Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЯ В ТРАНСГРАНИЧНЫХ С КИТАЕМ РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА'

ЭКОЛОГИЯ В ТРАНСГРАНИЧНЫХ С КИТАЕМ РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

212
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ПЕСЧАНЫЕ БУРИ / КИТАЙ / РЕГИОНЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЗАТРАТЫ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ECOLOGY / POLLUTION / SANDSTORMS / CHINA / FAR EAST REGIONS / ENVIRONMENTAL POLICY / THE COSTS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жариков Евгений Прокофьевич

Выход Китая на передовые экономические позиции в мире сопровождается интенсивным загрязнением окружающей среды. Экологические проблемы помимо самого Китая постепенно затрагивают государства всей планеты. Рост экологических проблем является платой Китаю и соседним странам за быстрое экономическое развитие КНР и её стремление обеспечить качество жизни населению страны на уровне мировых стандартов. При быстром развитии экономики развивающихся стран игнорируются вопросы окружающей среды из-за их второстепенности по отношению к производству. Китай в настоящее время должен тратить на охрану окружающей среды (ООС) 4-8 % ВНП по отдельным регионам. Но тогда это нивелирует темпы экономического роста и, следовательно, на данном этапе эта задача трудновыполнимая. С учётом того, что цена труда в Китае растёт, то в совокупности с затратами на ООС это резко снизит конкурентоспособность китайских товаров на мировом рынке. Экологические проблемы, создаваемые Китаем, оказывают отрицательное влияние и на соседние страны, в первую очередь, на государства Кореи, Монголию, Россию и Японию. Так нарушение нормативов нагрузки на пастбища приводят к нарушению верхнего слоя почвы, содействуя превращению её в пыль и песок. Опустынивание земель порождает образование пыльных бурь, переносимых воздушными потоками в другие страны. Часто песчаные бури из Китая, в виде дождей с песком и грязью, накрывают южные регионы российского Дальнего Востока, в частности, Хабаровский и Приморский край. С начала XXI в. пылевые завесы стали часто достигать Владивостока. Экологические проблемы, создаваемые Китаем, воздействуют на здоровье как граждан КНР, так и граждан соседних стран. Рост болезней вызывает протесты у населения Китая, которые становятся всё более частыми с начала 2010 г. Следует отметить, что власти Китая довольно оперативно отреагировали на происходящие волнения. Уже в 2010-х годах изменение внутренней экологической политики государства стало одной из приоритетных задач Правительства. Общим недостатком взаимодействия стран СВА в области охраны окружающей среды является то, что оно фактически сводится в основном к провозглашению деклараций, составлению совместных планов без принятия механизмов их реализации и т.д. Отсутствуют также организации, задачи которых отражали бы коллективные интересы всех стран региона. Существующие пробелы обусловливают неготовность стран СВА действовать сообща в случае кризисных событий. Яркий тому пример - химическое загрязнение р. Сунгари в 2005 г. в результате аварии на нефтехимическом предприятии. Реакция на аварию последовала только от стран, которых непосредственно коснулась экологическая катастрофа. Причём, это событие получило освещение только в прессе этих стран, без реальных совместных действий по нейтрализации загрязнения. Более того, Япония и Республика Корея, предлагавшие свою помощь пострадавшим районам, не могли её осуществить из-за отсутствия совместных документов, регламентирующих подобные действия. Анализ состояния экологической ситуации в Китае и трансграничных с ним регионах однозначно показывает отсутствие у КНР чёткой экологической политики и имеющееся скрытое нежелание выделять большие средства на решение проблем повышения качества окружающей среды. Проблема в том, что Китай взял курс на улучшение социальных проблем населения, что стало национальной идеей, решение которой тесно связано с консолидацией общества. При таком подходе проблемы экологии решаются в последнюю очередь, больше обозначаются и носят тлеющий характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGY IN THE RFE REGIONS BORDERING WITH CHINA

