Научная статья на тему 'Экологичность как междисциплинарный термин'

Экологичность как междисциплинарный термин Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
940
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТЕХНИЗИРОВАННЫЙ МИР / АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ / ENVIRONMENTAL FRIENDLINESS / ENVIRONMENTAL DIMENSION / ENVIRONMENTALLY FRIENDLY BEHAVIOR / TECH WORLD / ONTOLOGICAL ANTHROPOLOGY / EXISTENTIALS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Валько Д.В., Соломко Д.В.

В статье осуществлена попытка представить экологичность как междисциплинарный термин, как категорию междисциплинарной области исследования. Экологичность определяется, во-первых, как измеряемое и/или оцениваемое качество/свойство чего-либо, отражающее его естественную или искусственную способность не оказывать негативного воздействия на окружающую среду, но выражать отношение заботы, попечения, сбережения и сохранения. Во-вторых, как понятие, формирующее междисциплинарный вектор анализа и интерпретации, выполняющее инструментальную функцию по фокусировке аспектов исследования того или иного объекта в предметном поле экологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL FRIENDLINESS AS AN INTERDISCIPLINARY TERM

The article attempts to present environmental friendliness as an interdisciplinary term, as a category of an interdisciplinary field of research. Environmental friendliness is defined, firstly, as the measurable and / or assessed quality / property of something, reflecting its natural or artificial ability not to have a negative impact on the environment, but to express the attitude of care, dialogue and preservation. Secondly, as a concept forming an interdisciplinary vector of analysis and interpretation, performing an instrumental function in aspects of the study in an ecological approach.

Текст научной работы на тему «Экологичность как междисциплинарный термин»

Для цитирования: Валько Д.В., Соломко Д.В. Экологичность как междисциплинарный термин // Управление в современных системах. 2020. № 2(26). С. 14-22.

УДК 141:334.01

ЭКОЛОГИЧНОСТЬ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ТЕРМИН

Валько Д.В.1, ОУ ВО «Южно-Уральский технологический университет» Соломко Д.В.2, ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)

Аннотация

В статье осуществлена попытка представить экологичность как междисциплинарный термин, как категорию междисциплинарной области исследования. Экологичность определяется, во-первых, как измеряемое и/или оцениваемое качество/свойство чего-либо, отражающее его естественную или искусственную способность не оказывать негативного воздействия на окружающую среду, но выражать отношение заботы, попечения, сбережения и сохранения. Во-вторых, как понятие, формирующее междисциплинарный вектор анализа и интерпретации, выполняющее инструментальную функцию по фокусировке аспектов исследования того или иного объекта в предметном поле экологического подхода.

Ключевые слова: экологичность, экологическое измерение, экологичное поведение, технизированный мир, антропологическая онтология, экзистенциалы.

Введение

Научно-технический и информационный прогресс значительно усилил внимание к социальным эффектам и элементам технологий, что позволило распространить технологический подход на различные стороны жизни. Сегодня об общественных отношениях все чаще говорят, как об общественно-технических и/или общественно-технологических. Принципиальные изменения общественной жизни связаны как раз с возможностями современных технологий. Технологически опосредованными являются все больше даже самые приватные сферы межличностного общения людей.

Активная технико-технологическая трансформация касается практически всех аспектов жизни общества: образования, социального управления, политики и т.д. Осуществляются попытки технологизировать и самого человека. Вживляются имплантаты (чипы, имплантированные в головной мозг или сетчатку глаза), осуществляются попытки искусственного размножения человека, эксперименты с генетикой, планируется перенос сознания на искусственный носитель (компьютерную плату или голограмму), манипуляционные Hi-Hume технологии и т.п. Пока еще о фундаментальных преобразованиях человеческой природы в настоящее время можно говорить лишь как о потенциальной возможности. Однако они точно коснулись всех сфер общественной жизни человека.

