляющих концепции здоровья должна стать система управления здоровьем. Для изучения ее основных свойств можно выделить совокупность показателей, характеризующих входные и выходные данные системы, в частности: организация охраны и реализации генофонда или воспроизводство здоровья, формирование здоровья, потребление здоровья, восстановление здоровья, его соматические, психические и социальные показатели. Одним из определяющих факторов управления здоровьем является образ жизни человека. Управление здоровьем возможно лишь в том случае, когда человек в своей деятельности руководствуется приоритетом здоровья, а не болезни, когда он осознает собственное здоровье как ценность. Как показывает анализ отношения человека к собственному здоровью, проблема здоровья возникла и сформировалась в основном в результате неспособности и неготовности человечества в целом понять и принять собственное здоровье как важнейшую социальную и духовную ценность.
Экологический подход к проблеме здоровья рассматривает человека с позиции единства его социальных и природных характеристик, определяющих качество жизни. Социальное в человеке выступает фактором, преобразующим не только природную среду, но и собственную природу человека. До сих пор человечество еще не выработало превентивных механизмов сохранения своего здоровья и среды обитания. Поэтому возникла необходимость разработки определенных механизмов, позволяющих минимизировать негативное воздействие природной среды на состояние здоровья человека. В этой связи важнейшими из задач, стоящими перед экологией человека, являются: 1) выявление и исследование влияния на человека факторов внешней среды; 2) разработка основных путей сохранения и укрепления здоровья человека; 3) определение механизмов совершенствования психического и физического здоровья человека.
В последние десятилетия на одно из первых мест среди общемировых проблем выдвинулась проблема профилактики неблагоприятного воздействия факторов внешней среды на состояние здоровья человека, химических факторов, в связи с увеличением их воздействия, сложным спектром действия, возможностью комбинированного сочетания, а также многообразием обусловленных ими патологических состояний. В условиях современного экологического кризиса такой подход позволяет рассматривать здоровье человека как основной показатель «экологичности» общества и критерий качества природной среды. Переход общества к устойчивому развитию должен иметь «глубоко гуманистическую социальную ориентацию» [3, с. 97]. Гуманизм, присущий эпохе перехода к устойчивому развитию - это биосферный гуманизм, не принижающий роли иной жизни на планете и не оправдывающий права человека на ее безнаказанное уничтожение. Более того, реализуя экологические императивы, этот гуманизм среди прав и обязанностей человека особо выделяет заботу о биоте и биосфере. Речь идет о том, что корреляция интересов человека и биосферы приведет к коэволюции - соразвитию и взаимному сохранению природы и общества. Поэтому в условиях перехода к устойчивому развитию необходимо создание условий для гармоничного развития личности в благоприятных условиях природной среды.
Общепризнанно, что каждый человек имеет право на здоровую жизнь в гармонии с природой, на улучшение качества жизни. Современный образ жизни, связанные с ним стрессовые нагрузки, ухудшение качества жизни, социальная нестабильность, рост наркомании и алкоголизма, привели к резкому росту сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, психическим расстройствам, повышению смертности. Качество жизни - сложное понятие, объединяющее материальную, духовно-творческую и экологическую сторону жизни, отражающее уровень жизненной удовлетворенности человека, реализацию смысла жизни. Трудности, связанные с переходом на путь устойчивого развития, можно классифицировать следующим образом:
- во-первых, человечество в настоящий момент еще не способно осознать необходимость формирования целостной, экологически ориентированной личности, несущей ответственность за все происходящее на планете;
162
Д.Ю. Анашкин, А.В. Смирнов
- во-вторых, человек забывает о том, что природа под влиянием преобразующей деятельности человека в разных частях испытывает антропогенные нагрузки разной степени тяжести, что приводит к неравномерному разрушению экосистем;
- в-третьих, человек в своей деятельности руководствуется приоритетом экономических ценностей. Еще Э. Фромм отмечал, что «человеческие ценности определяются теперь экономическими ценностями» [4, с. 133].
Осмысление проблемы человека является именно той инициальной точкой современных исследований, отталкиваясь от которой можно лучше понять существо изменений в природной среде и обществе. По мнению А. Печчеи, «...именно в человеке заключены источники наших проблем, на нем сосредоточены все наши стремления и чаяния, в нем все начала и все концы, и в нем же основы всех наших надежд» [2, с. 214]. Он полагает, что в основу нового образа человека должны быть положены качественные характеристики, обеспечить необходимую трансформацию человека может только «новый гуманизм». Более того, «новый гуманизм» призван поднять возможности человека до уровня, соответствующего новой возросшей ответственности человека.
Переход к устойчивому развитию предполагает переориентацию человека на эко-гуманистические идеалы и ценности. В настоящее время выживание человечества многие ученые связывают со становлением единого культурного пространства, сочетающего в себе самобытные национальные культуры с общечеловеческими ценностями [1, с. 111]. При этом необходимо подчеркнуть, что центральным фактором, определяющим судьбу цивилизации, являются экологические доминанты и гуманистические качества человека. Более того, ценностные и экологические императивы определяются как важнейшие инте-гративные факторы в становлении мировой экологической культуры. Исходя из определения здоровья, становится понятно, что духовная и нравственная культура человека являются условием его социального и психического здоровья. Только «экологически» грамотный и образованный человек способен построить свои отношения с окружающим миром на основе разума, уже сегодня оценивая отдаленные результаты своей деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазачев С.Н., Мамедов Н.М. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития // Проблемы перехода России к устойчивому развитию: материалы научно-практического семинара. - М., 1997.
2. Печчеи А. Человеческие качества. - М., 2001.
3. Урсул А. Д. Социально-экологические аспекты устойчивого развития цивилизации и России // Проблемы устойчивого развития России в свете научного наследия В.И. Вернадского. - М.,1997.
4. Фромм Э. Искусство любить. - М, 2001.
ECOLOGY OF HUMAN HEALTH - REQUIRED CONDITIONS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Anashkin D.Y., Smirnov A.V.
The article discusses the health problems as an indicator of society's transition to Sustainable Development, which is analyzed as a complex health criterion for the quality of the environment and as a social value.
Key words: socio-natural essence of man, sustainable development, the value of health, human ecology, eco-humanist ideal.
Сведения об авторах
Анашкин Дмитрий Юрьевич, 1976 г.р., окончил Смоленскую государственную медицинскую академию (2001), соискатель МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - философия науки и техники, философская антропология, этика.
Смирнов Александр Валерьевич, 1990 г.р., окончил МГУ ПС (МИИТ) (2012), аспирант МГУ ПС (МИИТ), область научных интересов - социальная философия, этика, философская антропология.