Научная статья на тему 'Нормативно-правовые аспекты оценки воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую среду'

Нормативно-правовые аспекты оценки воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
606
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рыжов Е. В., Николаева М. Н.

В статье анализируется правовая основа проведения оценки воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую среду и раскрывается порядок ее проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Рыжов Е. В., Николаева М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые аспекты оценки воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую среду»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Е.В. РЫЖОВ, зам. директора НИИ КС - филиала ГКНПЦ им. М. В. Хруничева по экономике, М.Н. НИКОЛАЕВА, аспирант кафедры права МГУЛа

Деятельность по созданию и эксплуатации ракетно-космической техники (РКТ) -перспективное направление развития цивилизации и средство решения глобальных проблем человечества, но в то же время РКТ

- один из источников антропогенного воздействия на окружающую среду.

Особенность РКТ с точки зрения воздействия на окружающую среду состоит в том, что в процессе своего создания и эксплуатации она пребывает в нескольких природных средах и на все оказывает воздействие.

На этапе создания РКТ в числе других организационно-правовых мер по обеспечению экологической безопасности проводится оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) строительства наземных сооружений для эксплуатации изделий РКТ и собственно испытаний и эксплуатации РКТ.

Предмет ОВОС - это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Если экологическая экспертиза представляет собой правовую меру обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС

- это главный правовой инструмент обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего решения.

Принципы ОВОС применялись еще до 1988 г. в системе подготовки и принятия решений, когда Госкомприроды СССР сообщил, что «... органам Госкомприроды СССР дано указание с 01.01.1990 г. не принимать на государственную экологическую экспертизу предплановую, предпроектную и проектную документацию без информации по оценке воздействия на окружающую природную среду»[1]. В указаниях о составе, порядке разработки и утверждения техникоэкономического обоснования проектирования и строительства крупных и сложных предприятий и сооружений, утвержденных Госпланом СССР 01.07.1970 г., регламентировалось рассмотрение нескольких вариантов размещения предприятия (сооружения) с учетом «...соблюдения действующего законодательства СССР и союзных республик об использовании минеральных, земельных, водных и лесных ресурсов, охране приро-ды»[2].

Однако, вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при оценке проектов хозяйственной и иной деятельности в течение длительного времени не являлись приоритетными, а применительно к сфере ракетно-космической деятельности до принятия Закона РСФСР от 19.12.1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» практически не рассматривались.

В настоящее время ОВОС ракетно-космической деятельности проводится на основании Закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-фз «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-фз «Об экологической экспертизе» (в ред. Фе-

дерального закона от 15.04.1998 г.65-фз), в ст. 14 которого предусмотрено предоставление на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ), в числе других, материалов ОВОС хозяйственной и иной деятельности, подлежащей ГЭЭ.

Общая процедура ОВОС ракетно-космической деятельности в настоящее время регламентируется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утв. Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372.

Особенности ОВОС строительства наземных сооружений для эксплуатации изделий РКТ содержатся в СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав документации, обосновывающей инвестиции в строительство зданий и сооружений», утв. Минстроем РФ от 30.06.1995 г. № 18-63.

ОВОС изделий РКТ проводится в соответствии с «Макетом материалов по оценке воздействия ракетно-космической деятельности полигона (космодрома) на окружающую природную среду», согласованным с Госкомэкологии РФ, исх. № 13-31/860 от 22.12.1997 г.

По ранее действовавшему Положению об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации, утв. Приказом Минприроды РФ от 18.07.1994 г. № 222, более конкретно решался вопрос об объектах ОВОС. Во-первых, это Положение содержало Приложение «Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке». Согласно п. 18 этого Перечня ОВОС в обязательном порядке проводилась при подготовке обосновывающей документации на строительство космодромов, объектов и/или полигонов для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления) ракетных топлив. Во-вторых, в п. 1.3 вышеназванного Положения было указано, что целесообразность проведения (или продолжения начатых ра-

бот) ОВОС для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Минприроды России.

Действующее в настоящее время Положение подобного Перечня не имеет и в отношении объектов ОВОС содержит лишь указание на то, что ОВОС проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» (п. 1.3). Данная норма является отсылочной, то есть речь идет о статьях Закона РФ «Об экологической экспертизе», которые устанавливают объекты ГЭЭ федерального уровня (ст. 11) и объекты уровня субъектов РФ (ст. 12). Однако, содержание этих статей изложено таким образом, что, изучив их, так и остается до конца неясно, какие же материалы по намечаемой ракетно-космической деятельности необходимо передать на ГЭЭ. Так как конкретные критерии в оценке возможных последствий намечаемой ракетно-космической деятельности, степени и масштабов ее опасности отсутствуют, то даже уровень проведения ГЭЭ (федеральный или субъектов РФ) зачастую определить представляется затруднительным.

