Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО ИНДИИ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО ИНДИИ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
555
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДИЯ / ПРИРОДА / ЭКОЛОГИЯ / ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаблин Петр Аюшеевич, Эриашвили Нодари Дарчоевич, Осодоев Олег Пиранович, Иванова Юлия Александровна

На протяжении последних двадцати лет, такие понятия, как экологический кризис, глобальное потепление и изменение климата не сходят с повестки дня практически во всех странах. В современном мире решение экологических проблем, является одним из ключевых направлений в политике не только развитых, но и развивающихся стран таких, как Индия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL LAW OF INDIA: CURRENT ASPECTS

Over the past twenty years, concepts such as the environmental crisis, global warming and climate change have not left the agenda in almost all countries. In the modern world, the solution of environmental problems is one of the key directions in the policy of not only developed, but also developing countries such as India.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО ИНДИИ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 343.974

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-75-82 NIION: 2007-0083-1/22-089 MOSURED: 77/27-005-2022-01-288

Экологическое право Индии: актуальные аспекты

Петр Аюшеевич Шаблин1, Нодари Дарчоевич Эриашвили2, Олег Пиранович Осодоев3,

Юлия Александровна Иванова4

1 Научно-производственное объединение «ЭМ-ЦЕНТР», Улан-Удэ, Республика Бурятия,

npo@shablin.ru

2 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, professor60@mail.ru

3 Международная академия информатизации, Москва, Россия, info@iiaun.ru

4 Российский технологический университет — МИРЭА, Москва, Россия, julia-ivanova-77@yandex.ru

Аннотация. На протяжении последних двадцати лет, такие понятия, как экологический кризис, глобальное потепление и изменение климата не сходят с повестки дня практически во всех странах. В современном мире решение экологических проблем, является одним из ключевых направлений в политике не только развитых, но и развивающихся стран таких, как Индия.

Ключевые слова: Индия, природа, экология, водные объекты, окружающая среда, современное законодательство

Для цитирования: Шаблин П. А., Эриашвили Н. Д., Осодоев О. П., Иванова Ю. А. Экологическое право Индии: актуальные аспекты // Криминологический журнал. 2022. № 1. С. 75-82. https://doi.-org/10.24412/2687-0185-2022-1-75-82.

Original article

Environmental law of India: current aspects

Petr A. Shablin1, Nodari D. Eriashvili2, Oleg P. Osodoev3, Yulia A. Ivanova4

1 Scientific and Production Association «EM-CENTER», Ulan-Ude, Republic of Buryatia, npo@shablin.ru

2 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia,

professor60@mail.ru

3 International Informatization Academy, Moscow, Russia, info@iiaun.ru

4 Russian Technological University — MIREA, Moscow, Russia, julia-ivanova-77@yandex.ru

Abstract. Over the past twenty years, concepts such as the environmental crisis, global warming and climate change have not left the agenda in almost all countries. In the modern world, the solution of environmental problems is one of the key directions in the policy of not only developed, but also developing countries such as India.

Keywords: India, nature, ecology, water bodies, environment, modern legislation

For citation: Shablin P. A., Eriashvili N. D., Osodoev O. P., Ivanova Yu. A. Environmental law of India: current aspects. Criminological Journal. 2022;(1):75-82. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-1-75-82.

На протяжении многих лет, наряду с распространением экологического сознания, произошло изменение в традиционно распространенном восприятии того, что существует компромисс между качеством окружающей среды и экономическим ростом, поскольку люди пришли к убеждению, что они обязательно дополняют друг друга. Нынешнее внимание к окружающей среде не ново экологические соображения были неотъемлемой частью индийской культуры

долгие годы. Необходимость сохранения и устойчивого использования природных ресурсов была выражена в индийских Священных Писаниях, которым более трех тысяч лет, и отражена в конституционных, законодательных и политических рамках, а также в международных обязательствах страны.

