Научная статья на тему 'Синергизм менеджмента по туризму: кластерный подход'

Синергизм менеджмента по туризму: кластерный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГИЗМ / SYNERGISM / ТУРИЗМ / TOURISM / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / НАВЫКИ / SKILLS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / CLUSTER APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редреев Владимир Андриянович

В представленной статье автором предпринята попытка рассмотреть синергизм менеджмента по туризму с позиции кластерного подхода. Обоснована структура туристского кластера региона с выделением организаций-посредников и организаций непосредственного обслуживания. Приведена разработанная в процессе исследования принципиальная модель профессиональной культуры менеджера по туризму. Показана организационная структура туристского кластера региона. Особое внимание автором в данной статье уделено востребованности туристских навыков у потребителей турпродукта, которая была выявлена в результате проведенного опроса. Данная тема многие годы находится в центре внимания специалистов (как теоретиков, так и практиков), осуществляющих деятельность в сфере менеджмента и подготовки организационно-управленческих кадров. При этом многие из них речь ведут о системном взаимодействии в сфере конкурентоспособности и синергизме менеджмента по туризму на региональном уровне. В том и другом случае особое внимание обращается на значимость кластерного подхода к данному виду менеджмента. Именно этим вопросам и посвящается данная работа, имеющая не только теоретическую, но и практическую значимость для сферы физической культуры и спорта, а также национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synergism of tourism management in: cluster approach

In the presented article the author makes an attempt to consider the synergism of tourism management from the position of a cluster approach. The structure of the region tourist cluster is substantiated with the separation of intermediary and direct service organizations. The principal model of the professional culture of the tourism manager developed under research is presented. The organizational structure of the region tourist cluster is shown. The author of this article pays special attention to the demand for tourist skills among the consumers of tourist products, which was revealed as a result of the survey as carried out. For many years this theme has been in the center of attention of specialists (both theorists and practitioners), carrying out activities in the sphere of management and training of the organizational and managerial personnel. At the same time, many of them are talking about a system interaction in the sphere of competitiveness and synergism of tourism management at the regional level. In both cases, special attention is paid to the importance of the cluster approach to this type of management. It is these issues, which have not only theoretical, but also practical significance for the sphere of physical culture and sports, as well as the national economy, are reported in this work.

Текст научной работы на тему «Синергизм менеджмента по туризму: кластерный подход»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2018, №3, Том 10 / 2018, No 3, Vol 10 https://esj.today/issue-3-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/54ECVN318.pdf Статья поступила в редакцию 19.04.2018; опубликована 16.06.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Редреев В. А. Синергизм менеджмента по туризму: кластерный подход // Вестник Евразийской науки, 2018 №3, https://esj.today/PDF/54ECVN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Redreev V.A. (2018). Synergism of tourism management in: cluster approach. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(10). Available at: https://esj.today/PDF/54ECVN318.pdf (in Russian)

УДК 33-

Редреев Владимир Андриянович

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, Россия

Заведующий кафедрой «Управления физической культурой» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: gaie@yandex.ru

Синергизм менеджмента по туризму: кластерный подход

Аннотация. В представленной статье автором предпринята попытка рассмотреть синергизм менеджмента по туризму с позиции кластерного подхода. Обоснована структура туристского кластера региона с выделением организаций-посредников и организаций непосредственного обслуживания. Приведена разработанная в процессе исследования принципиальная модель профессиональной культуры менеджера по туризму. Показана организационная структура туристского кластера региона. Особое внимание автором в данной статье уделено востребованности туристских навыков у потребителей турпродукта, которая была выявлена в результате проведенного опроса.

Данная тема многие годы находится в центре внимания специалистов (как теоретиков, так и практиков), осуществляющих деятельность в сфере менеджмента и подготовки организационно-управленческих кадров. При этом многие из них речь ведут о системном взаимодействии в сфере конкурентоспособности и синергизме менеджмента по туризму на региональном уровне. В том и другом случае особое внимание обращается на значимость кластерного подхода к данному виду менеджмента. Именно этим вопросам и посвящается данная работа, имеющая не только теоретическую, но и практическую значимость для сферы физической культуры и спорта, а также национальной экономики.

Ключевые слова: синергизм; туризм; менеджмент; навыки; физическая культура; кластерный подход

Ведение

Данная тема многие годы находится в центре внимания специалистов (как теоретиков, так и практиков). При этом многие из них речь ведут о системном взаимодействии в сфере конкурентоспособности и синергизме менеджмента по туризму на региональном уровне. В том и другом случае особое внимание обращается на значимость кластерного подхода к данному виду менеджмента. Именно этим вопросам и посвящается данная работа, имеющая не только теоретическую, но и практическую значимость для сферы ФКиС национальной экономики.

