Научная статья на тему 'Экологическое образование как ведущий принцип современного личностно-ориентированного образования'

Экологическое образование как ведущий принцип современного личностно-ориентированного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / CONTINUOUS ECOLOGICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL SYSTEM / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарин Р. В.

Рассматриваются сущность, структура, содержание экологического образования как ведущего принципа современного личностно-ориентированного образования. Проводится анализ основных подходов к определению сущностных характеристик экологического образования в данном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL OF THE BASIS OF ECOLOGICAL EDUCATION AS LEADING PRINCIPLE OF THE GENERAL

In given article the essence, structure, the maintenance of ecological education as leading principle of the common education are considered. The analysis of the basic approaches to definition of intrinsic characteristics of ecological education in the given context is spent.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование как ведущий принцип современного личностно-ориентированного образования»

15. Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития / Пер. с англ. Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк, 2000.

16. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения доклада международной комиссии по образованию для XXI века. - Париж: Юнеско, 1996.

17. Обучение на протяжении всей жизни - на пути к реализации целей программы ЮНЕСКО «Образование для всех» и решений пятой международной конференции по образованию взрослых» (София, 2002 г.) [Электронный ресурс] / www.ecoaccord.org / edu / edu_docs_ru.pdf, свободный. Яз.рус.

18. Орлов, А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (К 100-летию со дня рождения К. Роджерса [Электронный ресурс] / А.Б. Орлов // Режим доступа: http: // www.trialog.ru / library / scipubl / rogers100.html, свободный. Яз.рус.

19. Реморенко, И.М. Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг. [Электронный ресурс] / И.М. Реморенко; выступление на коллегии Министерства образования и науки РФ 2 сентября 2008 г. - http: // www.tusur.ru / ru / news / edu news.html?path= 2008 / 09 / 2008-09-10-1.html, свободный. Яз.рус.

20. Российское образование-2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях [Электронный ресурс] / http: // www.hse.ru / data / 312 / 807 / 1234 / education-2020.pdf, свободный. Яз.рус.

21. Щедровицкий, Г. Педагогика и логика / Г. Щедровицкий [и др.]. - М.: Касталь, 1993.

Статья поступила в редакцию 26.05.09

УДК 37.01: 001.8

Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, Email: [email protected]

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОГО ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются сущность, структура, содержание экологического образования как ведущего принципа современного личностноориентированного образования. Проводится анализ основных подходов к определению сущностных характеристик экологического образования в данном контексте.

Ключевые слова: непрерывное экологическое образование, педагогическая система, педагогические принципы.

Согласно «Проекту концепции экологического образования населения России» [1], «экологическое образование — образовательная область, призванная реализовать идеи информационно-экологического общества, где высшей ценностью будет жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности нынешних и будущих поколений». В этих словах был заложен ответ российских педагогов на решения международных конференций ООН по проблемам окружающей среды (Москва, 1987; Рио-де-Жанейро, 1992), выдвинувших образование населения на одно из первых мест в решении проблемы гармонизации взаимоотношений человечества с окружающей средой.

Более конкретное определение экологического образования представлено в «Концепции общего среднего экологического образования» (И. Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Сура-вегина, Л.П. Салеева-Симонова и др., 1994 г.) [2]: «Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью».

В настоящее время существуют несколько подходов к определению сущностных характеристик, целей и задач экологического образования. С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин [3] отмечают: «Целью экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания» (проблему экологического сознания мы осветим далее). Они выделяют три задачи, которые должно решать экологическое образование.

1. Формирование адекватных экологических представлений, т.е. представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе.

2. Формирование отношения к природе.

3.Формирование системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой.

Более полно рассматривают основные компоненты экологического образования И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.Н. Салеева-Симонова в «Концепции общего среднего экологического образования» (1994 г.):

1. Наглядно-познавательный компонент, развивающий интерес школьников к проблемам окружающей среды.

2. Ценностный компонент, призванный раскрыть много-

гранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.

3.Нормативный компонент, направленный на освоение норм поведения.

4.Практико-деятельностный компонент, формирующий отношения человека с окружающим миром.

