Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО КОНСТИТУЦИЯМ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО КОНСТИТУЦИЯМ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
914
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН / СОБСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боголюбов Сергей Александрович

Основы использования земель, недр, вод, растительного и животного мира закладываются в конституциях, которыми предусматриваются права, обязанности граждан в этой области, называемые экологическими. Эффективность их реализации зависит от государственной организации соблюдения обязанностей и прав, опыта использования социальных норм, традиций управления природопользованием. Большинство конституций исходят из ответственности народов перед нынешним и будущими поколениями. Связь окружающей природной среды со здоровьем людей заставляет охранять, восстанавливать ее, оценивать ее показатели с точки зрения благополучия в ней человека. Для реализации конституционного статуса граждан перспективными представляются сочетание экологического и культурного компонентов, охрана природной и культурной среды, сокращение конфликтности экологии и экономики. Экономическим базисом статуса граждан в сфере природопользования служит право собственности граждан на природные объекты и сопутствующие ему обязанности, значение чего возрастает в условиях рыночных отношений. В конституциях видны стремления придать природопользованию публичный характер, усиленно охранять конституционные права граждан на землю сельскохозяйственного назначения, иные ценные природные угодья. Для обеспечения экологических прав и обязанностей граждан природопользованию придаются социальные функции, в том числе через его планирование, передачу отдельных природных ресурсов в исключительную собственность государства, и это не должно умалять прав частной собственности граждан на природные объекты. Конституционная ответственность общества за реализацию прав и обязанностей граждан в сфере природопользования излагается в зависимости от экономического и политического уровней развития государства. Модернизация прав и обязанностей граждан обусловливает перераспределение государственных функций по ветвям и уровням власти, закрепление возможностей общественных объединений граждан влиять на судьбы природных ресурсов. Важными являются положения конституций федеративных государств о доверии, об обеспечении экологической и продовольственной безопасности. Статус граждан в сфере природопользования подразумевает как использование, так и дополнение демократических и гуманитарных основ государства, его ответственность за реализацию конституционных экологических прав и обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PROVISIONS ON THE RIGHTS AND OBLIGATIONS OF CITIZENS IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT ACCORDING TO THE CONSTITUTIONS OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES

The basis for the use of land, mineral resources, water, flora and fauna is laid down in the constitutions, which provide for the rights and obligations of citizens in the area called environmental rights. The effectiveness of their implementation depends on the state's organization of compliance with obligations and rights, experience in the use of social norms, and traditions of environmental management. Most of the constitutions, as well as the preamble to the Constitution of the Russian Federation, proceed from the responsibility of the peoples to the present and future generations. The connection of the natural environment with health of people makes it necessary to protect, restore and evaluate its indicators from the view point of human well-being. For the realization of the constitutional status of citizens, a combination of ecological and cultural components, the protection of natural and cultural environments and the reduction of environmental and economic conflicts are promising. The economic basis of the status of citizens in the field of nature management is the right of ownership of natural objects and its accompanying responsibilities, which importance increases in the conditions of market relations. The constitutions show the desire to make nature management public, to strengthen the protection of the constitutional rights of citizens to agricultural land and other valuable natural lands. To ensure the environmental rights and obligations of citizens, environmental management is given social functions (also through its planning), the transfer of individual natural resources to the exclusive ownership of the state. This should not, in accordance with the law, detract from the rights of private property of citizens to natural objects. The constitutional responsibility of society for the implementation of the rights and obligations of citizens in the field of environmental management is set out depending on the economic and political levels of development of states. The modernization of the rights and duties of citizens leads to the redistribution of state functions by branches and levels of government, and the consolidation of the opportunities of public associations of citizens to influence the fate of natural resources. The provisions of the constitutions of federal states on trust, and those on ensuring environmental and food security are important. The status of citizens in the field of environmental management implies both the use and addition of the democratic and humanitarian foundations of the state, its responsibility for the implementation of constitutional environmental obligations and rights.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО КОНСТИТУЦИЯМ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

земельное, природоресурсное, экологическое, аграрное право россии

и зарубежных стран

УДК 342.4:349.6:340.5 DOI: 10.12737/jflcl. 2021.030

Сравнительный анализ положений о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования по конституциям России и зарубежных стран

С. А. Боголюбов

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, bogolyubovsa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9003-8621

Аннотация. Основы использования земель, недр, вод, растительного и животного мира закладываются в конституциях, которыми предусматриваются права, обязанности граждан в этой области, называемые экологическими. Эффективность их реализации зависит от государственной организации соблюдения обязанностей и прав, опыта использования социальных норм, традиций управления природопользованием.

Большинство конституций исходят из ответственности народов перед нынешним и будущими поколениями. Связь окружающей природной среды со здоровьем людей заставляет охранять, восстанавливать ее, оценивать ее показатели с точки зрения благополучия в ней человека. Для реализации конституционного статуса граждан перспективными представляются сочетание экологического и культурного компонентов, охрана природной и культурной среды, сокращение конфликтности экологии и экономики.

Экономическим базисом статуса граждан в сфере природопользования служит право собственности граждан на природные объекты и сопутствующие ему обязанности, значение чего возрастает в условиях рыночных отношений. В конституциях видны стремления придать природопользованию публичный характер, усиленно охранять конституционные права граждан на землю сельскохозяйственного назначения, иные ценные природные угодья. Для обеспечения экологических прав и обязанностей граждан природопользованию придаются социальные функции, в том числе через его планирование, передачу отдельных природных ресурсов в исключительную собственность государства, и это не должно умалять прав частной собственности граждан на природные объекты.

Конституционная ответственность общества за реализацию прав и обязанностей граждан в сфере природопользования излагается в зависимости от экономического и политического уровней развития государства. Модернизация прав и обязанностей граждан обусловливает перераспределение государственных функций по ветвям и уровням власти, закрепление возможностей общественных объединений граждан влиять на судьбы природных ресурсов. Важными являются положения конституций федеративных государств о доверии, об обеспечении экологической и продовольственной безопасности. Статус граждан в сфере природопользования подразумевает как использование, так и дополнение демократических и гуманитарных основ государства, его ответственность за реализацию конституционных экологических прав и обязанностей.

Ключевые слова: природопользование и охрана окружающей среды, конституционное законодательство, экологические права и обязанности граждан, собственность граждан на природные объекты

Для цитирования. Боголюбов С. А. Сравнительный анализ положений о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования по конституциям России и зарубежных стран // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2021. Т. 17. № 3. С. 70—83. DOI: 10.12737/jflcl.2021.030

Comparative Analysis of the Provisions on the Rights and Obligations of Citizens in the Field of Environmental Management According to the Constitutions of Russia and Foreign Countries

Sergey A. Bogolyubov

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, bogolyubovsa@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9003-8621

Abstract. The basis for the use of land, mineral resources, water, flora and fauna is laid down in the constitutions, which provide for the rights and obligations of citizens in the area called environmental rights. The effectiveness of their implementation depends on the state's organization of compliance with obligations and rights, experience in the use of social norms, and traditions of environmental management.

Most of the constitutions, as well as the preamble to the Constitution of the Russian Federation, proceed from the responsibility of the peoples to the present and future generations. The connection of the natural environment with health of people makes it necessary to protect, restore and evaluate its indicators from the view point of human well-being. For the realization of the constitutional status of citizens, a combination of ecological and cultural components, the protection of natural and cultural environments and the reduction of environmental and economic conflicts are promising.

The economic basis of the status of citizens in the field of nature management is the right of ownership of natural objects and its accompanying responsibilities, which importance increases in the conditions of market relations. The constitutions show the desire to make nature management public, to strengthen the protection of the constitutional rights of citizens to agricultural land and other valuable natural lands. To ensure the environmental rights and obligations of citizens, environmental management is given social functions (also through its planning), the transfer of individual natural resources to the exclusive ownership of the state. This should not, in accordance with the law, detract from the rights of private property of citizens to natural objects.