Еще до обретения Индией независимости в 1947 г. существовало несколько природоохранных законов, но реальный импульс для создания хорошо разрабо-

© Шаблин П. А., Эриашвили Н. Д., Осодоев О. П., Иванова Ю. А., 2022

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

танной основы пришел только после Конференции ООН по окружающей среде человека (Стокгольм, 1972 г.). Под влиянием декларации в 1972 г. был создан Национальный совет по экологической политике и планированию при Департаменте науки и техники. Совет позже превратился в полноценное Министерство окружающей среды и лесов (MoEF) в 1985 г., которое сегодня является высшим административным органом в стране для регулирования и обеспечения охраны окружающей среды. После Стокгольмской конференции в 1976 г. конституционная санкция была дана экологическим проблемам через поправки, которая включила их в Директивные Принципы государственной политики и основные права и обязанности.

С 1970-х гг. в стране выросла обширная сеть природоохранного законодательства. MoEF и советы по борьбе с загрязнением (CPCB, Центральный совет по борьбе с загрязнением и SPCBs. Государственные советы по борьбе с загрязнением) вместе образуют нормативное и административное ядро сектора.

В дополнение к законодательным положениям вводились, также разработанные политические рамки. Политическое заявление по борьбе с загрязнением и Национальная стратегия сохранения и политическое заявление по окружающей среде и развитию были выпущены Минприроды в 1992 г. для разработки и продвижения инициатив по охране и улучшению окружающей среды. Программа действий по охране окружающей среды была разработана в 1993 г. с целью улучшения экологических услуг и интеграции экологических соображений в программы развития.

Правительство, также приняло со временем другие меры по охране и сохранению окружающей среды, был разработан ряд отраслевых стратегий.

Стандарты качества воды, особенно для питьевой воды, устанавливаются Индийским советом медицинских исследований, в соответствии со стандартами ВОЗ. Сброс промышленных сточных вод регулируется индийскими стандартными кодексами, а в последнее время, также были определены стандарты качества воды для прибрежных вод. В дополнение к общим стандартам разработаны определенные конкретные эталоны для сбросов сточных вод из таких отраслей промышленности, как черная металлургия, алюминий, целлюлоза и бумага, нефтеперерабатывающие заводы, нефтехимия и тепловые электростанции.

Закон о воде 1974 г. — представляет собой первые попытки Индии комплексно решать экологические проблемы. Закон запрещает сброс загрязняющих веществ в водные объекты сверх заданного стандарта и устанавливает штрафы за несоблюдение. Он был изменен в 1988 г., чтобы тесно соответствовать положениям EPA 1986 г. Закон создал CPCB (Центральный совет по контролю загрязнения), который устанавливает стандарты для предотвращения и контроля загрязнения воды.

Закон о воде (предотвращение и контроль загрязнения) Cess 1977 г. — предусматривает взимание и сбор налога на воду, потребляемую промышленными предприятиями и местными органами власти. Она направлена на увеличение ресурсов центральных и государственных советов по предотвращению и контролю загрязнения воды. В соответствии с этим Законом в 1978 г. были сформулированы Правила Cess воды (предотвращение и контроль загрязнения) для определения стандартов и указаний на вид и расположение счетчиков, которые должен установить каждый потребитель воды.

Закон о воздухе (предотвращение и борьба с загрязнением) 1981 г. — был принят для борьбы с проблемами, связанными с загрязнением воздуха, в соответствии с Законом 1981 г. установлены стандарты качества окружающего воздуха. Закон предусматривает средства для контроля и борьбы с загрязнением воздуха. Он направлен на борьбу с загрязнением атмосферного воздуха путем запрета использования загрязняющих видов топлива и веществ, а также путем регулирования приборов, которые приводят к загрязнению воздуха. В соответствии с Законом создание или эксплуатация любого промышленного предприятия в зоне контроля загрязнения требует согласия государственных советов. Советы, также проверяют воздух в зонах контроля загрязнения, анализируют оборудование для контроля загрязнения и производственные процессы.

