- выявлять и развивать индивидуальные возможности и творческие способности студентов;
- способствовать приобретению обучающимися навыков получения, обработки и представления научных знаний как в письменной, так и в устной форме;
- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся через радость творчества и те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении задач;
- способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе.
Использование компетентностного подхода и активных методов в обучении студентов позволяет сформировать модель выпускника как конку-рентноспособного молодого специалиста, ориентированного на достижение успеха в профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.
Список литературы:
1. Шалашова М.М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода: монография / М.М. Шалашова; УРАО ИСМО, МПГУ АГМИ им. Гайдара. - Арзамас: АГПИ.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© Попов А.В.*, Кайбушева П.М.
Филиал Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского, г. Мелеуз
В статье рассматривается взаимозависимость экологического образования, экологической культуры и экологического сознания. Особое внимание уделено признакам экологической культуры, как целепола-гающим компонентам экологического образования.
Экология как наука и особый образ мышления в настоящий момент находится в центре внимания мирового сообщества. Экологический кризис, назревавший длительное время, носит глобальный характер, поэтому меры по защите природы являются первостепенной задачей человечества. Генеральный секретарь ООН в 2000 г. в докладе «Роль Организации объединенных наций в XXI веке» признал значимость усилий в области экологического просвещения общественности, выразив озабоченность низким уровнем реального понимания экологических проблем в деле обеспечения будущим поколениям условий жизни на планете. Наша страна не осталась в стороне от общемировых тенденций, в связи с чем в последние годы уделяется зна-
* Доцент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины», кандидат философских наук.
чительное внимание разработке системы непрерывного экологического образования. Именно последнее должно выступать ключевым условием формирования экологической культуры и экологического сознания.
В настоящее время в силу ряда объективных и субъективных причин базисные учебные планы не позволяют реализовывать цели экологического воспитания в полном объеме. Система «школа-колледж-вуз» предусматривает возможность введения в ряд учебный предметов специальных вариативных блоков-модулей экологической направленности. Сложившаяся практика их использования свидетельствует, что легче всего это делается в процессе преподавания предметов естественно-научного цикла, поскольку именно в них встречаются темы, непосредственно связанные с проблемами экологии. Например, в физике при изучении видов энергии, возможностей и способов их использования можно вставить блок-модуль об энергетике (электрической, тепловой, ядерной, гидроэнергетике) и проблемах охраны биосферы. Многочисленные примеры можно приводить на материале химии, биологии, безопасности жизнедеятельности.
Рассматривая экологическое образование как составную часть общего образования и просвещения, необходимо охватить им все возрастные категории общества, распространять «экологическую грамотность», дав соответствующие знания о различных аспектах взаимодействия природы и общества на всех уровнях системы образования - от дошкольного до послевузовского. Экологическое образование, по определению академика И.Д. Зверева, - это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» [1, с. 17]. Только обеспечивая постоянное пополнение экологических знаний, можно разрешить противоречие между личным и общественно необходимым уровнями знаний людей.
Формирование непрерывного экологического образования предусматривает определение содержания двух фундаментальных понятий: «экологическое сознание» и «экологическая культура». Их значимость определяются тем, что они выступают результатом экологического образования, специфическим способом восприятия и отношения к окружающему миру.
В научной литературе имеются различные трактовки экологического сознания и его компонентов. Так, Н.Н. Вересов [2], рассматривая экологическое сознание как часть или сторону индивидуального сознания, указывал, что оно представляет собой реализуемое и проявляющееся в деятельности единство знаний о явлениях окружающего мира, их значения для жизни человека и месте самого человека в природе; отношения к природе как общечеловеческой, культурной ценности. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина [3], наряду с соответствующим когнитивным и эмоционально-оценочным компонентами, в структуре экологического сознания выделяют также стратегии и технологии взаимодействия с природой. Экологическое сознание представля-
ется ими как совокупность, имеющихся у личности или социальной группы экологических представлений, субъективного отношения к природе, а также интериоризированных стратегий и технологий взаимодействия с природой. Н.Г. Мухамбетов [4] в состав экологического сознания включил экологическое внимание, экологическую память, экологическую перцепцию, экологический аффект, экологическое мышление и волю.
В нашем понимании экологическое сознание представляет собой сферу индивидуального сознания, отражающую экологическую действительность в форме экологических знаний, представлений, оценочных отношений к природе и практике ее защиты, регулирующих человеческое поведение в природной среде. Приступая к анализу содержания экологической культуры, отметим, что непосредственная работа по педагогическому проектированию экологической культуры должна учитывать ее зависимость от вида деятельности человека, периода развития социально-экономической формации и общества, типа хозяйства, а также исторического этапа, географического фактора, и усложнение со временем ее состава и содержания.
Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Экологическую культуру можно рассматривать как вектор гармоничного, устойчивого развития, гарантирующий соответствие социальной деятельности природной среде. Кроме того, экологическая культура рассматривается в своем большинстве как некий идеал, новый тип культуры, основанием которого может стать экологически ориентированное мышление и мировоззрение, органически включающие в себя в качестве нравственного идеала стремление к согласованному развитию человека, общества и природы, а также глубокое осознание самоценности и взаимозависимости природной и социальной среды обитания.