The constitutional responsibility of society for the implementation of the rights and obligations of citizens in the field of environmental management is set out depending on the economic and political levels of development of states. The modernization of the rights and duties of citizens leads to the redistribution of state functions by branches and levels of government, and the consolidation of the opportunities of public associations of citizens to influence the fate of natural resources. The provisions of the constitutions of federal states on trust, and those on ensuring environmental and food security are important. The status of citizens in the field of environmental management implies both the use and addition of the democratic and humanitarian foundations of the state, its responsibility for the implementation of constitutional environmental obligations and rights.

Keywords: nature management and environmental protection, constitutional legislation, environmental rights and obligations of citizens, citizens' ownership of natural objects

For citation. Bogolyubov S. A. Comparative Analysis of the Provisions on the Rights and Obligations of Citizens in the Field of Environmental Management According to the Constitutions of Russia and Foreign Countries. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2021, vol. 17, no. 3, pp. 70—83. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2021.030

Введение. Основы использования и охраны земель, недр, вод, растительного и животного мира закладываются в конституциях, предусматривающих права, обязанности граждан, связанные с природопользованием, осуществление которых, в свою очередь, влияет на его состояние. Конституционное законодательство о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования (считающихся экологическими) обновляется, обладая как общими чертами, так и различиями; эффективность применения зависит от многовековых способов организации соблюдения обязанностей и прав, опыта использования социальных норм, управления природопользованием. Анализ положений конституций России, других государств об экологических обязанностях и правах граждан позволяет, сопоставляя, учитывать в государственно-правовом строительстве положительные и отрицательные наработки, распространять их на отечественную реальность, для чего может быть сгруппирован по направлениям — формулирование прав и обязанностей, их обусловленность собственностью на природные объекты, конституционная ответственность государства за реализацию прав, обязанностей граждан в сфере природопользования.

Конституционное формулирование экологических прав и обязанностей в сфере природопользования показывает их понимание, отношение к ним в разных странах, обусловленное экономическим, социальным уровнями развития. Большинство конституций, что обусловлено и в преамбуле Конституции РФ, направлены на ответственность граждан за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, что может предполагать и долг перед приро-

дой. В ряде стран преамбулы прямо указывают на отношения с природой: Конституция Кыргызской Республики 2010 г. начинается со слов «Мы, народ Кыргызстана... исходя из заветов наших предков жить в мире и согласии, в гармонии с природой...»; в преамбуле Конституции Центральноафриканской Республики 2015 г. определено, что только строгое и прозрачное управление публичными делами и окружающей средой может обеспечить гармоничное, рациональное и устойчивое развитие.

Предусмотренное в Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду интерпретируется, объединяется с иными правами человека по-разному. В Бельгии предусматривается право каждого вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству; с этой целью гарантируются экономические, социальные, культурные права, определяются условия их осуществления, в частности право на здоровую окружающую среду наряду с правом на достойное жилище, культурное, социальное процветание. В Испании все имеют право на благоприятную для развития человека окружающую среду, все обязаны ее сохранять. В Португалии провозглашается право граждан жить в здоровой среде в условиях экологического равновесия. В Молдавии определено право каждого человека на экологически безопасную для жизни и здоровья среду, а также на безопасные продукты питания, предметы быта; гарантируется каждому право на свободный доступ к достоверной информации и ее распространение о состоянии природной среды, об условиях жизни, труда, о качестве продуктов питания. В Хорватии каждый имеет право вести здоровый образ жизни; граждане, го-

сударственные, публичные, хозяйственные органы, объединения должны в пределах своих полномочий проявлять особую заботу о защите здоровья людей, природы, окружающей среды. По Конституции Латвии 1922 г. с последующими поправками государство защищает право каждого на жизнь в благоприятной среде путем предоставления сведений о ее состоянии, заботы о ее сохранении, улучшении. В Чехии, как и в России, обозначено право каждого на благоприятную окружающую среду.

Важная задача заключается в том, чтобы среда охранялась для здоровья человека; попытки обозначать ее как естественную должны приводить к осуществлению главной цели — сбережению жизни человека; именно связь окружающей среды со здоровьем людей заставляет интересоваться ею, восстанавливать, оценивать ее показатели с точки зрения ее благополучия для человека, права и свободы которого согласно ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью. Положение об основной цели охраны природы в виде жизни и здоровья человека имеет принципиальное значение; оно было закреплено в качестве принципа в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды»; в соответствии с ч. 2 ст. 41 Конституции 1993 г. в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, экологическому и эпидемиологическому благополучию. В связи с продовольственным вектором благополучия человека повышенное внимание уделяется в конституциях его обязанностям, правам в области аграрного земледелия: в Конституции РФ 1993 г. упоминания о сельском хозяйстве не было; поправками Конституции 2020 г. п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции о совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ в сфере природопользования был дополнен фразой «сельское хозяйство».

Определение окружающей среды, использования природы понимается, обозначается с учетом приоритетности зависимостей, связей по разнообразным направлениям. В Конституции Узбекистана предусматривается, что граждане обязаны бережно относиться к окружающей среде (ст. 50), использование имущества не должно причинять ущерб экологической среде (ст. 54), природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию, охраняются государством (ст. 55). Граждане Монголии имеют право на жизнь в экологически чистой, безопасной окружающей среде, на защиту от загрязнения природы, стихийных бедствий. В Норвегии каждый имеет право на ту окружающую среду, которая сохраняет здоровье, и на охрану природной продовольственной продукции. В целях обеспечения этого права как для существующего поколения, так и для потомков природные ресурсы должны находиться под длительным, постоянным наблюдением. Республика Корея в ст. 35 Кон-

ституции провозгласила право граждан на здоровую благоприятную окружающую среду; государство, граждане принимают все меры по защите окружающей среды; права в области окружающей среды определяются законом. В Японии все люди имеют право на поддержание минимального уровня благоприятной культурной жизни, в который включена естественная среда обитания. В Индии граждане имеют право на жизнь, толкуемое как право на здоровую природную среду; в обязанности каждого гражданина входит защита, улучшение естественной природной среды, включая леса, озера, реки, живую природу, сострадание к живым существам1. Нормы о запрещении истязания животных стали включаться в конституции в течение последних десятилетий в связи с необходимостью повышения гуманного отношения к окружающему биологическому миру. Поправками Конституции РФ 2020 г. ее ст. 114 дополнена п. «е5» об обязанности Правительства РФ осуществлять меры, направленные на формирование в обществе ответственного отношения к животным.

Перспективным представляется сочетание экологического и культурного компонентов в конституционном статусе граждан, охране природной и культурной среды. В Грузии все обязаны беречь природную и культурную среду; в Молдавии охрана окружающей среды, сохранение памятников истории и культуры являются обязанностями каждого гражданина; в Словении каждый обязан беречь природные достопримечательности, ценности, памятники культуры, словенское государство и местные сообщества заботятся о сохранении природного, культурного наследия; в Финляндии каждый несет ответственность за охрану природы, ее разнообразие, за охрану окружающей среды, ее культурного наследия; в Чехии граждане берегут, развивают полученное в наследство природное и культурное, материальное, духовное богатство; в Португалии государство через собственные органы, а также опираясь на народную инициативу, поддержку, для обеспечения права на окружающую здоровую среду в условиях устойчивого развития обязано повышать уровень образования по проблемам окружающей среды, воспитания уважения к ценностям окружающей среды.

Поскольку природные ресурсы представляют собой культурную, историческую, духовную ценно -сти, права на них становятся неотделимыми друг от друга, как и права на доступ граждан к ним, тем более что природный, культурный компоненты нередко совмещаются в одних и тех же объектах. Совер-

1 См.: Конституции государств Азии: в 3 т. / отв. ред.

Т. Я. Хабриева. М., 2010; Международно-правовое и национальное регулирование экологической сферы общества: сб. ст. / сост. Ю. С. Шемшученко, С. А. Боголюбов. М., 2011; Конституции государств Европы: в 3 т. / под ред. Л. А. Окунько-ва. М., 2001.