Национальные стандарты качества атмосферного воздуха (NAAQS) для основных загрязнителей были применены CPCB в апреле 1994 г. Считается, что это уровни качества воздуха, необходимые с достаточным запасом прочности для защиты здоровья населения, растительности и имущества. NAAQS предписывают конкретные стандарты для промышленных, жилых, сельских и других чувствительных районов. Отраслевые стандарты выбросов, также были

jjiiL.

-^pr-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

разработаны для металлургических заводов, цементных заводов, заводов по производству удобрений, нефтеперерабатывающих заводов и алюминиевой промышленности. Стандарты качества окружающей среды, предписанные в Индии, аналогичны тем, которые преобладают во многих развитых и развивающихся странах.

Для расширения возможностей центральных и государственных советов по загрязнению для удовлетворения серьезных чрезвычайных ситуаций был принят Закон о поправках к воздуху (предотвращение и контроль загрязнения)1987 г. Советы были уполномочены принимать немедленные меры для устранения таких чрезвычайных ситуаций и возмещения расходов, понесенных с нарушителей. Право аннулировать согласие на невыполнение предписанных условий, также было подчеркнуто в поправке к Закону о воздухе.

Правила загрязнения воздуха (предотвращение и контроль загрязнения) сформулированы в 1982 г., определили процедуры проведения заседаний советов, полномочия председательствующих должностных лиц, принятие решений, кворум, порядок составления протоколов заседаний и т. д. [4]. Они, также предписывали порядок и цель обращения за помощью к специалистам и плату, которая должна быть выплачена им.

Дополнением к вышеуказанным актам, является Закон об атомной энергии 1982 г., который был введен для борьбы с радиоактивными отходами. В 1988 г. Закон об автомобилях, принят для регулирования автомобильного движения, а также для обеспечения надлежащей упаковки, маркировки и транспортировки опасных отходов. Различные аспекты загрязнения автотранспортом, также были реализованы в соответствии с ЕРА 1986 г. В 1990 г. приняты стандарты массовых выбросов, которые были ужесточены в 1996 г. В 2000 г. эти стандарты пересмотрены еще раз, и впервые были выделены отдельные обязательства для владельцев транспортных средств, производителей и правоохранительных органов.

Кроме того, Верховный суд 29 апреля 1999 г. уведомил о довольно строгих нормах выбросов Евро I и II для города Дели. Уведомление обязывало производителей автомобилей соблюдать нормы Евро I и Евро II к маю 1999 г. и апрелю 2000 г., соответственно, для новых некоммерческих транспортных средств, продаваемых в Дели.

Закон о защите дикой природы 1972 г. с поправкой 1991 г. — WPA (Закон об охране дикой природы) предусматривает защиту перечисленных видов флоры и фауны и создает сеть экологически важных охраняемых территорий. WPA уполномочивает центральные правительства и правительства штатов объявлять любую территорию заповедником дикой природы, национальным парком или закрытой территорией. Существует полный запрет на осуществление любой промышленной деятельности внутри этих охраняемых территорий. Он предусматривает, что органы власти должны управлять и реализовывать Закон, регулировать охоту на диких животных, защищать определенные растения, заповедники, национальные парки и закрытые территории, ограничение торговли или торговли дикими животными, предметами животного происхождения и прочие вопросы. Закон запрещает охоту на животных, кроме, как с разрешения уполномоченного должностного лица, когда животное стало опасным для жизни или имущества человека или настолько инвалидным или больным, что его невозможно вылечить (WWF-Индия, 1999 г.). Почти полный запрет на охоту стал более эффективным благодаря Закону о поправках 1991 г.

Закон о лесах 1980 г. — Закон ограничивает полномочия государства в отношении резервирования лесов и использования лесных угодий в нелесных целях (термин «нелесная цель» включает расчистку любых лесных угодий для выращивания товарных культур, плантационных культур, садоводства или любых других целей, кроме повторного облесения).

