ЭРИАШВИЛИ Нодари Дарчоевич,
профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, e-mail: [email protected]
ИВАНОВА Юлия Александровна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета - МИРЭА, e-mail: [email protected]
РАДЧЕНКО Татьяна Викторовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета - МИРЭА,
e-mail: [email protected]
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ
Аннотация. Экологический терроризм более опасен, чем другие преступления террористической направленности, поскольку действует на общество опосредованно, через окружающую среду и биосферу. Экологический терроризм вобрал в себя две основные формы терроризма: посягательство на жизнь и здоровье граждан, а также на объекты государственного и международного значения, причём последние выступают предметом непосредственного посягательства. Вероятность достижения террористами своих целей на сегодняшний день очень высока - это дестабилизация обстановки в стране, отдельном регионе, а также загрязнение окружающей среды. Экологический терроризм может привести к необратимым и трудно устранимым последствиям. На сегодняшний день отдельные государства и мировое сообщество в целом не могут обеспечить полную безопасность от экологических терактов.
Ключевые слова: экология, экологический терроризм, экологическое законодательство, природа, окружающая среда, юридическая ответственность, ООН.
ERIASHVILI Nodari Darchoevich,
professor of the department of civil and labor law, civil process of the «Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Y. Kikot», doctor of economics, candidate of law, candidate of historical, professor
IVANOVA Yulia Aleksandrovna,
candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department "Cybersecurity and digital transformation" of the Russian Technological University - MIREA
RADCHENKO Tatiana Viktorovna,
candidate of law, associate Professor of the Department "Cybersecurity and digital transformation" Russian technological University - MIREA
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-342-347 NIION: 2018-0076-2/22-488 MOSURED: 77/27-023-2022-2-687
ENVIRONMENTAL TERRORISM
Annotation. environmental terrorism is more dangerous than other terrorist crimes, since violent actions are applied to citizens or their property indirectly through the environment and the biosphere. Environmental terrorism encompasses two main forms of terrorism: it is at the same time an encroachment on the life and health of citizens and on objects of state and international economy, and the latter are the subject of direct encroachment. The probability of terrorists achieving their goals today is very high - it is the destabilization of the situation in the country and the region, as well as environmental pollution. Environmental terrorism can lead to irreversible and difficult to eliminate consequences. To date, individual States and the world community as a whole cannot ensure the complete safety of citizens from environmental terrorist attacks.
Key words: ecology, environmental terrorism, environmental legislation, nature, environment, legal responsibility, UN.
Перед мировым сообществом встают разнообразные международные проблемы, которые связаны с загрязнением окружающей среды, изменением климата, различного рода эпидемиями и пандемиями людей, распространением оружия массового поражения и другими. К числу таких глобальных международных проблем, стоящих перед современными государствами, относится и экологический терроризм. Проблема существования экологического терроризма является особо важной и с каждым годом обостряется.
Террористические акты приносят не только огромный физический и моральный вред гражданскому населению, но и материальный вред государствам. В связи с общественным негативом, государства объединяются для борьбы с данным видом преступности. В частности, создаются различные региональные организации, деятельность которых относится лишь к конкретной территории, помимо этого создаются международные организации, к ведению которых относится деятельность по предупреждению и предотвращению террористических актов по всему миру. К сожалению, до сих пор не был выработан единый, универсальный и верный путь борьбы с организованными преступными группировками, а множество созданных нормативных правовых актов, не способны остановить или ограничить их деятельность, несмотря на то, что на данный момент существует более двадцати пяти региональных, глобальных соглашений, направленных на борьбу с террористической активностью [6].
Ежегодно происходят террористические акты по всему миру, которые держат в страхе и ужасе мирное гражданское население всех мировых держав. Терроризм - масштабная проблема, которая не имеет разграничений по полу и национальности, принципам и убеждениям, данная проблематика является общей для всех народов мира, так как с подобными деяниями можно бороться лишь с помощью совместных усилий. Это заставляет задуматься (глав государств,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
политиков, юристов, правоохранительные структуры и др.) о причине, по которой продолжают организовываться и происходить подобные действия.
В настоящее время в мире насчитывается несколько десятков различных дефиниций терроризма, но унифицированной оценки данного явления, а также единого подхода к ответам на него так и не выработано. В связи с этим его актуальность только нарастает вместе с возрастающей агрессией и опасностью со стороны различных террористических группировок, привлекая внимание не только множества ученых и исследователей, но и глав различных государств [3].
