УДК 342, 349 DOI: 10.31249 /iajpravo/2023.04.08
КОДАНЕВА С.И.1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ В РОССИИ. (Статья)
Аннотация: Нарастание экологических проблем в последние десятилетия негативно отражается на качестве жизни населения многих регионов мира, включая Россию, и влечет все более значительные экономические издержки для бизнеса и государств. Эти негативные тенденции находят свое отражение как на уровне отраслевого законодательства, так и в конституционном праве. В конституциях стран мира все чаще вводятся новые права третьего поколения на благоприятную окружающую среду, а также отдельные положения, направленные на регулирование экологических вопросов. Данную тенденцию можно охарактеризовать как развитие экологического конституционализма, который не обошел стороной и Россию, особенно в свете поправок 2020 г. к Конституции РФ.
Ключевые слова. Конституция РФ; экологический конституционализм; экологическое право; охрана окружающей среды; экологическая культура; экологическая безопасность.
KODANEVA S.I. Ecological constitutionalism in Russia. (Article)
Abstract. The increase in environmental problems in recent decades has a negative impact on the quality of life of the population of many regions of the world, including Russia, and entails increasingly significant economic costs for businesses and states. These negative trends are reflected both at the level of sectoral legislation and in constitutional law. The constitutions of the countries of the world are in-
1 Коданева Светлана Игоревна, ведущий научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, кандидат юридических наук.
109
creasingly introducing new third-generation rights to a favorable environment, as well as separate provisions aimed at regulating environmental issues. This trend can be characterized as the development of ecological constitutionalism, which has not bypassed Russia, especially in the light of amendments to the Constitution of the Russian Federation in 2020.
Keywords. Constitution of the Russian Federation; environmental constitutionalism; environmental law; environmental protection; environmental culture; environmental safety.
Для цитирования: Коданева С.И. Экологический конституционализм в России. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. -2023. - № 4. - С. 109-122. - DOI: 10.31249 /iajpravo/2023.04.08
Введение
Экологическая проблематика в последние годы привлекает к себе все более пристальное внимание общественности, научного сообщества и политиков. Это обусловлено как глобальным изменением климата, так и локальными экологическими проблемами, такими как повышенный уровень загрязнения воздуха в промышленных городах, несоответствие питьевой воды санитарным стандартам в отдельных городах и регионах страны, например накопленный экологический вред в результате деятельности «Усольехимпрома» в городе Усолье-Сибирском, Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, а также отдельными экологическими катастрофами в результате техногенных аварий (например, авария на Норильском никеле).
Указанные тенденции нашли отражение и в правовой системе, включая конституционное право России и многих стран мира. Расширяется процесс конституционного закрепления норм, посвященных охране окружающей среды и рациональному природопользованию, а также формирования прав третьего поколения, включая индивидуальное и коллективное право на благоприятную (здоровую) окружающую среду. Конституционализация широкого круга норм экологического права - один из ответов на глобализацию экологического кризиса, а также попытка защитить качество жизни человека и социумов. Принимаемые и изменяемые консти-
туции отдельных государств в новом столетии сформулировали принцип и цели устойчивого развития как ключевое условие выживания и благополучия1.
Формирование экологического конституционализма в России. Формирование экологического конституционализма - относительно новая проблема современной юриспруденции, имеющая широкий, комплексный характер, различные публично-властные уровни и отраслевые направления своей реализации. Некоторые авторы рассматривают экологический конституционализм как альтернативу существующим правозащитным моделям конституционализма социальных ценностей2, т.е. как новую идеологическую и ценностную модель конституционного развития. Концепция экологического конституционализма производна от учения экологической конституции, заявленного как самостоятельное направление публично-правовых исследований в начале нынешнего столетия. Как отметила И.А Умнова-Конюхова, феномен экологической конституции как системы ключевых экологических принципов и норм стал объектом пристального внимания со стороны современной науки конституционного и международного права в этот период3.
