Научная статья на тему 'Экологическое сопровождение инвестиционно-строительной деятельности'

Экологическое сопровождение инвестиционно-строительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
261
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шевченко Анатолий Павлович

Анализируются аспекты экологического сопровождения инвестиционно-строительной деятельности, рассматриваются его основные виды. Уточняется суть и задачи каждого вида экологического сопровождения инвестиционно-строительной деятельности. Обращается внимание на основные различия между ними и этапы проведения применительно к жизненному циклу строительной продукции.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ssues of ecological support of construction industry are being analysed, basic types of relevant procedures are pointed out. Prior objectives of each procedure are indicated. The article puts emphasis on main differences in environmental protection procedures on each stage of construction production.

Текст научной работы на тему «Экологическое сопровождение инвестиционно-строительной деятельности»

нове достаточно последовательного применения научно-практической методологии [3].

Именно такой комплексный подход позволяет успешно преодолевать кризисные явления. Поэтому в целях выделения качественно новой реальности в процессе регулирования в оборонной промышленности более правильно говорить об внешнем и внутреннем регулировании, подразумевая их комплексный характер, взаимопроникновение методов и интегральный способ использования.

Список литературы

1. Федеральный закон № 2551-1 от 20.03.1992 «О конверсии оборонной промышленности в РФ» // Бюллетень Минтруда РФ. - 1992. - № 7-8.

2. Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 1. - Ст. 3.

3. Полевский, Е. А. Управление развитием высокотехнологичных промышленных предприятий оборонно-промышленного комплекса / Е. А. Полевский. - М. : Экономика, 2011. - С. 205.

УДК 332.142.6

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. П. Шевченко

Анализируются аспекты экологического сопровождения инвестиционностроительной деятельности, рассматриваются его основные виды. Уточняется суть и задачи каждого вида экологического сопровождения инвестиционностроительной деятельности. Обращается внимание на основные различия между ними и этапы проведения применительно к жизненному циклу строительной продукции.

Issues of ecological support of construction industry are being analysed, basic types of relevant procedures are pointed out. Prior objectives of each procedure are indicated. The article puts emphasis on main differences in environmental protection procedures on each stage of construction production.

Задачи роста материального и культурного уровня жизни в нашей стране в немалой степени зависят от выполнения планов капитального строительства. Наряду с большими благами, приобретаемыми человечеством от развития общественного производства и градостроительства, возрастает антропогенное воздействие на природу, которое выражается в истощении ряда природных ресурсов, загрязнении воздуха, вод мирового океана, морей, озер, рек, а также почвы. Как одна из наиболее капиталоемких отраслей народного хозяйства строительство нуждается в большом количестве различного сырья, стройматериалов, энергетических, водных и прочих ресурсов, получение которых оказывает мощное воздействие на окружающую среду. Данные аспек-

ты применительно к российской строительной практике предлагается рассмотреть в настоящей статье, разобравшись в основных видах экологического сопровождения инвестиционно-строительной деятельности, их сути и основных задачах на каждом этапе реализации.

Основные виды экологического сопровождения инвестиционно -строительной деятельности представляются следующими:

- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);

- экологическое обоснование;

- экологическая экспертиза;

- экологический аудит;

- экологический мониторинг.

По логике хозяйственной деятельности все должно начинаться с ОВОС, являющейся частью исследования, касающегося изучения исходной экологической обстановки, и составляющей основу предпроектной стадии жизненного цикла строительного объекта. Правовой основой регулирования экологической обстановки в России является Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды». ОВОС, помимо вышеуказанного закона, непосредственно регламентируется положением, утвержденным Приказом № 372 Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16.05.2000 «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». В соответствии с действующим законодательством оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления [2]. При проведении ОВОС используется информация о природных условиях территории и состоянии ее отдельных компонентов.

Основные принципы проведения ОВОС:

- принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой деятельности;

- принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы;

- принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы;

- принцип научной обоснованности, объективности и законности;

- принцип достоверности и полноты информации;

- необходимость рассмотрения альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду.

ОВОС, по сути, является процессом исследования воздействия проектируемой деятельности на окружающую среду и здоровье населения, прогноза последствий такой деятельности, а также процессом разработки рекомендаций по необходимым природоохранным мерам, адекватным существующей и прогнозируемой экологической ситуации. ОВОС разрабатывается на стадии обоснований инвестиций в строительство и основывается на материалах ин-

женерно-экологических изысканий. Основная задача ОВОС - способствовать принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемого строительства.

Экологическое обоснование регламентируется приложением к Приказу Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ № 539 от 29.12.1995 «Об утверждении инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности». Согласно инструкции, экологическое обоснование определяется как совокупность доводов (доказательств) и научных прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой хозяйственной и иной деятельности для экосистем и человека и разработать мероприятия по их предупреждению [2]. Основная задача экологического обоснования - доказать допустимость вероятного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза регулируется Федеральным законом № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе». Экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами, законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду [3]. При этом различают государственную экологическую экспертизу и общественную экологическую экспертизу. Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды. Основная ее задача состоит в предотвращении негативного воздействия на окружающую среду. Государственную экологическую экспертизу проводят экспертные комиссии, работу которых организуют соответствующие государственные органы, имеющие на это исключительное право. Государственная экспертиза обязательна для всех проектов хозяйственной деятельности и организуется Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Общественная экологическая экспертиза проводится по желанию заинтересованной общественности любой общественной организацией, имеющей соответствующую запись в уставе. Общественная экспертиза обязана руководствоваться теми же нормативноправовыми актами РФ, что и государственная. Эксперты в обоих случаях несут одинаковую ответственность за нарушение процедуры, за ложные выводы и пр. Существенное отличие состоит в том, что выводы государственной и общественной экспертиз становятся нормативным актом после их утверждения приказом по министерству, однако выводы государственной экологической экспертизы утверждаются почти всегда, а выводы общественной экологической экспертизы - почти никогда. Несмотря на то, что выводы общественной экологической экспертизы не настолько весомы, сколько государственной, общественная экспертиза - это также возможность независимого анализа проекта специалистами, не связанными непосредственно с проектом коммерческими, служебными или иными корыстными интересами. При этом к участию в качестве экспертов приглашаются высококвалифицированные экологи, биологи, гидрологи и другие компетентные специалисты. Проведение общественной экологической экспертизы проекта - это еще и возможность участия в работе государственной экологической экспертизы, как минимум в статусе наблюдателей.