Технологии позволяют осваивать природу, совершенствуются технологические средства регуляции социальных отношений. Социальные технологии выступают как рационально организованные, основанные на научных знаниях процедуры преобразования социальных отношений, в основе которых лежат прагматические ценности человеческой

1 Валько Данила Валерьевич - зав. кафедрой техники и технологии, кандидат экономических наук, доцент, Южно-Уральский технологический университет; Россия, 454052, г. Челябинск, ул. Комаровского, 9А; e-mail: valkodv@inueco.ru; SPIN-код РИНЦ: 1646-0624; Author ID РИНЦ: 635206; ORCID: 0000-0002-8058-7539

2 Соломко Дмитрий Витальевич - доцент кафедры философии, кандидат философских наук, доцент, ЮжноУральский государственный университет (НИУ); Россия, 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 76; e-mail: dimiurg85@mail.ru; SPIN-код РИНЦ: 6685-8870; Author ID РИНЦ: 751238; ORCID: 0000-0002-2318-7643

деятельности. Общественная жизнь все больше становится творением техники и технологий, она твориться не столько по меркам человека, сколько по меркам техники. Человек восхищается технико-технологическими достижениями, очаровывается. Однако редко останавливается, чтобы «подумать, что здесь с помощью технических средств готовится наступление на жизнь и сущность человека» [Heidegger, 1959].

Возникает проблема сохранения/воспроизводства живого начала в человеке и его общественной жизни в контексте взаимоотношений «человек - технизированный мир». Воспроизведение живого непосредственного переживания человеком его отношений со всеми элементами общественной жизни есть реальная проблема. Именно это живое переживание выступает основой общественной жизни и именно оно сегодня становиться объектом попечения, сохранения и экологической заботы. Сегодня есть определенные основания полагать, что это живое начало может исчезнуть и/или быть заменено запрограммированными автоматизмами как у машин и роботов, а общественная жизнь превратиться в общественный механизм.

Поэтому обращение к таким терминам как «эко», «экология», «экологичность» имеет повсеместное и небезосновательное распространение. Мы понимаем, что экология - это область исследования, получившая свой статус в системе наук и точное естественно-научное обоснование. Однако в настоящее время экология превратилась в одну из важнейших междисциплинарных областей знания, призванную решать самые актуальные и острые проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой (где под окружающей средой понимается не только природа, но и мир, созданный человеком - культура, социальный мир, техномир). И здесь не все так однозначно - зачастую термины «эко», «экология», «экологичность» и т. п. используются как само собой разумеющиеся. Отсюда новая ситуация (антропо-социо-техническая) требует относительно устойчивого (на философско-научном уровне) определения основных терминов экологии и экологического подхода вообще, что и является целью данной статьи.

На сегодняшний день в современном научном и философском знании сложилась тенденция в понимании «эко» как того, что противостоит, отрицает «техно». Экологическое часто приравнивается к биологическому, а биологическое противопоставляется техническому как естественное - искусственному (из существующих точек зрения, для обозначения периметра современного философского осмысления данного отношения можно выделить две диаметральные позиции - позицию В.А. Кутырева [2006] и позицию М.Н. Эпштейна [2017]). Однако человек никогда не был чисто биотическим существом. Он -особый род живого, у него изначально особая биология, опосредованная социальностью и культурой. И его живое, естественное начало не может реализовываться, он не может существовать по-человечески вне «искусственного», созданного мира. Человек возможен только как живое существо. Человек как живое существо и его мир «требуют» друг друга, чтобы быть, их естественное отношение - это отношение взаимообусловленности и взаимоопосредования. Поэтому экологический подход и понимание терминов «эко», «экология», «экологичность» было бы целесообразно строить не на противопоставлении естественного искусственному (сохранении первого, при отрицании второго - Кутырев [2006], или же вынесения первого за «скобки» - Эпштейн [2004]), а в удержании соразмерности, соотнесении возможностей полноценного воспроизводства и развития каждого «начала», в их ориентации друг на друга.

Обозначенные проблемные вопросы актуализируют вопрос о необходимости философской рефлексии в содержательном определении специфики экологического подхода и терминов «эко», «экологичность»; философского вектора осмысления взаимоотношений естественного и искусственного - человеческого и технического - в новой антропо-социо-технической среде. И здесь философия может выступить в роли методологической базы междисциплинарных исследований в области экологии.

В осмыслении острых и актуальных вопросов совместного развития человека и окружающей среды необходимо знание, в котором потенциал конкретных наук и

философской рефлексии были бы соединены в синтетическое единство на основе общих исходных оснований. Построение совокупного знания о взаимоотношении человека с окружающей средой без участия философско-метафизического знания предстанет результатом «калькулирующего мышления» [Heidegger, 1959]. Это необходимо учитывать и при определении основных понятий экологии на уровне конкретных наук.