В соответствии с «Концепцией общего школьного экологического образования» целью экологического образования является процесс становления экологической культуры как совокупности нравственного духовного опыта взаимодействия человека с природой и развитие ответственности человека в решении экологических проблем в условиях устойчивого развития биосферы и общества. Экологическая ответственность, таким образом, признается важной составляющей экологической культуры личности и рассматривается как ключевая характеристика человека [4].

Экологическая культура — важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, сущность которой многогранна, многообразна и многолика. Экологическая культура включает в себя:

- понимание общих закономерностей развития природы и общества;

- осознание социальной обусловленности взаимодействия человека и природы, его роли и места в социоприродной среде;

- осознание и оценку взаимосвязей между людьми, их культурой и окружающей средой;

- бережное отношение к культурному наследию прошлого и нравственную заботу о будущих поколениях;

- умение прогнозировать последствия своих действий, подчинить свою деятельность правовым нормам общества, принять экологически ответственное решение;

- заботу о сохранении благоприятной социоприродной среды, практическую деятельность но ее улучшению;

- здоровый образ жизни, заботу о своем здоровье и здоровье окружающих.

Между тем, сегодня набирает силу более широкая интерпретация понятия «экологическая культура», трактуемая, по мнению В.А. Игнатовой, «как новое содержание общечеловеческой культуры третьего тысячелетия. Экологическая

культура выступает как способ, мера и результат реализации экологического сознания и мышления личности в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности. Новой осью культуры становится экологический императив: нравственно и морально то, что не противоречит его нормам и требованиям. В понятийную матрицу экологической культуры оказываются системно и органично вписанными экологическое мировоззрение, система знаний, способы познания и образцы деятельности, гуманистические идеи, общечеловеческие ценности и идеалы, убеждения и принципы» [5].

В своих работах В.А. Игнатова определяет базовым понятием экологической культуры человека экологическое мировоззрение: «Система взглядов на объективный мир, основанная на представлении об его целостности, понимании всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности всего сущего, признании самоценности всего живого и неживого, самоценности человечества и его культуры как космических феноменов, осознании роли и места собственного «Я» в системе Мироздания и необходимости такого поведения и деятельности, которые бы в наибольшей степени способствовали сохранению среды обитания человечества» [6].

В современной культуре, приходящей на смену антропоцентризму, все более отчетливо проявляются контуры нового взгляда на мир, в становление которого вносит существенный вклад гармоническое отношение между людьми, человеком и природой, составляющими единое целостное образование. Особенностью овладения ценностями экологической культуры, как и любой другой, является то, что каждый человек входит в культуру, присваивая ее материальные и духовные ценности, усваивая социальные установки, нормативы и обязанности.

Очевидно, что процесс воспитания экологической культуры сопряжен с немалыми трудностями и во многом зависит от деятельности педагогов, знания ими закономерностей развития ребенка и особенностей формирования этого компонента духовной жизни человека.

Интеграция экологического мировоззрения, экологических знаний, личностных экологических ориентации с деятельностью по решению экологических проблем является важной составляющей процесса социализации и воспитания личности. В современных социально-экономических условиях задача формирования экологически компетентной, адаптированной к экологическим факторам среды, живущей в соответствии с требованиями экологически целесообразного образа жизнедеятельности личности может быть решена только на основе комплексного подхода.

Выделим ряд основополагающих методологических принципов, без учета которых невозможно формирование экологической культуры. Это принципы гуманизации, научности, непрерывности, нелинейности и стохастичности, про-гностичности, интеграции, единства интеллектуального и эмоционального, взаимосвязи глобального, регионального и локального в раскрытии экологических проблем.

Суммируя основные подходы к определению целей экологического образования, хочется отметить следующее:

- цели экологического образования формировались первоначально в рамках биологических дисциплин;

- длительное время они носили исключительно просветительский характер, т.к. были направлены в основном на формирование знаний о природе и окружающей человека среде;

- современное экологическое мышление предполагает обязательное участие личности в практическом решении экологических проблем;

- важную роль в реализации цели экологического образования приобретает учет социальных отношений: именно здесь имеются источники усиления влияния экологического

образования на формирование как общественного сознания, так и мировоззрения отдельной личности.

