ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В.Я. Шклярук
Статья посвящена проблемам экологического кризиса (который возник в результате антропогенной деятельности человека) и необходимости экологического воспитания и образования человечества для стабилизации равновесия и будущего развития системы «человек - природа - общество». Исследованы вопросы становления экологической культуры как фактора самосохранительного поведения личности. Формирование экологической культуры должно стать основой сбережения здоровья нации и генетического благополучия человечества.
Ключевые слова: экологический кризис, экологическая культура, самосохранительное поведение.
Наибольшую опасность для настоящего и будущего России представляет сокращение численности населения, сопровождающееся нарастающим ухудшением состояния здоровья граждан, в т. ч. и детей. Общество несет значительные людские потери и экономический ущерб.
Загрязнение планеты достигло огромных размеров. Это не только мусор и отходы производства, объем которых достиг 800 т на душу населения за год, но почти повсеместное заражение атмосферы, гидросферы и биосферы токсическими отходами химического производства, тяжелыми металлами и радиоактивными изотопами. Ухудшается генетическое и психологическое состояние индивидов, около 70 % которых сейчас проживает в городах, т. е. далеких от природной среды, в условиях суеты, скученности и шума [1].
Размышления над причинами современного экологического кризиса, охватившего сегодня всю планету, результаты изучения истории взаимоотношений природы и общества привели ученых к ряду умозаключений.
Во-первых, современный экологический кризис, как и предыдущие, возник в результате деятельности самого человека как следствие развития человеческой цивилизации.
Во-вторых, никогда еще масштабы кризиса не были столь глобальны. К двум этим выводам многие ученые пришли еще в конце ХХ в. В средствах массовой информации, на научных конференциях озвучивались призывы к тому, чтобы каждый человек и общество пересмотрели представления о том, что природа должна служить на благо человека, а его вмешательство в природные процессы не может быть безграничным. Эти события дали толчок развитию экологии как направ-
ления, изучающего весь комплекс естественнонаучных и социокультурных аспектов проблемы взаимодействия общества и природы, а также стимулировали развитие экологического образования. Приблизительно с 60-х гг. XX столетия, когда перед человечеством впервые остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.
Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.
Экологическая культура предполагает высокий уровень умений человека осуществлять экологическую деятельность во всех ее видах и формах. Она представляет собой совокупность требований и норм, предъявляемых к экологической деятельности, готовность человека следовать этим нормам.
Экологическая культура является частью здорового образа жизни и частью общей культуры социальной группы, общества и человечества в целом. Она выражается как совокупность нравственных ценностей и поведенческих норм и включает в себя не только информацию, знания и общественное мнение о состоянии окружающей среды, но и экологическую культуру личности.
Личность, которая проявляет беспокойство, сопереживание за состояние среды обитания, неразрывна с индивидуальной и экологической активностью. Каждый человек отвечает за свои поступки, значит, и за свои мысли.
С.И. Замогильный подтверждает, что если первоначально культура рассматривалась
как совокупность материальных и духовных ценностей, позже акценты сместились на деятельную сущность культуры, то теперь не менее справедливо рассмотрение культуры как ценности отношения [2].
Но актуальная проблема формирования и воспитания экологической культуры мало изучена. Одним из первых заговорил о проблеме экологической культуры знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые рассмотрел роль человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. [3]. Автор учения о биосфере уже в начале ХХ в. пришел к выводу о том, что человек постепенно становится основным геологическим фактором преобразования верхней оболочки Земли. По мнению гениального ученого, человечество сможет обеспечить свою будущность только в том случае, если возьмет на себя ответственность за развитие биосферы в целом. Коль скоро человечество сделалось определяющим фактором эволюции биосферы и существовать вне биосферы не может, оно обязано принять на себя обеспечение направленности ее развития ради своего будущего. Процессами эволюции биосферы начинает управлять разум, разум экологически культурного человека [4].
