Научная статья на тему 'Экологическое образование младших школьников'

Экологическое образование младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE / ECOLOGICAL THINKING / ECOLOGICAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таргаева Екатерина Евгеньевна

Экологическое образование представляет собой систему научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения обучающихся к окружающей среде во всех видах деятельности. Начальным этапом создания системы экологического образования является формирование компонентов экологической культуры: экологического знания, экологического мышления, экологически целесообразного поведения, ценностных экологических ориентаций и мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таргаева Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Environmental education is a system of scientific knowledge, attitudes and beliefs that provide students becoming responsible attitude to the environment in all activities. The beginning phase of the system ecological education is the formation of ecological culture components: environmental knowledge, environmental thinking, ecologically sound behavior, values, environmental orientation and motivation.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование младших школьников»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «АРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

WWW.APRIORI-JOURNAL.RU

№ 2 2013

УДК 372.8

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Таргаева Екатерина Евгеньевна

учитель, Средняя общеобразовательная школа № 4

сотрудник лаборатории регионального компонента образования Кузбасская государственная педагогическая академия

Новокузнецк

targaeva.katerina@yandex.ru

Аннотация. Экологическое образование представляет собой систему научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения обучающихся к окружающей среде во всех видах деятельности. Начальным этапом создания системы экологического образования является формирование компонентов экологической культуры: экологического знания, экологического мышления, экологически целесообразного поведения, ценностных экологических ориентаций и мотивации.

Ключевые слова: экологическое образование; экологическая культура; экологическое знание; экологическое мышление; экологические ориентации.

Targaeva Catherina Evgenevna

teacher, Secondary school № 4 member of regional laboratory of the education component Kuzbass State Pedagogical Academy Novokuznetsk

Abstract. Environmental education is a system of scientific knowledge, attitudes and beliefs that provide students becoming responsible attitude to the environment in all activities. The beginning phase of the system ecological education is the formation of ecological culture components: environmental knowledge, environmental thinking, ecologically sound behavior, values, environmental orientation and motivation.

Key words: environmental education; ecological culture; environmental knowledge; ecological thinking; ecological orientation.

В эпоху бурного развития науки, встает вопрос об изменении взаимоотношений с окружающей средой. При этом необходимо пересмотреть взгляды на природу, общество, место человека в мире, т.е. гармоничное взаимоотношение с природой должно явиться неотъемлемой частью мировоззрения в виде современной экологической культуры личности.

Целью экологического образования является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения обучающихся к окружающей среде во всех видах деятельности.

Начальным этапом создания системы экологического образования является формирование компонентов экологической культуры.

2

Программа творческого объединения «Друзья природы» является основой для формирования компонентов экологической культуры и содержит основные экологические понятия. Целью программы является обеспечение необходимых условий для формирования экологической

культуры.

Таблица 1

Сформированность компонентов экологической культуры

Компоненты экологической культуры Уровень сформированности Вводная диагностика в %. Первая текущая диагностика в %. я . а% ащ в ук ак * ? 3 о орт нга “ 1 Итоговая диагностика в %.

