Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА / ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС / ОБЩЕЕ БЛАГО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алешкова Ирина Александровна

В статье раскрывается содержание конституционно-правовой категории «экологическое благополучие человека» и отмечаются факторы, влияющие на его обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алешкова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL WELL-BEING OF A PERSON AS A CONSTITUTIONAL AND LEGAL CATEGORY

The article reveals the content of the constitutional and legal category "ecological well-being of a person" and notes the factors influencing its provision.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_11_60

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

HUMAN ENVIRONMENTAL WELL-BEING AS A CONSTITUTIONAL AND LEGAL CATEGORY

АЛЕШКОВА Ирина Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая сектором НБИ по социальным наукам ИНИОН РАН, доцент кафедры земельного и экологического права

Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН). 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. E-mail: [email protected];

ALESHKOVA Irina Aleksandrovna,

PhD in Law, Associate Professor, Head of the NBI and Social Sciences Sector of INION RAS, Associate Professor of the Department of Land and Environmental Law RUDN Law Institute. 6 Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russia. E-mail: [email protected]

Статья подготовлена при поддержке СПС «КонсультантПлюс».

Краткая аннотация: в статье раскрывается содержание конституционно-правовой категории «экологическое благополучие человека» и отмечаются факторы, влияющие на его обеспечение.

Abstract: the article reveals the content of the constitutional and legal category "ecological well-being of a person" and notes the factors influencing its provision.

Ключевые слова: экологическое благополучие, охрана окружающей среды, здоровье населения, образ жизни, принципы конституционного права, публичный интерес, общее благо.

Keywords: ecological well-being, environmental protection, public health, lifestyle, principles of constitutional law, public interest, common good.

Для цитирования: Алешкова И.А. Экологическое благополучие человека как конституционно-правовая категория // Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С. 60-64. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_60.

For citation: Aleshkova I.A. Human environmental well-being as a constitutional and legal category // Agrarian and Land Law. 2022. No. 11(215). pp. 60-64. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_60.

Статья поступила в редакцию: 22.10.2022

Термин «благополучие» зачастую используется в конституционных текстах, ибо посредством его стремятся обозначить состояние или объективную ситуацию, когда у субъекта (объекта) есть все то, что составляет основу его жизни и деятельности (существования, применительно к объекту) и развития.

В научной литературе и праве выделяются определенные виды благополучия человека. В их числе социальное благополучие1, санитарно-эпидемиологическое благополучие2, экономическое благополучие3, семейное благополучие4, психологическое благополучие5, духовное и физическое благополучие6 материальное благополучие7, экологическое благополучие8 и др.

В рамках данной статьи сконцентрируем внимание лишь на одном виде - экологическом благополучии человека.

На наш взгляд, экологическое благополучие человека — это разновидность социального благополучия, а достигается оно за счет конституционной экологизации экономики.

С.А. Боголюбов подчеркивает, что «метод экологизации может считаться универсальным способом воздействия природоохранных норм Конституции на общественные отношения: это внедрение конституционных экологических требований во все направления жизнедеятельности людей, усиление природоохранной составляющей в отраслях российского права, гармонизация отношений общества и окружающей среды вне отраслевой принадлежности правовых институтов»9.

1 См.: Комарова В.В. Конституционная экономика и социальное благополучие в современном государстве // Современные тенденции развития права в условиях глобализации: сравнительно-правовой аспект: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. Симферополь, 2018. - С. 24 - 25; Садовникова Г.Д. Конституционализация социально-экономической сферы и социальное благополучие человека // Конституционное и муниципальное право. - 2022. - №7. - С. 30 - 33 и др.

2 Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. - 1999. -№14. - Ст. 1650.

3 Так, например, в п.4 ст.53 Конституции Кыргызской Республики указывается, что «социальная деятельность государства не должна принимать форму государственного попечительства, ограничивающего экономическую свободу, активность и возможности гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи» // Конституции государств Азии. Том 2. Средняя Азия и Индостан. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. - С. 454 - 492; а в ст. 24 Конституции Объединенных Арабских Эмиратов определено, что «социальная справедливость служит основой национальной экономики. Национальная экономика основывается на честном сотрудничестве государственного и частного секторов экономики. Целями такого сотрудничества являются развитие национальной экономики, повышение уровня производительности труда и уровня жизни и экономическое благополучие граждан согласно положениям закона» // См.: Конституции государств Азии. Том 1. Западная Азия. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010.

4 Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - №48. Ст. 6724.

