Научная статья на тему 'Экологическое мировоззрение как основа современного бизнеса в концепции ESG'

Экологическое мировоззрение как основа современного бизнеса в концепции ESG Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / среда обитания / экологическое образование / энергетические ресурсы / природные ресурсы / трудовые ресурсы / ESG-альянс / экопрактика / экомировоззрение / FMCG-бизнес / санкции / этичное производство / зеленая полка / углеродный след / устойчивое потребление / нефинансовая отчетность / трансформация бизнеса / ecology / habitat / environmental education / energy resources / natural resources / human resources / ESG alliance / ecopractices / ecoworldview / FMCG business / sanctions / ethical production / green shelf / carbon footprint / sustainable consumption / non-fi nancial reporting / business transformation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мрочко Леонид Владимирович, Спиридонова Галина Владимировна, Кузнецова Марина Ивановна, Соловьева Елена Алексеевна

Формирование экологического мировоззрения у современного человека рассматривается как необходимое условие сохранения жизни на Земле для будущих поколений. Экологический аспект выделяется в воспитательной и образовательной сферах развития общества. Утверждается приоритет экологического направления в трансформации образования, науки и бизнеса. Авторы устанавливают связь факторов, формирующих экомировоззрение в образовании и бизнесе, показывают необходимость трансформации принципов ESG в экономической стратегии российских компаний и отмечают влияние экологии не только на бизнес, но и на все сферы общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological worldview as the basis of modern business in the ESG concept

The formation of an ecological worldview in modern man is considered as a necessary condition for the preservation of life on Earth for future generations. The environmental aspect is highlighted in the educational and training spheres of society development. The priority of the environmental direction in the transformation of education, science and business is asserted. The authors have linked the factors that shape the eco-view in education and business, have shown the need to transform ESG principles in the economic strategy of Russian companies and have noted the impact of ecology not only on business, but on all spheres of society as a whole.

Текст научной работы на тему «Экологическое мировоззрение как основа современного бизнеса в концепции ESG»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 83—92. Economic and Social Research. 2023. No. 1 (37). P. 83—92. Научная статья

УДК 338.2:502.12

doi: 10.24151/2409-1073-2023-1-83-92

Экологическое мировоззрение как основа современного бизнеса в концепции ESG1

Л. В. Мрочко1, Г. В. Спиридонова2, М. И. Кузнецова3, Е. А. Соловьева4

12 Московский гуманитарный университет, Москва, Россия

3'4 Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии — МВА им. К. И. Скрябина, Москва, Россия

1 dr.discussion@yandex.ru

2 gspiridonova@mosgu.ru

3 kmi58@mail.ru

4 SolovevaE969@mail.ru

Аннотация. Формирование экологического мировоззрения у современного человека рассматривается как необходимое условие сохранения жизни на Земле для будущих поколений. Экологический аспект выделяется в воспитательной и образовательной сферах развития общества. Утверждается приоритет экологического направления в трансформации образования, науки и бизнеса. Авторы устанавливают связь факторов, формирующих экомировоззрение в образовании и бизнесе, показывают необходимость трансформации принципов ESG в экономической стратегии российских компаний и отмечают влияние экологии не только на бизнес, но и на все сферы общества в целом.

Ключевые слова: экология, среда обитания, экологическое образование, энергетические ресурсы, природные ресурсы, трудовые ресурсы, ESG-альянс, экопрактика, экомировоззрение, FMCG-бизнес, санкции, этичное производство, зеленая полка, углеродный след, устойчивое потребление, нефинансовая отчетность, трансформация бизнеса

Для цитирования: Экологическое мировоззрение как основа современного бизнеса в концепции ESG / Л. В. Мрочко, Г. В. Спиридонова, М. И. Кузнецова, Е. А. Соловьева // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 1 (37). С. 83—92. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-1-83-92

© Мрочко Л. В., Спиридонова Г. В., Кузнецова М. И., Соловьева Е. А.

1 Концепция экологии, социального развития, корпоративного управления.

