Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Монгуш А.А., Саая С.В.

автор в статье исследует современное состояние экологического надзора и контроля окружающей среды в Республике Тыва. Указано, что в Тыве правительством и общественностью уделяется большое внимание вопросам охраны окружающей среды. Приведены виды государственного надзора, осуществляемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Тыва. Автор также предлагает свои пути решения повышения эффективности государственного экологического надзора в Республике Тыва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Монгуш А.А., Саая С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL SUPERVISION IN THE REPUBLIC OF TYVA

the author of the article examines the current state of environmental supervision and environmental control in the Republic of Tyva. It is indicated that in Tuva, the government and the public pay great attention to environmental protection issues. The types of state supervision carried out by the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Republic of Tyva are given. The author also offers his own solutions to improve the efficiency of state environmental supervision in the Republic of Tyva.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА Монгуш А.А.1, Саая С.В.2 Email: Mongush17166@scientifictext.ru

1Монгуш Айнаа Альбертовна - магистрант;

2Саая Саида Владимировна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории, истории государства и права, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Республика Тыва

Аннотация: автор в статье исследует современное состояние экологического надзора и контроля окружающей среды в Республике Тыва. Указано, что в Тыве правительством и общественностью уделяется большое внимание вопросам охраны окружающей среды. Приведены виды государственного надзора, осуществляемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Тыва. Автор также предлагает свои пути решения повышения эффективности государственного экологического надзора в Республике Тыва.

Ключевые слова: охрана окружающей среды, государственный экологический надзор, эффективность, контрольные мероприятия, окружающая среда, особо охраняемые территории, плановые проверки, отходы производств.

ENVIRONMENTAL SUPERVISION IN THE REPUBLIC OF TYVA

Mongush A.A.1, Saaya S.V.2

1Mongush Ainaa Albertovna - Master's Student;

2Saaya Saida Vladimirovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF THEORY, HISTORY OF STATE AND LAW, FACULTY OF LAW, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL

EDUCATION TUVA STATE UNIVERSITY, KYZYL, REPUBLIC OF TYVA

Abstract: the author of the article examines the current state of environmental supervision and environmental control in the Republic of Tyva. It is indicated that in Tuva, the government and the public pay great attention to environmental protection issues. The types of state supervision carried out by the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Republic of Tyva are given. The author also offers his own solutions to improve the efficiency of state environmental supervision in the Republic of Tyva. Keywords: environmental protection, state environmental supervision, efficiency, control measures, environment, specially protected areas, scheduled inspections, industrial waste.

УДК 331.225.3

Состояние окружающей среды неразрывно связано с безопасностью государства. В этих условиях особую важность приобретает охрана окружающей среды и мониторинг окружающей среды со стороны государства. Исходя из этого, следует отметить, что одной из основных функций современного государства является обеспечение эффективного экологического мониторинга, что является неотъемлемой частью механизма реализации экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Государственный экологический надзор (далее-надзор) — это деятельность компетентных органов, направленная на достижение трех целей: предотвращение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных природоохранным законодательством [1].

Целью данной работы является изучение современного состояния мониторинга и контроля окружающей среды в Республике Тыва. Результаты этих мероприятий достаточно подробно освещаются в средствах массовой информации, что свидетельствует о важности, которую правительство и общественность уделяют защите окружающей среды.

Экологическая безопасность в республике обеспечивается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое является исполнительным органом Республики Тыва и выполняет функции по разработке государственной политики и нормативных актов.

Надзор, осуществляемый межрегиональным управлением Росприроднадзора по Енисею на территории Республики Тыва как территориального органа федерального органа исполнительной власти, определяется нормативно -правовыми актами Российской Федерации, приказами, приказами и инструкциями министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с экономико -географическими особенностями Республики Тыва министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет следующие виды государственного надзора:

1.федеральный государственный контроль за осуществлением полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации.

2. региональный государственный контроль в соответствующих сферах деятельности на территории Республики Тыва.