шенствуется понимание необходимости их использования для воспитания личности, участия в культурной жизни. В России права и обязанности граждан в сфере культуры и природопользования предусматриваются в ч. 2 и 3 ст. 44, ст. 42 и 58 Конституции РФ. В 2020 г. Конституция РФ была дополнена положением о том, что Правительство РФ создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

В конституциях многих стран предусматриваются не только права на соответствующую окружающую среду, но и обязанности сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам. По Конституции Эстонии каждый обязан бережно относиться к жизненной, природной среде, возмещать нанесенный им окружающей среде ущерб. В Монголии на основе уважения принципов справедливости, гуманизма труд, охрана здоровья, воспитание детей, охрана окружающей среды являются обязанностью каждого гражданина. По статье 51 Конституции Вьетнама права граждан неотделимы от их обязанностей. В связи с этим государственные органы, подразделения вооруженных сил, общественные, экономические организации, отдельные лица обязаны соблюдать установленные государством правила о рациональном использовании природных ресурсов, защите окружающей среды; строго запрещаются все действия, приводящие к истощению ресурсов, порче окружающей среды. В Иране охрана окружающей среды, в которой должна проходить общественная жизнь, развитие будущих поколений, является общественным долгом, поэтому запрещается экономическая, любая другая деятельность, которая неразрывно связана с загрязнением окружающей среды, наносит ей непоправимый вред. Нередко обязанности и права граждан привязываются к пользованию конкретными природными объектами. Так, согласно Конституции Египта каждому гражданину гарантировано право пользования рекой Нил, запрещено посягательство на заповедные зоны на его берегах, нанесение ущерба природной среде реки. В Великобритании согласно п. 2, 30, 42 Великой Хартии вольностей 1215 г. «опекун» земли должен содержать в порядке дома, парки, пруды, мельницы, сохранять рыбу в водоемах и все имеющее к этому отношение за счет средств и доходов, получаемых с земельных отношений; все рыбные плотины должны быть убраны с Темзы, Медуэя и по всей Англии, кроме как на морском побережье2.

Природоохранные обязанности могут провозглашаться через воздержание от соответствующего поведения, установление его ограничения. В Словакии никто не имеет права сверх норм, установленных законом, создавать угрозу, наносить ущерб окружаю-

2 См.: Конституции зарубежных государств. М., 1996. С. 58; Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. М., 1993.

щей среде, природным ресурсам. В Болгарии право граждан на здоровую окружающую среду предусмотрено в соответствии с установленными стандартами, нормативами. В Азербайджане каждый имеет право жить в условиях здоровой окружающей среды; никто не может представлять угрозу, наносить ущерб окружающей среде, природным ресурсам сверх пределов, установленных законом. Последнее представляет достаточно важное конституционное предписание, поскольку трудно представить поступки, которые не несут риска причинения природе вреда — он неминуем, нужны лишь его определенные законом пределы. В постановлении Конституционного Суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П отмечена взаимообусловленность закрепленных в Конституции права каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять ее. Таким образом, признание, соблюдение, защита прав гражданина государством должны идти наряду и параллельно с выполнением обязанностей всеми участниками природопользования; недооценка, опережение, предпочтение одной из сторон могут приводить к его перекосам; ориентирование на оценку обязанностей как условия соблюдения прав способствует наращиванию правовых способов выживания в условиях сужения пространств природопользования3.

Право собственности граждан на природные объекты и сопутствующие ему обязанности служат экономическим базисом статуса граждан в сфере природопользования, особенно в условиях рыночных отношений. Недопущение ущерба от своей собственности другим лицам, обществу присуще многим странам, но запрещение вреда природе от собственности является конституционной тенденцией: в Чехии осуществление любого права собственности не должно создавать угрозу, наносить ущерб окружающей среде, природным ресурсам, разнообразию видов животного, растительного мира. В Румынии право собственности обязывает к выполнению задач охраны окружающей среды, других задач, выполнение которых согласно закону или обычаю возлага-

3 См.: ВасильеваМ. И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. 2005. № 1; Рудинский Ф. М. Наука прав чело -века и проблемы конституционного права. М., 2006; Новикова Е. В. О проблемах распределения экологических обязанно -стей между природопользователями // Экологическое право. 2003. № 2; Голиченков А. К. Экологические права и обязанно -сти по законодательству Российской Федерации // Актуальные проблемы теории права и государства и экологического права. Вып. 1. М., 2001; Игнатьева И. А. Экологические права и обязанности в конституциях государств — участников СНГ // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2002. № 1; Ефимова Е. И. Развитие института «экологические права и обязанности» в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. 2004. № 2.

ется на собственника; для работ, представляющих общий интерес, публичная власть может использовать недра под любой недвижимостью при обязательном возмещении собственнику ущерба, нанесенного почве, насаждениям, строениям. В Туркменистане утверждается право частной собственности на средства производства, землю, иные материальные, интеллектуальные ценности, которые могут принадлежать также объединениям граждан, государству. Согласно гл. IX «Экономика» Конституции Республики Корея лицензии на эксплуатацию, разработку, использование минеральных ресурсов, других важных полезных ископаемых, морских ресурсов, водной энергии, а также сил природы, используемых в экономических целях, могут быть выданы на определенный срок в соответствии с законом. В Узбекистане использование имущества не должно причинять ущерб экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы гражданина, юридических лиц, государства.

В свою очередь, право на природопользование не должно причинять ущерб: по гл. 7 «Экологический режим» Конституции Панамы 1972 г. использование невозобновляемых природных ресурсов регламентируется государством таким образом, чтобы избежать возникновения социально-экономического, экологического ущерба; меры, гарантирующие рациональное использование фауны, флоры, земель, вод, предотвращение незаконного их присвоения, а также их сохранение, обновление, стабильность разрабатывает, финансирует, применяет государство; все жители обязаны содействовать такому социально-экономическому развитию, которое позволяет предупреждать загрязнение природы, сохранять в ней равновесие, не допускать разрушение экосистем. По конституционным актам Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г. объявляются недействительными все отчуждения земель, вод, пустошей, принадлежащих поселкам, фермам, группам, общинам, осуществленные политическими руководителями, губернаторами, судьями, другими местными органами власти, а также сделки, продажи в нарушение положений законов по данному вопросу, в результате которых были незаконно заняты, захвачены земли общего пользования. Национальный конгресс, законодательные органы штатов в пределах своей юрисдикции издают законы, устанавливающие процедуру определения, раздела излишков земли, превышающих лимиты; на основе Конституции государство разрабатывает меры для быстрого, справедливого разрешения споров по аграрным вопросам с целью гарантировать правовую охрану общинных земель, мелкой частной собственности4. В Италии в целях достижения рациональной эксплуатации земли, установле-

4 См.: Конституции государств Америки: в 3 т. / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2006.

ния справедливых социальных отношений закон налагает обязательства на владельцев частной земельной собственности, содействует улучшению качества земель. В части 2 ст. 36 Конституции РФ предусматривается свободное владение, использование, распоряжение собственниками и непричинение ущерба окружающей среде лишь со стороны природных ресурсов, а не любой собственности.

Особой охране подвергается право собственности физических, юридических лиц на природные объекты повышенной ценности — земли сельскохозяйственного назначения, леса, морские побережья. Земля в Болгарии признается основным национальным богатством, которое пользуется особой защитой государства, общества; обрабатываемая земля используется только для сельскохозяйственных целей; изменение ее предназначения допускается в порядке исключения, если доказана необходимость этого, при условиях и в порядке, определенных законом. На Кипре в случае аграрных реформ земля предоставляется только тем лицам, которые входят в общину владельца экспроприированных земель; права Республики на подземные воды, разработки и ископаемые, а также на древние памятники, находящиеся под землей, неприкосновенны. В Конституции Малайзии отдельная глава из восьми статей посвящена земле — ее резервированию, аренде, мелиорации, изъятию у собственников, ограничению использования, созданию Национального земельного совета для выработки национальной политики по содействию и контролю над использованием земли в интересах разработки недр, развития сельского хозяйства, лесоводства; к компетенции штатов относятся регулирование, регистрация прав на землю, улучшений почв, а также лицензий на изыскания для сооружения шахт, свидетельств о разработках. В Конституции России правам собственности физических и юридических лиц на землю уделено несколько норм — ч. 2 ст. 8, ст. 9 и 36; их концептуальные положения воспроизводятся в Земельном, Гражданском, Водном, Лесном кодексах, других законах, регулирующих природопользование и экономику, которые вступают в некоторое противоречие ввиду признания земельных участков, прудов, обводненных карьеров предметом имущественного оборота, когда экологические и экономические интересы часто не совпадают.