Процесс формирования экологического конституционализма выражается, с одной стороны, в том, что конституционные начала, принципы и ценности постепенно проникают в отраслевое законодательство и правоприменительную практику, а, с другой стороны, эколого-правовые начала находят отражение в конституционном праве. В этом плане экологический конституционализм как уни-
1 См.: Умнова-Конюхова И.А. Концепции устойчивого развития, экологии человека и качества жизни в международном и национальном эколого-правовом измерениях: до и после пандемии COVID-19 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4: Государство и право : РЖ. -2021. - № 3. - С. 23.
2 См.: Lael K. Weis, Environmental constitutionalism: Aspiration or transformation? // International Journal of Constitutional Law. - 2018. - Vol. 16. - N 3. -P. 836-870.
3 См. подробнее: Умнова И.А. Экологическая конституция в механизме правового обеспечения качества жизни // Охрана окружающей среды и качество жизни: правовые аспекты : сб. научных трудов / РАН, ИНИОН. - Москва, 2011. -С. 7-28.
версальная (межотраслевая) правовая категория призван отразить качественно новый уровень правового регулирования широкой сферы природоохранных отношений и, соответственно, вывести на новый уровень актуализацию экологических проблем в современном обществе и государстве1. Как отмечается в научной литературе, метод экологизации может считаться универсальным способом воздействия природоохранных норм Конституции РФ на общественные отношения: это внедрение конституционных экологических требований во все направления жизнедеятельности людей, усиление природоохранной составляющей в отраслях российского права, гармонизация отношений общества и окружающей среды вне отраслевой принадлежности правовых институтов2.
Так, еще в Конституции РФ 1993 г. нашли закрепление отдельные положения, касающиеся вопросов экологии и охраны окружающей среды (ст. 9, 36, 42, 58, 71, 72 и 114), основными из которых были: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ст. 9), «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42) и «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).
Как можно видеть, объем регулирования, закрепленный непосредственно в Конституции РФ, достаточно ограниченный, что позволило некоторым ученым, например И.А Умновой-Конюховой и М.А. Вакуле, сделать вывод о том, что экологическую конституцию России помимо основного закона составляют также базисные положения иных федеральных законов, в частности ст. 3 «Основные принципы охраны окружающей среды» главы 1 «Общие положения» Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
1 См.: Бондарь Н.С. Экологический конституционализм - новая категория современной юриспруденции: вводные концептуальные, практико-прикладные замечания // Спутник Высшей школы. - 2022. - № 5 (10). - С. 5.
2 См.: Алешкова И.А. Экологическое благополучие человека как конституционно-правовая категория // Аграрное и земельное право. - 2022. - № 11 (215). -С. 60.
«Об охране окружающей среды», а также принципы охраны природы и природопользования, закрепленные в природоресурсном и природоохранном законодательстве (Водный, Лесной, Земельный кодексы РФ, федеральные законы об охране атмосферного воздуха и об охране животного мира и др.)1.
Следует также отметить важную роль Конституционного Суда РФ в формировании экологического конституционализма. Так, первое решение по экологической проблематике было вынесено еще в 1997 г. В нем Конституционный Суд РФ определил экологический вред от Чернобыльской катастрофы как конституционный, неисчерпаемый и невосполнимый, который должен возмещаться не в традиционных юридических формах отраслевого законодательства, а на уровне прямых конституционно-правовых отношений государства и гражданина. Примечательно, что если первоначально количество дел экологической направленности, рассмотренных Конституционным Судом РФ, был относительно небольшим, то в последние пять лет оно значительно увеличилось. Так, с 1 января 2018 г. по 1 августа 2022 г. Суд принял 513 решений, относящихся к коду 110 000 000 «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды» классификатора правовых актов, утвержденного Указом Президента РФ от 15.03.2000 № 511, из которых 14 - постановления Конституционного Суда РФ2.
