Педагогические науки
УДК 37.016:502/504
Горлачев Валерий Павлович Valery Gorlachev
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ECOLOGICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Рассматриваются причины кризиса современного образования и необходимость экологизации учебных предметов. Приводятся факты, негативно влияющие на качество экологического образования
Ключевые слова: кризис современного образования, экологизация учебных предметов, экологическое образование, устойчивое развитие
The reasons of crisis of modern education and need of an ekologization of subjects are considered. The facts which are negatively influencing quality of ecological education are given
Key words: crisis of modern education, ekologization of subjects, ecological education, sustainable development
Признание реальности глобального экологического кризиса и быстрых темпов его развития резко ограничивает выбор стратегии дальнейшего развития. Главный вопрос заключается в том, хватит ли времени человеку в полной мере осознать новую экологическую парадигму и реализовать экологический императив.
Образованию отводится авангардная роль в формировании современного миропонимания. Поэтому экологическое образование, наряду с экономическим, информационным, гуманитарным, должно быть фундаментальной основой всей системы образования.
Долгое время все мы считали, что отечественное образование как советское, так и российское, занимало передовые позиции в мире. Однако в конце прошедшего — начале нынешнего столетия передовые позиции отечественного образования стали стремительно сдаваться. Достаточно определенно по этому вопросу выразился президент России Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию Россий-
ской Федерации в начале 2008 г. «Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности». А в век глобального взаимодействия всех экономик мира потерю конкурентоспособности можно рассматривать как наиболее серьезную угрозу потери национальной безопасности. Такова цена современного образования.
При этом необходимо иметь в виду, что объективно роль образования растет вместе с возрастанием сложности социальных связей, увеличением информации и стремительной информатизацией общества, появлением совершенно новых технологических решений — нанотехнологий, обострением экономических, социальных и политических проблем. Переход от индустриального общества к постиндустриальному привел к возрастанию научного знания в социуме, к усилению значимости «человеческого капитала». Микроэлектронная революция на
наших глазах создает единое мировое интеллектуальное пространство, в котором каждый индивидуум имеет возможность почти мгновенно получать необходимую для него информацию. Электронная революция оказывает воздействие на все стороны социальной жизни. Существенные преобразования происходят во всем строе культуры и современной цивилизации, технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, мы становимся свидетелями и участниками рождения нового цивилиза-ционного уклада, в котором принципиально иной будет сфера интересов, сфера труда, управления, культуры.
В этих условиях все более очевидным становится несоответствие современного образования задачам сегодняшнего и завтрашнего дня, — несоответствие, принимающее характер затяжного кризиса всей системы образования.
Многие, как у нас в России, так и за рубежом, считают, что в основе этого кризиса лежит нехватка материальных ресурсов, материальная необеспеченность всей системы образования. Безусловно, финансовая обеспеченность является важным условием функционирования системы образования, однако не финансовые и не материальные факторы являются главными причинами кризиса образования.
Анализируя состояние образования еще на рубеже веков, Б.С. Гершунский писал: «Общемировой кризис образования, о котором так много говорили и писали в последние годы и который в тех или иных формах проявляет себя во всех странах мира, связан отнюдь не только с недостаточной эффективностью образования, с точки зрения его прагматически понимаемой экономической отдачи, низким качеством знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях образования, и даже не только с действительно недопустимыми упущениями в нравственном воспитании и умственном развитии детей и молодежи. Эти проблемы, в конце концов, могут быть решены в рамках самой системы образования, с помощью собственно педагогических
средств и опорой на заинтересованную в развитии образования социальную среду.
Подлинная сущность мирового образовательного кризиса состоит в беспомощности и неэффективности современного образования перед лицом глобальных проблем цивилизационного масштаба» [2; С. 38].
Индустриальная эпоха развития человеческой цививилизации во многом исчерпала себя именно в плане создания более достойных, комфортных условий жизни человека, ограничив его существование мощным воздействием техники и технологии, предав забвению духовные запросы человека, его социальный прогресс.
Индустриальная эпоха подчинила культурное развитие человека и человечества прагматическим потребностям экономики, оторвала личность от природы, общества, от самой себя.
Несоответствие образования общественному прогрессу привело к принижению его роли государством, что нашло отражение в остаточном принципе финансирования многих образовательных систем со стороны государств и к увеличению доли коммерческого образования.
Весьма определенно по этому поводу высказался А. Тоффлер. «То, что изучается в нашей образовательной системе сегодня даже в лучших школах и колледжах, является безнадежным анахронизмом. Родители смотрят на образование как на способ подготовить своих детей к жизни в будущем. Учителя предупреждают, что недостаток образования уменьшает шансы ребенка в мире будущего. Министерства, церковь и средства массовой информации — все уговаривают молодых людей остаться в школе, так как сейчас как никогда раньше все наше будущее зависит от полученного нами образования. И все-таки, несмотря на всю эту риторику по поводу будущего, наши школы поворачиваются назад, к исчезающей системе, а не движутся вперед к возникающему новому обществу. Их значительная энергия направлена на подготовку индустриальных людей, экипированных для выживания в системе, которая перестанет существовать раньше, чем они. Чтобы
помочь избежать футурошока, мы должны создать супериндустриальную систему образования. И чтобы сделать это, мы должны искать цели и методы в будущем, а не в прошлом» [3; С. 325].
