Научная статья на тему 'Экологический аудит в системе императива устойчивого развития экономики'

Экологический аудит в системе императива устойчивого развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильичева Е. В.

Рассмотрена одна из приоритетных задач эколого-экономических исследований реализация механизма обеспечения государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. Основанием для совершенствования действующего механизма стимулирования рационального и устойчивого природопользования является формирование эффективной системы экологического менеджмента, важнейшим элементом которого, позволяющим обеспечить эффективность системы экологоориентированного управления экономикой, выступает экологический аудит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологический аудит в системе императива устойчивого развития экономики»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ В СИСТЕМЕ ИМПЕРАТИВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Рассмотрена одна из приоритетных задач эколого-экономических исследований — реализация механизма обеспечения государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. Основанием для совершенствования действующего механизма стимулирования рационального и устойчивого природопользования является формирование эффективной системы экологического менеджмента, важнейшим элементом которого, позволяющим обеспечить эффективность системы экологоориентированного управления экономикой, выступает экологический аудит.

Нарастание глобальных экологических проблем, истощение природных ресурсов, возникновение кризисов антропогенного происхождения, осознание катастрофичности сложившегося типа социально-экономического развития вызывают необходимость пересмотра системы взаимоотношений «природа-человечество», поиска путей их гармонизации, что находит отражение в концепции устойчивого развития, принятой мировым сообществом на Всемирной конференции в 1992 году.

Существующие направления перехода на путь устойчивого развития с точки зрения многих исследователей являются неопределенным^ поскольку недостаточно точно определяют цель развития и возможные пути ее достижения. Многие проблемы управления на различных уровнях, связанные с переходом на путь устойчивого развития, не решены и требуют разработки.

Воздействие современных технических средств на окружающую среду велико и принимает глобальные масштабы, экологический контроль и управление природопользованием в Российской Федерации осуществляется с чрезвычайно низкой эффективностью, что приводит к проявлению новых негативных экологических факторов, влекущих за собой значительный экономический ущерб.

Одной из приоритетных задач эколого-экономических исследований является разработка и реализация механизма обеспечения государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации ее территориальных, промышленных комплексов, который предполагает усиление экологизации экономики и обеспечение сбалансированного решения социально-экономических и экологических интересов общества на всех уровнях управления.

В начале третьего тысячелетия рассмотрение экологических последствий функционирования экономической системы отличается сочетанием традиционных и новых проблем. Особенностью современного процесса взаимодействия экономической системы с природной средой является усиливающееся негативное воздействие следующего ряда факторов: доминирования техногенного типа развития, усиления антропогенной нагрузки на биосферу, роста численности населения, несовершенства механизмов учета экологических последствий хозяйственной деятельности и других.

Именно поэтому важнейшей общемировой задачей является процесс смены экономической парадигмы концепцией устойчивого развития, ориентированной на решение проблемы обеспечения устойчивого, прежде всего с экологической точки зрения, развития.

При всей схожести с общемировой, ситуацией эколого-экономические проблемы в России имеют особенности, обусловленные, транзитивным состоянием российской экономики, структурным экономическим кризисом, преобладанием сырьевых и монополизированных отраслей промышленности, диспропорциями между производством и потреблением, низкой эффективностью финансовокредитной системы и системы денежного обращения. Это придает особую остроту комплексу противоречий между экономическими, социальными, технологическими и экологическими факторами, о чем наглядно свидетельствуют данные, иллюстрирующие качественное состояние окружающей среды в РФ (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы

Основные показатели, характеризующие воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы 1992 1995 2000 2001 2002 2003 2004

Забор воды из водных источников длд использования1, млрд м3 99,6 86,6 75,9 74,6 72,7 72,2' 69,2

Сброс загрязненных сточных ВОД1,, млрд м3 27,1 24,5 20,3 19,8 19,8 19,0 ' 18,5

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, млн т 28,2 21,3 18,8 19Д 19,5 19,8 20,5

Нарушено земель в результате хозяйственной деятельности (на конец года)2, тыс. га 1090,6 1138,4 1150,4 1150,9 1136,3 Шб,3 1117,1

Из них отработано 359,2 1 363,4 311,0 I 306,2 302,4 288,1 283,9

] По данным Росводресурсов.

2 По данным Роснедвижимости.

Определений устойчивого развития существует довольно много, что отражает сложность данного понятия, включающего социальные, экономические и экологические аспекты развития человечества. Реализация государственной стратегии устойчивого развития России и отдельных ее регионов предполагает усиление экологической составляющей экономики и гармонизацию экологических и экономических интересов общества в едином экономическом пространстве. Неотъемлемой частью перехода к экологизации экономики является экологизация политики природопользования, опирающаяся на принципы устойчивого развития.

Проанализированы затраты на охрану окружающей среды за период с 2000 по 2004 год1 (табл, 2), обращает на себя-внимание неизменная структура затрат

1 Анализ проводился без учета субъеШв малого предпринимательства, Данные начиная с 2001 г. —

без НДС.

