Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры - перспективная задача образования'

Формирование экологической культуры - перспективная задача образования Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
124
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры - перспективная задача образования»

О. В. Макарова

Формирование экологической культуры -перспективная задача образования

Человечество жило и живёт в единстве с природой - в экологической среде. Неосознанный пантеизм древних помогал находить гармонию во взаимодействии с окружающим миром, накладывал запрет на действия, наносящие среде обитания незаживающие раны. Следует отметить, что основой этичного отношения человека к природе в древности был скорее страх, чем осознание ответственности за её судьбу.

Существует точка зрения, согласно которой одной из основных причин нарастания чувства одиночества, индивидуализма, потери чувства общности с окружающим миром, чувства гармонии послужил процесс «ухода от природы» в уродливые отношения подчинения человека человеку. Параллельно шла неуёмная эксплуатация человеком природы и отгораживание от живой связи с ней, в которой только и может воспитываться любовь к Земле, как к праматери-кормилице. В противовес культу силы нарастает настоятельная необходимость вернуть утерянный рай -вернуть именно через культ любви к природе. Как говорил Д. С. Лихачев, человек - часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы «самосознание Вселенной» лишает смысла существования не только человека, но всё сущее, всё мироздание... Такую обезглавленную природу не будет смысла охранять. В настоящее время наблюдается утверждение принципов новой нравственности: то, что было допустимо в прошлом, уже недопустимо сегодня. Все подобные ограничения называются нравственным императивом. Провозглашаемые универсальной этикой Альберта Швейцера, которого во всём мире называют Великим Человеком, принципы благоговения перед жизнью, включение природы в сферу моральных норм человека - высшее проявление культуры чувств.

В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Особое внимание отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика, формированию и развитию коммуникативных возможностей и коммуникативной культуры учащихся. При этом наблюдается явное доминирование социогуманитарной ориентации в структуре общего знания о мире. Месту человека в социуме уделяется гораздо больше внимания, чем месту человека в природе.

Для современного человека характерна позиция антропоцентризма, когда он ставит себя, свой вид, свой народ, свою личность, свои интересы

во главу угла и рассматривает разнообразные проявления жизни на Земле как приложение (причём, очень часто, как само собой разумеющееся) к существованию на планете человечества и конкретного человека. Это отражается и в образовании. Но, даже при устоявшейся позиции антропоцентризма, сейчас в обществе происходит решительный поворот в сторону био- и экоцентризма. Эти попытки питаются чувством общей опасности в связи с изменением среды обитания и означают поиск новой общей «системы координат» - основы естественнонаучного мировоззрения.

Идет выработка концепции естественнонаучного образования, направленной на формирование целостной картины мира у учащегося и воспитание функциональной личности, способной мыслить глобальными экологическими категориями, и при этом локально действовать, применяя в повседневной практике полученные экологические знания и руководствуясь принципами новой экологической нравственности. В результате такого образования возникает экологическая грамотность, то есть способность связывать события, ранее происходившие в природе, с настоящими процессами, и на основании этого предполагать варианты будущего развития экологической ситуации.

Появление социальной экологии, предметом которой является изучение взаимодействия системы «общество - природа», - доказательство синтеза социогуманитарных и естественных наук, подтверждение перехода мышления человека на новый уровень, обретение нового качества мысли. Задача социальной экологии - открытие законов взаимодействия общества и природы, цель - разработка теории управления процессом этого взаимодействия. В 1959 году французский учёный Тейяр де Шар-ден, выделяя социальную, «человеческую» экологию, писал: «Внезапный водопад разумной деятельности, это вторжение нового вида животного, который постепенно подчиняет себе все другие формы жизни, этот неудержимый поток полей, фабрик, заводов, это растущее материальное и духовное созидание - всё это возвещает перемену в жизни на Земле, перемену планетарного значения. Изучение деятельности этого «нового вида животного» и его взаимоотношений с природной средой остаётся вне поля зрения традиционной экологии, которая была создана и развивается биологами. Между тем понятие «человеческая экология» существует, но оно есть детище социологов».

