Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИОПРИРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИОПРИРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

201
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Глобальный экологический кризис / экологическая культура / экологическое сознание / ценности и модель экологической культуры / экологической культуры / этические принципы / универсалии этических принципов / устойчивое развитие / экологический мониторинг / критерии экологической культуры.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фарангиз Алибаевна Комилова

В статье приводится сравнительный анализ терминов «экология» и «культура», а также механизм формирования экологической культуры личности специалиста через развитие мировоззрения, комплекса знаний, способствующих пониманию сущности природных процессов и ответственности человека за свои действия в отношении окружающей среды. Актуальность исследования обусловлена тенденциями поиска эффективных путей преодоления кризисов, которые приобретают в ХХI веке глобальный характер в связи со многими факторами человеческой деятельности, наносящими ущерб окружающей среде. Установлено, что в качестве ключевой стратегии решения данной проблемы ведущее место отводится переосмыслению экологической культуры личности этическими ценностями, основанными на принципах единства человека и окружающей среды; организации хозяйственной деятельности на основе этических ценностей природопользования и прогнозированию последствий своего поведения для окружающей среды; признание права диких животных всех видов на равную ценность жизни на земле с человеком. Данная стратегия определяет необходимость научного обоснования теоретико-методического подхода к переосмыслению принципов взаимодействия человека и окружающей среды, предусматривающего формирование системы ценностей, ценностных ориентаций, интересов, потребностей, установок, опыта личности в принятии новых, экологически ориентированных решений и норм поведения по отношению к природной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИОПРИРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-41-50

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОПТИМИЗАЦИИ СОЦИОПРИРОДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Фарангиз Алибаевна Комилова

Ассистент кафедры общественных наук Институт экономики и торговли таджикского государственного Университета

коммерции. Республика Таджикистан, farangis■ komilova@inbox.ru

В статье приводится сравнительный анализ терминов «экология» и «культура», а также механизм формирования экологической культуры личности специалиста через развитие мировоззрения, комплекса знаний, способствующих пониманию сущности природных процессов и ответственности человека за свои действия в отношении окружающей среды.

Актуальность исследования обусловлена тенденциями поиска эффективных путей преодоления кризисов, которые приобретают в ХХ1 веке глобальный характер в связи со многими факторами человеческой деятельности, наносящими ущерб окружающей среде. Установлено, что в качестве ключевой стратегии решения данной проблемы ведущее место отводится переосмыслению экологической культуры личности этическими ценностями, основанными на принципах единства человека и окружающей среды; организации хозяйственной деятельности на основе этических ценностей природопользования и прогнозированию последствий своего поведения для окружающей среды; признание права диких животных всех видов на равную ценность жизни на земле с человеком.

Данная стратегия определяет необходимость научного обоснования теоретико-методического подхода к переосмыслению принципов взаимодействия человека и окружающей среды, предусматривающего формирование системы ценностей, ценностных ориентаций, интересов, потребностей, установок, опыта личности в принятии новых, экологически ориентированных решений и норм поведения по отношению к природной среде.

АННОТАЦИЯ

April, 2022

Ключевые слова: Глобальный экологический кризис, экологическая культура, экологическое сознание, ценности и модель экологической культуры, экологической культуры, этические принципы, универсалии этических принципов, устойчивое развитие, экологический мониторинг, критерии экологической культуры.

Между человеком и окружающей его средой устанавливаются различные связи и отношения, которые дают возможность жить человеку как природному и общественному существу. При изучении отношения человека и его жизненной среды экология сталкивается не только с природными условиями, в которых человек живёт, но и с его общественной средой, которую человек создает и которая влияет на него и его природную среду. При этом соприкосновении экологии с общественным компонентом жизненной среды человека возникает понимание взаимосвязи природного и общественного компонента среды человека - так появляется социальная экология, предметом и исследования которой является жизненная среда человека и отношения и человека к этой среде. Совсем недавно экология рассматривалась как относительно узкая область изучения взаимоотношений между живыми объектами, находящимися в ограниченном регионе, и представляла практический интерес лишь для узкого круга специалистов-биологов. [2,86-87]. В настоящее время экология превратилась в глобальную проблему, затрагивающую широчайшие аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой, проблему, определяющую не только государственную, но и межгосударственную политику и в итоге - будущее всего человечества.

В связи с тем, что проблема отношения человека к природной среде вошла в предметный перечень экологии, биологии, культурологии и социологии, появился новый предмет - социальная экология, сама экологическая точка зрения стала чуть ли не знаковой характеристикой общества, его самосознания. Следствием этого стало введение в понятийный аппарат культурологии, социальной экологии и социальной философии термина «экологическое сознание», которое означает унифицированный, специфический тип понимания взаимосвязи человечества и природы, сквозной линией, проходящей через всю структуру общественного сознания, его форм [1.12-14]. Основным фактором значимости изучения экологического сознания является ряд экологических проблем в современном мире, и в частности, в Таджикистане.