на охрану окружающей среды, а именно, величина инвестиций в основной капитал на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов находиться в рамках 18—20% от общего объема затрат на экологизацию, ■что в 3 раза меньше текущих затрат на охрану окружающей среды, а затраты на капитальный ремонт основных производственных фондов не превышают 7—9 % общего объема затрат.

Таблица 2

Затраты на охрану окружающей среды (в фактически действовавших ценах, млн р.) [2. С. 95—102]

Затраты на охрану окружающей среды 2000 2001 2002 2003 2004

Всего 107138 133729 142949 181881 207998

В том числе: инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 22339 27710 25270 35407 4*168

текущие затраты на охрану окружающей природной среды 67255 76832 89365 111595 126560

затраты на капитальный ремонт основных производственных фондов по охране окружающей среды 8515 11466 10910 11910 15442

затраты на охрану и воспроизводство диких животных 582 874 1406 1464 1847

расходы на тушение лесных пожаров, происшедших в результате человеческой деятельности 726 881 1813 2933 1407

прочие 7721 15966 14185 18572 21574

Рассмотрев текущие затраты на охрану окружающей среды (табл. 3), мы пришли к выводу, что за рассматриваемый период с 2000 по 2004 год, структура затрат также не изменилась, в общем объеме затрат 60 % составляют затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов, в основную массу затрат составляют затраты на очистку потребления водных ресурсов муниципальными образованиями.

Таблица 3

Текущие затраты на охрану окружающей среды (в фактически действовавших ценах» млн р.) [2. С. 98]

Текущие затраты на охрану окружающей среды 2000 2001 2002 2003 2004

Всего 67255 76832 89365 Ш5951 126560

В том числе:

на охрану и рациональное использование водных ресурсов 40263 47563 55861 67840 77046

на охрану атмосферного воздуха 17458 16246 18338 26724 29666

на охрану окружающей среды от отходов производства и потребления 7767 10449 12032 13828 16726

на рекультивацию земель 1767 2574 3134 3203 ‘3122-

.Затраты на охрану атмосферного воздуха не превышают 25 % от общих затрат, а величина затрат на утилизацию отходов производства не превышает 13 % от общего объема затрат, а затраты на рекультивацию земель не более 4 %. Надо отметить, что общем объеме текущих затрат на 2004 год, затраты на охрану окружающей среды в промышленности составляют 98 205 млн р., что составляет около 77 % от общего уровня затрат.

Рассматривая инвестиции (табл. 4) обращает на себя внимание, не совпадения структур затрат и инвестиций, а именно если в текущих затратах на охрану водных ресурсов составляет 60%, то в инвестициях величина затрат по данному направлению не более 43 % от общего объема. А величина инвестиций на охрану атмосферного воздуха около 35 %, при 25 % в текущих затратах на охрану окружающей среды.. Величина инвестиций в рациональное землепользование около 17% от общего объема затрат, причем величина в текущих затратах всего 3 % от общего объема.

В целом мы можем прийти к выводу, что структура инвестиций в охрану окружающей среды не совпадает со структурой текущих затрат на охрану окру-' жающей среды, причем структура затрат и инвестиций за период е 2000 и© 2004. год не изменилась, несмотря на рост экономики.

Таблица 4

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (в фактически действовавших ценах, млн р.) [2. С. 94]

; Инвестиции в. основной капитал 2000 2001 2.002 2003. 2004:

Всего 22339 27710 25270 354№7 41168

В том числе:

на охрану и рациональное использование водных ресурсов , на охрану атмосферного воздуха 8251 7946 10163 9682 10.928 . 6750 ; 14915 ' 10889 ' 15748 15521

. на охрану и рациональное использование земель 3520 433? 4660 6415 5563

другие мероприятия 2622 3528 2932 3188 4336

В данных условиях становится очевидной необходимость разработки и использования нетрадиционных подходов к решению эколого-экономических проблем, изыскания новых резервов развития страны. В последние годы в условиях реформирования органов государственного экологического контроля в Российской Федерации, особую значимость также приобретает инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на решение задач минимизации воздействия на окружающую среду, получившая название экологического менеджмента [1. С. 59].

Как показывает анализ мирового опыта, наиболее перспективным направлением данной деятельности, одним из важных инструментов регулирования политики в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития и основным методом оценки эффективности системы экоменеджмента является процедура экологического аудита. Если за рубежом экологический аудит,

начиная с 90-х годов стал реальным инструментом управления в системе экологизации экономики природопользования и охраны окружающей среды, то в России работа в данном направлении только начинается [3. С. 236]. Как и всякая новая область деятельности, экологический аудит нуждается в разработке концептуальных основ, методических й организационных подходов к его осуществлению.

Список литературы

1. Макаров, С. В. Экологическое аудирование промышленных производств / С. В. Макаров, Л. Б. Шагарова. М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 2002.144 с.

2. Осноаные показатели охраны окружающей среды стат. бюл. / Федерал, служба гос. статистики (РОССТАТ), М., 2005.102 с.

3. Серов, Г. П. Экологический аудит: учеб.-практ. пособие / Г. П. Серов. М.: Экзамен, 2000. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.