Современное человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса», т. к. человек, единственный кто обладал разумом, стал использовать его не для исполнения своей непосредственной цели, а для борьбы с окружающей природой. С древнейших времен люди строили оросительные системы, приводившие к образованию солончаков, нарушали естественную ирригацию, прокладывая искусственные реки. Когда стали появляться крупные мануфактуры, для удовлетворения их потребностей стали массово сводиться леса, варварски расхищаться природные богатства, а отходы выбрасываться в окружающую среду.
Однако общечеловеческих масштабов экологический кризис достиг в ХХ столетии. Уже больше четверти всех животных занесены в «Красную книгу», что значит, что над ними висит угроза полного исчезновения. В Амазонии и в Сибири, которых называют «легкими планеты» происходит массовое сведение лесов: человечество нуждается в
ресурсах, пахотных площадях, топливе, сырье. И все эти потребности решаются за счет природы. Люди берут из природы ресурсы, ничего не возвращая взамен.
Потребности в энергетике человек удовлетворяет с помощью электростанций: тепловых, водяных и атомных. В результате работы тепловых станций в атмосферу выбрасывается огромное количество углекислоты, фреонов, разрушающих озоновый слой, диоксинов и т. д.; загрязняются реки и моря. Практически каждый год случаются аварии танкеров, транспортирующих нефть. В мире существует огромное количество заводов и фабрик, которые используют столько кислорода, сколько необходимо 20 млрд человек, а выбрасывает тысячи тонн углекислоты. В результате меняется вся экосистема: те растения, которые поглощают эту углекислоту, естественно, начинают бурно расти, вытесняя другие растения, что приводит к ослаблению биосферы. Более того, выбросы в атмосферу этих вредных веществ приводят к различным респираторным заболеваниям (бронхитам, тонзиллитам ОРВИ), способствуют созданию благоприятной среды для различных вирусов и бактерий, которые до того момента находились в угнетенном состоянии.
Мировая цивилизация постепенно приобретает черты «потребительской культуры», ставящей своей целью удовлетворение потребностей вне зависимости от положения природы. Все это и многое другое привело к «глобальному экологическому кризису», который, в свою очередь, ведет к деградации и вымиранию человечества.
«Глобальный экологический кризис» заставил общество пересмотреть результаты своей деятельности, ибо состояние здоровья общества и человека в частности прямо пропорционально зависят от состояния природы и биосферы.
В резолюции семинара «Изменение климата и здоровье населения России в ХХ1 веке», первого в России по вопросам влияния изменений климата на здоровье населения, отмечено, что рассмотрены лишь некоторые аспекты этой многогранной проблемы. Участники семинара исходили из того, что изменение климата в России - научно установленный факт. Они констатировали, в частности, что потепление представляет реальную
опасность для здоровья населения, происходит расширение территорий распространения ряда инфекционных заболеваний.
Ухудшение качества среды обитания влечет за собой увеличение стрессов, значительное снижение качества межличностного общения. Негативное воздействие среды влечет за собой ухудшение самочувствия людей, возрастание количества заболеваний и даже увеличение смертности. Соответственно, важной задачей является преодоление неестественного средового окружения, угнетающего человека, порождающего чувство бессмысленности и пустоты.
Ставится вопрос о самосохранительном поведении человека. На наш взгляд, это совокупность мотивов, убеждений, системы знаний, которые организуют и направляют волевые усилия личности на сохранение здоровья, здоровый образ жизни в течение полного жизненного цикла, на продление человеческого долголетия.
Труднейшая, но необходимая обязанность каждого из нас - культурная работа, каждодневная работа над своим телом, поступками, словами и мыслями. Создание атмосферы доверия, заботы, сочувствия мобилизует силы человека в решении проблем, в преодолении трудностей, связанных как с социальными неурядицами, так и со здоровьем. Напротив, наблюдаемые сегодня в нашей стране тенденции на усиления прагматизма, личной выгоды, индивидуализма и эгоизма усиливают психологическую напряженность, повышают уровень агрессивности, озлобленности и враждебности.
