Научная статья на тему 'Роль кнр в международном экологическом сотрудничестве'

Роль кнр в международном экологическом сотрудничестве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
769
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ГЛОБАЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL POLICY / ENVIRONMENTAL DIPLOMACY / ENVIRONMENTAL PROTECTION / GLOBAL ENVIRONMENTAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Серова Кристина Евгеньевна

В ХХIв. проблема обеспечения экологической безопасности государств выходит на первый план. Национальные правительства разрабатывают тактики, стратегии и доктрины, как минимизировать влияние человека на окружающую среду и предотвратить экологический кризис. Однако экологические проблемы не имеют государственных границ и их решение зависит от действий международного сообщества в целом. В статье проанализирована роль КНР в решении глобальных экологических проблем как страны, претендующий на мировое лидерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CHINA IN THE INTERNATIONAL ENVIRONMENTAL COOPERATION

In the 21st century the problem of ensuring the environmental security of states comes to the first place. National governments are developing tactics, strategies and doctrines on how to minimize the human impact on the environment and prevent an environmental crisis. However, environmental problems do not have state borders and their solution depends on global cooperation. The article analyzes the role of China in solving global environmental problems as the main actor who pretends to be a world leader.

Текст научной работы на тему «Роль кнр в международном экологическом сотрудничестве»

Роль КНР в международном экологическом сотрудничестве The role of China in the international environmental cooperation

Серова Кристина Евгеньевна

Студентка 4 курса

Факультет международных отношений, экономики и управления

НГЛУ им. Н. А. Добролюбова ул. Минина 31А e-mail: [email protected]

Serova Kristina Evgenevna

Student 4 term

Department of International Relations, Economy and Management Linguistics University of Nizhny Novgorod Minina str. 31A e-mail: [email protected]

Аннотация.

В ХХ^. проблема обеспечения экологической безопасности государств выходит на первый план. Национальные правительства разрабатывают тактики, стратегии и доктрины, как минимизировать влияние человека на окружающую среду и предотвратить экологический кризис. Однако экологические проблемы не имеют государственных границ и их решение зависит от действий международного сообщества в целом. В статье проанализирована роль КНР в решении глобальных экологических проблем как страны, претендующий на мировое лидерство.

Annotation.

In the 21 st century the problem of ensuring the environmental security of states comes to the first place. National governments are developing tactics, strategies and doctrines on how to minimize the human impact on the environment and prevent an environmental crisis. However, environmental problems do not have state borders and their solution depends on global cooperation. The article analyzes the role of China in solving global environmental problems as the main actor who pretends to be a world leader.

Ключевые слова: экология, экологическая политика, экологическая дипломатия, защита окружающей среды, глобальное экологическое сообщество.

Key words: ecology, environmental policy, environmental diplomacy, environmental protection, global environmental community.

Со второй половины ХХ в. вопрос обеспечения экологической безопасности входит в глобальную повестку дня и является одним из важнейших аспектов в области устойчивого развития мира [1]. Неутешительные прогнозы экспертов относительно будущего человеческой цивилизации при сохранении современных темпов загрязнения окружающей среды заставили правительства различных стран мира разработать экологические концепции и стратегии, ориентированные на защиту природы и предотвращение ее загрязнения. Многочисленные обвинения международного сообщества в сторону Китая в причинении вреда окружающей среде побудили китайское политическое руководство принять меры по обеспечению экологической стабильности в регионе [2].

Однако давление мирового сообщества было не решающим фактором в стремлении страны стабилизировать экологическую ситуацию. Китайское политическое руководство осознавало необходимость решения всех экологических вопросов для стабильного развития государства и обеспечения высокого уровня качества жизни населения. К тому же долговременное бездействие и преследование преимущественно экономических интересов привели к большому количеству стихийных бедствий на территории Китайской Народной Республики, что и являлось проявлением упущений политического курса ЦК КПК.

На данный момент в Китае существует ряд очевидных экологических проблем, которые требуют

скорейшего разрешения - это загрязнение воздушного пространства, водных ресурсов, эрозия почв, опустынивание, вырубка лесных массивов и т.д [3]. Не менее важным аспектом проблемы является бесконтрольный рост численности населения Китая, что накладывает определенное бремя в том числе и на экосистему страны.

Сегодня Китай осознает, что справиться со всеми экологическими проблемами в одностороннем порядке невозможно, поэтому стремится наладить международное сотрудничество в природоохранной сфере. Более того, такие интеграционные инструменты Китай использует для утверждения своего лидерства в регионе и в мире.

Международное экологическое сотрудничество основывается на нескольких основных принципах, которые включают в себя [4]:

• Гармоничное развитие экологии и экономики государства (Китай заявляет об одновременной индустриализации и экологизации производства);

• Сотрудничество на международном уровне по принципу всемирного партнерства;

• Защита Земли как глобальная цель всего человечества;

• Ответственность национальных государств за реализацию программы устойчивого развития.

На данный момент выделяют несколько основных форм осуществления совместной работы в

природоохранной области:

• Международные организации по охране природы (МБРР, ООН, ЮНИДО, итд);

• Международные договоры, соглашения, конвенции;

• Государственные инициативы по международному сотрудничеству.

