Научная статья на тему 'Психофизиологические аспекты здоровьесберегающей роли двигательной активости'

Психофизиологические аспекты здоровьесберегающей роли двигательной активости Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
164
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / АДАПТАЦИЯ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ-ЛЕГКОАТЛЕТЫ / HEALTH SAVING / TRAINING PROCESS / ADAPTATION / YOUNG TRACK AND FIELD ATHLETES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горохов Н. М.

Статья посвящена проблеме психофизиологических аспектов здоровьесберегающей роли двигательной активности. В ней представлены основные резервные возможности организма. которые обеспечивают гомеостаз при адекватной двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горохов Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGOCAL ASPECTS OF THE HEALTH SAVING `S MATTER OF THE PHYSICAL ACTIVITY

This article is dedicated to the problem of the adaptation`s reserves to the physical training as psychophysiological preconditions for health saving in the sport. It gives a clear view of reserves`s possibilities of the organism, which proride the internal constancy during the adequate physical activity.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические аспекты здоровьесберегающей роли двигательной активости»

жающей среде, проявляющих заботу о ее состоянии, лично и в предупреждению новых социальных, экономических, эколо-сотрудничестве, содействующих решению существующих и гических проблем.

Библиографический список

1. Экологическое образование населения России до 2010 г. проект концепции. - М.: Республика, 1996.

2. Концепция общего среднего экологического образования // Зеленый мир, 1997. - №14.

3. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

4. Концепция общего среднего экологического образования // Зеленый мир, 1997. - №14.

5. Игнатова, В. А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / В. А. Игнатова. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998.

6. Игнатова, В. А. Экологическая культура: грани постижения / В.А. Игнатова // Формирование экологической культуры учащихся: проблемы и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999.

Статья поступила в редакцию 26.05.09

УДК 61ё2: 28.903.13

Н.М. Горохов, канд. пед. наук, доц. ЧГПУ, г. Челябинск, факс (351) 2647753 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ РОЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Статья посвящена проблеме психофизиологических аспектов здоровьесберегающей роли двигательной активности. В ней представлены основные резервные возможности организма. которые обеспечивают гомеостаз при адекватной двигательной активности.

Ключевые слова: здоровьесбережение, тренировочный процесс, адаптация, юные спортсмены-легкоатлеты.

Здоровьесберегающая направленность физической культуры является одним из ее ведущих принципов и не нуждается в специальном осмыслении. Но дело в том, что в структуру физической культуры входит спорт, в том числе и профессиональный, оздоровительная ценность которого требует доказательств.

Исключение спорта из арсенала физической культуры является неправомерным. Спорт, безусловно, самостоятельное социальное явление, смысл которого определяется направленностью к высшим достижениям, связанным как с проявлением естественных, данных человеку от природы, возможностей в состязании с себе подобными, так и в демонстрации предельных возможностей человека, сочетаемых с использованием техники и спортивного оборудования [1]. Но все это и входит в ценности культуры общества, выделенной в специальное понятие — «физическая культура».

Спорт в системе ценностей физической культуры к настоящему времени приобрел новый статус, превратившись в самостоятельный вид профессиональной деятельности. Сопоставление физических возможностей и психоэмоциональных качеств в состязаниях с соперником сопровождается огромными энергетическими и психическими тратами [2]. Другое дело — целенаправленное физическое воспитание с использованием физических упражнений, сочетаемых с естественными оздоровительными факторами, данными Природой (и рациональным питанием). Оздоровительное его начало совершенно очевидно.

Правомерность столь резкого противопоставления занятий физическими упражнениями — для здоровья и спорта высших достижений — для победы над соперником может быть оспорена. Ведь именно спорт высших достижений способствует максимальному росту резервов адаптации к воздействию физических и психоэмоциональных нагрузок.

Повышение резервов адаптации при занятиях физическими упражнениями — теоретически обоснованный и практически проверенный путь к сохранению здоровья. Это полное физическое и психическое благополучие. Физические упражнения, используемые в повседневной практике в качестве средств предупреждения гипокинезии, опосредованно повышают и резервы здоровья. Полезность их при соблюдении элементарных способов контроля за самочувствием доказана в процессе занятий аэробикой, оздоровительной гимнастикой, бегом трусцой и другими видами физических упражнений, выполняемых при низком уровне кислородного запроса. При напряженной мышечной работе, выполняемой в тренировочной и, в особенности, при соревновательной деятельности, здоровьесберегающие эффекты физических упражнений реализуются опосредованно, через восстановление гомеостатиче-

ских параметров жизнедеятельности, меняющихся при напряженной мышечной деятельности, сочетаемой с психоэмоциональными нагрузками. Это сочетание является фактором, дестабилизирующим постоянство внутренней среды организма и вызывающим предельное напряжение основных систем жизнеобеспечения [1]. Постоянство внутренней среды организма и устойчивость физиологических функций являются результатом реализации гомеостатических механизмов. Изменения, наступающие в живом теле при внешних воздействиях не вызывают серьезных отклонений от среднего состояния, т.е. от нормы, потому что автомагическая саморегуляция ограничивает возникающие в организме колебания в сравнительно узких пределах.