Как видно из этих высказываний, подлинная сущность системного кризиса образования заключается в беспомощности и неэффективности образования перед лицом нарастающих глобальных проблем, в отсутствии не только готовых решений, но и возможного преодоления проблем в ближайшем обозримом будущем. Поэтому формирование эффективной современной системы образования является одной из важнейших проблем мирового общественного развития.
По этому вопросу многие отечественные и зарубежные авторы [5; 1; 6; 2] обращают особое внимание на усиление фундаментальности образования, укрепление математического и естественнонаучного образования как основу повышения его качества и эффективности. Соглашаясь с позицией этих авторов, необходимо подчеркнуть, что современные знания, новые образовательные и производственные технологии должны не только соответствовать уровню развития современного общества, но и потребностям самой личности и потребностям сохранения биосферы как среды обитания человека. Именно поэтому глобальная экологизация общественного сознания наряду с укреплением математического, естественнонаучного и гуманитарного образования должна стать краеугольной основой современного образования. Без всесторонней, поистине глобальной экологизации общественного сознания вопрос о совершенствовании образования теряет смысл, потому что дальнейшее развитие цивилизации за счет разрушения биосферы неминуемо и быстро приведет к исчезновению на земле человека как биологического вида.
Новая экологическая парадигма уже созрела, она привлекает к себе все больше сторонников. Но для массового овладения людьми идее экологического мировоззрения необходима стройная система
экологического образования, которая пока окончательно не оформилась ни в России, ни во многих других развитых странах. Формирование такой системы идет крайне медленно. Это связано с тем, что мир долгое время не задумывался над тем, что природа не может выдержать того воздействия, которое достигнуто на современном этапе цивилизации. Если человечество в целом и дальше будет так относиться к природе, то это приведет к значительному углублению кризиса, увеличится качество и характер экологических проблем, их глубина и характер последствий будут неуклонно возрастать, потому что компенсаторные возможности человека по мере нарастания экологического кризиса будут неуклонно разрушаться.
Поскольку экологическая проблематика, являясь ядром глобальных проблем, начинает играть решающую роль в формировании самосознания общества и человека, то фактически она начинает формировать основные цели будущего.
Обосновывая экологическую парадигму как фундаментальную основу образования на рубеже цивилизации, необходимо подчеркнуть, что она направлена не только на сохранение природы и человека, но и на понимание сущности жизни, ее смысла.
В рамках экологической парадигмы общая позиция по значению экологического образования, экологической культуры в деле формирования нового цивилизацион-ного уклада определена достаточно четко. Суть этой позиции заключается в том, что эпоха естественно-исторического стихийного развития цивилизации, основанная на безоглядном потреблении природных ресурсов, закончилась, и появилась экстренная необходимость «вписать» общество в природу, в биосферу с целью обеспечения его устойчивого развития в ближайшей и отдаленной перспективе. Для этого необходимо, чтобы экологическое образование охватило все возрастные группы людей независимо от специальности, характера работы или учебы, независимо от места их проживания. Эти принципы постепенно начинают находить понимание и подде-
ржку во всех развитых и развивающихся странах, хотя темпы реализации этих принципов заставляют желать лучшего.
Благодаря работам как отечественных, так и зарубежных ученых, таких, как Н.М. Мамедов, В.И. Данилов-Данильян, А.Д. Урсул, И.П. Смирнов, С.Н. Глазачев, Г.А. Ягодин и многих других, разработаны концептуальные основы содержания экологического образования; в их основу положено представление о так называемом «устойчивом развитии», переход к которому может обеспечить решение глобальных проблем, в том числе и проблем образования, наиболее гуманным и системным образом.
Термин «устойчивое развитие», появившийся в конце 80-х гг., получил международное признание после Всемирного саммита в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Устойчивое развитие понимается как развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Фактически конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и принятая «Повестка дня на XXI век» представляют попытку принятия и реализации Всемирным содружеством стран принципов устойчивого развития. Однако, как показал Йоханнес-бургский саммит, состоявшийся в 2002 г., многие ранее принятые мировым сообществом решения по оздоровлению природной среды и предотвращению экологического кризиса носят декларативный характер: какого-либо улучшения окружающей среды не произошло, характер экологических проблем обостряется и угроза глобального экологического кризиса возрастает.