Закон об охране окружающей среды 1986 г. (EPA) — является зонтичным законодательством, призванным обеспечить основу для координации центральных и государственных органов власти, созданных в соответствии с Законом о воде (предотвращение и контроль) 1974 г. и Законом о воздухе (предотвращение и контроль) 1981 г. В соответствии с данным Законом центральное правительство уполномочено принимать меры, необходимые для защиты и улучшения качества окружающей среды, устанавливая стандарты выбросов и сбросов, регулируя размещение промышленности, управление опасными отходами и защиту здоровья и благосостояния населения.

Время от времени центральное правительство выпускает уведомления в соответствии с EPA для защиты экологически чувствительных районов или

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

выпускает руководящие принципы по вопросам в соответствии с EPA.

Например, некоторые уведомления, выданные в соответствии с данным Законом, такие как:

• уведомление долины Дун (1989 г.), которое запрещает создание отрасли, в которой ежедневное потребление угля, топлива составляет более 24 млн т в день в долине Дун;

• уведомление о зоне прибрежного регулирования (1991 г.), которое регулирует деятельность вдоль прибрежных участков. Согласно этому уведомлению, сброс золы или любых других отходов в CRZ запрещен. Тепловые электростанции (только береговые сооружения для транспортировки сырья, сооружения для забора охлаждающей воды и отвода для сброса очищенных сточных вод, охлаждающей воды) требуют разрешения от МОЭФ;

• уведомление об оценке воздействия проектов развития на окружающую среду (1994 г. и с поправками 1997 г.), в соответствии с настоящим уведомлением, требуют экологического разрешения от Минприроды. Проекты, относящиеся к категории Новой промышленной политики, также требуют разрешения Минприроды. Все проекты развития, независимо от того, подпадают ли они под Список I или нет, если они расположены в нестабильных регионах, должны получить разрешение MoEF.

Промышленные проекты с инвестициями свыше 500 млн рупий должны получить разрешение MoEF и дополнительно должны получить LOI (Письмо о намерениях) от Министерства промышленности и NOC (сертификат отсутствия возражений) от SPCB и Государственного лесного департамента, если местоположение связано с лесными угодьями. После получения NOC LOI преобразуется государственным органом в промышленную лицензию.

В уведомлении, также оговаривались процедурные требования к созданию и эксплуатации новых электростанций. В соответствии с этим уведомлением требуется двухэтапное разрешение для конкретных проектов, таких, как тепловые электростанции в шахтах и проекты в долинах. На первом этапе производится очистка участка, а на втором — окончательное экологическое оформление. Публичные слушания стали обязательными для проектов, охватываемых настоящим уведомлением. Это важный шаг в обеспечении прозрачности и большей роли местных сообществ:

• уведомление о содержании золы (1997 г.) требовало использования обогащенного угля с содержанием золы не более 34 % с июня 2001 г. (дата позже была продлена до июня 2002 г.). Это относится ко всем тепловым электростанциям, расположенным за пределами одной тысячи километров от устья котлована, и к любой тепловой станции, расположенной в городской местности или в чувствительной зоне, независимо от расстояния от устья котлована, за исключением любой электростанции;

• уведомление о трапеции Тадж (1998 г.) при условии, что ни одна электростанция не может быть установлена в пределах географического предела трапеции Тадж, установленного зоной загрязнения трапеции Тадж (предотвращение и контроль);

• уведомление об утилизации летучей золы (1999 г.), основной целью которого является сохранение верхнего слоя почвы, защита окружающей среды и предотвращение сброса и удаления летучей золы, сбрасываемой с электростанций на основе бурого угля. Отличительной особенностью настоящего уведомления является то, что ни одно лицо в радиусе 50 км от электростанции на основе угля или бурого угля не должно производить глиняный кирпич или плитку без смешивания, по крайней мере 25 % золы с почвой.

Для тепловых электростанций использование будет следующим:

• каждая электростанция на основе угля или бурого угля должна предоставлять золу в течение не менее десяти лет с даты публикации вышеупомянутого уведомления без какой-либо оплаты или любого другого вознаграждения с целью производства продуктов на основе золы, таких как цемент, бетонные блоки, кирпич, панели или любой другой материал, а также для производства продуктов на основе золы;

• каждая тепловая электростанция на основе угля или бурого угля, введенная в эксплуатацию при соблюдении условий экологической очистки, предусматривающих представление плана действий по полной утилизации летучей золы, должна в течение девяти лет с момента публикации настоящего уведомления поэтапно прекратить сброс и удаление летучей золы на суше в соответствии с планом.

