Научная статья на тему 'Педагогический эксперимент по формированию готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников'

Педагогический эксперимент по формированию готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / БАКАЛАВРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / FORMATION OF READINESS / READINESS OF FUTURE BACHELORS / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / BACHELORS OF PHYSICAL CULTURE / RESULTS OF EXPERIMENTAL RESEARCH / EDUCATION OF MORAL QUALITIES / PROCEDURAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиверстова Ирина Николаевна, Кузьмин Андрей Михайлович, Кадочников Дмитрий Геннадьевич

Статья посвящена описанию результатов экспериментального исследования по формированию готовности будущих бакалавров физической культуры, обучающихся в педагогическом вузе, к воспитанию нравственных качеств школьников. Сформулированы актуальность, цель, гипотеза исследования. Авторы предположили, что процесс формирования готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников будет эффективен, если разработана процессуальная модель, а также внедрен в образовательный процесс вуза комплекс педагогических условий реализации данной модели. Представлены результаты среза на констатирующем этапе, которые показали, что большинство будущих бакалавров физической культуры находятся на начальном уровне готовности к воспитанию нравственных качеств школьников, что обусловливает необходимость применения специальной системы педагогических воздействий в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза. Отмечается, что в процессе формирующего эксперимента отслеживалось влияние отдельных педагогических условий на эффективность исследуемого процесса. Сравнение результатов формирующего эксперимента показало наиболее высокие значения в экспериментальной группе, где был реализован весь комплекс педагогических условий. Данный факт доказывает правомерность выдвинутой гипотезы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиверстова Ирина Николаевна, Кузьмин Андрей Михайлович, Кадочников Дмитрий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical experiment on the formation of readiness to the education of the students’ moral qualities for the future bachelors of physical culture

The article is devoted to the description of the results of experimental research on the formation of readiness to the education of the students' moral qualities for the future bachelors of physical culture, studying in the pedagogical university. The relevance, purpose and hypothesis of research have been formulated. The authors suggested that the process of readiness formation to the education of the students' moral qualities for the future bachelors of physical culture will be effective, if a procedural model is developed and a complex of pedagogical conditions for implementing this model is introduced into the educational process of the university. They present the results of the slice at the ascertaining stage, which showed that the majority of future bachelors of physical culture are at the initial level of readiness to educate the moral qualities of students. Whereas, this necessitates the use of a special system of pedagogical influences in the process of professional training of students of a pedagogical university. It is noted that in the course of the educational experiment the influence of individual pedagogical conditions on the effectiveness of the process under study was monitored. Comparison of the results of the educational experiment showed the highest values in the experimental group, where the whole complex of pedagogical conditions was realized. This fact proves the validity of the hypothesis put forward.

Текст научной работы на тему «Педагогический эксперимент по формированию готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/118PDMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 18.12.2018; опубликована 14.02.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Селиверстова И.Н., Кузьмин А.М., Кадочников Д.Г. Педагогический эксперимент по формированию готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/118PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Seliverstova I.N., Kuzmin A.M., Kadochnikov D.G. (2018). Pedagogical experiment on the formation of readiness to the education of the students' moral qualities for the future bachelors of physical culture. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/118PDMN618.pdf (in Russian)

УДК 37

Селиверстова Ирина Николаевна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук E-mail: seliverstovme@yandex.ru

Кузьмин Андрей Михайлович

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» Институт физической культуры, Екатеринбург, Россия

Профессор

Доктор педагогических наук, профессор E-mail: Kuzminaa74@mail.ru

Кадочников Дмитрий Геннадьевич

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 68», Челябинск, Россия

Учитель

E-mail: kadochnikovdg@mail.ru

Педагогический эксперимент по формированию готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников

Аннотация. Статья посвящена описанию результатов экспериментального исследования по формированию готовности будущих бакалавров физической культуры, обучающихся в педагогическом вузе, к воспитанию нравственных качеств школьников. Сформулированы актуальность, цель, гипотеза исследования. Авторы предположили, что процесс формирования готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников будет эффективен, если разработана процессуальная модель, а также внедрен в образовательный процесс вуза комплекс педагогических условий реализации данной модели.