С одной стороны, это подтверждает тезис о том, что экологические проблемы вызывают все большую озабоченность у населения страны. С другой стороны, Конституционный Суд РФ стал достаточно активно формулировать собственное толкование основополагающих прав и обязанностей как государства, так и граждан в сфере охраны природы. В частности, именно Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что граждане обладают не только правами, но обязанностями, а также подчеркнул важность соблюдения баланса между первыми и вторыми (что нашло закрепление в поправках к Конституции РФ 2020 г.).
1 Вакула М.А., Умнова-Конюхова И.А. Экологическое право в XXI веке: актуальные проблемы, вызовы и решения. - Москва : РУДН, 2021. - 260 с. -С. 166-167.
2 Бондарь Н.С. Экологический конституционализм - новая категория современной юриспруденции: вводные концептуальные, практико-прикладные замечания // Спутник Высшей школы. - 2022. - № 5 (10). - С. 12.
Экологические поправки к Конституции РФ 2020 г.: содержание и реализация. Во-многом именно этот общественный запрос, а также конституционные толкования стали стимулом для включения новых норм экологической направленности в Конституцию РФ в 2020 г. В силу процедурных особенностей изменения основного закона, которые не позволили внести поправки в 1 и 2 главы Конституции РФ, экологические нормы были включены в статью 114, которая была дополнена пунктами е. 5 и е. 6. В соответствии с ними Правительство РФ осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным; а также создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
Немаловажной является общая норма, закрепленная в ст. 75.1 Конституции РФ о том, что в России обеспечивается сбалансированность прав и обязанностей гражданина, а также п. «в» ст. 114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в том числе в области охраны окружающей среды.
В совокупности эти поправки формируют принципиально новую парадигму государственной политики в области охраны окружающей среды и экологии в целом, закрепляют на конституционном уровне основные принципы и приоритеты комплексной политики устойчивого развития государства и тем самым создают основу для гармонизации экономики, экологии и социального развития страны1.
При этом важно обратить внимание на то, что на конституционном уровне зафиксирована задача государства перейти от системы негативной ответственности за уже состоявшиеся нарушения в области экологии к формированию позитивной
1 См.: Коданева С.И. Институционализация социальной ответственности государства в России и за рубежом // Россия и современный мир. - 2019. - № 3. -С. 234.
ответственности общества и бизнеса, а также создать новый образ будущего поколения - ответственного, бережно относящегося к природе.
Как известно, конституция любой страны закрепляет не только систему власти и политический режим государства, но также и является формой воплощения идеологии и ценностей государства. С этой точки зрения крайне важна и своевременна кон-ституционализация значимости развития в обществе экологической культуры. Вместе с тем представляется, что столь значимая идеологическая трансформация должна быть отражена не только в главе 6 Конституции РФ, но, прежде всего, в ее преамбуле, что позволило бы подчеркнуть значимость для России устойчивого, социально- и экологически устойчивого развития, основанного на обеспечении баланса интересов экономического роста и сохранения природного богатства страны для будущих поколений.
Что касается изменений в ст. 114 Конституции РФ, то они поставили перед органами государственной власти задачу разработки и принятия законодательства по нескольким направлениям:
1) прежде всего, это законодательство, направленное на «озеленение» экономики России, касающееся снижения негативного воздействия на окружающую среду в результате выбросов загрязняющих веществ, накопления отходов производства и потребления, включая внедрение стимулов для вовлечения в экономику отходов в целях их повторного использования в производственной деятельности, а также устранения накопленного вреда окружающей среде (оздоровление уникальных водных объектов, включая Байкал и Волгу1, устранения вреда от Усольехимпрома2 и т.д.). Следует отметить, что в 2020-2023 гг. были приняты необходимые для этого законы и подзаконные акты. Важными новеллами стало то, что средства, полученные в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду, теперь направляются
:См.: Виноградова Е.В. Конституционно-правовые аспекты обеспечения экологической безопасности в современной России // Юридическая наука: история и современность. - 2023. - № 2. - С. 53.