Original article

Ecological worldview as the basis of modern business in the ESG concept2

L. V. Mrochko1, G. V. Spiridonova2, M. I. Kuznetsova3, E. A. Solovieva4

12 Moscow University for the Humanities, Moscow, Russia

3 4 Moscow State Academy ofVeterinary Medicine and Biotechnology—MVA by K. I. Skryabin, Moscow, Russia

1 dr.discussion@yandex.ru

2 gspiridonova@mosgu.ru

3 kmi58@mail.ru

4 SolovevaE969@mail.ru

Abstract. The formation of an ecological worldview in modern man is considered as a necessary condition for the preservation of life on Earth for future generations. The environmental aspect is highlighted in the educational and training spheres of society development. The priority of the environmental direction in the transformation of education, science and business is asserted. The authors have linked the factors that shape the eco-view in education and business, have shown the need to transform ESG principles in the economic strategy of Russian companies and have noted the impact of ecology not only on business, but on all spheres of society as a whole.

Keywords: ecology, habitat, environmental education, energy resources, natural resources, human resources, ESG alliance, ecopractices, ecoworldview, FMCG business, sanctions, ethical production, green shelf, carbon footprint, sustainable consumption, non-financial reporting, business transformation

For citation: Mrochko L. V., Spiridonova G. V., Kuznetsova M. I., Solovieva E. A. "Ecological Worldview as the Basis of Modern Business in the ESG Concept". Economic and Social Research 1 (37) (2023): 83-92. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-l-83-92

Становление экологии как научной отрасли продиктовано самой жизнью [4; 5; 7]. Поскольку работа многих промышленных предприятий загрязняет окружающую среду, и это негативное влияние резко возрастает, человечество сегодня сталкивается с ухудшением среды обитания человека, ростом заболеваемости населения, возникновением новых, ранее неизвестных заболеваний, которые тяжело поддаются лечению [6].

Развитие цивилизации невозможно остановить, поэтому его необходимо направить в нужное русло. Одним из важнейших направлений является повышение уровня экологического образования, формирование экологического мышления и поведения в современном мире [7]. Изменение мировоззрения и воспитание человека — задача сложная, требующая кропотливого труда, поэтому она не может быть реализована

2 Environmental, Social and Governance concept.

за короткий промежуток времени. Здесь важна системность, последовательность, непрерывность, для человека это — задача, решаемая на протяжении всей жизни. Изменение потребительского, варварского отношения к природе сегодня представляет большую сложность, поскольку современные экономические правила диктуют все новые способы стимулирования потребительского поведения населения, в противовес экологическому образованию в дошкольных учреждениях, в школе, вузе [7]. Задача общества и прежде всего людей, наделенных полномочиями власти, — развить экологическое направление в системе современного образования, причем в очень короткие сроки. Временные рамки учебных программ необходимо расширить, проводя дополнительные экологические мероприятия: для школьников разных возрастных групп — экскурсии в зоопарки, заповедники, на особо охраняемые природные территории, экологические викторины; для студентов первого и второго курса в вузах, где есть предмет экологии, — экологические конкурсы и проекты. Все это с успехом осуществляется в различных учебных заведениях благодаря многолетнему опыту работы педагогов [7].

Вместе с тем мощным рычагом влияния на мировоззрение служат СМИ. В последнее время на экранах российского телевидения появилось много новых программ о природе, научно-популярных фильмов, освещающих различные экологические проблемы. Эти фильмы доступны всем слоям населения и понятны людям разных возрастных групп, а потому являются прекрасным учебным пособием [6]. Однако уровень интереса к такой информации неоднозначный. Например, чтобы она дошла до ребенка — необходимо взрослому продемонстрировать свою заинтересованность в ней и сделать эту информацию более доступной ребенку. К сожалению, не в каждой семье это будет реализовано, потому трудно переоценить роль учителя, педагога, наставника [4; 5; 7].

Немаловажную роль играет политика государства в сфере экологии, экологического образования, которая формирует общественное мнение, регулирует деятельность экологических структур, влияет на

экологическую политику предприятий и организаций, что в конечном итоге формирует экологическую культуру общества [6; 7].