Представлены результаты среза на констатирующем этапе, которые показали, что большинство будущих бакалавров физической культуры находятся на начальном уровне готовности к воспитанию нравственных качеств школьников, что обусловливает необходимость применения специальной системы педагогических воздействий в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза. Отмечается, что в процессе

формирующего эксперимента отслеживалось влияние отдельных педагогических условий на эффективность исследуемого процесса. Сравнение результатов формирующего эксперимента показало наиболее высокие значения в экспериментальной группе, где был реализован весь комплекс педагогических условий. Данный факт доказывает правомерность выдвинутой гипотезы.

Ключевые слова: формированию готовности; готовность будущих бакалавров; педагогический эксперимент; бакалавры физической культуры; результаты экспериментального исследования; воспитание нравственных качеств; процессуальная модель

Актуальность

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [10] в качестве ведущих приоритетов в сфере современного образования выделяет необходимость усиления воспитательных функций. Согласно этому документу, воспитание должно быть направленно на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе [10, с. 4].

Проблема воспитания нравственности у учащейся молодежи традиционно относится к одной из актуальнейших проблем педагогической науки и отечественного образования. Коренные изменения во всех сферах общественной жизни поменяли представления о роли нравственности, гражданского самосознания, патриотизма и порядочности каждого человека в современных социально-экономических реалиях, способствовали смене устоявшихся ценностных ориентиров молодежи в вопросах духовности, гуманизма, отношений людей между собой.

На сегодняшний день, и этот факт не нуждается в доказательстве, наше общество переживает духовно-нравственный кризис. Причины этого многообразны и во многом очевидны. Однако, самое тревожное в том, что данный кризис буквально захлестнул значительную часть молодёжи, в том числе и подростков-школьников. Проявления бездуховности и безнравственности многообразны: эгоизм и жестокость; алчность, цинизм, жестокий прагматизм; духовная "глухота", равнодушие к чужому горю; философия потребительства; иждивенчество; гедонизм (жизнь для удовольствий) и т. д. Последствиями таких жизненных принципов и установок являются:

• асоциальные и девиантные проявления, криминальное поведение и поступки;

• социальное одиночество (при наличии вполне благополучной семьи, близких);

• внутренняя опустошенность, апатия;

• целый ряд порочных зависимостей: наркотическая, алкогольная, никотиновая, игровая, сексуальная, компьютерная и т. п.;

• уход в деструктивные секты и оккультные группы;

• суицидальные проявления и др.

Причинами всего вышеперечисленного является не только сложившаяся социальная ситуация, деструктивное влияние телевидения, рекламы, сети Internet, но и во многом (если не в основном), весьма слабая система нравственного воспитания в учебных заведениях. Нравственное здоровье молодого поколения является, на наш взгляд, главным условием умножения "человеческого капитала". В то же время, деформация в социально-экономической сфере нашего общества обеспечивает значимость нравственного потенциала личности будущих граждан, уводит цели образования в область достижения прагматических результатов.

Отсюда, задача духовно-нравственного воспитания личности учащихся не входит в число приоритетных задач деятельности педагогов-практиков. Соответственно, и в вузах, готовящих к профессиональной деятельности будущих педагогов, задача формирования у них готовности к воспитанию нравственных качеств школьников (это касается и будущих бакалавров физической культуры) не рассматривается в качестве приоритетной.

В тоже время, современные требования к выпускнику педагогического вуза предполагают наличие таких высоких нравственных качеств, благодаря которым его профессиональные компетенции наполняются нравственным содержанием. Это особенно актуально, поскольку молодые педагоги являются тем важным звеном, которое профессионально отвечает за духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у них гуманистических ценностей и установок. Для успешной реализации функций субъекта духовно-нравственного становления воспитанников будущий бакалавр должен приобретать соответствующие знания, умения, овладевать компетенциями, позволяющими эффективно выстраивать процесс воспитания нравственных качеств школьников.

В научно-педагогических изысканиях последних лет наблюдается интерес диссертантов к проблемам готовности будущих педагогов к различным сторонам воспитательной деятельности [5, 6, 8], к нравственным аспектам физической культуры и спорта [4, 7, 9]. Однако процесс формирования готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников еще не был предметом исследования.

Исходя из вышеизложенного, мы сформулировали цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить процессуальную модель и педагогические условия, способствующие эффективному формированию готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников.