В рамках своей концепции мы рассматриваем экологическое образование не как элемент общего образования, а как ведущий принцип общего образования, определяющий характер последнего и управляющий процессами формирования системы знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности.

«Экологическое образование» является центральным понятием данной работы. И хотя, это понятие уже является энциклопедическим, оно, как показывают наши исследования, требует серьезного научного анализа и обоснования. Мы выделяем пять аспектов его современной трактовки:

- экологическое образование как принцип;

- экологическое образование как ценность общественная, государственная и личностная;

- экологическое образование как система;

- экологическое образование как процесс;

- экологическое образование как результат.

Чтобы экологическое образование имело экологический характер оно должно в основании теории образования содержать ведущий принцип экологического образования, а в ядре теории — принципы (составляющие управленческий аппарат этого ведущего принципа): единства, исторической взаимосвязи природы и общества; социальной обусловленности отношений человека к природе и стремлении к гармонизации этих отношений; междисциплинарного подхода в формировании экологической культуры школьников; принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом, что содержание образования должно иметь экологический характер, включать не только знания о природе и обществе, но и знания о научных основах взаимодействия природы и общества.

Система образования должна иметь экологический характер, уже потому, что междисциплинарный состав экологических знаний оказывает влияние на всю систему образования и затрагивает все области и стороны обучения и воспитания. Содержание экологического образования реализуется через межпредметные связи и основывается на системе научных идей, закладываемых в соответствующие учебные предметы: развитие и целостность природы в сфере жизни, изменение природы в процессе труда; влияние среды на здоровье человека; природа как фактор нравственно-эстетического развития личности; оптимизация взаимодействия в системе «природа

— государство — общество — человек».

Фундаментальной идеей в содержании экологического образования является идея развития и целостности природы, раскрываемая в цикле естественно-научных и общественноисторических дисциплин. Данная идея определяет идеал человека, для которого органично умение сохранять биологическое равновесие среды. Такой подход к образованию экологического характера требует не только навыков эффективной производственной деятельности, но и восприятия чувства ответственности за ее последствия. В связи с этим одной из задач экологического образования является формирование у учащихся умения оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения.

Технология непрерывного экологического образования представляет собой межпредметную область знания (включающую естественнонаучные, социальные, экономические дисциплины, системные науки) и, с другой стороны, - процесс обучения, воспитания, саморазвития, самореализации, самоактуализации, ориентированный на содействие становлению независимых, критически мыслящих, духовно состоятельных, социально активных граждан, основывающихся в своих действиях на принципах экологической этики и постматериаль-ных ценностях, стремящихся к получению знаний об окру-

жающей среде, проявляющих заботу о ее состоянии, лично и в предупреждению новых социальных, экономических, эколо-сотрудничестве, содействующих решению существующих и гических проблем.

Библиографический список

1. Экологическое образование населения России до 2010 г. проект концепции. - М.: Республика, 1996.

2. Концепция общего среднего экологического образования // Зеленый мир, 1997. - №14.

3. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

4. Концепция общего среднего экологического образования // Зеленый мир, 1997. - №14.

5. Игнатова, В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / В.А. Игнатова. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998.

6. Игнатова, В.А. Экологическая культура: грани постижения / В.А. Игнатова // Формирование экологической культуры учащихся: проблемы и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999.

Статья поступила в редакцию 26.05.09

УДК 61ё2: 28.903.13

Н.М. Горохов, канд. пед. наук, доц. ЧГПУ, г. Челябинск, факс (351) 2647753 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ РОЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Статья посвящена проблеме психофизиологических аспектов здоровьесберегающей роли двигательной активности. В ней представлены основные резервные возможности организма. которые обеспечивают гомеостаз при адекватной двигательной активности.

Ключевые слова: здоровьесбережение, тренировочный процесс, адаптация, юные спортсмены-легкоатлеты.

Здоровьесберегающая направленность физической культуры является одним из ее ведущих принципов и не нуждается в специальном осмыслении. Но дело в том, что в структуру физической культуры входит спорт, в том числе и профессиональный, оздоровительная ценность которого требует доказательств.

