Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И КОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОФИЛОСОФСКИЙ СРЕЗ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И КОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОФИЛОСОФСКИЙ СРЕЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
виртуализированное экологическое сознание / геополитическая характеристика / Родина / российский человек / социальная философия / экологическое сознание / экологическая культура / экологическое просвещение

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сабирова Лиля Андреевна

Данная статья краткий обзор сущности экологической культуры и экологического сознания российского человека, их основные характеристики и пути развития. Выявляется ценностное содержание экологической культуры и экологического сознания, предложено определение экологической культуры как совокупности мировоззренческих и моральных ценностей, определяющих характер отношений российского человека и окружающей природной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И КОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОФИЛОСОФСКИЙ СРЕЗ»

1 SCIENCE TIME ■

тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И КОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО ЧЕЛОВЕКА: СОЦИОФИЛОСОФСКИЙ СРЕЗ Сабирова Лиля Андреевна, Елабужский институт Казанского федерального университета, г. Елабуга E-mail: slilja2006rambler.ru

Аннотация. Данная статья - краткий обзор сущности экологической культуры и экологического сознания российского человека, их основные характеристики и пути развития. Выявляется ценностное содержание экологической культуры и экологического сознания, предложено определение экологической культуры как совокупности мировоззренческих и моральных ценностей, определяющих характер отношений российского человека и окружающей природной среды.

Ключевые слова: виртуализированное экологическое сознание, геополитическая характеристика, Родина, российский человек, социальная философия, экологическое сознание, экологическая культура, экологическое просвещение.

Проблема экологии, взаимоотношения человека и природы остаются ключевыми по настоящее время, и будет еще таковой в ближайшем будущем. В мировой социальной философии анализ сложившихся подходов к проблеме приводит к выводу, что для экологической культуры характерны такие основные свойства, как преобладание эколого-ориентированных ценностей; наличие экологического императива, определяющего основные черты поведения и деятельности человека. В то же время прослеживается распространение сферы действия моральных норм на отношения между человеком и природой; общественно-исторический характер, сложная структура; активное участие в формировании основных процессов мировой динамики.

Под экологическим сознанием мы понимаем совокупность стереотипов и поведенческих установок по отношению к природе, воплощающихся в

| SCIENCE TIME |

конкретных действиях, которые направлены на ухудшение или улучшение экологии. Это также осознание человеком степени своей неразрывности с природой, осознание человеком зависимости своего благополучия от состояния природы.

Под экологической культурой мы понимаем систему ценностей и взглядов человека на природу и экологию, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом и гарантирующей взаимный, оптимальный характер этого отношения. Экологическая культура - это принципиально новая культурная парадигма, характеризующаяся сегодня отношениями диалога и партнерства между человеком и природой.

Экологическое сознание и экологическая культура характеризуются качественным изменением отношения к окружающей природной среде, по сравнению с предшествовавшими эпохами культурного развития. Становление утилитарно - потребительского экологического сознания вместе с развитием индустриального общества, привело человечество к угрозе глобального экологического кризиса и продолжает оказывать влияние на динамику общемирового процесса. Вместе с тем, осознание экологической угрозы привело к возникновению принципиально новой формы мировоззрения, ориентированной на гармонизацию отношений человека и окружающей среды, неотъемлемой частью которого является система экологически ориентированных культурных ценностей. В их основе лежит понимание особого духовного значения природы, ее роли и места в жизни человека, включающее в себя представления о человеке как о единственном живом существе, активно создающем среду своего обитания, и о необходимости согласования природо-преобразующей деятельности с возможностями биосферы. Экологическое сознание современного человека отличается технологичностью благодаря достижениям науки и техническому прогрессу.

Экологическая культура является основным регулятором деятельности человека в его отношениях с окружающей природной средой. Ценности экологической культуры определяют оптимальный характер социо-природного взаимодействия, при котором учитываются жизненные потребности человека и обеспечивается сохранение биосферы Земли, предупреждается ее деградация [1].

Понимание экологической культуры как особого состояния общечеловеческой культуры обусловлено, прежде всего, представлением о культуре, как о совокупности результатов творческой деятельности человека и системы ценностей, определяющих формы этой деятельности. В свете изложенного вполне логично понимание экологической культуры как особого состояния культуры, при котором оптимальные отношения между человеком и

| SCIENCE TIME |

средой его обитания занимают ведущее положение в системе ценностей. При этом экологическая культура рассматривается как принадлежность определённого этапа развития общества и его культуры. Наличие экологической культуры предполагает определённый уровень знаний об отношениях общества и природы, широкое распространение экологической грамотности [1]. Такое понимание экологической культуры согласуется с задачами современного мирового сообщества, как они понимаются в стратегиях глобального развития, в частности, в принципах Рио-де-Жанейрской декларации 1992 года [4] и документа «Future We Want» 2013 года [3].

Понимание экологической культуры как неотъемлемой части культуры вообще, независимо от стадии ее развития проявляется в правовой сфере. В пояснительной записке к проекту закона «Об экологической культуре» от 2004 года, предмет будущего закона определяется как « ... неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой, преемственно формулируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности общества и человека» [2].

В современной культурологии и социальной философии под понятием «российский человек» понимается гражданин, длительное время проживающий на территории России, говорящий на русском языке, и носящий ментальные черты, которые отличают его от жителя других стран. Российский человек может быть русским, татарином, чукчей, бурятом, якутом и другой коренной национальности, проживающей на территории России. Российский человек - это геополитическая характеристика, а не этническая. Следовательно, российский человек имеет общее экологическое сознание и экологическую культуру. Данный вопрос о таком соотношении является проблематичным и требует дальнейшего научного исследования и уточнения.