Правила производства, использования, импорта, экспорта и хранения опасных микроорганизмов, генетически модифицированных организмов или клеток были введены в 1989 г. в целях защиты окру-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

жающей среды, природы и здоровья в связи с генной технологией и микроорганизмами в соответствии с Законом об охране окружающей среды 1986 г. Правительство в 1991 г. приняло решение о введении национальной схемы маркировки экологически чистых продуктов под названием «ЭКОМАРК». Схема пытается предоставить производителям и импортерам стимулы для снижения неблагоприятного воздействия на окружающую среду, поощрения подлинных инициатив компаний и улучшения качества окружающей среды и устойчивости имеющихся ресурсов.

Правила охраны окружающей среды 1986 г. — правила устанавливают процедуры установления стандартов выбросов или сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Правила предписывают параметры для Центрального правительства, в соответствии с которыми оно может издавать приказы о запрете и ограничениях на размещение и эксплуатацию отраслей промышленности в различных областях. Правила устанавливают порядок отбора проб, подачи уведомления, представления проб на анализ и лабораторных отчетов. Функции лабораторий, также описаны в соответствии с Правилами наряду с квалификацией соответствующих аналитиков.

Закон 1997 г. о национальном апелляционном органе по охране окружающей среды — данный закон предусматривал создание Национального апелляционного органа по охране окружающей среды для рассмотрения апелляций в отношении ограничения районов, в которых любая промышленная операция или процесс, класс отраслей, операций или процессов не могут быть выполнены или будут разрешены при условии соблюдения определенных гарантий в соответствии с Законом об окружающей среде 1986 г.

В дополнение к этому были приняты различные акты, относящиеся к угольному сектору. Первые попытки в этом направлении можно проследить до Закона о шахтах 1952 г., который продвигал стандарты здоровья и безопасности в угольных шахтах. Позже угольные шахты (сохранение и развитие) Закон (1974 г.) был принят для сохранения угля во время горных работ. Для сохранения и освоения ресурсов нефти и природного газа аналогичный закон был принят в 1959 г.

Существует несколько законодательных актов, которые прямо или косвенно касаются опасных отходов. Соответствующими законодательными актами являются Закон о фабриках 1948 г., Закон о страхова-

нии гражданской ответственности 1991 г., Закон о Национальном трибунале по окружающей среде 1995 г. и некоторые уведомления в соответствии с Законом об охране окружающей среды 1986 г.

В соответствии с EPA 1986 г. Министерство энергетики выпустило несколько уведомлений для решения проблемы обращения с опасными отходами. К ним относятся:

• Правила обращения с опасными отходами 1989 г., которые подготовило руководство по производству, хранению и импорту опасных химических веществ и по обращению с опасными отходами;

• Правила обращения с биомедицинскими отходами (управление и обращение) 1998 г. были сформулированы параллельно для надлежащего удаления, сегрегации, транспортировки и т. д.;

• Опасные отходы (управление и обращение) поправка к правилам, 2000 г., недавнее уведомление, выпущенное с целью предоставления руководящих принципов для импорта и экспорта опасных отходов в стране.

Закон о фабриках 1948 г. был законом после обретения независимости, который явно демонстрировал заботу об окружающей среде. Основной целью Закона 1948 г. было обеспечение благосостояния работников не только в условиях их труда на фабриках, но и в их пособиях по трудоустройству. Обеспечивая безопасность и здоровье работников, Закон способствует охране окружающей среды, содержит всеобъемлющий перечень из 29 категорий отраслей промышленности, связанных с опасными процессами, которые определяются, как процесс или деятельность, в которых, если не будет соблюдаться особая осторожность, используемое в них сырье или промежуточные или готовые продукты, побочные продукты, отходы или сточные воды будут:

• наносить материальный ущерб здоровью занятых лиц;

• приводить к загрязнению общей окружающей среды.