5 Хазиева Е.М. Проблема унификации практики определения размера денежной компенсации морального вреда в порядке реабилитации // Российский судья. - 2021. -№11. С. 3 - 7; № 12. - С. 3 - 6.

6 Так, например, в Конституции Королевства Камбоджа отмечено: в ст.56 - «государство поддерживает физическое воспитание и спорт в целях благополучия камбоджийских граждан»; в ст.48 - «государство защищает детей от действий, причиняющих вред их образованию, здоровью и благополучию»; в ст.52 «государство стремится улучшить благополучие и уровень жизни граждан» // Конституции государств Азии. Том 3. Дальний Восток. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. - С. 179 - 208.

7 Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 г. № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 7. - Ст. 1017.

8 См.: Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018 г. № 8028п-П13) // СПС « Консул ьтантпл юс»;

9 Боголюбов С. А. Потенциал экологических норм Конституции России / С. А. Боголюбов // Журнал российского права. - 2018. - № 5(257). - С. 16-25.

Многие ученые подчеркивают, что между провозглашением социальных прав и принятием на себя обязанности по их обеспечению и защите государством стоит знак тождества1. При этом особое внимание обращается на взаимосвязь экологии с экономикой2.

Изучая многочисленную научную литературу в области охраны окружающей среды можно сделать вывод о том, что экологическое благополучие непосредственно связано с качеством жизни человека3 и национальными интересами. При этом реализация правовых решений для противодействия вызовам окружающей среде, а равно как и обеспечение экологического благополучия человека осуществляются в основном лишь на внутригосударственном уровне4. Соответственно их состоятельность зависит от качества экологического контроля и действенности экологической политики государств, а также мер, принимаемых государствами для охраны природных территорий и внутригосударственным пониманием антропогенного изменения климата. При этом не следует забывать, что экологический контроль и экологическая политика государств5 это сугубо внутреннее дело каждого государства.

Экологическое благополучие конституционно-правовая категория имеет приложение к различным субъектам и объектам. Так, например, выражение «экологическое благополучие» используется либо при фиксации состояния здоровья населения или окружающей природной среды; либо применяется при характеристике, например, водного объекта6, либо отмечается как гарантия безопасности7.

Таким образом, по сути, экологическое благополучие характеризует состояние здоровья, окружающей природной среды, условий жизнедеятельности при котором развитие человека, будущих поколений, населения, общества и государства экологически безопасно и обеспечено качественными экосистемными услугами.

Обеспечение высоких стандартов экологического благополучия населения является одним из требований, которое во многих странах мира фиксируется на конституционном уровне.

Так, например, в России в п.2 ст.41 Конституции России отмечается, что поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию; в ст.42 Конституции России закреплено право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ дополнил ст. 114 Конституции России новым п. «е.6», согласно которому Правительство России «создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры».

Важно при этом отметить, что благополучие как конституционно-правовая категория имеет сложное содержание и предполагает не только субъективный личностный аспект, в рамках которого обозначают состояние человека или объективную ситуацию, когда у человека есть все то, что благоприятно характеризует его жизнь8, но и объективный фактор, когда благополучие характеризуется как публичный интерес, соответственно включает в себя ряд общественных и государственных интересов в различных сферах9. Так, например, в подп. «Ь» п. 22 ст. 7 Конституции Королевства Бутан обращается внимание на то, что «каким бы образом Конституция ни закрепляла указанные права, эта статья не препятствует государству посредством закона устанавливать их ограничения в тех случаях, когда это касается: ...интересов мира, стабильности и благополучия народа10. В п.1 ст.22 Конституции Королевства Бутан указывается, что функционирование местных органов власти направлено на прямое участие народа в развитии и сохранении социального, экономического и экологического благополучия.

Следует также отметить, что экологическому благополучию во многих странах уделяется существенное внимание в контексте защиты окружающей среды и вырабатывается, как правило, внутригосударственная позиция в отношении изменения климата. так, например, особую заинтересованность в решении вопросов защиты окружающей среды демонстрирует Китай. В частности, в сфере управления твердыми бытовыми отходами используется для обеспечения экологического благополучия такой инструмент как совместная деятельность экологически ориентированного общества и государства, то есть посредством совместных усилий активно создается налаживание совместных действий в области охраны окружающей среды11. При этом Китай развивает идею экологического конституционализма12 и с осторожностью относится и к западоцен-тризму и к китайской исключительности, придерживаясь как позиции легитимности международного права, так и собственного внутреннего контекста13. Кроме того, в Китае одним из основных правовых достижений китайского экологического права является доминирование при обеспечении экологического благополучия именно общественного интереса14.