На основании данной цели, была выдвинута следующая гипотеза изыскания: процесс формирования готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников будет эффективным, если:

1. Разработана и внедрена в образовательный процесс педагогического вуза процессуальная модель, определяющая направление обучающих и воспитывающих влияний преподавателя на студентов, учитывающая социальный заказ общества на обогащение духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения. Структура данной модели включает цель; теоретико-методологический, процессуальный, содержательно-организационный, критериально-диагностический, результативный компоненты.

2. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования данной модели предполагает:

а) активизацию мотивационно-потребностных процессов будущих бакалавров на их приобщение к нравственным ценностям;

б) развитие у студентов установки на создание благоприятного нравственно-психологического климата в спортивном коллективе учащихся;

в) расширение представлений субъектов образовательного процесса о возможностях физической культуры и спорта в воспитании нравственных качеств школьников.

Необходимость решения задач исследования позволила:

• определить приоритетные подходы исследования обозначенной проблемы [3];

• разработать процессуальную модель формирования готовности будущих бакалавров физической культуры к нравственному воспитанию школьников [1];

• выявить педагогические условия эффективной реализации модели [2].

Результаты педагогического эксперимента и их интерпретация

Процедура организации и проведения опытно-экспериментальной работы осуществлялась в естественных условиях образовательного процесса педагогического вуза на протяжении трех лет обучения. В работе принимали участие студенты со второго по четвертого курса бакалавриата: института физической культуры и спорта Южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Челябинск). Отдельные срезы проводились со студентами (а также будущими бакалаврами физической культуры) «Уральского государственного университета физической культуры» (г. Челябинск). На всех этапах эксперимента всего было задействовано 108 студентов, а также 8 преподавателей.

Уровень готовности будущих бакалавров к воспитанию нравственных качеств школьников мы определили по четырем компонентам:

• мотивационно-ценностный компонент (отражает уровень мотивации к овладению нравственными аспектами физкультурно-педагогической деятельности; место нравственных ценностей в системе личностных ценностей студента);

• гностический компонент (отражает наличие знаний о путях и возможностях воспитания нравственных качеств, их глубину и прочность; владение основными нравственными понятиями, определениями, категориями, понимание их смысла и роли в воспитании нравственных качеств);

• операционально-деятельностный компонент (отражает практические умения анализировать и применять адекватные решения в ситуациях выбора методов и приемов нравственного воспитания, владение необходимым педагогическим инструментарием в процессе воспитания нравственных качеств в условиях физкультурно-спортивной деятельности);

• эмоционально-рефлексивный компонент (отражает способность адекватно оценивать свои воспитательные действия и возможности; эмоциональную отзывчивость на переживания других как высшее нравственное чувство).

Каждому компоненту готовности соответствуют свои критерии, степень сформированности которых позволяет отнести конкретного испытуемого к одному из трех уровней готовности: начальному, базовому либо высокому.

Организация опытно-экспериментальной работы предусматривала, в соответствии с выдвинутой гипотезой, поэтапное внедрение в образовательный процесс вуза разработанной модели формирования готовности будущих бакалавров к воспитанию нравственных качеств школьников, и комплекса педагогических условий ее эффективной реализации.

В процессе формирующего эксперимента нами апробировались влияние отдельных педагогических условий на эффективность исследуемого процесса. Всего в эксперименте было задействовано пять групп: четыре экспериментальных и одна контрольная.

В первой экспериментальной группе ЭГ-1 мы проверяли влияние первого педагогического условия: активизация мотивационно-потребностных процессов будущих бакалавров на их приобщение к нравственным ценностям.

Во второй экспериментальной группе ЭГ-2 апробировалось влияние второго педагогического условия: развитие у студентов установки на создание благоприятного нравственно-психологического климата в спортивном коллективе учащихся.

В третьей экспериментальной группе ЭГ-3 внедрялось педагогическое условие: расширение представлений субъектов образовательного процесса о возможностях физической культуры и спорта в воспитании нравственных качеств школьников.

В группе ЭГ-4 внедрялся весь комплекс педагогических условий, включающий три вышеназванных условия.

В контрольной группе КГ работа осуществлялась в рамках традиционной организации педагогического процесса с бакалаврами физической культуры в педагогическом университете.

Результаты среза на констатирующем этапе показали, что большинство будущих бакалавров физической культуры находятся на начальном (т. е. низком) уровне готовности к воспитанию нравственных качеств школьников. Следовательно, необходима специальная система педагогических воздействий, направленная на повышение этого уровня.