Понятие экологичности

Понятие «экологичность» предполагает разнообразную концептуальную и эмпирическую трактовку в зависимости от области применения и вместе с тем, формирует междисциплинарный вектор анализа и интерпретации, а сам термин выполняет инструментальную функцию по фокусировке аспектов рассмотрения того или иного объекта в предметном поле среды обитания.

На сегодняшний день, экологичность и экологичное поведение - категории междисциплинарной области исследований. На уровне базовых трудовых функций элементы оценки или повышения экологичности упоминаются в профессиональных стандартах по таким областям и видам проф. деятельности, как строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, атомная промышленность, сквозные виды проф. деятельности в промышленности и др. 1, а значит данное понятие весьма востребовано практикой.

Наиболее привычное понимание экологичности распространено в продуктовом маркетинге, сельском хозяйстве и в промышленности. Например, экологичные продукты (биопродукты) - натуральные продукты, выращенные без применения пестицидов, синтетических добавок и регуляторов роста, искусственных консервантов, красителей и ароматизаторов и т.п.2 Такая весьма распространенная интерпретация позволяет недобросовестным производителям и продавцам эксплуатировать обыденное понимание «естественного», «натурального» и «природного» у рядового потребителя, продавая ему поваренную соль с маркировкой «без консервантов». Внутреннее противоречие обыденного понимания экологичности в частности иллюстрирует тот факт, что корона вирусы или возбудители других широко и дано известных опасных заболеваний являются без сомнения природным, натуральным и в этом смысле - экологичным, однако это не делает их сколько-нибудь полезным для людей или животных. С другой стороны, мировая политика и практика в области экологии ориентируется на развитие рынка и поощрение разработки товаров с улучшенными экологическими параметрами, которое в целом способствует повышению экологической безопасности общества. Одним из прикладных инструментов этого процесса, как раз выступает экологическое маркирование продукции [Ферару, 2006].

Экологичность в технико-технологическом плане, как правило, определяется нагрузкой на природную среду [Ryding, 1994], ущербом или риском такого ущерба, а также изменением состояния среды под сравнительным воздействием техники, технологий [Майорова, 2010] или других антропо- и техногенных факторов.

Например, релевантная техническая интерпретация экологичности известна в сфере строительства. Экологичность в строительстве - характеристика технологии, материалов и процессов, на этапе строительства, эксплуатации и утилизации зданий и сооружений, которая характеризует меру соответствия международному уровню требований в области: рационального использования ресурсов; минимизации негативного воздействия на окружающую среду; и, обеспечения комфортных условий для жизнедеятельности людей [Устинова, Валько, 2018]. Часто в качестве основного технического показателя экологичности, упоминают зависимость от традиционных источников энергии или уровень

1 Реестр профстандартов. Минтруд. [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru (дата обращения 12.01.2020).

2 Вкусный магазин. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nevkusno.ru/articles/10 (дата обращения 12.01.2020).

вовлечения альтернативной энергетики (энергии солнца, воды, ветра и др.)3.

На фоне роста природно-гуманитарных проблем возникают противоположные тенденции в экологии, определяющие необходимость сохранения и одновременно преобразования природной среды [Бабкин, 2014]. При этом развиваются социальные, психологические и философские [Лазаревич, 2018] штудии в сфере экологичности, экологического поведения, экологических знаний, взаимодействия с окружающей средой и т.п.

Возникают концепты «экологическая психология» [Barker, 1968; Charles, Sommer, 2012; Gibson, 1979], «психологическая экология» [Шамне, Карякин, 2011; Bechtel, Churchman, 2002] и т.п. C одной стороны, экологичность в психологии понимается как поддержание внутренней гармонии, уравновешенности взаимосвязей между мыслями, ценностями, поведением и др. 1 В противовес этому известен психопатологический синдром метафизической или философской «интоксикации» [Крылова, 2003] - характеризующийся непрерывными «философскими» размышлениями, отличительными признаками которых является примитивность, отрыв от реальности и неприятие критики.

С другой стороны, рассматривается гармония между организмом и его окружением, по отношению к окружающей среде. Антонимом здесь уместно также считать «токсичность» в смысле токсического, деструктивного, обесточивающего поведения2. В этом ключе получили развитие практики в области психологии менеджмента [Hadadian, Zarei, 2016] и организационного управления [Фёдорова, Меньшикова, 2014].