2 См.: Комадова А.Е., Максимова М.А. О ликвидации накопленного вреда окружающей среде от Усольехимпром // Безопасность - 2023 : материалы XXVIII Всерос. студенческой науч.-практ. конф. с международным участием. - Иркутск, 2023. - С. 284.
на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде; при выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) производственного объекта должны быть реализованы мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, накопленного в результате его эксплуатации. Кроме того, был принят Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», который предполагает утверждение и достижение целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;
2) формирование позитивной экологической ответственности, предполагающей внедрение экологически ответственных практик и наилучших доступных технологий в производственную деятельность предприятий, а также повышение информационной прозрачности. Например, в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» были внесены поправки, согласно которым экологическая информация признается общедоступной, приказом Минэкономразвития России от 11.05.2022 № 248 были утверждены критерии отнесения реализуемых проектов к климатическим, приказом Минприроды России от 23.12.2022 № 907 утверждены Правила разработки программы повышения экологической эффективности, кроме того Банк России разработал модельную методологию ESG-рейтингов1.
3) принципиально новым направлением государственной экологической политики стало создание системы экологического образования, воспитания экологической культуры у граждан. Это направление пока что находится в процессе разработки, поскольку требует новых образовательных стандартов и принципиально новых образовательных программ, направленных на повышение экологической грамотности и ответственности, начиная с дошкольного возраста и заканчивая программами повышения квалификации для руководителей всех уровней.
В связи с этим следует обратить внимание на взаимосвязанность норм пункта е. 6 ч. 1 ст. 114 Конституции РФ о развитии си-
1 См.: Модельная методология ESG-рейтингов : доклад для общественных консультаций. - Москва : Банк России, 2023. - 44 с. - URL: https://www.cbr.ru/ Content/Document/File/144085/Consultation_Paper_17012023.pdf (дата обращения: 25.06.2023).
стемы экологического образования граждан, воспитании экологической культуры и ч. 4 ст. 67.1 о воспитании в детях патриотизма и гражданственности. Как верно отмечают Ю.В. Васильчук и Н.Г. Яковлева, целью формирования правосознания современной молодежи является воспитание человека-гражданина, любящего природу своего края, России, формирование экологической грамотности подрастающего поколения, бережного отношения к природе, как к среде обитания и выживания человека, умения сохранять и приумножать ее богатства1. Иными словами, забота об экологической безопасности страны и охране окружающей среды является важной составляющей частью патриотизма, однако этой взаимосвязи указанных положений Конституции РФ не уделяется должного внимания, поскольку патриотическое воспитание принято понимать в военно-историческом контексте. При этом специалисты в области образования спорят об инструментах и методах включения экологического просвещения в образовательные программы школ и вузов (как отдельного основного предмета, факультативного предмета, либо придания экологической направленности всем школьным предметам); при этом они признают, что на сегодняшний день интерес к программам экологического просвещения невелик, как и охват ими детей2. Анализ перечня инициатив социально-экономического развития России до 2030 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р) показывает, что вопросы экологического просвещения, образования и культуры не включены в единое образовательное пространство страны, а сама экология выделена в самостоятельное, не связанное с другими, направление социально-экономического развития, хотя
1 См.: Васильчук Ю.В, Яковлева Н.Г. Экологическое просвещение как фактор формирования правовой культуры молодежи // Вестник ТвГУ. Сер. Право. - 2021. - № 1 (65). - С. 106.
2 Стенограмма парламентских слушаний на тему «Актуальные вопросы обеспечения экологической безопасности, развития экологического образования и экологической культуры в свете конституционных поправок 2020 года» (совместно с Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре) // Совет Федерации. - 2021. - 2 декабря. - URL: http://council.gov.ru/me dia/fües/xZVao2dfrwVh8Fka5THaZEa7tku5McSt.pdf (дата обращения: 26.06.2023).
экологическая составляющая должна быть интегрирована во все национальные проекты и инициативы.
В этой связи представляется, что толковать и применять на практике пункт е. 6. ст. 114 и ст. 67.1 Конституции РФ необходимо в совокупности, объединяя экологическое и патриотическое воспитание. Например, О.В. Устьянцева предлагает развивать краеведение, местные народные искусства и традиции1, в том числе традиции бережного отношения к природе родного края.