Экологические, политически, правовые дискуссии об экологическом терроризме активно усиливаются, с упором на выявление возможных рисков для природных ресурсов или экологических особенностей. Отдельные ученые, утверждают, что нападения на природные ресурсы могут привести к большему числу смертей, материальному ущербу, политическому хаосу и другим неблагоприятным последствиям.
На сегодняшний день деятельность по противодействию терроризму носит транснациональный характер и представляет собой основополагающую, глобальную проблему мирового сообщества в целом. В связи с этим необходим комплексный анализ международных и российских правовых актов.
Анализ содержания международных актов необходимо начать с того, что Организация Объединенных Наций (ООН) осуществляет активное институционное взаимодействие, создание нормативно-правового базиса антитеррористической деятельности, путём принятия резолюций и заключения международных договоров [1].
Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года. Зачастую террористы в качестве объектов, способствующих достижению их целей, используют представителей государства,
поэтому для правовой защиты таких лиц была принята данная Конвенция. Конвенция обязывает государства разрабатывать необходимые меры, осуществлять международное сотрудничество в целях обмена информацией между странами.
Российская Федерация представляет собой правовое государство, ориентированное на защиту личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В связи с этим, в нашем государстве имеется ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих правоотношения, связанные с борьбой с терроризмом.
За последние годы в России проделана значительная работа по формированию, укреплению и совершенствованию правовой базы противодействия терроризму. Законодательство, регулирующее вопросы противодействия терроризму, развивается как на международном, государственном, так и на уровне отдельных служб и ведомств, обладающих полномочиями в сфере противодействия этой угрозе.
В некоторых областях законодательство и деятельность органов государства остается на несколько шагов позади, например, по части развития информационного терроризма, который может взаимодействовать и с другими видами терроризма, в том числе с экологическим.
Террористические организации активно прибегают к использованию достижений научно-технического прогресса, осуществляя вербовку новых членов в сети Интернет. Все чаще спецслужбами и правоохранительными органами наблюдается активное использование идеологами террора популярных мессенджеров. Террористы, запрещенной в России организации «ИГИЛ», активно пользуются системой видеосвязи Skype, а также мессенджерами «What'sApp», «Viber» и др. Террорист-смертник, устроивший 3 апреля взрыв в метро Санкт-Петербурга, использовал для связи с пособниками и зарубежным куратором мессенджер «Telegram», чей информационный трафик не поддается простому отслеживанию и дешифровке. Глава Роскомнадзора потребовал, чтобы «Telegram»1 предоставил спецслужбам возможность отслеживать среди пользователей террористов, в противном случае мессенджер будет заблокирован.2 Одной из актуальных проблем современности является Даркнет, ее
1 Заблокирован в РФ с 14 марта 2022 г по распоряжению Роскомнадзора РФ.
2 А.В. Жидков, В. С. Чикальдина. Активность террористической организации «Исламское государство» в сети Интернет: методы вербовки молодежи и способы противодействия. Электронный ресурс URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/aktivnost-terroristicheskoy-organizatsii-islamskoe-gosudarstvo-v-setHntemetirietody-verbovki-molodezhi-i-sposoby-protivodeystviya (дата обращения: 16.02.2022)
основополагающей частью является незаконная деятельность: продажа наркотиков, запрещенных веществ и особенно оружия, необходимого террористам. На сегодняшний день нет правового механизма, способного бороться с данной угрозой, правоохранительные органы не обладают знаниями, способными противостоять этому явлению, факты свидетельствуют о недостаточной регламентации некоторых положений в области информации, приводящих к возможности неоднозначного толкования, правоприменения и своевременного предотвращения [3].
Экологический терроризм является на сегодняшний день глобальной проблемой, это незаконное применение силы против природных ресурсов на местах с целью лишить население их природных благ и уничтожить имущество.
Современное общество существует в мире, в котором имеется тесная взаимосвязь с экологическими и экономическими последствиями, выходящими за рамки национальных границ. Огромный рост глобализации привел к более широкому признанию необходимости решения этих различных проблем. Современное экологическое законодательство - это свод законов, принципов, директив и нормативных актов, принятых и применяемых местными, национальными или международными организациями для регулирования обращения человека с природой (окружающей средой) [4].
