Научная статья на тему 'Экологическое мышление и экологическая культура в российском образовании'

Экологическое мышление и экологическая культура в российском образовании Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
6230
694
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Макарова О. В., Николаева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое мышление и экологическая культура в российском образовании»

О. В. Макарова, О. В. Николаева

Экологическое мышление и экологическая культура в российском образовании

К обществу традиционной культуры можно отнести любое доиндустриальное общество. В нем традиции почитаются более высокой ценностью, чем инновации. В границах традиционной культуры человечество прожило тысячи, а возможно, и сотни тысяч лет, -смотря от чего отсчитывать начало бытия человека. В условиях инновационных ценностей люди живут одно-два столетия, да и то это касается меньшей части землян.

Экологическая культура включена в традиционную как её неотъемлемая часть. По сути, раньше люди не выделяли экологическую культуру из хозяйственно-бытовой, религиозной, медицинской, семейной, из культуры социального взаимодействия.

Пантеизм древних помогал находить гармонию во взаимодействии с окружающим миром, накладывал запрет на действия, наносящие среде обитания незаживающие раны.

Сохранение естественных систем природы обычно совпадает с целями человека, поскольку без адекватной своим нуждам среды он существовать не может. Человек является частью биосферы, следовательно, сохранение целостности среды и её преобразование в интересах человека составляют единое целое. Именно понимание подвижного равновесия биосферных процессов лежит в основе экологического мышления, базирующегося на знаниях основных экологических закономерностей.

Мы утверждаем, что в доиндустриальном обществе экологическая культура была существенно выше нынешней, хотя она и не опиралась на строгие научные знания, которые в настоящее время принято считать признаком высокой культуры.

Условием, движущим фактором и самой сущностью экологической культуры является экологическое мышление.

Экологическое мышление - это такой образ мыслей, чувств и обусловленных ими действий, для которого характерны: убежденность во взаимосвязи всех космических, геологических, биологических и социальных процессов; представление о неразрывной целостности природы и общества; высокий статус экологических ценностей, в первую очередь жизни; преодоление антропоцентризма и эгоизма по отношению к природе; чувство личной ответственности за будущее человечества и природы. Экологическое мышление включает в себя как сознательную, так и подсознательную составляющие.

81

Формирование экологического мышления способствует личностному развитию и саморазвитию, субъективному ощущению стабильности мироздания и гармонии природы, способствует преодолению одиночества и отчуждения от мира. Экологическое мышление направляет усилия отдельных личностей, должностных лиц, социокультурных групп, государственных органов на сохранение экологического равновесия, сохранение природного богатства определенных территорий, сохранение природы Земли как целостной экосистемы на временную перспективу, сопоставимую с вечностью. То есть экологическое мышление далеко выходит за пределы жизни как одного человека, так и общественных слоев и государственных образований, и оперирует временным отрезком, выражающим длительность существования человека как биологического вида.

Экологическое мышление характеризуется, как уже сказано, приоритетом экологических ценностей, к которым в первую очередь относится жизнь. Как в прошлом, так и в настоящее время экологическое мышление не возникает само по себе, а является результатом целенаправленного экологического воспитания. В современном обществе экологическое воспитание осуществляется в рамках экологического образования.

Основой экологического сознания является, на наш взгляд, экологическая грамотность: знание основных экологических законов, умение учитывать эти законы в своей деятельности, прогнозирование вероятностных событий. Актуальность экологических знаний имеет принципиальное отличие от принятой в каждой профессиональной среде завышенной оценки своей дисциплины, так как экология имеет базисное значение и становится естественнонаучной основой, смыслообразующим элементом нового мировоззрения -экологического.

Говоря о формировании экологической культуры, необходимо ставить вопрос об экологическом образовании. Без этого образования формирование современной культуры, составляющим элементом которой является культура экологическая, невозможно. Экологическое воспитание - неотъемлемая часть экологического образования.

В современном российском школьном образовании наблюдается явный перевес в сторону преподавания социогуманитарных дисциплин, тогда как на долю предметов естественнонаучного цикла отведено меньше времени. Одним из результатов этого является нарушение формирования целостной естественнонаучной картины мира. Кроме того, это может стать фактором, нарушающим экологическое образование.

82

Несмотря на бурное развитие биологических наук, в том числе экологии, в обществе наблюдаются противоречия между обилием информации экологического содержания и тем, что она не достаточно полно и адекватно воспринимается той частью общества, от которой зависит принятие решений в области экологической политики и природопользования.

Можно лишь предполагать, что 1) человек не видит ценности экологических знаний для себя лично; 2) школьное образование находится в отрыве от семейного воспитания; 3) нет чувства причастности к происходящему в природе и в стране (мире); 4) нет понимания того, что разделение проблем по масштабам на локальные, региональные и глобальные весьма условно, так как, согласно одному из законов Коммонера, «все связано со всем».

Экологическое образование происходит на фоне сложных процессов в образовательном поле России. Одной из причин трудностей является слабая методологическая основа, отсутствие методики непрерывного экологического образования и воспитания. Стоит задача даже не образования, а широкого экологического просвещения населения. Но эта задача осознается далеко не на всех уровнях общества.

