80 Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №4 (11) Т.1 2015
УДК 35
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОББИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРАВОВЫЕ РАМКИ ПРОТЕСТА И ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
О.С. НАГОРНАЯ, ОУВО "ЮУИУиЭ", г. Челябинск, Россия Н.Е. НИКОНОВА, ОУ ВО "ЮУИУиЭ", г. Челябинск, Россия e-mail: nadin_9696@mail.ru
Аннотация
В статье анализируются правовые рамки и механизмы взаимодействия государства и общества при решении экологических проблем на примере дискуссии вокруг строительства Томинского ГОКа в Челябинской области.
Ключевые слова: экологические проблемы, экологическая политика, Томинский ГОК, СтопГОК движение, общественное объединение, Челябинская область.
Дебаты вокруг строительства Томинского ГОКа, развернувшиеся в Челябинской области в связи с планами строительства промышленного гиганта в 10 км от самой региональной столицы, демонстрируют широкий круг существующих в современной России проблем в сфере обеспечения действенности экологического права, открытости информации и взаимовыгодного сотрудничества государственных,
коммерческих структур, экологических движений и широкой общественности, реализации концепции устойчивого развития. Если в первое время общественность спокойно реагировала на новость о строительстве промышленного гиганта, то активность т.н. "зеленых" привела к складыванию протестных настроений значительной части горожан, взволнованных опасностью загрязнения воздуха, почв, исчезновения единственного питьевого источника города - Шершневского водохранилища. С точки зрения правовой теории и практики, одной из ключевых проблем данной дискуссии является вопрос о допустимых инструментах защиты гражданами своего конституционного права на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ [1]).
Цель исследования - определить возможные правовые рамки и механизмы взаимодействия государства и общества при решении экологических проблем, разработать соответствующие рекомендации и
законодательные предложения.
Источниковую базу исследования составили следующие группы материалов:
1. нормативно-правовые акты
федерального, регионального и отраслевого уровня, регулирующие пространство действия общественных инициатив, экологическую политику РФ, взаимодействие государства и бизнеса.
2. СМИ: газеты; интернет-издания,
освещающие основные события по вопросу строительства Томинского ГОКа, но занимающие при этом определенную оценочную позицию, влияющую на подачу событий и их интерпретацию. В данной категории следует особо выделить интернетсообщество "СтопГок", занимающее позицию т.н. зеленых и позволяющее проанализировать действия активистов, уровень отклика общественности, информацию о
взаимодействии с властями и т.д. Еще одной подгруппой онлайн-источников выступают элементы т.н. "открытого правительства" -порталы, регистрирующие и продвигающие общественные инициативы, берущие на себя функцию посредников во взаимодействии с государственными структурами, например, портал Change.org.
По нашему мнению, современная общественная экологическая активность, ее стратегия и тактика, уходит корнями в недавнее советское прошлое. Для экологического движения в период существования СССР была характерна неполитизированная
природоохранная работа, единственно возможная в тех условиях. Экологическое движение не было массовым, но часто отличалось высоким уровнем
профессионализма. Самым действенной частью природоохранного движения того периода
Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №4 (11) Т.1 2015 81
были существующие с 1960-х гг. Дружины по охране природы (ДОП), созданные при естественных факультетах университетов. Основными видами их деятельности стали борьба с браконьерством, массовыми
вырубками елей в канун новогодних праздников, с уничтожением первоцветов, а также организация новых охраняемых
территорий (заказников, памятников природы) [2].
Центральной массовой организацией, находящейся под контролем государства,
являлось Всероссийское общество охраны природы, созданное 29 ноября 1924 г. отделом охраны природы Наркомата просвещения
РСФСР. Как заявлено на сайте организации, продолжающей существовать до сегодняшнего дня, целью ее создания была "необходимость добровольного объединения научных сил и наиболее прогрессивно мыслящей
общественности для восстановления и рационального использования природных ресурсов страны, подорванных беспощадной эксплуатацией, гражданской войной и разрухой" [3]. Однако, как и все советские массовые организации общество имело значительное количество фиктивных членов и не оказывало должного влияния на экологическую политику в СССР. В целом стоит отметить, что советское экологическое движение, в отличие от своих западных и даже восточноевропейских собратьев, не обладало оппозиционным потенциалом, оставаясь по сути маргинальным явлением.
Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г., произошедшая на пике развития политики гласности, дала новый толчок для развития экологического движения в СССР. На краткий период данный вид общественной активности приобрел политизированный характер, что привело к достижению вполне реальных правовых изменений: развитию экологического законодательства, внесению прав т.н. "третьего поколения" в текст Конституции.