China's success in the economy causes severe pollution. Apart from China, these problems have had a negative impact on other states of the world. Increasing environmental problems is the price that China and its neighboring countries have to pay for the rapid economic development of PRC and its commitment to providing quality of life to the population at the level of world standards. With a rapid development of the economies in developing countries, environmental issues are being ignored due to their secondary importance in comparison with the production targets. China nowadays has to spend 4-8% of GDP on environmental protection (EP) in individual regions. However, it levels out the rate of economic growth and, therefore, at this stage, this task seems difficult to achieve. Given that the price of labor in China is growing, in conjunction with the costs of environmental protection, it will dramatically reduce the competitiveness of Chinese goods in the world market. Environmental problems caused by China, have a negative impact on the neighboring countries, primarily on Korea, Mongolia, Russia and Japan. Thus, violations of norms of loads on pastures have destroyed the upper layer of the soil, contributing to its transformation into dust and sand. Desertification leads to the formation of dust storms. Sandstorms in the form of rain and sand and mud often create problems for the regions of the Russian Far East. Since the beginning of the XXI century, dust storms have been frequently reaching Vladivostok. Environmental problems caused by China, influence health of both Chinese citizens and citizens of the neighboring countries. Disease rate growth in the population results in protests among China's population that have become more frequent since 2010. It should be noted that the Chinese authorities have reacted quite quickly to the ongoing unrest. Already in the 2010s, changes in domestic environmental policy of the state have become one of the priority tasks for the Government. A common drawback in the interaction of the NEA countries in the field of environmental protection is that it actually boils down mainly to the proclamation of declarations, joint plans without considering the mechanisms of their implementation, etc. There is no organization, whose tasks would reflect the collective interests of all countries in the region. The existing gaps make it impossible to ensure joint response to possible crisis situations, a perfect example of that being the benzene contamination of the Songhua River in 2005. The event received coverage only in the press of the countries that were contaminated, but no real joint actions were taken to neutralize the contamination. Moreover, Japan and the Republic of Korea, who offered their assistance to the affected areas, failed to render it due to the lack of bilateral agreements governing such actions. Analysis of the environmental situation in China and the neighboring countries clearly shows the lack of clear and comprehensive environmental policies in the PRC and its latent reluctance to spend more means on addressing the environmental problems. The problem is that China is focused on solving the people's social problems, which has become a national idea: the solution of this issue is closely related to the consolidation of society. With this approach, environmental problems are addressed last: they are only described and have a smoldering character.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЯ В ТРАНСГРАНИЧНЫХ С КИТАЕМ РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»

КИТАЙ В СПЕКТРЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В РЕГИОНЕ

CHINA IN THE SPECTRUM OF COOPERATION IN THE REGION

УДК 332.142.6(5-012)

DOI dx.doi.org/10.24866/1813-3274/2017-1/21-32

Е.П. Жариков1

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

E-mail: zharikov.ep@dvfu.ru

ЭКОЛОГИЯ В ТРАНСГРАНИЧНЫХ С КИТАЕМ РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Аннотация. Выход Китая на передовые экономические позиции в мире сопровождается интенсивным загрязнением окружающей среды. Экологические проблемы помимо самого Китая постепенно затрагивают государства всей планеты. Рост экологических проблем является платой Китаю и соседним странам за быстрое экономическое развитие КНР и её стремление обеспечить качество жизни населению страны на уровне мировых стандартов. При быстром развитии экономики развивающихся стран игнорируются вопросы окружающей среды из -за их второстепенности по отношению к производству.

Китай в настоящее время должен тратить на охрану окружающей среды (ООС) 4— 8 % ВНП по отдельным регионам. Но тогда это нивелирует темпы экономического роста и, следовательно, на данном этапе эта задача трудновыполнимая. С учётом того, что цена труда в Китае растёт, то в совокупности с затратами на ООС это резко снизит конкурентоспособность китайских товаров на мировом рынке.

Экологические проблемы, создаваемые Китаем, оказывают отрицательное влияние и на соседние страны, в первую очередь, на государства Кореи, Монголию, Россию и Японию. Так нарушение нормативов нагрузки на пастбища приводят к

1 Евгений Прокофьевич Жариков, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия.

Для цитирования: Жариков, Е.П. Экология в трансграничных с Китаем регионах Дальнего Востока // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2017. № 1. С. 21-32.

© Жариков Е.П., 2017

нарушению верхнего слоя почвы, содействуя превращению её в пыль и песок. Опустынивание земель порождает образование пыльных бурь, переносимых воздушными потоками в другие страны. Часто песчаные бури из Китая, в виде дождей с песком и грязью, накрывают южные регионы российского Дальнего Востока, в частности, Хабаровский и Приморский край. С начала XXI в. пылевые завесы стали часто достигать Владивостока.

