Научная статья на тему 'Экологический императив социальной ответственности'

Экологический императив социальной ответственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
582
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая социальная ответственность / социальное пространство / экс-пертиза / аудит / оценка / экономика / environmental social responsibility / social space / expertise / audit / evaluation / economics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрченко Л.И., Миносян А.С.

Стратегия экологической социальной ответственности может реализоваться в системе ря-да эколого-экономических процедур, составляющих базовую основу инструментов устойчивого развития. Среди них оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, эко-логический аудит, система управления окружающей средой. Проанализированы, систематизиро-ваны приемы социально ответственного их осуществления, намечены механизмы усовершен-ствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL IMPERATIVE OF SOCIAL RESPONSIBILITY

Environmental Strategy of social responsibility can be realized in the system of a number of ecological and economic procedures that make up the basic framework for sustainable development tools. Among them the environmental impact assessment, environmental assessment, environmental auditing, envi-ronmental management system. Analyzed, systematized practices socially responsible for their implemen-tation, planned improvement mechanisms.

Текст научной работы на тему «Экологический императив социальной ответственности»

УДК 316.334.5

Л.И. ЮРЧЕНКО, д-р филос. наук, профессор

профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Харьковский учебно-научный институт ГВУЗ Университет банковского дела, г. Харьков, Украина

А.С. МИНОСЯН, канд. ист. наук, профессор

заведующий кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин Харьковский государственный университет питания и торговли, г. Харьков, Украина

Статья поступила 4 апреля 2016г.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Стратегия экологической социальной ответственности может реализоваться в системе ряда эколого-экономических процедур, составляющих базовую основу инструментов устойчивого развития. Среди них оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологический аудит, система управления окружающей средой. Проанализированы, систематизированы приемы социально ответственного их осуществления, намечены механизмы усовершенствования.

Ключевые слова: экологическая социальная ответственность, социальное пространство, экспертиза, аудит, оценка, экономика.

Введение. Отношение человека к природе принципиально не изменялось веками, а современный экологический кризис достаточно существенно отрезвил человечество. Европа, вся планета в нашем сознании вдруг стали ничтожно малыми и уязвимыми, а многочисленное количество их обитателей - пассажирами одной лодки. Суровая реальность требует четкого осознания, что лучше принять меры в настоящий момент, до того, как произойдет беда, чем потом преодолевать ее опасные последствия. Но очень непросто отказаться от устоявшегося порядка, который имеет лишь то

преимущество, что хорошо известен всем, кто им пользуется.

Проблемы окружающей среды - это органическое переплетение экономических, политических, правовых, научных а также этических аспектов. Прискорбно, но факт, что многие специалисты разных отраслей, политиков, общественных деятелей, не пересмотрят свои позиции, не откажутся от технократических позиций, пока какое-то потрясение не заставит их это сделать.

Очеловечивание природной среды возлагает огромную социально экологическую от-

ветственность на все без исключения страны, требует тесной интеграции природоохранных усилий. Вынужденные разворачивать многоаспектную природоохранную деятельность, мы вдруг обнаружили, что экологические проблемы «не признают» границ. Весь предыдущий многовековой опыт человечества был направлен, главным образом, на исследование и использование отдельных аспектов природного окружения с целью получения необходимых материальных благ; поэтому он оказался слишком «фрагментарным» и «специализированным».

Нынешнюю экологическую ситуацию украинских регионов восточной Европы можно охарактеризовать как кризисную, такую, что формировалась в течение длительного периода из-за пренебрежения объективными законами развития и воссоздания при-родно-ресурсного комплекса. Исключительной особенностью этих регионов является то, что экологически острые локальные ситуации усиливаются большими межгосударственными социально-политическими катастрофами. Природная окружающая среда некогда таких цветущих и животворных земель сегодня «в коме», тяжело умирает, уже почти «не дышит». При таких условиях, экологические проблемы украинских реалий, трансформируясь в общеевропейские проблемы выживания, нуждаются в осмыслении уже не как сугубо природоохранные, а как такие, которые охватывают весь комплекс межгосударственных проблем обеспечения гармонизации коэволюции человека и природы на континенте. Обостряется необходимость формирования нового типа межгосударственного европейского взаимодействия, которое упорядочивает и организует человеческую жизнедеятельность во всей ее целостности на принципах экологической социальной ответственности за продолжение жизни современных и будущих поколений людей и безопасного существования всех релевантных относительно человека составляющих природы. Пути решения данных проблем все еще остаются неопределенными.