Закон о страховании гражданской ответственности (PLIA) 1991 г. — данный Закон охватывает несчастные случаи, связанные с опасными веществами, и страховое покрытие для них. Если смерть или травма являются результатом несчастного случая, этот Закон возлагает на владельца ответственность за предоставление помощи, как указано в Перечне Закона. В 1992 г. в PLIA были внесены поправки, и

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

Центральное правительство было уполномочено создать Фонд помощи окружающей среде для осуществления выплат по оказанию помощи.

Закон о национальном трибунале по окружающей среде 1995 г. — данный Закон предусматривает строгую ответственность за ущерб, возникший в результате любого несчастного случая, произошедшего при обращении с любым опасным веществом, и за создание Национального экологического трибунала для эффективного и оперативного рассмотрения дел, возникших в результате такого несчастного случая, с целью предоставления помощи и компенсации за ущерб, причиненный лицам, имуществу и окружающей среде, а также по вопросам связанным или сопутствующие им.

Индия подписала ряд многосторонних природоохранных соглашений (МЭС) и конвенций. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., целью является контроль или предотвращение международной коммерческой торговли видами, находящимися под угрозой исчезновения, или продуктами, полученными из них.

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (Венской конвенции об охране озонового слоя) 1987 г. Монреальский протокол к Венской конвенции о веществах, разрушающих озоновый слой, вступил в силу в 1989 г. В протоколе установлены целевые показатели по сокращению потребления и производства ряда озоноразрушающих веществ.

Индия присоединилась к Монреальскому протоколу вместе с Лондонской поправкой к нему в сентябре 1992 г. Минприроды учредило Озоновую ячейку и руководящий комитет по Монреальскому протоколу для содействия осуществлению Социальной программы Индии по поэтапному прекращению производства к 2010 г.

Базельская конвенция о трансграничной перевозке опасных отходов 1989 г. — Базельская конвенция, вступившая в силу в 1992 г., преследует три ключевые цели:

• сокращение трансграничной перевозки опасных отходов;

• свести к минимуму образование таких отходов;

• запретить их отправку в страны, не имеющие возможности утилизировать опасные отходы экологически обоснованным образом.

Индия ратифицировала Базельскую конвенцию в 1992 г., вскоре после ее вступления в силу. Индийский

закон о правилах обращения с опасными отходами 1989 г. охватывает некоторые базельские положения, касающиеся уведомления об импорте и экспорте опасных отходов, незаконного оборота и ответственности.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) 1992 г. — основными целями РКИК ООН были стабилизация выбросов парниковых газов на уровнях, которые предотвратили бы опасное антропогенное вмешательство в глобальный климат. Конвенция опирается на принцип общей, но дифференцированной ответственности, который послужил основой для принятия нормативной структуры.

Индия подписала соглашение в июне 1992 г., которое было ратифицировано в ноябре 1993 г. Согласно конвенции требования о сокращении, ограничении применяются только к развитым странам. Единственное обязательство по представлению отчетности для развивающихся стран связано с составлением кадастра парниковых газов. Индия приступила к подготовке своего Первого национального сообщения (базовый 1994 г.), которое включает перечень источников и поглотителей ПГ, потенциальную уязвимость к изменению климата, адаптационные меры и другие шаги, предпринимаемые в стране для решения проблемы изменения климата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. Конвенция о биологическом разнообразии (КБР) является юридически обязательным рамочным договором, который до сих пор ратифицировали 180 стран. КБР имеет три основных направления: сохранение биоразнообразия, устойчивое использование биологических ресурсов и справедливое распределение выгод, вытекающих из их устойчивого использования.

Конвенция о биологическом разнообразии вступила в силу в 1993 г. В конвенции рассматриваются многие вопросы биоразнообразия, включая сохранение среды обитания, права интеллектуальной собственности, биобезопасность и права коренных народов.