Факторы экологического мировоззрения сегодня более конкретно стали проявляться в нашей экономике. Их воздействие на быстро меняющиеся условия жизнедеятельности человека и общества в целом можно сравнить с действием химического реагента, лакмусовой бумаги. Так, в масштабных проектах, изучающих потребительское поведение, отмечается, что современные покупатели ориентируются в маркетинговых терминах и пользуются ими при выборе продукта. В исследованиях компании NielsenlQ «Здоровый образ жизни» (2020 г.) показаны приоритетные направления потребительского поведения в ретейлерах и сегменте FMCG-бизнеса (FMCG — fast moving consumer goods), связанные с терминами, мотивирующими выбор: устойчивое потребление, этичное производство, зеленая полка, углеродный след [12].

Появление данной терминологии в сознании потребителей исследователи и эксперты рынка FMCG-бизнеса объясняют новыми современными трендами в экологическом мировоззрении, на формирование которого повлияли: период пандемии COVID-19, экономический спад в международной экономике и санкционный период 2022 г. Исследование было проведено в странах Европы и России в 2020 г. Эксперты отметили изменение экологического мировоззрения россиян в положительную сторону. Так, в 2020 г. восемь из десяти россиян считали, что поднимать вопросы экологии и защиты окружающей среды должен каждый человек, а не только компании и государственные структуры. В Европе в тот же период продажи продукции брендов, имеющих экотренды, росли быстрее, чем продажи всех остальных брендов [12]. Например, продукция торговых марок, составляющих портфель бренда «Чистая линия» (Nielsen Holdings PLC (далее — Unilever)), в ретейлерах позиционируется как «товары зеленой полки». Продажа этих товаров резко возросла на 46 % (Unilever Annual Business Report 2019).

В исследовании отмечены новые категории потребителей: экономные покупатели, продвинутые покупатели. Две эти категории —

свидетельство формирования нового экологического мировоззрения в среде потребителей и общества. Так, эксперты отметили, что от 50 до 30 % покупателей готовы экономить на покупках, осознавая ценность природных ресурсов и необходимость ограничения потребления. По данным, полученным компанией N¡61561110. в исследовании доверия потребителей в России к брендам было установлено следующее поведение экономных покупателей: 53 % покупателей экономят энергию, 46 % экономят воду, 36 % экономят бумагу, 34 % готовят еду небольшими

порциями, чтобы не выбрасывать продукты питания. В топ экологичных практик на рис. 1 собраны практики, позволяющие экономить. Потребители, отнесенные к категории продвинутых, обладают осознанным подходом к экопрактикам, их экомиро-воззрение направлено на сбережение природных ресурсов и сохранение окружающей среды. Эксперты установили, что 38 % покупателей правильно утилизируют отходы, 29 % разделяют бытовой мусор и частично отказались от пластика, 17 % покупают только местные продукты (рис. 1).

46%

38%

37%

36%

34%

Экономлю энергию Экономлю воду Правильно утилизирую (опасные) отходы Практикую разумное потребление Экономлю бумагу Готовлю небольшие объемы пищи Отказываюсь от одноразовых пластиковых пакетов Практикую раздельный сбор / сортировку мусора Полностью или частично отказываюсь от бытового пластика

Покупаю местные продукты Покупаю более качественную и дорогую одежду

Рис. 1. Топ экологичных практик, позволяющих экономить Источник данных: NielsenlQ FMCG Business Survey 2021 [12]

53%

34%

29%

23%

17%

14%

— экономные покупатели Ц — продвинутые покупатели

Эксперты сделали вывод, что для продвинутых покупателей идеи экологичности трансформировались — и сегодня их реализация подразумевает не только сокращение потребления, но и использование вторичных ресурсов, и эволюцию взглядов на концепцию экологии общества. По мнению исследователей, для таких потребителей нужны новые стратегии производства и продажи продукции. Эксперты

№екеп1С) предполагают, что чем быстрее производство перейдет на новые экологичные стратегии, тем быстрее группа экономных потребителей перейдет в группу продвинутых потребителей.

При изучении потребительского поведения по тендерному признаку выяснилось, что женщины являются лидерами внедрения экопрактик (см. рис. 2).