Степень исследованности

Роль индустрии туризма в структуре региональной экономики постоянно возрастает. Так, по данным статистики на протяжении последних двух десятилетий российский туристский бизнес неуклонно возрастает, особенно на Южном Урале. Однако в соответствии с перспективными (региональными) программами темы развития туризма должны быть более значительными.

В связи с этим в последние годы развернулись интенсивные исследования, представимые в виде конкретных разработок, направленные на обоснование рекомендаций по данному направлению развития региональной экономики. Активную роль в этом направлении играют ученые вузов физической культуры [3; 4; 5; 9; 10]. Результатом отмеченного являются новые разработки, в том числе и те, которые представлены в данной работе.

Под синергизмом понимается особое поведение саморазвивающихся систем, которым свойственна так называемая положительная связь, способная усиливать благополучные отклонения в своём функционировании в результате активной деятельности менеджеров. Осуществляется это на основе мобилизации: нормирования, мотивации, стратегии, маркетинга, управления финансами, отхода от жесткой и организационной структуры управления физкультурно-спортивной деятельностью.

Синергизм менеджмента осуществляется за счёт умелой замены одного фактора на другой (по мере исчерпания позитивного потенциала предыдущего). Такими факторами являются: управление персоналом, стратегия бизнеса, реинжениринг, маркетинг, финансовый, предпринимательский и культуростроительный менеджмент.

Синергизм связан также с ответственностью менеджмента за эффективное и надёжное функционирование своей организации. Истоки такой ответственности: профессиональная этика менеджеров и необходимость сочетания интересов всего персонала рассматриваемой саморазвивающейся системы. Именно благодаря этому снижаются трансакционные издержки за счет сведения к минимуму потерь от оппортунистического поведения экономических агентов в рассматриваемой нами сфере физической культуры и спорта.

Ответственность менеджмента - это ответственность принципалов (в терминологии институциональной экономической теории). Данный ресурс саморазвивающейся системы не может быть отнесён к исчерпываемым, скорее, он может стать ещё и реальным средством, повышающим эффективность функционирования рассматриваемых нами хозяйствующих субъектов.

Интерес - с позиций рассматриваемого нами вопроса - представляет следующая модель профессиональной культуры менеджера по туризму (рисунок 1). Личные качества, представленные в ней, являются самой главной составляющей, определяемой: нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи; коммуникативностью и чувством успеха; ответственностью за деятельность и принятие решений; ситуационным лидерством, эмоциональной уверенностью и стрессоустойчивостью; внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации [6].

Результаты исследования

Личностные-* Менеджер по туризму качества --

Знания и умения

1

Этикет менеджера

Соответствие этическим нормам

Менеджерские ресурсы

Рисунок 1. Принципиальная модель профессиональной культуры менеджера по туризму (разработано автором)

Менеджмент как наука управления в рассматриваемой нами сфере (с позиций его синергетических качеств) утвердился сравнительно недавно. Прямое его толкование как скоординированной деятельности по руководству и управлению организацией не полностью раскрывает смысл этого понятия, которое вообще-то применимо не для всех областей деятельности. Глагол «to manage» в английском языке довольно обширен по своему применению. Это не только командовать и управлять, а также - «уметь обращаться», «ухитряться». Эти его номинации более точно характеризуют «менеджмент по туризму» как деятельность по отысканию и активному определению сферы и меры применения своих возможностей в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

«Обобщённая мера возможного в деятельном» прежде всего зависит от активности самого индивида, субъекта процесса в отношении себя, т. е. индивид должен - состояться, уметь приобрести базу, фундамент своих возможностей [7]. Далее необходимо, чтобы индивид менеджер) - утвердился, нашёл сферу применения своих возможностей; и, наконец, может управлять, непосредственно распоряжаться своими возможностями, использовать их в наибольшей мере в реальной действительности [8].

Следовательно, менеджмент по туризму - как определённый инструмент (способ) актуализирует богатство (в соответствии с концепцией синергизма), способствует определению обобщённой меры возможного в действительном. В теории общего менеджмента независимо от уровня хозяйствования определяются уровни, звенья и функции управления. Менеджмент по туризму каждого уровня (звена управления) имеет чёткое разделение труда как по вертикальному, так и по горизонтальному развёртыванию, занимается различными видами трудовой деятельности, выполняет различные функции управления. Затраты времени управленческого труда по количественным и качественным показателям существенно определяются уровнем управления, требуемым видом туристской деятельности, а также конкретными функциями управления в сфере туристского комплекса региона.

