Научная статья на тему 'Экологическое воспитание студентов вуза физической культуры в процессе занятий туризмом'

Экологическое воспитание студентов вуза физической культуры в процессе занятий туризмом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ТУРИСТСКИЙ ПОХОД / СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ENVIRONMENTAL GUIDANCE / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL CULTURE / STUDENT OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE / TOURIST TRIP / SPORTS TOURISM / CURRICULUM / EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мыльникова Наталья Владимировна, Бренч Светлана Викторовна

Данная статья посвящена экологическому воспитанию, образованию и культуре в образовательном процессе студентов вуза физической культуры, обучающихся по направлению «физическая культура» (бакалавриат). В работе предпринята попытка определения соотношения элементов понятийно-терминологического аппарата выбранной темы (экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура). Отражено место экологического воспитания в «Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура», а также в учебном плане бакалавра физической культуры. Предпринята попытка на основе анализа нормативной документации, практики проведения туристских походов и методической литературы сформулировать комплекс методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности использования туристских походов в процессе экологического воспитания. Также приведены результаты опытно -экспериментального исследования эффективности сформулированного авторами комплекса методических рекомендаций. В процессе проведения педагогического эксперимента на основе опросных методов авторы приходят к выводу, что туристский поход как форма экологического воспитания студентов вуза физической культуры эффективен только в том случае, если реализуется с соблюдением ряда методических рекомендаций. В заключении данной статьи авторы отмечают необходимость дальнейших исследований в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мыльникова Наталья Владимировна, Бренч Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental guidance of students receiving training in the university of physical culture in the process of tourism exercises

This article is devoted to the environmental guidance, education and culture in the educational process of students receiving training in the university of physical culture in the direction of "physical culture" (bachelor degree course). The article attempts to determine the correlations of the elements of the conceptual and terminological apparatus to the chosen topic (environmental guidance, environmental education, environmental culture). The place of environmental guidance is reflected in the "Federal State Educational Standard of Higher Education baccalaureate in the direction of training 49.03.01 Physical Culture", as well as in the curriculum of the Bachelor of Physical Culture. There was made an attempt on the basis of an analysis of regulatory documentation, practice of tourist trip holding and methodological literature to formulate mix of guidelines aimed at improving the utilization efficiency of tourist trips in the process of environmental guidance. The results of an experimental study of the effectiveness of mix of methodological recommendations formulated by the authors are also presented. In the process of conducting a pedagogical experiment based on survey methods the authors come to the conclusion that a tourist trip as a form of environmental guidance for students of a higher education institution of physical culture is effective only, if it is implemented in compliance with a number of instructional guidelines. In conclusion of this article, the authors note the future research needs in this direction.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание студентов вуза физической культуры в процессе занятий туризмом»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/22PDMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 30.01.2019; опубликована 21.03.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Мыльникова Н.В., Бренч С.В. Экологическое воспитание студентов вуза физической культуры в процессе занятий туризмом // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Mylnikova N.V., Brench S.V. (2019). Environmental guidance of students receiving training in the university of physical culture in the process of tourism exercises. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN119.pdf (in Russian)

УДК 378.046.2

Мыльникова Наталья Владимировна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, Россия

Доцент

E-mail: mylnikova_nv@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=896697

Бренч Светлана Викторовна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, Россия

Старший преподаватель Кандидат педагогических наук E-mail: BrenchL@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=1014715

Экологическое воспитание студентов вуза физической культуры в процессе занятий туризмом

Аннотация. Данная статья посвящена экологическому воспитанию, образованию и культуре в образовательном процессе студентов вуза физической культуры, обучающихся по направлению «физическая культура» (бакалавриат). В работе предпринята попытка определения соотношения элементов понятийно-терминологического аппарата выбранной темы (экологическое воспитание, экологическое образование, экологическая культура). Отражено место экологического воспитания в «Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура», а также в учебном плане бакалавра физической культуры. Предпринята попытка на основе анализа нормативной документации, практики проведения туристских походов и методической литературы сформулировать комплекс методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности использования туристских походов в процессе экологического воспитания. Также приведены результаты опытно -экспериментального исследования эффективности сформулированного авторами комплекса методических рекомендаций. В процессе проведения педагогического эксперимента на основе опросных методов авторы приходят к выводу, что туристский поход как форма экологического воспитания студентов вуза физической культуры эффективен только в том случае, если реализуется с соблюдением ряда методических рекомендаций. В заключении данной статьи авторы отмечают необходимость дальнейших исследований в этом направлении.

