Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / экологическая культура / эколого-правовая культура / экологическое образование / экологические знания / culture / environmental culture / environmental legal culture / environmental education / environmental knowledge

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.А. Ходакова

В статье обосновывается важность интегрирования основ эколого-правовой культуры в общество, независимо от правового положения в нем личности. Анализируются научные и доктринальные подходы к понятию экологической культуры, выделяются различные точки зрения. Предложен авторский вариант термина «экологическая культура». Также проводится анализ законодательства по вопросу закрепления терминов «экологическая культура» и «культура», ввиду отсутствия их правовой регламентации с точки зрения правового и экологического характера. Указывается на значение эколого-правовой культуры в формировании основ экологических знаний, оно является определяющим для практической реализации в сфере экологического образования, обосновывается важность его нормативно-правового закрепления в современных условиях. Автором статьи делается вывод о необходимости закрепления понятия экологической культуры на законодательном уровне, а также о значении экологических знаний как средстве ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION AS ONE OF THE MAIN ELEMENTS OF FORMATION OF ENVIRONMENTAL LEGAL CULTURE

The article considers the importance of integrating the foundations of environmental and legal culture in society, regardless of the legal status of the individual in it. Scientific and doctrinal approaches to the concept of ecological culture are analyzed, different points of view are highlighted. The author's approach concerning the content of the term ecological culture is offered. The analysis of legislation on the issue of fixing the terms "ecological culture" and "culture", due to the lack of their legal regulation in terms of legal and ecological character is also conducted. The value of ecological and legal culture in establishment of foundations of ecological knowledge is pointed out, it is designated that it is determinative for practical realization in the sphere of ecological education, the importance of its normative-legal fixation in modern conditions is grounded. The author of article makes a conclusion about necessity of fixing of concept of ecological culture at legislative level. And also about importance of ecological knowledge as means of its formation.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

2023

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Б

УДК 349.6 Б01 10.52928/2070-1632-2023-64-2-112-115

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

А.А. ХОДАКОВА (Белорусский государственный университет, Минск)

В статье обосновывается важность интегрирования основ эколого-правовой культуры в общество, независимо от правового положения в нем личности. Анализируются научные и доктринальные подходы к понятию экологической культуры, выделяются различные точки зрения. Предложен авторский вариант термина «экологическая культура». Также проводится анализ законодательства по вопросу закрепления терминов «экологическая культура» и «культура», ввиду отсутствия их правовой регламентации с точки зрения правового и экологического характера. Указывается на значение эколого-правовой культуры в формировании основ экологических знаний, оно является определяющим для практической реализации в сфере экологического образования, обосновывается важность его нормативно-правового закрепления в современных условиях. Автором статьи делается вывод о необходимости закрепления понятия экологической культуры на законодательном уровне, а также о значении экологических знаний как средстве ее формирования.

Ключевые слова: культура, экологическая культура, эколого-правовая культура, экологическое образование, экологические знания.

Введение. Окружающая среда является комплексным объектом правоотношений, сложной природно-социальной системой, находящейся под воздействием хозяйственной деятельности, и ее качественное состояние должно обеспечиваться специальными мерами охраны.

Вопросам и проблемным аспектам охраны окружающей среды на уровне государства уделяется пристальное внимание. В социальном аспекте одной из важнейших задач является установление экологической культуры генерирования ее в общество. В юридической науке и доктрине достаточно длительное время проявляют интерес к научным трудам в которых делается акцент на важность развития и выстраивания основ эколого-правовой культуры, экологического образования и воспитания общества в целом вне зависимости от правового статуса личности. Глобальные процессы современности вошли в противоречие с традиционным человеческим сознанием и мышлением, взглядами на построение и функционирование национальных государств, развитие мирового сообщества. В результате на основе новых требований к теории и методологии познания современного мира в эпоху глобальных трансформаций объективно возникает необходимость в разработке методов и механизмов, направленных на внедрение основ экологической культуры в общество. В связи с этим формулировка понятийного аппарата в контексте формирования экологической культуры представляется необходимой.

Вопросы правового обеспечения экологической культуры и повышения уровня экологического образования ранее не входили в число центральных проблем юридической науки, однако их актуальность для настоящего и будущих поколений была не только осознана, но и подчеркнута в Концепции национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года и в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. В указанных документах отмечается необходимость в повышении уровня экологических знаний в аспекте непрерывности образования и повышения их на всех этапах, начиная с дошкольного, а также важность экологических знаний в развитии и становлении экологической культуры как системы социально-ориентированных отношений и морально-этических норм, касающихся отношений человека и природы. В условиях развития экономики экологические проблемы указывают на недостаток и неравномерное распределение человеческих правил и природных законов. В связи с этим вопросы охраны окружающей природной среды бессмысленно обсуждать без исследования вопроса об эколого -правовой культуре, ее элементов и условий формирования в современной среде.