Современному экологическому сознанию российского человека присуще следующее: утилитаризм и прагматизм; неоднородность развитости экологического сознания различных групп людей; развитие виртуализированного экологического сознания; распространение экологических знаний в России. Имеются наличие напряженности среди основных компонентов экологического сознания; недостаточная ориентированность массового экологического сознания на активные природоохранные действия; активизация воздействия экологического сознания различных природоохранных организаций и движений на массовое экологическое сознание. Эти же особенности

| SCIENCE TIME |

характерны и для экологического сознания общества в целом, человека в частности в современной России. Однако в России экологическое сознание и экологическая культура обладают рядом специфических особенностей. Экономика России до сих пор зависит от природных ресурсов, благодаря политике государства и техническому прогрессу Россия вырвалась вперед. Начали строить солнечные и ветряные электростанции, развивается природоохранное производство, поднимается экологическая культура населения на нашей Родине. Тем не менее, недостаточно развиты контрольные функции государства в области природопользования и охраны окружающей среды и использования биологических ресурсов. Отстает и организационный, технологический уровень производства и жилищно-коммунального хозяйства. Российский человек относится к природной среде как к кладовой ресурсов, которые необходимо извлечь для обеспечения своего жизненного существования. Это отношение присуще российскому человеку, представляющего разные социальные слои населения нашей страны. Его отношение к природной среде в значительной степени представлено в чувствах и переживаниях (повышенная тревожность, боязнь каких-либо экологических бедствий, ощущение безнадежности в решении экологических проблем общества). Российский человек относится к решению экологических проблем как к задачам второстепенным, решение которых может быть отложено до лучших времен. Его экологическое поведение и экологическая культура в большинстве случаев определяется через призму комфорта и экономического благополучия. В нем доминируют потребительские установки по отношению к природной среде, он пассивным образом участвует в решении экологических проблем. Развитие экологической культуры неотделимо от развития духовной культуры общества и от развития экологического сознания. Оно осуществляется по линии роста значения экологических ценностей, их актуализации в системе культуры. Ценности экологической культуры определяют характер социо-природного взаимодействия, при котором учитываются жизненные потребности человека и обеспечивается сохранение биосферы Земли, предупреждается ее деградация. Предпосылками развития экологической культуры служат традиции природопользования, исторически сложившиеся формы хозяйственной деятельности, эстетические ценности и т.д. Однако развитие экологической культуры предъявляет новые требования к их содержанию. Соответственно, в экологической культуре мораль и нравственность получают особое значение, ранее не существовавшее или существовавшее лишь в латентном виде. Моральные нормы, как основные регулятивы деятельности человека, включают и эталоны экологически корректного поведения. Распространение морали на отношения человека и окружающей среды требует принятия принципа экологического императива, принципа благоговения перед жизнью. Факторами

I SCIENCE TIME I

развития экологической культуры являются достижения наук о природе, в первую очередь, таких, как экология и смежные с ней; развитие правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере природопользования и охраны природы и т.д. Возникновение экологической культуры связано с осознанием опасности, проистекающей из основных тенденций развития общества потребления [1].

В связи с этим проблема формирования экологической культуры для российского человека является острой. Российскому человеку необходимо дальше работать над повышением своей экологической культуры. Ему следует уяснить, что экологическая культура является основным регулятором деятельности человека в его отношениях с окружающей природной средой. Ему нужно повышать духовную культуру, понять, что природа - это его родной дом, его родной край, его Родина и сформировать грамотный экологический императив, т.е. побуждение охранять природу своего края. Осознание экологической угрозы привело к возникновению принципиально новой формы мировоззрения, ориентированной на гармонизацию отношений человека и окружающей среды, неотъемлемой частью которого является система экологически ориентированных культурных ценностей.

Экологическое просвещение поможет справиться свыше поставленными названными задачами российскому человеку. Такой тип просвещения успешно внедряется биологами, экологами, педагогами, литераторами, чиновниками, научными журналистами через средства массовой информации, художественную и научно-популярную литературу, через проведение тематических занятий и мероприятий, через вовлечение общественности в эколого-полезную деятельность. Государственные природные заповедники, национальные и природные парки, ботанические сады, детские эколого-биологические центры, станции юных натуралистов осуществляют эколого-просветительскую деятельность посредством создания соответствующих центров, музеев природы, экологических троп, экологических лагерей, развития экологического туризма и других эффективных форм экологического просвещения.

Литература:

1. Громов Е.В., Сабирова Л.А. Environmental culture as a system of values: essence and main properties. INTERNATIONAL JOURNAL OF HUMANITIES AND CULTURAL STUDIES. ISSN 2356-5926, 2016. pp. 513-518.

2. Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об экологической культуре» // Депутат Государственной думы ФС РФ М.Я. Лебедева: персональный сайт. Date Views: 11.10.2011. - URL: www.lebedeva-m.ru/ru/work/ law/kult/index.html

I

SCIENCE TIME

I

3. Future We Want - Outcome document / Sustainable development: knowledge platform/ Date Views: 1.11.2015. - URL: rio20.un.org/sites/rio20.un.org/files/a-conf.216-l-1_russian.pdf.pdf

4. Rio declaration on environment and development / Sustainable development: knowledge platform / Date Views: 12.11.2015. - URL: http://www.un.org/documents/ ga/conf151/aconf15126-1 annex1 .htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.