По Конституции Турции в отношении лесов предусматриваются развитие специального законодательства, принятие мер для защиты лесных заповедников, расширения лесных угодий. Собственность государства на лесные заповедники неотчуждаема, они управляются, эксплуатируются государством в соответствии с законом, не могут приобретаться в собственность по истечении срока давности, не могут быть предметом отчуждения, кроме как в интересах общества. Усечение границ лесного заповедника запрещается, за исключением тех областей лесных

заповедников, чье преобразование в сельскохозяйственную земельную собственность считается определенно выгодным, кроме мест, которые используются под виноградники, садоводство, посадку оливковых рощ в районах интенсивного городского, поселкового, сельскохозяйственного строительства. Законы Турции определяют меры сотрудничества между государством и жителями деревень, расположенных в лесных заповедниках или около них, контроля и эксплуатации лесных заповедников с целью обеспечения их сохранности, улучшения условий жизни жителей, обустройства районов силами государства в целях расселения жителей деревень лесного заповедника по деревням. Проблема особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) и прав местного населения на владение земельными участками представляется актуальной, поскольку жители ООПТ лишаются ряда возможностей на пользование природными объектами. В пункте «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ предусматривается совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ относительно ООПТ; положительное влияние может оказать дополнение Конституции РФ ст. 751 о создании в России условий для взаимного доверия государства и общества, обеспечения сбалансированности прав и обязанностей гражданина.

Прослеживается стремление придать природопользованию более публичный, государственный характер, права граждан на ценные природные угодья приобретают общественное звучание, в общественном сознании зреют убеждения в необходимости ограничения частной собственности на природные объекты, придании ей социальных, общенародных функций5. Во Франции частью общего достояния нации являются воды, чья зашита, освоение, разработка при соблюдении природного баланса представляют всеобщий интерес, обеспечивающий публичный контроль за использованием, сохранением, воспроизводством возобновляемых водных, связанных с ними лесных, иных природных ресурсов. В целях сохранения эталонов природы создаются особо охраняемые природные территории, где устанавливаются своеобразные обязанности и права граждан. В отношении частной земельной собственности территория Франции может получить указанный статус только при согласии собственника; с момента публикации декрета в пределах территории, объявленной резервацией, запрещаются действия, которые могут нарушить естественное развитие фауны, флоры.

5 См.: Чиркин В. Е. Конституционная эволюция частной собственности // Конституция и экономика. Материалы круглого стола 1 октября 2012 года / под общ. ред. И. А. Алебастровой. М., 2013. С. 57—64; Боголюбов С. А. Потенциал эко-логических норм Конституции России // Журнал российского права. 2018. № 5. С. 16—25.

Права собственности граждан, юридических лиц, государства причудливо перемежаются, зависят от мировоззрений, экологического правосознания. Согласно ст. 8 и 10 Конституции КНР недра, воды, леса, горы, целинные земли, отмели, другие природные ресурсы являются государственной, т. е. общенародной собственностью; исключение составляют леса, горы, степи, целинные земли, отмели, которые по закону являются коллективной собственностью (ст. 9); запрещается любым организациям, частным лицам присваивать, разрушать природные ресурсы; земля в городах принадлежит государству, земля в деревнях, пригородах является коллективной собственностью, за исключением участков, принадлежащих по закону государству; земля под жилыми постройками, приусадебные земельные, горные участки также являются коллективной собственностью; запрещаются любым организациям, отдельным лицам присвоение, купля-продажа, аренда, незаконная передача земли в другой форме; все организации, отдельные лица, в ведении которых находится земля, должны использовать ее рационально.

Во Вьетнаме земля, леса, реки, озера, водоемы, природные богатства в недрах земли, территориальных водах, на континентальном шельфе, в территориальном воздушном пространстве относятся к общенародной собственности; государство предоставляет земли организациям, отдельным лицам в постоянное и долгосрочное пользование, одновременно граждане имеют право собственности в отношении земель, предоставленных государством в пользование граждан.

По Конституции Казахстана земля, ее недра, воды, растительный, животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности, но земли могут находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. Концептуально права граждан России на владение, использование, распоряжение природными объектами прошли долгий путь от социализации природных ресурсов в 1917 г. до полной национализации их в 1929 г., объявления достоянием народов, признания частной собственности на них с 1990 г.

Социализация прав собственности на природные ресурсы не выглядит абстрактной самоцелью, предполагая расширение публичных возможностей граждан в сфере природопользования. По части 3 ст. 33 гл. 14 «Национальная экономика и социальное благоденствие» Конституции Индонезии земля, воды, природные богатства, которые находятся в них, принадлежат государству, используются по возможности более полно для роста благосостояния народа; организация национальной экономики должна осуществляться на основе экономической демократии, поддерживающей принципы преемственности, экологической безопасности, самодостаточности, сохра-

нения баланса в развитии, единстве национальной экономики.

В Эстонии ее полезные ископаемые, природные ресурсы являются национальным богатством, пользоваться которым надлежит рачительно; в целях защиты прав, свобод других людей, защиты природной среды право свободного передвижения может быть ограничено. В Литве земля, ее внутренние воды, леса, парки на праве собственности могут принадлежать только гражданам Литвы и государству; законом запрещается истощать землю, ее недра, воды, загрязнять воды, воздух, обеднять растительный, животный мир, оказывать преступное радиационное воздействие на окружающую среду (сказались закрытие построенной на территории Литовской ССР Игналинской атомной станции и реакция на сооружение в Беларуси на границе с Литвой атомного реактора).

От имени украинского народа права собственника природных ресурсов, находящихся в пределах территории Украины, осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках, определенных Конституцией; каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом; использование собственности не должно наносить вред правам, свободам, достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию, природные качества земли; материальной, финансовой основой местного самоуправления являются земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных громад сел, поселков, городов, а также объекты их общей собственности, находящиеся в управлении районных, областных советов6.

Приоритетность публичной собственности на природные ресурсы не исключает прав частной собственности граждан на природные объекты. В Монголии земля, ее недра, леса, воды, животные, растительные, другие богатства природы принадлежат только народу, находятся под защитой государства; скот является национальным достоянием; земля, за исключением пастбищ, земельных наделов общественного и специального государственного пользования, может быть передана в частную собственность гражданам Монголии; в случаях использования земли во вред здоровью людей, окружающей природе, интересам национальной безопасности государство может конфисковать эту землю.

В Алжире публичная собственность принадлежит народу, включая недра земли, шахты, карьеры, естественные источники энергии, минеральные, естественные и живые богатства различных зон национального морского пространства, вод, лесов; хотя в

6 См.: Новые конституции стран СНГ и Балтии: сб. док. / отв. ред. Н. А. Михалева. 2-е изд. М., 1997.

отдельной гл. 4. «Права и свободы» Конституции Алжира не предусматривается право на какую-либо окружающую среду, в специальной гл. 5 «Обязанности» указывается, что обязанностью каждого гражданина является защита общественной собственности, интересов общества, а также уважение собственности других.

В соответствии с Конституцией Ирана в ведении государства находятся, в частности, целинные, брошенные земли, шахты, моря, озера, реки, другие общие водные ресурсы, горы, долины, леса, тростниковые заросли, естественные рощи, не имеющие владельца луга; государство должно использовать их в общих интересах в соответствии с порядком, установленным законом; не должно быть дискриминации в использовании природных ресурсов; запрещается заключать любой договор, который привел бы к установлению иностранного господства над природными, экономическими ресурсами, культурой, армией, другими сферами жизни государства (обратим внимание на конституционную защиту суверенитета Ирана на его природные ресурсы через преследование лиц, незаконно присвоивших общественное достояние; выделение общественной окружающей среды, нанесение ей непоправимого вреда; запрещение иностранного господства над природными ресурсами, которые объединяются с другими важными названными в Конституции сферами жизни).