1 Колесников Е.В., Плотникова И.Н., Старшова У.А. Становление социального государства в Российской Федерации: проблема развития социальных и экономических прав человека и гражданина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. - 2018. - № 4. - С. 91 - 113.

2 Рыженков А.Я. О необходимости ликвидации объектов накопленного экологического вреда для перехода России к «зеленой» экономике // Актуальные проблемы российского права. - 2022. - №3. - С. 160 - 169.

3 Ануфриев В. П., Лебедев Ю. В., Старченко М. Г., & Ячменева А. И. «Зеленая» экономика и качество жизни //Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2014. -№5. - С. 73-82.

4 Вакула М.А., Умнова-Конюхова И.А. Экологическое право в XXI веке: актуальные проблемы, вызовы и решения. - Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. - 260 с.

Henne T. Controlling Environmental Policy: The Limits of Public Law in Germany and the United States // The American Journal of Comparative Law. - 2003. - Vol. 51. - Issue 1. -P. 207-228.

6 Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469 (ред. от 08.06.2011) «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - №31. - Ст. 4088.

7 Никитина Е.Е. Безопасность личности в конституционно-правовом измерении // Журнал российского права. - 2022. - № 8. - С. 33 - 46.

8 Певцова Н.С. К вопросу о юридической конструкции права на физическое существование // Вестник Московского государственного областного университета. - Серия: Юриспруденция. - 2022. - № (1). - С. 64-72.

9 Милосердов Н.А. Публичные интересы в праве: понятие и содержание // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - № 10. - С. 202 - 211.

10 Конституции государств Азии. Том 2. Средняя Азия и Индостан. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. - С. 134 - 168.

1 Lin Y., Wong N. Forging Partnerships and Fostering Wisdom: Dynamics of an Environmental Public Interest Litigation Network in Advocating Sustainable Municipal Solid Waste Management in China // The Chinese Journal of Comparative Law. - 2022. - Vol. 10. -Issue 2. - P. 203-221.

12 Weis K.L. Environmental constitutionalism: Aspiration or transformation? // International Journal of Constitutional Law. - 2018. - Vol. 16. - Issue 3. - P. 836-870.

13 Li F. China's Stance on the Normativity of International Climate Change Law: An Interactional Account // The Chinese Journal of Comparative Law. - 2022. - P.1-29.

14 Mengxing Lu, The Dilemma of NGOs in Vindicating Environmental Interests before the Courts: Normative and Empirical Observations from China // The Chinese Journal of Comparative Law. - 2022. - Vol. 10. - Issue 2. - P. 222-245.

Не отрицая значимость для экологического благополучия всех природных компонентов, представляется, что в первую очередь оно зависит от чистой земли, чистой воды и чистого воздуха.

В п.1 ст.9 Конституции России указано, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Акцентирование в отмеченной статье именно на земле как природном компоненте вполне объяснимо, ибо экологическое благополучие человека, в первую очередь, зависит от земли, следовательно, ее качество влияет на продуктовую и продовольственную безопасность, которые не просто являются разновидностями национальной безопасности, им уделяется особое внимание со стороны государства1 и они являются элементами взаимосвязанными с экологической безопасностью человека.

Следовательно, важным является обеспечение правильного обращения с сельскохозяйственными угодьями, расширение земель сельскохозяйственного назначения и освобождение земель от накопленного вреда, полученного в результате прошлой экономической деятельности.

Земля как природный ресурс при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, подвергается определенному воздействию и, как следствие, ее состояние влияет на экологическое благополучие населения в целом и человека, в частности. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде признана одним из приоритетных направлений развития Российской Федерации и определяется как мера, направленная на обеспечение высоких стандартов экологического благополучия2.

Чистая вода как компонент, без которого невозможно создать экологическую безопасность человека, в современный период требует также особого внимания со стороны общества и государства. Следует признать за факт, что чистая вода в настоящее время является одним из видов товаров, который пользуется особым спросом на рынке, что еще раз подтверждает важность экологизации экономики. Вместе с тем, эколого-правовые проблемы формирования и функционирования как в целом подземных и поверхностных вод, так и в частности, водоохранных зон и правовой охраны водных объектов требуют внимания и решения3. В этой связи от государств требуется активизация усилий в направлении стандартизации и совершенствования правового регулирования с целью обеспечения высоких стандартов экологического благополучия населения4.

Чистый воздух как элемент, влияющий на экологическое благополучие человека особенно важен в крупных и промышленных городах. Более 50 млн городских жителей РФ живут в городах с грязным воздухом5. В этой связи вполне обоснованным является востребованность тем для научных исследований, связанных с декарбонизацией и охраной атмосферного воздуха6.