По мнению Е.А. Шишкиной, процесс оздоровления современных россиян носит односторонний характер: интересы здоровья вращаются пока только вокруг личного благополучия человека. Активная оздоровительная деятельность личности легко уживается с равнодушием к здоровью природы [5].
Социально-экологическое, так же как индивидуальное физическое здоровье, зависит от состояния духовного мира личности, от ее развития социокультурной устремленности. Культура создается на основе чувств, веры, сознания. По мнению Ж.Т. Тощенко, человек начинается с сознания и поведения, а также их корреляции в соответствии с требованиями окружающей среды и общественных отношений [6].
Для уязвимой и неустойчивой человеческой психики существенной необходимостью является постоянное терапевтическое воздействие. Одним из направлений такого воздействия может быть обновление устремленности, переориентация жизненных целей и смыслов, воспитание традиций экологически грамотного поведения.
Важно стимулирование притока энергии, позитивных жизненных самосохранительных установок, что способствует мобилизации внутренних резервов организма, усиливает иммунную защиту. В то же время медики, психологи и социологи поднимают вопрос об адаптивной саморегуляции состояний человека - стремления к сохранению устойчивости, стабильности как жизненных функций, так и деятельности в среде обитания. Задача является неотложной, т. к. налицо факты кризисности ситуации, проявляющейся в ухудшающемся здоровье граждан Российской Федерации, депопуляционных и даже деградационных тенденциях. Общество
крайне обеспокоено ситуацией, складывающейся в сфере охраны здоровья и улучшения качества жизни населения, ибо по оценке международной комиссии экспертов, исследующей данную проблему, качество жизни населения в нашей стране по пятибалльной шкале находится на уровне 1,3. Сейчас разрабатываются различные программы по выводу нашей системы здравоохранения из тупика.
Второй подход к решению проблемы экокризиса лежит в плоскости образования. Общество должно пересмотреть свое отношение к природе и животному миру, отказаться от принципа удовлетворения всех своих потребностей, попытаться гармонизировать свои отношения с природой. Тогда станет возможным решение проблемы экологического кризиса и охраны здоровья.
От самих людей, от каждого человека требуется, прежде всего, целенаправленное улучшение непосредственной среды обитания, индивидуальное совершенствование своих физических и духовных сил. Как видим, улучшение здоровья неразрывно связано с необходимостью как оздоровления экологической обстановки, так и существенной перестройки поведения самих людей. Каждому следует понять, что только сочетание духовного и физического оздоровления мо-
жет быть надежным ключом к бесценному дару Природы - к здоровью [7].
Участники II Всероссийской конференции «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики» сочли необходимым выделить в числе приоритетных направлений такую меру, как повышение уровня экологической культуры населения, в т. ч. правовой грамотности, степени участия гражданского общества в формировании и реализации экологической политики государства [8]. Тревогу общественности вызывает также правовой нигилизм, недостаточная активность и подготовленность общества в отстаивании своих экологических интересов, недостаточность экологического образования. Необходимо найти возможность как можно быстрее преодолеть обособленность и недостаточную активность российских неправительственных экологических организаций в формировании экологического сознания и экологической культуры всех слоев населения. Остро ощущается дефицит квалифицированных спе-циалистов-экологов, занятых в сфере государственного управления, образования, отсутствие единой системы подготовки кадров.
Поэтому сейчас создаются экологические дисциплины, вводят преподавание экологии в школе, приучают молодых членов сообщества уважать природу, не вмешиваться в естественные процессы, любить окружающий мир, бережно относиться к его богатствам. Но, несмотря на это, уровень экологической культуры остается крайне низким. Во многом человек воспринимает природу бездонной, из которой можно брать бесконечное количество богатств и ресурсов.