Инициативы Индии в рамках Конвенции подробно изложены в позиции о биоразнообразии. К ним относятся принятие Закона 1972 г. об охране дикой природы с поправками 1991 г. и участие в нескольких международных конвенциях, таких как СИТЕС.

Конвенция ООН об опустынивании 1994 г. Делегаты Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. (ЮНСЕД) рекомендовал создать межправительственный комитет для ведения переговоров по разработке международной конвенции по

jjiiL.

-^pr-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

борьбе с опустыниванием в странах, испытывающих серьезную засуху или опустынивание. В 1992 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила такой комитет, который впоследствии помог в разработке Конвенции по опустыниванию в 1994 г.

Конвенция отличается тем, что она поддерживает и использует подход «снизу вверх» к международному экологическому сотрудничеству. В соответствии с положениями конвенции деятельность, связанная с борьбой с опустыниванием и его последствиями и смягчением их последствий, должна быть тесно связана с потребностями и участием местных землепользователей и неправительственных организаций. Семь стран региона Южной Азии подписали Конвенцию, которая направлена на борьбу с опустыниванием в рамках национальных, региональных и субрегиональных программ действий. Региональная программа действий включает шесть тематических программных сетей для азиатского региона. В Индии успешно действует сеть по агролесомелиорации и сохранению почв.

Международное соглашение по тропической древесине и Международная организация по тропической древесине (МОТД), 1983 г., 1994 г. МОТД, созданная Международным соглашением по тропической древесине (МТП) 1983 г., вступила в силу в 1985 г. и начала функционировать в 1987 г. МОТД содействует обсуждению, консультациям и международному сотрудничеству по вопросам, касающимся международной торговли и использования тропической древесины и устойчивого управления ее ресурсной базой. Соглашение-преемник ЗСТП (1983) было заключено в 1994 г. и вступило в силу 1 января 1997 г.

Масштабы сети природоохранного законодательства очевидны из приведенного выше обсуждения, но обеспечение соблюдения законов вызывает озабоченность. Одной из часто упоминаемых причин является преобладающий командно-контрольный характер экологического режима. В сочетании с этим преобладает подход закона «все или ничего», они не учитывают степень нарушения. Штрафы взимаются на плоской основе, и, кроме того, нет никаких стимулов для снижения сбросов ниже установленных уровней.

Некоторые инициативы были направлены на решение этих проблем в недавнем прошлом. В 1992 г., перед конференцией в Рио-де-Жанейро, правительство Индии выступило с политическим заявлением по борьбе с загрязнением, в котором заявило, что при борьбе с загрязнением будут учитываться рыночные

подходы. Оно заявило, что будут изучены экономические инструменты, способствующие переходу от лечебных мер к превентивным, интернализации затрат на загрязнение и сохранению ресурсов, особенно воды. В 1995 г. Министерство окружающей среды и лесного хозяйства (Минлесхоза) создало целевую группу по оценке рыночных инструментов, которая решительно выступала за их использование для борьбы с промышленным загрязнением. В дополнение к политике командования и контроля использовались различные экономические стимулы. Примерами таких стимулов, являются амортизационные отчисления, освобождение от уплаты акцизов или таможенных пошлин, а также предоставление льготных кредитов для внедрения чистых технологий. Еще одним очевидным аспектом является смещение акцента с обработки загрязнения в конце трубы на обработку в источнике. Роль дистанционного зондирования и географических информационных систем в управлении природными ресурсами и охране окружающей среды, также приобрела важное значение с течением времени.

Важным событием последнего времени является рост судебной активности в области обеспечения соблюдения природоохранного законодательства. Это отражается в увеличении связанных с окружающей средой публичных судебных дел, которые привели к тому, что суды предприняли серьезные шаги, такие, как распоряжение о закрытии загрязняющих заводов.