Сохранение естественных систем природы обычно совпадает с целями человека, поскольку без адекватной своим нуждам среды он существовать не может. Человек является частью биосферы, следовательно, сохранение целостности среды и её преобразование в интересах человека составляют единое целое. Именно понимание подвижного равновесия биосферных процессов лежит в основе экологического мышления, базирующегося на знаниях основных экологических закономерностей.

Современные социально-экономические отношения, состояние экономики, проблемы индустриализации и урбанизации, профессиональная культура, новые источники информации - эти и многие другие факторы оказывают влияние на формирование экологической культуры, в основе которой лежит экологическое сознание.

Экологическое сознание характеризуется приоритетом экологических ценностей, к которым в первую очередь относится жизнь как уникальное природное явление. Основой экологического сознания является, на наш взгляд, экологическая грамотность: знание основных экологических законов, умение учитывать эти законы в своей деятельности, прогнозирование вероятностных событий. Актуальность экологических знаний имеет принципиальное отличие от принятой в каждой профессиональной среде завышенной оценки своей дисциплины, так как экология имеет базисное значение и становится естественнонаучной основой, смыслооб-разующим элементом нового мировоззрения - экологического.

Несмотря на бурное развитие биологических наук, в том числе экологии, в обществе наблюдаются противоречия между обилием информации экологического содержания и тем, что она не воспринимается каждым конкретным членом общества. Причину этого мы видим в отсутствии элементарной экологической грамотности, о составляющих элементах которой было сказано выше. Отсутствие экологической грамотности у наших молодых сограждан выглядит странным, если учитывать активное внедрение экологических дисциплин в систему образования, как школьного, так и высшего.

Можно лишь предполагать, что 1) человек не видит ценности экологических знаний для своей конкретной жизни, 2) школьное образование находится в разрыве с семейным воспитанием, 3) нет чувства причастности к происходящему в природе и в стране (мире), 4) нет понимания того, что разделение проблем по масштабам на локальные, региональные и глобальные весьма условно, так как, согласно одному из законов Коммо-нера, «все связано со всем».

Формирование индивидуального сознания происходит под влиянием сознания общественного. В мире и нашей стране есть много общественных организаций, занимающихся вопросами экологии: «Всемирный фонд дикой природы», «Гринпис», «Эко-согласие» и другие. Несмотря на их обширную и разностороннюю деятельность, экологическое сознание еще не овладело массами и не дошло до конкретного человека. Массовый потребитель информации узнает о них из СМИ только в редких случаях проведения публичных акций. Работа в экологических организациях не приносит их деятелям заметного дохода, а зачастую убыточна. Учитывая кратковременные экономические интересы, молодые люди не стремятся

к работе на благо природы, а экологическая деятельность не ценится как престижная.

Важной задачей современного образования является формирование у молодого поколения новых ценностей и этических подходов, новой модели поведения в быту, в обществе, на производстве, при управленческой деятельности. Это новое поведение будет неизбежным образом соотноситься с экологическими ценностями как высшим смыслом бытия.

Современные стандарты образования отводят некоторое количество времени на изучение экологии, но также необходимо отметить и то, что в школьном курсе изучают, в основном, классическую экологию, с элементами глобальной и социальной. Важным является введение в перечень преподаваемых предметов для студентов, к примеру, экономических специальностей основ экологического менеджмента, когда показывается неразрывная связь экономики с экологией при принятии экономических решений с учётом экологических предпосылок и последствий (внешние эффекты). Предложив студентам нестандартные, или, напротив, традиционные ситуации с вариантами решения проблемы, необходимо будет подчеркнуть важность чёткой аргументации при выборе того или иного решения и объяснить мотивы его выбора.

Важно добиться понимания, что консервация и преобразование среды в процессе хозяйственной деятельности не могут находиться в альтернативном противоречии, наоборот, они часть единого диалектического целого, подобно наследственности и изменчивости. Именно понимание динамической целостности этих процессов лежит в основе экологического мышления. Чем выше динамическое единство человека и среды, тем оптимальней природная основа социально-экономического развития, лучше «качество жизни» людей.