Сохранение гомеостаза возможно только при адекватных приспособительных реакциях организма на воздействие факторов внешней среды, компенсирующих их неблагоприятное воздействие. Гомеостаз представляет собой эво-люционно выработавшееся и наследственно закрепленное свойство организма адаптироваться к условиям окружающей среды. В случаях, когда эти условия кратковременно выходят за пределы нормы, адаптация характеризуется не только восстановлением обычных свойств внутренней среды, но и кратковременным изменением функциональной активности (например, увеличением частоты дыхания и сердечных сокращений при мышечной нагрузке).

При длительных, повторяющихся воздействиях, когда кратковременные функциональные сдвиги недостаточны для обеспечения гомеостаза, адаптационные изменения приобретают структурный характер (например, гипертрофия скелетных мышц, увеличение массы миокарда). Если система адаптации не в состоянии полностью уравновесить действие каких-либо факторов, если функция каких-то органов снижена или утрачена, происходит включение механизмов компенсации с участием других систем, деятельность которых до определенного момента компенсирует функциональную недостаточность неполноценной системы.

Относительное постоянство внутренней среды организма обеспечивается автоматизированными, самонастраивающимися, саморегулирующимися системами (сердечно-

сосудистой, дыхательной, выделительной и др.). В каждой из этих систем можно выделить несколько уровней адаптации — от субклеточного до органного. Но конечный ее смысл не теряется ни на одном из уровней — это сохранение физиологической нормы, которая и является психофизиологической основой здоровья.

Физиологическая норма — это функциональный оптимум жизнедеятельности, границы, в пределах которых обеспечивается наиболее благоприятное для здоровья человека

функционирование отдельных систем и организма в целом. Эти границы подвижны. Они могут быть значительно расширены при увеличении резервов адаптации. Характерным для физиологической нормы является психофизиологический комфорт, при котором адаптация к действию внешних агентом и внутренних возмущений (отклонений от гомеостаза) происходит без нарушения функций и структур живого тела существенен. Понятие физиологической нормы приобретает важное значение при определении возможностей адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам. При рассмотрении нормы следует учитывать взаимосвязи между системами и органами, которые в «интересах» целостного организма могут весьма сильно смещать значения отдельных показателей. Норма как среднестатический показатель состояния отдельных органов и систем без учета биологического возраста, спортивной квалификации, уровня тренированности не может иметь сколько-нибудь надежных количественных показателей.

К категории «физиологическая норма» тесно примыкает понятие здоровья. Здоровье понимается как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость («физиологическую норму») в условиях резких изменений количественного и качественного параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. И если в этом триедином потоке нарушается равновесие, гармония - наступает болезнь. Но между нормой и болезнью находится широкое поле промежуточных (пограничных) состояний, в которых наиболее отчетливо проявляется психофизиологический дискомфорт. Это особые формы приспособления, близкие то к болезни, то к здоровью. Третье состояние вызывают нарушения нормального режима жизнедеятельности, например, при длительных изнуряющих тренировочных нагрузках на выносливость. Вероятность возникновения таких критических ситуаций не столь мала, чтобы можно было бы ею пренебречь. Поэтому способность организма к мобилизации в подобных условиях так же должна формироваться путем тренировки, как и другие физические, психологические и функциональные проявления. Не вызывает сомнения, что спортивная деятельность облегчает такое формирование, опосредованно влияя на создание функциональных резервов организма. Поэтому можно считать спортивную тренировку наиболее эффективным средством повышения жизнеспособности, увеличения «количества здоровья».

Быть здоровым — это быть в гармонии с самим собой! И поэтому здоровье — это индивидуальное гармоничное духовное и физическое бытие. Полного физиологического и психического благополучия невозможно достигнуть без активной двигательной деятельности [3].

Здоровьесберегающие эффекты двигательной активности определяются ее мерой: как недостаточная, так и избыточная двигательная активность не несет в себе здоровьесберегаю-ших эффектов. При этом физические перенапряжения могут привести не только к функциональным расстройствам, но и к необратимым последствиям (смертельный исход в результате инфаркта миокарда, расстройств регуляции сердечного ритма, вплоть до остановки сердца).

Рассмотрим феноменологическую картину и физиологические механизмы функциональных расстройств и структурных изменений при гиподинамии.