https://mir-nauki.com

Ключевые слова: экологическое воспитание; экологическое образование; экологическая культура; студент вуза физической культуры; туристский поход; спортивный туризм; учебный план; образовательный стандарт

Для современного общества в целом и Южного Урала в частности вопросы сохранения экологии являются объективно значимыми и актуальными. С одной стороны ряд исследований предрекает негативные изменения климата, вызванные антропологическими факторами, с другой стороны - процессы перехода на природосберегающие технологии в мире в последние годы явно активизировались. Это свидетельствует не только о наличии экологической проблемы, но и о ее понимании современным обществом. Как пишут И.В. Астраханцева, Г.В. Буковская, Д.А. Данилов и др., значительную роль в этом вопросе играют воспитательные факторы [1; 2; 3]. При этом на сегодняшний день в российском образовании отсутствует стройная система экологического воспитания, охватывающая учащихся всех возрастов. В частности, слабо разработаны возможности экологического воспитания студентов с учетом образовательных стандартов и специфики профиля. Практика работы со студентами вуза физической культуры, а также анализ литературы, дают основание считать, что одной из эффективных форм экологического воспитания являются занятия туризмом и в частности такая его форма, как туристский поход, при наличии разработанного комплекса методических рекомендаций.

Цель исследования - обосновать роль занятий туризмом как средства экологического воспитания студентов вуза физической культуры и выявить методические рекомендации повышения его эффективности.

Экологическое воспитание как предмет научного исследования находит отражение в трудах ряда ученых [1; 2; 3; 8; 9]. Само понятие определяется как целенаправленная систематическая педагогическая деятельность, направленная на: развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы (Профессиональное образование. Словарь, 1999). Источник выделяет в качестве составляющей экологического воспитания такое понятие, как экологическое образование, которое трактуется как система знаний об окружающем мире как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности на природную среду, а также знания и навыки природоохранительной деятельности (Профессиональное образование. Словарь, 1999). При этом в работах ряда исследователей результатом экологического воспитания провозглашается определенный уровень экологической культуры. Под экологической культурой понимается часть общей культуры личности, предполагающая определенную природосберегающую систему ценностей [4, с. 79].

Понятия, таким образом, синергетически связаны между собой.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура» экологическое воспитание на находит явного отражения в формулировках универсальных и общепрофессиональных компетенций, однако присутствует в них имплицитно. Речь идет о таким компетенциях, как способность «определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм,

Введение

Результаты и их обсуждение

имеющихся ресурсов и ограничений» (УК-2); способность «создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций» (УК-8); способность «воспитывать у занимающихся социально-значимые личностные качества, проводить профилактику негативного социального поведения» (ОПК-5); способность «формировать осознанное отношение занимающихся к физкультурно-спортивной деятельности, мотивационно-ценностные ориентации и установки на ведение здорового образа жизни» (ОПК-6) (ФГОС ВО «Физическая культура (бакалавриат) от 19.09.2017). В учебном плане бакалавра физической культуры экологическое воспитание может осуществляться на различных занятиях в силу своего междисциплинарного характера. Одной из дисциплин, имеющей наибольший потенциал для реализации экологического воспитания студентов вуза физической культуры, является спортивный туризм [5; 6; 7; 10].

