DOI 10.47643/1815-1329_2022_11_105 УДК 342.7
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН И РОЛЬ ОРГАНОВ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОСНОВНОГО ЗАКОНА В ИХ ЗАЩИТЕ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ Environmental rights of citizens and the role of legal protection bodies of the Basic Law in their protection: federal and regional aspects КУРЯТНИКОВ Виталий Владимирович,
доцент кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета. 454080, Россия, Челябинская обл., г. Челябинск, пр. Ленина, 76. ORCID: 0000-0002-1092-3111, E-mail: [email protected];
Kuryatnikov Vitaly Vladimirovich,
associate professor of the department of constitutional and administrative law, South Ural State University. 76 Lenin Ave., Chelyabinsk, Chelyabinsk region, 454080, Russia. ORCID: 0000-0002-1092-3111, E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье анализируются конституционно-правовые основы экологических прав граждан и проблемы правового регулирования экологических правоотношений по их защите. Рассматриваются ключевые правовые акты, которые связаны с реализацией экологических прав граждан. Делается вывод о недостаточной защищенности экологических конституционных прав граждан и необходимости использования федеральных и региональных средств конституционного контроля и надзора для их надлежащего обеспечения.
Abstract. The article analyzes the constitutional and legal foundations of the environmental rights of citizens. The problems of legal regulation of environmental legal relations for their protection are studied. The key legal acts that are related to the implementation of the environmental rights of citizens are considered. The conclusion is made about the insufficient protection of the environmental constitutional rights of citizens. It is proposed to use federal and regional means of constitutional control and supervision for their proper provision.
Ключевые слова: экологические права, окружающая среда, конституционный контроль, конституционный надзор, правовая охрана конституции.
Keywords: environmental rights, environment, constitutional control, constitutional supervision, legal protection of the constitution.
Для цитирования: Курятников В.В. Экологические права граждан и роль органов правовой охраны Основного закона в их защите: федеральный и региональный аспекты // Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С. 105-107. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_105.
For citation: Kuryatnikov V. V. Environmental rights of citizens and the role of legal protection bodies of the Basic Law in their protection: federal and regional aspects // Agrarian and Land Law. 2022. No. 11(215). pp. 105-107. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_105.
Статья поступила в редакцию: 20.10.2022
В настоящее время роль человека и мировой цивилизации в природе, к сожалению, сопровождается развивающимся экологическим кризисом, истощением природных ресурсов, угрожающим состоянием окружающей природной среды. Нарушение экологического законодательства, экологический терроризм, экоцид - все это ставит остро вопрос о сохранении человека как биологического вида [1]. По новым данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 9 из 10 человек дышат воздухом с высокой концентрацией загрязняющих веществ (Сайт Всемирной организации здравоохранения // https://www.who.int/phe/ru/).
В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. «Необходимость обеспечения здоровой окружающей среды в интересах благосостояния людей» подчеркивается право каждого на жизненный уровень, направленный на поддержание здоровья человека и его семьи, на постоянное улучшение условий жизни (Резолюции 45-1 сессии (1990-1991 гг.) - Генеральная Ассамблея ООН. - URL: http://www.un.org/ru).
Согласно Декларации по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 года), право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы было обеспечено справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды (принцип 3); для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него (принцип 4). В целом вопросы защиты экологических прав граждан определяются рядом актов на международном уровне (Стокгольмская декларация принята в Стокгольме 16 июня 1972 г. на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды).
Впервые в России, а точнее в СССР, это право было закреплено в Декларации прав и свобод человека, принятой в 1991 г. Съездом народных депутатов СССР, а позднее - в Конституции 1993 г. Так сегодня право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных естественных прав человека, как и право на жизнь, данное самой природой.
Публикация основана на анализе Конституции РФ, международных актов, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, материалов судебной практики и официальных статистических данных (в том числе докладов органов власти и отчетов научных организаций, подготовленных по заказам органов власти), представленных на сайтах Министерства образования и науки РФ (https://minobrnauki.gov.ru), Министерства сельского хозяйства РФ (https://mcx.gov.ru), Министерства природных ресурсов и экологии РФ (https://www.mnr.gov.ru), а также на материалах открытых данных федеральных органов исполнительной власти, размещенных в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также судебной и правоприменительной практике органов правой охраны конституции (решениях Конституционного Суда РФ, иных судов (в том числе конституционных (уставных) судов субъектов РФ, органов прокуратуры). В рамках данного исследования осуществляется выстраивание оптимальной конституционной модели правового регулирования экологических прав на основании диалектического единства его юридико-обеспечительного и общенаучных методов (анализ, синтез, дедукция и индукция, абстрагирование, структурно-функциональный метод) и специальных методов познания (формально-юридический, метод юридического конструиро-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 11(215)
вания, формально-логический, системный, технико-юридического анализа, статистический метод). На основании чего предложены меры по совершенствованию правовой защиты субъективного конституционного права на благоприятную окружающую среду и правоприменительной практики его реализации и восстановления федеральными и региональными органами правовой охраны Конституции РФ.
