Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (январь - февраль 2016)
http://naukovedenie.ru [email protected]
Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/
Том 8, №1 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-1
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/19EVN116.pdf
DOI: 10.15862/19EVN116 (http://dx.doi.org/10.15862/19EVN116)
Статья опубликована 15.03.2016.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Аманташева А.Т. Участие международных организаций в формировании глобальной экологически ориентированной экономики // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/19EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/19EVN116
УДК 33
Аманташева Айсулуу Темирбековна
ООО «Байкальская горная компания» Филиал в г. Москва, Россия, Москва1 Специалист отдела охраны окружающей среды МГИМО (У) МИД России, Россия, Москва Аспирант кафедры «Международных комплексных проблем природопользования и экологии»
E-mail: [email protected]
Участие международных организаций в формировании глобальной экологически ориентированной экономики
Аннотация. Проблема защиты окружающей среды один из глобальных вопросов современности. Для минимизации и предупреждения негативного влияния на экологическую обстановку в мире мировым сообществом были сформулированы единые международные экологические стандарты. Непосредственную роль в создании единых международных экологических принципов сыграли международные институты. Данная статья посвящена данным природозащитным организациям и их влиянию на формировании единых международных принципов и стандартов в области экологии.
Ключевые слова: экология; окружающая среда; международные экологические стандарты; устойчивое развитие; природозащитные организации; экологически ориентированное экономическое развитие
Состояние окружающей природной среды на сегодняшний день является одним из важнейших вопросов [13, а 350], поставленных перед человечеством, которое в свою очередь стремится сделать свою жизнь максимально комфортной, зачастую при этом нанося ущерб природе. В связи с этим возникает потребность минимизировать негативное влияние человеческой деятельности на окружающую среду, а по возможности и вовсе предупредить его.
Международные и национальные природозащитные организации активно занимаются поиском способов сохранения природных ресурсов. Данный вопрос является одной из важнейших глобальных проблем, предусмотренных в различных конвенциях и программах ООН и одной из Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия
1 121609, Россия, Москва, Рублевское шоссе, 28
ООН. Международные организации, такие как Всемирный банк, сотрудничают с развивающимися странами, помогая им решать экологические проблемы и задачи, возникающие по мере развития этих стран. Принципиальной целью ОЭСР, в соответствии с Программой ОЭСР по Безопасности Окружающей Среды и Здоровья (БОЗ), является содействие тем курсам, которые направлены на устойчивый экономический рост, сбалансированный по экономическим, социальным и экологическим аспектам.
В условиях интенсивного экономического развития вред окружающей среде неизбежен, однако он должен быть сведен к минимуму и быть экономически оправданным [3]. Любые хозяйственные или иные решения должны приниматься с таким расчетом, чтобы не превышать пределы вредного воздействия на природную среду. Установить такие пределы очень сложно, несмотря на то, что существуют пороги воздействия факторов, вызванных деятельностью человека. Они выражаются в нормативах допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Практически для всех видов природопользования они установлены - в них состоит основа государственного регулирования в области охраны окружающей среды [1]. В Российской Федерации всесторонний анализ возможного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду предусмотрен Федеральным законом «Об экологической экспертизе» для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Но, несмотря на данную процедуру, оценка последствий является сложным вопросом, при условии, что последствия могут наступить с течением длительного срока времени. Также необходимо учитывать появление новых технологий, что зачастую облегчает производство, но не минимизирует негативное влияние на окружающую среду и возможность аварийных случаев.
Примерами таких глобальных аварий могут служить: катастрофа судна Exxon Valdez в 1989-ом году, платформы Deepwater Horizon в 2010-ом году, авария на заводе по производству глинозема Ajkai Timfoldgyar Zrt в окрестностях венгерского города Айка в 2010-ом и многие другие.
При этом сложность заключается не только в оценке, но и в необходимости снижения воздействия на окружающую среду и создании экономических стимулов для природоохранных практик, а также создании надежных механизмов компенсаций за ущерб окружающей среде.
В современном мире наряду с национальными выработаны международные стандарты, обеспечивающие экологическую безопасность, следуя которым можно просчитать экологические риски еще до реализации того или иного инвестиционного проекта. Однако они не носят обязательного характера, но зачастую являются необходимыми, в частности, для российских предприятий, работающих с иностранными инвесторами и кредиторами, а также планирующих сбыт продукции на внешних рынках.
Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН [11, c. 358]. В природоохранительной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН[14] - Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, региональные экономические комиссии (например, Европейская экономическая комиссия), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) Международная комиссия по окружающей среде и развитию (MKOCP) и др.