После распада СССР в России стали появляться партии, использовавшие в своих предвыборных программах экологическую риторику. Однако преобладание экономических трудностей над осознанием проблем окружающей среды обусловили низкий отклик населения на подобные лозунги. Ни одной из организаций так и не удалось закрепить тему экологии в российском партийно-политическом спектре. На сегодняшний день сохраняется
целый ряд проблем, связанных с экологическим движением, которые тормозят
институционализацию борьбы за чистоту окружающей среды, развитие экологического права в России и, самое главное, обширной практики его применения:
- неразвитость экологической активности населения при низкой информированности его о пространстве возможных действий во имя перспективного улучшения положения дел;
- отсутствие отработанных механизмов общественного контроля над развитием экологической ситуации в отдельных регионах при приоритете экономических интересов государственных и коммерческих структур;
- отсутствие "публичной экологии" - поля, в котором бы действовали политики и партии, обладающие достаточными ресурсами и включающие в свои программы экологическую тематику.
Значительная роль этих сдерживающих факторов явственно проявляется на примере деятельности общественных организаций в рамках спорадических акций против строительства Томинского ГОКа. Одной из задач нашего исследования стало выявление правовых границ действий активистов, а также инноваций, соответствующих современному уровню развития информационного общества.
Согласно ст. 123.4 ГК РФ, общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей [4].
В целях анализа действий общественного объединения, необходимо обратиться к соответствующему ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" [5] и ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [6].
Если сравнить эти два закона, то можно сделать вывод, что ФЗ N 7-ФЗ более полно раскрывает набор правомерных действий общественного объединения именно по вопросам охраны природы, но частями дополняет ФЗ N 82-ФЗ.
Итак, федеральное законодательство достаточно четко регламентирует меры, которые может применять экологическая организация, но не все они являются
82 Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №4 (11) Т.1 2015
действенными. Кроме того, органы власти и бизнес-структуры, исходящие в своих действиях из экономической эффективности определенных проектов, не всегда положительно относятся к такого рода организациям и не желают с ними сотрудничать.
Позицию общественности в противостоянии вокруг возведения промышленного гиганта вблизи Челябинска представляет Челябинский региональный благотворительный фонд "За природу", который был создан в 2002 г. лидерами экологических общественных объединений Уральского региона как инструмент помощи жителям Челябинской области, пострадавшим от воздействия радиации. После нескольких лет существования фонд расширил сферу своей деятельности и внес в список основных целей содействие социально-экономическому развитию региона и формирование благоприятных условий, способствующих привлечению инвестиций в сферу здравоохранения и охраны окружающей среды2 [7].
Широкий спектр задач фонда и новые условия работы в рамках протеста против строительства Томинского ГОКа привели к необходимости создания при фонде более оперативной и менее формализованной группы активистов, объединенной вокруг социальной сети "Вконтакте", - "Рабочая группа по проблеме Томинского ГОКа" (неофициальное название - "СтопГОК"). Как свидетельствуют сами члены группы, она была создана "примерно в августе 2013 г. ребятами из Благодатного" [9], первоначальным
администратором группы была Вероника Ильясова, но в декабре 2013 г. она передала административные права Василию Московцу. Из-за отсутствия значительное количества документов о деятельности данной организации, внутренняя структура
протестного движения будет реконструирована по эго-документам одного из лидеров - В. Московца, размещенным в сети Интернет. Как свидетельствует автор, общество не является юридическим лицом, не имеет лидера: каждый в движении выполняет свою роль, перед важными мероприятиями, которые требуют затрат, организуется добровольный сбор
2 Сайт "За природу" Общественного объединения г. Челябинска // URL:http://za-prirodu.ru/history (Дата обращения 03.09.2015)
средств и в итоге публикуется отчет о расходовании этих средств [9].
Прежде чем анализировать степень проявления активности данной организации и результаты ее деятельности, обратимся к описанию специфики состава протестного экологического движения, социальнопрофессионального базиса его главных действующих лиц. Руководителем и учредителем фонда является Андрей Александрович Талевлин (1973 г. р.), уроженец г. Чебаркуля. В 1999 г. он с отличием закончил юридический факультет Челябинского государственного университета. На
сегодняшний день Талевлин является председателем Челябинского регионального отделения партии "ЯБЛОКО"; активистом общероссийского экологического
общественного движения "Зеленая Россия", которое создано по инициативе участников Акции " Всероссийский экологический
субботник "Зеленая Россия", состоявшегося 31 августа 2013 г. во всех регионах страны и объединил 2 600 000 неравнодушных граждан [8].
Публичными представителями движения "СтопГОК" являются:
1. Московец Василий - общественник, юрист и администратор группы "СтопГОК" в социальной сети " Вконтакте";
2. Гневышев Алексей - житель поселка Первомайский, депутат Первомайского совета, редактор сайта "Цемзавод"
3. Магазов Олег - представитель общественной организации, профессиональный эколог. В эго-документе В. Московца, характеризуется как "ярый коммунист и марксист" [9].