Отдельно следует отметить то, что, хотя отдельные практические положения, касающиеся минимизации экологического вреда и возмещения его последствий нашли отражение в действующем российском законодательстве, конституционное право на благоприятную окружающую среду как всеобщее благо, условие существования и устойчивого развития человека и общества не получило полноценного законодательного развития2.
Правоведы называют общее благо одной из системообразующих категорий теории конституционного права, дающей представление о природе публичных и частных интересов3. Материальную основу общего блага отражают такие категории, как «всенародное достояние», «основа жизни и деятельности», «общенародная ценность природных объектов». При этом, как замечают исследователи, следует разграничивать ценность природных объектов как общего блага и как экономической категории4. Иными словами, нельзя говорить о рыночном характере стоимости при-
1 См.: Устьянцева О.В. Экологические ориентиры конституции России // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Право. - 2022. -№ 1(69). - С. 84.
2 См.: Краснова И.О. Право на благоприятную окружающую среду как конституционное и экологическое право // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 8. - С. 172.
3 См.: Лихтер П.Л. Правовая категория «общее благо» в интерпретации Конституционного Суда Российской Федерации // Lex Russica. - 2019. - № 4. -С. 79.
4 См.: Аверьянова Н.Н. Категории «общее» и «личное» в конституционном праве России // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - № 7. -С. 47.
родных ресурсов как общественном благе, исходя из естественности их происхождения1.
Еще в Докладе ООН 1987 г. «Наше общее будущее» говорилось о том, что Земля является единой для всех, что означает ответственность за будущее планеты всего человечества. Этот посыл должен найти отражение и в экологическом конституционализме, который должен опираться на объединение интересов человека и биосферы, т.е. равенство распределения ответственности перед социумом за вред, который наносится окружающей среде и обществу в целом. Однако осознание этой взаимосвязи интересов приходит постепенно, что можно проследить по содержанию положений, посвященных вопросам защиты окружающей среды и экологических прав граждан, закрепленных (либо отсутствующих) в конституциях разных стран, которые можно разделить на три группы2:
1) конституции, в которых закреплены права граждан на благоприятную окружающую среду и их обязанности сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (например, Армения, Беларусь, Болгария, Казахстан, Россия, Эстония и др.);
2) конституции, в которых охрана окружающей среды провозглашается приоритетной задачей государства (например, Греция, Испания, Италия и др.);
3) конституции, которые не содержат ни права граждан на здоровую окружающую среду, ни обязанности государства защищать ее. Это конституции государств, принятые в первой половине XX в. или на ее рубеже: Княжества Лихтенштейн (1921), Дании (1953), Ирландии (1937).
Заключение
Поправки к Конституции РФ 2020 г. стали толчком для развития экологического конституционализма в России. При этом
1 См.: Александрова Е.В., Селиванова К.А. Экологическая конституция: постановка проблемы // Вестник Российской правовой академии. - 2022. - № 1. -С. 31.
2 См.: Ибрагимов К.Х. Конституционные основы охраны окружающей среды в государствах Европы применительно к условиям России // / Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 7. - С. 46.
важно подчеркнуть, что экологический конституционализм, во-первых, опирается не только на указанные специальные «экологические» конституционные положения, но на все нормативное содержание Конституции страны: основы конституционного строя, положения о правах и свободах человека и гражданина, системе публичной власти и др., в которых имплицитно присутствует экологически ориентированное нормативное содержание1, а также на довольно значительный объем актов Конституционного Суда РФ по спорам экологической направленности. Во-вторых, он реализуется не только в специальных «экологических» законах (прежде всего, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»), но носит междисциплинарный характер, поскольку конституционные экологические принципы находят (или должны находить) отражение как во всем массиве законодательства о природопользовании (например, в Земельном и Водном кодексах, Федеральном законе от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» и др.), так и в других отраслевых законах (например, в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Градостроительном кодексе РФ и т.д.). При этом, учитывая, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ природопользование, сельское хозяйство, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, а также общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, молодежной политики отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, экологический конституционализм распространяется также на уставы и конституции субъектов РФ, и далее - должен быть имплементирован в региональные законы, которые должны строиться на конституционных принципах.