Однако конструкт экологичности вовлечен и в изучение таких, казалось бы, далёких от природы явлений, как политический дискурс [Шамне, Карякин, 2011], информационно-образовательная среда [Бояров, 2012], текстовая коммуникация [Ионова, 2011] и др.

Настоящая работа не ставит задачу критического анализа такой экспансии экологии в другие области, но всё же мы считаем необходимым отметить некоторую избыточность данного процесса. В целях терминологической точности нужно отметить, что термин «экологичность» связан с двумя англоязычными терминами «ecological» и «environmental». Первый имеет очевидную принадлежность к собственно экологии и смежным естественнонаучным дисциплинам, тогда как второй может использоваться во многообразных контекстах, связывающих окружающую среду, внешние условия и факторы и т. д. Отсюда возникают многие разночтения, к примеру, упомянутые выше «ecological psychology» и «environmental psychology».

Экологичность сегодня рассматривается, как важный экономический фактор, как ориентир развития и совершенствования экономических механизмов [Гражданкина и др., 2013]. В этой связи экологичность концептуализируется в рамках двух направлений: устойчивого развития и циркулярной экономики. Хотя мы полагаем, что оба направления должны быть тесно увязаны, современная интерпретация всё ещё требует их раздельного рассмотрения.

Экологичность и устойчивое развитие

В 2015 г. 193 страны приняли «Повестку дня в области устойчивого развития до 2030

3 Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772 - 2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» [Resources saving. Waste treatment. Terms and definitions] / Введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. № 607-ст. [Электронный ресурс]. URL: docs.cntd.ru/document/gost-30772-2001 (дата обращения 12.01.2020).

1 Психологос. Энциклопедия практической психологии. [Электронный ресурс].URL: www.psychologos.ru/articles/view/ekologichnost (дата обращения 12.01.2020).

2 См. например: Andrew Parker, Alexandra Gerbasi, Christine L. Porath. The Effects of De-energizing Ties in

Organizations and How to Manage Them. 2012. URL: hal.grenoble-em.com/hal-00848027 (дата обращения 12.01.2020).

года»3, которая включает 17 глобальных Целей устойчивого развития (sustainable development goals, ЦУР)4. Они носят комплексный характер и предполагают обеспечение сбалансированности трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического. В канве устойчивого развития и устойчивого потребления используется концепт экологического следа (ecological footprint) [Rees, 2006], впервые предложенный в 1992 г. [Rees, 1992]. В 2003 г. была создана Глобальная сеть экологического следа (Global Footprint Network, GFN), основной её задачей является координация глобальных исследований в данной сфере. Под экологическим следом GFN понимает площадь биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства потребляемых человеком ресурсов и поглощения отходов. Величина экологического следа, выражается в глобальных гектарах (гга) - условных гектарах территории или акватории со средним мировым показателем биопродуктивности за определенный год [WWF, 2014]. По данным GFN сегодня экологический след России составляет около 4,0 гга/чел., тогда как доступная биоемкость 6,6 гга/чел., т. е. потребность России в экосистемных услугах в расчете на одного человека составляет 60% от возможностей ее экосистем, образуя некоторый резерв. Тогда как среднемировой уровень потребления на 50% превышает возможности биосферы восполнять потери.

Поэтому в рамках устойчивого развития следует говорить об экологичности потребления, как о потребительском выборе в пользу продуктов, уменьшающих экологический след, сохраняющих окружающую среду и возможности потребления будущих поколений. В этом смысле, экологичное поведение включает и этический компонент. Такие «зеленые» потребители включают в свои цели этический компонент, поскольку стремятся максимально уменьшить вред, наносимый окружающей среде, и сохранить природу для будущих поколений». Однако, понятие этичности потребления здесь шире, чем экологичность, поскольку этические убеждения, могут включать необходимость защиты животных, прав человека, соблюдение принципов гуманизма, исключение любой дискриминации и эксплуатации и т.п. К примеру, покупка кофе в свою кружку или зубной пасты в картонной, а не пластиковой упаковке - элементы экологичного поведения потребителя, а отказ от покупки косметики, которую испытывают на животных или товаров, производимых с использованием детского труда - этичного.