Анализ генезиса конституционных норм, отражающих элементы института экологических прав человека и гражданина, позволил Чалых И.С. выделить три этапа их развития в российском государстве: 1) природоохранный этап (1918-1976 гг.); эколого-интегративный этап (1977-1992 гг.); личностно-ориентированный (1993- до н.в.) [2]. На первом этапе происходило становление государства как основного субъекта экологических правоотношений, здесь имели место быть императивные методы регулирования. Второй этап характеризуется включением граждан в экологические правоотношения. Третий этап - закрепление в Конституции Российской Федерации экологических прав человека и гражданина как ценностных приоритетов развития государства и общества. На третьем этапе происходит сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования.
Ведущие ученые в области конституционного права обращают пристальное внимание на анализ конституционно-правовых основ экологических прав граждан (С.А. Авакьян, H.A. Богданова, Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, Г.А. Гаджиева, О. Е. Кутафин, Е.И. Козлова, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин, Б.А. Страшун, Ю.А. Тихомиров.). Предметом научного анализа также стали особенности понятия и содержания экологических прав человека и гражданина (О.Л. Дубовик, Е.И. Ефимова, И.О. Назарова, В.В. Петров, Т.В. Редникова, A.A. Рерихт, АЛ. Рыженкова, А.Г. Тарнавский, A.A. Третьякова, О.В. Трудовая, А.Д. Урсула, А.Е. Черноморец, A.A. Юнусов.). Особое внимание ученые уделяют разработке института гарантий, которые положены в основу обеспечения субъективных экологических прав (O.K. Алиев, В.Н. Бутылин, Д.С. Велиева, Ю.Е. Винокуров, JI.A. Григорян, Д.П. Дежина, В.Ю. Емельянов, A.B. Зарицкий, В.М. Захаров, С.В. Калашников, П.А. Калиниченко, Т.Г. Кирланов, A.B. Куракин, Р.Г. Мельниченко, М.В. Морозова, И.А. Мухин, А.Е. Новикова, С.И. Носов, Г.И. Осипов, Д.Н. Рациборинская, М.С. Строгович, О.И. Тиунов, JI.H. Федорова, A.B. Черных, A.A. Югов, А.Е. Ястребов). В результате такой интенсивной научно-исследовательской деятельности уже с большой уверенностью следует сказать о формировании и развитии в рамках конституционного права правового института - конституционных основ экологических прав граждан, который включает в себя: 1) нормы, определяющие основу конституционного строя в сфере экологии; 2) нормы, содержащие субъективные экологические права и экологические обязанности; 3) нормы, определяющие право собственности на природные ресурсы; 4) нормы, устанавливающие разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере экологических правоотношений; 5) нормы, предусматривающие полномочия высших органов государственной власти в области регулирования экологических отношений [3].
Интерес для исследования представляет и сформированная учеными классификация экологических прав граждан, которая выглядит следующим образом: права, которые направлены на удовлетворение потребностей человека за счет природных ресурсов (право на окружающую природную среду и право на природопользование); права, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды; права в сфере обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды; право собственности граждан на природные ресурсы [4].
Вместе с тем, несмотря на динамичное развитие конституционной основы экологических прав личности следует констатировать, что до настоящего времени нормы законодательства в сфере экологии и окружающей среды не исполняются в полной мере [5]. Этому способствует низкая производственная, экологическая и правовая культура российских граждан, наличие очевидных дефектов в правосознании и правовом нигилизме российских граждан. В этой связи интерес представляют государственные доклады Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о состоянии и использовании водных ресурсов; о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов, о состоянии озера Байкал и мерах по его охране и т.д. (Открытые данные Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации // https://www.mnr.gov.ru)
По результатам осуществляемого Росгидрометом наблюдения за состоянием окружающей среды наибольшая часть населения проживает на техногенно загрязненных территориях, что связано с ростом урбанизированных территорий, выбросами от возрастающего количества автотранспорта, а также неэффективностью очистки выбросов и сбросов на промышленных предприятиях. Согласно докладу «О санитарно-эпидемиологическом состоянии населения за 2021 год» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека значительными причинами, формирующими состояние санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения, являлись санитарно-гигиенические (химические, биологические, физические) факторы с примерной численностью подверженного населения и более выраженным влиянием на состояние здоровья - 93,4 млн. человек в 52 субъектах Российской Федерации 64%.