£ I I

к л

TO

8 с то с

3

JS

с

г о

а г с 5 ►S г £ то

С

то

S

то си

о §

г

►»4

>4

Iso

оо

Экономлю энергию Экономлю воду Правильно утилизирую (опасные) отходы Практикую разумное потребление Экономлю бумагу Готовлю небольшие объемы пищи Отказываюсь от одноразовых пластиковых пакетов Практикую раздельный сбор / сортировку мусора Полностью или частично отказываюсь от бытового пластика

Покупаю местные продукты Покупаю более качественную и дорогую одежду

Все Мужчины Женщины

53% 49% 56%

46%

40%

52%

38%

34%

41 %

37%

30%

43%

36%

|Т 28?

43%

34%

42%

34%

32%

36%

29%

28%

30%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23%

17%

14%

19 5 г

14%

14%

26%

21 %

14%

А^ — значимо выше / ниже по сравнению со всей выборкой на уровне доверия 95 %

Рис. 2. Топ экологичных практик с выборкой по половому признаку

Источник данных: NielsenlQ FMCG Business Survey 2021 [12]

Наиболее устойчивое экологическое мировоззрение было зафиксировано у женщин, а также у потребителей с высокими доходами, которые не только показали осознанное применение экопрактик, но и выступили идеологами экомировоззре-ния во взглядах на формирование мотивов и принципов потребительского поведения (на культуру потребления). Итак, женщины являются лидерами внедрения экопрактик в повседневный быт, поэтому им эксперты отводят роль субъекта базового и фундаментального влияния на остальные категории потребителей.

К сожалению, в России экопрактика только вступает на путь своего развития. Однако можно сказать, что экоповедение и новое экомировоззрение становится стандартом для сферы РМСС-бизнеса и современного российского ретейла в целом. Более трети компаний РМСС-рынка участвуют в программах сортировки отходов, почти треть компаний применяют технологии экологичного производства и почти столько же снижают долю пластика в производстве или используют вторичную переработку пластика (см. исследование МекепК) игроков рынка РМСС, май 2021 г., рис. 3).

о -г

с !=о

О •§

с съ о г о 06 а

!=о

t £

а

о §

?

о

06 О"

то 06 а

N

Волонтерская помощь людям

Участие в программах сбора мусора, сортировка отходов

Повышение экологичности производства

Снижение доли пластика / увеличение использования перерабатываемого пластика в упаковке

Волонтерская помощь животным

Все Ритейлеры Производители

54 % 52 % 56 %

32%

52 %

29 %

28 %

25 %

М/Л М/Л

31 %

27 %

17 %

22 %

13 %

Облагораживание городских пространств

Не принимали участие в социальных инициативах

за последний год

16 %

26 %

15 %

14 %

15 %

14 %

Рис. 3. Топ экологичных практик с выборкой по ретейлерам и производителям

Источник данных: МекепЩ БМСО Вштезз 8игуеу 2021 [12]

Сравнивая отечественный и зарубежный опыт, эксперты Ме^епЩ отмечают, что экопрактики в сфере повседневного спроса и на рынке БМСО стали самыми прогрессивными. Так, в Европе за последние несколько лет четыре из каждых десяти компаний осуществляют активную деятельность в этом направлении, большая часть из них относится к БМСО-бизнесу (рис. 3). Причем экоинициативы ретейлеров и производителей комплементарны.

Для российского бизнеса и формирования экомировоззрения в среде российского общества особое значение имеют принципы Б80. Известно, что новая концепция Б80 широко обсуждается в кругу представителей крупного бизнеса. Превалирует мнение, что для многих предприятий следование этим высоким стандартам является «делом чести». Однако в российских условиях эта система ценностей, как и ценности многих мировых трендов, нуждается в локальной доработке. Современная дискуссия экспертов российского бизнеса учитывает наиболее важные вызовы санкционного периода 2022 г. Вызов, с которым столкнулись российские компании в условиях экономического кризиса, обусловлен проблемами применения на практике нового экомировоззрения и принципов Б80 в санкционный период.