Заказчиком ОВОС является юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности и представляющее ее на экологическую экспертизу (например, Российское авиационно-космическое агентство, Министерство обороны Российской Федерации, АО «Пусковые услуги» и др.).

Исполнителем работ по ОВОС может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение ОВОС (заказчик или физическое (юридическое) лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по ОВОС).

Проведение______ОВОС_______ракетно-

космической деятельности базируется на следующих принципах:

- презумпции потенциальной опасности ракетно-космической деятельности;

- обязательности проведения ГЭЭ;

- недопущения (предупреждения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и других последствий в случае реализации намечаемой деятельности;

- гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы;

- научной обоснованности, объективности и законности заключений ГЭЭ;

- достоверности и полноты информации, предоставляемой на экологическую экспертизу.

ОВОС РКТ проходит в несколько

этапов.

1 этап - это уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение ОВОС. В ходе этого этапа заказчик подготавливает и представляет в органы государственной власти обосновывающую документацию, информирует общественность, проводит предварительную оценку и предварительные консультации с целью определения участников процесса ОВОС. На основании результатов предварительной оценки заказчик составляет техническое задание на проведение ОВОС.

2 этап - это проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС.

3 этап заключается в подготовке окончательного варианта материалов по ОВОС.

Результаты ОВОС ракетно-космической деятельности документируются в материалах по ОВОС, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на ГЭЭ, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.

Положение, регламентирующее в настоящее время порядок проведения ОВОС, содержит Приложение «Типовое содержание материалов по оценке воздействия намечае-

мой хозяйственной деятельности на окружающую среду в инвестиционном проектировании». Материалы по ОВОС ракетно-космической деятельности должны быть ориентированы на это Приложение и кроме того, на ранее упоминавшийся «Макет материалов...», который определяет состав материалов по ОВОС ракетно-космической деятельности космодрома и ракетно-космического комплекса.

Материалы по ОВОС по космодрому должны состоять из:

- общей информации по космодрому (природная и социально-экономическая характеристика территории, фоновое состояние компонентов природной среды, социально-экономическая инфраструктура территории космодрома);

источников и факторов воздействия на окружающую среду (ракеты-носители, производственные и коммунально-бытовые объекты);

- ОВОС ракетно-космической деятельности космодрома на нижние слои атмосферы, на озоновый слой и ионосферу, на водные ресурсы, на почву, флору и фауну;

- ОВОС возможных аварийных ситуаций;

- эколого-социально-экономической оценки ракетно-космической деятельности космодрома;

оценки экологического риска;

- мер и технических решений по охране окружающей среды;

экологического мониторинга территории космодрома.

Материалы ОВОС по ракетно-космическому комплексу имеют следующую структуру:

- общая информация по ракетно-космическому комплексу (основные технические характеристики ракеты-носителя, состав и основные характеристики наземного комплекса обеспечения пуска, природная и социально-экономическая характеристика территории полигона и районов падения отделяющихся частей ракеты, фоновое состояние компонентов природной среды, социально-экономическая инфраструктура территорий);

- ОВОС пусков ракет (факторы воздействия, воздействие на окружающую среду при подготовке к пуску, состав топлив и продуктов сгорания двигателей ракеты, распространение продуктов сгорания при старте и полете ракеты, образование кислотных осадков, выпадение продуктов сгорания на поверхность почвы, на озоновый слой атмосферы и ионосферу, акустическое, тепловое и механическое воздействие);

- ОВОС падения отделяющихся частей ракеты в районе расположения районов падения (химическое загрязнение, сейсмическое и акустическое воздействие);

- ОВОС аварийных ситуаций;

- анализ последствий воздействия пусков ракет на окружающую среду и население;

- оценка экологического риска;

- меры и технические решения по охране окружающей среды космодрома, районов падения отделяющихся частей и трассы полета ракеты;

- экологический мониторинг территории космодрома и районов падения.

Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о допустимости воздействия намечаемой им ракетно-космической деятельности на окружающую среду.

Проведение ОВОС ракетно-космической деятельности в целях предотвращения или смягчения ее воздействия на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий, конечно, необходимо. Однако, несмотря на наличие соответствующей правовой базы, механизм проведения ОВОС в некоторых случаях бывает неработоспособен, так как фактически заблокирован существующими бюрократическими отношениями.

Для более эффективной реализации Закона РФ «Об экологической экспертизе» и Закона РФ «Об охране окружающей среды» в части проведения ГЭЭ целесообразно разработать и принять подзаконные акты, ведомственные документы, устанавливающие критерии представления материалов (документации) по планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, на ГЭЭ.

Литература

1. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую сред)'.- № 1- М.: Минприроды. Минтопэнерго. Центр экологических программ, 1996.

2. Серов Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности. - М.: Издательство «Ось-89», 1998. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.