April, 2022

42

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-41-50

Причинами экологических проблем стали непомерное загрязнение природной среды, сверхактивное, разрушительное вторжение человеческой деятельности в природный миропорядок, расширяемая и наращиваемая десятилетиями индустриализация производства и вызванное этим истощителыюе природопользование. В этих условиях экологическое сознание становится комплексным образом осмысления экологической ситуации, определителем путей решения экологических проблем.

Экологическое сознание призвано выработать идеальные формы социоприродного взаимодействия, в рамках которых жизнедеятельность человека и развитие природной среды будут сосуществовать на гармоничной основе. Выстраивание и систематизация экологического сознания как грани мировоззрения, способность экологического сознания отвечать на вновь возникающие обстоятельства, связанные с экологическими проблемами -необходимое условие преобразования порядка социального бытия в его сообразующуюся с окружающим миром форму. Экологическое сознание выделяет экологические проблемы как предмет социальной заботы, акцентирует внимание на них. А поскольку это становится социальной проблемой, то в деле её решения оказывается задействованной вся культура общества. [3, 14]. Поэтому формирование экологического сознания, его коммуникация в обществе становится задачей всех культурных приоритетов, идеалов, социальных институтов. Лишь при слиянии экологического сознания с общепринятыми и общепонятными культурными воззрениями и нормами, это сознание внедряется как в социальную духовную жизнь, так и в личную культуру.

Можно признать факт существования экологического сознания с ранних исторических периодов. Вместе с зарождением и развитием человечества происходит и формирование экологического сознания. Однако глобально, на философском уровне экологическое сознание долгое время не изучалось. До середины XX века учёные единодушно признавали три способа взаимодействия общества и природы: подчинение человека природе, господство человека над природой, гармония человека и природы. [4, 28]. Применение многофакторного подхода позволило выделить пять исторических типов экологического сознания, передающих специфику взаимодействия человека и природы на различных этапах развития общества: природоцентрический, антропоморфический,

April, 2022

теоцентрический, технократический и гармонический [6, 80-85].

> Природоцентрический исторический тип экологического сознания основывается на создании уважительного отношения к природе, позиция человека по отношению к природе определяется как приспособленческая, основанная на подчинении законам природы, в доминанте находится проблема выживания человека.

> Антропоморфический исторический тип экологического сознания характеризуется пробуждением активности в поведении человека, его нацеленностью на изменение окружающей действительности, основанной на уважении к природе.

> Теоцентрический тип экологического сознания базируется на определённых законах богословия, где делается ударение на исключительность человека, его особый статус, некое превосходство над всем окружающим миром, а, соответственно, в почете потребительское отношение к природе.

> Технократический исторический тип экологического сознания связывается с признанием ценности научно-технического прогресса, значимостью роли человека в этом процессе и второстепенностью природы.

> Гармонический исторический тип экологического сознания предполагает, безусловно, прогресс, но основанный на совершенно противоположной идее преимущества разума, ответственного отношения к природе, провозглашения нового типа общества - экосообразного. [6,83-85].

Однако последний тип экологического сознания - это лишь постановка вопроса, приглашение к дискуссии, он не получил всеобщего признания, отмечается в качестве возможного дальнейшего развития.

Можно согласиться с мнением учёных различных отраслей науки (философов, экологов, психологов, социологов, юристов) что современное экологическое сознание человечества находится на переходном этапе. Однако дальнейшее направление его формирования представляется спорным. Одни учёные с позитивным мышлением предполагают переход к гуманистическому типу, но возможен и другой, не столь приятный путь.

Таким образом, исторически выделяются две противоположные мировоззренческие установки в отношении человека к природе.

Первая (в основном западная) противопоставляет человека природе. Природа воспринимается как нечто вторичное, неважное. По сути — это лишь средство повышения благосостояния. Здесь наблюдается вообще исключение природы из мира

April, 2022

44

ценностей. Человек признается самой высшей ценностью, всё остальное, включая природу, ему подчинено и существует для удовлетворения его потребностей. Поэтому появляется сверх потребительское отношение к природе [5, 51].

Вторая установка заключается в поклонении природе. Она основана на том, что человек сам является частью природы. Эта точка зрения исторически более древняя, она была доминирующей в древних культурах (особенно на Востоке). Природе поклонялись, ею восхищались, она первостепенна и значима, человек лишь песчинка, он ничтожен, природа главенствует, она практически обожествляется [5, 53].