Экологические проблемы, создаваемые Китаем, воздействуют на здоровье как граждан КНР, так и граждан соседних стран. Рост болезней вызывает протесты у населения Китая, которые становятся всё более частыми с начала 2010 г. Следует отметить, что власти Китая довольно оперативно отреагировали на происходящие волнения. Уже в 2010-х годах изменение внутренней экологической политики государства стало одной из приоритетных задач Правительства.

Общим недостатком взаимодействия стран СВА в области охраны окружающей среды является то, что оно фактически сводится в основном к провозглашению деклараций, составлению совместных планов без принятия механизмов их реализации и т.д. Отсутствуют также организации, задачи которых отражали бы коллективные интересы всех стран региона. Существующие пробелы обусловливают неготовность стран СВА действовать сообща в случае кризисных событий. Яркий тому пример - химическое загрязнение р. Сунгари в 2005 г. в результате аварии на нефтехимическом предприятии. Реакция на аварию последовала только от стран, которых непосредственно коснулась экологическая катастрофа. Причём, это событие получило освещение только в прессе этих стран, без реальных совместных действий по нейтрализации загрязнения. Более того, Япония и Республика Корея, предлагавшие свою помощь пострадавшим районам, не могли её осуществить из-за отсутствия совместных документов, регламентирующих подобные действия.

Анализ состояния экологической ситуации в Китае и трансграничных с ним регионах однозначно показывает отсутствие у КНР чёткой экологической политики и имеющееся скрытое нежелание выделять большие средства на решение проблем повышения качества окружающей среды. Проблема в том, что Китай взял курс на улучшение социальных проблем населения, что стало национальной идеей, решение которой тесно связано с консолидацией общества. При таком подходе проблемы экологии решаются в последнюю очередь, больше обозначаются и носят тлеющий характер.

Ключевые слова: экология, загрязнение, песчаные бури, Китай, регионы Дальнего Востока, экологическая политика, затраты на охрану окружающей среды.

Evgenie P. Zharikov1

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

E-mail: zharikov.ep@dvfu.ru

ECOLOGY IN THE RFE REGIONS BORDERING WITH CHINA

Abstract. China's success in the economy causes severe pollution. Apart from China, these problems have had a negative impact on other states of the world. Increasing environmental problems is the price that China and its neighboring countries have to pay for the rapid economic development of PRC and its commitment to providing quality of life to the population at the level of world standards. With a rapid development of the economies in developing countries, environmental issues are being ignored due to their secondary importance in comparison with the production targets.

China nowadays has to spend 4-8% of GDP on environmental protection (EP) in individual regions. However, it levels out the rate of economic growth and, therefore, at this stage, this task seems difficult to achieve. Given that the price of labor in China is growing, in conjunction with the costs of environmental protection, it will dramatically reduce the competitiveness of Chinese goods in the world market.

Environmental problems caused by China, have a negative impact on the neighboring countries, primarily on Korea, Mongolia, Russia and Japan. Thus, violations of norms of loads on pastures have destroyed the upper layer of the soil, contributing to its transformation into dust and sand. Desertification leads to the formation of dust storms. Sandstorms in the form of rain and sand and mud often create problems for the regions of the Russian Far East. Since the beginning of the XXI century, dust storms have been frequently reaching Vladivostok.

Environmental problems caused by China, influence health of both Chinese citizens and citizens of the neighboring countries. Disease rate growth in the population results in protests among China's population that have become more frequent since 2010. It should be noted that the Chinese authorities have reacted quite quickly to the ongoing unrest. Already in the 2010s, changes in domestic environmental policy of the state have become one of the priority tasks for the Government.

A common drawback in the interaction of the NEA countries in the field of environmental protection is that it actually boils down mainly to the proclamation of declarations, joint plans without considering the mechanisms of their implementation, etc. There

1 Evgenie P. Zharikov, Doctor of Economics, Professor, Department of International Economics Relations, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

For citing: Zharikov, E.P. Ecology in the RFE regions bordering with China // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2016. N 1. P. 21-32.

is no organization, whose tasks would reflect the collective interests of all countries in the region.

The existing gaps make it impossible to ensure joint response to possible crisis situations, a perfect example of that being the benzene contamination of the Songhua River in 2005. The event received coverage only in the press of the countries that were contaminated, but no real joint actions were taken to neutralize the contamination. Moreover, Japan and the Republic of Korea, who offered their assistance to the affected areas, failed to render it due to the lack of bilateral agreements governing such actions.