В конституциях Испании, Колумбии, Португалии, Турции упоминается плановость хозяйствования; она заимствована из конституций Советской России, не имеет категорического, тоталитарного характера, сопровождаемого санкциями за невыполнение, служит ориентирующим финансовым средством7; для осуществления обязанностей, прав граждан в сфере природопользования значение прогнозирования, планирования представляются позитивными. По статье 18 Конституции Вьетнама государство осуществляет единое управление землями в соответствии с законами, планом развития. Республика Корея охраняет землю, природные ресурсы, утверждает необходимые планы для их сбалансированной разработки, использования. В Камбодже государство защищает окружающую среду, поддерживает баланс богатства природных ресурсов, обеспечивает на четкой плановой основе управление землей, водой, воздухом, ветром, геологией, экологической системой, шахтами, энергией, нефтью, газом, скалами, песком, драгоценными камнями, лесами, лесными продуктами, дикими животными, рыбой, водными продуктами (управление ветром несколько выпадает из общего ряда, но свидетельствует о претензиях современного пуб-

7 См.: Андриченко Л. В., Боголюбов С. А., Васильев В. И. и др. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): монография / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2013. С. 148—149.

личного образования на планирование управления им, возрастающих технических возможностях, хотя римским правом предусматривалось, что ветер, солнце, текущие воды не должны принадлежать никому).

Иногда право государственной собственности на природные ресурсы приобретает в соответствии с конституцией исключительный характер в интересах соблюдения прав. В Белоруссии недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства; в собственности государства находятся земли сельскохозяйственного назначения; осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе, безопасности, наносить вред окружающей среде, ущемлять права, защищаемые законом интересы других лиц. В соответствии со ст. 21 Конституции КНДР только государство обладает всеми природными ресурсами; государство принимает меры по защите окружающей среды, предпо -читая их производству, а также по сохранению, развитию окружающей природной среды, предотвращению ее загрязнения так, чтобы обеспечить людей благоприятной окружающей средой, достойными условиями труда. Исключительной собственностью Болгарии являются подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, воды, леса, парки, имеющие национальное значение, природные, археологические резерваты, определенные в законе. К исключительно -му ведению высших государственных органов Грузии относятся контроль воздушного пространства, транзита и воздушного транспорта, метеорологическая служба, система наблюдения за состоянием окружающей среды, рыболовство в океане, открытом море, законодательство о земле, недрах, других природных ресурсах. В Румынии воздушное пространство, воды с возможным для освоения энергетическим потенциалом и воды, которые могут быть использованы в публичных интересах, пляжи, территориальное море, природные ресурсы экономической зоны, континентального шельфа Румынии, а также другие установленные законом блага являются объектами исключительной публичной собственности.

Типичная проблема степени конкретизации в конституциях одних правоотношений и ее отсутствия в отношении других явлений решается волей законодателя в соответствии с обычаями. Согласно ст. 58 гл. V «Экономика» Конституции Королевства Камбоджа 1993 г. в исключительную собственность государства входят земля, ископаемые ресурсы, горы, море, подводные источники, континентальный шельф, береговая линия, воздушное пространство, острова, реки, каналы, ручьи, озера, леса, природные ресурсы, экономические, культурные центры. В Кыргызстане земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса являются исключительной собственностью Республики, используются в целях сохранения единой экологической системы как основы жизни и деятельности народа Кыргызстана, находятся под осо-

бой охраной государства; в частной собственности не могут находиться пастбища. Показательно, что: 1) основа жизни и деятельности народа увязана с сохранением единой экологической системы, которая позиционируется с пространством Кыргызстана; 2) не часто среда обозначается как экологическая; может быть, это и есть ее искомое определение.

Конституционная ответственность государства за реализацию прав и обязанностей граждан в сфере природопользования содействует прямо либо опосредованно созданию условий для их осуществления во всем их многообразии; охрана прав на природу в европейских странах предоставляется общественным объединениям граждан, муниципалитетам, в азиатских странах больше поручается государству, что обусловливает значение распределения функций по институтам, уровням власти. Возложение на публичную власть ответственности за рациональное природопользование наряду с соответствующими обязанностями, правами граждан представляется перспективным; норма о принятии в государстве надлежащих мер присутствовала в ст. 18 Конституции РСФСР 1978 г. В зарубежных странах вводится понятие экологического государства, вносились аналогичные предложения и о дополнении Конституции, законодательства РФ, однако должного наполнения конкретное содержание подобного термина в настоящее время не просматривается, и он выглядит пока доктринальным.

Португальское государство обязано через собственные органы, а также опираясь на народную инициативу, поддержку, для обеспечения права на окружающую здоровую среду в условиях устойчивого развития способствовать приданию экологической направленности различным сферам политики, разрабатываемой, проводимой на отраслевом уровне. В Словении государство заботится о сохранении природных богатств, культурного наследия, создает условия для гармоничного развития цивилизации, культуры, об охране окружающей среды. В соответствии с экологическими и экономическими интересами общества Грузинское государство обеспечивает охрану окружающей среды, рациональное природопользование (в отличие от российского Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» здесь экологические интересы поставлены раньше экономических). Публичные власти Испании регулируют пользование земельными участками в общих интересах с целью предупреждения спекуляции ими. Болгария обеспечивает охрану, воспроизводство окружающей среды, поддержание живой природы, ее разнообразие, разумное использование природных ресурсов страны. Правительство Монголии, исполняя законы государства в соответствии с обязанностями по общему руководству хозяйством, социальному, культурному строительству, принимает меры по охране окружающей среды, ра-

циональному использованию природных богатств, их восстановлению. В Румынии государство должно обеспечить эксплуатацию природных ресурсов в соответствии с национальными интересами, восстановление, охрану окружающей среды, сохранение экологического равновесия, создание условий, необходимых для повышения качества жизни. В Словакии государство заботится об экономном использовании природных ресурсов, экологическом равновесии, действенной заботе об окружающей среде.

Создание государством условий для реализации конституционных прав граждан, сочетания их с обязанностями в сфере природопользования предполагает гармоничное управление экологией и экономикой. По Конституции Республики Польской — Речи Посполитой государство должно охранять национальное наследие, обеспечивать защиту естественной окружающей среды в соответствии с принципами жизнеспособного развития; публичные власти должны проводить политику, обеспечивающую нынешнему и будущим поколениям экологическую безопасность; охрана окружающей среды является обязанностью публичных властей, которые должны поддерживать действия граждан, направленные на охрану, улучшение состояния окружающей среды, предупреждать негативные для здоровья последствия деградации окружающей среды (ср. с ч. 2 ст. 41 Конституции РФ). В соответствии со ст. 16 ч. II Конституции Филиппин государство защищает, поощряет право народа на сбалансированную и здоровую экологическую среду с учетом сохранения природной гармонии. Азербайджанское государство охраняет природу, историческое, материальное, духовное наследие народа, гарантирует сохранение экологического баланса (экологическое равновесие, баланс весьма необходимы для сочетания экологических, как и экономических, прав и обязанностей).

Нередко цели защиты прав, улучшения условий жизни человека и в связи с ними — охрана, восстановление среды его обитания в конституциях перемежаются. Туркменское государство отвечает за сохранность природной среды, осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты, улучшения условий жизни, охраны и восстановления окружающей среды; Кабинет министров Туркменистана осуществляет государственное управление экономическим, социальным развитием, обеспечивает рациональное использование, охрану природных ресурсов; генге-ши определяют меры по рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды (ср. с п. «е» ст. 71 Конституции РФ об установлении основ федеральной политики и федеральных программах в области экологического развития РФ, дополнением в 2020 г. ст. 132 новой частью третьей о единой системе органов местного самоуправления и органов государственной власти в РФ). Республи-

ка Таджикистан гарантирует эффективное использование природных ресурсов в интересах народа, принимает меры по оздоровлению окружающей среды. По английскому Закону о местном самоуправлении 2000 г. каждый местный орган власти должен подготовить стратегию для содействия благоденствию с целью улучшения экономических, социальных условий жизни общества, а также сохранения окружающей среды на данной территории8.