Важно, что именно системное изучение экологического сознания дает возможность рассмотреть этот духовный феномен в широком научном контексте, и, в частности, определить его место и роль в общей структуре социально-экологических проблем. Можно отметить непосредственную зависимость между формированием экологического сознания и решением глобального вопроса о типе взаимоотношений человека и природы.[6, 61-62].

Экологическое сознание, с одной стороны, представляет собой самостоятельную форму общественного и личностного сознания, так как оно устойчиво важным видом деятельности - экологической, а также имеет собственный объект исследования - взаимодействие общества и природы, предметное поле, в качестве которого выступает комплекс прямых и обратных связей в единой социо-природной системе. С другой стороны, экологическое сознание, приобретая ведущее значение в структуре общественного и индивидуального сознания, становится основным вектором качественной переориентации всей духовной жизни.

Любая антропогенная деятельность непременно должна включать биосферные параметры. Соответственно, принцип структурной организованности биосферы становится основополагающим регулятором содержания, направления и темпа, в первую очередь, материально-производственной деятельности человечества. Большое значение приобретает преодоление разрыва когнитивных и ценностных оснований деятельности на основе коэволюционной парадигмы. [6-19].

Именно экологическое сознание становится в настоящее время главным вектором переориентации духовной жизни. Этим определяется его роль и место в структуре общественного и индивидуального сознания. Современное экологическое

April, 2022

45

сознание характеризуется наличием в нём противоречий, зачастую конфликтных, между различными компонентами и уровнями, преодоление которых обеспечивает формирование активно-созидающего экологического сознания экоцентрического типа. Данный процесс связан с перспективой развития холистического, то есть целостно ориентированного, восприятия окружающего мира и, соответственно, формирования экологической позиции; социально-экологических и нравственно-эстетических ценностей и внедрением норм экосообразного (активно-защитного) поведения. [8, 20] Анализ философской, психолого педагогической и другой литературы показывает, что культура как способ жизнедеятельности одновременно выступает процессом и результатом, совокупностью социальных норм и особой знаковой системой, отражающей уровень развития общества и отношений людей между собой, подразумевая своеобразие жизни наций и народов, а также универсальные непреходящие ценности.

В настоящее время в научной, научно-популярной литературе, в средствах массовой информации широко применяется понятие «экологическая культура», которое, несмотря на это, до сих пор не имеет общепринятого толкования. Сложность вопроса заключается в том, что данный феномен объединяет самостоятельные понятия - «экология» и «культура», которые в научной литературе трактуются по-разному.

Изменение ориентации деятельности связано с коренной перестройкой мировоззрения, прежде всего той шкалы ценностей, которая укоренилась в сознании людей под воздействием противостояния человека природе. Иными словами, предстоит основательная ломка ценностей как материальной, так и духовной культуры и формирование новой - экологической культуры. Культура - способ жизнедеятельности человека во времени и пространстве, передаётся последующим поколениям, отражает уровень сознания человека, воплощена в предметных, материальных носителях, в создаваемых человеком материальных и духовных ценностях, рассматривается как совокупность образцов поведения, норм, способов и приёмов человеческой деятельности. Учёные отмечают взаимосвязь человека и культуры, их взаимное обогащение, поскольку человек сам создает культуру, называя ее «второй природой». Именно культура соединяет человека с природой; человек выступает частью мира, он есть образ мира, творец культуры («творящее существо»), одновременно и ее результат. Понятие «культура» характеризует мир именно человека.

April, 2022

46

Культура есть явление общечеловеческое, оно имеет общие архетипические истоки, принадлежит всему человечеству, формируя условия для его поступательно-эволюционного развития. Освоение культуры, ее лучших образцов и идеалов позволяет человеку развиваться, обогащать внутренний мир, осознавать этический смысл своих действий, поступков, овладевать уровнем внутренней и внешней культуры. Цель культуры: формировать в человеке просвещенность, культурность, образованность. Узкий смысл понятия «культура» обозначает сферу только духовной жизни человека, связан с освоением и реализацией ценностной морально-нравственной, этико-экологической компоненты в жизнедеятельности.

Культура личности, в которой выделяют внешний и внутренний уровни, проявляемые в поведении, в стиле общения с окружающими, во всех видах деятельности формируется и проявляется в среде, которая сложна, неоднородна и предъявляет разные требования к субъекту. При этом неумение соответствовать социальной среде становится серьёзной помехой для личности и окружающих. [5,97-99].

Анализ философской и биологической литературы показывает, что выделение культуры из природы явилось необходимым условием превращения биосферы в ноосферу, для которой характерна разумность, доброта и красота.