В.И. Данилов-Данильян подчеркивал, что обе глобальные конференции — в Стокгольме и в Рио-де-Жанейро — потерпели неудачу, если не сказать — провал. Факты свидетельствуют о том, что ни одна из целей, поставленных на конференции, не была достигнута. Более того, стремительно ухудшается разрыв между богатыми и бедными странами и людьми. Оказалось, что человечество в настоящее время и в бли-
жайшем будущем не готово отказаться от наращивания материальных благ, не видно альтернативных путей социально-экономического развития, кроме преобладания тенденции к наращиванию и увеличению все более разнообразного набора материальных благ, независимо от национальных особенностей и территориального расположения. Происходит глобализация образа жизни и стереотипа поведения.
Можно констатировать, что как конференция в Стокгольме и в Рио-де-Жанейро, так и саммит в Йоханнесбурге, декларируя необходимость преодоления глобального экологического кризиса, не предложили новых путей развития общества, а пытались решить экологические проблемы в рамках парадигмы индустриального общества на базе реализации ресурсной концепции развития мировой системы.
Однако сама концепция устойчивого развития не только не была отвергнута, но нашла свое развитие во многих работах, и принимается многими аналитиками, по существу, как главная и безальтернативная новая цивилизационная парадигма развития.
Изменилось понимание самой концепции устойчивого развития и оценка роли образования в реализации этой концепции. Устойчивое развитие понимается как развитие общества, при котором не разрушается его природная основа, создаваемые условия жизни не влекут деградации человека и социально-деструктивные процессы не развиваются до масштабов, угрожающих безопасности общества [4].
Во многих основополагающих документах — Всемирном форуме по вопросам образования, саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г., в решении 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по десятилетию 2005—2014 гг., декады образования в интересах устойчивого развития — образование объявляется ключевым фактором перемен, при этом экологическое образование объявляется основным средством гармонизации человека и природы.
Россия, как и другие государства, включилась в реализацию концепции ус-
тойчивого развития. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., в Экологической доктрине и других основополагающих документах формирование целостного мировоззрения и формирование экологической культуры закреплены в качестве приоритетов национальной образовательной системы, интенсивно разрабатываются методологические основы теории и практики отечественного экологического образования и многое другое. Тем не менее, признать состояние экологического образования в России на данный момент удовлетворительным нельзя. Из всего разнообразия фактов, негативно сказывающихся на качестве экологического образования, наиболее существенным, на наш взгляд, являются следующие:
— отсутствие целенаправленной и последовательной государственной и региональной политики по экологическому образованию и воспитанию населения;
— отсутствие государственных и региональных образовательных стандартов экологического образования на всех уровнях и направлениях экологического образования, начиная с дошкольного экологического образования и образования в семье и заканчивая поствузовским образованием, в том числе в сфере профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников предприятий, учреждений и органов управления;
— отсутствие государственного заказчика на экологическое образование;
— отсутствие системы управления, координации и финансирования организации экологического образования на федеральном, региональном и местном уровнях;
— слабое научно-методическое обеспечение экологического образования, теоретических и методических основ его организации;
— необходимость координации и управления системой экологического образования, создания дидактических комплексов, соответствующих методик;
— экстенсивные подходы к образованию, преимущественно репродуктивный характер экологического образования, стремление к существенному увеличению объемов учебных курсов при перегрузке современных учебных планов практически по всем специальностям и направлениям подготовки специалистов;
— слабая связь экологического образования с практикой;
— совершенно слабое внедрение современных образовательных технологий, неразработанность методов организации личностно-ориентированного экологического образования, внедрение развивающего обучения;
— отсутствие системы качества экологического образования, включающей прогнозирование целей и результатов, технологическое сопровождение, квалиметрию не только знаний и умений, но и личностных, духовных и гражданских качеств;
— неудовлетворительная подготовка педагогических и научных кадров системы экологического образования;
— слабая (а нередко и негативная) роль средств массовой информации в экологической информированности, образовании и воспитании населения;
— недостаточные адаптация и использование международного опыта в области экологического образования.
Решение этих и других проблем будет способствовать активизации и коренному улучшению непрерывного экологического образования, без которого устойчивое развитие невоможно.
Литература
1. Аносов Д.В. Реформа школы: за и против // Образование, которое мы можем потерять. М.: МГУ, Ин-т компьютерных исследований, 2002. С. 25-38.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Футуршок; СПб: Лань, 1997. 464 с.
3. Тоффлер А. Футуршок. СПб.: Лань, 1997. 464 с.
4. Данилов-Данильян В.И. Переход к устойчивому развитию как научная проблема / / Наука и образование в интересах устойчивого развития. М.: МГАДА, 2006. С. 20-24.
5. Садовничий В.А. Пока не поздно — уже опаздываем // Образование, которое мы можем потерять. М.: МГУ, Ин-т компьютерных исследований, 2002. С. 93-104.
6. Филиппов В.М. На первом месте — качество образования / / Реформа образования. 2002. № 7 (18).
Коротко об авторе _
Briefly about the author
Горлачев В.П., д-р пед. наук, профессор, кафедра экологии и экологического образования, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ) [email protected]
V. Gorlachev, Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Ecology and ecological education department, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky
Научные интересы: экологическое образование Scientific interests: ecological education