Подготовить способную к экологической деятельности личность может только модернизированная система образования. Сейчас наблюдается сближение понятий «экологическая культура» и «цивилизация», постепенно осознается зависимость понятий: человеческая цивилизация, экологическая культура, экологическая педагогика, экологическое образование [9]. Соответственно, все формы социальной активности нужно рассматривать в соответствии с задачей формирования и защиты ценностей экологической культуры. Нашей системе образования необходимо не только органично приспособиться к сложившимся обстоятельствам и
сыграть в этих переменах самостоятельную, ответственную, новаторскую и творческую роль. Необходимо использовать духовный потенциал россиян в области развития экологической культуры - такова одна из важнейших предпосылок сохранения нашего государства, преемственности в развитии России как исторической общности людей и как самобытного культурного единства.
С целью определения степени зависимости сопротивляемости организма студента окружающей среде от уровня познаний о влиянии экологии на здоровье, уровня состояния здоровья и физического развития личности нами был проведен анкетный опрос студентов 3 курса Саратовского государственного социально-экономического университета в апреле 2007 г. Выборочная совокупность исследуемых - 436 человек.
Для выявления зависимости работоспособности студента в течение учебного года от уровня состояния здоровья, физической подготовленности нами проведена параллель между медицинскими группами, активной двигательной деятельностью и количеством пропущенных занятий по состоянию здоровья. Анализ динамики пропущенных учебных занятий в течение учебного года и оценки работоспособности студентов показывает зависимость от принадлежности к медицинской группе, основной, специальной группе, группе лечебной физической культуры (ЛФК):
- не болели в учебном году - 60,7 %, значительно меньше пропусков учебных занятий (количество дней) в основной группе до 10 дней - 27,3 %, 10 дней и более - 12,0 %; тогда как в специальной медицинской группе студенты имели пропуски до 10 дней - 81,2 %, 10 дней и более - 18,8 %; не болевших в данной группе практически нет;
- в группе ЛФК (лечебной физической культуры) все студенты без исключения имели освобождения по состоянию здоровья от 10 до 20 дней в учебном году - 90,2 %, более 20 дней - 9,8 %.
Анализ динамики работоспособности студентов в течение учебного года показывает, что она значительно выше у лиц, занимающихся дополнительными видами физической культуры и спорта. Налицо положительная характеристика воздействия физической нагрузки на повышение работоспособ-
ности организма студента и его сопротивляемости отрицательным воздействия факторов окружающей среды.
Ученые констатировали факт: около 80 % болезней современного человека - результат ухудшения экологической ситуации на планете. Уровень освоения профессиональных знаний, умений и навыков студента, в конечном счете, определяется уровнем здоровья. Познание личности об основных контурах взаимоотношения человека и среды обитания формирует уровень экологического сознания, а значит и «согласия» с окружающей средой.
В результате наших исследований установлено, что в основной группе более высокие знания студентов о влиянии экологии на здоровье (отлично - 24,7 %, хорошо - 71,2 %); при положительном отношении к физической культуре и спорту (97,9 %) студенты укрепляют свое здоровье не только дополнительной физической нагрузкой, но и посредством закаливающих процедур, повышают сопротивляемость организма отрицательному воздействию окружающей среды. Отношение личности к себе и окружающему миру, ее нравственные ценности и поведенческие нормы, способствующие ведению здорового образа жизни, оказывают положительное влияние на гармонизацию отношений с природой повышают уровень самосо-хранительного поведения, соответственно, и уровень экологической культуры.
Сегодня познание мира и роли человека в нем невозможно без учета того, что всякое знание - это знание о мире, опосредованное человеком, включенное в систему его ценностных ориентаций. Новая для человечества ценность - экологическая культура - возникла как культура нового качества, гармонизирующая отношения духа, сознания и бытия человека, как мера и способ реализации его сущностных сил в экологических рамках.
Таким образом, при рассмотрении экологической культуры как категории становится очевидным, что она является не просто разновидностью культуры (какими, например, являются нравственная культура или культура труда), но представляет собой ее новый тип, новое качество, характеризующееся целостным миропониманием и миро-отношением. Формирование экологической культуры есть формирование целостного ми-
ровоззрения человека, такого представления личности о мире и своем месте в нем, в котором природа, человек и общество рассматриваются как сущности, обладающие самостоятельной ценностью.