К основным направлениям международного сотрудничества относится реализация программ в сфере экологии под эгидой ООН, координация законодательной деятельности в природоохранной сфере, научно -техническое международное сотрудничество, сотрудничество общественных некоммерческих организаций, ставящих перед собой цель защиты природы, конвенционное регулирование.

При анализе китайской экологической дипломатии можно выделить три уровня международного взаимодействия.

1. Международный уровень - под эгидой ООН («Рамочная Конвенция ООН об изменении климата»)

2. Многостороннее сотрудничество (Совещания с участием России, Японии и Монголии)

3. Двухстороннее соглашение («Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о рациональном использовании и охране трансграничных вод»).

За точку отсчета начала экологической дипломатии КНР можно справедливо принять 1972г. - год участия Китая в первой Стокгольмской конференции по охране окружающей среды. После данной конференции КНР начала активно принимать участие в форумах по проблемам природоохранной сферы, развивалось двухстороннее и многостороннее сотрудничество. КНР подписала «Стокгольмскую декларацию по проблемам окружающей человека среды», «Найробийскую декларацию по проблемам окружающей среды», «Пекинскую декларацию», «Рио-де-Жанейрскую декларацию по окружающей среде и развитию», «Повестку дня на 21 век», «Парижское соглашение по климату», «Йоханнесбургскую декларацию по устойчивому развитию» и «План выполнения решений». Сегодня Китаем подписано более 50 договоров, включающих все сферы международного взаимодействия в природоохранной области, особенно важными из них являются «Киотский протокол» и «Рамочная Конвенция ООН об изменении климата». За 48 лет КНР значительно продвинулась в вопросах обеспечения экологической безопасности и сегодня стремится стать лидером в Азиатско-Тихоокеанском регионе в том числе и в природоохранной сфере.

КНР активно заявляет о своей приверженности к исполнению Киотского протокола. На переговорах в 2010г., проходившим в Бонне, представитель МИД КНР Цзян Юй, заявила о несогласии с предложением развитых стран заменить Киотский протокол на новое соглашения, обосновывая это нежеланием западных стран к исполнению условий Протокола. «В вопросе продвижения переговоров по климатическим изменениям международное сообщество должно действовать в рамках "Балийской дорожной карты", определить обязательства развитых стран, предусмотренные Киотским протоколом на второй период сокращения выбросов парниковых газов, а также надлежащим образом решить вопрос об оказании финансовой помощи и передаче технологий» - заявила Цзян Юй [5].

В 1992г. Китай ратифицировал Рамочную Конвенцию ООН об изменении климата, признавая негативное воздействие увеличения количества парниковых газов, выброшенных в атмосферу. Основной целью этой Конвенции является «добиться.. .стабилизации парниковых газов в атмосфере». Конвенция предполагает участие как развитых, так и развивающихся стран, обязывает государства «защищать климатическую систему... в соответствии с имеющимися возможностями» [8]. Предполагается, что развитые страны должны играть ведущую роль в стабилизации экосистемы, но при этом необходимо учитывать особенности и потребности развивающихся стран. Согласно данной Конвенции, КНР берет на себя обязательство разрабатывать и улучшать программы по смягчению негативного воздействия антропогенных факторов на изменение климата, оказывать содействие в разработке научных и технических методов по стабилизации экологической ситуации.

Китай активно взаимодействует с структурами ООН по охране окружающей среды, участвует в конференциях по проблемам экологии (г. Стокгольм, г. Гаага) и вносит свой вклад в развитие сотрудничества между странами, выносит на обсуждение мирового сообщества собственные проекты и идеи по минимизации негативного влияния на окружающую среду, позиционируя себя как «экологически ответственное» государство.

В рамках регионального сотрудничества в 1992г. Китай инициировал проведение совещания с участием Японии, России и Монголии по экологическому сотрудничеству в регионе. На совещании представители государств приняли решение проводить такие совещания ежегодно и предоставлять отчеты о проделанной работе в природоохранной сфере. На сегодняшний день эти страны провели совещания по сотрудничеству в следующих областях: контроль за песчаными бурями, охрана приграничных природных ресурсов, кислотные дожди, загрязнение Тихого океана. КНР поддерживает сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, с экономической и социальной комиссией ООН по Азии и Тихому океану (ЭСКАТО). Страна участвует в Координационном сообществе программы действий на морях и океанах Восточной Азии, пытается выйти на лидирующие позиции в вопросах экологии. КНР выступила инициатором создания региональных организаций по защите окружающей среды (КЕЛ8РЕС), основная цель которой заключается устранении различий между экономическим развитием стран и охраной окружающей среды. В 2005г. была проведена 1-я конференция министров окружающей среды стран региона Большого Меконга [6].

Китай активно развивает и двухстороннее сотрудничество. В 1980г. США и КНР подписали «Китайско-американский протокол об охране окружающей среды и техническом сотрудничестве». Также в 1980г. Япония и Китай подписали «Китайско-Японское соглашение о сотрудничестве по охране окружающей среды». В 1988г. Китай подписал «Китайско-голландский меморандум о сотрудничестве по охране окружающей среды», в результате которого Дания поставила Китаю природоохранные технологии и оборудование [7].