Основная часть. Стратегия экологической социальной ответственности может реализоваться в системе ряда эколого-экономических процедур, составляющих базовую основу инструментов устойчивого развития.

Одной из важнейших в данной системе является процедура «Оценки воздействия на окружающую среду» - систематический ана-70

лиз и оценка экологических последствий намечаемой деятельности, консультаций со стейкхолдерами, а также учет результатов анализа в планировании, проектировании и осуществлении данной деятельности.

Таким образом, оценка предусматривает, с одной стороны, выбор оптимальных условий для экономической деятельности, с другой -определение существующих для этого резервов в аспектах социальной ответственности предприятия или компании.

В этой связи, одной из проблем экологической социальной ответственности, которая связана с современной экономической теорией, есть необходимость включения экологических ценностей и факторов в число экономических категорий. Проблема имеет давнюю историю. Из всех ценностей окружающего мира политэкономия допускала в круг экономических категорий только продукты человеческого труда. Это создавало трудности для теоретиков природопользования и служило препятствием в установления цен на восстанавливаемые природные ресурсы. Не существует никакой стоимости, которая не содержит экологического естества или в создании которой в той или другой форме не принимают участие условия и факторы окружающей среды. Если даже настойчиво оставаться в шорах трудовой теории, то все равно не существует труда вне биологической природы и экологической обусловленности.

Поэтому одним из главных условий феномена социальной ответственности выступает экологизация экономики, как важнейшее требование современности, которое означает более разносторонний и вместе с тем системный подход к окружающему материальному миру, осознанию роли и значения природы в жизни человека. Экологический императив в контексте экономики, как необходимое условие и одновременно главная составляющая устойчивого развития, включает:

- привлечение экологических условий, факторов и объектов, в частности ресурсов, которые возобновляются, в число экономических категорий;

- формирования интернационального и межрегиональных рынков экологических ценностей и факторов окружающей среды;

- переход на новую систему ценообразования, которая учитывает экологические факторы, убытки и риски;

- подчинение экономики природных ресурсов и экономики производства экологическим ограничениям и принципу сбалансированного природопользования;

- отказ от диктата предложения и искусственной стимуляции вторичных факультативных потребностей;

- изменение и эколого-экономическая ориентация структуры потребностей и стандартов благосостояния.

Указанные императивы экологизации экономики обуславливают перемещение центра экономического анализа из промежуточных на конечные результаты экономической деятельности и дальше на прогнозируемые тенденции развития в соответствии с принципами социальной ответственности.

Основой системы экологической оценки выступает экологическая экспертиза, которая организуется государственными природоохранными органами. Экологическая экспертиза - это научно-практическая деятельность специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, что основывается на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроект-ных, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может негативно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды и здоровье людей [1].

Прерогатива экологической экспертизы состоит в обеспечении свободы подготовки выводов по результам работы. Экспертная комиссия руководствуется исключительно фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами; отстаивает принципы охраны окружающей среды, а не интересы отдельного ведомства или группы людей. Обеспечение максимальной открытости, публичности и широкой гласности является обязанностью органов экологической экспертизы.

Императив экологической юридической ответственности воплощается в экологическом аудите как разновидности управленческой и предпринимательской деятельности.

Экологический аудит стал играть важную роль в урегулировании конфликтов между национальными органами охраны окружающей среды и компаниями-нарушителями экологического законодательства при условиях, когда причина правонарушения - отсутствие экологической программы на предприятии или неадекватность ее экологиче-

ским требованиям. Современный экологический аудит - это не только проверка состояния предприятия на предмет соответствия требованиям природоохранного законодательства, но и основа для разработки комплекса мероприятий по предотвращению его возможных нарушений, а также последовательному следованию нормам социальной ответственности и международным стандартам ISO 14000 [2].

