Научная статья на тему 'Экологическое воспитание в традиционной народной педагогике тувинцев'

Экологическое воспитание в традиционной народной педагогике тувинцев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В ТРАДИЦИОННОМ ВОСПИТАНИИ / ДИНАМИЗМ ПРОЦЕССОВ / АКТИВИЗАЦИЯ РОЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / РАСШИРЕНИЕ ЕГО ФУНКЦИЙ / CURRENT ISSUES IN TRADITIONAL UPBRINGING / DYNAMISM PROCESSES / PROMOTION OF THE ROLE OF ENVIRONMENTAL EDUCATION / EXPANDING ITS FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доржу Майя Дадаровна

Статья посвящена актуальным вопросам в традиционном воспитании ребенка в тувинской семье, бережному отношению к родной природе, которая испокон веков окружала предков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION IN TRADITIONAL FOLK PEDAGOGY TUVANS

The article is devoted to topical issues in traditional tuvan family in the upbringing of the child, respect for the native nature, which for centuries surrounded the ancestors.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание в традиционной народной педагогике тувинцев»

3. Krivolapova, N. A. Professionalnoe samoopredelenie shkolnikov v novykh sotsialno-ekonomicheskikh usloviyakh // Narodnoe obrazovanie. - 2010. - 5. - S. 170-176.

Иргит Елена Ломбуевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected] Баир Аржаана Бояновна - студент заочной формы обучения Кызылского педагогического института ТувГУ

Irguit Elena - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy of the Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected] Bair Arzhaana - student of the correspondence form of training the Kyzyl pedagogical Institute of the Tuva State University, Kyzyl

УДК 37.035.6: 37.033

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ТУВИНЦЕВ

Доржу М.Д.

Кызылский педагогический институт ТувГУ, г. Кызыл

ENVIRONMENTAL EDUCATION IN TRADITIONAL FOLK PEDAGOGY TUVANS

Dorzhu M.D.

Pedagogical Institute of Kyzyl TuvSU, Kyzyl

Статья посвящена актуальным вопросам в традиционном воспитании ребенка в тувинской семье, бережному отношению к родной природе, которая испокон веков окружала предков.

Ключевые слова: актуальные вопросы в традиционном воспитании, динамизм процессов, активизация роли экологического воспитания, расширение его функций.

The article is devoted to topical issues in traditional tuvan family in the upbringing of the child, respect for the native nature, which for centuries surrounded the ancestors.

Key words: current issues in traditional upbringing, dynamism processes, promotion of the role of environmental education, expanding its functions.

Как компонент педагогической системы по формированию экологической культуры учащихся, проблемы экологического воспитания и роль традиционной культуры в этом процессе рассмотрены во многих работах современных педагогов-экологов, например, А.Н. Захлебного, Е.Н. Дзятковской. В.А. Ясвина и др.

2017 год в России был годом Экологии, поэтому во всех образовательных организациях были организованы мероприятия по экологическому воспитанию, основной целью которых было формирование экологической культуры обучающихся. И в образовательных организациях нашей республики проводились мероприятия

разного уровня с использованием элементов традиционной культуры и народной педагогики тувинцев по экологическому воспитанию.

У коренных жителей верховий Енисея - тувинцев, испокон веков существовали традиционные средства народной педагогики, используемые для формирования положительных навыков у подрастающего поколения. При этом в воспитательных целях использовались разные жанры устного народного творчества, а также поучительные примеры из житейского опыта, накопленные предками издревле. И они были взаимосвязаны с экологическим воспитанием детей, помогавшим адаптироваться к взаимоотношениям с окружающей живой и неживой природой. В формирующемся их сознании со временем закреплялись народные традиции, направленные на гармоничное отношение с природой, почитание всего, что окружает человека. Приведем примеры, основанные на источниках, о роли традиционного духовно-нравственного воспитания детей в тувинской семье.

Тувинцы испокон веков свято верили, что, причинив ущерб природе, прежде всего, человек причиняет ущерб самому себе. Никогда не рубили деревья без особой необходимости, никогда не добывали мяса и рыбу больше, чем надо. Подобные традиции и обычаи складывались у них веками и прививались с раннего детства по примеру старших. По установленным понятиям, небо, солнце, земля, луна, горы, реки, деревья, огонь, вода - все, что окружает человека, олицетворяет силы реального и мифического мира. Поэтому обращались к ним как к первозданным союзникам, в честь них устраивали различные обряды. И это послужило появлением у тувинцев культовой системы оваа, сущность которой заключалась в почитании глубинных основ матери природы.

В современном тувинском языке термин оваа имеет следующие значения:

1) жертвенный курган (груда камней на возвышенном месте, где совершался религиозный обряд в честь духа местности); оваа дагыыр=совершить религиозный обряд (в честь духа горы);

2) совр. груда, куча, множество чего-либо [1, с. 415].

Сакральное явление как обряд поклонения матери природе и сооружение в честь нее оваа, по-видимому, имело глубинную изначальную связь с таким явлением как хорум-оваа - созданным в честь вождя-предка, военачальника или известного воина.