Так, только прокурорами Красноярского края по итогам 2021 г. выявлено более 10 тыс. нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, в целях устранения которых принято около 5 тыс. актов реагирования, к административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 2 тыс. лиц. По направленным в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ материалам возбуждено 94 уголовных дела (открытые данные сайта Генеральной Прокуратуры РФ https://genproc.gov.ru). Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно отмечал, что «конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков» (например, Постановление Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П). В реализации экологической функции государства участвуют в той или иной мере все органы государственной власти и местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности всего населения является одной из гарантий дальнейшего существования российского общества и государства в целом. В этой связи правовые, организационные и финансовые основы государственной политики в сфере обеспечения конституционных экологических прав должны быть направлены на сохранение приро-
ды и окружающей среды, а при использовании природных богатств при решении хозяйствующими субъектами своих социально-экономических задач обеспечивался как баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, так и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан [6]. Обеспечить такое развитие государственной политики можно только средствами правой охраны конституции (устава) субъекта РФ которые с учетом федеративной структуры нашего государства подразделяется: на обеспечение не противоречия конституции (устава) субъекта РФ федеральной конституции (генеральная конституционно-уставная охрана) и на деятельность по приведение актов субъекта РФ и муниципальных образований, а также практики их применения в соответствие с нормами конституции (устава) субъекта РФ (непосредственная конституционно-уставная охрана) [7]. Основываясь на этом определении и двойственном содержании соответствующей деятельности можно перейти к наполнению содержания правовой охраны конституции (устава) субъекта РФ и экологических прав как его составной части, то есть к элементам, составляющим систему такой охраны, к числу которых мы предлагаем отнести: объект охраны, субъекты охраны и средства (механизм) охраны. При этом применительно к генеральной и непосредственной конституционно-уставной охране, каждый из указанных элементов будет обладать определённой спецификой. С учетом предмета исследования в публикации, объектом генеральной охраны экологических прав в конституциях (уставах) субъектов РФ являются федеральные конституционно-правовые нормы о благоприятной окружающей среде, воплощенные в Основном законе субъекта РФ. Объектом непосредственной конституционно-уставной правовой охраны экологических прав в субъектах РФ традиционно являются непосредственно нормы основного закона субъекта РФ. Такого подхода относительно объекта охраны придерживаете большинство исследователей [7, 8, 9], однако он не является единственным. Так М.В.Тесленко вместо конституционно-правовых норм, в качестве объекта правой охраны предлагает рассматривать конституционные ценности [10], которые по нашему мнению производны от норм Основного закона.
Однако, в конституционной доктрине нет единства и относительно того, что считать конституционными (уставными) нормами. Так, Т.М. Пряхина пишет, что конституционные нормы образуют не только текст Конституции, но и ключевые законы, которые «непосредственно примыкают к ней и находятся в иерархии законодательных актов между Конституцией и текущим законодательством» [11, с. 123]. Ей возражает А.Д. Болехивская которая считает, что «поднять закон до уровня конституции означает нарушение положения о верховенстве и высшей юридической силе последней» [12, с. 18]. М.Г. Кириченко к конституционным нормам относит только текст Основного закона и законов, вносящих в него изменения [13, с. 26].
В настоящей публикации мы исходим из того, что конституционными (уставными) нормами подлежащими правовой охране являются: непосредственно текст Основного закона (как на уровне РФ, так и на уровне ее субъектов), в том числе законы его изменяющие и акты официального толкования конституционного текста. Именно текст Основного закона субъекта РФ должен соответствовать Конституции РФ (в том числе при внесении в него изменений) - при генеральной конституционно-уставной охране и именно он должен быть эталоном при проверке иных региональных и муниципальных норм и практики их применения на соответствие ему - при непосредственной конституционно-уставной охране.
Вместе с тем упразднение конституционных (уставных) судов субъектов РФ фактически сокращает участие региональных институтах власти в данной сфере, переориентируя вопросы на федеральный уровень. Представляется, что с учетом значительной специфики отдельных регионов (что особенно заметно на примере Челябинской области, славящейся протестными настроениями в отношении экологически вредных производств), учреждение конституционных (уставных) советов субъектов РФ при законодательных (представительных) органах власти субъектов РФ при условии предоставления гражданам и их объединениям права на обращение в них могло бы существенно повысить уровень региональной защищённости экологических прав граждан. Такой подход позволит сделать разрешение экологических конфликтов между бизнесом и обществом более конструктивным, с учетом особенностей региональной ситуации, будет является дополнительным инструментом в защите прав граждан. Библиогра фия:
1. Хайрутдинов М.У. Международное право в области трансграничного загрязнения окружающей среды: состояние, проблемы и перспективы // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2020. № 36. C. 203-216.