Основную заботу о защите прав, выполнении обязанностей граждан государства проявляют относительно сохранения земли как главного природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском хозяйстве, пространственной основы любой деятельности человека. По Конституции Словении для целесообразного использования земель устанавливаются особые условия их эксплуатации, особая защита сельскохозяйственных угодий. В соответствии с законодательством Украины земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства; обеспечение экологической безопасности, поддержание экологического равновесия, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда украинского народа являются обязанностью государства. В Республике Корея аренда земли запрещена, лизинг сельскохозяйственных земель, управление землей с целью повышения производительности, рационального использования сельскохозяйственных угодий по причине особых обстоятельств возможны в соответствии с законом; согласно ст. 122 Конституции государство правомочно вводить ограничения, возлагать обязанности, необходимые для сбалансированного использования, разработки, сохранения национальных земельных ресурсов, что является основой производственной деятельности, повседневной жизни всех граждан.

Аграрный характер природопользования обусловливает внимание к задачам государства по обеспечению прав граждан в этой области. В соответствии со ст. 29, 30 Конституции Арабской Республики Египет 2014 г. государство охраняет, расширяет площадь сельскохозяйственных земель, устанавливает уголовную ответственность за посягательство на законные земельные правоотношения, повышает уровень жизни населения сельскохозяйственных районов, защищает их от рисков в сфере окружающей среды, выделяет определенный процент мелиорированных земель малым фермерским хозяйствам, молодежи. Государство охраняет рыбные ресурсы, поддерживает лиц, занимающихся рыболовством, разрешая им осуществлять эту деятельность без ущерба для экологи-

8 См.: Конституции зарубежных стран / сост. В. Н. Дубровин. М., 2001; Абанина Е. Н., Боголюбов С. А., Золотова О. А., Камынина Н. Р. и др. Экологические положения конституций / под ред. Е. А. Высторобца. М.; Уфа, 2012.

ческой системы в соответствии с положениями, установленными в законе. Поскольку природные ресурсы государства принадлежат народу, оно их сохраняет, эффективно использует, не вправе истощать их, обязано охранять право будущих поколений на них. Предоставление права использования природных ресурсов, концессий на их публичное использование возможно только на основании закона и на период, не превышающий 30 лет. Государство охраняет реку Нил, рационализирует, расширяет ее использование, а также предотвращает истощение, загрязнение вод; защищает подземные воды, принимает необходимые меры для обеспечения водной безопасности, поддерживает научные исследования в этой сфере9.

Выделение в публичную собственность особо ценных природных объектов влечет повышенную конституционную ответственность государства за их сохранение, использование гражданами. В Турции государство гарантирует сохранение исторического, культурного, естественного богатства, принимает необходимые для этого меры; право исследовать, эксплуатировать ресурсы принадлежит государству, оно может делегировать это право физическим, юридическим лицам на определенный срок. Какие из природных ресурсов исследуются, эксплуатируются государством совместно с ними, а какие непосредственно ими самими — определяется законом. Условия, процедуры, принципы контроля, надзора со стороны турецкого государства, а также применения санкций, размер наделов земельной собственности в соответствии с различиями сельскохозяйственных регионов, типами сельскохозяйственных угодий также определяются законом. Обеспечение землей малоземельных, безземельных фермеров не должно вести к истощению лесных заповедников, другой земли, подземных ресурсов. Действия, акты, которые могли бы повредить лесным заповедникам, запрещаются; никакая политическая пропаганда, которая могла бы привести к уничтожению лесных заповедников, не должна иметь место; амнистии, помилования, касающиеся преступлений против лесных заповедников, не могут быть применены.

Деятельность государств по обеспечению прав граждан дифференцируется в зависимости от актуальности видов природопользования. Государственные органы Нидерландов по Конституции 1815 г. с поправками 1848, 1953, 1972, 1983, 2005 гг. и др. должны поддерживать в стране благоприятные для экологических систем условия, заботиться о сохранении населения, защите, улучшении окружающей среды; важная роль ввиду географического положения придается водопользованию, охране вод; поэтому нормотворческие, иные полномочия органов вод-

9 См.: Конституции государств Африки и Океании. Т. 1: Северная и Центральная Африка / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2018. С. 78—82.

ного контроля, вопросы обеспечения доступа общественности к их заседаниям устанавливаются актом парламента. Республика Литва проявляет заботу об охране естественной природной среды, животного, растительного мира, отдельных природных объектов, представляющих особую ценность местностей, осуществляет надзор в целях бережного использования, а также восстановления, приумножения природных ресурсов.

Полезен для России опыт федераций в области осуществления экологических прав и обязанностей граждан. По Конституции Австрии к ее ведению относятся лесное хозяйство (включая пастбища), горное, водное право, регулирование состояния, содержание водохранилищ в целях обеспечения безопасности при половодьях, а также для судоходства, лесосплава, строительство, содержание плотин, водных путей. К ведению Австрийской Федерации относится установление общих принципов законодательства, а к ведению земель — издание конкретизирующих законов, исполнительная деятельность по вопросам природных источников, земельной реформы, преобразований по вопросу проверки на совместимость с природой проектов, предполагающих значительное воздействие на окружающую среду (ср. с подобными положениями п. «е» ст. 71, п. «в» ч. 1 ст. 114 и др. Конституции РФ).

Многоуровневый характер государственного сопровождения прав и обязанностей возрастает, когда федерация становится частью другого объединения. Конституция Германии устанавливает, что государство, сознавая ответственность перед будущими поколениями, защищает естественные основы жизни (обязанность государства охранять природные памятники, заботиться о сохранении ландшафтов была закреплена в Веймарской Конституции 1919 г.); федеральные земли также закрепили положение об обязанности сохранять естественные основы жизни как одну из целей государства. ФРГ участвует в выполнении землями их задач, если эти задачи имеют значение для всего общества и участие Федерации необходимо для улучшения жизненных условий, в частности аграрной структуры, защиты береговой линии. Европейский суд признал ответственность ФРГ за состояние природоохранной деятельности земель в случаях трансграничного загрязнения последними прилегающих территорий других стран; согласно постановлению Европейского Союза от 29 июня 1993 г. о добровольном участии предприятий в общей системе экологического контроля, аудита (применяется непосредственно и имеет силу закона, минующего требования национального законодательства) контрольные полномочия земель уменьшаются, если исполнение экологических обязательств, обязанностей предприятий подтверждается независимыми экспертами.

Степень детализации, размежевания функций по защите экологических прав, созданию условий их

реализации наряду с обязанностями определяется размерами территорий, генезисом конституционного развития. Так, Швейцарский союз издает предписания об охране человека, окружающей его природной среды от вредных, обременительных воздействий, об избежании таких воздействий; устанавливает принципы пространственного планирования, которое возлагается на кантоны, служит целесообразному, экономному использованию земли; заботится об экономном использовании, охране водных ресурсов, о воспрепятствовании их вредным воздействиям; решает вопрос о правах на международные водные ресурсы, связанные с этим сборы с привлечением соответствующих кантонов; принимает решение, если кантоны не могут прийти к соглашению относительно прав на межкантональные водные ресурсы; заботится о выполнении защитных, экономических, рекреационных, иных социальных функций лесов; при выполнении своих целей учитывает интересы охраны природы, ландшафтов, памятников природы, сохраняет их в первозданном виде, если этого требуют интересы общества; может поддерживать усилия по охране природы, связанного с ней родного края, приобретать по договору или посредством изъятия объекты, имеющие общегосударственное для Союза значение; издает предписания для охраны животного, растительного мира, для сохранения их жизненного пространства в естественном многообразии; заботится о том, чтобы сельское хозяйство сохраняло естественные основы жизни, поддерживало культурный ландшафт, пополняло крестьянские доходы прямыми выплатами в целях компенсации за произведенную продукцию при условии доказанности выполнения экологических требований. Предусматривается совместная компетенция Швейцарского Союза и кантонов, которые стремятся к уравновешенному на продолжительное время соотношению между природой и ее способностью к обновлению, с одной стороны, и воздействием на нее человека — с другой.