Поддержка коллективной социальной ответственности и устойчивого развития требует создания системы управления природоохранной деятельностью на уровне мирового сообщества, отдельных стран, конкретных субъектов деятельности, то есть создание интегрированной системы управления окружающей средой, которая должна быть связана с общей структурой мирового экономического пространства и охватывать в комплексе все вопросы цепи «окружающая среда - производство - общество».

Одним из базовых императивов управления окружающей средой выступает определение и удовлетворение потребностей стейк-холдеров, на которые организация влияет своей основной деятельностью. В качестве стейкхолдеров могут выступать потребители, жители населенного пункта, местные органы власти.

Структура модели системы управления окружающей средой предусматривает следующие ответственные шаги:

- организация должна определить свою экологическую политику;

- для ее реализации разрабатываются экологические цели, задания и программы;

- организация обеспечивает их внедрение и функционирование;

- достигнутые результаты контролируются и корректируются (при необходимости);

- по итогам контроля проводится анализ со стороны руководства, во время которого принимается решение о пересмотре политики и определении путей последующего совершенствования [3].

Чрезвычайно важным условием эффективности и действенности системы управления окружающей средой является внедрение системы стимулирования предприятий к осуществлению природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий, в частности:

- усовершенствование нормирования качества окружающей среды, платежей за природопользование и загрязнение окружающей среды;

- экологизация ценообразования через механизмы введения экологической надбавки к цене продукции, внедрения системы экологической маркировки;

- экологизация налоговой системы путем широкого внедрения системы льготного налогообложения;

- ускоренные нормы амортизации фондов природоохранного назначения;

- внедрение механизмов экологизации кредитной, инвестиционно-инновационной и таможенной систем.

Одной из ключевых проблем создания стройной системы экологической социальной ответственности современного мира, которая блокирует решение вопросов, связанных с экологической безопасностью, является дефицит финансовых ресурсов и низкая эффективность их использования. Дифференциация экологического состояния регионов государства, с одной стороны, предопределяет необходимость прозрачной и последовательной государственной экологической политики, направленной на максимальный учет особенностей экологической ситуации в каждом регионе, с соответствующим уровнем расходов на эту сферу, а с другой стороны, нуждается в гибкости и эффективности инструментов, достаточности источников природоохранных мероприятий в пределах самого региона.

Основываясь на теории интернационализации внешних негативных экологических эффектов с внутренними, то есть перенесение внешних расходов на их виновника, основными источниками финансирования экологических мероприятий в регионе должны стать предприятия-приропользователи, фонды охраны окружающей среды и бюджеты разных уровней. Причем суммарный удельный вес отмеченных трех источников должен быть тем больше, чем хуже является экологическое состояние региона.

Особого внимания заслуживает внебюджетный фонд охраны окружающей среды как источник финансирования природоохранных мероприятий.

Необходимыми условиями превращения такого фонда в весомый источник финансирования экологической безопасности в регионе являются следующие мероприятия:

- создание эффективных механизмов аккумулирования средств в таких фондах путем достижения адекватности платежей реальному вреду, который наносится окружающей среде;

72

- создание достаточной доходной базы фонда окружающей среды.

Задачи ответственного создания эффективных механизмов распределения и использования средств фонда лежит в двух плоскостях:

во-первых, основным критерием распределения средств фонда должен стать принцип наивысшей эколого-экономической эффективности, то есть максимального экологического эффекта при минимальных экономических затратах и рисках;

во-вторых, формами осуществления расходов такого фонда должно стать безвозвратное финансирование в виде грантов, субсидий, субвенций, а также широкое применение кредитных механизмов.

Таким образом, фонд охраны окружающей среды становится мощным источником аккумулирования и распределения финансовых ресурсов для финансирования перспективных проектов в контексте социальной ответственности.