Эксперты, изучающие внедрение принципов Б80 в российском бизнесе, свидетельствуют, что предприятия России продолжают адаптировать производство и управление под экопрактики и экомировоззрение. Например, нефинансовую отчетность в начале 2022 г. опубликовали более 50 % российских компаний, несмотря на отсутствие общей формы нефинансовой отчетности в срок опубликования [1; 3; 9]. Можно с уверенностью сказать, что применение концепции Б80 как движущей силы трансформации бизнеса, работа над продвижением экото-варов, внедрение диверсифицированных стратегий в маркетинговые коммуникации и достижение лояльности покупателей, — все эти факторы помогут развивать принципы осознанного потребления и увеличат вовлеченность российского бизнеса в регионах.

В России в 2022 г. создан Национальный Б80-альянс (далее — Альянс). В начале декабря 2022 г. представители экосистемы СБЕР совместно с лидерами российского бизнеса провели первую конференцию, посвященную образованию Национального Б8в-альянса [9]. Философия создания Альянса обусловлена факторами трансформации бизнеса и общества в условиях санкционных кризисов в экономике

и обострения проблемы разрыва связей в международной экономической и социально-политической сферах. Основные задачи Альянса можно сгруппировать в следующие приоритетные для российской экономики и бизнеса направления:

1) создание устойчивой модели взаимодействия бизнеса и общества на всех уровнях, с учетом новых форм взаимодействия с государством и общественными организациями в целях повышения эффективности развития всех отраслей народного хозяйства в РФ;

2) создание новых подходов и практик для развития бизнеса с учетом резервирования и ограниченного использования национальных ресурсов; вовлечение отраслей социальной сферы и общественных организаций в процессы трансформации экономики;

3) выработка новых экопрактик в целях улучшения экономических отношений на уровнях Ъ2Ъ- и Ь2с-инфраструктуры;

4) формирование платформы для обмена знаниями, умениями и опытом между теми отраслями экономики, чьи связи оказались разорваны по причине кризиса;

5) обеспечение государственной, общественной и профессиональной поддержки социальному партнерству и деловым коммуникациям, включая сферы образования и здравоохранения;

6) обеспечение поддержки и взаимодействия бизнесу и стейкхолдерам для повышения коммуникативной трансформации и улучшения социального обмена, в том числе в сложных отраслях промышленности, где дефицит ресурсов определен международным давлением (энергетика, тяжелая и химическая промышленность, черная металлургия, финансовый сектор и др.);

7) разработка единых стандартов нефинансовой отчетности по принципам Б80 среди российских компаний и корпораций;

8) формирование модели взаимодействия с инвесторами в рамках проектов, ориентированных на принципы Б80 [1].

Создание Национального ESG-альянса позволит более эффективно продвигать в России лидерские практики в сфере корпоративного управления, повышающие социальную и экологическую ответственность бизнеса, и формировать новые технологии экопрактик в производстве, а также находить новые подходы и программы к формированию экомиро-воззрения в российском обществе [1; 9].

Общее число организаций, осваивающих концепцию ESG, сегодня в России составляет 217. Это крупные производственные предприятия, многие из которых являются системообразующими для РФ [1; 2]. Среди основных проблем, которые связываются с внедрением принципов ESG в России, — открытость бизнеса. Сегодня недостает публичной информации о внедрении принципов ESG в деятельность крупного бизнеса, — информации, представленной в едином агрегированном цифровом виде. Чтобы сопоставлять рейтинги предприятий, требуется единое цифровое решение. Вопрос рейтингов и рэнкингов, по мнению представителей бизнеса в России, также становится все более актуальным день ото дня.

В начале санкционного кризиса 2022 г. многие крупные компании в России придерживались политики закрытия данных, обосновывая это вынужденной защитой в условиях санкций. Но к концу года мнение экспертов и руководителей компаний изменилось. Новая ассоциация Национальный ESG-альянс привлекла многих представителей российского бизнеса и транслировала общую идею открытости бизнеса. В рамках концепции ESG главным инструментом развития экобизнеса стало создание ежегодной нефинансовой отчетности. Страны ESG-альянса уверены, что такая форма отчетности даст предприятиям новые подходы к устойчивости и выявит новый потенциал адаптации к санкциям [1; 8; 11].