Пониженная двигательная активность - гипокинезия (синоним гиподинамии) в условиях современной жизни — удел подавляющего большинства людей, живущих в цивилизованном обществе, освободившем людей от тяжелого физического труда. Тот факт, что двигательная активность совершенствует физические способности, повышает работоспособность, общеизвестен. Гипокинезия находится в ряду факторов риска, повышающих заболеваемость людей как в школьном возрасте, так и в возрасте зрелости.

В физиологии и медицине различают острую и хроническую гипокинезию. Острая гипокинезия сопровождается нарушением межмышечной координации, структурными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Выраженные изме-

нения наблюдаются в сократительной функции сердца и в показателях гемодинамики (учащается пульс, падает систолическое давление, уменьшается сердечный выброс и объем циркулирующей крови). Гомеостатические константы покоя приобретают адренэргические черты: экономичность энергообеспечения жизненных функций падает [4]

Активность генетического аппарата клетки находится в тесной связи с интенсивностью ее функционирования, а гипокинезия выступает как фактор торможения биосинтеза. Особенно демонстративны эти изменения в скелетных мышцах: если при нормальном содержании животных количество ДНК за два месяца увеличивается на 60%, то при двухмесячной гипокинезии оно опускается ниже нормы [4].

Компенсационные механизмы, носящие адаптивный характер при острой гипокинезии, проявляются в повышении активности симпатико-адреналовой системы: интенсифицируются обменные процессы, повышается неспецифическая резистентность. Но полной компенсации физиологических издержек при гипокинезии не происходит. Организм адаптируется к ней по пассивно-приспособительному типу.

Хроническая гипокинезия характеризуется низким уровнем повседневной двигательной активности. Резкого изменения физиологических функций при этом не наблюдается. В конечном итоге они сводятся к снижению функциональной активности всех органов и систем организма и регуляторной активности центральной нервной системы.

При длительном (многолетнем) ограничении двигательной активности наблюдаются дегенеративные изменения в нейромоторном аппарате и в структуре мышечных волокон (часть из них атрофируется). Тонус скелетных мышц падает, что затрудняет поддержание нормальной позы. Развивается вертеброгенный болевой синдром (постоянная боль в области позвоночного столба). В суставных сумках коленных суставов уменьшается количество синовиальной жидкости, что приводит к нарушению их подвижности [320]. Функциональная недогрузка сердца приводит к снижению интенсивности обменных процессов в миокарде. Масса сердца уменьшается (формируется «капельное» сердце), сократительная функция его падает, систолический выброс и венозный возврат снижаются.

Расстройства дыхательной функции проявляются в понижении уровня газообмена, приводящего к дефициту кислорода в крови и снижению скорости его диффузии в ткани. Потребление кислорода в расчете на кг массы тела падает, что приводит к быстрому отказу от работы при физической нагрузке. Наблюдается нарушение баланса между углеводным, белковым и жировым обменом. В регуляторных воздействиях на физиологические функции наблюдается преобладание симпатических влияний над парасимпатическими, что таит в себе опасность для системы кровообращения (симпатогенные инфаркты миокарда). Пассивно-приспособительный характер адаптации к хронической гиподинамии служит слабым утешением для человека: надвигающийся патогенетический комплекс функциональных изменений чреват серьезными расстройствами здоровья и внезапным развитием аварийных ситуаций со стороны сердечнососудистой системы [4]. Предупреждение подобных расстройств достигается вполне доступными средствами: малоинтенсивным бегом, общеразвивающими физическими упражнениями.

Существует ли генетически запрограммированный уровень двигательной активности, который требуется организму ребенка, подростка, юноши для сохранения и накопления резервов здоровья?

Ориентировочные нормы суточной двигательной активности, обеспечивающие нормальный уровень жизнедеятельности, совершенствование соматических, вегетативных и естественных защитных функций организма применительно к выполнению малоинтенсивной работы циклического характера (бег, ходьба), колеблются от 7, 5 до 10 км для детей 8-10 лет, от 12 до 17 км — для 11-14-летних подростков обоего пола.

В возрасте зрелости суточный объем двигательной ак-

тивности снижается, однако физические упражнения сохраняют свое значение как незаменимые средства предупреждения неблагоприятных последствий гипокинезии, продления активной творческой жизни и сохранения здоровья. Для людей зрелого возраста, не прошедших предварительную школу спорта, разработано немало рекомендаций по рациональному двигательному режиму.