Наиболее отработанными в данной сфере являются вопросы менеджмента на уровне иерархии руководства; управления высшего, среднего и низшего звена. Все более активно исследуются и вопросы культуростроительного менеджмента [3], а также менеджмента как когнитариата и основы формирования национального богатства [4].

Практика актуализации управленческой деятельности связана прежде всего с затратами времени всех уровней и звеньев менеджмента по видам работ, по функциям управления (распоряжения, исполнительные работы, стратегические и оперативные решения). Каждый из этих видов управленческих работ направлен на выполнение менеджеров по туризму определённого уровня, задач, характеризуемых определенными затратами времени. Важной является также характеристика временных затрат по функциям управления (планирование, организация, учёт, контроль и регулирование).

Анализ соответствующих зависимостей показывает, что актуализация функций управления во многом зависит от подготовительной работы высшего и среднего менеджмента (на уровне планирования физкультурно-спортивной деятельности). Однако непосредственную управленческую работу (функция регулирования) в основном проводит низовой менеджмент, от работы которого зависит реальное воплощение принятых управленческих решений на практике.

С позиций синергизма по туризму все более важную роль играет еще одна функция, выходящая за пределы деятельности отдельной организации. Ее можно назвать координационной с позиций обеспечения конкурентоспособности туристского комплекса региона.

Речь - по сути - идет о создании кластера, способствующего динамичному развитию туристской деятельности (повышению конкурентности системы менеджмента на внутреннем и внешнем рынках). Можно также констатировать, что именно кластерный подход на региональном уровне во многом решает проблемы занятости населения, роста качества его жизни.

На рисунке 2 представлена упрощенная структура туристского кластера. Последний не является организационно-правовой формой (то есть не выступает в качестве юридического лица). Однако его участники, сохраняя экономическую самостоятельность, взаимодействуют между собой на основе устойчивых и долговременных договорных отношений (что и создает дополнительный синергетический эффект).

Рисунок 2. Организационная структура туристского кластера региона (разработано автором)

В процессе исследования особый акцент был сделан на востребованность туристских навыков у тех, кто занимается здоровым образом жизни. Эти навыки обычно формируются в процессе оказания образовательных услуг ППС вуза физической культуры (в процессе восхождения на Дальний Таганай, осуществления туристского похода или слета).

При проведении таких занятий, формирующих туристские навыки, решаются задачи: умение ориентироваться и автономно готовить пищу, правильно вести себя в природной среде (с экологической точки зрения), организовывать ночлег в походных условиях, руководство группой с распределением обязанностей, навыки первой медицинской помощи при получении травм, формирование навыков поведения в экстремальных условиях, умение планировать поход выходного дня, разработка маршрута, расчет питания, оптимальное планирование оборудования и инвентаря.

Эффективность таких мероприятий оценивалась путем опроса студентов, которые ходили в такие походы в течение 10 лет (было проведено 10 летних и 10 зимних походов). Их организаторами были научные сотрудники и преподаватели кафедры управления физической культуры УралГУФК.

Анкетные опросы проводились в 2012, 2015 и 2017 годах (среди студентов -выпускников, окончивших вуз не менее пяти лет назад). В результате были получены следующие результаты (таблицы 1-3).

Таблица 1

Результаты распределения ответов на вопрос «Сколько раз вы бываете на природе с посещением природных объектов в течение года?»

Год 1-2 раза 4-5 раз 5 и более Ни разу

2012 6 5 2 2

2015 5 6 3 1

2017 4 7 4 0

Составлено автором

Таблица 2

Результаты распределения ответов на вопрос «Как вы оцениваете проведение комплексных туристских занятий (походов выходного дня) в %?»

Ответ 2012 2015 2017

Проводить обязательно надо 34 37 46

Проводить для желающих 23 29 31

Безразлично 43 34 23

Составлено автором

Таблица 3

Результаты распределения ответов на вопрос «Пригодились ли навыки, полученные при проведении туристских занятий?»

Ответ 2012 2015 2017

Да 41 46 49

Скорее да, чем нет 18 16 27

Не пригодились 41 38 24

Составлено автором

Данный опрос подтверждает необходимость получения туристских навыков у тех, кто занимается здоровым образом жизни. Важно также подчеркнуть, что стремление больше бывать на природе с активными занятиями у современной молодежи постоянно растет. Это отмечают и статистические данные туристских фирм, природных парков и заповедников, а также данные Федерации туризма России и Челябинской области и отдела местного туризма при министерстве культуры Челябинской области.

Обобщая, назовем ряд правил, которые дают возможность обеспечить синергизм менеджмента [1]. Первое: чем больше организация, тем больше и возможности эффективно использовать специфические менеджерские ресурсы (и наоборот). Второе: чем неопределённее внешняя среда и чем больше риск для хозяйственной системы, который она порождает, тем ниже эффективность использования специфических менеджерских ресурсов (и наоборот). Третье: чем самостоятельнее организация в своих действиях на рынке (при принятии решений), тем с большим положительным эффектом она может использовать специфические менеджерские ресурсы (и наоборот).