По прогнозам экспертов, новые возможности внедрения принципов ESG могут быть созданы посредством цифровых технологий. Современный бизнес требует платформы, позволяющей с помощью сверхбольшого объема данных (Big Data) находить ответы на вопрос «кто есть кто?» в бизнесе, сопоставлять данные компаний, а также получать

автоматизированные рекомендации по дальнейшему развитию производства в соответствии с принципами ESG и экопрактикой [3].

Перестройка рынков в условиях санкций неизбежно меняет фокус с Запада на Восток в стратегии внедрения новых подходов к преобразованию бизнеса в рамках концепции ESG. Уже сегодня ESG-альянс проводит масштабное исследование азиатских рынков и бирж, что может помочь выявить экономические преимущества и формы взаимодействия с новыми партнерами и потребителями [3; 10].

Таким образом, формирование экологического мировоззрения — процесс многоступенчатый, сложный, поскольку затрагивает все слои общества, образовательные и общественные организации, разные виды производства, бизнеса, сферы услуг, торговли. Сегодня этой глобальной тенденции соответствует концепция ESG. Но международное положение, а именно трудности адаптации к санкциям требуют от России последовательной и долговременной работы в этом направлении: формирования новых подходов и программ в бизнесе, образовании, экологии ежедневного потребления, изменения отношения к природе Земли, человека и общества в целях сохранения окружающей среды для потомков.

Список литературы и источников

1. Андреева О. В., Сонина А.О. ESG-стратегия российских компаний в период санкций // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. 2022. Т. 3. № 2. С. 103—112. https://doi.org/10.18334/ social.3.2.114937

2. Багинова А. Что такое ESG-банкинг и как он может спасти планету // РБК Тренды [Электронный ресурс]. 10.10.2021. URL: https:// trends-rbc-ru.turbopages.org/trends.rbc.ru/s/ trends/innovation/60ca38a99a79471b76798aef (дата обращения: 08.12.2022).

3. Будущее ESG-повестки в новых экономических условиях // Dprom-online: портал для недропользователей [Электронный ресурс]. 05.03.2022. URL: https://dprom.online/ unsolution/esg-povestka-v-novyh-realiyah/ (дата обращения: 05.12.2022).

4. Глебов В. В., Плющиков В. Г. Урбоэкология и мониторинг городской среды: учеб. пособ. М.: РУДН, 2021. 112 с.

5. Глебов В. В., Родионова О. М., Аникина Е. В.

Эколого - формирующие фитотехнологии и их влияние на визуальную среду современных городов // Визуальные образы современной культуры: идеалы и идеологии (к 25-летию теологического образования в г. Омске): сб. науч. ст. по мат-лам VIII Всерос. науч.-практ. конф. (27 сентября 2019 г.) / отв. ред. П. Л. Зайцев. Омск: ОмГУ, 2020. С. 111—114.

6. Залунин В. И. Социальная экология: учебник для академ. бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 206 с. (Университеты России).

7. Захаров В. М., Трофимов И. Е. Экология сегодня. Экология как мировоззрение. Человек и природа. М.: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, 2015. 106 с. // Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН [Электронный ресурс]. URL: http://sustainabledevelopment. ru/upload/File/Books%202015/1_1_Ecology. pdf (дата обращения: 31.01.2023).

8. «Сбербанк» и «Газпромбанк» предложили ввести господдержку банков и инвесторов в сфере ESG // Финам [Электронный ресурс].

17.02.2021. URL: https://finam-ru.turbopages. org/finam.ru/s/analysis/newsitem/sberbank-i-gazprombank-predlozhili-vvesti-gospodderzhku-bankov-i-investorov-v-sfere-esg-20210217-091736 (дата обращения: 08.12.2022).

9. Стандартизация и взгляд на Восток: как изменится ESG в России в условиях санкций // Национальная ассоциация нефтегазового сервиса [Электронный ресурс].

02.06.2022. URL: https://nangs.org/news/ ecology/standartizatsiya-i-vzglyad-na-vostok-kak-izmenitsya-esg-v-rossii-v-usloviyakh-sanktsij (дата обращения: 02.12.2022).