Основная цель XXI в. подчеркивает необходимость интеграции экологических проблем на всех этапах политики, планирования и принятия решений, включая использование эффективной нормативно-правовой базы, экономических инструментов и других стимулов [6]. Именно эти принципы были основополагающими для руководства охраной окружающей среды в стране задолго до Рио и будут укрепляться, опираясь на собственный опыт Индии и других стран.

Библиографический список

1. Иванова Ю. А., Захарова А. Д. Международно-правовое сотрудничество по проблемам климатических изменений: проблема истощения озонового слоя // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 5. С. 136-138.

2. Эриашвили Н. Д., Иванова Ю. А., Радченко Т. В. Глобальные проблемы человечества и пути их решения // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 1. С. 36-42.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ПРАВО

3. Экологическое право России / под ред. Н. В. Румянцева, Ф. Г. Мышко, А. В. Тумакова. 7-е изд., пе-рераб. и доп. М., 2021.

4. Эриашвили Н. Д., Иванова Ю. А., Ращенко А. С. К вопросу об ответственности за нарушение международно-правовых норм по охране окружающей среды // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 55-58.

5. Эриашвили Н. Д., Сарбаев Г. М., Иванова Ю. А. Систематизация законодательства и ее значение для совершенствования правового регулирования // Образование и право. 2021. № 6. С. 113-116.

6. Эриашвили Н. Д., Сарбаев Г. М., Федулов В. И. Современные международно-правовые стандарты экологических прав // Образование и право. 2021. № 6. С. 47-53.

7. Эриашвили Н. Д., Сарбаев Г. М., Иванова Ю. А. Теоретико-правовые основы противодействия международной преступности // Социально-гуманитарное обозрение. 2021. № 1. С. 43-50.

Bibliographic list

1. Ivanova Yu. A., Zakharova A.D. International legal cooperation on climate change issues: the problem

of ozone depletion // Bulletin of the Moscow University of the MIA of Russia. 2020. No. 5. P. 136-138.

2. Eriashvili N. D., Ivanova Yu. A., Radchenko T. V. Global problems of mankind and ways to solve them // Bulletin of the Moscow University of the MIA of Russia. 2021. No. 1. P. 36-42.

3. Environmental law of Russia / edited by N. V. Ru-myantsev, F. G. Myshko, A.V. Tumakov. 7th ed., reprint. and additional M., 2021.

4. Eriashvili N. D., Ivanova Yu. A., Raschenko A. S. On the issue of responsibility for violation of international legal norms on environmental protection // Bulletin of the Moscow University of the MIA of Russia. 2020. No. 1. P. 55-58.

5. Eriashvili N. D., Sarbaev G. M., Ivanova Yu. A. Systematization of legislation and its significance for improving legal regulation // Education and Law. 2021. No. 6. P. 113-116.

6. Eriashvili N. D., Sarbaev G. M., Fedulov V. I. Modern international legal standards of environmental rights // Education and law. 2021. No. 6. P. 47-53.

7. Eriashvili N. D., Sarbaev G. M., Ivanova Yu. A. Theoretical and legal foundations of countering international crime // Social and Humanitarian review. 2021. No. 1. P. 43-50.

Информация об авторах

П. А. Шаблин — генеральный директор ООО «Научно-производственного объединения «ЭМ-ЦЕНТР», доктор медицинских наук;

Н. Д. Эриашвили — профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор;

О. П. Осодоев — академик Международной академии информатизации;

Ю. А. Иванова — доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета — МИРЭА, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author

P. A. Shablin —General Director of LLC «Scientific Production Association «EM-CENTER», Doctor of Medical Sciences;

N. D. Eriashvili — Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Doctor of Economic Sciences, Candidate of Legal Sciences, Candidate of Historical Sciences, Professor;

O. P. Osodoev — Academician of the International Academy of Informatization;

Yu. A. Ivanova—Associate Professor of the Department «Legal Support of National Security» of the Russian Technological University — MIREA, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.02.2022; одобрена после рецензирования 04.03.2022; принята к публикации 18.02.2022.

The article was submitted 18.02.2022; approved after reviewing 04.03.2022; accepted for publication 18.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.