Важно подчеркнуть, что в современный период осуществляется выработка планов и программ направленных снижение выбросов парниковых газов. При этом основными способами снижения объема парниковых газов в атмосфере являются сокращение прямых выбросов и захват углекислого газа с помощью технологий и природных экосистем (в первую очередь лесов)7. Вместе с тем, позиции государств относительно нормативной базы регулирования выбросов парниковых газов различны и находится в стадии формирования8.

Несмотря на то, что в России имеются огромные запасы пресной воды и экологически благополучные территории согласно п. «е5» ч.1 ст. 114 Конституции РФ и ст.22 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»9 Правительству России предписано осуществлять меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным, в том числе обеспечивать проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимать меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия, организовывать деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

Учитывая существования глобальных вызовов экологической безопасности в числе которых отмечаются: последствия изменения климата на планете, которые неизбежно отражаются на жизни и здоровье людей, состоянии животного и растительного мира, а в некоторых регионах становятся ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого развития10 вопрос об экологическом благополучии человека (населения) становиться особенно актуальным.

Охране и защите экологической безопасности человека (населения) в России уделяется существенное внимание в документах стратегического планирования. Так, в частности, в Стратегии национальной безопасности, определившей вектор развития современной России, указывается, что «только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и

1 См.: Федеральный закон от 02.01.2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 150; Указ Президента РФ от 21.01.2020 г. №20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2020. -№4. - Ст. 345.

2 См.: Наумова В.А. Правовые проблемы финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде // Экологическое право. - 2021. - № 6. - С. 29 - 34.

3 См.: Цаплина А.М. Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон // Актуальные проблемы российского права. - 2021. -№ 3. -С. 177 - 184; Лунева Е.В. Правовая охрана поверхностных водных объектов от микропластика в России // Журнал российского права. - 2022. - № 2. - С. 121 - 137 и др.

4 Павликов С.Г. Обеспечение высоких стандартов экологического благополучия в России: требование Конституции Российской Федерации и реалии мирового сообщества // Конституционное и муниципальное право. - 2021. - № 6. - С. 61 - 65.

5 URL: https://www.akm.ru/press/bolee_50_mln_gorodskikh_zhiteley_rf_zhivut_v_gorodakh_s_gryaznym_vozdukhom/ (дата обращения 15.10.2022)

6 Зиновьева О.А. Правовое регулирование декарбонизации и охраны атмосферного воздуха в целях решения глобальной экологической проблемы изменения климата // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - Москва, 2022. - № 5 (93). - С. 95-103; Начаркина О.В. О состоянии охраны атмосферного воздуха в Челябинской области: уголовно-правовой аспект // Проблемы права. - Челябинск, 2021. - № 3 (82). - С. 94-98.

См.: Рыбаков Н. Путин и климат. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2021/04/25/putin-i-klimat (дата обращения: 21.09.2022).

8 См.: Барков А. В., Завьялов М.М. Правовое стимулирование декарбонизации как фактора обеспечения высоких стандартов экологического благополучия // Экологическое право. - 2021. - № 5. - С. 23-26.

9 См.: Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 45. -Ст. 7061.

10 Указ Президента РФ от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. - 2017. - №17. - Ст. 2546

процветание России»1. В качестве одной из национальных целей развития Российской Федерации отмечается благополучие людей2.

Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрена разработка национального проекта (программы) по направлению «Экология», а в Плане деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на 2019 - 2024 годы определены цели и целевые показатели реализации национального проекта в сфере экологии3, которые как представляется, в результате выполнения окажут позитивное влияние на экологическое благополучие российских граждан. Приоритетным направлением такой деятельности следует рассматривать реализацию организационно-правовых мер охраны земель, восстановление деградированных земель сельскохозяйственного назначения и включение их в сферу аграрного производства4.

Правовая политика российского государства нацелена на создание условий для экологического благополучия человека. Осуществляется совершенствование системы стандартизации в области здравоохранения с целью внедрения современных медицинских технологий оказания медицинской помощи при наиболее распространенных заболеваниях и заболеваниях, наносящих наибольший ущерб здоровью населения и социальному благополучию страны5.