В развитии Стокгольмской декларации об окружающей среде 1972 года и Всемирной стратегии охраны природы, разработанной МСОП в 1980 году, в 1982 году Генеральной Ассамблеей OOH была приняла Всемирная хартия природы. Данный документ содержит пять основных принципов:
1. Относиться к природе необходимо с уважением, не нарушая ее основные процессы;
2. Необходимо сохранять и не подвергать опасности среду обитания любой популяции;
3. Данные принципы относятся ко всей территории Земли;
4. Управление и использование экосистемы человеком должно осуществляться без ущерба для природы и живых в ней организмов;
5. Окружающая среда должны быть защищена от какого-либо негативного влияния, связанного с любыми военными или другими враждебными действиями.
В 1986 Международным Советом научных союзов была учреждена крупная междисциплинарная Международная гэеосферно-биосферная программа (МГБП).
Данные инициативы привели к созданию Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, а также принятию Базельской конвенции и Монреальского протокола.
В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялся «Саммит Земли», задачей данной конференции стало создание в обществе ориентации на сохранение окружающей среды на мировом уровне. Во время конференции была принята Повестка дня на XXI век, призывающая к совместной деятельности различных участников общественной жизни, так как именно это поможет достичь высокого качества окружающей среды и здоровой экономики в мире, то есть - устойчивого развития. В частности, подразделением ООН по Устойчивому развитию в Программе по устойчивому развитию было отмечено, что важнейшую роль в достижении этих целей, как активный участник в жизни общества, поставщик товаров и услуг для общества и как источник создания рабочих мест, играет промышленность [13].
В 1992 году по инициативе английских промышленников Британским институтом стандартов (BSI Group) был опубликован первый в мире стандарт на системы экологического менеджмента для организаций — BS 7750, послуживший моделью для создания стандартов ISO 14000, учрежденных в период восьмилетнего Уругвайского раунда (1986—1993) переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO), а также периодически пересматриваются, с соответствии с текущим состоянием экономики и требованиям рынка[12].
Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000). Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты и опубликованы в конце 1996 года.
Благодаря данным стандартам можно просчитать экологические риски еще до реализации того или иного инвестиционного проекта [6, c. 440], эти стандарты позволяют обеспечить экологическую безопасность на нескольких уровнях. Однако они не носят обязательного характера, но зачастую являются необходимыми, в частности, для российских
предприятий, работающих с иностранными инвесторами и кредиторами, а также планирующих сбыт продукции на внешних рынках.
Уменьшение неблагоприятного воздействия на экологию достигается на следующих уровнях:
• на уровне самой организации, благодаря совершенствованию экологического поведения компании, как внутри самой организации, как и в ее деятельности;
• на государственном - путем создания дополнительных требований к существующему экологическому законодательству на национальном уровне;
• и путем улучшения условий мировой торговли - на международном уровне.
В декабре 1997 года в Японии в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) был подписан Киотский протокол. Данное международное соглашение обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.
Также существует комплекс добровольных принципов, разработанных и принятых банками для оценки экологических и социальных рисков при предоставлении проектного финансирования - «Принципы Экватора». Первая редакция Принципов была принята 4 июня 2003 года на собрании банков, проходящим в Вашингтоне, округ Колумбия. В течение первых трех лет применения Принципы поддержали сорок финансовых учреждений. «Принципы Экватора» основываются на природоохранных и социальных стандартах, применяемых Международной финансовой корпорацией (ГРС) — членом группы Всемирного банка, осуществляющей финансирование в частном секторе. Эти принципы применяются в глобальном масштабе для кредитов в сфере банковского проектного финансирования.
Международные стандарты не заменяют национальных законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом можно повлиять на окружающую среду и как выполняются требования международного и национального законодательства.
Не является учреждением ООН, но осуществляет свою деятельность по договору с ООН, МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Созданное в 1957 г. МАГАТЭ ведет широкие исследования по использованию атомной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании ядерного топлива и занимается защитой окружающей среды от опасности радиоактивного заражения.
Также большое внимание проблемам охраны окружающей среды уделяют такие организации, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейское экономические сообщество (ЕЭС), Организация американских государств (ОАГ), Лига арабских стран по вопросам образования, культуры и науки (АЛЕКСО) и т.д.
Активную роль в решении проблемы охраны окружающей среды, обострившиеся в современном мире, играют международными неправительственными организациями (МНПО), специализирующиеся на вопросах защиты окружающей среды, а также проявляющие интерес к экологическим проблемам, помимо их основной сферы деятельности, как например, здравоохранение, наука, образование, экономика, религия и др.