Analysis of the environmental situation in China and the neighboring countries clearly shows the lack of clear and comprehensive environmental policies in the PRC and its latent reluctance to spend more means on addressing the environmental problems. The problem is that China is focused on solving the people's social problems, which has become a national idea: the solution of this issue is closely related to the consolidation of society. With this approach, environmental problems are addressed last: they are only described and have a smoldering character.

Keywords: ecology, pollution, sandstorms, China, Far East regions, environmental policy, the costs of environmental protection.

Выход Китая на передовые экономические позиции в мире сопровождается интенсивным загрязнением окружающей среды. Экологическая ситуация продолжает ухудшаться практически по всему спектру проблем, которые уже выходят за пределы внутригосударственных и постепенно затрагивают не только ближайших соседей, но и всю планету. Основная причина - это плата за быстрое экономическое развитие и стремление обеспечить качество жизни населению страны на уровне развитых стран. Реализация данной стратегии является программным документом, объединяющим нацию и стимулирующим её активность к реализации этих целей.

Следует отметить, что Китай не единственная страна, взявшая курс на быстрое повышение качества жизни населения и имиджа своего государства в мире. Сюда следует отнести Вьетнам, Индию и другие быстро развивающиеся в настоящее время страны. Народы других государств повышают своё качество жизни путем миграции в страны Европы. И тот и другой путь быстрого повышения уровня жизни связан с ухудшением экологической обстановки. При миграции увеличивается нагрузка на экологию регионов, принимающих беженцев, при быстром развитии экономики развивающихся стран игнорируются вопросы окружающей среды из-за их второстепенности по отношению к производству.

Проблема в том, что, хотя загрязнение окружающей среды и признается производной от хозяйственной деятельности, но лежит оно вне сферы экономических интересов предприятий. Поэтому предприятия считают затраты на охрану окружающей среды (ООС) «внешними издержками», а принцип максимизации прибыли обусловливает необходимость экономии на них. По оценкам, ущерб окружающей среде, наносимый отдельными развитыми странами, составляет 36 %, а расходы на её охрану - менее 2 %. В частности, в Китае в середине 90-х годов ущерб оценивался в 3% ВНП, а издержки - 0,7 % ВНП [1]. Причём, по мере повышения экстенсивного уровня развития уменьшается способность окружающей среды ассимилировать выбросы в атмосферу, сбросы в водную среду, отходы производства. Все эти процессы в настоящее время наблюдаются в Китае. В принципе КНР сегодня должен тратить на ООС 4-8 % ВНП по отдельным регионам, но тогда это нивелирует темпы экономического роста и, следовательно, резко затормозит повышение качества жизни населения. На данном этапе эта задача трудновыполнимая. Тем более, если иметь в виду и то, что цена труда в Китае резко растёт, и в совокупности с затратами на ООС это резко снизит конкурентоспособность китайских товаров на мировом рынке.

Загрязнение окружающей среды (атмосферы, морской среды, опустынивание и т.д.) оказывает влияние и на соседние страны, которые вынуждены или бороться с последствиями его воздействия, или содействовать странам-загрязнителям, устранять причины возникновения загрязнения. По отношению к Китаю, в первую очередь, это государства Кореи, Монголия, Россия и Япония. Наиболее обеспокоенной складывающейся экологической ситуацией на трансгранице с Китаем является Япония, в традициях которой поддерживать качество окружающей среды. К тому же она является соседом по морской акватории. Поэтому Япония на протяжении нескольких десятилетий активно сотрудничала с КНР в области ООС. Через Фонд зарубежного экономического сотрудничества Япония больше других государств предоставляла Китаю кредиты на выгодных условиях в рамках официальной помощи развитию, в том числе на природоохранные проекты. С 1979 г. по 2009 г. Китай получил от Японии в кредит более 1 трлн йен на свои экологические программы. Однако экологическая ситуация в КНР продолжала ухудшаться на фоне провозглашённой на государственном уровне политики ускоренной индустриализации и экономического роста. Разразившийся финансовый, а затем и экономический кризис, отсутствие со стороны Китая большого желания решать проблемы ООС привели к прекращению сотрудничества в данной сфере [2].