В связи с этим важно подчеркнуть роль местного самоуправления, которая в настоящее время сильно недооценена. Так, полномочиями по организации мероприятий по охране окружающей среды обладают только муниципальные районы (в отношении мероприятий межпоселенческого характера) и городские округа. Между тем органы местного самоуправления наиболее близки к населению и поэтому лучше всех понимают местные экологичес-
1 См.: Бондарь Н.С. Указ. соч. - С. 11.
120
кие проблемы и лучше могут организовать взаимодействие с общественностью, экологическое просвещение и другие важные мероприятия по приобщению населения к экологической культуре.
Таким образом, экологический конституционализм, как представляется, включает в себя: 1) идеологическую и ценностную основу, включающую признание Российской Федерацией важности достижения целей экологически устойчивого развития, формирования в обществе экологической культуры; 2) права человека на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность; 3) экологические обязанности как граждан, так и юридических лиц минимизировать или полностью исключать причинение вреда окружающей среде в процессе жизнедеятельности и осуществления предпринимательской деятельности; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между всеми уровнями публичной власти; 5) конституционно-правовой статус природных ресурсов как основы жизни и деятельности проживающих на соответствующей территории народов России.
Поскольку конституция является отражением превалирующих в обществе ценностей, «как основной принцип упорядочивает все сферы бытия, регулярно фиксирует трансформации в природе и обществе»1, то особое внимание следует уделить первому пункту из перечисленных выше. В этом смысле недостаточно включить в конституцию страны декларацию о приоритете охраны окружающей среды или о том, что государство признает себя экологически-ответственным. Для развития экологического конституционализма, как представляется, принципиально важны два момента. Во-первых, как отмечает Н.С. Бондарь, важна доктринальная, фило-софско-правовая основа обоснования экологического конституционализма. Она представляет собой систему политико-правовых идей, подходов, концептуальных начал, которые характеризуют конституционные основы взаимоотношений общества и личности с природой. Это своего рода гносеологическая составляющая экологического конституционализма2. Однако эту мысль следует раз-
1 См.: Вакула М.А., Умнова-Конюхова И.А. Экологическое право в XXI веке: актуальные проблемы, вызовы и решения. - Москва : Изд. РУДН, 2021. -260 с.
2 См.: Бондарь Н.С. Указ. соч. - С. 11.
вить, поскольку сами по себе философские учения и идеи будут оставаться мертвыми до тех пор, пока они не получат признания у большинства населения страны, готового разделять эти идеи и следовать им в повседневной жизни. В связи с этим необходимо повторить тезис о важности воспитания экологической культуры как элемента патриотизма, формировании традиций любви к родному краю и традиций бережного отношения к его природе.
Второй важный момент во многом связан с первым и вытекает из него. Многие государства сегодня декларируют свою приверженность «зеленой» повестке, борьбе с изменением климата и т.д., хотя на практике такие декларации далеко не всегда находят воплощение либо реализуются за счет перенесения всех издержек «зеленого» роста в развивающиеся страны, формирования «зеленого» и «токсичного» колониализма. Это означает, что экологический конституционализм должен проявляться в экологизации всех отраслей права, гармонизации отношений общества и окружающей среды вне отраслевой принадлежности правовых институтов. Иными словами, экологические требования и нормы об охране окружающей природной среды должны быть включены во все национальные проекты и программы и находить отражение в отраслевом праве, принимаемом на всех уровнях публичной власти.
Представляется, что такой подход к экологическому конституционализму позволит со временем трансформировать все правовые и общественные институты, сделать их более экологически и социально-ответственными, а развитие нашей страны - устойчивым в долгосрочной перспективе.