Целью исследования является акцентирование внимания на содержательных аспектах термина «экологическая культура» и рассмотрение вопросов его правовой регламентации.

Объектом выступают правоотношения, связанные с необходимостью построения элементов эколого-правовой культуры и экологической культуры в целом.

Предметом настоящего исследования выступают научно-правовые взгляды (доктринальные подходы) к определению понятия экологической культуры.

Научная новизна рассматриваемого вопроса связана с отсутствием правовой регламентации терминов «экологическая культура», «эколого-правовая культура», «культура» и необходимостью выработки единого подхода к их пониманию.

Основная часть. В современном мире существует множество проблем, связанных с ухудшением качества окружающей среды и ненадлежащим использованием природных ресурсов. Реальное положение вещей свидетельствует о наличии кризисных явлений как в экономическом, социальном, так и в экологическом развитии. К факторам экологического риска по данным ВОЗ относят: загрязнение воздуха; плохое водоснабжение, санитарию и гигиену; загрязнение химическими и биологическими веществами; излучения; уровень окружающего

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ. Юридические науки

№ 2(64)

шума; риски на рабочих местах; антропогенную среду (включая строительство жилых домов и дорог); изменение климата [1]. В связи с этим, важным аспектом в обеспечении надлежащего качества окружающей среды будут являться соответствующие изменения в сознании человека, в частности формирование у него эколого-правовой культуры и наличие специальных знаний, которые помогут в решении первостепенных экологических задач [2, с. 4]. Проблемные аспекты данного вопроса были предметом изучения в трудах Л.Л. Сатуевой, Н.В. Самерсовой, С.Н. Глазачева и др.

Реализация принципов устойчивого развития и эффективное использование природных ресурсов, прежде всего, зависит от экологической информированности всех общественных групп, которое возможно достигнуть посредством пропаганды экологических знаний и повышения тем самым экологической образованности. Воспитание и просвещение при этом - механизмы формирования экологической культуры в обществе. Видится возможным согласиться с мнением Л.Л. Сатуевой о том, что «...усвоение экологических и этических норм, ценностей, профессиональных навыков достигается посредством целенаправленного развития экологического воспитания и экологической грамотности личности, которые будут способствовать формированию общества с гуманным, эмоционально-нравственным и бережным отношением к природе» [3, с. 179]. На современном этапе развития общества существует многочисленный спектр возможностей для получения новых знаний, саморазвития и культурного просвещения личности. Одной из задач государственной политики в сфере экологического образования выступает повышение уровня правовой культуры общества и уменьшение количества правонарушений, в том числе и в экологической сфере.

В научной доктрине до сих пор нет единого понимания термина «эколого-правовая культура». Представляется очевидным лишь то, что указанный термин складывается из двух элементов: экологического и правового. Вместе с тем понятие экологической культуры несет в себе сложную смысловую нагрузку.

В науке существуют различные точки зрения на понятие «экологическая культура». В частности, Н.В. Са-мерсова, «.рассматривает экологическую культуру как этап и составную часть общечеловеческой культуры, которая характеризуется всеобщим осознанием важности экологических проблем. Тем самым подчеркивается необходимость распространения и проникновения экологической культуры во все сферы жизнедеятельности человека. Но при этом указывается на то, что экологическая культура противопоставляется общей культуре общества и является своего рода составляющей такой культуры» [4, с. 75-79]. В свою очередь, С.Н. Глазачев под экологической культурой подразумевает «высокий уровень владения человеком системой экологических знаний, экологической деятельностью, степень развития индивидуального экологического сознания и поведения личности, степень совершенства целенаправленного взаимодействия человека с окружающей природной средой» [5, с. 12].

Единой точки зрения на понятие «культура» не существует [5, с. 12]. Слово «культура» происходит от латинского слова «culture» и переводится как воспитание, развитие, уважение, образование. На наш взгляд, представляется возможным определить культуру как поведение, воспитание и развитие человека в процессе его деятельности в различных сферах общества [3, с. 179].