Проект такой системы педагогических воздействий заложен в гипотезе. Ее положения были апробированы в процессе поискового и обучающего экспериментов, осуществляемых по типу вариативного. Для данного типа характерно целенаправленное варьирование в различных группах с выровненными начальными условиями отдельных параметров, требующих подробного изучения, и сравнения итоговых результатов.

Динамика результатов по каждому из компонентов готовности до и после экспериментальной работы представлена в таблицах 1-4.

Таблица 1

Динамика результатов готовности по мотивационно-ценностному компоненту за период эксперимента (в %)

Группа (кол-во чел.) Начальный Базовый Высокий

начало конец начало конец начало конец

КГ (22 чел.) 54,6 45,4 22,7 27,3 22,7 27,3

ЭГ-1 (19 чел.) 63,2 10,6 21,0 26,3 15,8 63,2

ЭГ-2 (17 чел.) 53,0 47,0 35,2 29,4 11,8 23,6

ЭГ-3 (18 чел.) 61,1 38,3 27,8 33,3 11,1 27,4

ЭГ-4 (19 чел.) 63,2 10,6 26,3 21,2 10,5 68,2

Результаты среза, проведенного после завершения формирующего эксперимента, зафиксировали снижение числа студентов, находящихся на начальном уровне готовности, и увеличение числа испытуемых, относящихся к высокому уровню. Однако в разных группах эта картина выглядит по-разному.

Так, в контрольной группе число студентов начального уровня сократилось на 2 человека (12 - в начале эксперимента, 10 - в конце); в то же время на высоком уровне по завершении экспериментальной работы оказалось шесть человек (против пяти - в начале эксперимента). Как видим, результаты изменились незначительно.

В экспериментальной группе ЭГ-1, где внедрялось первое педагогическое условие, произошли существенные изменения. Количество студентов, находящихся на начальном уровне, сократилось с 63,2 % до 10,6 %; зато количество бакалавров, относящихся к высокому уровню готовности, возросло с 15,8 % до 63,1 %, что свидетельствует о значительных положительных сдвигах в уровне готовности по мотивационно-ценностному компоненту.

Не менее существенные изменения наблюдаются в группе ЭГ-4, где количество студентов, достигших высокого уровня, равно 13 (против двух - в начале эксперимента); в то

же время число студентов, находящихся на начальном уровне в начале эксперимента, сократилось с 12 до двух человек в конце.

Таблица 2

Динамика результатов готовности по гностическому компоненту за период эксперимента (в %)

Группа (кол-во чел.) Начальный Базовый Высокий

начало конец начало конец начало конец

КГ (22 чел.) 72,7 50,0 18,2 27,3 9,1 22,7

ЭГ-1 (19 чел.) 52,6 42,1 31,6 31,6 15,8 26,3

ЭГ-2 (17 чел.) 82,3 47,1 11,8 29,4 5,9 23,5

ЭГ-3 (18 чел.) 66,8 38,9 16,6 38,9 16,6 22,2

ЭГ-4 (19 чел.) 68,5 5,3 21,0 31,5 10,5 63,2

Результаты контрольного среза по гностическому компоненту показали существенный качественный рост уровня готовности в группе ЭГ-4 (5,3 % - на начальном уровне, 31,6 % - на базовом и 63,2 % студентов - на высоком уровнях).

В группах ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3 результаты уровня готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников различаются весьма незначительно. В каждой из них произошел определенный рост, который, однако, не дает оснований говорить о существенном изменении уровня готовности (в отличие от группы ЭГ-4). В контрольной группе КГ динамика еще более медленная.

Таблица 3

Динамика результатов готовности по операционально-деятельностному компоненту (в %)

Группа (кол-во чел.) Начальный Базовый Высокий

начало конец начало конец начало конец

КГ (22 чел.) 77,3 59,1 13,6 27,3 9,1 13,6

ЭГ-1 (19 чел.) 84,2 57,9 10,5 26,3 5,3 15,8

ЭГ-2 (17 чел.) 94,1 64,7 5,9 29,4 - 58,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭГ-3 (18 чел.) 77,7 22,2 11,2 33,3 11,2 44,4

ЭГ-4 (19 чел.) 68,5 5,3 21,0 31,6 10,5 63,1

Существенные изменения по операционально-деятельностному компоненту готовности произошли в группах ЭГ-3 и ЭГ-4. В группе ЭГ-3 на 55,5 % сократилось число студентов, относящихся к начальному уровню готовности; в то же время выросло на 33,3 % количество студентов, достигших высокого уровня. Эти показатели существенно выше, чем в контрольной группе КГ, где рост практически незаметен; в группах ЭГ-1 и ЭГ-2 рост уровня готовности более ощутим, но также уступает росту в группах ЭГ-3 и ЭГ-4.