Объектом экспертизы всегда является документация, т.е. строительные проекты, инвестиционные планы и пр. В отличие от административной меры, принимаемой на стадии реализации проекта, которой является экологическая экспертиза, ОВОС - это процедура выявления, обоснования и учета природоохранных требований в нынешней и будущей экологической обстановке, т. е. информационная мера научного характера, реализуемая при подготовке оптимального решения на стадии проектирования. Экологическое обоснование должно опираться на данные ОВОС, предваряя проектирование (или являясь его начальной стадией), входя в технико-экономическое обоснование строительного проекта. Оба мероприятия совместно должны создавать прогнозные и обосновывающие материалы - основу для экологической экспертизы, завершающей проектную стадию и подготавливающей решение о возможности (или невозможности) реализации проекта. Если экологическая экспертиза обеспечивает учет экологических требований на стадии принятия управленческого решения, то ОВОС - на стадии его подготовки. Экологическое обоснование при этом является промежуточным элементом, находящимся между ОВОС и экологической экспертизой. На практике в зависимости от масштабности проекта ОВОС часто проводится параллельно или даже после экологического обоснования или вообще не проводится, что, безусловно, увеличивает риск необходимости доработки проекта по требованиям экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза при необходимости проводится параллельно с государственной, и ее результаты носят рекомендательный характер. Однако за последнее десятилетие известно немало случаев, когда результаты общественной экологической экспертизы, формально никак не влияя на ход реализации проекта, вызывали широкий общественный резонанс с привлечением внимания СМИ и высокопоставленных региональных и федеральных чиновников, что в конечном счете приводило к пересмотру проекта и более детальному подходу к экологическим требованиям. Более чем за 10 лет своего официального существования в России экологическая экспертиза как инструмент экологического воздействия доказала свою пользу и во многих случаях - эффективность. Результатами ее работы являются многие приостановленные экологически вредные проекты, сотни миллионов рублей ежегодного предотвращенного экологического ущерба, десятки тысяч единиц документации, подвергнутой тщательному экологическому анализу. И несмотря на то, что экологическая экспертиза (в особенности общественная) по-прежнему находится на этапе становления в российской деловой практике, существенные результаты ее присутствия явно налицо.

В процессе создания объекта строительства, а также его эксплуатации экологическое сопровождение продолжается в тех же или в несколько других формах, например, в виде экологического аудита. Отличие состоит в том, что если объектом исследования является не проект (документация), а осуществляемая деятельность, то это уже не подпадает ни под понятие ОВОС, ни под понятие «обоснование», ни под понятие «экспертиза» [4]. В данном случае речь скорее идет об экологическом аудите. Экологический аудит - это независимая комплексная документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нор-

мативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности [1]. Проведение экологического аудита регламентируется Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», а также перечнем федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Основная задача экологического аудита состоит в определении того, насколько деятельность субъекта хозяйственности отвечает экологическим требованиям с учетом заданного уровня существенности. При вынесении отрицательного аудиторского мнения субъекту хозяйствования может быть выписан штраф и требование о доведении экологической ситуации до приемлемого законодательству уровня, а в некоторых случаях до момента устранения нарушений его деятельность может быть приостановлена.

Если идет речь о сборе данных о состоянии окружающей среды с целью их анализа и предоставления государственным либо иным заинтересованным органам - это мониторинг. Экологический мониторинг представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов [1]. Осуществление экологического мониторинга в РФ регламентируется Постановлением Правительства РФ № 177 от 31.03.2003 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)». Основная задача экологического мониторинга - организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями, характеризующими состояние окружающей среды, а также прогноз изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов. Полученные данные анализируются и передаются в соответствующие федеральные органы с целью принятия дальнейших решений о регулировании экологической ситуации.

Рассмотрев экологическое сопровождение инвестиционно-строительной деятельности на всех его этапах, определив суть и задачи основных видов экологического сопровождения, мы приходим к выводу, что система экологической безопасности достаточно хорошо и тщательно продумана. Спорным остается лишь вопрос применения рассмотренных аспектов в практической деятельности хозяйствующих субъектов. Однако деловая практика показывает, что со временем вопросам экологии уделяется все больше и больше внимания, и общественный контроль над деятельностью государственных органов в этой области неуклонно растет. Это дает основания полагать, что в недалеком будущем инвестиционно-строительная деятельность в России будет защищена и экологически безопасна наряду со многими странами Европы.

Список литературы

1. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды».

2. Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ № 539 от 29.12.1995 «Об утверждении инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности».

3. Федеральный закон № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе».

4. Карпов, А. С. Общественная экспертиза: практика против политики / А. С. Карпов // Пчела. - 2004. - № 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.