Проблемы экологической ответственности в процессе коммуникации в производстве, реализации и потреблении товаров порождены несогласованностью экономической, демографической и природно-ресурсной сторон экономического развития. Они формируются на национальном уровне с последующим развитием этих тенденций в глобальном масштабе и образованием синергетических эффектов.

Мировая практика социальной коммуникации насчитывает много модификаций инструментов реализации социальной ответственности (таможенно-налоговых, нетарифных, политических, морально-религиозных), которые, безусловно, должны быть трансформируемыми относительно решения задач экологического характера.

В будущем развитии схем продвижения экологически чистой продукции на мировой рынок просматривается возможность упорядочивания существующих инструментов социальной ответственности и выбора из них наиболее приемлемых. Такие тенденции во внешнеэкономической деятельности отличаются мощным позитивным потенциалом также для развития внутреннего рынка высококачественной и экологически безопасной продукции, обеспечивая его насыщение и ценовую конкурентоспособность.

Благодаря фискальной функции пошлин, возможно регулирование потребления сырья и готовой продукции, которые не отвечают

экологическим стандартам. В этом случае решения о допуске товара на внутренний рынок принимает не потребитель, а государство, регулируя объемы потребления ценовыми механизмами. В ином случае, если товар высококачественен, могут быть использованы преференциальные (льготные) пошлины.

Стратегическим направлением создания систем экологической социальной ответственности является управление качеством продукции и производства в соответствии со стандартами ISO 9000 [4].

Закономерным результатом социально ответственного ведения хозяйства является информирование потребителя об экологическом имидже товара путем его маркировки. Основой экологической маркировки являются стандарты ISO 14000 и системы международной сертификации [4].

Заключение. Международное общество экологической экономики, активными членами которого являются десятки стран мира, определяет экологию как «хозяйство природы (natures household)», а экономику как «хозяйство человека (humankinds household)» и ставит целью исследование «экологии человека» и «экономики природы», всего множества взаимосвязей, которое включает экономическую подсистему как неотъемлемую

составляющую глобальной экосистемы.

Речь идет о принятии без промедления целого комплекса новых государственных и межгосударственных эколого-экономических ориентиров, которые будут способствовать созданию системы корпоративной и индивидуальной социальной ответственности в коло-гическом контексте. Такими могут быть следующие первоочередные меры:

- включение норм защиты окружающей среды в международные договоры и соглашения, в том числе торговые (в частности, императивов экологической ответственности);

- требование сохранения окружающей среды должно быть включено в число критериев, которые используются международными финансовыми институтами при рассмотрении грантов из фондов развития (важно учесть и то, что некоторые международные финансовые институты, созданные для содействия развитию «третьего мира», нередко наносят им больше вреда, чем пользы, поскольку игнорируют экологические последствия крупномасштабных

проектов);

- внедрение принципа «обмена долгов на экологию» с целью поощрения экологической деятельности;

- определение величины валового национального продукта должно учитывать истощение природных ресурсов, природа не может считаться безграничной и бесплатной.

- отказ от финансовых поощрений экологически неполноценной деятельности, в первую очередь от тех инвестиций, которые оплачивают экологически ущербную экономику;

- полная достоверная информация об экологическом влиянии товаров.

Вышеизложенные положения свидетельствуют в пользу того, что следует активно разрабатывать, развивать и внедрять в практику действенные механизмы стимулирования экологической социальной ответственности и, таким образом, всесторонне способствовать выполнению обязательств по международным соглашениям в аспекте проблем окружающей среды и развития.

Список литературы

1. Ли, Н. Экологическая экспертиза : учебное руководство ; пер. с английского под ред. С.М. Говорушко / Н. Ли. — М.: Экопрос, 1995

2. ISO 14010 Руководство по экологическому аудиту - Общие принципы экологического аудита. - [Электронный ресурс] : http://text.normativ.ua/doc3061.php

3. ИСО 14000 Международные стандарты. Сборник (подготовлен и отредактирован ВНИИКИ) - М.: Госстандарт России, 1997