Экологичное потребление на индивидуальном уровне связано не только с принятием решения о покупке того или иного товара (что интенсивно эксплуатируется современным маркетингом), но также с рачительным использованием и утилизацией по завершению его жизненного цикла (сюда относится, например, разделение мусора). Однако, нам представляется, что расширительная трактовка экологичности вне собственно экологической сферы до стирания границ с устойчивостью затрудняет действительную работу в направлении устойчивого развития.

Отдельного внимания в рамках обсуждения идеи устойчивого развития заслуживает концепция циркулярной экономики (circular economy) - относительно новая, развивающейся синтетическая концепция. В её основе лежат экономичные индустриальные подходы и практики, а также регенеративные системы широкого спектра. В них отходы, утечки сырья и энергии, а также использование первичных ресурсов сводятся к необходимому минимуму посредством замедления, зацикливания и сужения материальных и энергетических потоков. Это достигается с одной стороны за счёт расширения традиционных подходов вроде технического обслуживания и сервисной поддержки; ремонта; повторного и совместного

3 A/RES/70/1 - Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development / ООН. [Электронный ресурс]. - URL: sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld (дата обращения 12.01.2020).

4 Цели устойчивого развития / ООН. [Электронный ресурс]. URL: www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals (дата обращения 12.01.2020).

использования; и др., а с другой стороны - инновационного промышленного и продуктового дизайна, ориентированного на долговечность и длительное использование, а также пересмотра массовых бизнес-моделей [Kirchherr et al., 2017; Валько, 2020].

В терминах ресурсосбережения и минимизации отходов, экологичность - это измеряемое и оцениваемое свойство отходов, представляющее их естественную или намеренно обеспеченную способность при всех видах существования не оказывать отрицательных воздействий в недопустимых пределах на окружающую среду, находящуюся в течение установленного времени в определенной близости к местонахождению отхода1.

Ядром трансформации в циркулярной экономике конечно является производство, но замкнутые циклы охватывают также сферы обмена (в частности, рыночные институты) и потребления. Поэтому циркулярная экономика это общехозяйственная, а не только производственная концепция. Но экологичное «циркулярное» поведение, не всегда совпадает с экологичным «устойчивым» поведением, поскольку не всегда предполагает баланс экологической, экономической и социальной сфер. В частности, экологическая модификация индустриального механизма для нулевого производства отходов не обязательно приводит к балансу социальных и экологических потребностей [Mentink, 2014], а повторное и совместное использование продуктов, ещё не означает сокращения потребления вообще или сохранения возможностей потребления для будущих поколений.

Синтетическое понимание экологичности, как некоторой объективной меры приближения к циркулярному и устойчивому хозяйственному механизму позволяет определить её не только, как количественную, но и как качественную характеристику. В этом смысле, экологичное есть нечто соответствующее экологическим принципам, т.е. положительно отвечающее на вопрос о соответствии требованиям циркулярного и устойчивого использования. Разумеется, для техногенных явлений может быть оценена степень такого соответствия на основе соотнесения с требованиями передовых экологических стандартов.

Экологичность в философском знании

В философско-антропологическом ракурсе понятие экологичность рассматривается в аксиологическом и экзистенциальном аспектах, на уровне «антропологической онтологии». Экологичным может быть отношение человека к тому реальному «жизненному миру», который стоит за любыми представлениями человека о нем. Экологичное отношение человека к миру - это отношение аксиологическое, отношение заботы к началам, основам и условиям исследуемого предмета. К тому «чистому», которое, по мнению М.Н. Эпштейна, может быть выражено знаком пробела, который одновременно есть и «знак чистоты, и чистота от знака, знак очищения от знаковости» [Эпштейн, 2004]. Иными словами, то, что окружает все знаки как «семиотический эфир» и то, что не может быть выражено в знаке, но присутствует при нем как окружающая его среда. Это отношение сосуществования человека и мира без потери самобытных свойств друг друга. Самобытные свойства человека формируют сферу экзистенциалов - любовь, труд, творчество, страх, страдание - их можно рассматривать как предельный горизонт человеческого. В них выражено «живое» отношение человека к миру, являющееся предметом заботы, сохранения и воспроизводства в условиях технико-технологизированного мира. Если это живое в человеке будет утрачено или заменено техническим (запрограммированным, автоматизированным, предсказуемым), то это уже будет и не человек вовсе.

