Научная статья на тему 'Некоторые вопросы эффективности экологического надзора (на примере Республики Калмыкия)'

Некоторые вопросы эффективности экологического надзора (на примере Республики Калмыкия) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР / STATE ECOLOGICAL SUPERVISION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / CONTROL ACTIONS / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ESPECIALLY PROTECTED TERRITORIES / ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ / SCHEDULED INSPECTIONS / ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА / PRODUCTION WASTES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коробова Ольга Сергеевна, Хазыкова Алла Алексеевна

Проведено исследование современного состояния надзора и контроля окружающей среды в республике Калмыкия. Указано, что в Республике правительством и общественностью уделяется большое внимание вопросам охраны окружающей среды. Приведены виды государственного надзора, осуществляемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Калмыкии и затраты на их осуществление. Отмечено, что при оценке эффективности экологического надзора следует переходить от традиционных способов, связанных с выявлением максимально возможного количества нарушений путем проведения массовых проверок, к оценке с учетом риск-ориентированной деятельности, что соответствует современным мировым тенденциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Коробова Ольга Сергеевна, Хазыкова Алла Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ENVIRONMENTAL SUPERVISION EFFICIENCY (IN TERMS THE REPUBLIC OF KALMYKIA)

The research of the current state of supervision and control of the environment in the Republic of Kalmykia is conducted. It is specified that in the Republic the government and the public pay much attention to questions of environmental protection. The types of the state supervision performed by the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of Kalmykia and costs for their implementation are given. It is noted that in case of an efficiency evaluation of ecological supervision it is necessary to pass from the traditional methods connected with identification of the greatest possible number of violations by conducting mass checks to assessment taking into account risk the oriented activities that corresponds to current world trends.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы эффективности экологического надзора (на примере Республики Калмыкия)»

УДК 504.53.054

О.С. Коробова, А.А. Хазыкова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

НАДЗОРА

(НА ПРИМЕРЕ

РЕСПУБЛИКИ

КАЛМЫКИЯ)

Проведено исследование современного состояния надзора и контроля окружающей среды в республике Калмыкия. Указано, что в Республике правительством и общественностью уделяется большое внимание вопросам охраны окружающей среды. Приведены виды государственного надзора, осуществляемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Калмыкии и затраты на их осуществление. Отмечено, что при оценке эффективности экологического надзора следует переходить от традиционных способов, связанных с выявлением максимально возможного количества нарушений путем проведения массовых проверок, к оценке с учетом риск-ориентированной деятельности, что соответствует современным мировым тенденциям. Ключевые слова: государственный экологический надзор, эффективность, контрольные мероприятия, окружающая среда, особо охраняемые территории, плановые проверки, отходы производства.

Одной из основных функций современного государства является обеспечение эффективного экологического надзора, являющегося неотъемлемой частью механизма реализации природоохранных требований к осуществлению хозяйственной и иной деятельности. При этом повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности зависит от создания адекватной и сбалансированной системы результативности, а также обеспечения комбинации независимых источников информации, таких как данные органов государственного контроля, результаты опросов стейкхолдеров, проведение альтернативного мониторинга. Одна из современных тенденций оценки результативности контрольной деятельности заключается в исполь-

ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2017. № 3. С. 106-111. © 2017. О.С. Коробова, А.А. Хазыкова.

зовании методов план-факторного анализа, основанного на видении государственного надзора как риск-ориентированной деятельности [1]. В настоящее время, тем не менее, распространен способ оценки, связанный с выявлением максимально возможного количества нарушений путем проведения массовых контрольных мероприятий.

Целью данной работы является исследование современного состояния надзора и контроля окружающей среды в республике Калмыкия. Результаты этой деятельности достаточно подробно освещаются в средствах массовой информации, что свидетельствует о большом внимании правительства и общественности республики Калмыкия к вопросам охраны окружающей среды.

Экологической безопасностью в республике занимается Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое является органом исполнительной власти Республики Калмыкия и осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию [2]. Министерство Природных ресурсов и охраны окружающей среды действует на основании утвержденных правительством административных регламентов.

Особо охраняемые природные территории Калмыкии представлены объектами регионального и федерального значения. На территории республики расположен «Государственный природный биосферный заповедник «Черные Земли», где обитают редкие животные, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации.

В соответствии с экономико-географическими особенностями в Республике Калмыкия Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет следующие виды государственного надзора:

1. Федеральный государственный контроль в части осуществления полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации.

2. Региональный государственный надзор в соответствующих сферах деятельности на территории Республики Калмыкия.