Исключение спорта из арсенала физической культуры является неправомерным. Спорт, безусловно, самостоятельное социальное явление, смысл которого определяется направленностью к высшим достижениям, связанным как с проявлением естественных, данных человеку от природы, возможностей в состязании с себе подобными, так и в демонстрации предельных возможностей человека, сочетаемых с использованием техники и спортивного оборудования [1]. Но все это и входит в ценности культуры общества, выделенной в специальное понятие — «физическая культура».

Спорт в системе ценностей физической культуры к настоящему времени приобрел новый статус, превратившись в самостоятельный вид профессиональной деятельности. Сопоставление физических возможностей и психоэмоциональных качеств в состязаниях с соперником сопровождается огромными энергетическими и психическими тратами [2]. Другое дело — целенаправленное физическое воспитание с использованием физических упражнений, сочетаемых с естественными оздоровительными факторами, данными Природой (и рациональным питанием). Оздоровительное его начало совершенно очевидно.

Правомерность столь резкого противопоставления занятий физическими упражнениями — для здоровья и спорта высших достижений — для победы над соперником может быть оспорена. Ведь именно спорт высших достижений способствует максимальному росту резервов адаптации к воздействию физических и психоэмоциональных нагрузок.

Повышение резервов адаптации при занятиях физическими упражнениями — теоретически обоснованный и практически проверенный путь к сохранению здоровья. Это полное физическое и психическое благополучие. Физические упражнения, используемые в повседневной практике в качестве средств предупреждения гипокинезии, опосредованно повышают и резервы здоровья. Полезность их при соблюдении элементарных способов контроля за самочувствием доказана в процессе занятий аэробикой, оздоровительной гимнастикой, бегом трусцой и другими видами физических упражнений, выполняемых при низком уровне кислородного запроса. При напряженной мышечной работе, выполняемой в тренировочной и, в особенности, при соревновательной деятельности, здоровьесберегающие эффекты физических упражнений реализуются опосредованно, через восстановление гомеостатиче-

ских параметров жизнедеятельности, меняющихся при напряженной мышечной деятельности, сочетаемой с психоэмоциональными нагрузками. Это сочетание является фактором, дестабилизирующим постоянство внутренней среды организма и вызывающим предельное напряжение основных систем жизнеобеспечения [1]. Постоянство внутренней среды организма и устойчивость физиологических функций являются результатом реализации гомеостатических механизмов. Изменения, наступающие в живом теле при внешних воздействиях не вызывают серьезных отклонений от среднего состояния, т.е. от нормы, потому что автомагическая саморегуляция ограничивает возникающие в организме колебания в сравнительно узких пределах.

Сохранение гомеостаза возможно только при адекватных приспособительных реакциях организма на воздействие факторов внешней среды, компенсирующих их неблагоприятное воздействие. Гомеостаз представляет собой эво-люционно выработавшееся и наследственно закрепленное свойство организма адаптироваться к условиям окружающей среды. В случаях, когда эти условия кратковременно выходят за пределы нормы, адаптация характеризуется не только восстановлением обычных свойств внутренней среды, но и кратковременным изменением функциональной активности (например, увеличением частоты дыхания и сердечных сокращений при мышечной нагрузке).

При длительных, повторяющихся воздействиях, когда кратковременные функциональные сдвиги недостаточны для обеспечения гомеостаза, адаптационные изменения приобретают структурный характер (например, гипертрофия скелетных мышц, увеличение массы миокарда). Если система адаптации не в состоянии полностью уравновесить действие каких-либо факторов, если функция каких-то органов снижена или утрачена, происходит включение механизмов компенсации с участием других систем, деятельность которых до определенного момента компенсирует функциональную недостаточность неполноценной системы.

Относительное постоянство внутренней среды организма обеспечивается автоматизированными, самонастраивающимися, саморегулирующимися системами (сердечно-

сосудистой, дыхательной, выделительной и др.). В каждой из этих систем можно выделить несколько уровней адаптации — от субклеточного до органного. Но конечный ее смысл не теряется ни на одном из уровней — это сохранение физиологической нормы, которая и является психофизиологической основой здоровья.

Физиологическая норма — это функциональный оптимум жизнедеятельности, границы, в пределах которых обеспечивается наиболее благоприятное для здоровья человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.