Многие МНПО, наделенные специальной природоохранительной компетенцией, занимаются вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. Примерами подобных специализированных неправительственных организаций могут служить Международный совет по охране птиц, Всемирная федерация по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.д.
Наиболее крупной и авторитетной международной неправительственной организацией является Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 г. во Франции. Данная организация содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов, проводят соответствующие национальные и международные мероприятия. Членами МСОП могут быть как правительства стран, так и отдельные государственные органы, учреждения, общественные организации, другие коллективы, уделяющие внимание защите природы.
Сотрудничество в экологической сфере осуществляется и в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Азербайджан, Армения, Беларусия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан в феврале 1992 г. подписали межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, в соответствии с которым был создан Международный экологический совет и при нем - Межгосударственный экологический фонд для выполнения согласованных межгосударственных экологических программ, в первую очередь - для ликвидации последствий экологических катастроф.
Глобальные экологические проблемы приобретают стратегический характер, перемещаясь в центр глобальной политики, что стимулирует интерес к изучению проблем защиты окружающей среды и способствует усилению внимания к экологической обстановке в мире и перестройке глобальной экономики на экологически ориентированную модель развития. Положительной тенденцией является растущее взаимодействие между различными организациями в области изучения возможностей экологически ориентированного развития.
С 1990-е по 2000-е гг. экологическая составляющая постепенно интегрируется в экономические стратегии всех уровней - от фирменного до глобального [4, с. 240].
На международном уровне природоохранные аспекты становятся частью практически всех серьезных международных договоренностей. Прослеживается постоянный рост числа договоренностей, расширение географии, сфер охвата, включение новых механизмов осуществления соглашений в экологической сфере, а также повышение уровня контроля над их реализацией.
Наиболее далеко многостороннее сотрудничество продвинулось на региональном уровне. Это связано с тем, что в определенном регионе существует некое ограниченное число стран-участниц, формирующих интеграционнуюгруппировку с более широкими возможностями и готовностью передать часть суверенитета наднациональным структурам, что позволяет эффективнее внедрять и реализовывать различные экологические программы.
Практически все региональные экономические объединения содержат положения или отдельные договоренности о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Соглашения предполагают разные подходы к экологическому сотрудничеству в зависимости от уровня развития стран-членов, степени развития интеграции, институциональной базы и других факторов. Опыт их подходов используется и на более широком международном уровне.
По мнению профессора Пискуловой Н.А., в последние годы создаются предпосылки для продвижения к глобальному экологическому сотрудничеству. Исследования доктора Пискуловой показывают, что фактически некоторые международные природоохранные договоренности уже превалируют над правилами ВТО, а НАФТА прямо указывает на приоритет экологических соглашений. Некоторые международные экологические соглашения предполагают регулирование не только многосторонних торговых связей, но и национального
производства, что практически является составляющей глобального подхода к решению природоохранных проблем. Создание и вступление в силу Киотского протокола в 1998г является показателем формирования составляющих глобального управления наиболее острыми экологическими проблемами и началом качественно нового этапа развития институциональной основы процессов глобализации. Указанные элементы являются свидетельством и стимулом экологической ориентации развития мировой экономики.
Экологически ориентированная экономика должна способствовать разработке и реализации национальных концепций экологически устойчивого развития и механизма его обеспечения. В этой связи важнейшую роль играют международные организации, как некий глобальный помощник в реализации целей сохранения природы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баринова Е.Е. Эколого-экономический аудит и его функциональная роль в современной системе учётно-аналитической информации // М.:Управление Риском №4 - 2013. - C. 23-29.
2. Вылегжанина Е.Е. Природопользование и сохранение окружающей среды в Европейском союзе: новые правовые подходы / Е.Е. Вылегжанина // М.: Право и политика. - 2003. - No 2. - С. 97-105.
3. Жидко Е.А. Управление эколого-экономическими рисками на предприятии // Страховое Дело №10 - 2011.
4. Пискулова Н.А. Экологический вектор развития мировой экономики. М.: Навона, 2010. — 240 с.
5. Рогожина Н.Г. Экологическая политика развивающихся стран // Аспект-пресс. -2015. М. С. 94-115.
6. Серенков П.С. Методы менеджмента качества. Процессный подход / Серенков П.С., Курьян А.Г., Волонтей В.П.-Мн.: Новое знание, М.: ИНФРА-М, 2014. - 440 с.
7. Федоров В.Н.. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. МГИМО(У) МИД РФ; ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование). М.: Логос, 2005. С. 59.