В составе движения против строительства Томинского ГОКа представители различных социальных групп, однако, в числе активистов можно достаточно четко выделить ученых, юристов, общественников, длительно
занимающихся публичной деятельностью, предпринимателей. Представляется, что наличие значительного количества лиц с высшим юридическим образованием позволяет грамотно координировать взаимодействие активистов с органами власти, должным образом регистрировать публичные
мероприятия, а при необходимости действовать в рамках судебных слушаний.
Одной из задач нашего анализа является оценка инструментов и каналов взаимодействия
Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №4 (11) Т.1 2015 83
общественных организаций, государства и бизнес-сообщества в сфере обеспечения экологической безопасности. С целью выявления набора методов, связанных, в том числе с возможностями, предоставляемыми современными информационными-
технологиями и медиумами, реконструируем ключевые моменты протестной кампании против строительства ГОКа.
Всего за историю существования общественного движения "СтопГОК" было проведено:
> 26 пикетов в самом Челябинске и поселках, прилегающих к территории будущего Томинского ГОКа;
> 13 собраний в поселках, в том числе по инициативе жителей поселений.
> 5 митингов в Челябинске и один в п. Томино, в том числе:
- 6 сентября 2014 г. - первый митинг в г. Челябинске на пересечении улиц Воровского и Худякова (100 чел.);
- 10 сентября 2015 г. - митинг в г. Челябинске на Алом поле (600 чел.);
- 27 сентября 2015 г. - второй митинг на Алом Поле (3000 чел.);
- 7 ноября 2015 - демонстрация против Томинского ГОКа на пл. Революции;
Анализ хронологии протестного движения свидетельствует об уплотнении графика акций с июня 2014 г., об их эволюции в сторону разнообразия форм, активизации работы со СМИ и различными целевыми группами. Помимо традиционных для любой общественной организации мероприятий: акций, пикетов и митингов - движение использует новые методы, например, танцевальный флеш-моб "Дыши" в ТРК "Фокус" (организатор - Дарья Савельева, 30 участников), раздачу наклеек на автомобили (рис.4). Данные интерактивные методы работы привлекают внимание к проблеме не только старшего поколения, но и молодежи, которая отличается социальной и политической пассивностью по отношению к многим проблемам. Кроме того, с июля 2015 г. по всему г. Челябинску расположены пункты сбора подписей, где каждый может подписать петицию против строительства Томинского ГОКа. По состоянию на 1 декабря 2015 г. собрано и отправлено в Администрацию Президента РФ - 108 737 подписей. Одним из новшеств является организация 365 одиночных пикетов "Экологическая вахта - не молчи!". Ее
суть заключается в том, что необходимо в один день в году, удобный для добровольца, взять табличку и отстоять с 11.00 до 12.00 часов в центре города, на перекрестке улиц Цвиллинга и Коммуны. Цель пикетов заключается в привлечении внимания властей к экологической составляющей строительства Томинского горно-обогатительного комбината.
Рис. 1. Плакаты
Рис. 2. Наклейки
Рис. 3. Флаги
При этом следует подчеркнуть, что все мероприятия активистов выполняются без нарушений, в рамках действующего законодательства. Это достигается, в том числе приглашением на митинги молодых начинающих исполнителей, способствующих
84 Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №4 (11) Т.1 2015
своими выступлениями в перерывах между речами активистов снятию напряжения, которое нередко присутствует на подобных мероприятиях и грозит вылиться в эскалацию насилия.
Примечательна стилистика плакатов (рис. 1) и флагов (рис. 3) [9], использующихся на митингах. Многие из них выполнены профессиональными пиарщиками и
дизайнерами, привлекаемыми на
благотворительной основе или за счет средств участников движения. Как описывает стиль сам Василий Московец: "этот стиль был разработан уже в прошлом году, а не к 10 сентября 2015 г. Он, кстати, близок к эстетике "Окон РОСТА" 1920-х годов".
Протестное экологическое движение в Челябинской области использует еще одно санкционированное государством пространство диалога с властью - структуры т.н. "открытого правительства", задача которого заключается в предоставлении гражданам информации, накопленной органами власти в процессе своего функционирования, усилении
сотрудничества с ними, то есть в полном преображении принципов, на основе которых органы государственной власти
взаимодействуют с гражданами [10], в сторону модели 2.0.