Конституционный путь к установлению равновесия в правах и обязанностях граждан в сфере приро -допользовании государства и его частей не бывает простым. Испанские государственные власти заботятся о модернизации земледелия, животноводства, рыболовства в целях выравнивания уровня жизни испанцев. В компетенцию автономных сообществ могут входить земледелие, животноводство в соответствии с общим направлением экономического развития, леса, лесное хозяйство, управление в области охраны окружающей среды, рыбоводство во внутренних водах, использование продуктов моря, аква-культуры, охоты, речного рыболовства, использование гидротехнических сооружений, каналов, систем ирригации, представляющих интерес для автономного сообщества, а также минеральных, термальных вод. Государство призвано развивать рациональное использование природных ресурсов, сохраняя их

способность к обновлению, экологической устойчивости при уважении принципа солидарности поколений, содействовать в сотрудничестве с местными органами власти в обеспечении качественности городской среды; обладает исключительной компетенцией в сферах законодательства, использования и концессии гидроресурсов, гидросооружений, если воды протекают по территории более чем одного автономного сообщества и разрешения на строительство электрических сооружений, когда затрагиваются интересы двух и более автономных сообществ; регулирует основы законодательства об охране окружающей среды без ущерба для автономных сообществ устанавливать дополнительные нормы по ее охране, основы законодательства о лесах, их эксплуатации и маршруты следования скота (в поправках к Конституции РФ 2020 г. также закладывается положение ст. 751 о создании условий для взаимного доверия государства и общества, экономической, политической, социальной солидарности; не упомянута сфера экологии, как в Испании, но и предусмотренная в российской Конституции триада не может не включать экологический вектор).

По-иному распределяется ответственность за осуществление обязанностей и прав природопользования в Конституции Италии: в пределах принципов, установленных законами государства, область издает законодательные нормы при условии, что они не противоречат национальным интересам, интересам других областей по вопросам градостроительства, туризма, водопроводов, навигации, пристаней на озерах, минеральных, лечебных вод, карьеров, торфоразработок, охоты, рыболовства во внутренних водах, сельского хозяйства, лесов. В федеративной Канаде конституционными актами к исключительному ведению провинций отнесены управление, продажа государственных земель, принадлежащих провинции, строевого леса на них, каналы, связывающие одну провинцию с другой или выходящие за пределы провинции; разведка естественных невозобновляемых ресурсов в провинции, пользование ими и лесными ресурсами, их экспорт; в каждой провинции законодательный орган может издавать законы, касающиеся земледелия в провинции. Парламент Канады может издавать законы, касающиеся земледелия во всех или некоторых провинциях, и всякий закон, изданный законодательным органом провинции в отношении земледелия, будет иметь силу в провинции и для провинции лишь до тех пор и постольку, пока и поскольку не противоречит какому-либо акту парламента Канады10.

Федеративная Индия провозглашает политику, направленную на то, чтобы собственность, контроль над материальными ресурсами наилучшим образом

10 Предупреждение, пресечение сепаратизма и местного экологического эгоизма выглядит типичным для конституций федеративных государств.

служили общему благу, земледелие и животноводство организовывались на современной научной основе; прилагает усилия к защите, улучшению окружающей среды, охране лесов, живой природы страны. К полномочиям Индийского Союза отнесены атомная энергия, источники сырья, необходимые для ее производства, регулирование нефтяных промыслов, ресурсов минеральных масел, нефть, нефтяные продукты, другие вещества, которые определены законом парламента как огнеопасные; развитие горнорудных разработок, междуштатных рек, речных бассейнов в пределах, в которых такой контроль со стороны Союза определен парламентом как целесообразный в публичных интересах. Союз занимается регулированием рыболовства, рыбного промысла вне пределов территориальных вод, добычи, снабжения, распределения соли. В компетенции штатов Индии входят сельское хозяйство, включая сельскохозяйственное, ветеринарное образование, практику, исследования в области сельского хозяйства; загоны, предупреждение потрав скотом (эта функция предусматривалась еще в Соборном Уложении русского царя Алексея Михайловича 1648 г.), земля, ее аренда, передача, улучшение, отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, колонизация, рыбный промысел. Конкурирующая компетенция Индийского Союза и штатов в соответствии с подробными нормами Конституции включает: предотвращение жестокого обращения с животными, защиту диких животных, птиц, предупреждение распространения из одного штата в другой инфекционных заболеваний, паразитов человека, животных, растений. К полномочиям и ответственности панчаятов (муниципалитетов) относятся: земледелие, включая сельскохозяйственное развитие, улучшение земель, проведение земельных реформ, объединение, сохранение земель, малая ирригация, рыбная ловля, общественное лесоводство, заповедники, второстепенное производство из лесных материалов, питьевая вода; нетрадиционные источники энергии, охрана природы, управление обширными пустынными пространствами, городское лесоводство, защита окружающей среды, со -действие разрешению экологических проблем, обеспечение таких городских удобств, как парки, сады, спортивные площадки. Конституционный характер приобретает разработанный и принятый 30 лет назад План действий по Гангу — «реке жизни» с созданием центрального управления по очищению его вод, сокращению промышленного, бытового, иного антропогенного загрязнения. Индия становится первой страной, где за крупной рекой признается право на самостоятельное правовое существование и обращение за защитой в суд (представляет интерес, как это право будет реализовываться: через общественные объединения граждан, бассейновые организации, государственные представительства? Пока эта инициатива выглядит пропагандистской, но, может

быть, с учетом индуизма, менталитета жителей окажется вкладом в развитие статуса граждан, природных объектов).

Отношения граждан к природопользованию подразумевает как использование, так и дополнение демократических, гуманитарных основ, проявляющихся в государственной ответственности за реализацию конституционных экологических обязанностей и прав. В § 2 Конституции Финляндии определено, что целью демократии является обеспечение каждому права участвовать в общественной деятельности и развитии среды обитания. Власть должна содействовать обеспечению здоровой окружающей среды, права каждого влиять предусмотренными законом способами на принятие решений по вопросам, касающимся его собственной жизненной среды. В Хорватии к высшим ценностям конституционного строя отнесены не только свобода, равенство, национальное равноправие, миротворчество, социальная справедливость, уважение прав человека, неприкосновенность собственности, но и охрана природы и окружающей среды.

В КНР рациональность природопользования становится охватывающей массы идеей, национальным вектором развития, кампанией страны; в соответствии со ст. 26 Конституции КНР государство принимает меры по охране, оздоровлению окружающей среды, предотвращает ее загрязнение, другие нарушения. Председатель КНР на XIX съезде Коммунистической партии Китая призвал к экоцивилизаци-онному строительству «красивого Китая»; традиции, своеобразие конституционных подходов к природопользованию выражаются в чувстве коллективизма, мобилизации населения на охрану природы в условиях развития промышленности, поощрении участия граждан, трудовых коллективов в борьбе с экологическими правонарушениями11.

В Основном законе Республики Корея ставка делается на государство, на претворение принятых при-родоресурсных законов в жизнь; экологическая тематика становится предметом протестов граждан против застройки районов, где мнение избирателей выглядит «музыкой свободы»; по сообщениям СМИ, кореец хочет чувствовать себя владеющим экологической ситуацией, лично влияющим на нее12.

11 См.: Бевеликова Н. М. Решение экологических проблем в Китае: правовые аспекты // Право и экология: материалы VIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 23—24 мая 2013 г.) / отв. ред. Ю. А. Тихоми-ров, С. А. Боголюбов. М., 2014. С. 313—315; Фицай Д. А. Способы защиты экологических прав граждан России и Китая: проект дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021; Экологические императивы в законах и жизни / сост. С. А. Боголюбов, Н. Р. Камынина, Н. В. Кичигин, Т. Ю. Машкова. М., 2019. С. 10—13 (ав-тор — Ю. А. Тихомиров), 133—135 (автор — Е. В. Марьин).

12 См.: Меркачева Е. Страна трудяг и «паразитов» // Московский комсомолец. 2020. 12 февр. С. 5.