Как и Япония, Россия, в частности российский Дальний Восток (РДВ), подвержена загрязнению со стороны Северо-Восточных провинций (СВП) Китая. С 1996 г. обострились экологические проблемы реки Амур под воздействием сбросов загрязняющих веществ приграничными промышленными предприятиями СВП

Китая. Особенно к резкому ухудшению качества вод Амура приводят аварийные сбросы. Авария на нефтехимическом заводе в СВП Китая Цзилинь13 ноября 2005 г. привела к резкому ухудшению экологической обстановки на р. Амуре. В р. Сунгари (Сунхуацзян), являющейся притоком р. Амур, попало около 100 т бензольных веществ, в районе загрязнения концентрация бензола и нитробензола в 28,5 раза превысила норму1. 06.12.2005 бензольное пятно попало в р. Амур [3]. А 28.07.2010 в р. Цзилинь паводковые воды смыли 7 тыс. бочек (из них 3 тыс. полные), содержащих около 160 т легковоспламеняющихся взрывоопасных химикатов [4].

Экстенсивный рост социально-экономического развития Китая вызывает пропорциональный рост потребления воды, что ведёт к усилению её испарения из озёр, пересыханию рек и т.п. Этот процесс усиливается за счёт сокращения лесов, вызванного рубками, особенно в речных долинах. Сокращение водного потока и загрязнение его сточными водами оказывают негативное воздействие на природный баланс приграничных с Китаем регионов.

Нарушение созданных за миллионы лет естественных условий функционирования водных бассейнов нередко нарушается по причине постройки дамб, изменения направления рек и т.д. В последние годы постоянно разливается озеро Ханка, выходя из берегов и затапливая населённые пункты и сельскохозяйственные угодья. По мнению учёных, одна из причин - смена Китаем направления р. Сунгача [5]2. Однако следует учесть и то, что, согласно данным Приморскстата, резко сокращены технологически затопляемые земельные площади под выращивание риса (в 90-е годы - в 5 раз по отношению к 1984 г., в настоящее время - почти в два раза). Это повлекло сужение водной поверхности рисовых чеков и, следовательно, уменьшению площади испарения. В совокупности с постоянными изменениями площадей испарения указанные факторы могут также содействовать формированию переувлажнения земель вокруг о. Ханка.

Экстенсивное освоение земель в условиях абсолютного прироста населения Китая для решения продовольственной проблемы, загрязнение земель твёрдыми промышленными отходами, чрезмерное применение пестицидов и минеральных удобрений ведут к деградации почв и опустыниванию. Другим мощным фактором деградации земель явилось неконтролируемое развитие животноводства, в частности, скотоводства. Нарушение нормативов нагрузки на пастбища приводит к нарушению верхнего слоя почвы, содействуя превращению её в пыль и песок. Опустынивание земель порождает образование пыльных бурь, переносимых воздушными

1 Бензол - растворитель, токсичен. Вызывает головокружение, в больших концентрациях - судороги и даже смерть.

2 Водосбор трансграничного о. Ханка расположен на территории Приморского края России (большая часть) и СВП Китая Хейлунцзян. Вытекающая из озера р. Сунгача является притоком трансграничной р. Уссури, впадающей в р. Амур.

потоками в другие регионы - как трансграничные, так и в отдалённые страны. Довольно часто песчаные бури из Китая, в том числе в виде дождей с песком и грязью, накрывают южные регионы российского Дальнего Востока, в частности, Хабаровский и Приморский края [6, 7]. С начала XXI в. пылевые завесы стали часто достигать Владивостока.

Безусловно, в первую очередь, от пылевых бурь и от смога страдают китайские города, в частности, от смога страдает Пекин. Так с 16 по 21 декабря 2016 г. в столице КНР и ещё в 22 городах был объявлен красный уровень тревоги в связи со смогом. В стране введена четырёхуровневая система оценки загрязнения воздуха, в которой степень загрязненности обозначается по мере нарастания синим, желтым, оранжевым и красным цветами. В частности, красный уровень тревоги объявляется в случае, если концентрация вредных аэрозолей в воздухе превышает 500 мкг/куб. м либо находится на уровне свыше 300 мкг/куб. м в течение двух дней или свыше 200 мкг/куб. м в течение 5 дней подряд [8]. Обычно при красном уровне тревоги ограничивается движение автотранспорта (считается, что он главный поставщик смога в городской воздух Пекина, обеспечивает порядка 35% эмиссии вредных аэрозолей), сокращается и приостанавливается производство на промышленных предприятиях и т.д.

Экологические проблемы, создаваемые Китаем, воздействуют на здоровье как граждан КНР, так и граждан соседних стран. Рост болезней у населения, включая онкологические, вызывает протест населения КНР, является источником волнений и протестов, которые становятся всё более частыми с начала 2010 г.