Существует следующее мнение относительно развития экологической культуры: «Каким бы ни был подход педагога к экологическому образованию и воспитанию (будь то экология отдельным предметом, экологизированные разделы в других учебных предметах, кружковая природоохранная деятельность и т. д.), он способствует развитию экологической культуры» (Алёшина И.В. Некоторые составляющие экологического образования и воспитания // Экологическое образование в Ленинградской области: сб. науч. ст. Вып. 4 / под ред. Л.А. Кузнецова. - СПб.: ЛОИРО, 2008. - С. 14).

Экологические проблемы зачастую являются основой для самых жарких споров по поводу судеб человечества в среде обитания. И, как это часто бывает, на популярных проблемах начинается активная спекуляция. Экологические проблемы не исключение. Можно привести массу примеров из средств массовой информации, «всемирной паутины» - Интернета, о неправильном и искажённом применении экологических терминов. Одна из причин этого -дилетантское отношение к вопросу экологического образования. Работники СМИ зачастую не обладают, как это сейчас принято говорить, «ключевыми компетенциями» в области экологии. Одна из основных причин этого - отсутствие единой методологической основы экологического образования.

Кроме того, у большинства населения экология ассоциируется именно с охраной природы, то есть отсутствует представление об экологии как науке, имеющей предмет и объект изучения, определённые закономерности.

83

По данным социологического опроса, проведённого в сентябре - октябре 2009 г. в городе Подпорожье Ленинградской области, на вопрос «выберите наиболее правильное, на Ваш взгляд, определение экологии», из 205 респондентов от 14 до 17 лет 165 выбрали верный вариант: экология - наука об условиях существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, остальные 40 указали на то, что экология - состояние окружающей среды. У респондентов от 18 до 25 лет данные следующие: из 110 опрошенных 76 выбрали верный вариант, 12 считают, что экология - наука о месте человека на Земле и его возможностях влиять на окружающую среду, 8 человек считают, что экология - состояние окружающей среды, 14 указали на то, что экология - научная и практическая деятельность по защите окружающей среды.

Респонденты от 26 до 40 лет (213 опрошенных) указывали, в основном, на то, что экология - состояние окружающей среды (163 респондента), 34 указали на научную и практическую деятельность по защите окружающей среды, лишь 16 ответили верно.

Образ жизни человека обычно трактуется как способ удовлетворения потребностей в рамках существующих природных и социальных ограничений. Следовательно, качество жизни - это мера взаимодействия между средой и её использованием, лёгкостью или затруднённостью удовлетворения человеческих потребностей. Иными словами, качество жизни диктует и её образ, отражается на формах поведения людей. При этом понятие качества жизни нельзя примитивно ограничивать экономическими показателями за короткий промежуток времени. Духовные потребности человека далеко выходят за рамки такого примитива. Потребности же всего человечества следует рассматривать в перспективе на сотни и тысячи лет. Таким образом, степень и способ удовлетворения потребностей человека служит зеркалом всего развития антропосистемы и её соотношения с природной средой, неудивительно, что «высшая цель» любого общественного производства - наиболее полное удовлетворение комплекса растущих материальных и духовных потребностей людей. Заметим, что потребности растут, а ресурсные возможности земной природы уменьшаются. В то же время наука ускоряющимися темпами открывает новые возможности разума и познаёт тем самым его пределы. Границы допустимого, то есть границы той деятельности, которая порождается разумом, определяются не только законами природы, не только объективными факторами, но и факторами субъективными, поскольку разум имеет своего носителя -Человека. Поэтому стратегия Разума - это, прежде всего, стратегия обеспечения будущего человечества, иными словами, Человек должен быть способным видеть множество альтернатив своего поведения, согласованных с законами природы, и делать выбор, обес-

84

печивающий своё будущее в долгосрочной перспективе. С учетом обозначенных альтернатив актуальность экологических знаний несомненна. Путь развития человека лежит от эгоцентрического сознания к сознанию экологическому, которое системно включает в сферу своих забот весь земной шар.

С. С. Миняйло

Культурологические особенности архитектуры православного храма России XVIII в.

Русское искусство, продолжающее в XVIII в. развиваться на новых европейских началах, по-прежнему осталось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом и факт этот сам по себе весьма знаменателен. Стилистическое развитие нового русского искусства на протяжении столетия определялось основными этапами: первая половина века кристаллизует в себе барочный эстетический идеал и соответствующий ему стиль, что приходится на время становления и расцвета дворянской абсолютистской империи; искусство же второй половины века, развивалось под воздействием просветительской идеологии, чему соответствовал строгий «просвещенный стиль» классицизма. При этом следует иметь в виду, что в судьбе русского искусства просветительство сыграло гораздо большую роль, чем в политической истории России, его рациональные гражданственно-патриотические и гуманистические идеи служили питательной основой художественного творчества на протяжении целого столетия. Элементы просветительской идеологии уже несла в себе предшествующая классицизму фаза барокко (этим обусловлен был сравнительно легкий переход её в классицизм).

На перемены, принесенные Петровской эпохой, чутко реагировала и церковная архитектура. В первой половине века в условиях утверждения светской эстетики с её ориентацией на ценности земные, когда предметом внимания становится сам человек, его прославление и возвеличение, происходит существенное переосмысление образа храма. Это сказалось прежде всего в жизнерадостном ощущении внутреннего пространства, торжественно вознесенного и светоносного, напоенного динамикой и преисполненного восторгом и великолепием.

В панегирическом образном строе храмов отразилось стремление увековечить само время, его значительные события. На рубеже XVII-XVIII в. такая образная концепция храма наиболее ярко проявляется в подмосковном вотчинном строительстве. Именно здесь

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.