Заключение. Развитие экологических идей, прав, обязанностей подтверждает закономерности их признания, защиты с учетом географического, политического состояния стран, их режимов, общественной и индивидуальной психологии народов, исповедующих различные воззрения, соотносимые с природопользованием, прогнозированием его будущего. Из основных законов ряда стран видны внимание к экологическим обязанностям граждан наряду с предоставлением им соответствующих прав, разнообразие и своеобразие провозглашения природоресурсной и природоохранной целей в контексте с защитой прав, которая может наполняться иными смыслами в представлениях национальных правоприменителей. Различия в подходах к правам и обязанностям в сфере природопользования предполагают их сочетание в ходе устойчивого развития, использование единых методов соблюдения при консолидации человечества для решения всемирных эколого-правовых задач. Конституционные права и обязанности граждан в сфере природопользования

связаны с культурными ценностями, являются их частью; эффективность реализации прав и обязанностей определяется постановкой экологического образования, воспитания, иными предусмотренными в конституциях условиями; определение окружающей среды, на которую возникает конституционное право граждан, страдает неопределенностью, попытки конкретизировать достойную, чистую, безопасную, здоровую, благоприятную и т. п. среду не увенчиваются успехом и сводятся в основном к формальным показателям уровня здоровья проживающих на соответствующей территории граждан. В конституциях отметим подчинение государства законам, предполагающее, как и в России, правовое государство, иногда лишь формируемое; планирование природопользования как механизм организации осуществления статуса граждан; обозначение стабильности форм природопользования в социальном государстве; объединение в одной статье ответственности, обязанностей государства и других природопользователей.

Список литературы

Абанина Е. Н., Боголюбов С. А., Золотова О. А., Камынина Н. Р. и др. Экологические положения конституций / под ред. Е. А. Высторобца. М.; Уфа, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Андриченко Л. В., Боголюбов С. А., Васильев В. И. и др. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): монография / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2013.

Бевеликова Н. М. Решение экологических проблем в Китае: правовые аспекты // Право и экология: материалы VIII Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 23—24 мая 2013 г.) / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, С. А. Боголюбов. М., 2014.

Боголюбов С. А. Потенциал экологических норм Конституции России // Журнал российского права. 2018. № 5.

Васильева М. И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. 2005. № 1.

Голиченков А. К. Экологические права и обязанности по законодательству Российской Федерации // Актуальные проблемы теории права и государства и экологического права. Вып. 1. М., 2001.

Ефимова Е. И. Развитие института «экологические права и обязанности» в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. 2004. № 2.

Игнатьева И. А. Экологические права и обязанности в конституциях государств — участников СНГ // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2002. № 1.

Конституции государств Азии: в 3 т. / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2010.

Конституции государств Америки: в 3 т. / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М., 2006.

Конституции государств Африки и Океании. Т. 1: Северная и Центральная Африка / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2018.

Конституции государств Европы: в 3 т. / под ред. Л. А. Окунькова. М., 2001.

Конституции зарубежных государств. М., 1996.

Конституции зарубежных стран / сост. В. Н. Дубровин. М., 2001.

Международно-правовое и национальное регулирование экологической сферы общества: сб. ст. / сост. Ю. С. Шемшучен-ко, С. А. Боголюбов. М., 2011.

Меркачева Е. Страна трудяг и «паразитов» // Московский комсомолец. 2020. 12 февр.

Новикова Е. В. О проблемах распределения экологических обязанностей между природопользователями // Экологическое право. 2003. № 2.

Новые конституции стран СНГ и Балтии: сб. док. / отв. ред. Н. А. Михалева. 2-е изд. М., 1997.

Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. М., 1993.

Рудинский Ф. М. Наука прав человека и проблемы конституционного права. М., 2006.

Чиркин В. Е. Конституционная эволюция частной собственности // Конституция и экономика. Материалы круглого стола 1 октября 2012 года / под общ. ред. И. А. Алебастровой. М., 2013.

Фицай Д. А. Способы защиты экологических прав граждан России и Китая: проект дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021.

Экологические императивы в законах и жизни / сост. С. А. Боголюбов, Н. Р. Камынина, Н. В. Кичигин, Т. Ю. Машкова. М., 2019.

References

Abanina E. N., Bogolyubov S. A., Zolotova O. A., Kamynina N. R. i dr. Environmental provisions of the constitutions. Ed. by E. A. Vystorobets. Moscow; Ufa, 2012. 385 p. (In Russ.)

Andrichenko L. V., Bogolyubov S. A., Vasil'ev V. I. et al. Constitution of the Russian Federation: from the image of the future to reality. Ed. by T. Y. Khabrieva. Moscow, 2013. (In Russ.)

Bevelikova N. M. Solution of environmental issues in China: legal aspects. Law and Ecology: Materials of VIII International Scientific Practical School of Young Scientists-Lawyers (Moscow, 23—24 May 2013). Ed. by Yu. A. Tikhomirov, S. A. Bogolyubov. Moscow, 2014. Pp. 313—315. (In Russ.)

Bogolyubov S. A. The Potential of Environmental Norms of the Russian Constitution. Journal of Russian Law, 2018, no. 5, pp. 16— 25. (In Russ.) DOI: 10.12737/art_2018_5_2.

Chirkin V. E. Constitutional evolution of private property. Constitution and Economics. Materials of the round table on October 1, 2012. Ed. by I. A. Alebastrova. Moscow, 2013. (In Russ.)

Constitutions of African and Pacific States: Collected Book. Book 1: North and Central Africa. Ed. by T. Y. Khabrieva. Moscow, 2018. 952 p. (In Russ.)

Constitutions of foreign countries. Compilied by V. N. Dubrovin. Moscow, 2001. (In Russ.) Constitutions of foreign countries. Moscow, 1996. (In Russ.)

Constitutions of the States of America. Ed. by T. Y. Khabrieva. Moscow, 2006. (In Russ.) Constitutions of the States of Asia. Ed. by T. Y. Khabrieva. Moscow, 2010. (In Russ.) Constitutions of the States of Europe. Ed. by L. A. Okun'kov. Moscow, 2001. (In Russ.)

Efimova E. I. Development of the Institute "Environmental Rights and Responsibilities" in Environmental and Legal Research. Environmental Law, 2004, no. 2. (In Russ.)

Ekologicheskie imperativy v zakonakh i zhizni. Ed. by S. A. Bogolyubov, N. R. Kamynina, N. V. Kichigin, T. Yu. Mashkova. Moscow, 2019.

Fitsay D. A. Sposoby zashchity ekologicheskikh prav grazhdan Rossii i Kitaya: proekt. Cand. diss. Moscow, 2021. Golichenkov A. K. Ekologicheskie prava i obyazannosti po zakonodatel'stvu Rossiyskoy Federatsii. Aktual'nye problemy teorii prava i gosudarstva i ekologicheskogo prava. Iss. 1. Moscow, 2001.

Ignatieva I. A. Environmental rights and obligations in the constitutions of the CIS member states. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 11: Pravo, 2002, no. 1. (In Russ.)

Merkacheva E. Strana trudyag i "parazitov". Moskovskiy komsomolets, 2020, February 12.

Mezhdunarodno-pravovoe i natsional'noe regulirovanie ekologicheskoy sfery obshchestva. Ed. by Yu. S. Shemshuchenko, S. A. Bogolyubov. Moscow, 2011.

New constitutions of the CIS and Baltic states. Ed. by N. A. Mikhaleva. 2nd ed. Moscow, 1997. 668 p. (In Russ.) Novikova E. V. O problemakh raspredeleniya ekologicheskikh obyazannostey mezhdu prirodopol'zovatelyami. Environmental Law, 2003, no. 2, pp. 3—9.

Reshetnikov F. M. Legal systems of the countries of the world. Moscow, 1993.

Rudinsky F. M. Science of human rights and problems of constitutional law. Moscow, 2006. (In Russ.)

Vasil'eva M. I. Pravo na blagopriyatnuyu okruzhayushchuyu sredu kak element pravovogo statusa lichnosti. Environmental Law, 2005, no. 1, pp. 19—26.

Информация об авторе

Сергей Александрович Боголюбов, научный руководитель отдела экологического и аграрного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.