Именно это представление - понимание самоценности природы, человека и общества -становится духовным стержнем экологически культурного человека. И потому, чтобы обеспечить соответствие духовных ценностей людей современной социальной и экологической ситуации, предстоит осуществить духовно-нравственную коррекцию современной культуры. Именно в этом и состоит обращенный к нам вызов эпохи, на который общество обязано дать исчерпывающий ответ уже в первые десятилетия XXI в., призванного стать «веком человеческих качеств».
Понимание человеком самоценности природы, открытость к толерантному взаимодействию в глобальной системе «человек - природа - общество», осознание личной причастности к решению экологических проблем, стремление к духовно-нравственному совершенствованию личности при приятии незыблемых жизненных ценностей - таковы основные понятия, входящие в круг ценностей экологической культуры. Только руководствуясь ими, человек способен к адекватным действиям по преобразованию существующей социоприродной действительности.
Экологическая культура должна стать нормой жизни, ограничивающей расточительство и агрессию человечества. «Различное отношение к природе является одним из критериев нравственной культуры, без которой никакие законы и постановления не будут действенны. Впервые за всю историю человечества рождается экологическая этика, то есть понятие нравственности по отношению к природе» [10]. Культура является наиболее мощным фактором, способным повлиять на комплекс социальных отклонений субъективного характера, оказать воздействие на формирование экологического сознания.
Будущее России и всего человечества видится в развитии духовно-экологической цивилизации. Важным здесь должно быть совершенно иное, щадящее отношение к природе и человеку. Становление этой цивилизации во многом зависит от активности людей. Сегодня производство доминирует
над общественными ценностями, но оно будет более эффективным, если именно их поставить на передний план [11].
В человеческой истории образовательная деятельность все более определенно занимает место системообразующей по отношению ко всей глобальной социоприродной экосистеме в целом. Ее роль в обществе, стремящемся достичь устойчивости, к эволюции, беспрецедентно возрастает. Однако выполнение данной роли предполагает воспроизводство образовательной деятельности на новых основаниях, с использованием новых педагогических средств, ориентиром для поиска которых служит экологическая культура.
Таким образом, формирование экологической культуры как фактора самосохрани-тельного поведения должно стать основой сбережения здоровья нации и генетического благополучия человечества.
1. Мосиенко Н.А., Мязитов К. У. Спутник эколога. 1997. С. 4-5.
2. Замогильный С.И. Проблема воздействия массовой культуры // Культура молодежи. Саратов, 1989. С. 66.
3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера М., 1989. С. 29.
4. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М., 1989. С.35.
5. Шишкина Е.А. Экологическая культура как основа здорового образа жизни // ЗОЖ для
всех возрастов (по материалам Всерос. науч.-практ. конф.). Саратов, 2007. С. 322.
6. Тощенко Ж. Т.Социология: пути научной реформации // Социологические исследования. 1999. № 7. С. 7.
7. Когай Е.А. Экология и здоровье человека // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3. С. 118-119.
8. Резолюция второй Всероссийской конференции «Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики» // Вестн. экологического образования в России. 2007. № 1. С. 9-11.
9. Глазачев С. Н. и др. Экологическая культура и общественный договор // Вестн. экологического образования в России. 2007. № 2. С. 18.
10. Михалев М. В.Основы экологической культуры. Белгород, 2000. С. 3.
11. Неверов В.И. Будущее России - духовноэкологическая цивилизация // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 58-59.
Поступила в редакцию 14.04.2008 г.
Shklyaruk V.Y. Ecological culture as factor of selfpreservation behavior. The article is devoted to the problems of ecological crisis (which has resulted from human’s antropogenous activity), and necessity of ecological education, mankind education, for stabilization and future development of the system “person - nature - society”. The issues of ecological culture formation as a factor of person’s self-preservation behavior were investigated. Formation of ecological culture should become a basis of saving health of the nation and genetic well-being of mankind.
Key words: ecological crisis, ecological culture, selfpreservation behavior.