В практике работы Уральского государственного университета физической культуры в отношении экологического воспитания студентов активно используются туристские походы. Анализ практики проведения туристских походов, нормативной документации и научно-методической литературы выявил, что эффективность данной формы в отношении экологического воспитания напрямую зависит от соблюдения ряда методических рекомендаций:

• выбор преимущественно походов выходного дня;

• проведения предварительных бесед о возможных маршрутах и формах и выбор наиболее интересных для студентов на основе опроса;

• включение в походы различного рода диалогов и бесед о природных и исторических особенностях выбранной местности;

• создание идеологии соответствующей охране природы посредством собственного примера и реакций на поведение участников похода;

• обучение правильному поведению в лесу с использованием примеров в процессе практической деятельности.

В целях апробации разработанных рекомендаций нами были скомплектованы три группы - одна экспериментальная и две контрольные из числа студентов четвертого курса, обучающихся по направлению «физическая культура». Характеристика групп представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристики групп, участвующих в эксперименте

Группы Количество человек Характер воздействия

Экспериментальная 25 Экологическое воспитание в рамках походов с соблюдением методических рекомендаций

Контрольная «1» 25 Экологическое воспитание в рамках походов без соблюдения методических рекомендаций

Контрольная «2» 25 Экологическое воспитание в рамках аудиторных занятий

Как показано в таблице 1, опытно-экспериментальная работа в полной мере осуществлялась с экспериментальной группой, тогда как с контрольными группами экологическое воспитание реализовывалось либо вне туристских походов, либо в рамках них, но без соблюдения комплекса методических рекомендаций.

Работа осуществлялась в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре - спортивный туризм». С экспериментальной и первой контрольной группами были проведены пять походов выходного дня. С контрольной группой экологическое воспитание проводилось в рамках аудиторных занятий.

Отметим, что предварительно было проведено анкетирование групп на предмет определения начального уровня экологического воспитания, для чего использовалась анкета, разработанная Е.В. Асафовой, которая позволяет оценить три компонента: экологическую сознательность, экологическую образованность и экологическую деятельность. В анкете было представлено 20 параметров для самооценивания студентами соответствующих компонентов, каждый из которых предусматривал пятибалльную систему. Максимальная возможная общая сумма первых двух компонентов составляла 35 баллов, а экологической деятельности - 30 баллов. При этом общий уровень экологической культуры как результата экологического воспитания определялся на основе развития совокупности трех ранее отмеченных показателей.

Согласно результатам опроса, исходный уровень всех трех группы преимущественно находился в зоне среднего и ниже среднего уровня, как это представлено в таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования исходного уровня экологической культуры студентов вуза физической культуры

Группы У ровни(%)

Очень высокий Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Очень низкий

ЭГ 0 8 20 28 28 12 4

КГ1 0 12 16 24 32 16 0

КГ2 0 8 20 24 28 16 4

По истечению семестра (эксперимент проводился в 2017-2018 учебном году) было проведено повторное анкетирование. Результаты исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты тестирования уровня экологической культуры студентов вуза физической культуры после эксперимента

Группы У ровни(%)

Очень высокий Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Очень низкий

ЭГ 8 28 28 16 16 4 0

КГ1 4 8 20 28 24 16 0

КГ2 0 12 20 24 24 16 4

Как отражено в таблице 3, в экспериментальной группе наблюдается значительное увеличение доли студентов, показавших рост уровня экологической культуры. Так доля студентов с очень высоким уровнем возросла с 0 до восьми процентов, с высоким уровнем - с 20 до 28, с уровнем выше среднего - не изменилась. В контрольных группах изменения оказались значительно менее выраженными.

Выводы

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Современные теоретико-методические исследования рассматривают экологическое воспитание в синергетической связи с таким понятиям, как экологическое образование и экологическая культура.

В современной системе образования экологическое воспитание студентов имплицитно отражено в нормативной образовательной базе, однако явные формулировки, связанные с ним, отсутствуют.

Опытно экспериментальная работа показала, что туристский поход действительно может быть эффективной формой экологического воспитания студентов, однако для достижения его эффективности необходимо соблюдение определенного комплекса рекомендаций.