Наиболее высокая динамика роста уровня готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитательной работе со школьниками по операционально-деятельностному компоненту зафиксирована в группе ЭГ-4.

Таблица 4

Динамика результатов готовности по эмоционально-рефлексивному компоненту (в %)

Группа (кол-во чел.) Начальный Базовый Высокий

начало конец начало конец начало конец

КГ (22 чел.) 59,0 54,5 22,7 31,8 18,3 13,7

ЭГ-1 (19 чел.) 52,6 42,1 21,1 36,8 26,3 21,1

ЭГ-2 (17 чел.) 64,6 17,2 23,6 35,3 11,8 47,5

ЭГ-3 (18 чел.) 55,6 55,6 33,3 22,2 11,1 22,2

ЭГ-4 (19 чел.) 63,2 5,3 21,0 21,0 15,8 73,7

Весьма значимые изменения, отражающие итоговый уровень готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников по эмоционально-рефлексивному компоненту, зафиксированы в группах ЭГ-4 и ЭГ-2.

В группе ЭГ-4 уменьшилось количество студентов, находящихся на начальном уровне готовности (с 63,2 % до 5,3 %). В то же время, существенно увеличилось число испытуемых, относящихся к высокому уровню (с 15,8 % 73,7 %).

В таблице 5 представлены результаты контрольного среза, отражающие итоговый уровень готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников.

Таблица 5

Динамика результатов педагогического эксперимента, отражающая итоговый уровень готовности (в %)

Группа (кол-во чел.) Начальный Базовый Высокий

начало конец начало конец начало конец

КГ (22 чел.) 63,8 50,0 18,1 27,3 18,1 22,7

ЭГ-1 (19 чел.) 63,2 36,9 21,0 31,6 15,8 31,6

ЭГ-2 (17 чел.) 76,5 47,1 17,6 29,4 5,9 23,5

ЭГ-3 (18 чел.) 66,7 38,9 22,1 33,3 11,1 27,8

ЭГ-4 (19 чел.) 68,5 5,3 21,0 26,5 10,5 68,9

Проанализируем динамику результатов во всех пяти группах на завершающем этапе эксперимента.

В группе КГ (контрольной) произошли следующие изменения. Количество студентов, находящихся на начальном уровне готовности, несколько снизилось (с 63,8 % до 50,0 %). Количество студентов, относящихся к базовому уровню, выросло с 18,1 % до 27,3 %. Весьма незначительно увеличилось количество студентов, достигших высокого уровня (с 18,1 % до 22,7 %).

В экспериментальных группах ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, где внедрялось по одному из трех педагогических условий, произошли более внушительные изменения. Во всех группах снизилось количество студентов, находящихся на начальном уровне готовности. Например, в группе ЭГ-1 такое снижение зафиксировано с 63,2 % до 36,9 %; в группе ЭГ-2 - с 76,5 % до 47,1 %. Несколько увеличилось число испытуемых, относящихся к базовому уровню (в группе ЭГ-1 - с 21,0 % до 33,3 %; в группе ЭГ-2 - с 17,6 % до 29,4 %; в группе ЭГ-3 - с 22,2 % до 33,3 %). Увеличилось и число студентов, относящихся к высокому уровню, - здесь рост более существенный: в группе ЭГ-1 - с 15,8 % до 31 %; в группе ЭГ-2 - с 5,9 % до 23,5 %; в группе ЭГ-3 - с 11,1 % до 27,8 %.

Наиболее существенные изменения произошли в группе ЭГ-4: 68,4 достигли высокого уровня готовности.

Существенно снизилось число студентов, находящихся на начальном уровне готовности - на 63,1 %. В то же время, значительно выросло количество будущих бакалавров физической культуры, достигших высокого уровня готовности - на 57,9 %. Число студентов, находящихся на базовом уровне, увеличилось на 5,5 %.