10. Шульга Ю. Уязвимая экология и устойчивая оборонная промышленность: что будет с ESG в России // Forbes.ru [Электронный ресурс]. 25.04.2022. URL: https://www.forbes. ru/forbeslife/463419-uazvimaa-ekologia-i-ustojcivaa-oboronnaa-promyslennost-cto-budet-s-esg-v-rossii (дата обращения: 06.12.2022).

11. Эксперт: термин ESG нужно объяснять в школах для подготовки детей к трансформациям в мире // Информационное агентство ТАСС [Электронный ресурс]. 17.08.2021. URL: https://tass.ru/ekonomika/12154945 (дата обращения: 07.12.2022).

12. NielsenlQ: действительно ли покупателям важны проблемы экологии? // Retail. ru: ритейлеру и поставщику [Электронный ресурс]. 05.07.2021. URL: https://www. retail.ru/articles/nielseniq-deystvitelno-li-pokupatelyam-vazhny-problemy-ekologii-/ (дата обращения: 19.01.2023).

References

1. Andreeva O. V., Sonina A. O. "Russian Companies ESG Strategy amidst Sanctions". Sotsial'noe predprinimatel'stvo i korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost' = Social Entrepreneur-ship and Corporate Social Responsibility 3.2 (2022): 103-112. (In Russian). https://doi.org/10.18334/ social.3.2.114937

2. Baginova A. "What is ESG Banking and How it Can Save the Planet". RBK Trendy. 10 Oct. 2021. (In Russian). Web. 08 Dec. 2022. <https:// trends-rbc-ru.turbopages.org/trends.rbc.ru/s/ trends/innovation/60ca38a99a79471b76798a ef>.

3. "The Future of ESG Agenda in New Economic Conditions". Dprom-online: portal dlya nedropol'zovateley. 05 March 2022. (In Russian). Web. 05 Dec. 2022. <https://dprom. online/unsolution/esg-povestka-v-novyh-realiyah/>.

4. Glebov V. V., Plyushchikov V. G. Urboecology and urban environment monitoring, study guide. Moscow: People's Friendship University of Russia, 2021. 112 p. (In Russian).

5. Glebov V. V., Rodionova O. M., Anikina E. V. "The Use of Ecological Technologies in the Reconstruction of the Urban Environment". Vizual'nyye obrazy sovremennoy kul'tury: idealy i ideologii (k 25-letiyu teologichesko-go obrazovaniya v g. Omske): sb. nauch. st. po mat-lam VIII Vseross. nauch.-prakt. konf. (27 sentyabrya 2019 g.). Publ. ed. P. L. Zay-tsev. Omsk: Omsk State University, 2020. 111-114. (In Russian).

6. Zalunin V. I. Social ecology, textbook for academic baccalaureate. 2nd ed., rev. and upd. Moscow: Yurait, 2019. 206 p. (In Russian). Univer-sitety Rossii.

7. Zakharov V. M., Trofimov I. E. Ecology today. Ecology as worldview. Human and nature. Moscow: Departament prirodopol'zovaniya i okhra-ny okruzhayushchey sredy g. Moskvy, 2015. 106 p. (In Russian). Available at: http://sustain-abledevelopment.ru/upload/File/Books%20 2015/1_1_Ecology.pdf (accessed: 31.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. " 'Sberbank' and 'Gazprombank' Have Proposed to Institute State Support of Banks and Investors in the ESG Sphere". Finam. 17 Feb. 2021. (In Russian). Web. 08 Dec. 2022. <https://www.finam.ru/publications/item/ sberbank-i-gazprombank-predlozhili-vvesti-gospodderzhku-bankov-i-investorov-v-sfere-esg-20210217-091736/>.

9. "Standardization and Focus on the East: How the ESG in Russia will Change under Sanctions". Natsional'naya assotsiatsiya neftegazo-vogo servisa. 02 June 2022. (In Russian). Web. 02 Dec. 2022. <https://nangs.org/news/ecol-ogy/standartizatsiya-i-vzglyad-na-vostok-kak-izmenitsya-esg-v-rossii-v-usloviyakh-sanktsij>.