С философской точки зрения экологический подход не отрицает технику, не

1 Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772 - 2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» [Resources saving. Waste treatment. Terms and definitions] / Введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. № 607-ст. URL: docs.cntd.ru/document/gost-30772-2001 (дата обращения 12.01.2020).

противостоит ей. Он строится на логике взаимосоразмерности, не противостояния сторон. «Экологический подход» - это подход, основанный на принципе оптимальности в отношениях между сторонами. При этом каждая сторона, поскольку они взаимозависимы, настроена на поддержание существования другой стороны и на поддержание отношений. Потому что любое нарушение в порядке существования одной стороны обернется сложно предсказуемыми, но вряд ли позитивными изменениями в порядке существования другой стороны. То есть экологический подход в ракурсе философского осмысления предстает как подход взаимосбережения ради сохранения каждой стороны.

Заключение

Экологический взгляд преодолевает границы отношения человека и мира как противоположностей. Это, скорее, именно восстановление такого понимания между ними, когда мир и человек - это часть и целое, они всегда есть единый Мир, потому и эволюционировать могут только сообща, в одном направлении. А если одно пытается подчинить другое (человек под себя мир, или современный мир - человека), то это и есть нарушение принципа организации, существования, функционирования этого мира. Тогда мир - уже и правда - не дом, а человек - не обязательная часть в нем, по отношению к которой можно навязывать волю целого. В экологическом случае не может быть принципа властного отношения одного к другому, не может без ущерба для другого что-то быть изменено в природе каждого - целого или части. Отношение «часть - целое» - это не отношение противоположностей.

В условиях господствующего прагматизма и технократизма, приоритета ценностей инноваций и преодоления над ценностями сохранения формируется автоматизированная и предсказуемая организация пространств. В этих условиях далеко не всегда удовлетворяется «экзистенциальные потребности» человека в защищенности и сохранности. В качестве примера подобного эффекта можно назвать возникновение феномена бездомности человека в современном мире. Бездомность может возникнуть не только вследствие утраты жилища, но и в результате утраты символического наполнения экзистенциального пространства дома, которое перестает отвечать духовным запросам человека. Человек чувствует себя все более уязвимым, незащищенным, потерянным. Экологичность и экологичное отношение человека к миру формирует пространство человека, пространство для человека, неотделимое от него, в котором он будет чувствовать себя «как дома»: в сохранности и защищенности.

Мы полагаем, что изложенные концептуальные аспекты, формирующее междисциплинарный вектор анализа и интерпретации термина «экологичность» позволят исследователями и практикам в этой области выработать консенсус, необходимый для интеграции результатов различных научных сфер для лучшего понимания и устойчивого развития современного техногенного общества.

Список источников

1. Бабкин В.О. Социальная экология как новая развивающаяся дисциплина и её взаимосвязь с экологией человека // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 3. С. 183-186.

2. Бояров Е.Н. Экология информационной образовательной среды // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 3. С. 78-84.

3. Валько Д.В. Циркулярная экономика: основные бизнес-модели и экономические возможности // Журнал экономической теории. 2020. Т. 17. №1. С. 156-163. doi: 10.31063/2073-6517/2020.17-1.12

4. Гражданкина О.А., Гражданкин В.А., Киркеева Л.И., Шапошникова С.В. Экологические налоги в странах Европейского Союза // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 6 (104). С. 130-133.

5. Ионова С.В. К вопросу о признаках экологичности текстовой коммуникации // Вестник Волгоградского государственного университета. 2011. № 1-13. С. 190-197.

6. Крылова Е.С. Клинико-психопатологические аспекты юношеских депрессий с картиной «метафизической интоксикации // Научно-практический журнал «Психиатрия». 2003. №6. С. 29-35.

7. Кутырёв В.А. Философский образ нашего времени (безжизненное пространство постчеловечества). Смоленск: СГУ, 2006. 301 с.

8. Майорова Л.П. Анализ методических подходов к оценке экологичности технологических процессов // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2010. № 12. С. 385-401.

9. Ферару Г.С. Экологическая маркировка продукции в контексте повышения экологической безопасности общества // Экология человека. 2006. № 3. С. 17-21.