В течение десятилетий страны по всему миру изо всех сил пытались и пытаются справиться со стихийными бедствиями, такими как лесные пожары и наводнения. Из-за масштабов стихийных бедствий - пожаров Турция, Италия, Греция, Россия, Франция, Канада, Соединенные Штаты и Австралия потеряли тысячи гектаров лесов, в то время как многие страны сталкиваются с наводнениями и погружаются под воду. Стихийные бедствия являются результатом изменения климата, негативно влияющего на нашу планету, однако в отдельных случаях имеется и человеческий фактор, а именно совершения противоправных действий в природоохранной сфере (экологический терроризм) [5].
Экологический террорист, включает в себя акты насилия или разрушения, направленные на ограничение изменения человеком окружающей среды или видов животных. Экологические террористические акты могут совершаться в различных формах. Некоторые из этих актов включают вандализм в отношении оборудования,блокирование предприятий или рабочих мест, посылку бомб или самодельных бомб, отправленных администраторам учреждений, освобождение животных, уничтожение данных исследований, вторжения в правительственные или деловые учреждения для
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
совершения преступлений гражданского неповиновения, поджоги зданий, уничтожение экспериментальных растений и животных и т.д.
В то время как человеческие и экологические последствия террористической атаки с использованием ядерных или радиологических материалов едва ли можно себе представить, угроза ядерного терроризма реальна. Несколько террористических группировок, включая «Аль-Ка-иду», северокавказских террористов и так называемое «Исламское государство», продемонстрировали свои ядерные амбиции как средство общения со своими «врагами» и нацеливания на них. Аль-Каида, как правило, нацелена на «Запад», Северокавказские террористы выбрали Россию в качестве менее абстрактного врага. В качестве более недавнего примера можно привести теракты 2015 года в Париже сбор информации о ядерных исследовательских объектах в Бельгии и Германии.
Европейские страны, участвующие в международных контртеррористических кампаниях и осуществляющие ядерные энергетические или исследовательские программы, такие как Франция и Германия, представляют собой объекты высокого риска для потенциальных ядерных террористических атак.
Существует более одного способа вызвать террор с помощью радиоактивности. Ядерный терроризм может принимать, по крайней мере, четыре формы: детонация неповрежденного ядерного оружия, самодельного ядерного устройства, устройства для рассеивания радиации или «грязной бомбы» или выброс радиоактивности.
Первое относительно маловероятно, поскольку террористические группы сталкиваются с огромными препятствиями на пути к получению функционирующего ядерного оружия. Даже с учетом возможности, так называемых инсайдерских угроз-террористов, получающих помощь от сочувствующего сотрудника, - проникнуть на соответствующий военный объект для приобретения действующего ядерного оружия чрезвычайно сложно. Кража компонентов для создания действующего ядерного оружия также маловероятна, поскольку для этого требуются профессиональные знания и оборудование. Поэтому, гражданские объекты и их персонал представляют собой более легкие цели, остальные три категории являются более осуществимыми формами ядерного терроризма.
Создание второго варианта - самодельного ядерного устройства - требует расщепляющегося материала. Для его получения преступникам необходимо либо проникнуть на охраняемые объекты, такие как атомные электростанции и связанные с ними объекты, которые обрабатывают, хра-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
нят или транспортируют ядерное топливо, либо приобрести его с помощью других преступных средств, таких, как сети черного рынка. Хотя изготовление устройства, использующего расщепляющийся материал для ядерного взрыва, является технически сложным, оно осуществимо.
Термин «грязная бомба» в третьем варианте относится к устройству, основным назначением которого является распространение опасных уровней радиации. Комбинируя обычные взрывчатые вещества с радиоактивными материалами, грязные бомбы относительно просты по сравнению с теми, которые используются для целенаправленных ядерных взрывов. На сегодняшний день, существует более широкий спектр потенциальных источников используемых в них радиологических материалов: некоторые медицинские и исследовательские учреждения обрабатывают материалы с более низким уровнем радиоактивности, ядерная энергетика создает материалы со средним и высоким уровнем радиоактивности. Например, если «грязная бомба» использует радиоактивные отходы высокого уровня, она может рассеивать высокие уровни радиации. Правонарушители могут приобретать, такие радиологические материалы путем физического взлома и кражи, инсайдерской поддержки или сетей черного рынка.