Выводы

Таким образом, результаты формирующего эксперимента показали следующее.

Выполнение каждого отдельного педагогического условия, направленного на формирование готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников, способствует повышению уровня этой готовности у студентов, однако ее значения при этом недостаточно высоки. Анализ разницы результатов в экспериментальных и контрольной группах, полученных на итоговом срезе, убедительно свидетельствует о том, что формирование готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников осуществляется наиболее эффективно при полной реализации разработанной модели, а также всего комплекса педагогических условий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кадочников, Д.Г. Методические аспекты формирования готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств школьников / Д.Г. Кадочников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. - № 6 (136). - С. 67-74.

2. Кадочников, Д.Г. Педагогические условия формирования готовности будущих тренеров к нравственному воспитанию будущих спортсменов // Д.Г. Кадочников, А.М. Кузьмин, Н.В. Сапожникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. - № 4.

3. Кадочников, Д.Г. Приоритетные подходы исследования проблемы формирования готовности будущих бакалавров физической культуры к воспитанию нравственных качеств / Д.Г. Кадочников, А.М. Кузьмин, В.Г. Макаренко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: Научный журнал. - Челябинск, 2016. - № 3. - С. 38-43.

4. Козлов, А.В. Формирование нравственной культуры школьников в процессе физкультурного образования: Монография / А.В. Козлов, С.С. Коровин. - М.: владос, 2009. - 236 с.

5. Кравцова, Л.М. Развитие готовности будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности со школьниками: дис. ... канд. пед. наук / Л.М. Кравцова. - Челябинск, 2010. - 182 с.

6. Кутейникова, И.Х. Педагогическое содействие становлению профессиональной нравственности будущих педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Х. Кутейникова. - Челябинск, 2006. - 21 с.

7. Михайлова, Т.А. Совершенствование системы подготовки спортивного педагога в высшей школе / Т.А. Михайлова, В.Г. Макаренко, И.Ф. Черкасов // Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения: материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. - Красноярск, 2001. - С. 176-178.

8. Овинова, Л.Н. Воспитание нравственности студентов образовательно-досуговом процессе: автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.Н. Овинова. - Челябинск, 2010. -26 с.

9. Пожедаев, А.А. Формирование готовности старшего школьника к духовно-нравственной рефлексии (на материале физкультурно-спортивной деятельности): дисс. ... канд. пед. наук / А.А. Пожедаев. - Оренбург, 2003. - 199 с.

10. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - М.: Изд-во «Омега-Л», 2015. - 141 с.

https://mir-nauki.com

Seliverstova Irina Nikolaevna

Urals state university of physical culture, Chelyabinsk, Russia

E-mail: seliverstovme@yandex.ru

Kuzmin Andrey Mihaylovich

Urals state university of physical culture Institute of physical culture, Yekaterinburg, Russia E-mail: Kuzminaa74@mail.ru

Kadochnikov Dmitriy Gennadevich

School № 68, Chelyabinsk, Russia E-mail: kadochnikovdg@mail.ru

Pedagogical experiment on the formation of readiness to the education of the students' moral qualities for the future bachelors of physical culture

Abstract. The article is devoted to the description of the results of experimental research on the formation of readiness to the education of the students' moral qualities for the future bachelors of physical culture, studying in the pedagogical university. The relevance, purpose and hypothesis of research have been formulated. The authors suggested that the process of readiness formation to the education of the students' moral qualities for the future bachelors of physical culture will be effective, if a procedural model is developed and a complex of pedagogical conditions for implementing this model is introduced into the educational process of the university. They present the results of the slice at the ascertaining stage, which showed that the majority of future bachelors of physical culture are at the initial level of readiness to educate the moral qualities of students. Whereas, this necessitates the use of a special system of pedagogical influences in the process of professional training of students of a pedagogical university. It is noted that in the course of the educational experiment the influence of individual pedagogical conditions on the effectiveness of the process under study was monitored. Comparison of the results of the educational experiment showed the highest values in the experimental group, where the whole complex of pedagogical conditions was realized. This fact proves the validity of the hypothesis put forward.

Keywords: formation of readiness; readiness of future bachelors; pedagogical experiment; bachelors of physical culture; results of experimental research; education of moral qualities; procedural model

MN618

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.