Следует отметить, что власти Китая довольно оперативно отреагировали на происходящие волнения. Уже в 2010-х годах изменение внутренней экологической политики государства стало одной из приоритетных задач Правительства.

Основные направления внутренней экологической политики довольно многообразны. Их практическое воплощение включает реализацию как крупномасштабных мероприятий, так и относительно точечных (небольших), но в своей совокупности могущих оказывать положительный эффект на улучшение экологической ситуации в Китае.

Первостепенная задача - улучшить экологию атмосферы. На саммите АТЭС в 2014 г. Китай озвучил свои планы по снижению загрязнения атмосферы и переводу энергопотребления на возобновляемые источники. Так, важная часть экологической программы КНР - увеличение производства электромобилей. В марте 2015 г. министерство транспорта Китая заявило о плане, согласно которому количество электромобилей в стране должно составить 300 тыс. ед., автобусов на электрических двигателях - 200 тыс. ед., такси - 100 тыс. ед. [2]. Для реализации этого проекта в г. Далянь - одном из наиболее загрязнённых в провинции Ляонин (СВП Китая) - в 2017 г. планируется начать строительство завода по производству батарей

для гибридных автомобилей и электрокаров. Курс КНР - на «зелёную» энергетику. Согласно глобальному прогнозу британской British Petroleum (ВР) ожидается, что наибольший прирост производства возобновляемой энергии в ближайшие 20 лет (больше, чем ЕС и США вместе взятые) обеспечит Китай. Стимулирующим фактором реализации проекта экологически чистой энергетики является необходимость высокой платы за выбросы угольной энергетики в рамках международных соглашений, так как это связано с покупкой дополнительных квот на выброс парниковых газов. Кроме того, в провинциях Китая принимаются местные решения по снижению загрязнения атмосферы. Так власти г. Тяньцзинь с 02.03.2017 вводят запрет на сжигание соломы на полях (штраф до 300 долл. США), ориентируя на её переработку в биоудобрения. Закрываются (Пекин) сотни производственных предприятий с высоким уровнем загрязнения и т.д.

Важность темы экологически чистой энергетики и заинтересованности в ней Китая получила своё подтверждение в январе 2017 г. в Бангкоке на форуме Комитета по энергетике при Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Выступивший на Форуме председатель Китайского электроэнергетического совета Лю Чжэнья отметил, что ускорение преобразований в энергетической сфере в Азии является более актуальным, чем в других регионах мира. Причина - в Азии большой совокупный объём энергопотребления, производство здесь увеличивается быстрыми темпами, а спрос на энергоносители стремительно растёт, что ведёт к большим выбросам двуокиси углерода. По его мнению, необходимо [9]:

- осуществить масштабное освоение экологически чистых источников энергии и создание азиатской энергетической сети, включающей Китай, Северо-Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, Южную Азию, Среднюю Азию и Западную Азию;

- ускорить освоение чистых источников энергии на севере Китая, в Монголии и России, чтобы затем передавать электроэнергию на восток Китая, в Республику Корея и Японию;

- форсировать строительство электросети в Южной Азии и Юго-Восточной Азии, а также принять чистые источники энергии Китая, Центральной Азии и Западной Азии, чтобы удовлетворить спрос на электроэнергию Индии, Пакистана и Бангладеш.

Аналогичные меры принимаются и по улучшению экологии водных источников, почв, сохранения биоразнообразия. В феврале 2017 г. власти КНР издали руководящий документ об экологической «красной линии», согласно которому в отдельных регионах страны будут введены обязательные минимальные экологические стандарты. На уровне страны стандарты экологической «красной линии» планируется определить и ввести до конца 2020 г. Руководство Китая считает, что «красная линия» жизненно важна для обеспечения национальной экологической безопасности.

28

В первую очередь, минимальные экологические стандарты должны быть разработаны не позднее 2017 г. для экономического пояса в бассейне р. Янцзы [10].

Борьба с опустыниванием рассматривается Китаем как важнейшее направление, учитывая, что на долю подвергшихся опустыниванию земель приходится 27 % территории Китая. Получены обнадёживающие результаты в области сдерживания опустынивания, а также в экологическом восстановлении пустынных районов. Интересен метод использования «искусственного ковра» из микроорганизмов для борьбы с опустыниванием, который предполагает распыление созданного микробного агента (на базе микробов, извлечённых из водорослей и мха) на соломенной доске (сделанной из пшеничной или рисовой соломы) в пустыне [11]. В целом, Китай фактически вышел на одну из передовых позиций в мире по технологиям в области борьбы с опустыниванием, создания лесозащитных полос, экологического восстановления и индустриального развития пустынных районов. Китайские специалисты в области борьбы с опустыниванием создали образцовые базы по сдерживанию опустынивания и развитию песчаной индустрии в Нигерии, Нигере, Египте и Мавритании.