Эколого-правовая культура - это социально значимое явление, регулируемое правовыми нормами и представляющая способ творческой деятельности, познание, преобразование природы, улучшение состояния окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений, охрану и рациональное использование природных ресурсов. Она проявляется в уважительном отношении к экологическим нормам и составляет часть общей правовой культуры общества. По мнению Н.С. Кравченко, эколого-правовая культура должна состоять из взаимосвязанных элементов. Среди них самыми значимыми, на наш взгляд, выступают: «.состояние эколого-право-вого сознания (знание эколого-правовых норм, их понимание, осознание необходимости их соблюдения); состояние природоохранительного законодательства (совершенство его содержания и формы, отсутствие пробелов, экологическая обоснованность, справедливость, адекватность регулируемым общественным отношениям); состояние законности, правопорядка в сфере охраны окружающей среды (реальное исполнение требований эколого-правовых норм); состояние правоприменительной деятельности государственных органов (знание, применение ими экологического законодательства, неотвратимость ответственности за экологические правонарушения, последовательность уровень эколого-правового воспитания и образования» [6]. В свою очередь В.В. Петров отмечает, что в понятие эколого-правовой культуры должны входить в комплексе два признака: знание и уважение, правильное применение законов об охране природы; понимание, правильное использование социально-экологических закономерностей во взаимодействии общества и природной среды [7, с. 109-110].

Одним из элементов, направленных на формирование эколого-правовой культуры, является экологическое образование. Необходимость формирования экологического образования для всех граждан подчеркивается на законодательном уровне. Так, в ст. 4 Закона «Об охране окружающей среды» (далее - Закон), в качестве одного из принципов охраны природной среды определено обеспечение пропаганды знаний в области охраны окружающей среды, природопользования и формирования экологической культуры. В ст. 77 Закона, регламентируется, что «в целях формирования экологической культуры граждан, воспитания у них бережного отношения к природе осуществляется просвещение в области охраны окружающей среды посредством распространения экологической информации, в том числе содержащей сведения об экологической безопасности, знаний о составе экологической информации, порядке её формирования, распространения и предоставления субъектам отношений в области охраны окружающей среды» [8]. Кодекс Республики Беларусь об образовании содержит предпосылки для фор-

2023

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия D

мирования экологического образования и эколого-правовой культуры. В частности, среди принципов государственной политики в сфере образования закреплен принцип обеспечения включения основ экологических знаний в программы всех уровней образования, а одной из задач воспитания выделяется необходимость формирования культуры в области охраны окружающей среды и природопользования [9]. Однако национальное законодательство не содержит легальных определений таких понятий, как «экологическая культура», «эколого-правовая культура», «экологическое образование», что является значительным упущением.

Для формирования новой мировоззренческой парадигмы, отвечающей современному этапу развития человечества, встает реальная необходимость в изменении отношения к эколого-правовой культуре. В частности, под эколого-правовой культурой подразумевают социально ориентированный, урегулированный правом способ творческой деятельности, направленный на усвоение важных аспектов природных явлений и восстановление окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений, сохранение и рациональное использование природных ресурсов. Проявляясь в уважительном отношении к природоохранным нормам, она составляет часть общей правовой культуры общества. А.П. Анисимов, говоря об эколого-правовой культуре, отмечает: «.. .в условиях современной экологической ситуации возникает необходимость в модернизации системы образования с целью формирования новой общественной системы ценностей, знаний и умений» [10].

Реализация эколого-правовой культуры в обществе зависит не только от наличия соответствующих знаний о природной среде, но и от способности каждой личности в отдельности использовать правовые механизмы защиты природной среды, что является гарантией соблюдения экологических прав. По мнению Л.Г. Клюкановой, «... эколого-правовая культура зависит от уровня правосознания граждан, степени развития экологического законодательства и одновременно уровень эколого-правовой культуры влияет на развитость экологических норм, а также их реализацию» [11]. И.В. Погодина выделяет в качестве наиболее значимых средств формирования эко-лого-правовой культуры правовое регулирование отношений в экологической сфере и усиление потенциала личности в освоении содержания образовательных программ [12].

Проанализировав понятия «экологическая культура» и «культура» рассмотренные в литературе, существует также необходимость провести анализ действующего законодательства относительно закрепления указанных терминов. В частности, Кодекс Республики Беларусь о культуре выделяет понятие культуры как «совокупности культурных ценностей и культурной деятельности» (ст. 1). То есть в контексте указанного нормативного правового акта культура рассматривается как некий результат творческой деятельности человека. Выделение такого вида как экологическая культура отсутствует. В свою очередь, в Кодексе Республики Беларусь об образовании среди задач воспитания выделяется «формирование нравственной, эстетической и экологической культуры» (ст. 2). Однако само понятие «экологическая культура» также отсутствует [13]. В этой связи видится целесообразным закрепить определение категории «экологическая культура» на законодательном уровне. На наш взгляд, под экологической культурой следует понимать уровень владения человеком системой экологических знаний о всех сферах экологической деятельности государства и содействие экологическому воспитанию личности. Видится необходимость закрепления указанного понятия на законодательном уровне. Так как оно полностью закрепляет необходимость формирования экологических знаний, которые являются одним из элементов формирования эколого-правовой культуры.