Содержание экологической культуры включает взаимосвязанные компоненты:
- когнитивный: экологически значимые знания (от восприятия к их пониманию, осознанию и использованию), экологический стиль мышления;
- аксиологический: экологические ценности, переживания, «эмоциональный резонанс»;
- нормативный: нравственный и экологический императив, этические нормы, правила, экологические традиции;
- творческо-деятельностный: опыт созидательной, проективной экологически оправданной деятельности;
- поведенческий: природосообразные поступки и действия в отношении природы [5, с. 44].
Экологическая культура, как и любой тип культуры, неразрывно связана с процессом социализации. Так в частности, С.В. Машкова [6] под термином «экологическая культура» понимает синтез экологической образован-
ности и воспитанности личности. По ее мнению, экологическая культура -это многоуровневое, многокомпонентное понятие, представляющее собой совокупность, возникающую в составе целостного мировоззрения личности. Фактически учащиеся во время обучения неоднократно поднимаются (переходят) с одного уровня экологической культуры на другой.
По нашему мнению, процесс формирования экологической культуры подростка должен осуществляться на основе компетентностного подхода. Данный подход предполагает формирование у подростков не только знаний, умений и навыков в сфере экологии, но и готовности, ответственности в их применении. В качестве основ построения содержания социально-культурной деятельности могут быть выделены следующие базовые положения, ориентированные на формирование экологической культуры:
- на этапе перехода к устойчивому развитию социально-культурная деятельность приобретает приоритетный характер, выступая как средство формирования экологической культуры подростка;
- содержание социально-культурной деятельности должно способствовать формированию представлений подростков о процессах и явлениях окружающей среды, об объектах и роли подростка в обеспечении устойчивого развития;
- понимание ответственности за последствия собственной деятельности в сфере взаимодействия природы и общества;
- развитие подростка должно обеспечивать формирование мировоззренческих идеалов отношения к природе и целей социально-культурной деятельности, ориентированных на устойчивое развитие общества.
Компетентностный подход позволяет разработать модели формирования экологической культуры подростка средствами социально-культурной деятельности. В результате реализации данной модели, основанной на двух взаимосвязанных структурах: организации и реализации целенаправленной природоохранной деятельности, происходит качественное изменение подростка, которое проявляется в уровне развития его экологической образованности, экологической деятельности, экологической сознательности - составляющих частей экологической культуры.
Необходимо отметить, что экологическое образование и экологическое сознание, культура - далеко не однородные понятия. Уровень знаний в области экологии растёт год от года, но это мало способствует разрешению вопросов, связанных с экологической ситуацией. Проблема, вероятнее всего, заключается не в количестве знаний, а в их осознанности. Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Его задача -не просто достижение знаний экологии, а главное - формирование экологического сознания, поведения и экологической культуры, убеждений и активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды. Особое значение приобретает осознание человеком того, что он является органической составляющей окружающей среды и во многом сам моделирует её.
Становление экологической культуры личности неотделимо от формирования у учащихся и студентов общей гуманистической направленности мировоззрения. Для экологической культуры весьма существенной является такая характеристика гуманистического мировоззрения, как убежденность в важности взаимопомощи и сотрудничества с другими людьми. Без желания действовать совместными усилиями, согласовывать свои решения человечество не сможет справиться с комплексными экологическими проблемами (как глобальными, так и локальными) и избегать их возникновения впредь.
Список литературы:
1. Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования: Материалы 1-ой Московской НПК по непрерывному экологическому образованию. - М., 1995.
2. Вересов Н. «Мы земляне»: Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 12; 1995. -№ 1. - С. 19-26.
3. Дерябо Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ро-стов-н/Д: Феникс, 1996. - 478 с.
4. Мухамбетов.Н.Г. Соотношение экологической установки, экологического поведения и экологического сознания // Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. «Наука и образование» / Под ред. Е.Е.Адакина. - Кемерово: Изд-во Биф КемГУ 2006г. - С. 139-140; Мухамбетов Н.Г. Роль экологических ориентаций и направленности личности в развитии экологического сознания подростка // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2006. - № 6 (35). - С. 318-323.
5. Глуздов В.А., Винокурова Н.Ф., Николина В.В. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода // География и экология в школе XXI века - 2004. - № 4. - С. 42-47.
6. Машкова, C.B. Проблема подготовки будущих учителей к формированию основ экологической культуры у школьников // Экология и география: проблемы подготовки учителя. - М.: ТЭКОЦент, 1995. - С. 170-172.
АНАЛ1З HOBOÏ ПРОГРАМИ З МЕТОДИКИ ВИКЛАДАННЯ ICTOPIÏ У НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ ГАЛИЧИНИ К1НЦЯ Х1Х - ПОЧАТКУ ХХ СТОЛ1ТЬ
© Савшак Т.М.*
Дрогобицький державний педагопчний ушверситет iменi 1вана Франка,
Украша, Дрогобич
У статп розглядаються основт положения ново1 программ з методики викладання ютори в навчальних закладах Галичини юнця XIX - по-
* Соискатель кафедры Украиноведения и культурологии.