Следует отметить, что формирование культуры идёт сопряженно и взаимообусловленно со становлением общества, всех его составляющих, в числе которых немаловажное место занимает экологическая ситуация.

Сравнительный анализ применения термина «экология» свидетельствует о том, что она описывает взаимоотношения человека и природы как науку о взаимоотношениях организмов и их сообществ с окружающей средой, а также принципы, методы и результаты хозяйственного освоения природной среды и её ресурсов. [4, 88].

«Экологическая культура» - комплексное понятие, междисциплинарный феномен, понимается как система выстраивания отношений человека (субъекта жизнедеятельности) с окружающим миром, система отношений с

живой природой; основа формирования его экологического мировоззрения и экологического сознания. Экологическая культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых в процессе развития цивилизации, ориентированных не только на удовлетворение всесторонних потребностей человека, но и на сохранение, восстановление и улучшение

April, 2022

47

качественных и количественных показателей его естественной среды обитания. Человек - носитель культуры, единственный самосознающий вид в биосфере, наделенный духовно-разумным началом, духовное ядро

биосферы, потому и определяющий ее равновесное, гармоничное состояние, судьбу биосферы в исторически малом отрезке времени. [7,282-

309].

Отметим, что такой подход, объединяющий культуру и экологию, позволяет перейти к рассмотрению сущности «экологической культуры», предполагающей изменение человека с целью увеличения его образованности и совершенствования нравственных особенностей личности, развития духовных качеств.

Анализ отечественной литературы указывает на существование множества дефиниций понятия «экологическая культура», среди которых: совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

Особенностью экологической культуры выступает то, что образующие ее продукты - ценности разно порядковые; экологические знания - духовная ценность безотносительно к ценности природы; ценностное отношение к природе само выступает как ценность «второго порядка» для общества, так как иерархия ценностей подвижна; наконец, ценность природы духовна и материальна и может выступить как потребительская стоимость, как стоимость, духовные же ценности могут быть конкретизированы как польза, красота, истина. [7,91].

Экологическая культура характеризует направленность человеческой деятельности на сохранение природных условий, необходимых для жизни, формы и виды которой должны включать в себя экологическую составляющую как условие сохранения не только природной среды, но и самого общества.

Одной из составляющих экологической культуры является мировоззрение, рассматриваемое как «обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей».[7,28]. Отличительной особенностью экологического мировоззрения выступает наличие знаний об окружающей среде, осознание личностью необходимости

April, 2022

48

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-41-50

строить свои отношения с окружающей средой с позиции экологической целесообразности.

Актуальное значение приобретает формирование комплекса знаний, содействующих пониманию сущности природных процессов и ответственности человека за свои действия в отношении окружающей среды, а также убеждений в необходимости практических действий по предотвращению ущерба окружающей природе, защите и улучшению окружающей среды, способности квалифицированно решать экологические проблемы в индивидуальных и коллективных действиях, воспитание потребности в общении с природой.

Обобщение вышеизложенного позволяет определить, что развитие экологической культуры личности предполагает сформированность в рамках учебного процесса:

- интеллектуальной составляющей, обеспечивающей представления о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе;

- деятельностной составляющей, включающей систему интеллектуальных и практических умений, навыков (технологий) и опыта (стратегий) взаимодействия с природой;

- эмоционально-чувственной составляющей, характеризующей опыт эмоционально ценностного отношения к природе, экологически целесообразного поведения личности на основе соответствующего отношения к природе, определяющей характер взаимодействия с природой, мотивы и стратегии поведения. [5,45].

Итак, важным направлением формирования и развития экологической культуры студента выступает осознание и воплощение в жизнь общечеловеческих ценностей по взаимодействию с окружающей средой, объектами природы, проявление действенно-волевых качеств и т.д.

По нашему убеждению, систему образования необходимо ориентировать на реализацию гуманистической и экологической функций, экогуманистического подхода на выработку убеждения в значимости сохранения жизни на Земле как высшей, абсолютной ценности.

REFERENCES

1. Гирусов Э.В. Экологическая культура и проблемы современной цивилизации. Новосибирск: Наука, 2001.

2. Данило Ж. Маркович. Социальная экология. Москва,

1991.

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-41-50

3. Комаров В.Д. Экология человека как научная теория СПб.: Петрополис, 1996. Вып. 5.

4. Сергейчик С.А. Экология: учеб. пособие. - Минск: Современная школа, 2010.

5. Пьер Агесс, Ключи к экологии: Ленинград, Гидрометеоиздат: 1982.

6. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-Пресс, 1993.

7. Вернадский В.И. О науке. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. - Дубна: Феникс, 1997.

8. Тимофеева С.В. Проблема ценностей и формирования ценностных ориентаций личности. - Красноярск, 2009.

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.