2. Чалых И.С. Конституционно-правовые гарантии субъективных экологических прав. Автореф. дис. ...к.ю.н. Москва, 2010. - 28 с.
3. Миняев А.О. Конституционные основы экологического права. - Автореф. дис. .к.ю.н. Москва, 2004. - 26 с.
4. Волкова Т.В. Механизм управления земельными ресурсами: понятие и структура // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. 2020. № 35. C. 164-170.
5. Балаян Э.Ю. Правовая определённость в контексте защиты конституционных прав человек // Вестник Омского гос. ун-та. Сер. право. 2020. №. 1. С. 59-68.
6. Кожевников О.А., Савоськин А.В., Фалькина Т.Ю. Конституционно-правовые основы экологических прав граждан // IV Международную научно-практическую конференцию «Устойчивое развитие и «зелёный» рост на платформе управления инновациями». E3S Web of Conferences 291, 06010 (2021) https://doi.org/10.1051/e3sconf/202129106010.
7. Безруков А.В., Мещерягина В.А., Савоськин А.В. Конституционное (уставное) законодательство субъектов Российской Федерации о праве граждан на обращение (состояние и развитие) // Российское право. 2020. № 3 (117). С. 50-58.
8. Гошуляк А.В. Правовая охрана конституций (уставов) субъектов Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. Саратов. 2010. - 205 с.
9. Болехивская А.Д. Правовая охрана Конституции Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. Волгоград. 2006. - 201 с.
10. Коровинских Д.С. Правовая охрана Конституции Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. М. 2005. - 195 с.
11. Тесленко М.В. Правовая охрана Конституции Украины. Дисс. докт. юрид. наук. М. 2009. - 463 с.
12. Пряхина Т.М. Конституционная доктрина современной России. Саратов, 2002. - 511 с.
13. Кириченко М.Г. Соотношение конституционного права и конституционного законодательства // Конституция СССР: проблемы государствоведения и современного строительства. М., 1980. С. 26.
References:
1. Khairutdincv M.U. International law in the field of transboundary environmental pollution: state, problems and prospects // Vestn. Volume. state university Right 2020. No. 36. C. 203-216
2. Chalykh I.S. Constitutional and legal guarantees of subjective environmental rights. Abstract dis. ... Ph.D. Moscow, 2010. - 28 p.
3. Minyaev A.O. Constitutional foundations of environmental law. - Abstract. dis. ... Ph.D. Moscow, 2004. - 26 p.
4. Volkova T.V. Mechanism of land management: concept and structure // Vestn. Volume. state university Right. 2020. No. 35. C. 164-170.
5. Balayan E.Yu. Legal certainty in the context of the protection of constitutional human rights // Bulletin of the Omsk State University. Series right. 2020. no. 1. S. 59-68.
6. Kozhevnikov O.A., Savoskin A.V., Falkina T.Yu. Constitutional and legal foundations of citizens' environmental rights // IV International Scientific and Practical Conference "Sustainable Development and Green Growth on the Innovation Management Platform". E3S Web of Conferences 291, 06010 (2021) https://doi.org/10.1051/e3sconf/202129106010.
7. Bezrukov A.V., Meshcheryagina V.A., Savoskin A.V. Constitutional (statutory) legislation of the constituent entities of the Russian Federation on the right of citizens to appeal (state and development) // Russian Law. 2020. No. 3 (117). pp. 50-58.
8. Goshulyak A.V. Legal protection of constitutions (charters) of subjects of the Russian Federation. Diss. cand. legal Sciences. Saratov. 2010. - 205 p.
9. Bolekhivska A.D. Legal protection of the Constitution of the Russian Federation. Diss. cand. legal Sciences. Volgograd. 2006. - 201 p.
10. Korovinskikh D.S. Legal protection of the Constitution of the Russian Federation. Diss. cand. legal Sciences. M. 2005. - 195 p.
11. Teslenko M.V. Legal protection of the Constitution of Ukraine. Diss. doc. legal Sciences. M. 2009. - 463 p.
12. Pryakhina T.M. The constitutional doctrine of modern Russia. Saratov, 2002. - 511 p.
13. Kirichenko M.G. Correlation of constitutional law and constitutional legislation // Constitution of the USSR: problems of state science and modern construction. M., 1980. P. 26.