В Туве найдено большое количество курганов захоронений оваа, посвященных известным людям, сыгравшим в древнейшие времена, исторические роли в Центральной Азии и Саяно-Алтае. Из поколения в поколение, безусловно, оно передавалось от предков к потомкам. В виду того, что житейские факты в той или иной форме были взаимосвязаны, поклонение оваа у тувинцев со временем, по видимому, стало проявляться в несколько ином виде - как ежегодный культовый обряд, который проводился в благодарность духу местности, дарившему тому или иному роду счастье жить в благополучии и достатке. И он был связан также с традиционным земледелием в центральной и западной Туве. О древности земледелия у тувинцев свидетельствуют остатки проса, каменные жернова, найденные на курганах V!!-!!! вв. до н.э. [2, с. 42]. Данные археологии, а также

существующие виды хозяйственного уклада жизни тувинцев свидетельствуют о древности поливного земледелия [3, с. 129].

Земледельческая лексика в тувинском языке в целом имеет древнетюркское происхождение. Название залежи ацд'(1 имеет соответствие в енисейских рунических надписях Тувы - эщ. [4, с. 47]. Тув. арык - оросительная канава, которая разветвляется от сумуна. Ср. арык ~ кирг. арык; арык чап= «копать арык; проводить арык» [5, с. 73]. В словаре Э.В. Севортяна арык связывается со словом арык, встречающимся в тюркских языках Сибири и в памятниках древнетюркской письменности [6, с. 188]. Основными посевными культурами, которые возделывали тувинцы, были просо, ячмень, пшеница и овес. После получения богатого урожая, люди возводили оваа вблизи возделываемых полей в благодарность духам этих мест.

Тувинцы испокон веков были искусными скотоводами и охотниками. Охотники после успешной добычи, оставляли в знак благодарности духам-хозяевам местности соответствующую вещь и завязывали чалама - ленточку, клали обрядовый камень на более возвышенном месте. Подобный обряд осуществлялся и после сбора ягод, кедровых орехов, лечебных трав или иных природных даров. Со временем все эти действия становились культовыми - поклонением духу - «хозяину» местности в виде оваа, с целью сохранения в первозданном виде матушки-природы.

В период суверенной Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.), начиная, примерно с 1929 года, начались жесткие методы реформирования хозяйства. В итоге общество пошло вразрез со своими существовавшими традициями. После вхождения Тувы в состав СССР в 1944 г., политика образования, оторванная от народно-педагогических традиций, привела к тому, что начали появляться поколения, по большей части осознающие себя к принадлежности к тувинскому этносу, но оторванные от своей культуры. С начала 2000 годов, в связи с ускоренной модернизацией и нововведениями, начали ослабевать традиционные устои в тувинском обществе, не успевавшие сохранить бытовавшую структуру экологических ценностей.

По мнению Б.Т. Лихачева, экология личности - проблема, выдвинутая реалиями конца XX в., принявшая глобальный, угрожающий жизни на земле характер [7, с.19]. В XX! в., в связи с усилением промышленных техногенных воздействий на окружающую среду, природа, являясь жизнеобеспечивающим источником, стала уже не в состоянии залечивать нанесенные ей пагубные раны. Подобное стало ощущаться и в горной, и в степной резкоконтинентальной экосистеме Тувы, наряду с утратой основ традиционного образа жизни и системы хозяйствования коренного населения. В этой связи, необходимость усиления экологического воспитания детей в тувинском обществе приобретает особую остроту и актуальность. И основа его должна закладываться в дошкольном возрасте, так как именно в это время формируется фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Именно в этом возрасте испокон веков формировались у ребенка максимально положительные эмоциональные впечатления

о матери природе, основы любви к ней и доброты в душе. К сожалению, в современном тувинском обществе начало преобладать такое явление, как прагматизм - природу отдельные люди стали рассматривать лишь с позиций пользы и вреда. Такое отношение, безусловно, негативно влияет на этические нормы поведения в отношении природы. Процессы, происходящие в современной жизни, требуют, чтобы учебники, дающие знания обучающимся, были максимально ориентированы на новые задачи. Как считают исследователи: «Недостатки отечественного учебного книгоиздания особенно ярко обозначились в связи с модернизацией высшего профессионального образования. Стало очевидно, что учебные издания, в первую очередь основной компонент системы - учебники, не готовы к выполнению стоящих перед ними актуальных задач» [8, с. 26].

Ученые-педагоги справедливо отмечают, что, несмотря на достаточный отечественный опыт в области экологического образования, цель его пока недостаточно осмыслена дидактически, планируемые результаты не должным образом поддаются оценке, а также образовательный процесс, к сожалению, остается мало технологичным.

Экологическое образование ученые справедливо рассматривают как процесс приобщения человека к культурному опыту своего народа, гораздо шире, как взаимодействие всех жителей земли с окружающей средой (миром природы, урбанизированной, искусственной и социальной средой) [9].