4. Васильев, А. ISO 9000. Международные стандарты ISO серии 9000. История и развитие / А. Васильев. - [Электронный ресурс]. -tp://www.leanzone.ru/index.php?Itemid =90&catid=41:2008-12-22-17-57-43&id=182:-iso-9000-&option=com_content&view=article

Резюме. Проблемы окружающей среды -это органическое переплетение экономических, политических, правовых, научных а также этических аспектов. Нынешнюю экологическую ситуацию украинских регионов восточной Европы можно охарактеризовать как кризисную, которая формировалась в течение длительного периода из-за пренебрежения объективными законами развития и

73

воссоздания природно-ресурсного комплекса. Особенностью этих регионов является то, что экологически острые локальные ситуации усиливаются межгосударственными социально-политическими катастрофами.

Стратегия экологической социальной ответственности может реализоваться в эколо-го-экономических процедурах, составляющих базовую основу инструментов устойчивого развития: оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологический аудит, управление окружающей средой.

Первоочередные меры экологической социальной ответственности:

- включение норм защиты окружающей среды в договоры и соглашения, в том числе торговые;

- требование сохранения окружающей среды должно быть включено в число критериев, которые используются международными финансовыми институтами при рассмотрении грантов из фондов развития;

- внедрение принципа «обмена долгов на экологию» с целью поощрения экологической деятельности;

- определение величины валового национального продукта должно учитывать истощение природных ресурсов.

- отказ от финансовых поощрений экологически неполноценной деятельности, от инвестиций, которые оплачивают экологически ущербную экономику;

- полная достоверная информация об экологическом влиянии товаров.

Abstract. Environmental problems is asys-tematic entwinement of economic, political, law, scientific and ethical aspects. Current ecological

situation of Ukrainian regions inthe Eastern Europe can be described as recessionary, that has been formed for over a long period due to the neglect of the objective laws of development and natural-resource complexrecovery. Increase of environmentally acute local situation due to the country-to-country social and political disasters is the main feature of these regions.

Environmental strategy of the social responsibility can be implemented in ecological and economic procedures composing the basic framework ofinstrumentsfor sustained development: environmental impact evaluation, environmental assessment, environmental audit-ingand management of environment.

Priority measures of environmental social responsibility:

- including of environmental protection standards in contracts and agreements, including trade agreements;

- requirement to maintain the environment should be included to the criteria number that are used by the international financial institutions when considering the grants of development funds;

- implementation of the principle "Debt-for-nature swap" in order to promote environmental activities;

- determination of the gross national product should considerdepletion of natural resources.

- refusal of the financial rewards of ecologically deficient activity, of investments, which supportenvironmentally burdensome economy;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- authenticity of information on the environmental impact of products.

YURCHENKO Liubov I., Doctor of Philos. Sc., Professor

Professor of the Department of Social Sciences and Humanities Kharkov Educational-Scientific Institute

State Higher Educational Establishment «Banking university», Kharkov, Ukraine MINOSYAN Andrey S., Cand. of Histor. Sc.

Professor

Kharkiv State University of Food Technology and Trade, Kharkov, Ukraine

ENVIRONMENTAL IMPERATIVE OF SOCIAL RESPONSIBILITY

Environmental Strategy of social responsibility can be realized in the system of a number of ecological and economic procedures that make up the basic framework for sustainable development tools. Among them - the environmental impact assessment, environmental assessment, environmental auditing, environmental management system. Analyzed, systematized practices socially responsible for their implementation, planned improvement mechanisms.

Keywords: environmental social responsibility, social space, expertise, audit, evaluation, economics

References

1. Lee N. Environmental impact assessment. Tutorial, Transl. from English under the editorship of S.M. Govorushko, M.: Ekopros, 1995.

2. ISO 14010 Guidelines for environmental auditing - General principles of environmental auditing: http://text.normativ.ua/doc3061.php

3. ISO 14000 International standards. Collected volume (prepared and edited by VNIIKI), M.: State Standard of Russia 1997

4. Vasiliev A. ISO 9000 International standard ISO 9000 series. History and development: =90&catid=41:2008-12-22-17-57-43&id=182:-iso-9000-&option=com_content&view=article

Received 4 April 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.