Группа "Стоп ГОК" прибегла для реализации своих целей к использованию неформальной платформы для размещения инициатив и выражения интересов различных социальных групп - глобальному порталу Change.org. Он позволяет любому человеку разместить инициативу и начать подписную кампанию для решения какой-либо проблемы, активизировать сотни людей, принуждая тем самым государственные органы и крупные компании публично отвечать на высказываемые требования. По состоянию на 1 октября 2015 г. на портале зарегистрировано 119 млн. человек из России. Общественный контроль с помощью Change.org работает так: пользователи активно голосуют за какую-либо инициативу, а СМИ сообщают об этом своим читателям. Единственный инструмент "прямого давления" - возможность указания в петиции адреса электронной почты лица, которому будут направлены письма об успехах подписной кампании [11].
В связи с тем, что главной целью группы "СтопГОК" заявлено проведение референдума
на территории Челябинской области о запрещении строительства Томинского ГОКа, активисты по предложению Константина Жаринова после общественных слушаний 7 декабря 2013 г. разместили на портале Change.org свою петицию. Особенностью портала является доступ к созданным с помощью современных информационных технологий ресурсам рассылки, создания
адресной базы неравнодушных к социальным и экономическим проблемам граждан,
автоматическому обновлению информации о судьбе петиции.
Примечательно, что эпицентр гражданской активности вокруг экологических проблем пытаются использовать существующие
политические партии, прежде всего, КПРФ, стремящаяся поднять свой рейтинг среди
избирателей региона. Депутаты партии готовят текст для проведения референдума. Вопрос в бюллетене будет звучать следующим образом: "Согласны ли вы со строительством в поселке Томинском горно-обогатительного комбината по переработке медной руды?". Результаты референдума будут признаны в том случае, если явка составит не менее 50%, то есть 26 тыс. жителей Сосновского района [12].
Сложность авторского анализа заключается прежде всего в незавершенности процесса -активные действия со стороны
государственных органов, бизнес-сообщества и активистов-общественников вокруг
строительства Томинского ГОКа
продолжаются. Однако, уже на сегодняшний день мы можем сделать важные выводы о процессах трансформации и дифференциации экологического движения. Поддержание рамок законности действий, отсутствие политической составляющей протеста, достигаемые благодаря включению в состав групп специалистов юридического профиля, способствует открытию новых форм диалога с властными структурами и бизнес-сообществом. Использование современных информационных технологий, включая социальные сети и элементы "открытого правительства",
интерактивных методов работы с населением в виде флэш-мобов, раздачи информационных материалов в виде наклеек на автомобили позволяет организованным группам привлекать к своей деятельности разные возрастные, социальные и профессиональные группы.
Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №4 (11) Т.1 2015 85
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации// URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm Дата обращения (31.10.2015)
2. Экологический клуб CATENA. Экологическое движение в СССР и в современной России// URL: http://aarhus.ngo-tm.org/appendix/Kniga/013.htm (Дата обращения 31.10.2015)
3. Официальный сайт Всероссийского общества охраны природы. История// URL: http://urnature.ru/histoty.html (Дата обращения 10.12.2015)
4. Гражданский кодекс РФ // URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc;base=LAW;n=173467; fld=134;dst=1610,0;rnd=0.8569373914506286
5. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"// Опубликовано в СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/popular/obob/_(Дата обращения (03.09.2015)
6. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Российская газета. - 2002. - 10 янв.
7. Сайт "За природу" Общественного объединения г. Челябинска // URL:http://za-prirodu.ru/history_(Дата обращения 03.09.2015)
8. Официальная группа "Зеленная Россия"// URL:http://vk.com/greensrussia (Дата обращения 01.12.2015)
9. Медная история // Опубликовано на сайте авторского журнала "Бизнес и культура". URL:http://bkjournal.org/mednaya-istoriya/2/ (Дата обращения 01.12.2015)
10. Soft power: теория, ресурсы, дискурс / под ред. О.Ф. Русаковой. Екатеринбург, 2015.
11. Валько Д.В. Механизмы и формы влияния общества на государственное регулирование экономики на современном этапе // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 2. (5). (в печати).
12. Официальный сайт Челябинского областного отделения КПРФ/ШКЬ: http://www.kprf-chel.ru/home/obkom/9976-dokumenty-na-provedenie-referenduma-po-voprosu-stroitelstva-tominskogo-goka-v-sosnovskom-rajone-budut-peredany-uzhe-zavtra (Дата обращения 10.12.2015)
THE ENVIRONMENTAL LOBBY IN THE CHELYABINSK REGION: LEGAL FRAMEWORK
OF PROTEST AND TOOLS IMPACTS
O.S. NAGORNAYA, SUIME, Chelyabinsk, Russia s
N.E. NIKONOVA, SUIME, Chelyabinsk, Russia e-mail: nadin_9696@mail.ru
Abstract
The article analyzes the legal frameworks and mechanisms of interaction between of state and society in solving the environmental issues on the example of the discussion surrounding the construction Tomino GOK in the Chelyabinsk region.
Keywords: environmental issues, environmental policy, Tomino GOK, StopGOK, public association, Chelyabinsk region.