Формулируются задачи государственного управления, направленные на обеспечение благополучия граждан, включая следующие мероприятия: создание оптимального экологического режима для развития человека; комплекс работ минимизации факторов, оказывающих негативное воздействие на экологическое состояние природной среды; комплекс мероприятий по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде; проведение комплекса контрольно-надзорных мероприятий направленных на выявление фактов несанкционированных источников загрязнений окружающей среды, в том числе и факторов влияющих на сохранение качественных характеристик земельных и других природных ресурсов как общенародного достояния и естественной основы экономического благосостояния и экологического благополучия граждан Российской Федерации6.

Соглашаясь с позицией Е.В. Тарибо, М.С. Козленко о том, что «благополучие - это не только то, что можно требовать от общества и государства, но это еще и обязанность самого субъекта обеспечить свое благополучие»7, следует отметить, что в настоящее время активно развивается идея социальной ответственности как один из факторов позитивно влияющий на экологическое благополучие человека (населения) в целом8.

Благополучие в основном обеспечивается разными правовыми средствами, в их числе - экологический режим благоприятно влияющий на здоровье человека, ликвидация накопленного вреда окружающей среде; экологизация экономики и противодействие глобальному потеплению, в том числе посредством правового стимулирования декарбонизации, создания налогового стимулирования перехода к экологически чистому осуществлению хозяйственной и иной деятельности; повышение уровня экологической культуры и экологического образования; сохранение и сбережение необходимых для жизнедеятельности человека природных ресурсов; создание защиты от угроз и различных рисков, в том числе посредством системы мониторинга состояния окружающей среды и здоровья населения и др.

В современны период ведется деятельность по развитию экологической культуры, в том числе через обоснование важности соблюдения экологических требований, стимулирование субъектов-предпринимателей к достижению столь глобальных целей - экологического благополучия окружающей среды. Особое внимание уделяется формированию полноценной системы экологического мониторинга: качество воздуха, воды, почвы, о переходе на наилучшие доступные технологии - получение предприятиями комплексных экологических разрешений, о решении сложных технологических задач, особенно в цифровых технологиях, о развитии исследовательской инфраструктуры и др.

В целом следует отметить, что обеспечение экологического благополучия человека (населения) идет посредством, во-первых, формирования экологического конституционализма, который представляет собой альтернативу существующим правозащитным моделям конститу-

9

ционализма социальных ценностей ; во-вторых, сохранения природных территорий и их развития; в-третьих, усиления роли исполнительной власти в обеспечении экологического благополучия человека (населения) во взаимосвязи с активизацией гражданского общества в вопросах охраны и защиты окружающей среды; в-четвертых, преодолении разногласий в регулировании окружающей среды посредством формирования экологического конституционализма.

Библиогра фия:

1. Ануфриев В.П., Лебедев Ю.В., Старченко М.Г., Ячменева А.И. «Зеленая» экономика и качество жизни // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2014. - № 5. - С. 73 - 82.

2. Барков А.В., Гришина Я.С. Корпоративная социальная ответственность версии 2.0 как фактор правового обеспечения высоких стандартов экологического благополучия // Гражданское право. - 2021. - № 3. - С. 31 -34.

3. Барков А.В., Завьялов М.М. Правовое стимулирование декарбонизации как фактора обеспечения высоких стандартов экологического благополучия // Экологическое право. - 2021. - № 5. - С. 23 - 26.

1 Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 27 (часть II). - Ст. 5351

2 Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - №30. - Ст. 4884.

3 См.: План деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на 2019 - 2024 годы (утв. Минприроды России 19.05.2020 г. №11/12) (вместе с Публичной декларацией целей и задач на 2020 г. Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утв. Минприроды России, Планом-графиком мероприятий по реализации документов стратегического планирования Плана деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на 2019 - 2024 годы, утв. Минприроды России) // СПС «Консультантплюс»

Харьков В.Н. Правовые проблемы охраны земель и обеспечения низкоуглеродного природопользования // Экологическое право. - 2022. - № 2. - С. 9 - 12.

5 См.: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №47. - Ст. 5489.

6 Харьков В.Н. Актуальные задачи обеспечения эффективного использования земель // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 11. - С. 3 - 6.

7 Тарибо Е. В., Козленко М.С. Роль конституционного правосудия в обеспечении благополучия человека // Конституционное и муниципальное право. - 2022. - № 1. - С. 51-56.

8 Барков А.В., Гришина Я.С. Корпоративная социальная ответственность версии 2.0 как фактор правового обеспечения высоких стандартов экологического благополучия // Гражданское право. - 2021. - № 3. - С. 31 - 34

9 Lael K Weis, Environmental constitutionalism: Aspiration or transformation? // International Journal of Constitutional Law. - 2018. - Vol. 16. - Issue 3. - P. 836-870.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.