В заключении необходимо отметить важность дальнейших исследований данной темы, в частности в отношении поиска дополнительных средств увеличениях эффективности экологического воспитания, совершенствования диагностического инструментария и обоснования комплексности предлагаемых методических рекомендаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астраханцева, И.В. Управление экологическим воспитанием будущих педагогов // И.В. Астраханцева, А.В. Назаренко // Научное мнение. - 2016. № 8-9. - С. 1823.

2. Буковская, Г.В. Психолого-педагогические подходы к экологическому воспитанию подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности / Г.В. Буковская // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. -2013. - № 1. - С. 55-61.

3. Данилов, Д.А. Основные подходы к экологическому воспитанию школьников в этнической среде Севера / Д.А. Данилов // Фундаментальные исследования. -2007. - № 8. С. 60.

4. Дуденкова, В.С. Формирование экологической культуры у детей старшего школьного возраста в процессе занятий туризмом / В.С. Дуденкова, М.Ф. Шарипов // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии: материалы региональной научно-методической конференции магистрантов. -Уральский государственный университет физической культуры, Отдел производственной практики. - 2017. - С. 79-83.

5. Мыльникова, Н.В. Анализ преподавания дисциплины физическая культура (раздел «туризм») в УралГУФК / Н.В. Мыльникова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры. - 2015. - С. 157-158.

6. Мыльникова, Н.В. История развития спортивного туризма на Южном Урале как компонент профессиональной подготовки бакалавров физической культуры // Н.В. Мыльникова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: материалы XXVIII Региональной научно-методической конференции. - 2018. - С. 111-112.

7. Полякова, Л.О. Волевая активность личности в экстремальных условиях спортивного туризма (обзор научной литературы) / Л.О. Полякова, В.Н. Полякова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 3, https://mir-nauki.com/PDF/72PSMN318.pdf (доступ свободный).

8. Шакиров, В.Р. Гражданско-патриотическое воспитание студентов вуза в процессе занятий спортивным туризмом / В.Р. Шакиров, М.В. Шакирова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях физической культуры: материалы XXVIII Региональной научно-методической конференции. - 2018. - С. 196-197.

9. Шакиров, В.Р. Роль туристского похода как эффективной формы внеучебной воспитательной деятельности студента вуза физической культуры / В.Р. Шакиров, М.Ф. Шарипов // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: Материалы IV Международного научного конгресса, посвященного 45-летию УралГУФК. - 2015. - С. 605-607.

10. Шакиров, В.Р. Спортивный туризм как эффективная форма гражданско-патриотического воспитания студентов / В.Р. Шакиров, М.В. Шакирова // Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 280-282.

Mylnikova Natalya Vladimirovna

Urals state university of physical culture, Chelyabinsk, Russia

E-mail: mylnikova_nv@mail.ru

Brench Svetlana Viktorovna

Urals state university of physical culture, Chelyabinsk, Russia

E-mail: BrenchL@mail.ru

Environmental guidance of students receiving training in the university of physical culture in the process of tourism exercises

Abstract. This article is devoted to the environmental guidance, education and culture in the educational process of students receiving training in the university of physical culture in the direction of "physical culture" (bachelor degree course). The article attempts to determine the correlations of the elements of the conceptual and terminological apparatus to the chosen topic (environmental guidance, environmental education, environmental culture). The place of environmental guidance is reflected in the "Federal State Educational Standard of Higher Education - baccalaureate in the direction of training 49.03.01 Physical Culture", as well as in the curriculum of the Bachelor of Physical Culture. There was made an attempt on the basis of an analysis of regulatory documentation, practice of tourist trip holding and methodological literature to formulate mix of guidelines aimed at improving the utilization efficiency of tourist trips in the process of environmental guidance. The results of an experimental study of the effectiveness of mix of methodological recommendations formulated by the authors are also presented. In the process of conducting a pedagogical experiment based on survey methods the authors come to the conclusion that a tourist trip as a form of environmental guidance for students of a higher education institution of physical culture is effective only, if it is implemented in compliance with a number of instructional guidelines. In conclusion of this article, the authors note the future research needs in this direction.

Keywords: environmental guidance; environmental education; environmental culture; student of the university of physical culture; tourist trip; sports tourism; curriculum; educational standard

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.