Новый импульс (после спада внимания Японии к решению с Китаем экологических проблем) международное сотрудничество Китая с соседними странами в области охраны окружающей среды получило после 2010 г. И это сотрудничество многогранно. Так, Китай и Монголия кооперируют свои действия в области предотвращения песчаных бурь, восстановления разнообразия растительности и рационального использования пастбищ. Китай и КНДР осуществляют контроль качества воды в пограничных реках Ялуцзян и Тумэньцзян (р. Туманная) и проводят мониторинг по сохранению биологического разнообразия в прибрежных морских водах.

В целом СВП Китая (Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин и автономный район Внутренняя Монголия) одними из первых начали активно усиливать региональное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Побуждающие мотивы - наличие старых, экологически опасных химических предприятий, нуждающихся в срочной модернизации; необходимость введения мониторинга промышленных выбросов. Один из первых трансграничных проектов был осуществлён Китаем с Японией в области сокращения вредных выбросов в бассейне рек Сунгари и Ляо.

Следует отметить и признаки переориентации Китая в области размещения промышленных предприятий в странах СВА, сбрасывающих в окружающую среду на порядок больше отходов в пересчёте на единицу произведенной продукции, чем промышленные предприятия развитых стран. Китаем было сделано предложение о размещении на территории российского Дальнего Востока (РДВ) части предприятий 12 отраслей экономики: машиностроения, сельского хозяйства, цементной

промышленности, металлургии, энергетики, текстильной промышленности, судостроения, предприятий телекоммуникационной индустрии и др.

Населением РДВ предложение было встречено негативно, что объясняется:

- наличием грязных производств в этих отраслях и применением на них китайцами старых «грязных» технологий;

- наличием массы отрицательных примеров хозяйствования китайцев на арендуемых землях РДВ - при заготовке древесины и т.д.;

- невыполнением берущихся обязательств, в том числе и по гарантиям создания рабочих мест для принимаемой стороны;

- трудностью обуздать самоуправство так называемых китайских инвесторов;

- плохой прессой, повествующей о негативном опыте хозяйствования китайцев в других странах, в том числе в странах Африки, Латинской Америки и т.д.

Общим недостатком взаимодействия стран СВА в области охраны окружающей среды является то, оно фактически сводится в основном к провозглашению деклараций, составлению совместных планов без принятия механизмов их реализации и т.д. То есть фактически документы о намерении сторон не имеют под собой практической значимости и реальной силы воздействия. Отсутствуют также организации, задачи которых отражали бы коллективные интересы всех стран региона. Существующие пробелы обусловливают неготовность стран СВА действовать сообща в случае кризисных событий. Яркий пример - химическое загрязнение р. Сунгари в 2005 г. в результате аварии на нефтехимическом предприятии. Реакция на аварию последовала только от стран (Китай, Монголия и Россия), которых непосредственно коснулась экологическая катастрофа. При этом следует отметить, что это событие получило освещение только в прессе этих стран, без реальных совместных действий России и Монголии по нейтрализации загрязнения бензольными веществами. Более того, Япония и Республика Корея, предлагавшие свою помощь пострадавшим районам, не могли её осуществить из-за отсутствия совместных документов, регламентирующих подобные действия [12].

Анализ состояния экологической ситуации в Китае и трансграничных с ним регионах однозначно показывает отсутствие у КНР четкой экологической политики и имеющееся скрытое нежелание выделять большие средства на решение проблем повышения качества окружающей среды. Поэтому многие принимаемые решения, такие как запрещение приготовления шашлыков в городах с высоким уровнем загрязнения атмосферы, закрытие около 100 полей для гольфа для возврата их в состав пахотных земель, ограничение и запрет использования пиротехники и т.д. носят больше пропагандистский характер. Проблема в том, что Китай взял курс на улучшение социальных проблем населения, что стало национальной идеей, решение которой тесно связано с консолидацией общества. При таком подходе проблемы экологии решаются в последнюю очередь, больше обозначаются и носят тлеющий характер.

30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Макроэкономические аспекты экономики природопользования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bsu.by>sm.aspx?guid=225813.