Экологические знания Высокий (6-9) 30,6 % 35,4 % 37 % 90,4 %

Средний (3-6) 48,4 % 58 % 54,8 % 6,4 %

Низкий (0-3) 21 % 14,6 % 8,2 % 3,2 %

Экологическое мышление Высокий (6-9) 41,9 % 48,3 % 49,15 % 73,2 %

Средний (3-6) 40,1 % 35,5 % 37 % 17,2 %

Низкий (0-3) 17,8 % 16,2 % 27,7 % 9,5 %

Экологически целесообразное поведение Высокий (6-9) 53,2 % 54,8 % 55,6 % 82,2 %

Средний (3-6) 33 % 33,8 % 35,4 % 12,9 %

Низкий (0-3) 13,8 % 11,3 % 9 % 4,9 %

Ценностные экологические ориентации Высокий (6-9) 27,5 % 25,8 % 28,9 % 88,7 %

Средний (3-6) 41,9 % 48,3 % 51,6 % 11,3 %

Низкий (0-3) 30,9 % 25,8 % 19,5 % 0

Мотивация Высокий (6-9) 19,3 % 33.8 % 40,2 % 72 %

Средний (3-6) 41,3 % 32.2 % 37,4 % 17,2 %

Низкий (0-3) 35,4 % 33,4 % 22,3 % 10,8 %

Результат деятельности обучающихся в творческом объединении «Друзья природы» отслеживается по средствам различных видов контроля. На первоначальном этапе проводится вводный контроль с целью определения начального уровня сформированности компонентов экологической культуры обучающихся пришедших в творческое объединение «Друзья природы». По мере изучения разделов проводится текущий контроль в форме наблюдения, игры, бесед, кроссвордов и ребусов, а также работы с карточками. Текущий контроль помогает отследить динамику формирования компонентов экологической культуры.

3

Во время диагностики отслеживается сформированность следующих компонентов экологической культуры: экологические знания, экологическое мышление, экологически целесообразное поведение, ценностные экологические ориентации, мотивация.

В диагностике принимали участие 64 обучающихся с 1-ого по 4-ый класс.

В результате диагностик, проведенных в течении обучения в творческом объединении «Друзья природы» были получены следующие результаты, занесенные в общую сводную таблицу 1 в виде процентов от общего числа диагностируемых обучающихся (по методике А. Р. Гариф-зянов, Н.В. Брызжева).

Отслеживая динамику по формированию компонентов экологической культуры, рассматривая результаты вводной и итоговой диагностик, получены следующие результаты:

s количество обучающихся по сравнению с вводной диагностикой с высоким уровнем сформированности экологических знаний увеличилось на 59,8 %, со средним уровнем сформированности экологического знания уменьшилось на 42 %, с низким уровнем сформированности экологической культуры уменьшилось на 17,8 %;

s количество обучающихся с высоким уровнем сформированности экологического мышления увеличилось на 31,3 %, со средним уровнем сформированности экологического мышления уменьшилось на 22,9 %, с низким уровнем сформированности экологического мышления уменьшилось на 8,3 %;

s количество обучающихся с высоким уровнем сформированности экологически целесообразного поведения увеличилось на 29 %, со средним уровнем сформированности экологически целесообразного поведения уменьшилось на 20,1 %, с низким уровнем сформированности экологически целесообразного поведения уменьшилось на 8,9 %;

s количество обучающихся с высоким уровнем сформированности ценностно экологической ориентации увеличилось на 61,2 %, со средним уровнем сформированности ценностно экологической ориентации уменьшилось на 30,6 %, с низким уровнем сформированности ценностно экологической ориентации в водном контроле составляет 30,9 %, в итоговом контроле отсутствует;

s количество обучающихся с высоким уровнем мотивации увеличилось на 52,7 %, со средним уровнем мотивации уменьшилось на 24,1 %, с низким уровнем мотивации уменьшилось на 24,9 %.

По результатам итоговой диагностики наблюдается увеличение количества обучающихся с высоким уровнем сформированности компонентов экологической культуры. Полученные результаты достигнуты при изучении программы творческого объединения «Друзья природы» 1-го года обучения. При анализе вводной и итоговой диагностик прослеживается положительная динамика в формировании компонентов экологической культуры. Обучающиеся знают о явлениях природы, общих правилах поведения в лесу, насекомых, животных и растений леса, о влиянии человека на природу, связи между деятельностью человека и воздействием на природу. У обучающихся развито умение прогнозировать последствия деятельности человека, сформировано понимание необходимости уважительного и бережного отношения ко всем объектам природы.

1. Гирусов Э.В. Природные основы 3. Алексахина Е.М., Долгачева В.С.

Список используемых источников

экологической культуры // Экология, культура, образование. Матер. к конф. 1989. 173 с.

Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. М., 1996. 190 с.

2. Никитина Б.А. Экологическая культура и ее формирование у современных школьников: дис....к. с. н. М., 2008. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.