Что касается двухсторонних соглашений, КНР проводит активный дипломатический курс с РФ, так как сегодня Россия является одним из важнейших стратегических партнеров КНР, а граница двух государств проходит по р. Амур. В 2008г. Правительство КНР и Правительство РФ «в целях дальнейшего развития российско-китайских отношений» [9] подписали соглашение о рациональном использовании и охране

трансграничных вод. Согласно данному договору, стороны сотрудничают в области охраны и использования трансграничных вод, содействуют в применении технологий для их охраны, проводят мероприятия по предупреждению рисков негативного воздействия, «осуществляют совместные научные исследования» и.т.д.

У экологической дипломатии КНР есть ряд особенностей. Во-первых, она направлена на защиту государственных интересов и на противодействие давлению со стороны других государств на КНР, препятствующих ее благополучному экономическому развитию. Во-вторых, страна привлекает иностранные инвестиций и зарубежные технологии, уменьшающие негативное влияние промышленного производства на окружающую среду. На данный момент основной целью экологической дипломатии Китая является провидение гибкого курса, способствующего реализации экономических интересов страны и поддержанию курса защиты окружающей среды одновременно. Однако экологическая дипломатия Китая обладает и рядом недостатков. Во-первых, сегодня Китай считается одним из «виновников» глобального изменения климата из-за большого количества экологических проблем и подвергается давлению со стороны других стран по множеству вопросов охраны окружающей среды. Во-вторых, бюрократический аппарат по решению экологических проблем КНР слишком широкий: он охватывает множество ведомств, между которыми отсутствует согласованность действий, общий стратегический план действий осуществления эффективной внутренней экологической политики. В-третьих, приоритет экономического развития КНР сдерживает эффективность проведения экологической политики. В-четвертых, несмотря на широкую нормативно-правовую базу, в Китае явно ощущается нехватка теоретических исследований по экологической дипломатии, развитие которых поспособствовало бы эффективной международной политике. Кроме того, у стран-соседей существует ряд претензий к Китаю, так как из-за загрязнения окружающей среды на территории КНР, последствия этих загрязнений сказываются на приграничных с Китаем территориях вследствие перемещения воздушных масс и водных потоков. Это наносит серьезный урон международным связям Китая.

Таким образом, сегодня КНР является активным участником важнейших международных договоров в сфере экологического сотрудничества, инициирует множество региональных форумов и совещаний по вопросам уменьшения негативного влияния антропогенных факторов на окружающую среду. КНР принимает участие в многосторонних и двусторонних соглашениях по трансграничному взаимодействию, претендует на главенствующую роль в природоохранной сфере в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Международная деятельность Китая проделала плодотворную работу. КНР переняла опыт управления, технологические новшества у передовых стран мира, привлекла иностранные инвестиции и технологии для решения экологических проблем на территории КНР.

Список используемой литературы:

1. Цели устойчивого развития ООН// [Электронный ресурс]. URL: https ://www.un. org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (Дата обращения: 15.04.2020).

2. Environmental protection in China. // Permanent mission of the People's Republic of China to the United Nations Office at Geneva [Электронный ресурс]. URL: http://www.chim-un.ch/eng/dbtyw/zmjg_1/jgzfbps/t176940.htm (Дата обращения: 15.04.2020).

3. Xie L. Environmental activism in China// Routledge, 2009. Т. 9. // [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=YRuvczxwcIQC&oi=fnd&pg=PP2&dq =chinese+environmental+problem&ots=nij0RhfFDA&sig=ZAfllJA2tADhZL9IxTpas8fdGo8&redir_esc=y#v=onepage &q=chinese%20environmental%20problem&f=false (Дата обращения: 05.04.2020).

4. Цверианашвили И. А. Стокгольмская конференция 1972 г. и её роль в становлении международного экологического сотрудничества //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. 2016. №. 1. // [Электронный ресурс].

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stokgolmskaya-konferentsiya-1972-g-i-eyo-rol-v-stanovlenii-mezhdunarodnogo-ekologicheskogo-sotrudnichestva (Дата обращения: 05.04.2020).

5. Китай призывает стороны Киотского протокола добросовестно выполнить свои обязательства - МИД КНР. // [Электронный ресурс].

URL: http://russian.people.com.cn/31521/6949971.html (Дата обращения: 10.04.2020).

6. Международное сотрудничество в сфере охраны среды. // [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/russian/275779.htm (Дата обращения: 10.04.2020).

7. Ван Гуаньцзюнь Экологическая дипломатия Китая: история развития и современные проблемы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена// [Электронный ресурс] 2011. №131. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/ekologicheskaya-diplomatiya-kitaya-istoriya-razvitiya-i-sovremennye-problemy (Дата обращения: 20.04.2020).

8. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата// [Электронный ресурс].URL:

https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtmI (Дата обращения: 20.04.2020).

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о рациональном использовании и охране трансграничных вод от 29 января 2008 г.// Электронный ресурс]. URL: http://voda.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=8 (Дата обращения: 20.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.