10. Shul'ga Yu. "Exposed Ecology and Stable Defense Industry: What Will Happen to ESG in Russia". Forbes.ru. 25 Apr. 2022. Web. 06 Dec. 2022. <https://forbes-ru.turbopages.org/forbes. ru/s/forbeslife/463419-uazvimaa-ekologia-i-ustojcivaa-oboronnaa-promyslennost-cto-bu-det-s-esg-v-rossii>.

11. "Expert Says, Term 'ESG' Should be Explained in Schools to Prepare Children for Transformations in the World". Informatsionnoye agentstvo TASS. 17 Aug. 2021. (In Russian). Web. 07 Dec. 2022. <https://tass-ru.turbopages.org/tass.ru/s/ ekonomika/12154945>.

12. "NielsenIQ: Are Environmental Problems Really Important for Customers?". Retail.ru. 05 July 2021. (In Russian). Web. 19 Jan. 2023. <https://www.retail.ru/articles/nielseniq-deystvitelno-li-pokupatelyam-vazhny-proble-my-ekologii-/>.

Библиографический список

1. Реализация ESG-принципов в стратегии устойчивого развития экономики России : монография [текст: непосредственный] / Н. Г. Вовченко, Н. Г. Кузнецов, Е. Н. Макаренко и др. ; ред. Е. Н. Макаренко, С. В. Берд-ников. Ростов-на-Дону : РГЭУ «РИНХ», 2022. 508 с.

2. ESG-банкинг в России: исследование, март 2021 г. / Deloitte CIS // Ассоциация банков России : сайт / Ассоциация «Россия». URL: https://asros.ru/upload/ iblock/4a0/ekxvgsonqwb6nl4exdkdcxbz60jx 3x2t/ESG_banking_v_Rossii_web_rus.pdf (дата обращения: 31.01.2023). Текст : электронный.

Bibliography

1. Vovchenko N. G., Kuznetsov N. G., Makaren-ko E. N., Alifanova E. N., Abubakarov K. M., Alekseyeva I. V. et al. Realization of ESG principles in the strategy of stable development of Russian economy, monograph. Eds E. N. Makarenko, S. V. Berdnikov. Rostov-on-Don: Rostov State University of Economics, 2022. 508 p. (In Russian).

2. Deloitte CIS. "ESG Banking in Russia: Research, May 2021". Association of Banks of Russia. Web. 31 Jan. 2023. <https://asros.ru/upload/iblock/ f6c/q0b1qh8xpem8vb3bsrh9oneb1241pnr1/ ESG_banking-in-Russia.pdf>.

Информация об авторах

Мрочко Леонид Владимирович — доктор философских наук, профессор кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций, Московский гуманитарный университет (Россия, 111395, Москва, ул. Юности, 5).

Спиридонова Галина Владимировна — кандидат экономических наук, доцент кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций, Московский гуманитарный университет (Россия, 111395, Москва, ул. Юности, 5).

Кузнецова Марина Ивановна — кандидат биологических наук, доцент, Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К. И. Скрябина (Россия, 109472, Москва, ул. Академика Скрябина, д. 23).

Соловьева Елена Алексеевна — кандидат ветеринарных наук, доцент, Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К. И. Скрябина (Россия, 109472, Москва, ул. Академика Скрябина, д. 23).

Information about the authors

Leonid V. Mrochko — Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Advertising Theory and Mass Communications, Moscow University for the Humanities (Russia, 111395, Moscow, Yunosti st., 5).

Galina V. Spiridonova — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Advertising Theory and Mass Communications, Moscow University for the Humanities (Russia, 111395, Moscow, Yunosti st., 5).

Marina I. Kuznetsova — Cand. Sci. (Biol.), Associate Professor, Moscow State Academy of Veterinary Medicine and Biotechnology — MVA by K. I. Skryabin (Russia, 109472, Moscow, Akademika Skryabina st., 23).

Elena A. Solovieva — Cand. Sci. (Vet.), Associate Professor, Moscow State Academy of Veterinary Medicine and Biotechnology — MVA by K. I. Skryabin (Russia, 109472, Moscow, Akademika Skryabina st., 23).

Статья поступила в редакцию 20.12.2022. The article was submitted 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.