Экологическая культура, по мнению Л.Д. Бобылёвой - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [10, с. 58]. Безусловно, формирование экологической культуры детей должно стать важнейшей педагогической задачей. В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит детским годам.

М.А. Рунова также считает, что экологическая культура, научно-технический прогресс и экологическое образование - это формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека [11]. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека - в том числе и любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети - будущее нашей Родины - им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства.

Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями и животными, которые являются частью развивающей экологической среды. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Несомненно, положительно это может начать решаться при условии, если родители ребенка сами осознают и показывают примером своему чаду прекрасный мир родной окружающей природы, закладывают основу

традиционной экологической культуры [12]. Мир кочевников - предков тувинцев, создавших для своих потомков самобытную экологическую культуру и гармонию с духовно-нравственной и природной средой, представляется необходимой моделью и образцом бережного взаимодействия.

Человек - это дитя природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, он сумеет лучше понять ее тайны, сохранить прекрасное ее творение - жизнь на земле. Учитывая возникшие актуальные проблемы в современной жизни, необходимо, не откладывая на завтра, разработать мероприятия по формированию экологической культуры детей на основе традиционной педагогики и с дошкольного возраста прививать у подрастающего поколения любовь и бережное отношение к окружающей матери-природе.

В целом, экономические, экологические, социально политические реалии XXI века ставят вопрос о настоятельной необходимости повышения качества экологического образования для подрастающего поколения в нашей стране, в том числе и в условиях Республики Тыва.

Библиографический список

1. Толковый словарь тувинского языка / Отв. редактор Д.А. Монгуш. - Новосибирск: Наука, 2011. - Т-И (К-С).

2. История Тувы / Под общ. ред. В.А. Ламина. - Новосибирск: Наука, 2001. - Т. I.

3. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. - М., 1972.

4. Древнетюркский словарь. - Л: Наука, 1969.

5. Киргизско-русский словарь. Кыргызча-орусча сeздYк. - Фрунзе, 1985. - Т. 1. - А-К.

6. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские основы на гласные. - М.: Наука, 1974.

7. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - № 2.

8. Антонова С. Г. Современный вузовский учебник. К вопросу о совершенствовании принципов формирования // Книжная культура. Опыт прошлого и проблемы современности. К 250-летию вузовского книгоиздания в России: Материалы международной научной конференции. - М.: Наука, 2006.

9. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Культурологический подход к современному экологическому образованию // Вестник Международной академии наук. Русская секция, 2012. - №1.

10. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. - 1996. - №3.

11. Рунова М.А. и др. Ознакомление с природой через движение: интегрированные занятия. - М., 2006.

12. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.

Bibliograficheskij spisok

1. Tolkovyj slovar tuvinskogo yazyka / Otv. redaktor D.A. Mongush. - Novosibirsk: Nauka, 2011. - T-II (K-S).

2. Istoriya Tuvy / Pod obsch. red. V.A. Lamina. - Novosibirsk: Nauka, 2001. T.I.

3. Vajnshtejn S.I. Istoricheskaya etnografiya tuvintsev. - M., 1972.

4. Drevnetyurkskij slovar. - L: Nauka, 1969.

5. Kirgizsko-russkij slovar. Kyrgyzcha-oruscha sozduk. - Frunze, 1985. - T.1. A-K.

6. Sevortyan E.V. Etimologicheskij slovar tyurkskikh yazykov. Obschetyurkskie i mezhtyurkskie osnovy na glasnye. - M.: Nauka, 1974.

7. Likhachev B.T. Ekologiya lichnosti // Pedagogika. - 1993. - №2.

8. Antonova S. G. Sovremennyj vuzovskij uchebnik. k voprosu o sovershenstvovanii printsipov formirovaniya // Knizhnaya kultura. Opyt proshlogo i problemy sovremennosti. K 250-letiyu vuzovskogo knigoizdaniya v Rossii: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. - M.: Nauka, 2006.

9. Zahlebnij A.N., Dzjatkovskaja E.N Kulturologicheskij podhod k sovremennomu ekologicheskomu obrazovaniju // Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk. Russkaja sekshija. 2012. - №1.

10. Bobyleva L.D. Povyshenie effektivnosti ekologicheskogo vospitaniya // Biologiya v shkole. - 1996. - №3.

11. Runova M.A. i dr. Oznakomlenie s prirodoj cherez dvizhenie: integrirovannye zanyatiya. - M., 2006.

12. Nikolaeva S. N. Teoriya i metodika ekologicheskogo obrazovaniya detej: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M.: Akademiya, 2002.

Список сокращений

др.-тюрк. - древнетюркский язык кирг. - киргизский язык тув. - тувинский язык

Доржу Майя Дадаровна - к.ф.н, доцент кафедры педагогики Кызылского педагогического института ТувГУ

Dorzhu Maja - Ph.d., the senior lecturer of Department of pedagogy Pedagogical Institute of Kyzyl TuvSU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.