10. Фёдорова А.Э., Меньшикова М.С. Исследование токсических элементов организационной среды на итальянских и российских предприятиях: сравнительный анализ // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. № 5 (55). С. 67-76.

11. Устинова Е.Д., Валько Д.В. Экологичность, как фактор развития строительной отрасли России // Экологические проблемы промышленно развитых и ресурсодобывающих регионов: пути решения: Сборник трудов III Всероссийской молодежной научно-практической конференции. [Электронный ресурс]. / Под ред.: С.Г. Костюк [и др.]. Кемерово: КузГТУ, 2018. № 114. URL: science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/Ecoprom/2018/egpp/index.htm (дата обращения: 19.01.2020).

12. Heidegger, M. Gelassenheit. Gunther Neske. Pfullingen, 1959. P. 11-281 / Пер. А.Г. Солодовникова, 1991. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/HEIDEGGER/gelassen.txt (дата обращения: 19.01.2020).

13. Шамне Н.Л., Карякин А.В. Речевая агрессия как нарушение экологичности политического дискурса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2011. № 1-13. C. 204-207.

14. Экологический след субъектов Российской Федерации / общ. ред. П.А. Боев. -Всемирный фонд дикой природы (WWF). М.: WWF России, 2014. 88 с.

15. Эпштейн М.Н. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 864 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.klex.ru/fqx (дата обращения: 20.01.2020).

16. Эпштейн М.Н. Проективный словарь гуманитарных наук. Москва: Новое литературное обозрение, 2017. 616 с.

17. Barker R.G. Ecological psychology: concepts and methods for studying the environment of human behavior. Stanford, CA: Stanford University Press, 1968. 242 p.

18. Bechtel R.B., Churchman, A. Handbook of Environmental Psychology. Wiley, 2002.

736 p.

19. Charles E.P., Sommer, R. Ecological Psychology / Encyclopedia of Human Behavior. Academic Press, 2012. 2518 p.

20. Hadadian, Z., Zarei J. Relationship between toxic leadership and job stress of knowledge workers // Studies in Business and Economics. 2016. Vol. 11(3). P. 84-89.

21. James J. Gibson: The ecological approach to visual perception. Boston: Houghton Mifflin, 1979. 332 p.

22. Kirchherr, J., Reike, D., Hekkert, M. Conceptualizing the circular economy: An analysis of 114 definitions // Resources, Conservation and Recycling. 2017. Vol. 127. P. 221-232.

23. Mentink, B. Circular Business Model Innovation: A Process Framework and a Tool for Business Model Innovation in a Circular Economy / Master's Thesis, Delft University of Technology & Leiden University, Leiden, The Netherlands, 2014. 168 p. [Электронный ресурс]. URL: repository.tudelft.nl/islandora/object/uuid:c2554c91-8aaf-4fdd-91b7-4ca08e8ea621 (дата обращения: 25.01.2020).

24. Rees W.E. Ecological Footprints and Bio-Capacity: Essential Elements in Sustainability Assessment. Chapter 9 in Jo Dewulf and Herman Van Langenhove (eds)

Renewables-Based Technology: Sustainability. AssessmentChichester, UK: John Wiley and Sons, 2006. P. 143-158.

25. Rees W.E. Ecological Footprints and Appropriated Carrying Capacity: What Urban Economics Leaves Out // Environment and Urbanization. 1992. Vol. 4 (2). P. 121-130.

26. Ryding S.O. Environmental Management Handbook, The Holistic Approach from Problems to Strategies. Ios Pr Inc, 1994. 798 p.

ENVIRONMENTAL FRIENDLINESS AS AN INTERDISCIPLINARY TERM

Valko D.V., South Ural University of Technology Solomko D.V., South Ural State University

Abstract

The article attempts to present environmental friendliness as an interdisciplinary term, as a category of an interdisciplinary field of research. Environmental friendliness is defined, firstly, as the measurable and / or assessed quality / property of something, reflecting its natural or artificial ability not to have a negative impact on the environment, but to express the attitude of care, dialogue and preservation. Secondly, as a concept forming an interdisciplinary vector of analysis and interpretation, performing an instrumental function in aspects of the study in an ecological approach.

Keywords: environmental friendliness, environmental dimension, environmentally friendly behavior, tech world, ontological anthropology, existentials.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.