Четвертая форма ядерного терроризма направлена на рассеивание радиоактивности еще более без разбора - без взрывных устройств. Вместо детонации преступники могут атаковать объект, обрабатывающий ядерные или радиологические материалы, с целью нарушения, саботажа или манипулирования его операциями, что приводит к высвобождению радиоактивности.
По мнению экспертов по ядерной политике, знания о том, как создавать взрывные устройства или выделять радиоактивность, относительно свободно доступны. Поэтому единственная эффективная стратегия предотвращения заключается в том, чтобы затруднить террористам и злоумышленникам получение ядерных и радиологических материалов. Это, в свою очередь, означает укрепление ядерной безопасности, что касается защиты расщепляющихся и других радиоактивных материалов от незаконного доступа, включая защиту ядерных объектов от незаконного нарушения.
Уровень ядерной безопасности во всем мире имеет значение, как для международной, так и для национальной безопасности. Учитывая транснациональные масштабы преступности, терроризма и других незаконных сетей, инциденты в области ядерной безопасности и отсутствие высоких стандартов могут представлять прямую или косвенную угрозу для всего мирового сообщества.
Несмотря на то, что ядерная безопасность является одним из ключевых принципов в области международной ядерной политики, соответствующие рекомендации и правила носят разрозненный характер и в значительной степени не имеют обязательной силы.
Ответственность за осуществление международных и национальных нормативно-правовых рамок в области ядерной безопасности полностью лежит на соответствующих государственных субъектах.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) присоединяется к другим субъектам, включая представителей гражданского общества, в объединении национальных, государственных и частных заинтересованных сторон для обмена передовым опытом и сотрудничества в области исследований. В конечном счете, однако, степень, в которой государства инвестируют в правовое и техническое осуществление, а также в исследования и усовершенствования, является, прежде всего, вопросом политической воли.
Международная архитектура противодействия и предотвращения терроризма также частично ослаблена государствами, которые занимают ключевые места и злоупотребляют контртеррористическими структурами для достижения своих собственных геостратегических и геополитических целей. Экспертные группы и специальные комитеты в международных институтах действительно сосредоточены на угрозе ядерного терроризма. Но если государства - участники не договорятся об основных принципах борьбы с терроризмом - например, об укреплении участия гражданского общества в качестве важнейшего столпа - можно только предполагать, какое внимание они уделяют такой, казалось бы, отдаленной и противоречивой угрозе, как ядерный терроризм.
Угроза ядерного терроризма не является ни отдаленной, ни теоретической в нынешней обстановке безопасности, которая определяется усилением геополитических конфликтов, региональной нестабильностью и сокращением усилий по обеспечению ядерной безопасности во всем мире. Одновременно во всем мире растет интерес и развитие ядерных и радиологических технологий для производства энергии или других применений, что потенциально может повысить осуществимость и, следовательно, угрозу ядерного терроризма[7].
Ядерный терроризм, на сегодняшний день является транснациональной угрозой. Высокоуровневый радиоактивный материал, украденный из одного места, может превратиться в «грязную бомбу» в другом. Даже те государства, которые не участвуют в международных контртеррористических кампаниях или не обладают радио-
активными материалами, могут стать мишенью или пострадать от ядерного терроризма. Что еще хуже, разрушительные последствия ядерного терроризма и распространения радиоактивности не «уважают» национальные границы. Соответственно, необходимы национальные и международные усилия и инвестиции в ядерную безопасность - независимо от соответствующих национальных интересов, например, связанных с ядер-нымитехнологиями илидругими геополитическими, экологическими конфликтами.
Осознание угрозы ядерного терроризма и его правдоподобия является лишь первым, хотя и крайне необходимым шагом в правильном направлении для его предотвращения. Террористическим группам и другим злонамеренным субъектам не следует предоставлять возможность реализовать свой потенциал и решимость.
Экологическое террористическое поведение - это сложное и запутанное преступление, которое необходимо предотвращать, пресекать и преследовать в судебном порядке. Для противодействия такому поведению использовались различные стратегии, но их влияние на экологический терроризм было минимальным. Многие попытки правительства и лоббистов по борьбе с экологическим терроризмом были сосредоточены на том, чтобы полностью поддержать ужесточение наказаний за экологическое террористическое поведение и распространить защиту законодательства от терроризма на потенциальных жертв экологического терроризма.