Минприроды Республики Тыва при осуществлении регионального государственного экологического мониторинга в соответствии с законодательством взаимодействует с федеральными органами власти и территориальными образованиями, прокуратурой, органами исполнительной власти государственной власти Республики Тыва, местными органами власти, муниципальными образованиями Республики Тыва, организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

В рамках государственного регионального экологического надзора государственными инспекторами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды регулярно проводятся плановые и внеплановые проверки в сферах деятельности, установленных в соответствии с требованием федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ежегодно проводятся проверки, утверждаемые постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по согласованию с прокуратурой Республики Тыва.

В 2020 году в рамках мониторинга окружающей среды и управления природопользованием было выявлено 745 нарушений (673 в 2019 году) [2]. Основными выявленными нарушениями результатов контрольно-надзорной деятельности являются: несоблюдение условий использования природных ресурсов, установленных лицензий на использование природных ресурсов; сброс сточных вод со значительными нормами загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу воды; не ведется производство контрольно-надзорной среды; он утвердил проект восстановления земель, а также технические условия освоения земель; кадастр выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников не был выполнен должным образом; законодательные требования не были соблюдены в установленные сроки.

С начала 2020 года особое внимание уделяется защите от атмосферного воздуха и отходов. На территории Республики Тыва в 2020 году выбросы в атмосферный воздух осуществляли 795 хозяйствующих субъектов. Основными источниками загрязнения атмосферы Республики Тыва являются энергетические предприятия, промышленные и муниципальные котельные, автомобили и печное отопление. В настоящее время предприятиями и организациями отраслей энергетического и жилищно -коммунального комплекса Республики морально и физически изношено более 80 процентов оборудования, не осуществляется их модернизация. В течение 5 лет (2016 - 2020 гг.) уровень загрязнения воздуха в городе оценивается как «очень высокий».

Инспекторы министерства окружающей среды Республики Тыва ежегодно проводят рейды по территории Республики Тыва, выявляют места, где отходы размещаются без разрешения, и принимают меры по их утилизации. В 2020 году по требованиям прокуроров было ликвидировано более 20 несанкционированных полигонов, владельцы отходов обязаны установить контейнеры для сбора твердых бытовых отходов на территории 35 организаций.

Проблема отходов является сложной и охватывает все сферы экономики Республики Тыва и жизнедеятельности населения. Проблема усугубляется не только увеличением производства отходов, но и большим объемом отходов, накопленных за предыдущие годы. Для решения этой проблемы необходим единый подход и координация действий всех уровней власти - республиканского и муниципального, а также предприятий, общественных организаций и населения.

Анализ эффективности деятельности министерства показал, что для повышения эффективности государственного экологического мониторинга необходимо увеличить объемы финансирования; еще предстоит разработать комплексную научно-исследовательскую и базовую учебную систему подготовки кадров, подготовку кадров, повышение квалификации и компетенций органов государственного экологического контроля, а также предоставить инспекторам материально-технического обеспечения техническую подготовку; создание лаборатории мониторинга основных параметров окружающей среды. Кроме того, необходимо повысить ответственность, в том числе административную, за несоблюдение мер по исправлению положения и несоблюдение мер по исправлению положения.

В дополнение к вышесказанному, проблема охраны окружающей среды может быть разрешена путем повышения правовой грамотности и развития активного гражданства людей. Именно бдительность граждан в отношении проблем позволит надзорным органам реагировать быстрее и эффективнее.

Таким образом, только совокупность всех вышеперечисленных мер позволит комплексно подходить к повышению эффективности действий государства в области экологического мониторинга и будет способствовать сохранению благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Список литературы /References

1. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция).

2. Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Тыва за 2020 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mpr.rtyva.ru/node/18237/ (дата обращения: 04.10.2021).

3. Анисимова К.Л., Садовская Т.Д. Государственный экологический контроль как гарантия экологической безопасности // Императивы безопасного и устойчивого развития межсистемного комплекса «общество-человек-природа» / под науч. ред. В.В. Зыкова. Тюмень, 2010. С. 269-277.

4. Гамидуллаева Л.С. Повышение эффективности государственного экологического надзора на федеральном и региональном уровне // Ленинградский юридический журнал, 2015. № 4. С. 163-175.

5. Яншина Э.Р. Существующие проблемы государственного экологического контроля и надзора / Э.Р. Яншина, Л.А. Иванова, А.А. Брацук. Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2016. № 26 (130). С. 742-744. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/130/35968/ (дата обращения: 27.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.