8. Федорцов В.Г., Дрягилев Л.А. Экология и экономика природопользования: учебно-методическое пособие. - М.: издательство РДЛ, 2003. 232 с.
9. Международное право. Учебник МГИМО(У) МИД России [International law. Manuel [MGIMO-University under the MFA of Russia]. Под редакцией А.Н. Вылегжанина / Юрайт, Высшее образование, М., 2009. С. 358.
10. Основы общей экологии и международной экологической политики / Р.А. Алиев и др.; МГИМО (У) МИД России. - М.: Аспект Пресс, 2014. 381 с.
11. Современные глобальные проблемы: учебное пособие для вузов / Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет); Российская академия наук (РАН), Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО); ред. В.Г. Барановский, А.Д. Богатуров. М.: Аспект Пресс, 2010. 350 с.
12. Briggs, Susan L.K. ISO 14001 revision is underway. 18 April 2012. ISO.
13. A vital EU R&D programme for sustainable development.
14. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=732440.
Amantasheva Aysuluu Temirbekovna
Baikal Mining Company LLC Moscow branch, Russia, Moscow MGIMO-University, Russia, Moscow E-mail: [email protected]
The participation of international organizations in shaping
the global green economy
Abstract. The protection of the environment is one of the global issues of our time. In order to minimize and prevent negative impact on the ecological situation in the world, the international community was to formulate a common international environmental standards. Direct role in the creation of common international environmental principles played international institutions. This article deals with environmental organizations and their influence on the formation of common international principles and standards in the field of ecology.
Keywords: ecology; environment; international environmental standards; sustainable development; environmental organizations; eco-oriented economic development
REFERENCES
1. Barinova E.E. Ekologo-ekonomicheskiy audit i ego funktsional'naya rol' v sovremennoy sisteme uchetno-analiticheskoy informatsii // M.:Upravlenie Riskom №4 - 2013. - C. 23-29.
2. Vylegzhanina E.E. Prirodopol'zovanie i sokhranenie okruzhayushchey sredy v Evropeyskom soyuze: novye pravovye podkhody / E.E. Vylegzhanina // M.: Pravo i politika. - 2003. - No 2. - S. 97-105.
3. Zhidko E.A. Upravlenie ekologo-ekonomicheskimi riskami na predpriyatii // Strakhovoe Delo №10 - 2011.
4. Piskulova N.A. Ekologicheskiy vektor razvitiya mirovoy ekonomiki. M.: Navona, 2010. — 240 s.
5. Rogozhina N.G. Ekologicheskaya politika razvivayushchikhsya stran // Aspekt-press. - 2015. M. S. 94-115.
6. Serenkov P.S. Metody menedzhmenta kachestva. Protsessnyy podkhod / Serenkov P.S., Kur'yan A.G., Volontey V.P.-Mn.: Novoe znanie, M.: INFRA-M, 2014. - 440 s.
7. Fedorov V.N.. Organizatsiya Ob"edinennykh Natsii, drugie mezhdunarodnye organizatsii i ikh rol' v XXI veke. MGIMO(U) MID RF; INO-Tsentr (Informatsiya. Nauka. Obrazovanie). M.: Logos, 2005. S. 59.
8. Fedortsov V.G., Dryagilev L.A. Ekologiya i ekonomika prirodopol'zovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. - M.: izdatel'stvo RDL, 2003. 232 s.
9. Mezhdunarodnoe pravo. Uchebnik MGIMO(U) MID Rossii [International law. Manuel [MGIMO-University under the MFA of Russia]. Pod redaktsiei A.N. Vylegzhanina / Yurait, Vysshee obrazovanie, M., 2009. S. 358.
10. Osnovy obshchey ekologii i mezhdunarodnoy ekologicheskoy politiki / R.A. Aliev i dr.; MGIMO (U) MID Rossii. - M.: Aspekt Press, 2014. 381 s.
11. Sovremennye global'nye problemy: uchebnoe posobie dlya vuzov / Moskovskiy gosudarstvennyy institut mezhdunarodnykh otnosheniy (MGIMO-Universitet); Rossiyskaya akademiya nauk (RAN), Institut mirovoy ekonomiki i mezhdunarodnykh otnosheniy (IMEMO); red. V.G. Baranovskiy, A.D. Bogaturov. M.: Aspekt Press, 2010. 350 s.
12. Briggs, Susan L.K. ISO 14001 revision is underway. 18 April 2012. ISO.
13. A vital EU R&D programme for sustainable development.
14. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=732440.