Образ жизни человека обычно трактуется как способ удовлетворения потребностей в рамках существующих природных и социальных ограничений. Следовательно, качество жизни - это мера взаимодействия между средой и её использованием, лёгкостью или затруднённостью удовлетворения человеческих потребностей. Иными словами, качество жизни диктует и её образ, отражается на формах поведения людей. При этом понятие качества жизни нельзя примитивно ограничивать экономическими показателями за короткий промежуток времени. Духовные потребности человека далеко выходят за рамки такого примитива. Потребности же всего человечества следует рассматривать в перспективе на сотни и тысячи лет. Таким образом, степень и способ удовлетворения потребностей человека служит зеркалом всего развития антропосистемы и её соотношения с природной средой, неудивительно, что «высшая цель» любого общественного производства - наиболее полное удовлетворение комплекса растущих материальных и духовных потребностей людей. Заме-

тим, что потребности растут, а ресурсные возможности земной природы уменьшаются. В то же время наука ускоряющимися темпами открывает новые возможности разума и познаёт тем самым его пределы. Границы допустимого, то есть границы той деятельности, которая порождается разумом, определяются не только законами природы, не только объективными факторами, но и факторами субъективными, поскольку разум имеет своего носителя - Человека. Поэтому стратегия Разума - это, прежде всего, стратегия обеспечения будущего человечества, иными словами, Человек должен быть способным видеть множество альтернатив своего поведения, согласных с законами природы, и делать выбор, обеспечивающий своё длительное будущее.

С учетом обозначенных альтернатив актуальность экологических знаний несомненна. Путь развития человека лежит от эгоцентрического сознания к сознанию экологическому, которое системно включает в сферу своих забот весь земной шар.

Экологическое сознание находится в сложных взаимоотношениях с потребительским сознанием.

Ценностный стандарт западного общества потребления ориентирует человека на незамедлительное выполнение желаний обладания. В результате человек относится к природе как к некоему торговому складу, из которого всегда можно получить желаемое, но задача пополнения которого потребителя не заботит. Потребительская цивилизационная модель в наибольшей степени развита в США. В американской культуре господствует убеждение, что индивидуализм и потребление есть безусловное благо. Ценностные ориентации общества потребления последовательно прививаются российскому жителю, в первую очередь через рекламу, чтобы сформировать в России рынок сбыта продукции крупнейших мировых компаний.

Индивидуализм общества потребления приводит к воспеванию свободы личности. С этим связан целый ряд общественных реалий: пространственная мобильность человека, выбрасывание выросших детей из семьи, соревновательный характер культуры, нацеленность на социальный успех.

Проследим, как проявляется индивидуализм с точки зрения экологической культуры. Подвижность, легкость на подъем связана с туристской индустрией. Люди ездят не только в отпуск, но и на выходные. Часто меняется место проживания, понятия «отрыв от родных мест», «малая родина» исчезают. Перемена места не становится психологической травмой. Человек отчуждается от земли, которая перестает быть нравственной ценностью, но остается лишь экономической. Исчезает чувство генетической ответственности за землю. Автономное проживание взрослых детей неизбежно влечет ослабление родственной преемственности, на-

рушение чувства общности. Соревновательность и нацеленность на успех приводит к принципу «цель оправдывает средства». Этими средствами часто становятся экологические ресурсы.

Казалось бы, при таком раскладе США уже давно должны были бы находиться в экологическом коллапсе. Однако нет. Утка гнездится у Белого дома, дикие животные живут посреди городов, а русские с восторгом рассказывают, что по Америке ходишь, как по зоопарку. На протяжении долгих десятилетий американское государство, не считаясь с расходами, прививало гражданам, в первую очередь детям, основы экологической культуры, бережное отношение к природе. Оказавшись перед угрозой антропогенного экологического кризиса, американцы включили бережное отношение к природе своей страны в поведенческий стандарт патриота, исповедующего специфические американские ценности.

Новые социологический опросы показали, что в Европе уровень экологического сознания растет параллельно с ростом доходов населения. В России и других странах с переходной экономикой эти тенденции не очевидны.

В Россию ценности западной культуры импортируются выборочно, только те, которые отвечают экономическим интересам экспортеров. Появление массовой экологической культуры у россиян не выгодно благополучным промышленно развитым странам. Нам пора осознать, что формирование экологического мышления отвечает задачам национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.