Для здорового человека зрелого возраста первые занятия должны состоять из 500-800 м малоинтенсивного бега, чередуемого с ходьбой (400 м). Каждые две недели дистанция бега увеличивается на 200 м. Уже через 3 месяца систематических занятий здоровый человек легко переносит 25-30-минутный бег, двухчасовую прогулку на лыжах, 1, 5-2-часовое катание на коньках. ЧСС при этом должна поддерживаться на уровне 120-130 уд / мин. С повышением скорости бега и других упражнений циклического характера резко возрастает их энерге-

Библиографический список

тическая стоимость. Доставка энергетических материалов обеспечивается увеличением объема кровотока. Повышаются требования к сократительной функции сердца. Поэтому бег далеко не всем доступен. Осторожность при занятиях бегом необходима и совершенно здоровым людям, имеющим наследственную предрасположенность к инфарктам миокарда.

Психоэмоциональный комфорт и высокая работоспособность достигаются постепенным увеличением нагрузки, а не форсированием ее в стремлении быстрее достичь высоких показателей физической работоспособности. Для поддержания нормальной жизнедеятельности клетки (ткани, органа, организма в целом) необходим некий средний уровень физической активности. Как недостаточный, так и чрезмерный уровень двигательной активности может стать фактором, ведущим к снижению количества здоровья.

1. Горбунов, Н.А. Модели развития мастерства и личности спортсменов высокой квалификации // Психологическое обеспечение подготовки спортсменов. - Алма-Ата: Изд-во КГПИ, 1997.

2. Маслов, А.Г. Мотивация и личность. - Нью-Йорк: Изд-во академии наук, 2001.

3. Стоунс, Е. Психопедагогика, психологическая теория и практика обучения. - Лондон, 1993.

4. Фомин, Н.А. Возрастные специфические основы физического воспитания. - Изд-во Карл Хорман Шорндорф, 2003.

Статья поступила в редакцию 06.06.09

УДК 378.02: 372.8

О.М. Слесарчук, аспирант ААЭП, г. Барнаул, E-mail: troic50@bk.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА КОРПОРАТИВНОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье предлагается использование деловых игр с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средства социально-культурной деятельности для активизации обучения корпоративной и информационной культуры персонала. Приводятся примеры игр, проведение которых способствует повышению эффективности обучения.

Ключевые слова: педагогика, дистанционное обучение, социально-культурная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, корпоративная культура, информационная культура, активные методы обучения, деловая игра, дидактические принципы, познавательная деятельность.

Современная социально-культурная ситуация в России претерпевает коренную трансформацию в сторону создания информационного общества. Как отмечают Л.Г. Белова и А.А. Стриженко, информатизация представляет собой насыщение видов человеческой деятельности информационными технологиями и реализацию комплекса мероприятий, которые направлены на обеспечение полного и своевременного использования соответствующих знаний во всех видах человеческой деятельности, которые имеют общественное значение [1, с. 9]. В этих условиях одним из приоритетных направлений образования представляется формирование корпоративной и информационной культуры персонала средствами социальнокультурной деятельности посредством информационнокоммуникационных технологий (ИКТ).

Корпоративная культура представляет собой систему материальных и духовных ценностей, присущих компании, которые отражают ее индивидуальность. Эти установки могут быть как декларированными, так и негласными, но и в том и другом случае они отражают определенные стандарты работы, поведения, внешнего вида, внутрифирменных коммуникаций, субординации, принятых в компании, то есть систему ценностей компании [4, с. 19].

Вместе с тем, информационная культура также становится таким же стратегическим ресурсом современного предприятия, как и корпоративная культура [5, с. 12].

Анализ сложившейся ситуации дает основания для вывода о недостаточной разработанности теоретико-

методологической основы обучения персонала корпоративной и информационной культуре средствами социальнокультурной деятельности (а именно с помощью деловой игры)

с использованием информационно-коммуникационных технологий. Этот недостаток проявляется на фоне постоянно возрастающей необходимости повышения качества знаний современных специалистов в области культуры, а также информатики и ИКТ.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о необходимости ориентации не на возможности персонала, а на их способности. При этом следует отметить, что персонал предприятия может реализовать в полной мере свой творческий потенциал именно при изучении информатики, ИКТ, корпоративной культуры (а именно коммуникационной политики).

В итоге организация, получая информацию из окружающей среды, наращивает свой интеллектуальный капитал. Как пишет И. Карганов, «несмотря на то, что в условиях жесткой конкуренции организации не могут быть абсолютно открытыми, именно открытость может дать им большое конкурентное преимущество - возможность учиться у своего окружения» [3, с. 122].

Следует отметить, что жизнеспособно лишь то предприятие, которое способно к изменениям. Однако чем более серьезными являются изменения, тем большее сопротивление персонала они могут вызвать. Средством снижения сопротивления персонала является внутренняя коммуникационная политика - своевременное оповещение сотрудников о предстоящих переменах, их обучение в игровой форме посредством ИКТ. Именно дистанционная форма деловой игры помогает снять ту напряженность персонала, которая возникает при любом обучении, в том числе и при обучении корпоративной и информационной культуре.

Известно, что одной из основных задач образования яв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.