В рамках проведения регионального государственного экологического надзора государственными инспекторами Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды регулярно проводятся плановые и внеплановые проверки в установленных сферах деятельности в соответствии с требованием Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ [3].

Плановые проверки, которые ежегодно утверждаются приказом Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды и согласуются с Прокуратурой Республики Калмыкия, проводятся в отношении юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

Действия Министерства направлены на пресечение нарушений обязательных требований природоохранного законодательства и (или) устранению последствий таких нарушений.

Особое внимание уделяется Государственному надзору (региональному) в рамках Подпрограммы 4 «Обеспечение создания условий для реализации государственной программы; Охрана окружающей среды на 2013—2020 годы». Расходы в 2015 г. предусматривались в объеме 16 912,7 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 0,0 тыс. руб., республиканского — 16 912,7 тыс. руб., исполнено — 16 530,8 тыс. руб. [3—4].

Далее, стоит отметить не менее важную Подпрограмму 5 «Обращение с отходами производства и потребления на 2014— 2020 годы». Минприроды РК совместно с Управлением Роспри-роднадзора по Республике Калмыкия проводит мониторинг соблюдения требований Федерального закона «Об отходах производства и потребления» муниципальными образованиями Республики Калмыкия в части обустройства объектов размещения отходов. На территории республики зафиксированы 93 санкционированные свалки.

Инспекторами Минприроды РК ежегодно проводятся рейдовые мероприятия на территории Республики Калмыкия, выявляются места несанкционированного размещения отходов и принимаются меры по их ликвидации.

Так в рамках Госнадзора (региональный надзор) за 2015 г. проведено 12 рейдов по выявлению мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территории Республики Калмыкия. В ходе рейдов выявлено 46 мест несанкционированного размещения отходов общей площадью 36,6933 га. По итогам проведенных рейдов материалы направлены в Административные комиссии Республиканской службы финансово-бюджетного контроля для принятия мер по устранению выявленных нарушений [5].

На настоящее время устранено 18 мест несанкционированного размещения отходов. Общая площадь территорий очищенных от отходов составила 14,1139 га.

Для организации утилизации и переработки твердых коммунальных отходов на территории г. Элисты ведется работа по

строительству мусоросортировочного комплекса мощностью до 100 тыс. т. Выполнены работы по устройству фундамента, производится монтаж металлического каркаса ангара, заключен договор лизинга на поставку оборудования мусоросортировочно-го комплекса, проведена электрификация на полигоне.

В рамках подпрограммы выделялись финансовые средства из внебюджетных источников (средства ООО «Спецавтохозяйство») в сумме 5 583,05 тыс. руб.:

• разработка проектно-сметной документации на строительство полигона для твердых коммунальных отходов — 200 тыс. руб. оплачено (510 тыс. руб. запланировано);

• государственная экологическая экспертиза—204,85 тыс. руб. оплачено;

• государственная экспертиза — 177,2 тыс. руб. оплачено;

• проведение электричества — 961 тыс. руб. оплачено;

• возведение ангара — 1940 тыс. руб. оплачено;

• покупка оборудования мусоросортировочного комплекса — 2100 тыс. руб. оплачено;

Мероприятия по строительству мусоросортировочного комплекса проводятся в соответствии с планом. Окончание строительства мусоросортировочного комплекса и ввод его в эксплуатацию ожидается не позднее 2017 г.

Проблема отходов является комплексной, охватывает все области экономики Республики Калмыкия и жизнедеятельности населения. Проблема усугубляется не только ростом объемов образования отходов, но и большим количеством отходов, накопленных за предыдущие годы. Для решения данной проблемы необходимы единый подход и координация действий всех уровней власти — республиканской и муниципальной, а также бизнеса, общественных организаций и населения.

Согласно Постановления Правительства РК № 478 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Калмыкия от 6 июня 2013 года № 275 «О Государственной программе Республики Калмыкия «Охрана окружающей среды на 2013—2017 годы» от 29 декабря 2015 г., сроки действия Государственной программы изменены на 2013—2020 гг., текст программы изложен в новой редакции, где представлены актуальные данные [6].