Заключение. Формирование эколого-правовой культуры зависит от наличия непрерывного экологического образования. Нацеленность образовательных программ на формирование экологической культуры должна стать важным критерием эффективности работы образовательных учреждений. Наличие экологических знаний позволит обществу и каждому человеку в отдельности прогнозировать, анализировать и модернизировать механизмы, направленные на сохранение окружающей среды и тем самым способствовать решению значимых экологических проблем и формированию экологической культуры. С методологической точки зрения понятие «эко-лого-правовая культура» неразрывно связано с экологией. Экологию принято определять, как науку об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. Таким образом, культура и экология - это взаимодействующие и взаимодополняющие науки, поэтому представляется актуальным определение понятия «экологическая культура». Под экологической культурой следует понимать, на наш взгляд, уровень владения человеком системой экологических знаний во всех сферах экологической деятельности государства и общества, содействие экологическому воспитанию личности. Видится необходимость закрепления указанного понятия на законодательном уровне, так как оно полностью закрепляет необходимость формирования экологических знаний, которые являются одним из элементов формирования эколого-правовой культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальный доклад о состоянии окружающей среды Республики Беларусь / Мин-во природных ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, РУП «Бел НИЦ «Экология». - Минск: Бел НИЦ «Экология», 2019. - 191 с.

2. Буркин Д.О. Правовое образование в механизме формирования эколого-правовой культуры ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01; ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федераль-ный университет». - Краснодар, 2014 - 24 с.

3. Ходакова А.А., Рыбак С.В. О нормативном закреплении понятия эколого-правовой культуры // Актуальные проблемы обеспечения общественной безопасности в Республике Беларусь: теория и практика: тез. докл. Респ. науч.-практ. конф.,

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ. Юридические науки

№ 2(64)

Минск, 21 мая 2020 г.: в 2 ч. / Редкол.: В.А. Талалаев и др. - Минск, 2020. - Ч. 2: Правовое обеспечение выполнения задач внутренними войсками МВД Республики Беларусь. - С. 179-180.

4. Самерсова Н.В. Структурно-содержательный анализ экологической культуры личности // Народная асвета. - 2007. -№ 3. - С. 75-79

5. Глазычев С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. - М.: Современный писатель, 1998. - 32 с.

6. Кравченко С.Н. Социально-психологические аспекты правовой охраны окружающей среды [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrarv.ru/item.asp?id=23530283. (Дата обращения: 04.04.2021).

7. Ганичев И.В. Актуальность эколого-правовой культуры // Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 4. - С. 108-110.

8. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. от 18 дек. 2019 г., № 272- З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2023.

9. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]: 13 янв. 2011 г., № 243-3: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. (с измен. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

10. Аббасов, П.Р. Актуальные проблемы правового регулирования экологического образования // Управление в современных системах. - 2020. - № 5. - С. 14-17.

11. Anisimov A.P. New purposes and goals of ecological and legal culture development in Russia // Ethics in Science and Environmental Politics. - 2019. - Т. 19. - С. 13-19.

12. Клюканова Л.Г. К вопросу о формировании эколого-правовой культуры в рамках теории социальной синергетики // Казанская наука. - 2010. - № 9. - С. 589-592.

13. Кодекс Республики Беларусь о культуре [Электронный ресурс]: 20 июля 2016 г., № 413-З: принят Палатой представителей 24 июня 2016 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 2016 г. (с измен. и доп.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2023.

Поступила 09.03.2023

ENVIRONMENTAL EDUCATION AS ONE OF THE MAIN ELEMENTS OF FORMATION OF ENVIRONMENTAL LEGAL CULTURE

A. KHODAKOVA (Belarusian State University, Minsk)

The article considers the importance of integrating the foundations of environmental and legal culture in society, regardless of the legal status of the individual in it. Scientific and doctrinal approaches to the concept of ecological culture are analyzed, different points of view are highlighted. The author's approach concerning the content of the term ecological culture is offered. The analysis of legislation on the issue of fixing the terms "ecological culture" and "culture ", due to the lack of their legal regulation in terms of legal and ecological character is also conducted. The value of ecological and legal culture in establishment offoundations of ecological knowledge is pointed out, it is designated that it is determinative for practical realization in the sphere of ecological education, the importance of its normative-legal fixation in modern conditions is grounded. The author of article makes a conclusion about necessity offixing of concept of ecological culture at legislative level. And also about importance of ecological knowledge as means of its formation.

Keywords: culture, environmental culture, environmental legal culture, environmental education, environmental knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.