Есть, однако, и другие правила, которые определяют эффективное саморазвитие рассматриваемых нами систем. Но они нередко являют собой ноу-хау, приносящее доход и определяющее размеры прироста богатства не только на микро-, но и региональном уровне, что и является важной характеристикой синергизма менеджмента физкультурно-спортивной деятельности. Отмеченное прежде всего касается кластерного подхода к организации туристского бизнеса (и формировании на этой основе соответствующей системы менеджмента). Обучение студентов при этом в контексте синергетических тенденций просто необходимо [8].

Заключение

1. Теоретические подходы и методические разработки, представленные в данной работе, могут служить информационной основой для деятельности работников региональных органов и туристских организаций предпринимательского типа, так как отражают достаточно широкий спектр вопросов, связанных с синергизмом менеджмента по туризму.

2. В процессе исследования разработана организационная структура туристского кластера региона. Она включает в свой состав ряд блоков, к числу которых относится организация непосредственного обслуживания, включая организации-посредники и координационный совет (общественные организации и администрацию региона).

3. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения основных положений, результатов и рекомендаций в практике деятельности туристского кластера региона. Практическую значимость имеют также рекомендации для обучения менеджеров по туризму в вузе физической культуры.

54ECVN318

ЛИТЕРАТУРА

1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. - М.: Агропромиздат, 1992. - 210 с.

2. Петрова О.Н. Кластер как инструмент обеспечения конкрентоспособности туристского комплекса региона / О.Н. Петрова, М.Г. Клевченков // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 13. - С. 45-51.

3. Попов А.Н. Теоретические основы культуростроительного менеджмента / А.Н. Попов, Г.Н. Пряхин. - Челябинск: ЧелГУ, 2008.

4. Попов А.Н. Менеджмент как когнитариат и основа формирования национального богатства / А.Н. Попов, Г.М. Дементьев. - Челябинск: УралГУФК, 2008.

5. Редреев, В.А. Принятие решений в сфере осуществления физкультурно-спортивной деятельности: практика, теория, методология / В.А. Редреев, М.Ю. Жуков // Менталитет экономической личности: материалы межвузовск. научн.-практ. семинара с междунар. участ. - 2014. - С. 12-17.

6. Стукалова О.В. Основные компоненты профессиональной культуры современного менеджера / О.В. Стукалова, Н.В. Банатурский // Проблемы реструктуризации экономического образования: сб. статей. - Екатеринбург: УрГЭУ, 2004. - С. 53-56.

7. Фуллер Д. Управляй и подчиняйся! Пер. с англ. / Д. Фуллер. - М.: «Фонд за экономическую грамотность», 1992.

8. Фурняева Т.В. Организация практического обучения студентов в контексте антропологических и синергетических тенденций развития профессионального образования / Т.В. Фурняева // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 1. - С. 9-17.

9. Шакиров В.Р. Роль туристского похода как эффективной формы внеучебной воспитательной деятельности студента вуза физической культуры / В.Р. Шакиров, М.Ф. Шарипов // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: материалы IV Международного конгресса, посвященного 45-летию УралГУФК. - 2015. - С. 267-273.

10. Шарипов М.Ф. Развитие готовности бакалавра физической культуры к спортивно-педагогическому менеджменту / М.Ф. Шарипов // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 62-68.

Redreev Vladimir Andrjanovich

Urals state university of physical culture, Chelyabinsk, Russia

E-mail: gaie@74.ru

Synergism of tourism management in: cluster approach

Abstract. In the presented article the author makes an attempt to consider the synergism of tourism management from the position of a cluster approach. The structure of the region tourist cluster is substantiated with the separation of intermediary and direct service organizations. The principal model of the professional culture of the tourism manager developed under research is presented. The organizational structure of the region tourist cluster is shown. The author of this article pays special attention to the demand for tourist skills among the consumers of tourist products, which was revealed as a result of the survey as carried out. For many years this theme has been in the center of attention of specialists (both theorists and practitioners), carrying out activities in the sphere of management and training of the organizational and managerial personnel. At the same time, many of them are talking about a system interaction in the sphere of competitiveness and synergism of tourism management at the regional level. In both cases, special attention is paid to the importance of the cluster approach to this type of management. It is these issues, which have not only theoretical, but also practical significance for the sphere of physical culture and sports, as well as the national economy, are reported in this work.

Keywords: synergism; tourism; management; skills; physical culture; cluster approach

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.