Анализ деятельности министерства показал, что для повышения эффективности государственного экологического надзора необходимо увеличение объемов финансирования; обеспечение инспекторов материально технической базой; повышения

квалификации сотрудников; создание сертифицированной лаборатории по проведению мониторинга основных параметров окружающей среды. Кроме того, необходимо увеличение ответственности, в том числе административной, за несвоевременное устранение нарушений, выявленных в результате проверок, и невыполнение предписаний по их устранению. Данная мера позволит уменьшить негативные последствия допускаемых нарушений природоохранного законодательства и будет способствовать сохранению благоприятной окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

В дальнейшем следует переходить от традиционной оценки эффективности экологического надзора к оценке с учетом риск-ориентированной деятельности, что соответствует современным мировым тенденциям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добролюбова Е. И. Международный опыт оценки результативности и эффективности экологического надзора (контроля) // Вопросы управления. — 2016. — вып. 4(41), октябрь. — С. 192.

2. О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия [Текст]; постановление Правительства Республики Калмыкия от 19 августа 2011 г. № 274: из информационного банка «Республика Калмыкия».

3. Очиров Н. Л. Доклад об экологической ситуации на территории республики Калмыкия за 2015 г. [Электронный ресурс] — http://www. kalmpriroda.ru/.

4. Подпрограмма 4 «Обеспечение создания условий для реализации государственной программы «Охрана окружающей среды на 2013— 2020 годы».

5. Подпрограмма 5 «Обращение с отходами производства и потребления на 2014—2020 годы».

6. Постановления Правительства РК № 478 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Калмыкия от 6 июня 2013 года № 275 «О Государственной программе Республики Калмыкия «Охрана окружающей среды на 2013—2017 годы» от 29 декабря 2015 года.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Коробова Ольга Сергеевна1 — доктор экономических наук, профессор,

Хазыкова Алла Алексеевна1 — магистр, 1 Российский университет дружбы народов.

Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2017. No. 3, pp. 106-111. O.S. Korobova, A.A. Khazykova ISSUES OF ENVIRONMENTAL SUPERVISION EFFICIENCY (IN TERMS THE REPUBLIC OF KALMYKIA)

The research of the current state of supervision and control of the environment in the Republic of Kalmykia is conducted. It is specified that in the Republic the government and the public pay much attention to questions of environmental protection. The types of the state supervision performed by the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of Kalmykia and costs for their implementation are given. It is noted that in case of an efficiency evaluation of ecological supervision it is necessary to pass from the traditional methods connected with identification of the greatest possible number of violations by conducting mass checks to assessment taking into account risk - the oriented activities that corresponds to current world trends.

Key words: the state ecological supervision, efficiency, control actions, the environment, especially protected territories, scheduled inspections, production wastes.

AUTHORS

Korobova O.S.1, Doctor of Economical Sciences, Professor, Khazykova A.A.1, Magister, 1 Peoples' Friendship University of Russia, 113093, Moscow, Russia.

REFERENCES

1. Dobrolyubova E. I. Voprosy upravleniya, 2016, no 4(41), October, pp. 192.

2. O vnesenii izmeneniy v Polozhenie o Ministerstveprirodnykh resursov i okhrany okru-zhayushchey sredy Respubliki Kalmykiya; postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kalmykiya ot 19 avgusta 2011 g. no 274: iz informatsionnogo banka «Respublika Kalmykiya» (About modification of the Regulations on the Ministry of Natural Resources and Environmental Protection of the Republic of Kalmykia; the order of the Government of the Republic of Kalmykia ofAugust 19, 2011 No. 274: from information bank «Republic of Kalmykia»).

3. Ochirov N. L. Doklad ob ekologicheskoy situatsii na territorii respubliki Kalmykiya z,a 2015g. (The report on an ecological situation in the territory of the Republic of Kalmykia for 2015), http://www.kalmpriroda.ru/.

4. Podprogramma 4 «Obespechenie sozdaniya usloviy dlya realizatsii gosudarstvennoy programmy «Okhrana okruzhayushchey sredy na 2013—2020gody» (Subprogramme 4 «Ensuring creation of conditions for implementation of the state program «Environmental protection for 2013-2020»).

5. Podprogramma 5 «Obrashchenie s otkhodami proizvodstva i potrebleniya na 2014— 2020 gody» (Subprogramme 5 «The treatment of production wastes and consumption for 2014-2020»).

6. Postanovleniya Pravitel'stva RK № 478 «O vnesenii izmeneniy v postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kalmykiya ot 6 iyunya 2013 goda № 275 «O Gosudarstvennoy programme Respubliki Kalmykiya «Okhrana okruzhayushchey sredy na 2013—2017 gody» ot 29 dekabrya 2015goda (The orders of the Government RK No. 478 «About modification of the order of the Government of the Republic of Kalmykia of June 6, 2013 No. 275 «About the State program of the Republic of Kalmykia «Environmental protection for 2013-2017» of December 29, 2015).

UDC 504.53.054

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.