На сегодняшний день, важно, чтобы законодательные органы признали экологический терроризм, предусмотрели достаточную политику и ресурсы для использования в борьбе с экологическим терроризмом и продолжали свое участие в правовой защите потенциальных целей экологического терроризма. Что касается специальных оперативных групп и правоохранительных органов, то создание эффективных международных сетей является ключевым фактором, поскольку большинство эко-террористов преодолевают большие расстояния, чтобы применить опасное нападение, которое является скоординированным, полностью спланированным и гибким. Наконец, крайне важно, чтобы правоохранительные органы разрабатывали новые, современные эффективные средства профилактики, борьбы с экологическим терроризмом. Эта взаимосвязь силовых структур и экологически совместимых инициатив, могут значительно свести к минимуму вероятность совершения экологических террористических нападений.
Величайшее значение развития экологического законодательства состоит в том, чтобы гарантировать устойчивость планеты, и оно
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
рассматривается, как право настоящего и будущего общества. Защита природных ресурсов, необходимых для жизни, является правом и обязанностью каждого гражданина [2].
Экологическое законодательство добилось больших успехов, но многие проблемы остаются нерешенными. Проблемы экологического терроризма все чаще приобретают глобальный масштаб, и необходимо достичь прогресса в решении этой проблемы. Немногие области права являются полностью статичными; однако экологическое право, вероятно, будет продолжать меняться с необычной быстротой по мере того, как экологи, политики, юристы должны пробовать новые решения экологических проблем, возникающих в результате развития цивилизации и новых технологий.
Список литературы:
[1] Иванова Ю.А., Захарова А.Д. Международно-правовое сотрудничество по проблемам климатических изменений: проблема истощения озонового слоя. Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 5. С. 136-138.
[2] Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Радченко Т.В. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 1. С. 36-42.
[3] Экологическое право России. Под редакцией Н.В. Румянцева, Ф.Г. Мышко, А.В. Тумакова. Москва, 2021. Сер. Dura lex, sed lex (Седьмое издание, переработанное и дополненное).
[4] Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Ращенко А.С. К вопросу об ответственности за нарушение международно-правовых норм по охране окружающей среды. Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 55-58.
[5] Эриашвили Н.Д., Сарбаев Г.М., Иванова Ю.А. Систематизация законодательства и ее значение для совершенствования правового регулирования. Образование и право.2021.№ 6. С. 113116.
[6] Эриашвили Н.Д., Сарбаев Г.М., Федулов В. И. Современные международно-правовые стандарты экологических прав. Образование и право. 2021. № 6. С.47-53.
[7] Эриашвили Н.Д., Сарбаев Г.М., Иванова Ю.А. Теоретико-правовые основы противодействия международной преступности. Социально-гуманитарное обозрение. 2021. № 1. С. 43-50.
Spisok literatury:
[1] Ivanova YU.A., Zaharova A.D. Mezhdunar-odno-pravovoe sotrudnichestvo po problemam kli-maticheskih izmenenij: problema istoshcheniya ozo-novogo sloya. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 5. S. 136-138.
[2] Eriashvili N.D., Ivanova YU.A., Radchenko T.V. Global'nye problemy chelovechestva i puti ih resheniya. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2021. № 1. S. 36-42.
[3] Ekologicheskoe pravo Rossii. Pod redakciej N.V. Rumyanceva, F.G. Myshko, A.V. Tumakova. Moskva, 2021. Ser. Dura lex, sed lex (Sed'moe izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe).
[4] Eriashvili N.D., Ivanova YU.A., Rashchenko A.S. K voprosu ob otvetstvennosti za narushenie mezhdunarodno-pravovyh norm po ohrane okru-zhayushchej sredy. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 1. S. 55-58.
[5] Eriashvili N.D., Sarbaev G.M., Ivanova YU.A. Sistematizaciya zakonodatel'stva i ee znachenie dlya sovershenstvovaniya pravovogo reg-ulirovaniya. Obrazovanie i pravo. 2021. № 6. S. 113116.
[6] Eriashvili N.D., Sarbaev G.M., Fedulov V. I. Sovremennye mezhdunarodno-pravovye standarty ekologicheskih prav. Obrazovanie i pravo. 2021. № 6. S.47-53.
[7] Eriashvili N.D., Sarbaev G.M., Ivanova YU.A. Teoretiko-pravovye osnovy protivodejstviya mezhdunarodnoj prestupnosti. Social'no-gumanitar-noe obozrenie. 2021. № 1. S. 43-50.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022