2. Бокарев, Д. Экологические проблемы Китая: есть ли выход? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.journal-neo.org/2016/02/26/e-kologicheskie-problemy-kitaya-est-li-vy-hod/.

3. Экологическая катастрофа на Амуре или Хронология одной аварии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://people.overclockers.ru/SilaVlad /5893/Ekologicheskaya_katastrofa_na_Amure_ili_Hronologiya_odnoj_avarii/.

4. Влияние техногенной среды на загрязнение реки Амур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hintfox.com/article/vlijanie-tehnogennoj-sredi-na-zagrj aznenie-reki-amyr.html.

5. Озеро Ханка в Приморье разлилось из-за изменения русла реки в КНР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: vostokmedia.comm260939.html.

6. Песчаная буря из Китая накрыла Дальний Восток [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.1tv.ru/news/2001/04/09/280595-peschanaya_burya_iz_ kitaya_nakryla_dalniy_vostok.

7. Пыльные бури из Китая угрожают Приморью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://primamedia.ru/news/120328/.

8. Анатомия пекинского смога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ekd.me/2016/12/anatomiya-pekinskogo-smoga/.

9. Китай. Экология. Электроэнергетика [Электронный ресурс] // russian.china.org.cn. - 2017. - 18 янв., № 2040918. - Режим доступа: http://polpred.com/news/?cnt=77&sector=13.

10. Китай. Экология. Электроэнергетика [Электронный ресурс] // russian.china.org.cn. - 2017. - 8 февр., № 2065041. - Режим доступа: http://polpred.com/news/?cnt=77&sector=13.

11. Китай. Экология. Электроэнергетика [Электронный ресурс] // russian.china.org.cn. - 2017. - 4 янв., № 2024993. - Режим доступа: http://polpred.com/news/?cnt=77&sector=13.

12. Северо-Восточные провинции Китая усиливают региональное сотрудничество в деле охраны экологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31521/6958379.html.

REFERENCES

1. Macroeconomic aspects of environmental economics. Available at: bsu.by>sm.aspx?guid=225813 (accessed 17 February 2017). (In Russian).

2. Bokarev D. Ekologicheskie problemy Kitaya: est' li vykhod? [Environmental problems in China: Is there a way out?]. Available at: http://ru.journal-neo.org/2016/02/26/e-kologicheskie-problemy-kitaya-est-li-vy-hod (accessed 17 February 2017). (In Russian).

3. The environmental disaster in the Amur or Timeline accidents. Available at: https://people.overclockers.ru/SilaVlad/5893/Ekologicheskaya_katastrofa_na_Amure_ili_ Hronologiya_odnoj_avarii (accessed 17 February 2017). (In Russian).

4. The impact of man-made environmental pollution of the Amur River. Available at: http://www.hintfox.com/article/vlijanie-tehnogennoj-sredi-na-zagrjaznenie-reki-amyr.html/ (accessed 17 February 2017). (In Russian).

5. Lake Khanka in Primorye has spread due to changes in the riverbed in the PRC. Available at: vostokmedia.com>n260939.html (accessed 17 February 2017). (In Russian).

6. The sandstorm from China has covered the Far East. Available at: https://www.1tv.ru/news/2001/04/09/280595-

peschanaya_burya_iz_kitaya_nakryla_dalniy_vostok (accessed 17 February 2017). (In Russian).

7. Dust storms from China threaten Primorye. Available at: http://primamedia.ru/news/120328/ (accessed 17 February 2017). (In Russian).

8. Anatomy of the Beijing smog. Available at: http://ekd.me/2016/12/anatomiya-pekinskogo-smoga/ (accessed 17 February 2017). (In Russian).

9. China. Environment. Utilities. russian.china.org.cn, 2017, January 18, no. 2040918. Available at: http://polpred.com/news/?cnt=77&sector=13 (accessed 17 February 2017). (In Russian).

10. China. Environment. russian.china.org.cn, 2017, February 8, no. 2065041. Available at: http://polpred.com/news/?cnt=77&sector=13 (accessed 17 February 2017). (In Russian).

11. China. Environment. russian.china.org.cn, 2017, January 4, no. 2024993. Available at: http://polpred.com/news/?cnt=77&sector=13 (accessed 17 February 2017). (In Russian).

12. North-eastern provinces of China strengthen regional cooperation in the conservation ecology. Available at: http://russian.people.com.cn/31521/6958379.html (accessed 17 February 2017). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.